УДК 378.091.39(075.8)
DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-76-86
КОРРЕКЦИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ В 5-6 КЛАССАХ
Скафа Елена Ивановна,
доктор педагогических наук, профессор, e-mail: [email protected] Абраменкова Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: [email protected] Чебаненко Вероника Андреевна,
магистрант, ciba96@inbox. ru
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР
].......!
Аннотация. Коррекции знаний по математике в общеобразовательной школе должна отводиться существенная роль, так как благодаря ей обучающиеся имеют возможность дальнейшего успешного продвижения в изучении математики, а также она способствует развитию мышления и математических способностей. В методике обучения математике рассматриваются ее различные виды: предупреждающая, отсроченная, текущая, тематическая, итоговая и др. Как правило, управление коррекци-онным процессом учителем осуществляется на уроках математики за счет применения различных дидактических материалов, средств визуализации, дифференцированных заданий. В современных условиях развития информатизации образования появилась возможность индивидуализировать процесс управления коррекционной работой обучающихся. Данная статья открывает серию исследований, проведенных в Донецком национальном университете, по управлению коррекционным процессом математических достижений школьников средствами информационных технологий (ИТ).
Ключевые слова: коррекция учебных достижений школьников, индивидуализация обучения, средства ИТ, математика в 5-6 классах, развитие мышления школьников.
Для цитирования: Скафа Е.И. Коррекция учебных достижений обучающихся: работа над ошибками в 5-6 классах / Е.И. Скафа, Ю.В. Абраменкова, В.А. Чебаненко // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. - 2021. - № 53. - С. 76-86.
DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-76-86
Постановка проблемы. В процессе изучения математики все обучающиеся должны овладеть математическими знаниями и умениями, направленными на понимание изучаемого материала с целью развития мышления, у них должны формироваться компетенции, направлен-
ные на творческое развитие личности. Однако в практике работы школы наблюдаются ученики, результаты обучения которых соответствуют только начальному уровню знаний (согласно критериям, определенным программой по математике) [11], они не в состоянии в дальнейшем
полноценно овладевать не только математикой, но и другими дисциплинами, и о их творческом развитии сложно говорить. Но прививать интерес к математике, формировать основы учебной деятельности необходимо у всех обучающихся. В процессе обучения математике у каждого ученика возникают какие-либо затруднения, появляются ошибки, и одна из важных задач учителя - суметь вовремя выявить их и провести коррекционную работу. Следовательно, актуальной является проблема развития системы коррекции знаний обучающихся, способствующей овладению учебными и метапредметны-ми результатами обучения.
Анализ актуальных исследований. Изучению отдельных аспектов коррекции с позиции дидактики и методики обучения математике посвящено много исследований. Среди них работы Ю.А. Афанасьевой [4], М.В. Игнатенко [6], Г.Г. Левитас [9], Л.А. Свиридовой [13], Т.М. Сергеевой, [14], Н.А. Тарасенковой [20], О.Н. Тарасовой [21] и др. В большинстве этих работ рассматривают коррекцию сформированных учебных достижений учащихся как процесс организации учебной работы школьников, направленный на овладение более высокого уровня результатов обучения по сравнению с имеющимся. Некоторые исследователи связывают коррекцию с отставанием учащихся в обучении математике. Например, по убеждению Г.В. Ищен-ко, целесообразно в основной школе соблюдать уровневую дифференциацию во всех классах, а не организовывать так называемые «классы выравнивания» или «классы коррекции» [7]. В исследовании автором выделены причины отставания учащихся в обучении, разработан комплекс рекомендаций относительно «коррекцион-ной деятельности учителя», им выделены особенности использования упражнений коррекционного характера.
В процессе обучения математике, отмечают исследователи в области педагогической психологии, особое внимание учителя должно быть сосредоточено на
учебную работу по предупреждению ошибок, возникающих при решении различного класса задач [2; 3; 14]. На основании исследования типичных ошибок, которые делают школьники, учитель ищет способы предупреждения их у других обучающихся. Если же ошибки появились, главная задача учителя - устранить их и сформировать четкие установки на недопущение их в новых ситуациях.
В современных условиях развития цифровизации общества, в том числе и образования, характерным является широкое использование в учебном процессе компьютерной техники, что создает условия для применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности и при осуществлении контроля и коррекции результатов обучения учащихся.
Внедрение в процесс обучения математике современных средств ИКТ, по мнению многих исследователей данного феномена, способствует повышению пер-сонализации контроля, объективности и надежности его результатов, дает возможность осуществления учащимися самоконтроля и самокоррекции (благодаря использованию специальных педагогических программных средств), а также создает условия для формирования положительной мотивации к обучению математике именно у учащихся, которым нужна педагогическая поддержка для достижения стабильных результатов на среднем уровне знаний [5; 10; 12; 19].
Таким образом, проблема компьютерного управления процессом коррекци-онной работы обучающихся по математике является на сегодняшний день актуальной. Школьный учитель математики должен владеть средствами ИКТ для того, чтобы создавать их и использовать в практической работе. В связи с этим в высшей педагогической школе остро стоит задача обучения будущих учителей, в том числе и учителей математики, проектированию средств коррекции учебных достижений школьников на основе информационных технологий. Такая пози-
ция активно обсуждается в научно-методической литературе [1; 5; 8; 10; 17; 18].
Цель работы: на основании анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме управления процессом коррекционной работы по математике в школе описать возможности ее управления в 5-6 классах средствами ИКТ.
Изложение основного материала. Основными компонентами коррекции результатов обучения считают профилактическую работу по предупреждению математических ошибок учащихся и устранение допущенных ошибок.
Целесообразно в данном случае различать исправления ситуативных и системных ошибок, т.е. незнание учащимися отдельных математических фактов и значительные пробелы в знаниях, непонимание общих методов.
Напомним, что коррекцию следует рассматривать в соответствии с особенностями осуществления контроля. Т.к. в основе профилактической работы по предупреждению математических ошибок учащихся лежит глубокий анализ контрольных и самостоятельных работ учащихся, их устных ответов, типичных ошибок, допускаемых учениками при решении задач по каждой теме.
Традиционно в методике математики выделяют следующие функции коррекции:
1) коррекционная - позволяет устранить недостатки, ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся, дает возможность осуществлять работу по предотвращению ошибок учащихся;
2) учебная - позволяет организовать повторение, обобщение и систематизацию знаний и умений обучающихся;
3) воспитательная - прививает сознательное, ответственное отношение к учебе, настойчивость, честность у обучающихся;
4) развивающая - повышает познавательную активность учащихся;
5) стимулирующе-мотивационная -стимулирует учеников к дальнейшей более интенсивной, настойчивой работе по получению глубоких, прочных знаний, обусловливает необходимость постоянной систематической работы по их овладению;
6) ориентировочно-прогнозированная - ориентирует самих учащихся в их достижениях, и характеризует профессиональную деятельность учителя, определяя основные направления дальнейшей работы, позволяют спрогнозировать возможные проблемы с усвоением материала учащимися и спланировать эффективную учебную деятельность, выбрав наиболее целесообразные приемы, методы, средства обучения;
7) контролирующая - способствует формированию навыков самоконтроля, умений осуществлять взаимоконтроль.
Этапы осуществления коррекции знаний и умений обучающихся при изучении математики в 5-6 классах:
I этап - доконтрольная коррекция;
II этап - синхронная коррекция;
III этап - послеконтрольная коррекция.
Основываясь на понимании коррек-ционного процесса и особенностях обучения математике в 5-6 классах, нами проектируются специальные компьютерные средства осуществления коррекционного процесса для каждого из трех этапов.
Так, на этапе доконтрольной коррекции студентами Донецкого национального университета разработан мультимедийный тренажер по обобщению и систематизации знаний обучающихся по математике за курс начальной школы [16].
Данный мультимедийный ресурс позволяет школьнику еще на этапе перехода в 5 класс повторить изученный математический материал, потренироваться в решении заданий всех ранее изученных тем (рис. 1), что является важным воспитательным моментом, и в то же время, дает возможность индивидуально ликви-
дировать пробелы в знаниях, подготовиться к осознанному изучению математики в 5 классе. Для построения тренажеров используем оболочку Auto-play Media Studio.
Основная цель мультимедийного тренажера - систематизация опорных знаний и сформированных умений по математике 1-4 классов и обобщение математического материала начальной школы, необходимого для продолжения обучения в 5 классе.
Рисунок 1 - Заставка мультимедийного тренажера по повторению математики начальной школы
В тренажере рассматриваются все основные разделы математики начальной школы: нумерация и величины; сложение и вычитание; умножение и деление; геометрические фигуры; текстовые задачи. Выбрав один из разделов можно сразу пройти диагностику учебных достижений и в случае правильных ответов, перейти к другому разделу; если получен отрицательный результат, можно перейти к повторению каждой темы данного раздела, выполняя систему заданий с подсказками. Например, выполняя задания по теме «Выражения, уравнения и задачи», ученики выполняют сложение и вычитание двух (и более) чисел в столбик, решают примеры с применением ранее повторенных законов и свойств, повторяют компоненты действий сложения и вычитания, при решении уравнений, решают текстовые задачи.
Профилактическая работа по предупреждению математических ошибок уча-
щихся наиболее эффективна на этапе до-контрольной коррекции, то есть в течение формирования знаний и умений учащихся, а также при осуществлении непосредственной проверки знаний.
Различия такого типа работы на I и II этапах процесса коррекции можно видеть в том, что комплекс приемов по предотвращению ошибок на II этапе является более узким. Исправление ситуативных ошибок целесообразно на этапах докон-трольной и послеконтрольной коррекции. Ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся, т.е. устранению системных ошибок способствует осуществление по-слеконтрольной коррекции, отмечают Л.А. Свиридова, Е.А. Белогородцев, поскольку корректировки на этом этапе кроме указанной цели обеспечивает формирование обобщенных знаний, установления связей между понятиями, утверждениями [13].
В методике обучения математике рассматривают следующие виды коррекции:
■ текущая - осуществляется по результатам текущего контроля, применяется в течение всего процесса формирования знаний;
■ тематическая - осуществляется после проведения тематического контроля, является тематической, применимой при завершении изучения той или иной темы курса;
■ итоговая - применяется на этапе систематизации и обобщения знаний, то есть в конце изучения программного материала.
Кроме того, тематическая и итоговая коррекции также оказываются эффективными на подготовительных уроках по теме, когда происходит актуализация базовых знаний учащихся, образуется систематизированная и обобщенная основа для мотивированного, осознанного овладения учащимися новыми знаниями.
Взаимозависимость между основными структурными компонентами коррек-ционного процесса и его видами, отмечает Е.В. Бурая, выражается в том, что текущую коррекцию целесообразно использовать как для профилактической работы по предупреждению ошибок учащихся, так и для исправления ситуативных ошибок [5]. Работа по предотвращению ошибок учащихся может частично проводиться и во время тематической коррекции, однако наиболее полно тематическая и итоговая коррекция реализуются в процессе работы по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Каждому ученику должны быть созданы такие условия обучения, которые бы в полной мере способствовали развитию его личности, максимально соответствовали его возможностям [4]. Поэтому наиболее важной и значимой формой коррекции, использование которой способствует реализации личностного подхода к обучению, является индивидуальная коррекция. Она доминирует на всех
этапах осуществления коррекции, соответствует всем выделенным ее компонентам и видам. В условиях введения дифференцированного обучения индивидуальная коррекция может трансформироваться в групповую. Фронтальная форма коррекции результатов обучения имеет место в процессе осуществления докон-трольной коррекции с целью предотвращения наиболее типичных ошибок учащихся, а также во время исправления ситуативных ошибок.
Учитель математики, работающий в 5-6 классах должен особо понимать какие средства коррекции необходимо использовать для данной категории обучающихся. К средствам коррекции, отмечает Г.Г. Левитас, относятся специальные материалы (справочные, дидактические и др.), обеспечивающих реализацию соответствующих методов коррекции [9].
К ним относят:
Индивидуальные карточки. Наиболее часто в обучении математике используются различные виды карточек: карточка-совет направляет на поиск решения данной задачи; карточка-подсказка содержит конкретные указания о ходе ее решения. Карточка-консультация включает полное решение задачи с необходимыми пояснениями. Подобные карточки целесообразно использовать с целью как предотвращения ошибок при первичном изучении материала, так и для устранения уже допущенных ошибок. Важно помнить, что обязательная последовательность использования карточек: «совет - подсказка -консультация». Такая помощь носит дифференцированный характер, т.к. ученик сам выбирает степень этой помощи, которая впоследствии влияет на оценку на этапе проверки уровня сформированных знаний, умений и навыков.
Образцы решений типовых упражнений по определенной теме целесообразно рассматривать как одно из средств дифференцированной помощи учащимся при решении таких задач. Возможности их использования аналогичны особенностям применения карточек-консультаций.
Коррекционные тренажеры (компьютерные) строятся с целью индивидуализации корректировочной деятельности. Их суть заключается в том, что учитель, создавая тест (Power Point) по определенной теме математического содержания закладывает в него сразу же пояснения возможных допускаемых ошибок школь-
ников в виде эвристической подсказки. Например, после решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности, в качестве домашнего задания с целью предупреждения ошибок при решении текстовых задач такого вида школьникам предлагается тренажер (рис. 2).
I пятом классе в курсе математики изучаются ¿ты ре основных тнпэ текстовых задач:
]нп штждснк? двух 4]ILРЛ по т гмпи и рлнасти: ял нийж^гБСР Ч1СП1 целаго И ttt.wn ла гго частиц HI СОВМЕСТИМО piCOTi L
йв 1
-iHJ WIBk ta j Ivti!
Предлагаем повторить вместе снами ¿алгоритм решений каждого типа задачи отработать умения пошагового оформления решения задачи.
РАБОТАЕМ С ТРЕНАЖЁРОМ:
Е- Очр1ЮТЖ»: С НИЩ 4ШП 7V prfQTITV
2. Bt^pUTWFTfTKKK 7HZ П01И1ПЖКЛ " ЕТГОрСТКШ Л К Т^ЧЮТ^Р^' ziu -tj! амюго inofimLi
3. lii rpBrtp^ пучн Е1^р1ннем> тип. эват&л па^лую&гщшккть etfte
И рнэтш С ywrt« П}-ЧЧОГф Щ^НПЧ
1 SvrfpMHW отит. iWTbfKT¥;»ianK фйАМаЛ Uliy, nwwwm : слвдкку
^УГ.-Ю^^ГО ll! L"I р^Ш^МСХ ЦШЧИ. В 3IVW СЕШЙЫ - обрЯЬСЪ JJ " ' ШЮИ
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
»>
Рисунок 2 - Заставка тренажера по обучению решению текстовых задач
Выбрав необходимый тип текстовых задач, ученик переходит на кадр, где представлен алгоритм решения задач данного класса (рис. 3). На основании повторенного алгоритма решения задач данного класса, ученику предлагаются текстовые задачи, в которых он самостоятельно строит шаги ее решения (рис. 4).
Такие программы нетрудно создать в системе Power Point, применяя разветвленные алгоритмы их построения [17].
Еще одним видом индивидуализации процесса коррекционной работы учащихся по математике в 5-6 классах является разработанный для школьников тренажер «Работа над ошибками по математике 5-6 классов».
Ранее в работе [15] нами было описано, как создается словарь ошибок обучающихся. Для этого была проведена следующая работа: выполнен анализ основных понятий, математических
фактов, алгоритмов, которые должны быть сформированы у учащихся; проанализирована учебная литература, сборники задач по математике для 5-6 классов; выполнен анализ дидактических материалов; составлен список типичных ошибок; подготовлены теоретические сведения для разъяснений ошибок и практические задания как образец выполнения подобных заданий, а также задания для самостоятельного решения.
Остановимся более подробно на технологии самостоятельного решения заданий определенной темы, используя тренажер по работе над ошибками. Например, в процессе организации самостоятельной работы в классе по теме «Десятичные дроби», учитель следит за ходом ее выполнения. Имея перед собой словарь ошибок, педагог называет номер той ошибки определенному школь-
нику, которую он допустил. Ученик открывает в программе список ошибок по данной теме (рис. 5), кликает на но-
мер своей ошибки и получает корректирующие материалы по ней (рис. 6).
Рисунок 3 - Алгоритм решения задач
Реши задачу
В первой коробке на $ карандашей больше, чем во второй, а с двух коробках вместе 30 карандашей. Сколько карандашей и каждой коробне?
1 шаг решения задачи. Составь схему. Выбери среди предложенный подходящуиз
1-30'
II-? <
- ?
»>
Рисунок 4 - Фрагмент пошагового решения текстовой задачи
(82)
Рисунок 5 - Фрагмент программы со списком ошибок
Рисунок 6 - Корректирующие материалы
Первое, что выполняет школьник -обращается к теории, в которой указывается правильность выполнения действия, где была допущена ошибка (рис. 7).
Затем, если необходимо закрепить прочитанный материал, ученик обращается к тренировочный упражнениям. Здесь содержаться не только задания для самостоятельного решения, а также примеры с полностью разобранным решением (см. рис. 8).
Такой подход помогает учителю провести коррекцию в индивидуальном режиме с каждым обучающимся, спо-
собствует развитию самостоятельности, самообучению.
Данная программа может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время, например, в качестве домашнего задания, например, после проверки письменной работы школьников в тетрадях учеников фиксируются коды их ошибок, домашнее задание -самостоятельно скорректировать свои ошибки. Чтобы учитель мог проверить, как учащийся справился с заданием, в программе есть упражнения, которые обучающийся выполняет самостоятельно в тетради и сдает учителю на проверку.
Рисунок 7 - Фрагмент программы со вкладкой ошибки 4.4 «Повтори теорию!»
Рисунок 8 - Фрагмент программы с примером задания, описывающего ошибку 4.4 «Тренировочные упражнения»
Экспериментальное обучение использованию средств коррекции учебных достижений школьников по математике в 5-6 классах проходило в МОУ «Многопрофильный лицей № 1 г. Донецка» и МОУ «Школа № 88 г. Донецка». Проверялась эффективность использования цифровых средств коррекции результатов обучения школьников 5 и 6 классов. Было
показало, что созданная система коррекции знаний школьников 5-6 классов по математике способствует повышению качества математических знаний, а также предупреждению ошибок в дальнейшем обучении.
Выводы. Таким образом, созданная система компьютерного управления кор-рекционной работой школьников при
обучении математике в 5-6 классах является полезной и необходимой формой организации современного учебного процесса. При ее внедрении:
- обучающиеся получают возможность при переходе в 5 класс системно повторить, обобщить и систематизировать свои знания по математике начальной школы, что способствует осуществлению предупреждающей коррекции и подготовке к осознанному пониманию математики 5 класса;
- работая системно с программами текущей коррекции знаний (в виде обучающих тренажеров по всем темам математики 5-6 классов), учитываются психологические и физиологические возможности и потребности обучающихся. Каждый школьник имеет возможность корректировать свои достижения с учетом личных запросов и темпов продвижения по программам;
- управление коррекционной работой по программе «Работа над ошибками» (включающая словарь ошибок, которые могут допускать обучающиеся при решении заданий данной темы, и рекомендации по их устранению) имеет в своей основе личностную ориентацию и отвечает индивидуальности учебной траектории ученика.
1. Абраменкова Ю.В. Подготовка будущего учителя математики к разработке сетевых образовательных ресурсов / Ю.В. Абраменкова // Дидактика математики : проблемы и исследования : междунар. сборн. научных работ. - 2020. - № 52. - С.34-40.
2. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - 2 е изд., стер. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. -160 с.
3. Артищева Е.К. Отставание, неуспеваемость и коррекция знаний как общая проблема педагогики и педагогических измерений / Е.К. Артищева // Педагогические измерения. - 2015. - № 3. - С. 40-57.
4. Афанасьева Ю.А. Система коррекци-онно-педагогической работы на уроках математики в младших классах коррекционно-развивающего обучения - контроля и коррек-
ции у учащихся начальной и средней школы : дис.... канд. пед. наук : 13.00.03/Ю.А. Афанасьева. - Москва, 2006. - 240 с.
5. Бурая Е.В. Особенности преподавания математики в 5-6 классах с использованием информационно-коммуникационных технологий - контроля и коррекции у учащихся начальной и средней школы / Е.В. Бурая. - Белгород, 2018. - 215 с.
6. ИгнатенкоМ.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников / М.В. Игнатенко // Проблемы современного педагогического образования -
2019. - № 12. - С. 199-202.
7. 1щенко Г.В. Коректуюч1 функцп на-вчальних вправ /Г.В. 1щенко //Математика в школ\. - 2001. - № 4. - С. 20.
8. Клепикова А.Д. Организация процесса коррекции знаний школьников в системе эвристического обучения стереометрии / А.Д. Клепикова // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - Донецк : ДонНУ, 2021. - Вып. 13, том 1: Естественные науки. - С.238-242.
9. Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний: Математика. 5-6 класс: книга для дополнительных занятий / Г.Г. Левитас -Москва : Илекса, 2003. - 48 с.
10. Макаров С.И. Когнитивная коррекция в вузе на основе использования электронных образовательных ресурсов / С.И. Макаров, С.А. Севастьянова, Л.И. Уфимцева // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6, №4 (21). - С. 234-238.
11. Математика: 5-6 кл.: программа основного общего образования для общеобразо-ват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Скафа Е.И., Федченко Л.Я., Полищук И.В. ; ГОУ ДПО «ДонРИДПО». - 5-е изд. перераб., дополн. - Донецк : Истоки,
2020. - 35 с.
12. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Ста-риченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113.
13. Свиридова Л.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий -контроля и коррекции у учащихся начальной и средней школы / Л.А. Свиридова, Е.А. Бе-логородцев // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 1. - С. 5-8.
14. Сергеева Т.М. Коррекция познавательной сферы учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики / Т.М. Сер-
®
геева // Наука и образование сегодня - 2016. -№ 7. - С. 12-16.
15. Скафа Е.И. Автоматизация рецензирования решения математических задач: Алгебра 7-11 / Е.И. Скафа, Е.В. Власенко, Л.Я. Федченко. - Донецк : ТЕАН, 2004. - 72 с.
16. Скафа Е.И. Методологические основы преемственности в обучении начальной и основной школы / Е.И. Скафа, А.Н. Романяк, Н.А. Бабенко // Дидактика математики: проблемы и исследования : междунар. сборник научн. работ. - 2019. - № 49. - С. 28-35.
17. Скафа Е.И. Организация проектно-эвристической деятельности будущих учителей математики по созданию мультимедийных средств обучения / Е.И. Скафа // Информатика и образование. - 2021. - № 5. -С. 59-64. DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-559-64.
18. Смотрова Л.Н. Подготовка студентов к осуществлению учебно-корректн-
рующей деятельности в общеобразовательной школе : автореф. дис.... кан. пед. наук : 13.00.01 - Общая педагогика история педагогики и образования / Смотрова Любовь Николаевна. - Саратов, 2001. - 214 с.
19. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б.Е. Стари-ченко // Педагогическое образование в России. - 2020. № 3. - С. 49-58.
20. Тарасенкова Н.А. Прийом в1зуа-л^заци помилок як споаб оперативного коре-ктування знань учшв тд час усного опиту-вання / Н.А. Тарасенкова // Математика в школ\. - 2002. - № 3. - С. 32-35.
21. Тарасова О.Н. Предупреждение ошибок учащихся в процессе обучения алгебре посредством формирования и использования рефлексивной деятельности: дис.... канд. пед. наук / О.Н. Тарасова. - Новосибирск, НГПУ. - 2004. -189 с.
3.......£
CORRECTION OF STUDENTS' LEARNING ACHIEVEMENTS: WORKING ON ERRORS IN 5-6 CLASSES
Skafa Еlena,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Abramenkova Julia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Chebanenko Veronika, Master Student Donetsk National University, Donetsk
Abstract. Correction of knowledge in mathematics in a general education school should play a significant role, since thanks to it, students have the opportunity to further successful advancement in the study of mathematics, and it also contributes to the development of thinking and mathematical abilities. In the methodology of teaching mathematics, its various types are considered: warning, delayed, current, thematic, final, etc. The control of the correctional process by the teacher is carried out in mathematics lessons through the use of various didactic materials, visualization tools, and differentiated tasks. In modern conditions of the development of informatization of education, it became possible to individualize the process of managing correctional work with students. This article opens a series of studies conducted at Donetsk National University on the management of the correctional process of mathematical achievements of schoolchildren by means of information technology.
Keywords: correction of educational achievements of schoolchildren, individualization of teaching, IT tools, mathematics in grades 5-6, development of schoolchildren's thinking.
For citation: Skafa E., Abramenkova Yu., Chebanenko V. (2021). Correction of learning achievements of students: working on errors in 5-6 classes. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 53, pp. 76-86. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-76-86
Статья поступила в редакцию 16.03.2021 г.