Научная статья на тему 'Особенности социокультурных практик в условиях вуза'

Особенности социокультурных практик в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / SOCIO-CULTURAL PRACTICES / HIGH SCHOOL SOCIO-CULTURAL AREA / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL ACTIVITY / SELF-DEVELOPING / SOCIO-CULTURAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каминская Н. Д., Эртман Е. В., Кавера В. А.

В статье рассматриваются особенности социокультурных практик в условиях вуза. Социально-культурные практики понимаются как процесс приобретения и воспроизводства социокультурного опыта на основе освоения и интериоризации культурных норм и ценностей. В работе представлены основные характеристики социокультурных практик, и определяются факторы их развития в образовательном пространстве вуза. Особое значение придается мультифункциональности практик в контексте саморазвития, самоактуализации и самопрезентации обучающихся. Описывается модель социально-культурных практик в образовательной среде вуза, которая реализуется через ценностно-ориентирующий, мотивационно-смысловой, деятельностный, результативный и рефлексивный компоненты на основе принципов гуманистического воспитания, социальной адекватности, индивидуализации, культуросообразности, конструктивного диалогичного взаимодействия. Критериями эффективности реализации модели социокультурных практик в образовательном пространстве вуза становятся: социальная адаптивность, социально-культурная автономность, интериорезированность ценностей, приверженность гуманистическим нормам, повышение уровня социальной инициативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of socio-cultural practices of personality which are realized in the pedagogical process were considered in this article. Socio-cultural practices are interpreted as a process of autonomous acquirement and reproduction of socio-cultural experience through the mastery and acquirement of cultural standards and values. The main characteristics of socio-cultural practices are also cited and the main criteria of efficacy in the high school educational area are defined. The special emphasis is placed on the multifunctionality of practices in the context of students’ self-actualization and their self-presentation. The model of socio-cultural practices in high school educational area which is realized through the value-oriented, motivated, activated, resultative and reflexive component based on the principles of humanistic education, social adequacy, individualization, constructive dialogic contacts is described in this article. The criteria of efficacy of realization of model of socio-cultural practices in high school educational area are realized through the following definitions: social adaptivity, socio-cultural autonomy, interiorization of values, compliance to the humanistic norms, increasing of the level of social initiativity.

Текст научной работы на тему «Особенности социокультурных практик в условиях вуза»

УДК 378.036.5

Н. Д. Каминская, Е. В. Эртман, В. А. Кавера Особенности социокультурных практик в условиях вуза

В статье рассматриваются особенности социокультурных практик в условиях вуза. Социально-культурные практики понимаются как процесс приобретения и воспроизводства социокультурного опыта на основе освоения и интериоризации культурных норм и ценностей. В работе представлены основные характеристики социокультурных практик, и определяются факторы их развития в образовательном пространстве вуза. Особое значение придается мультифункциональности практик в контексте саморазвития, самоактуализации и самопрезентации обучающихся. Описывается модель социально-культурных практик в образовательной среде вуза, которая реализуется через ценностно-ориентирующий, мотивационно-смысловой, деятельностный, результативный и рефлексивный компоненты на основе принципов гуманистического воспитания, социальной адекватности, индивидуализации, культуросообразности, конструктивного диалогичного взаимодействия. Критериями эффективности реализации модели социокультурных практик в образовательном пространстве вуза становятся: социальная адаптивность, социально-культурная автономность, интериорезированность ценностей, приверженность гуманистическим нормам, повышение уровня социальной инициативности.

The essence of socio-cultural practices of personality which are realized in the pedagogical process were considered in this article. Socio-cultural practices are interpreted as a process of autonomous acquirement and reproduction of socio-cultural experience through the mastery and acquirement of cultural standards and values. The main characteristics of socio-cultural practices are also cited and the main criteria of efficacy in the high school educational area are defined. The special emphasis is placed on the multifunctionality of practices in the context of students' self-actualization and their self-presentation.

The model of socio-cultural practices in high school educational area which is realized through the value-oriented, motivated, activated, resultative and reflexive component based on the principles of humanistic education, social adequacy, individualization, constructive dialogic contacts is described in this article.

The criteria of efficacy of realization of model of socio-cultural practices in high school educational area are realized through the following definitions: social adaptivity, socio-cultural autonomy, interiorization of values, compliance to the humanistic norms, increasing of the level of social initiativity.

Ключевые слова: социокультурные практик, образовательное пространство вуза, образовательные технологии, социально-культурная активность, саморазвитие, социально-культурный опыт.

Key words: socio-cultural practices, high school socio-cultural area, educational technologies, professional activity, self-developing, socio-cultural experience.

© Каминская Н. Д., Эртман Е. В., Кавера В. А., 2018

279

В современных условиях, когда российское общество переживает период социально-культурной трансформации, наиболее существенными становятся проблемы стимулирования активности человека, его сознательного созидательного участия в социально-культурной жизни, развития его культурной компетентности, включенности в социальные и творческие процессы, систематизации ценностных представлений. Социально-культурная активность как устойчивое свойство личности проявляется в совокупности осуществляемых действий в процессе внутренней и внешней деятельности по преобразованию себя и социальной среды, носящих социально-значимый характер, ориентированных на осознанное интенсивное развитие связей с социумом.

Социокультурное пространство вуза представляется «социальной обусловленностью, имеющей ценностный характер» [2; с. 165], когда в опыте обучающихся осуществляется становление и «выращивание» внутренне формируемого индивидуального пространства, что способствует приобщению к целостному образовательному процессу. Социально-культурная активность в этой связи является особым выражением специфики отношения учащихся к освоению системы профессиональных знаний и способов их реализации. Она синтезирует познавательное, эмоциональное и волевое развитие личности, обеспечивая духовное и практическое освоение образовательной среды. Студенческое сообщество в целом и каждый его представитель получает возможность включаться в социально-культурную деятельность на принципах соотнесения индивидуальных ценностно-нормативных категорий и общезначимых ценностей, нормативно-правового поведения, инициативно-деятельностных позиций, формируя субъектно-субъектные отношения в образовательном пространстве вуза.

Одним из наиболее значимых и перспективных направлений развития социально-культурной и профессиональной активности студентов являются социокультурные практики. Осмысление образовательной деятельности сегодня не представляется без «практики» как методологической категории. Понятия «инновационная практика», «культурная практика», «социокультурная практика», «антропопрактика» прочно вошли в научный оборот. К чертам семантического поля понятия «практика» можно отнести прежде всего процесс, связанный с высоким уровнем активности и инициативности человека. Следовательно, определяя практику, будет правомерно выделить такие ее сущностные компоненты, как действия и их предметное наполнение, условия и средства, а также определить специфику субъектов практики.

Социокультурную практику возможно рассматривать как основополагающий вид деятельности в антропопрактике. Она устанавливается в контексте антропологического подхода средой

и и и ^ ■ и

человеческих взаимодействий, консолидацией субъектов, рефлексией, объединяющей множество различных интересов и мнений и реализующейся в отдельно взятом социальном действии.

Одним из ключевых оснований для методологического определения сущности социокультурных практик является культурологический подход. Культурологическая концепция позволяет раскрыть суть практик как системы целенаправленных действий личности по освоению и воспроизводству культурозначимого культуросозидающего социального опыта, который обеспечивает личностно-смысловое развитие студентов, поддерживает индивидуальное становление каждого учащегося, превращая его в субъект творчества. Таким образом, в социально-культурных практиках доминантами становятся воспитание человека, наполненного духовно-нравственными ценностями, преобразующего среду функционирования, осознающего культуротворческий характер активности, ориентированного на расширение знаний, вовлеченного в значимые для социума события [1, с. 247].

Социокультурные практики личности в образовательной среде понимаются прежде всего как процесс приобретения и воспроизводства социокультурного опыта на базе усвоения и интериоризации культурных норм и ценностей [3]. Такой вид активности в сферах образования, массовой информации, просвещения, досуга реализует все больше социокультурных функций. На фундаменте социокультурных практик возникает самоидентификация индивидов, формирование образа жизни, индивидуализация поведения в личном и общественном пространстве, воспроизводство образцов культуры во всех сферах общественной жизни разными социальными группами.

Социокультурная практика - это деятельность индивида, определяемая его гуманистическими потребностями в различных видах творчества согласно нормам, ценностям, традициями социума, порожденным как менталитетом, так и его социокультурным окружением, ориентированным на обновление способов освоения будущего и самосовершенствование индивида. В результате подобной практики преобразуется социокультурная среда и происходит самосовершенствование субъекта практики, развитие у него природных способностей, общечеловеческих нравственных качеств, профессиональных навыков, ответственности перед обществом, формирование устойчивых и разветвленных социальных связей. Кроме того, понятие «практика» представляет собой системную целостность, системообразующую организованность самостоятельных, но взаимосвязанных целей, задач и ресурсов взаимодействующих

субъектов. Включаемые в социокультурные практики обучающиеся постигают умения ставить цели, получать ресурсы и расходовать их для развития новых видов деятельности. В процессе осуществления социальных действий они проживают каждую стадию деятельности, начиная с осознания необходимости действовать и целеполагания и заканчивая непосредственно действиями, направленными на реализацию цели.

В системе координат гуманистических ценностей социокультурные практики становятся фактором индивидуально-практического освоения социокультурного опыта, предоставляя возможность обучаемому получения субъективированного опыта жизнедеятельности. Они выступают как совокупность динамичных культурных пространств и процессов, институализированных форм общественной жизни, способных обеспечивать различные виды организации социокультурной активности студентов.

Вовлечение обучающихся в социокультурные практики в условиях образовательного процесса осуществляется в контексте коллективной творческой деятельности, где одним из значимых факторов является педагогическая поддержка. К чертам, которые характеризуют категорию социокультурные практики, можно отнести многообразие видов и интенсивность социально-культурной активности, квалитативные показатели, к которым относятся самодетерминация, целеполагание, осознанность, трансформация субъектом в ценностно-значимом аспекте своих действий, интерактивно развивающихся во взаимодействии с социальным окружением, включение личности в профессионально-творческие среды, способствуя развитию ее креативного потенциала.

п V V _

В научной педагогической литературе определено понимание социокультурной практики в широком и узком смысле. В широком смысле она включает перспективное реформирование образовательных систем и процессов, создание и совершенствование образовательных стандартов, направленных на приобщение обучающихся к культуре и развитие личности. В узком смысле подразумевается перенос обучения и воспитания в контекст социокультурных практик, соответствующих ценностям, интересам и творческим потребностям учащихся, направленных на изучение и творческое преобразование окружающей среды и социума согласно обновляемым ценностным представлениям [5].

К характеристике сущности социокультурной практики следует отнести ее многоаспектность и многообразие событийности, определяющей способность индивида моделировать свою жизнедеятельность как объект практического преобразования. Социокультурная практика обладает свойством воспроизводства разных форм самовыражения, сфокусированном на саморазвитие

обучающегося, базируясь на реализации множества способов деятельности человека, таких как исследовательская и игровая досуговая, художественная, информационно-коммуникативная, волонтерская и т. д.

Правомерно утверждать, что социокультурная практика выражает специфику личностного отношения обучающихся к миру, а также способы их самостоятельного бытия. Она реализуется посредством свободного выбора обучающимися целей и средств ее осуществления, что обеспечивает развитие способности во взаимодействии с обществом и выявление собственного отношения к разным жизненным ситуациям и видам поведения в них. Социокультурная практика задает социально-культурный контур деятельности обучающихся и обладает многосубъектностью, поскольку ее воплощение возможно тогда, когда совместная деятельность образует ее индивидуальные смыслы, цели, способы действий [6].

Социокультурные практики в образовательной среде вуза включают:

- разнообразные виды самостоятельной деятельности и самоорганизации действий студентов, основанные на текущих и перспективных профессиональных интересах и получение ими определенного опыта;

- определение и последующую апробацию инновационных способов деятельности, форм актуализации замыслов и поведенческих особенностей для реализации познавательных и креативных потребностей;

- взаимодействие с представителями различных сообществ и широкие социальные контакты;

- разработку инновационных способов и форм социально-культурной активности;

- получение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, сочувствия, помощи, эмпатии, альтруизма, гордости, радости и т. д. [6].

Благодаря развитию социокультурных практик в образовательном пространстве вуза поддерживается мотивация обучающихся, актуализируются учебные программы, а также создается баланс в системе подготовки будущих специалистов, обеспечивающий профессионализацию и последующую работу по специальности. Формируется особая социальная ниша, совмещающая ранее разделенные во времени и пространстве виды занятости обучающихся.

Изучая социокультурные практики, важно обращать внимание на их мультифункциональность, особенности самоактуализации и самопрезентации обучающихся в данных практиках, возможности, характер и формы реализации личностно-деятельной практики. Социокультурные практики - это многоуровневый полифункциональный

283

конструкт, конкретный характер проявления которого во многом зависит от самой личности обучающегося. В условиях социально-культурных практик возможен процесс самоконструирования личности. В этом случае целью социокультурной практики становится саморазвитие как фундаментальная способность человека. Ее можно рассматривать как «лабораторию жизни» [6], в пределах которой осуществляется обучение и воспитание личности, и которые во многом отвечают творческим исканиям обучающихся, их ценностным смыслам, интересам в процессе созидательного преобразования действительности. Знание становится не столько целью, но средством саморазвития индивида, обретения им самоидентичности, когда включенный в социокультурную практику, он участвует в смыслоориентирующих проектах.

В условиях образовательного процесса целесообразно реализовывать социокультурные практики, обеспечивающие ценностную направленность образовательной деятельности, где происходит конструирование индивидуальных образовательных маршрутов личности. Осознание всей степени социальной значимости собственного участия в реализации этих видов активности заставляет обучающихся вступать в принципиально новые отношения между собой, разрабатывать новые средства общения, осуществлять поиск инновационных форм социально значимой деятельности, которая способствует формированию среды для их самоутверждения и саморазвития. Основным фактором при формировании индивидуальности является гуманистическая социокультурная практика, т. е. практика творчества, с опорой на познаваемые личностью нормы, ценности, способы действия. При этом обучающийся должен быть знаком с совокупностью культурных средств, корреспондирующих той культуре, в которой он живет, а также возможностями ее изменения.

Выработка социокультурного опыта у обучающихся происходит в процессе апробации ими различных сфер деятельности. Организация социокультурной практики представляет собой самостоятельную деятельность студентов, направляемую и координируемую педагогом, с учетом их интересов и потребностей, ценностей для обнаружения и кристаллизации новых способов и форм разрешения современных общественных проблем. В процессе освоения социокультурной практики происходит формирование универсальных алгоритмов, устойчивых моделей поведения, которые применяются для ориентации в окружающем мире, сообществе, таких как умение принимать решения, планировать, взаимодействовать в команде, вести диалог с представителями разных социальных групп.

В отечественной педагогической школе устоялся ряд социокультурных практик, связанных с базовыми направлениями

социальной активности. Так, например, выделяются образовательные, проектные, исследовательские, коммуникативные, игровые, художественные, экологические, технические, организационные, профессиональные и досуговые практики. Все перечисленные практики выстроены на основе преобладающих видов деятельности, воплощающихся в различных сообществах.

При условии трансформации программ для обеспечения реализации связей между учебной и внеучебной деятельностью и организации инновационных форм непосредственно образовательной активности для более эффективного взаимодействия студентов между собой на индивидуальной и групповой основе, с учетом имеющихся ресурсов, социокультурные практики приобретают тенденцию включения в содержание практически любой учебной дисциплины [3]. Обновленная образовательная деятельность сделала актуальными такие формы социокультурных практик, как добровольчество и волонтерская деятельность студентов, учебные форсайты, проектно-исследовательская деятельность, практика развития гражданских инициатив (дискуссионные клубы, молодежные переговорные площадки), экспертные панели, митап-встречи, коуч-сессии, коворкинги, городские скетчинги, флешмобы и т. д. [4].

Таким образом, социокультурные практики в вузе должны быть основаны на усилении социокультурной ориентации всего образовательного процесса, объединенного общим основанием: ценностно-смысловой направленностью образовательной

деятельности, субъектной направленностью индивидуальных образовательных планов и маршрутов учащихся, социально-

и | и ^ и | и

культурной рефлексией обучающихся, проектной формой организации социокультурной практики, взаимодополняемостью учебной и внеучебной работы, взаимосвязью традиций и инноваций.

Вышеизложенное позволяет выстроить модель социально-культурных практик в образовательной среде вуза, которая реализуется через ценностно-ориентирующий, мотивационно-смысловой, деятельностный, результативный и рефлексивный компоненты на основе принципов гуманистического воспитания, социальной адекватности, индивидуализации, культуросообразности,

конструктивного диалогичного взаимодействия.

Ценностно-ориентирующий компонент социально-культурных практик предопределяет формирование у студентов системы ценностных представлений и установок, нацеленных на личностное становление, подразумевающее высокую степень социально-культурной активности, любительское творчество, интенсивную социальную коммуникацию и социально-культурное взаимодействие в процессе освоения ценностей культуры, воспроизводство системы социальных связей и культурных образцов.

Мотивационно-смысловой компонент социально-культурных практик определяется совокупностью методов и средств стимулирования студентов к осуществлению продуктивной познавательной и творческой деятельности, освоению и реализации социально значимых функций, активному освоению содержания профессионального образования. Краеугольной составляющей мотивационно-смыслового компонента является фактор успеха, который позволяет обучающимся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих. Мотивационный компонент обеспечивает создание условий самомотивирования учащихся, способствующих развитию умения преобразовывать внешние социокультурные стимулы во внутренние потребности студента, значимые для его личности, посредством интериоризации, а внешние социально-обусловленные задачи трансформировать в личностно значимые.

Деятельностный компонент предполагает интенсивное развитие учебно-профессионального, социально-творческого, коммуникативного видов активности, которые способствуют профессиональному и социально-культурному становлению личности. Еще один аспект реализации деятельностного компонента - развитие у студентов способности к самостоятельно преобразовательной деятельности и формирование субъект-субъектных отношений в процессе взаимодействия обучающегося и педагога, обучающихся между собой, а также с субъектами внешней для вуза среды. Необходимо отметить, что деятельностный компонент способствует тому, что социальная обусловленность практик тесно увязывается с жизнедеятельностью индивида, его ценностными установками, внутренними и внешними стимулами.

Результативный компонент проявляется в сформированности активной социальной позиции будущих специалистов, основанной на ценностях отечественной и мировой культуры, способности к нравственной саморегуляции и творческой самореализации. Меняющаяся ситуация в сфере образования диктует новые требования к социокультурным практикам как востребованному «полигону» для развития профессионализма будущих выпускников вузов и представляющихся как педагогический контекст для стимулирования социально-культурной инициативы обучающихся, приобщения их к общественно значимой деятельности. Результативность социально-культурных практик выражается в таких качественных показателях, как целенаправленность, осознанность, самодетерминация, креативный характер деятельности, развитие способности к моделированию профессиональной деятельности, способствование

профессиональному становлению личности.

Рефлексивный компонент выражается в готовности студентов осуществлять анализ, самооценку, самоконтроль и саморегуляцию.

Ключевым фактором является понимание обучающимися социокультурных практик как совокупности условий, целей и результатов процессов профессионального образования, социализации, инкультурации и самореализации, проявление которых носит системный и творческий характер. Существенным для студентов становится представление о формировании стартовых возможностей личности на рынке труда, благодаря ознакомлению с разными социальными средами, культурными образцами, региональными муниципальными структурами, свободе выбора средств и форм социокультурных практик, оказывающих влияние на последующее развитие творчества студентов и педагогов. Особо следует отметить положительный эмоциональный фон в процессе сотрудничества обучающихся и других субъектов социокультурных практик.

Критериями эффективности реализации модели социокультурных практик в образовательном пространстве вуза становятся: социальная адаптивность, социально-культурная автономность,

интериорезированность ценностей, приверженность гуманистическим нормам, повышение уровня социальной инициативности.

Основополагающими педагогическими условиями для успешного включения социокультурных практик в образовательную среду вуза представляются: актуализация профессионально ориентированных действий педагогов для осуществления задач по овладению социально-культурными методами и технологиями как в сфере учебной, так и во внеучебной деятельности; разработка проектов с учетом социальных и психологических характеристик студентов, способствующих воспроизводству образцов высокопрофессиональной и общественной деятельности; «обустройство» социокультурной и событийной среды вуза, позволяющей вовлекать студентов в разноформатные социокультурные практики; формирование диалогичной среды с работодателями и коллегами для разрешения вопросов по развитию социального партнерства; включение обучающихся в образовательные событийно-деятельностные технологии, способствующие воплощению креативных идей на условиях самостоятельного, активного и ответственного сотрудничества [3].

Взаимодействие преподавателя и студента является одним из важнейших механизмов не только для профессионального развития, но и для дальнейшего становления профессиональной мобильности. Социокультурные практики в образовательной среде вуза рассматриваются как пространство для совместного творчества, жизнедеятельности студентов и преподавателей.

В социокультурных практиках, отражающих современные реалии общества, актуализируются ценности, структурируются ценностные ориентации, осуществляется поиск новых направлений развития

творческой деятельности. Основой успешной реализации социокультурных практик в образовательном процессе современного вуза можно считать следующие социально-педагогические факторы: становление новых позиций педагогов для овладения технологиями социокультурных практик в учебной и внеучебной деятельности;

и и V и

создание событийной социокультурной образовательной среды вуза для включения учащихся в различные социокультурные практики как своеобразную предпрофессиональную деятельность, обеспечивающую предоставление им свободы, формирующую ответственность и самостоятельность; создание для учащихся ситуаций диалога между представителями разных общественных групп с целью решения важных для них и общества проблем; организация общественного партнерства; вовлечение учащихся в образовательные событийно-деятельностные технологии, способствующие реализации креативных идей и развитию социальной активности; обширное использование социокультурных практик в разработке индивидуальных проектов учащихся. Поскольку структура образовательного пространства определяется спецификой самого образовательного учреждения, этим фактом необходимо руководствоваться и при выборе ценностей, способов самореализации, а также раскрытия индивидуальных ресурсов личности, вовлекаемой в социокультурные практики.

Социокультурные практики в условиях вуза являются своеобразным способом выражения социально-культурных действий и инициатив для дальнейших инновационных преобразований в обществе, которые, безусловно, нуждаются в детальном исследовании.

Список литературы

1. Ариарский М.А. Педагогическая культурология: в 2 т. - Т.1. - СПб.: Концерт,

2012.

2. Гусева А. В. Социокультурный контекст управления // Социология власти. -2010. - № 2. - С. 163-165.

3. Комиссарова Т.С., Каминская Н.Д., Эртман Е.В. Развитие социокультурной активности студентов: творческие практики в образовательном пространстве вуза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. -№ 2. - С. 278-290.

4. Малянов Е. А. Социально-культурная инноватика: методология, теория и практика: моногр. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 2017. - 571 с.

5. Николина В. В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства // Научный диалог. - 2017. - № 2. - С. 269-280.

6. Скокова Л. Г. Современные исследования культурных практик в контексте социальной и культурной стратификации // Социологический альманах. - 2014. -№5. - иКЬ: ЬКр://суЬег!еп1пка.ги/а|11с!е/п/80Угетеппуе-188!еЬ0Уап1уа-ки!1игпуЬ-ргак11к-у-коп1ек81е-8о181а!поу-1-киКигпоу - (дата обращения: 01.10.2018).

Статья поступила: 19.11.2018. Принята к печати: 10.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.