Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ УСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ'

АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ УСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АНКЕТА / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ECONOMIC REPRESENTATIONS / ECONOMIC QUESTIONNAIRE / INTERSUBJECT INTEGRATION / MENTALLY RETARDED STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уромова Светлана Евгеньевна, Головина София Сергеевна, Давыдова Юлия Павловна

В данной статье представлен краткий анализ результатов экспериментального изучения состояния экономических представлений умственно отсталых девятиклассников, а также предпринята попытка оценить их влияние на качество усвоения математических знаний. Авторы приводят примеры диагностического материала, который может быть использован при педагогической оценке состояния экономических знаний и их использования при решении составных арифметических задач. В рамках представленного материала приведены конкретные примеры - доказательства позиции авторов о целесообразности интеграции экономических знаний в программный материал математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уромова Светлана Евгеньевна, Головина София Сергеевна, Давыдова Юлия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DEFICIENCIES IN ECONOMIC PERCEPTIONS OF MENTALLY HANDICAPPED STUDENTS IN THE CONTEXT OF MATH ASSIMILATION

This article presents a brief analysis of the results of an experimental study of the state of economic representations of mentally retarded ninth-graders, as well as an attempt to assess their impact on the quality of mathematical knowledge acquisition. The authors give examples of diagnostic material that can be used in the pedagogical assessment of the state of economic knowledge and its use in solving complex arithmetic problems. Within the framework of the presented material, specific examples are given to prove the authors ' position on the feasibility of integrating economic knowledge into the program material of mathematics.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ УСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»

найти своё место в обществе. Именно поэтому поиск новых подходов, используемых в образовательном процессе, имеет большое значение. Таким подходом является проектный подход, в рамках него и осуществляется проектная деятельность.

Достижение дидактической цели проектного подхода возможно лишь через тщательную проработку проблемы, завещающим этапом которой является реальный практический результат. Понятие типа реализуемой задачи, состава операций исполнителей и форм их взаимодействия лежит в основе сущности и понятия.

Предназначение технологий обучения с применением проектного подхода является стимулированием поисковой самостоятельной деятельности субъектов учебного процесса.

Для организации проектной деятельности обучающихся преподавателю необходимо владение и применение рядом навыков:

• планирования (способность определять замысел или постановку цели для достижения будущего результата);

• сбора и обработки информации (способность выбора нужного методического обеспечения и правильность его использования);

• экспертно-аналитическими и прогностическими (способность спрогнозировать предполагаемый результат);

• рефлексии (способность к самоанализу и выбору адекватных решений) [3].

Для образовательного процесса проект является не только способом организации профессиональной деятельности, но и методом обучения.

Благодаря проектному подходу образовательная деятельность обучающихся учебное содержание и приводит к формированию таких навыков, которых никакой другой технологией не воспитать.

В характеристике проектов выделяют тройственную ограниченность. Под подобной ограниченностью подразумевается, что проект должен протекать и достигать финала с учетом определенных ограничений, таких как содержание, сроки и материальное обеспечение проекта. В некоторых случаях рассматривают четвёртое ограничение проекта - качество [1].

Выводы. Таким образом, проектный подход в образовательной деятельности обучающихся является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образовательных отношений. Проектный подход позволяет реализовать одну из основных стратегий образования — создание ситуации успеха для каждого из обучающихся в образовательном процессе, а так же сформулировать основные черты (проект всегда имеет цель, проекты реалистичны, проекты всегда ограничены во времени и пространстве, проекты реализуются в коллективе, проекты уникальны, проекты всегда подвергаются оценке).

Литература:

1. Битютская Н.П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты // Волгоград: Учитель. 2013. — 144 с.

2. Быстрова Н.В. Профессиональная ориентация в словиях современного образования // Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы. материалам Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. 2019 С. 57-59.

3. Маркова С.М. Проектирование педагогических технологий профессионального обучения // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский Университет. 2020. С. 38-40.

4. Цыплакова С.А. Опыт реализации проектной деятельности в Мининской Университете // Проблемы совершенствования профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава педагогичсеких вузов: новые кадры-новой высшей школе. Сборник статей международной научно-практической конференции. Евразийская ассоциация педагогических вузов, МШУ, Казахский национальный педагогический университет имени Абая. 2020. С. 164-169.

5. Уракова Е.А. Моделирование профессионально-педагогической деятельности педагога // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский Университет. 2019. С. 165-166.

Педагогика

УДК 376.42

старший преподаватель Уромова Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

учитель начальных классов Головина София Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №110» (г. Нижний Новгород);

магистрантка Давыдова Юлия Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ УСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Аннотация. В данной статье представлен краткий анализ результатов экспериментального изучения состояния экономических представлений умственно отсталых девятиклассников, а также предпринята попытка оценить их влияние на качество усвоения математических знаний. Авторы приводят примеры диагностического материала, который может быть использован при педагогической оценке состояния экономических знаний и их использования при решении составных арифметических задач. В рамках

представленного материала приведены конкретные примеры - доказательства позиции авторов о целесообразности интеграции экономических знаний в программный материал математики.

Ключевые слова: экономические представления, экономическая анкета, межпредметная интеграция, умственно отсталые обучающиеся.

Annotation. This article presents a brief analysis of the results of an experimental study of the state of economic representations of mentally retarded ninth-graders, as well as an attempt to assess their impact on the quality of mathematical knowledge acquisition. The authors give examples of diagnostic material that can be used in the pedagogical assessment of the state of economic knowledge and its use in solving complex arithmetic problems. Within the framework of the presented material, specific examples are given to prove the authors ' position on the feasibility of integrating economic knowledge into the program material of mathematics.

Keywords: economic representations, economic questionnaire, intersubject integration, mentally retarded students.

Введение. Теоретический анализ проблемы формирования экономических знаний позволил нам выявить, что умственно отсталые обучающиеся испытывают выраженные трудности, которые обусловлены как особенностями познавательной сферы и ригидностью мыслительной деятельности, так и коррелируют с проблемами усвоения предметной области «Математика» (Н.М. Платонова, Т.Н. Стариченко, Е.Е. Колосова, М.Н. Перова, В.В. Эк, С.И. Иукова) [1, 5, 3]. Причем во многих коррекционных образовательных учреждениях, реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный план не предусматривает выделения экономического практикума как отдельного предмета, в том числе и как факультатива [2, 4, 5, 7].

В силу, ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом, перенос и использование знаний, и практических умений, полученных детьми с интеллектуальными нарушениями в одной ситуации, в новую ситуацию весьма затруднительны. Раскрывая трудность переноса математических знаний в рамках экономической подготовки, обратимся к другим предметным областям, которые так или иначе связаны с необходимостью решать задачи экономического содержания, по сути, и требующие математических представлений для выбора способа их решения.

Так, например, на уроке «штукатурно-малярное дело» обучающиеся не могут прочесть десятичную или обыкновенную дробь в инструкции по приготовлению обойного клея, или сколько нужно раствора «Геркулес» на 5 литров воды, если известно, сколько надо взять на 1 литр. Хотя в то же самое время, на уроках математики, обучающиеся прекрасно справляются с примерами на все действия с десятичными или обыкновенными дробями и спокойно решают задачи на увеличение чисел в несколько раз.

Изложение основного материала статьи. Наличие таких взаимосвязей и проблемы отсутствия отдельного самостоятельного курса по экономической подготовке послужило основой для поиска решения проблемы формирования экономических знаний, в том числе на основе включения задач экономического характера в программное содержание уроков математики. При этом одним из ключевых моментов стала позиция не нарушить общую концепцию содержания предмета. Для этого учителю необходимо знать, какие знания и умения нуждаются в большем внимании, и какие трудности усвоения математических представлений нужно учитывать при отборе дидактического материала.

Данные позиции определили основные положения экспериментального исследования, направленного на оценку актуального уровня экономических знаний и выявление корреляционных связей с трудностями усвоения математических представлений умственно отсталых обучающихся.

Исследование проводилось весной 2020 г. на базе двух учреждений, реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В исследовании приняли участие умственно отсталые школьники 9 классов в количестве 31 человека.

Диагностика носила комплексный характер и включала в себя 2 больших раздела: тестирование «Экономическая анкета» и контрольная работа по математике, содержащая те операции вычисления и арифметические действия, которые необходимы для проведения элементарных экономических расчётов с учетом актуальных социально-бытовых ситуаций.

В качестве основных критериев качественной оценки использовались следующие показатели:

- Полнота и точность знаний экономических понятий;

- Умение работать с различными видами заданий;

- Применение практических знаний в ответах на вопросы.

Обратимся непосредственно к диагностическому материалу, используемому в анкете.

1. «Экономическая анкета» применялась с целью оценки степени понимания экономических терминов, уровня сформированности практических умений, связанных с разными видами жизнедеятельности умственно отсталых обучающихся. Для этого анкета была разбита на 3 части, каждая из которых охватывает различные стороны социально-экономических отношений, с которыми выпускники будут в будущем сталкиваться в повседневной практике:

Часть А. Содержит 15 понятий, с помощью которых проверяются базовые знания экономических терминов различного уровня, как личного, так и общественного: экономика, производительность труда, заработная плата, бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина, собственность, налог, профсоюзы, экономия, доходы, расходы, вклад, деньги, покупка. Обучающему предлагается объяснить содержание этих понятий в письменной (устной) форме.

Оценка результатов:

1 балл - полностью правильный ответ;

0,5 баллов - частично правильный (неполный) ответ;

0 баллов - неверный ответ (пропуск, незнание определения/понятия).

Максимальное количество возможных баллов составляет 15 баллов

Часть В представляет собой вариант экспресс-диагностики, которая состоит из 5 комбинированных заданий, позволяющих проверить умения классифицировать и систематизировать эти знания. Задания были основаны на работе Т.Н. Стариченко «Экономический практикум» и каждый вопрос отражает суть одного из разделов, отражающих суть современных экономических условий жизни гражданина [5, 6]. В основу данного задания положены понятия хозяйственной деятельности людей, сведения о разных масштабах экономики,

высокопроизводительного товарного хозяйства, и сохранении натурально-хозяйственных отношений в жизни современного человека в качестве его неотъемлемой части:

- «Экономика как хозяйство».

- «Человек и экономическая система».

- «Человек как работник».

- «Человек как потребитель».

- «Человек как член общества». Пример заданий анкеты:

1. Определи, в каких из нижеперечисленных ситуаций - 1) натуральный обмен (бартер), а в каких

1) Натуральный обмен (бартер) 2) Купля-продажа товара

A) Старинные монеты на почтовые марки.

Б) Денежная купюра 300руб. на 3 купюры по 100руб.

B) Шоколадка на 50руб.

Г) выполнение работы посудомойки в обмен на бесплатные завтраки

2. Какое из утверждений будет верное, если купить акции фирмы:

A) Вы даете свои деньги взаймы фирме.

Б) Вам гарантирован возврат денег, уплаченных за акцию.

B) Вы получите право на частичное владение собственностью корпорации. Г) В будете получать процент от держания акций.

3. Установите соответствие между приведенными видами заработной платы и их

1) Номинальная А) Официально установленный государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности.

2) Реальная Б) Фактическая заработная плата, выраженная в денежной форме.

3) Минимальная В) Количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату.

4. Определи, в каком случае речь идет о торговле - 1) оптом, а в каком в 2) розницу:

1) Оптом 2) Розница

A) Девочка купила в магазине одно мороженное.

Б) Магазин приобрел на фабрике 25 штук детских сарафанов для продажи.

B) Школа закупила партию масок для обучающихся и сотрудников.

Г) Мария Ивановна купила по три пачки гречки, макарон, пшена, сахара и соли на случай пандемии.

5. Выбери правильный ответ на вопрос: Сколько % от заработной платы составляет подоходный налог гражданам России?

A) 30%

Б) 13%

B) 3%

Г) 18%

Оценка результатов:

Задания 2 и 5 оцениваются в 1 балл за каждый правильный выбор.

Задания 1, 3, 4 оцениваются по следующему принципу:

2 балла - нет ошибок;

1 балл - допущена одна ошибка;

0 баллов - допущены две и более ошибки.

Максимальное количество баллов по этому блоку составляет 8 баллов.

Часть С содержит 2 открытых вопроса экономического содержания: 1) Какие виды кредита для физического лица существуют? 2) Для чего нужны профсоюзы?

Оценка результатов:

2 балла - полностью правильный ответ;

1 балла - частично правильный (неполный) ответ;

0 баллов - неверный ответ.

2. Контрольная работа по математике с элементами экономики. В данной работе представлено 5 задач, каждая из которых направлена на усвоение предметной области по математике с возможностью экономического применения:

1. Первая задача на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;

2. Вторая задача направлена на название и обозначения единиц массы и работа с десятичными дробями, а так же нахождение половины числа действием деления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Третья составная задача, требует несколько арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество -стоимость:

4. Четвертая задача на выполнение письменных вычислений (сложение, вычитание, умножение и деление) на однозначное и двузначное число с натуральными числами и десятичными дробями;

5. Пятая задача на вычисление площади прямоугольника и работа с единицами массы.

Пример заданий для контрольной работы:

Задания:

№ 1. Определите сумму первоначального взноса за товар при стоимости товара 15 000 руб. при процентной ставки первоначального взноса 25%.

№ 2. Врач выписал лекарство, которое нужно принимать по половине таблетки 2раза в день в течение недели. Сколько всего таблеток выпьет больной?

№ 3. Маша купила в магазине 2 ручки по цене 10 руб. 50 коп. и 5 тетрадей по цене 7руб. 10 коп. Сколько денег потратила Маша?

№ 4.В первом магазине упаковка конфет весом 200 гр стоит 50 руб., а во втором магазине те же конфеты продаются на развес, 1 кг. стоит 210 руб. Где будет выгоднее купить 400 гр конфет и почему?

№ 5. Для покраски пола на 1 м2 тратится 300 гр краски. Сколько кг краски потребуется, если длина пола 5 м, а ширина 3 м?

Результаты анкетирования испытуемых в части А свидетельствуют о том, что 89% понятий обучающиеся знают частично, при этом наиболее знакомыми оказались такие понятия как экономика, налоги, заработная плата, доходы - расходы, покупки и деньги. Анализируя определения можно провести параллели между формулировками обучающихся и рекламных роликов, активно муссирующихся в СМИ. Наибольшие затруднения вызвали такие понятия как «профсоюз»: только 3 человека (9,7%) смогли частично объяснить, что это «такие люди, которые выступают на митингах за рабочих», «заботятся о своих подчиненных». Остальные либо не знали, что это, либо давали ошибочные ответы, не связанные с данным понятием, например «это такие деньги». Причем в 38,7% обучающиеся смешивают такие понятия как «бюджет» - «вклад», «экономика» - «экономия». Под потребительской корзиной понимают расходы на месяц, год. В 7 случаях - наблюдалось смешение с понятием «покупка» по принципу все продукты, которые уместятся в корзину. При трактовании понятия «бюджет» самыми распространенными ответами стали те, в которых обучающиеся упомянули о том, что это «траты и коммунальные услуги, и на транспорт и на развлечения», «отложенные деньги». А понятие «покупка» сужается до банального приобретения вещей в смысле «одежды» и «еды». Наиболее вариативной и интересной оказалась трактовка понятия производительности труда, под которой школьники понимали и «качество вещей, кораблей, машин», и «хорошую работу», «трудовое обучение». Обучающиеся не смогли четко сформулировать данное понятие, несмотря на правильность хода рассуждений: «качество», «на работе, в учебе», «о человеке, когда он производит и как производит».

В части В, где представлено по одному заданию из «Экономического практикума» показали пародоксальные на первый взгляд результаты: более высокие результаты отмечались в разделах «Человек и экономическая система» и «Человек как член общества» (57% и 68% безошибочных ответов и с незначительными погрешностями соответственно), а минимальные показатели отмечались в 1 и 3 разделе «Экономика как хозяйство», «Человек как работник» (по 19% безошибочных ответов). Этому можно дать следующее объяснение: обучающиеся ориентированы на общение в социальных и телекоммуникационных сетях, что сопровождается рекламными роликами на социально-экономические темы и систематически повторяется при просмотрах контентов различного характера, в том числе в игровых, поэтому ситуации оставляют более значимый и устойчивый следовой эффект в памяти школьников. В то же время, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями по сравнению с их сверстниками менее самостоятельны в отношении повседневных социально-экономических контактов при совершении покупок, оплатах и т.п. Опасность такого отторжения усугубляется тем, что бесконтактная оплата предполагает минимальную заинтересованность в необходимости использования вычислительных навыков, т.к. расчет производится автоматически, а оплата бесконтактным способом при отсутствии фазы необходимых операций с денежными средствами. Кроме того, многочисленные законы, ограничивающие возможности свободного перемещения несовершеннолетних без сопровождения взрослых негативно отражается на процессе формирования личного опыта непосредственного личного включения в совершение повседневных действий, влияющих на изменение социально-экономических условий проживания человека.

В результате происходит отторжение простых экономико-бытовых понятий в пользу размытых «модных» представлений об общечеловеческих социально-экономических проблемах, порождая пропасть между теоретическими поверхностными знаниями «глобального» и незнанием реалий «повседневности». В пользу данного предположения свидетельствуют и самые низкие показатели, которые были продемонстрированы по разделу «Человек как потребитель» (14% правильных ответов).

Результаты выполнения части С, где нужно было письменно дать ответ на два вопроса, показали, что правильно ответили на первый вопрос 12%, а на второй 9,7% обучающихся. Относительно видов кредитования был получен лишь один ответ, правильно отражающий данную сферу экономики, затрагивая лишь самый распространенный вариант «потребительский». В остальных случаях обучающиеся путали с понятием «вклад», трактуя кредит как «вложение денег», например «в сбербанке». При пояснении о сфере деятельности профсоюза, как мы уже отмечали выше, большинство умственно отсталых обучающихся вообще не имеют представлений об этой организации. В качестве правильных ответов были засчитаны такие трактовки как «помогают, когда задерживают зарплату», «помощь в проблемах на работе», «спорят с начальником, когда жалуются, что мало денег», которые семантически правильно отражают суть данной организации.

Результаты выполнения контрольной работы продемонстрировали слабое знание дробей и алгоритма перевода , отражающего алгоритм выбора действий, отражающих отношения целого и части. (ошибки в задачах №4, 1 и 5). При вычислениях обучающиеся игнорировали ноль как разрядное слагаемое числа (38%), путали запятые при переводе чисел, полученных при измерении величин в десятичную дробь (86% школьников). Неправильный выбор алгоритма решения и арифметических действий могут свидетельствовать о непонимании не просто числового, но изначально смыслового контекста числовых выражений величин, не могут представить реальной картины из жизни, связанной с действиями, производимыми в задаче. Об том свидетельствует и качественно иная картина при решении более простых и продуктивных с точки зрения частоты встречаемости в жизни самих обучающихся задач №2 и 3. Здесь отмечаются немногочисленные вычислительные ошибки с сохранением общего математически верного алгоритма решения, что также подтверждает дефицит экономических знаний, не подкрепленных жизненными опытом решения подобных задач.

Подводя итог контрольной работы по математике с элементами экономики, где учитываются все пять заданий, можно сделать вывод, что достаточный уровень интегрированных знаний только у двух школьников из обоих классов (6,4%). В 57% случаев были допущены 2-4 ошибками, включающими как непосредственно вычислительные действия, так и правильность выбора арифметического действия. А у 32,3% обучающихся обнаружилось общее незнание экономической ситуации как контекстной составляющей арифметической

задачи, следовательно, они не смогли правильно определить алгоритм рассуждений и произвести выбор нужного арифметического действия.

Выводы. Таким образом, большинство умственно отсталых школьников затрудняются и неправильно отвечают на вопросы экономического содержания, а те понятия, которые имеются, охватывают слишком узкий, ограниченный круг личных интересов, трактовку, отличаются размытостью представлений и смешением понятий из-за механического воспроизведения ежедневно воспринимаемой информации из СМИ. При этом не происходит ее осмысления, закрепления на основе образования устойчивых связей между понятием и соответствующими ассоциативными действиями, облегчающими решение повседневных социально-экономических задач, рутин и обеспечивающих автономное существование личности как части общественных отношений. Наличие социального контекста в контрольной работе по математике создала дополнительное препятствие на пути к верному решению, т.к. обучающиеся не смогли выбрать правильную последовательность действий и сами действия, отражающие отношения компонентов задачи.

Данного рода трудности доказывают наличие корреляционной зависимости степени понимания экономического контекста ситуации задачи и выбора арифметического действия, влекущего цепочку неправильных решений. Встречающиеся в абсолютном большинстве случаев, эти ошибки диктуют необходимость включения задач экономического содержания в программный материал предметной области «Математика». Это создает на уроках математики условия, в которых умственно отсталые обучающиеся сознательно и активно включались бы в учебную деятельность на основе совместного анализа задач экономического содержания. Анализ смыслового контекста требует от обучающихся непосредственного личного погружения в конкретную жизненную ситуацию вне зависимости от степени сложности, а это рождает собственную инициативу в решении проблемы, присутствующей в каждой задаче.

Литература:

1. Иукова С.И. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися коррекционной школы VIII вида // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2015. - № 18. - С. 65-69

2. Капланская Е.И. Программа «Ищу работу» / Е.И. Капланская, В.Н. Плыгунова // Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях УШ вида. - М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2002. - С. 43-54.

3. Колосова Е.Е. Социальная значимость уроков математики с элементами экономики в коррекционной школе УШ вида // Коррекционная педагогика. - 2006. - № 2 (14).

4. Платонова Н.М. Программа социально-бытовой ориентировки (5-11 классы) / Н.М. Платонова // Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях УШ вида. - М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2002. - С. 4-43.

5. Стариченко Т.Н. «Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида. - М.: Изд. НЦ ЭНАС, 2004. - 184 с.

6. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. - 152 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ М-ва образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 г. - М., 2014. - 83 с.

Педагогика

УДК 376.42

старший преподаватель Уромова Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); учитель начальных классов Головина София Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №110» (г. Нижний Новгород)

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. В данной статье представлены современные подходы к межпредметной интеграции в системе экономического воспитания умственно отсталых обучающихся. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена недостаточной представленностью вопросов формирования экономических знаний на уроках в специальной (коррекционной) школе. Курсы СБО и «Основы социальной жизни» способны эффективно решать задачи формирования устойчивой системы элементарных экономических знаний только при условии систематического включения экономических задач в проблемное поле иных областей общепредметной подготовки. Это позволяет использовать вариативные дидактические материалы, так или иначе затрагивающие разные стороны экономики. Мы посчитали целесообразным рассмотреть возможность экономической подготовки на уроках не менее сложной для рассматриваемого контингента школьников области «Математика», где трудности сопровождаются еще и отсутствием учебного интереса к предмету из-за недостаточного количества обращений материалов учебников к бытовым проблемам. В данной статье читатель может познакомиться с примерами дидактических материалов, позволяющих расширять возможности экономического образования умственно отсталых обучающихся в условиях усвоения программного материала по математике.

Ключевые слова: экономическая грамотность, текстовые задачи по математике с экономическим содержанием, межпредметная интеграция, умственно отсталые обучающиеся.

Annotation. This article presents modern approaches to intersubject integration in the system of economic education of mentally retarded students. The relevance of the problem is due to the lack of representation of issues of economic knowledge formation in the classroom in a special (correctional) school. SBO and "Fundamentals of social life" courses are able to effectively solve the problems of forming a stable system of elementary economic knowledge only if economic problems are systematically included in the problem field of other areas of General subject training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.