Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ / SOCIO-CULTURAL POTENTIAL / STUDENTS / CULTURAL PRACTICES / LEISURE ACTIVITIES / DEPARTMENTAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаехов Рим Фазылович

В статье рассматриваются вопросы развития социально-культурного потенциала личности обучающихся ведомственных вузов средствами включения их в культурные практики. Автор представляет характеристику и структуру социально-культурного потенциала личности и подход к ее изучению. Авторская позиция на феноменологию развития социально-культурного потенциала личности обучающихся на примере ведомственного вуза Федеральной службы исполнения наказаний характеризуется в контексте реализации педагогических условий, специально организуемых в образовательном процессе.The article discusses the development of socio-cultural potential of students of departmental universities by including them in cultural practice. The author presents the characteristic and structure of the socio-cultural potential of the individual and the approach to its study. The author’s position on the phenomenology of the development of the socio-cultural potential of the student’s personality on the example of the departmental university of the Federal Penitentiary Service is characterized in the context of the implementation of pedagogical conditions specially organized in the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

9. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи: учебно-методическое пособие. 3-е изд. -СПб.: «ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. - 144 с.

10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод.пособие для воспитателей дошк.образов.учреждений. - М.: Гуманит.изд.ценр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

11. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2014. - 192 с.

12. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.

Педагогика

УДК 378.18

аспирант Шаехов Рим Фазылович

Частное образовательное учреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития социально-культурного потенциала личности обучающихся ведомственных вузов средствами включения их в культурные практики. Автор представляет характеристику и структуру социально-культурного потенциала личности и подход к ее изучению. Авторская позиция на феноменологию развития социально-культурного потенциала личности обучающихся на примере ведомственного вуза Федеральной службы исполнения наказаний характеризуется в контексте реализации педагогических условий, специально организуемых в образовательном процессе.

Ключевые слова. социально-культурный потенциал, обучающиеся, культурные практики, досуговая деятельность, ведомственный вуз.

Annotation. The article discusses the development of socio-cultural potential of students of departmental universities by including them in cultural practice. The author presents the characteristic and structure of the socio-cultural potential of the individual and the approach to its study. The author's position on the phenomenology of the development of the socio-cultural potential of the student's personality on the example of the departmental university of the Federal Penitentiary Service is characterized in the context of the implementation of pedagogical conditions specially organized in the educational process.

Keywords: socio-cultural potential, students, cultural practices, leisure activities, departmental university.

Введение. Современная социально-культурная парадигма, обозначенная в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. и приказе №555 ФСИН России «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы», является основой организации с обучающимися ведомственных вузов как сотрудников уголовно-исполнительной системы культурных практик с целью повышения их социально-культурного потенциала.

Развитие социально-культурного потенциала обучающихся происходит ежедневно вне зависимости от возраста, пола, религии, этнической принадлежности и степени озабоченностью повседневностью. Педагогика опирается на эти данные и использует их при определении объективных возможностей духовного наполнения свободного времени, учитывая, в том числе, и его рекреационную функцию. Предметом педагогики, в первую очередь, выступает досуг как форма деятельности в свободное время, обеспечивающая отдых, органично совмещенный с разносторонним физическим и духовым развитием личности. Однако у обучающихся ведомственного вуза распорядок дня строго регламентирован, а развитие их социально-культурного потенциала не является приоритетным направлением в образовательном процессе и по окончанию обучения они оказываются не приспособленными к организации своего свободного времени из-за отсутствия такого опыта.

Изложение основного материала статьи. Социально-культурный потенциал обучающихся ведомственного вуза можно рассматривать как личностное образование, способствующее включенности личности в культурные практики с целью содержательно и рационально проводить свое свободное время (планировать, формировать стратегию общекультурного развития и самосовершенствования, ориентироваться и управлять свободным временем, оценивать проведенный досуг), направленного на развитие социально-культурной активности и социально-культурного саморазвития. В этом случае компонентами социально-культурного потенциала обучающихся являются когнитивный, аксиологический, конативный, эмоционально-рефлексивный и показателями ее сформированности (знания по социально-культурному потенциалу, жизненные ценности; мотив и умения организации свободной жизнедеятельности, эмоции; навыки самооценки). Социально-культурный потенциал личности регламентируется историческими и социокультурными условиями. Важность обращения к исследованию досуга личности с позиций педагогических исследований объясняется тем, что развитие его потенциала обеспечивает общение с окружающими, обмен мнениями и взглядами, является одним из способов самореализации личности в конструктивной досуговой деятельности с целью приобретения опыта культурных практик.

Анализ педагогических изысканий и наш многолетний эмпирический опыт позволил обосновать и апробировать педагогические условия развития социально-культурного потенциала обучающихся ведомственного вуза в процессе досуговой деятельности: создание воспитательной мотивирующей среды и перспективное планирование досуговой деятельности ведомственного вуза; разработка модульной программы для преподавателей по готовности к организации досуговой деятельности обучающихся в ведомственном вузе; разработка и реализация спецкурса для обучающихся «Повседневная культура сотрудника» и Этического кодекса досуга сотрудника.

При реализации первого педагогического условия, организуя воспитательную среду вуза, были определены четыре её компонента: пространственно-предметный компонент (архитектурные и материальные особенности); психологический компонент (психологический климат образовательной среды, отношения

внутри студенческих групп и между студентами и профессорско-преподавательским составом, что характеризует стиль отношений - конкурентный, кооперативный, технократический, гуманистический и т.д.); образовательный компонент (концепция вуза, учебные планы и программы, формат проведения лекционных и семинарских занятий и внеаудиторной работы); культурный компонент (качество использования в воспитательных и образовательных целях артефактов культуры, механизмов её трансляции, степень активной включенности в культурные практики). Указанные компоненты воспитательной среды вуза соответствуют характеристикам, оказывающими влияние на развитие социально-культурного потенциала в досуговой деятельности обучающихся: открытость, целостность и интегративность.

Понятия образовательной и воспитательной среды употребляют для обозначения сред различного масштаба: европейская культурно-образовательная среда, культурно-образовательная среда региона и отдельного города, и соответственно, культурно-образовательная среда вуза как локального явления. С.В. Кривых предлагает рассматривать внутренние и внешние среды по отношению к образовательному учреждению среды. К внешним по отношению к образовательному учреждению средам автор относит социальную, социокультурную и культуротворческую среду, а среди внутренних сред называет образовательную и учебную среду. В тоже время следует отметить, что воспитательная среда вуза является совокупностью внешних по отношению к субъектам образовательного процесса условий осуществления их деятельности. Следовательно, воспитательная среда вуза как совокупность педагогических, психологических и социально-культурных процессов и явлений может являться эффективным механизмом развития социально-культурного потенциала обучающихся.

Актуальными для процесса развития социально-культурного потенциала обучающихся являются принципы организации вузовской среды:1) принцип культуросообразности указывает на совпадение целей образования с целями культуры, необходимость учитывать реалии культуры, окружающей человека. Актуальность обращения к указанному условию в развитии социально-культурного потенциала обучающихся объясняется изменением роли культуры в современном обществе и глубокой разработанностью культурологических концепций в отечественной науке (В.С. Библер, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, В.И. Слободчиков, Л.В. Фалеева и др.); 2) принцип открытости воспитательной среды вуза оказывает влияние на формирование культуры досуга обучающихся посредством конструктивного диалога с другими социальными институтами (учреждениями образования и культуры, СМИ, работодателями). Большое внимание уделяется информационной открытости вуза, что выявило большие возможности для саморазвития обучающихся, приобретения опыта культурно-досуговой деятельности.

Перспективное планирование организации культурных практик ведомственного вуза предполагает сотрудничество с учреждениями культуры и досуга и эффективно, благодаря высокой их концентрации и её целенаправленной трансляции в указанных учреждениях. Организация конференций и участие в грантовых конкурсах социокультурной направленности позволяет обучающимся изучать социальные и культурные процессы на профессиональном и научном уровнях. Изучение потенциала культурных практики и досуговой деятельности стало у обучающихся предметом исследования: формирование культуры досуга, педагогика досуга, психология культурных практик, теория и история досуговой деятельности.

В реализацию второго педагогического условия развития изучаемого феномена включаются не только профессорско-преподавательский состав, непосредственно занятый в образовательном процессе, но и другие сотрудники вуза, которые ежедневно взаимодействуют с обучающимися. Развитие досуговой деятельности обучающихся происходит в процессе расширения знаний о сфере досуга в результате социального сравнения, принятия образов поведения с других субъектов воспитательной среды. Поэтому весьма важным для курсантов является готовность всех субъектов образовательного процесса к активизации социально-культурного потенциала обучающихся.

Механизмы развития социально-культурного потенциала обучающихся рассматривается в нескольких плоскостях: 1) это одна из форм общения, что в свою очередь указывает на субъект-субъектность её проявления, соответственно, ее развитие у обучающихся определяется посредством общения и взаимодействия; 2) основой механизма развития социально-культурного потенциала обучающихся является гуманистическое сознание, ценности и нормы культуры во всем её разнообразии; 3) социально-культурный потенциал обучающихся предполагает осознанный уровень культуры, что опосредуется необходимостью понимания культурных особенностей социума и личностных потребностей.

Реализация третьего педагогического условия организуется в процессе проведения лекционных и семинарских занятий. В ходе исполнения этого условия учитывается мотивационно-личностный аспект процесса развития социально-культурного потенциала обучающихся. Так, известный российский психолог А.В. Брушлинский полагает, что «большой удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда и действуют внешние причины». Наиболее полно указанное педагогическое условие раскрывается на примере требований работодателя к специалисту.

Требования работодателей к специалисту можно разделить на две группы: квалификационные и общекультурные. Квалификационные требования сводятся к уровню образования, наличию компетенций в определенной сфере, опыту работы: высокий уровень общего развития, широкий кругозор, высокая общая и психолого-педагогическая культура поведения; навыки организации полезной занятости осужденных в свободное от работы время, навыки проведения культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы. Общекультурные требования работодателей к сотруднику во многом располагаются в плоскости культуры, например: навыки межличностного общения; грамотная речь; адекватная эмоциональность, доброжелательность; опрятный внешний вид.

Рассмотрев структуру требований работодателя к сотруднику, отметим, что их определенная часть соотносится с вопросами культуры досуга и социально-культурного потенциала обучающихся. Следовательно, обучение в вузе не может ограничиваться приобретением лишь профессиональных компетенций: обучающийся, нацеленный на приобретение профессии и последующее трудоустройство должен понимать, что успех его трудоустройства и дальнейшей карьеры во многом зависит от уровня его социально-культурного потенциала.

Обучающиеся ведомственного вуза знакомятся с требованиями работодателей не только на заключительном (выпускном) периоде обучения, но и на более ранних этапах. Такое знакомство обучающихся может происходить в рамках «ярмарок вакансий», проектах с социальными партнерами и во время прохождения практик. Знание обучающимися общекультурных требований работодателя к

специалисту является установлением причинно-следственной связи между уровнем его социально-культурного потенциала и возможностью трудоустройства.

Для достижения цели развития социально-культурного потенциала обучающихся актуальным является спецкурс «Повседневная культура сотрудника» и Этический кодекс досуга сотрудника. Их педагогический потенциал заключен в следующих аспектах: 1) развитие социально-культурного потенциала личности в процессе досуговой деятельности ведомственного вуза и формирование общекультурной компетентности); 2) интерактивность как характер взаимодействия; 3) использование эффективных средств преподнесения содержания: проблемные лекции, лекции-дискуссии, лекции-презентации, проектная работа. Перспективными были такие формы как семинар-игра, экспертный семинар, семинар-диалог. Спецкурс и кодекс ориентирован на развивающий потенциал личности с учетом психолого-педагогических условий: учет сложности заданий, нацеленность на творческий подход, практическая ориентированность приемов закрепления содержания.

Потенциальные возможности этического кодекса досуга сотрудника был направлен на разрешение реальных проблем, возникающих в образовательной среде вуза, внедрение этического кодекса досуга в повседневную жизнь и сопровождение обучающихся наставниками.

Выводы. Таким образом, действительный мотив приобретения опыта культурных практик в досуговой деятельности выражается в потребности личности в самом процессе этой деятельности; избирательности цели и содержания в зависимости от нравственного развития и культурного уровня и осуществление в организованных и неорганизованных, коллективных и индивидуальных формах.

Литература:

1. Библер В.С. Время культуры. - СПб., 2000. С. 255-267.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М.: Изд-во практ. психологии, 1996. - 392 с.

3. Гайсина Г.И. Образование как социокультурный феномен: Монография. - М.; Уфа: МГПУ; БГПУ, 2000. - 148 с.

4. Каган М.С. К истории формирования и взаимодействия человеческих общностей // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г.) / Под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С. 104-110.

5. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - С. 14-19.

6. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

7. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. - М.: Народное образование, 2003.

8. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. - Вып. 7. - М., 1997.

9. Фалеева Л.В. Образовательное пространство вуза как фактор развития самоорганизованной личности студента // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 6 (34). - С. 16-20.

Педагогика

УДК 371.311

кандидат педагогических наук, доцент Шейнова Татьяна Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Солдатенко Ксения Юрьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье раскрыты различные аспекты поддержания детской инициативы с целью развития способностей. Обобщен практический опыт на занятиях по формированию элементарных математических представлений в дошкольных образовательных организациях и уроках русского языка в начальных классах общеобразовательных школ.

Ключевые слова: ребенок, инициатива, способности, фактор развития, дошкольная образовательная организация, начальная школа, математика, развитие речи.

Annоtation. The article reveals various aspects of maintaining children's initiative in order to develop abilities. The practical experience in the classes on the formation of elementary mathematical representations in preschool educational organizations and the lessons of the Russian language in the primary grades of secondary schools is generalized.

Keywords: child, initiative, ability, development factor, preschool educational organization, elementary school, mathematics, speech development.

Введение. В настоящее время общество нуждается в людях, которые не только обладают сильными и глубокими знаниями, но и способны самостоятельно нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы, проявлять инициативу в различных сферах жизни. Социальный заказ общества фокусирует систему обучения и воспитания на формировании творческой и самостоятельной личности ребенка. Успех решения данных задач во многом предопределяется организацией образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях (ДОО), и начальном образовании (НО), когда закладывается основа активности, независимости и творческого потенциала ребенка.

Способности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте проявляются прежде всего в его склонности к определенному виду деятельности. Склонность к занятию математикой проявляется в хорошем настроении малыша, стремлении считать, сопоставлять, сравнивать, проявлять инициативу в выполнении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.