Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ'

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ECONOMIC LITERACY / TEXT PROBLEMS IN MATHEMATICS WITH ECONOMIC CONTENT / INTERSUBJECT INTEGRATION / MENTALLY RETARDED STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уромова Светлана Евгеньевна, Головина София Сергеевна

В данной статье представлены современные подходы к межпредметной интеграции в системе экономического воспитания умственно отсталых обучающихся. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена недостаточной представленностью вопросов формирования экономических знаний на уроках в специальной (коррекционной) школе. Курсы СБО и «Основы социальной жизни» способны эффективно решать задачи формирования устойчивой системы элементарных экономических знаний только при условии систематического включения экономических задач в проблемное поле иных областей общепредметной подготовки. Это позволяет использовать вариативные дидактические материалы, так или иначе затрагивающие разные стороны экономики. Мы посчитали целесообразным рассмотреть возможность экономической подготовки на уроках не менее сложной для рассматриваемого контингента школьников области «Математика», где трудности сопровождаются еще и отсутствием учебного интереса к предмету из-за недостаточного количества обращений материалов учебников к бытовым проблемам. В данной статье читатель может познакомиться с примерами дидактических материалов, позволяющих расширять возможности экономического образования умственно отсталых обучающихся в условиях усвоения программного материала по математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уромова Светлана Евгеньевна, Головина София Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF ECONOMIC AND MATHEMATICAL CONTENT IN THE TRAINING OF MENTALLY RETARDED SCHOOLCHILDREN IN MATHEMATICS

This article presents modern approaches to intersubject integration in the system of economic education of mentally retarded students. The relevance of the problem is due to the lack of representation of issues of economic knowledge formation in the classroom in a special (correctional) school. SBO and "Fundamentals of social life" courses are able to effectively solve the problems of forming a stable system of elementary economic knowledge only if economic problems are systematically included in the problem field of other areas of General subject training. This allows you to use variable didactic materials that affect different aspects of the economy in one way or another. We felt it appropriate to consider economic training lessons no less difficult for the contingent of students the field of Mathematics, where the difficulties are accompanied by a lack of academic interest in the subject because of an insufficient number of applications of materials textbooks to household problems. In this article, the reader can get acquainted with examples of didactic materials that allow expanding the possibilities of economic education for mentally retarded students in the conditions of mastering the program material in mathematics.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ»

задачи, следовательно, они не смогли правильно определить алгоритм рассуждений и произвести выбор нужного арифметического действия.

Выводы. Таким образом, большинство умственно отсталых школьников затрудняются и неправильно отвечают на вопросы экономического содержания, а те понятия, которые имеются, охватывают слишком узкий, ограниченный круг личных интересов, трактовку, отличаются размытостью представлений и смешением понятий из-за механического воспроизведения ежедневно воспринимаемой информации из СМИ. При этом не происходит ее осмысления, закрепления на основе образования устойчивых связей между понятием и соответствующими ассоциативными действиями, облегчающими решение повседневных социально-экономических задач, рутин и обеспечивающих автономное существование личности как части общественных отношений. Наличие социального контекста в контрольной работе по математике создала дополнительное препятствие на пути к верному решению, т.к. обучающиеся не смогли выбрать правильную последовательность действий и сами действия, отражающие отношения компонентов задачи.

Данного рода трудности доказывают наличие корреляционной зависимости степени понимания экономического контекста ситуации задачи и выбора арифметического действия, влекущего цепочку неправильных решений. Встречающиеся в абсолютном большинстве случаев, эти ошибки диктуют необходимость включения задач экономического содержания в программный материал предметной области «Математика». Это создает на уроках математики условия, в которых умственно отсталые обучающиеся сознательно и активно включались бы в учебную деятельность на основе совместного анализа задач экономического содержания. Анализ смыслового контекста требует от обучающихся непосредственного личного погружения в конкретную жизненную ситуацию вне зависимости от степени сложности, а это рождает собственную инициативу в решении проблемы, присутствующей в каждой задаче.

Литература:

1. Иукова С.И. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися коррекционной школы VIII вида // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2015. - № 18. - С. 65-69

2. Капланская Е.И. Программа «Ищу работу» / Е.И. Капланская, В.Н. Плыгунова // Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях УШ вида. - М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2002. - С. 43-54.

3. Колосова Е.Е. Социальная значимость уроков математики с элементами экономики в коррекционной школе УШ вида // Коррекционная педагогика. - 2006. - № 2 (14).

4. Платонова Н.М. Программа социально-бытовой ориентировки (5-11 классы) / Н.М. Платонова // Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях УШ вида. - М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2002. - С. 4-43.

5. Стариченко Т.Н. «Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида. - М.: Изд. НЦ ЭНАС, 2004. - 184 с.

6. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. - 152 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ М-ва образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 г. - М., 2014. - 83 с.

Педагогика

УДК 376.42

старший преподаватель Уромова Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); учитель начальных классов Головина София Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №110» (г. Нижний Новгород)

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. В данной статье представлены современные подходы к межпредметной интеграции в системе экономического воспитания умственно отсталых обучающихся. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена недостаточной представленностью вопросов формирования экономических знаний на уроках в специальной (коррекционной) школе. Курсы СБО и «Основы социальной жизни» способны эффективно решать задачи формирования устойчивой системы элементарных экономических знаний только при условии систематического включения экономических задач в проблемное поле иных областей общепредметной подготовки. Это позволяет использовать вариативные дидактические материалы, так или иначе затрагивающие разные стороны экономики. Мы посчитали целесообразным рассмотреть возможность экономической подготовки на уроках не менее сложной для рассматриваемого контингента школьников области «Математика», где трудности сопровождаются еще и отсутствием учебного интереса к предмету из-за недостаточного количества обращений материалов учебников к бытовым проблемам. В данной статье читатель может познакомиться с примерами дидактических материалов, позволяющих расширять возможности экономического образования умственно отсталых обучающихся в условиях усвоения программного материала по математике.

Ключевые слова: экономическая грамотность, текстовые задачи по математике с экономическим содержанием, межпредметная интеграция, умственно отсталые обучающиеся.

Annotation. This article presents modern approaches to intersubject integration in the system of economic education of mentally retarded students. The relevance of the problem is due to the lack of representation of issues of economic knowledge formation in the classroom in a special (correctional) school. SBO and "Fundamentals of social life" courses are able to effectively solve the problems of forming a stable system of elementary economic knowledge only if economic problems are systematically included in the problem field of other areas of General subject training.

This allows you to use variable didactic materials that affect different aspects of the economy in one way or another. We felt it appropriate to consider economic training lessons no less difficult for the contingent of students the field of Mathematics, where the difficulties are accompanied by a lack of academic interest in the subject because of an insufficient number of applications of materials textbooks to household problems. In this article, the reader can get acquainted with examples of didactic materials that allow expanding the possibilities of economic education for mentally retarded students in the conditions of mastering the program material in mathematics.

Keywords: economic literacy, text problems in mathematics with economic content, intersubject integration, mentally retarded students.

Введение. Условия рыночной экономики по-новому заставляют посмотреть на формируемые компетенции выпускников с интеллектуальными нарушениями, поскольку они являются частью общественной жизни и вовлечены в различные процессы, присущие последней, которые в свою очередь, затрагивают материальные интересы каждого гражданина. Персонификация, выступающая в качестве доминанты общественного сознания и пронизывающая все социальные сферы, включая экономические аспекты, обращает внимание специалистов на формирование таких жизненных компетенций выпускников с интеллектуальными нарушениями, как наличие экономического мышления (Т.Н. Стариченко) [6], готовность к повышению своей квалификации, экономическая грамотность и мобильность, умение оперировать академическими знаниями из смежных областей, в частности математики [2, 3]. Вхождение умственно отсталого подростка в самостоятельную жизнь всегда сопровождается рядом трудностей, связанных, прежде всего, с неумением использовать имеющийся жизненный опыт и знания в повседневной практике, в том числе варьировать ими в качестве адаптивного средства к изменяющимся социально-экономическим условиям (Т.Н. Стариченко, З.А. Литова, Т.С. Терюкова, С.Л. Черпер, С.С. Мажитова) [7, 8, 4].

Изложение основного материала статьи. В коррекционной школе предусмотрены отдельные элементы экономической грамотности, включенные в содержание образования в виде структурных элементов коррекционного курса СБО (Основы социальной жизни - по ФГОС), в контексте которого рассматриваются такие разделы, как семейный бюджет, распределение своих расходов на всевозможные покупки; коммунальные услуги; знание использования банковских услуг. Некоторые вопросы, например, связанные с качеством труда и заработной платой, рассматриваются также в рамках профильного труда (Н.В. Рябова). Однако этих знаний умственно отсталым обучающимся недостаточно для формирования практических умений производить необходимые расчеты и операции, связанные с вычислением расходов, необходимых для удовлетворения личностных потребностей своей жизни и хозяйствования по правилам в соответствии с законом [5, 6, 7, 8].

Для закрепления практических умений умственно отсталых обучающихся производить различные операции, ориентированные на сохранение адекватного соотношения доходов и расходов, необходимые для сохранения нормальной активности гражданина или члена общества, целесообразно усилить экономическую составляющую содержательной части уроков математики в разделе «задачи», т.к. он представляется нам наиболее удобным для интеграции социального контекста с арифметической составляющей рассматриваемой проблемы (бытовой ситуации).

Предметная область «Математика» представляется не просто основной в области академических знаний умственной отсталых обучающихся, но одной из самых трудных для усвоения ими областей знаний. Учебная мотивация при усвоении математических знаний и умений значительно ниже по сравнению с другими предметами, поскольку абстрактный материал, заключенный в системе кодов и символов предъявляет большие требования к критическому мышлению и интегративным возможностям центральной нервной системы в целом (С.И. Иукова) [1]. Анализ качества усвоения различных предметных областей в ходе текущего контроля демонстрируют низкие показатели именно по математике. Наблюдения за обучающимися демонстрируют, что отсутствие контроля и планирования, неумение принимать, перерабатывать и хранить информацию при умственной отсталости приводят к неумению преодолевать трудности и к тому, что школьники не проявляют интереса к данному предмету в целом, особенно в старших классах. Из этого вытекает, что одной из основных задач учителя является создание той самой практической направленности на уроке «Математика» задания, в которых отчетливо заметна актуальная жизненная необходимость предоставленного учебного материала [2, 3]. Организация урока, согласно коррекционным принципам учебного процесса, должна быть направлена не только на усвоение учебного материала предмета, но и получение вспомогательных знаний и умений из области жизненных компетенций (таблица 1).

Таблица 1

Соотнесение предполагаемых результатов обучения математике и их возможных областей

экономического применения

Требования к результатам усвоения предметной области «Математика» Возможная область экономического применения

В области знаниевых компетенций

- Названия и обозначения единиц стоимости, длины, массы, времени, объема; - Соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, процента; - Понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата» и её виды, «бюджет», «прожиточный минимум», (знать за счёт чего и как уменьшать расходы, если доход меньше прожиточного минимума), «потребительская корзина», «собственность», налоги и их виды, «профсоюзы» и зачем они нужны. - Натуральное хозяйство. - Бартер. - Условия труда. - Охрана труда. - Профсоюзы. - Льготы. - Понятие об экономике.

В отношении практических умений

- Выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями. - Свободно оперировать мерами стоимости, длины, массы, времени. - Решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту. - Решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество - стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон. - Вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда. - Заполнять бланки и производить расчёты по оплате коммунальных платежей. - Производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам. - Производство. - Виды фирм. - Собственность. - Приватизация. - Ценные бумаги. - Акции. - Облигации. - Рынок ценных бумаг. - Заработная плата. - Инфляция. - Товарное хозяйство. - Разделение труда. - Типы экономических систем. - Человек в экономической системе. - Безработица. - Биржа труда.

В таблице 1 приведены лишь некоторые области экономики, в которых необходимы данные математические знания и умения, однако даже этот фрагмент дает нам право утверждать значимость математических представлений в формировании системы экономических представлений у умственно отсталых обучающихся даже при отсутствии самостоятельного предмета.

Если ученик не понимает, для чего конкретно ему дается определенное задания, то нет мотива для формирования умения. Необходимый момент личностно-значимого обучения - это мотивационная составляющая обучения. Исходя из наблюдений уроков по математике, мы можем констатировать, что умственно отсталые обучающиеся с интересом решают задания практического содержания, но в тоже время не проявляют мотивацию к задачам из учебника. Задачи практической направленности составляются из сюжетного и числового материала, который имеет учитель или ученик. Данные задачи обязаны связывать определенные ситуации из жизни, быть понятными и заинтересовывать обучающихся, например: вычисление заработной платы; вычисление кредита, ипотеки и т.п.; вычисление расходов и доходов.

Продемонстрируем выше обозначенные авторские позиции на примере изучения раздела «Десятичные дроби», в который органично вписываются задачи по формированию алгоритма расчета коммунальных платежей. Приведем один пример задачи экономического содержания: «1 м3 холодной воды стоит 10,10 рублей, а горячей 1м3 стоит 80, 05 рублей. Семья за месяц потребляет 15 м3 холодной воды и 5 м3 горячей воды. Сколько за месяц заплатит семья?». Исходя из этого, обучающиеся изучают тарифы, виды услуг и единицы их измерения.

Для нестандартных, интересных учебных и практических задач необходимы экономические и математические знания. Так, изучая тему «Процент от числа» решение однотипных заданий на эту тему из учебника не вызывает интерес обучающихся. Значимость практической направленности можно увеличить за счет включения задач, направленных на вычисление: профсоюзного налога при заработной плате...; подоходного налога от заработной платы; аванса; собственных затрат от заработной платы.

Актуальной задачей современного мира является обучение умственно отсталых обучающихся выбору и сравнению определенных вещей, позволяющих экономить свои денежные средства. Поэтому кроме стандартных ситуаций, встречающихся в ежедневной практике, целесообразным представляется введение и таких, которые раскрывают менее частые, но не менее важные экономические отношения, непосредственно и значительно влияющие на качество повседневной жизни любого человека. К такому виду задач относятся те, которые связаны с услугами банка: сохранность денег, кредит, ипотека и т.д.

При этом активный словарь обучающихся расширяется за счет включения понятий, актуальных в современной системе социально-экономических отношений и взаимодействия субъектов с обязательной отработкой в словосочетаниях и/или опорной ситуацией и последующим совместным решением задачи. Заключительным этапом является самостоятельное решение задачи с индивидуальным социальным контекстом и связанной с усвоенным новым понятием (на уроках математики используются задачи с такими

понятиями, как: экономика, производительность труда, заработная плата, бюджет, вклад, потребительская корзина, собственность, налог, профсоюз и т.п.). Эти понятия могут варьироваться в практике обучения в зависимости от места жительства и условий семьи обучающихся.

Как уже было сказано выше, важно не просто познакомить и отработать в речи понятия и термины экономического порядка, но и научить алгоритму работы с ними. Так, целесообразно вводить задания не только на стоимость, но и на вычисление алгоритма расчетной стоимости товаров на рынке. Примеры практических задач с вычислением по алгоритму: задачи на нахождение процентов от стоимости услуг, кредитов и т.п.; на определение стоимости услуг, покупок, экономия средств (скидки); по расчету начисленной и выдаваемой на руки заработной платы (ее виды); на вычисление общей стоимости коммунальных услуг (таблица 2):

Таблица 2

Пример алгоритма выбора задач экономического содержания по разделам предмета

«Математика»

Раздел предмета «Математика» Пример выбора экономического содержания задач в разделе

Процент Вычисление заработной платы; Вычисление кредита, ипотеки и т.п.; Вычисление расходов и доходов.

Процент от числа Вычисление профсоюзного налога при заработной плате...; Вычисление подоходного налога от заработной платы; Вычисление аванса; Вычисление собственных затрат от заработной платы.

Арифметические задачи на стоимость Алгоритм решения задач: нахождение % от стоимости услуг, кредитов и т.п.; определение стоимости услуг, покупок, экономия средств (скидки); расчет заработной платы (ее виды); оплата коммунальных услуг.

Словарь по теме:

Процент, доля, десятичные дроби Заработная плата, налог, скидка, экономия

В целях формирования у обучающихся с умственной отсталостью экономических знаний и практических умений производить вычисления материальных затрат в различных сферах экономики домашнего хозяйства и в производственно-трудовой сфере как одного из показателей качества усвоения учебного материала были разработаны:

- комплекты дидактических материалов, включающие вариативные задания, отражающих экономические отношения в различных деятельностных аспектах;

- модели социальных и бытовых ситуаций, позволяющие погрузить обучающегося в виртуальную реальность с возможностью осознанного исправления ошибочных действий без негативных последствий;

- модифицированы и апробированы методы коррекционно-развивающего воздействия на личность обучающихся с целью формирования самостоятельности и осознанного умения использовать систему алгоритмов и информационных ресурсов для решения актуальных повседневных задач экономического содержания.

Приведем некоторые примеры из разработанных комплектов дидактических материалов на примере раздела математики «Проценты» (таблица 3):

Таблица 3

Примеры текстовых задач экономического содержания по разделу «Процент» предметная области

«Математика» в 9 классе

№ п/п Темы раздела «Проценты» Пример текстовой задачи по математике с экономическим содержанием

1 Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью. Папа получил зарплату в размере 50 000 рублей, из этого он заплатил за квартиру 7 000 рублей, а за кредит 5 000 рублей. Сколько процентов от зарплаты у него осталось?

2 Нахождение 1% от числа. В раскройном цехе высококлассный рабочий за 1 рабочую смену экономит 1% металла. Сколько сэкономит специалист за 15 рабочих смен, если за день он перерабатывает по 70 м2?

3 Нахождение нескольких процентов числа. Оплата наличными за проезд составляет 30 рублей, а оплата по карте на 15% меньше. Сколько работник сэкономит денег за 21 рабочий день, если он будет ездить туда-обратно, оплачивая проезд картой?

4 Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа Иван хочет взять кредит, при этом кредит на 3 года дается под 13% годовых, а кредит на 5 лет на 11% годовых. Насколько больше процентов в суммовом выражении заплатит Ваня, если возьмет кредит в 100 000 рублей на 5 лет, чем на 3 года?

5 Нахождение числа по 1%. Рабочий отчисляет ежемесячно 1 000 рублей в профсоюзный комитет завода. Ежемесячные отчисления составляет 1% от зарплаты. Какую зарплату получает рабочий?

6 Запись десятичной дроби в виде обыкновенной. - 1 м3 холодной воды стоит 10,10 рублей, а горячей 1м3 стоит 80, 05 рублей. Семья за месяц потребляет 15 м3 холодной воды и 5 м3 горячей воды. Сколько за месяц заплатит семья? - Бутылка кефира стоит 69,70 рублей, а бутылка молока стоит 54,80 рублей. Мальчику дали 470 рублей, он купил 2 бутылки молока и 1 кефира. Сколько у него осталось денег?

7 Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. - Доход семьи в месяц составляет 89 400 рублей. 0,25 от дохода они тратят на кредит и квартплату. При этом квартплата составляет 7 030 рублей. Сколько денег за кредит тратит семья? - Чтобы приготовить пирог понадобится 364 г сыра, 255 г колбасы 1/4 пакета кетчупа, 1 банка соленых огурцов, 125 г свежих помидор. Стоимость этих продуктов составляет 500 рублей, из них 1/4 это колбаса. Сколько стоит кг колбасы?

8 Объем и меры объема. - Длина бассейна составляет 10 м, ширина 9 м, высота 1 м. сколько литров воды необходимо для заполнения половины бассейна? - На одну стирку требуется 50 г стирального порошка. В месяц семья делает 4 стирки. Сколько останется порошка, если упаковка 5 кг.?

9 Измерение и вычисление объема. При стирке 13 наволочек в стиральной машине тратится 54 л холодной воды и 0,72 кВт - ч энергии. А при стирке 1 наволочки вручную тратится 5 л холодной воды и 1 л горячей воды. 1 л холодной воды стоит 0,03 рубля, а 1 л горячей воды стоит 0,11 рублей, 1 кВт - час стоит 3,5 рубля. Как выгоднее стирать вручную или в машинке?

Рассмотрим более подробно пример работы учителя с умственно отсталыми обучающимися по формированию алгоритм анализа одной из приведенных в таблице задачи про Ивана (тема 4) на уроке математики в 9 классе (тип урока - объяснение нового):

Дано:

Кредит 100 000 руб. - 5 лет

Сумма переплат за 1 год - ? (руб.) под 15% ^ переплата за 3 года - ? (руб.)

Сумма переплат за 1 лет - ? (руб.) под 11% ^ переплата за 5 лет - ? (руб.)

Вопрос:

Разница выплат за 5 и 3 года - ? (руб)

Предварительные вычисления: Для этого необходимо сначала представить проценты в виде десятичной дроби (вопрос к классу: что для этого необходимо сделать?): 11% - это 0,11, а 15% - (вопрос к классу с требованием полного алгоритма перевода)

Решение:

1) 100 000*0,15 = 15 000 (руб.) - переплатит Ваня за год кредит на 3 года.

2) 15 000*3 = 45 000 (руб.) - переплатит Ваня за 3 года.

3) 100 000*0,11 = 11 000 (руб.) - переплатит Ваня за год кредит на 5 лет.

4) 11 000*5 = 55 000 (руб.) - переплатит Ваня за 5 лет.

5) 55 000 - 45 000 = 10 000 (руб.) - разница.

Ответ: Ваня на 10 000 рублей заплатит больше, если возьмет кредит на 5 лет.

Учитель: Разобрав эту задачу, к какому выводу можно прийти? (Обучающиеся должны сказать, что выгоднее брать кредит на меньший срок, чтобы была маленькая переплата). Итак, вам нужно запомнить правила перевода процентов в десятичную дробь и числовое значение, которые представлены в учебнике <...>

Выводы. Резюмируя авторские позиции относительно путей интеграции экономических отношений в содержание предметной области «Математика», приведенные в материале статьи, необходимо отметить, что созданный комплект дидактических материалов в виде текстовых задач экономического содержания прошел апробацию в контексте изучения данного предмета в 9 классах двух учреждений города Нижнего Новгорода, реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и показал наличие положительных изменений в:

- овладении системой знаний социально-экономического характера, которые используют для решения бытовых и иных задач в личной практике (используют при рассуждениях экономические термины и т.п.);

- применяют оценочные суждения об алгоритме действий окружающих и ситуациях, отражающих социальную действительность (приводят конкретные числовые данные при сравнении и оценке действий экономического характера);

- могут устанавливать причинно-следственные связи в контексте социальных и бытовых ситуаций (различных видов социально-бытовой трудовой и культурно-досуговой видов деятельности), связанных с материальными тратами (озвучивают последствия/оценивают социальный эффект действий);

- умеют прогнозировать развитие событий и результат;

- используют цифровые информационные ресурсы разной степени сложности в качестве системы подсказок в ходе решения экономических задач (демонстрируют умения работать в поисковой системе браузеров, используя термины и словосочетания в качестве поискового запроса) [9];

- демонстрируют достаточный уровень математических знаний в рамках изучаемой темы/раздела (решают задачи по заданному алгоритму/схеме, сравнивая и выбирая из нескольких предложенных).

Это доказывает необходимость продолжения работы в направлении более глубокой интеграции смежных предметных областей для повышения качества образования и подготовки умственно отсталых к жизни в условиях постоянно меняющихся социально-экономических отношений, не противореча при этом основным положениям ФГОС.

Литература:

1. Иукова С.И. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися коррекционной школы VIII вида // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2015. - № 18. - С. 65-69

2. Колосова Е.Е. Приемы и методы формирования экономических понятий на уроках математики во вспомогательной школе // Дефектология. - 2000. - № 4.

3. Колосова Е.Е. Социальная значимость уроков математики с элементами экономики в коррекционной школе VIII вида //Коррекционная педагогика. - 2006. - № 2 (14).

4. Мажитова С.С. Социальная адаптация детей - сирот [Электронный ресурс] // Евразийский союз учёных. - 2015. - № 6-3 (15). - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1081 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27209999 (дата обращения: 12.11.2020)

5. Рябова Н.В. Формирование знаний и умений хозяйственно-бытовой деятельности у учащихся сельской специальной школы // Н.В. Рябова // Дефектология. - 1996. - №4. - С. 33-39.

6. Стариченко Т.Н. Практико-ориентированный подход к экономическому образованию старшеклассников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: дис. ...канд.пед.наук: 13.00.01 // Стариченко Татьяна Николаевна. - М., 2004.

7. Стариченко Т.Н. Программа по курсу «Экономический практикум» для выпускного класса вспомогательной школы / Т.Н. Стариченко // Дефектология. - 2000. - №5. - С. 34-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Стариченко Т.Н. Уроки экономики в выпускном классе вспомогательной школы // Дефектология. -2002. - № 5. - С. 46-56.

9. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1081 (дата обращения: 12.11.2020)

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук Фалеева Лия Владимировна

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России (г. Киров)

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье рассматриваются методологические принципы развития социально-культурного потенциала (культурного соответствия и духовности, принцип диалога между культурами и цивилизациями, принцип культурного разнообразия, принцип культурного разнообразия, принцип гуманизма, принцип культурной рефлексии) обучающихся ведомственных вузов. Помимо методологических принципов автор обосновывает процесс развития социально-культурного потенциала социокультурной теорией Л.С. Выготского, рассматривая ее с позиции современного образовательного процесса ведомственного вуза и социокультурной ситуации.

Ключевые слова: социально-культурный потенциал, методологические принципы, социокультурная теория Выготского, социокультурная компетентность, обучающиеся ведомственных вузов.

Anrntation. The article discusses the methodological principles of development of socio-cultural potential (cultural conformity and spirituality, the principle of dialogue between cultures and civilizations, the principle of cultural diversity, the principle of cultural diversity, the principle of humanism, the principle of cultural reflection) of students of departmental universities. In addition to methodological principles, the author substantiates the process of development of socio-cultural potential by L.S. Vygotsky's socio-cultural theory, considering it from the perspective of the modern educational process of a departmental University and the socio-cultural situation.

Keywords: socio-cultural potential, methodological principles, Vygotsky's socio-cultural theory, socio-cultural competence, students of departmental universities.

Введение. Развитие социально-культурного потенциала личности выступает ключевым звеном в процессе социокультурного воспитания и профессионального становления обучающихся ведомственных вузов. В ракурсе этого целесообразно рассмотреть принципы развития социально-культурного потенциала личности и социокультурную теорию для того, чтобы объяснить, как индивидуальное развитие связано с культурным, институциональным и историческим контекстом социально-культурного потенциала личности.

Изложение основного материала статьи. В логике исследования по социокультурному воспитанию оправданно, прежде всего, рассмотреть принципы развития социально-культурного потенциала личности.

Задачи социокультурного воспитания могут быть решены, если данный вид воспитания осуществляется с учетом таких методологических принципов, как принцип культурного соответствия и духовности, принцип диалога между культурами и цивилизациями, принцип культурного разнообразия, принцип культурного разнообразия, принцип гуманизма, принцип культурной рефлексии.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принцип культурного соответствия и духовности. Культурное соответствие или конформность предполагает согласование взглядов, убеждений и поведения обучающихся в соответствии с групповыми нормами и политикой ведомственной организации. Нормы - это неявные, особые правила, общие для группы людей, которые определяют их взаимодействие с другими. Личность предпочитает подчиняться обществу, а не преследовать личные желания - эта тенденция к конформизму возникает в небольших группах или обществе в целом и может быть результатом социального давления. Конформность часто ассоциируется со студенческим возрастом и молодежной культурой. Именно поэтому важно организовать правильное влияние окружающей среды, в нашем случае - это среда ведомственного вуза, конформинг в среде обучающихся, что позволяет им учиться и, таким образом, формировать соответствующее поведение, необходимое для взаимодействия и правильного развития в своей общности. Конформность влияет на формирование и поддержку социально-культурных норм, помогая обучающимся правильно действовать в процессе устранения некорректного поведения, которое рассматривается как противоречащее установленным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.