Научная статья на тему 'Процесс кластеризации российских регионов'

Процесс кластеризации российских регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1141
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / CLUSTERS / CLUSTER APPROACH / CLUSTER POLICY / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доржиева Елена Викторовна

В статье исследуются предпосылки и проблемы кластеризации региональной экономики. Кластерная политика рассматривается в качестве эффективного метода сглаживания диспаритетов в региональном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of clustering of Russian regions

The article studies the prerequisites and problems of clustering of regional economy. Cluster policy is regarded as an effective method of smoothing disparities in regional development.

Текст научной работы на тему «Процесс кластеризации российских регионов»

УДК: 339.54 © Е.В. Доржиева

Процесс кластеризации российских регионов

В статье исследуются предпосылки и проблемы кластеризации региональной экономики. Кластерная политика рассматривается в качестве эффективного метода сглаживания диспаритетов в региональном развитии.

Ключевые слова: кластеры, кластерный подход, кластерная политика, регион.

E.V. Dorzhieva

The process of clustering of Russian regions

The article studies the prerequisites and problems of clustering of regional economy. Cluster policy is regarded as an effective method of smoothing disparities in regional development.

Keywords: clusters, cluster approach, cluster policy, region.

На сегодняшний день развитие кластеров является широко признанным инструментом, сопутствующим экономическому развитию и повышению конкурентоспособности. Быстро распространяющееся число кластерных инициатив как в развитых, так и в развивающихся странах отражает их эффективность и жизнеспособность.

К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке [1].

Истоки кластерной концепции многие исследователи начинают искать еще в трудах А. Маршалла, утверждавшего, что преимущества, которыми обладают большие предприятия, доступны и малым организациям, если те расположены в «промышленном регионе», поскольку там находятся резервы рабочей силы, а также огромное количество поставщиков и посредников, специализирующихся в данной отрасли и использующих свои преимущества в области технологий и специальных знаний [2]. В дальнейшем развитии теоретической базы региональных кластеров важное место занимают теории структуризации и эффективной организации экономического пространства, которые опираются на функциональные свойства форм пространственной организации производства и расселения - промышленных и транспортных узлов, агломераций, территориально-производственных комплексов. Такие экономисты, как Ф. Перру, Ж. Будвиль, Х.Р. Ласуэн, П. Потье, выдвинули и развили теорию полюсов роста, получившую широкое признание и декларирующую ведущую роль отраслевой

структуры экономики, в первую очередь лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги [3].

Идеи поляризованного развития применялись во Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии, поляризация там происходила в результате модернизации и реструктуризации промышленных и аграрных регионов, создания в них передовых (инновационных) производств вместе с объектами современной производственной и социальной инфраструктуры. В нашей стране, не отличающейся высокой плотностью хозяйственной деятельности, наиболее характерными полюсами роста становились промышленные узлы и территориально-производственные комплексы (ТПК). А.Г. Гранберг определял ТПК как сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, имеющее производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков, являющееся типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми производственными ресурсами [3, с. 27].

И.С. Ферова отмечает, что ТПК можно считать прообразом кластеров в российской экономике при условии, что речь идет не о пространственной локализации, а о технологической близости [4]. Т.В. Цихан, Л.С. Марков, И.В. Пилипенко [5, 6, 7], изучая сходства и различия между региональными кластерами и пространственными ТПК, пришли к выводу, что между отечественным и западным (портеровским) подходами к описанию промышленного комплексообразова-ния существует много общего. Оба они отмечают важность промышленной и пространственной координат организации производства, учитывают

такие группы факторов, как разнообразные условия окружающей среды, наличие и пригодность местных факторов производства; присутствие родственных и поддерживающих отраслей.

М. Портер в своем подходе объединяет уже существующие концепции, формируя понятную модель, учитывающую разнообразные аспекты экономического и социального анализа, которые находились в центре внимания экономистов, ре-гионалистов и ученых из других областей науки. Предложенная им концепция кластеров имеет сильные и слабые стороны. Она гибка и дает возможность анализировать широкий ряд явлений, не предписывая при этом единственную стратегию поведения, которая по объективным причинам не может подходить абсолютно всем. Концепция, скорее, вводит поправку на различные формы лучшей практики в различном контексте, что объясняет ее привлекательность для использования в политике и управлении. Идея кластеров достаточно широка для того, чтобы использоваться для обслуживающих и промышленных отраслей, высокотехнологичных агломераций и концентрации низкотехнологичных отраслей. Вместе с тем концепция М. Портера носит системный характер, она «впитала в себя достижения других теоретических подходов, одновременно выступая в качестве зонтичной модели, задающей систему координат и общую базу многим исследованиям» [8, с. 104].

Однако, вобрав множество идей и теорий, кластерная концепция характеризуется некоторой расплывчатостью. Так, до сих пор не существует единого определения экономического термина «кластер», поэтому кластеры варьируют от малых сетей в ограниченных географических зонах до «мега-кластеров» в Дании или Финляндии, охватывающих огромную часть экономики. Концепция «кластера» используется в бизнес-структурах, национальной и региональной экономических системах. Отличаются также цели ее использования: повышение конкурентоспособности, рационализация промышленной политики, разработка систем управления развитием территориальных экономических систем. Это приводит к многообразию трактовок термина, которые отличаются по своему основному содержанию. Так, Л. Марков в работе «Экономические кластеры: понятия и характерные черты» насчитывает свыше 20 определений кластера, встречающихся только в западных источниках [7, с. 104]. Каждый автор рассматривает определение кластера в контексте своего исследования. Понятие кластера,

его структура, участники меняются в зависимости от темы, интересующей конкретного исследователя; на первый план выходят те черты кластерной структуры, которые имеют значение для достижения цели исследования.

Так, российские ученые пытаются адаптировать теорию кластеров применительно к регионам, рассматривая их главным образом в контексте политики регионального развития (например, А.А. Мигранян, А. Праздничных) [9, 10].

Зарубежные исследователи, такие как Мартин и Санли, указывают на то, что кластеры - это конструкты, не имеющие четких границ в плане связей между компаниями и секторами, информационных систем и географического охвата (Майт, Sunley, 2003), что делает их идеальным объектом для различных политических манипуляций. Нортон отмечает: «Скептикам кластерная теория представляется инструментом региональных и местных политиков, ищущих обоснования для вмешательства в экономику» (Койоп, 1999). При этом зачастую объектом «кластерной политики» являются не реальные кластеры, а нечто другое -легче определяемые и статистически «видимые» сектора промышленности.

Государственные власти стремятся «не отстать от других», в связи с чем поддержка оказывается преимущественно развитию информационных, био- и нанотехнологических кластеров. В настоящее время «кремниевые долины» пытаются создать по всему миру, забывая о том, что реальное конкурентное преимущество можно получить не за счет подражания соперникам, а за счет выхода на рынок с уникальной продукцией. Копируя Кремниевую долину, другие регионы лишь усиливают «преимущество первопроходца», кроме того, такая «кластерная гонка» оборачивается дублированием инвестиций в одни и те же высокие технологии. Вкладывая капиталы в одинаковые технологии и копируя «лучшие образцы», регионы подрывают свое потенциальное конкурентное преимущество, что подтверждает выдвинутый западными и поддержанный российскими учеными-исследователями постулат, согласно которому кластеры нельзя рассматривать обобщенно, в отрыве от конкретной ситуации и сложившихся в территориальной экономической системе условий [11].

Стратегии развития отдельных кластеров и региональные стратегии долгосрочного социальноэкономического развития должны быть взаимоувязаны. При разработке стратегий необходимо

учитывать, какие ключевые точки роста существуют в регионе и какими конкурентными преимуществами он располагает. Изучив лучшие методики проведения кластерной политики и рекомендации по стимулированию развития компаний из одних и тех же отраслей, используемые странами ЕС, российские региональные власти могут применять передовой опыт при разработке программ территориального развития, не занимаясь при этом слепым копированием и подражательством.

В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации дается следующее определение кластерной политики: это мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти для создания и поддержки развития кластеров на определенных территориях. Она включает в себя меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку [12]. По мнению зарубежных и российских исследователей, кластерная политика представляет собой смешанную эволюционировавшую форму нескольких направлений в более традиционных политиках, таких как промышленная, региональная, инновационная, инвестиционная, поддержка малого бизнеса [7]. При этом комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе, относится к кластерной политике первого поколения. Именно она осуществляется на федеральном уровне в настоящее время, если судить по определению кластерной политики, данному в Методических рекомендациях. Однако на уровне субъектов РФ проводится более сдержанная политика, которая базируется на хорошем знании о существующих в регионе кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности [6, с. 195].

Так, исследование процессов кластеризации в регионах Сибирского федерального округа, проведенное Л.С. Марковым и М.А. Ягольницерым, позволило выявить три группы регионов:

1. С наибольшими перспективами с точки зрения образования кластеров - Новосибирская область и Красноярский край. В данных субъектах уже идут интенсивные процессы кластеризации,

которые, опираясь на высокий инновационный и образовательный потенциал территорий, закономерно приводят их к опережающему социальноэкономическому развитию.

2. Регионы второй группы, демонстрирующие показатели кластерообразования и эффективности региональной экономики на уровне, несколько превышающем средний по СФО, - Иркутская, Кемеровская, Омская и Томская области.

3. Регионы третьей группы характеризуются меньшей отраслевой дифференциацией успешных компаний, худшим образовательным уровнем, более низким инновационным потенциалом и инвестиционной привлекательностью, слабой развитостью сферы услуг. В их число входят Алтай, Бурятия, Хакасия, Алтайский и Забайкальский края [13, с. 21].

Типизация регионов СФО в соответствии с их предрасположенностью к той или иной модели кластерообразования представлена на рис. 1.

В кластерах, построенных по типу «втулка-спицы», есть одно или несколько доминирующих предприятий, вокруг которых концентрируются связанные компании; в симметричных кластерах отсутствует ярко выраженный лидер, рыночная власть распределена равномерно, объединение компаний основано на преимущественно горизонтальных связях.

В целом по России можно сказать, что кластерная стратегия на государственном уровне отсутствует, а кластерной политикой занимается несколько министерств, в том числе Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития и ряд других. Только с 2010 г. начал функционировать подкомитет по развитию субконтрактации и кластерных технологий Комитета торгово-промышленной палаты Российской Федерации по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, осуществляющий свою деятельность в целях содействия развитию малого и среднего производственного бизнеса на основе создания благоприятной среды для внедрения кластерных организационных технологий на территории субъектов РФ. В федеральном законодательстве до сих пор отсутствует определение «кластер» на уровне федеральных законов, но сам факт существования отношений, связанных с созданием и развитием кластеров, подтверждается тем, что термин активно приме -няется в отраслевых подзаконных актах Российской Федерации.

Рис. 1. Модели кластерообразования в регионах СФО

На уровне отдельных регионов формирование и реализация кластерной политики происходят намного активнее. Так, в Санкт-Петербурге в 2010 г. подписан Меморандум о координации усилий, направленных на формирование и реализацию кластерной политики, в котором предложен проект по созданию Санкт-Петербургского центра кластерного развития в форме некоммерческого партнерства на базе Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра. В июне 2010 г. на сайте Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга опубликована концепция создания фармацевтического кластера в городе. В Москве тенденции создания и развития кластеров предприятий отражены в региональном законодательстве, в частности, в законе г. Москвы «О генеральном плане города Москвы» от 05.05.2010 № 17 предусматривается обеспечение развития промышленных зон и формирование на их территории новых форм взаимодействия между организациями промышленности, науки, малого бизнеса в виде производственно-технологических кластеров, ориентированных на реализацию инновационного цикла, а в 2010 г. Межрегиональным центром промышленной субконтрактации и партнерства разработан проект концепции кластерной политики г. Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, планомерная работа по созданию продуманных, обоснованных кластерных программ на уровне региональных администраций все же ведется. Подкомитет ТПП РФ по развитию субконтракции и кластерных технологий осуществляет картографирование российских

регионов (с картой основных направлений для развития кластеров в субъектах РФ можно ознакомиться на сайте http://promcluster.ru/index.php/ cluster-map.html).

На наш взгляд, процесс кластеризации российской экономики в настоящее время идет медленно и постепенно, затрагивая в основном центральные и хорошо развитые территориальноэкономические системы. Его следует интенсифицировать, так как кластерная политика является одним из наиболее эффективных методов сглаживания диспаритетов в региональном развитии, что позволяет сконцентрироваться на решении ряда проблем, свойственных российской экономике:

1. Создание благоприятной конкурентной среды и развитие конкуренции.

2. Содействие развитию и повышению инновационного потенциала малого и среднего бизнеса.

3. Проведение кластерной политики на мезоу-ровне экономики, что позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные адресные программы по ускорению и повышению конкурентоспособности компаний.

4. Эффективное взаимодействие между региональными и местными органами власти, бизнес-сообществом, научно-образовательными учреждениями, что приводит к повышению эффективности их работы.

Кластерный подход сочетает интересы бизнеса и территориальной экономической системы, поскольку при данной форме организации экономики возможно взаимное усиление их конкурентоспособности [6, с. 4]. В заключение отметим, что концепция «кластера» увязывается с рядом концепций и идей о природе конкуренции, дина-

мике межорганизационных связей и роли ресур- ливает популярность кластерной концепции и

сов: стоимостные цепочки, цепочки снабжения, широко применяется в сфере разработки регио-

инновационный процесс, сетевые структуры. нальной политики.

Этот набор «альтернативных» связей и обуслов-

Литература

1. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] / Сайт Минэкономразвития России. - URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/development/doc124878153774, свободный.

2. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 1983. Т. 1,2.

3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. - М.: ГУ ВЭШ, 2001.

4. Ферова И.С. Кластерный подход: от концепции к промышленной политике региона. - Красноярск: Изд-во Красноярского гос. ун-та, 2005.

5. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. - № 5. - С. 20-25.

6. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. - Смоленск: Ойкумена, 2005.

7. Марков Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты // Актуальные проблемы социальноэкономического развития: взгляд молодых ученых: сб. науч. тр. / под ред. В.Е. Селиверстова, В.М. Марковой, Е.С. Гвоздевой. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. С. 104.

8. Александрова Л.А. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на основе кластерного подхода: дис. ... д-ра экон. наук. - Саратов, 2005.

9. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2002. - Т.2. - №3. - С. 8-12.

10. Праздничных А.Н. Региональная конкурентоспособность как феномен глобализации: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 1999. 22 с.

11. Герт-Ян Хосперс, Пьер Дероше, Фредерик Соте. Новая Кремниевая долина? Географические кластеры и политика государства / Сайт InLiberty: свободная среда. - URL: http://www.inliberty.m/libraiy/study/2828, свободный.

12. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации / Сайт Минэкономразвития России. - URL: http://www.ecommy.gov.rn/mmec/activity/sections/inmvations/ politic/doc201001081642, свободный.

13. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Развитие кластерной экономики в Сибирском федеральном округе. - Новосибирск: Изд-во ИЗОПП, 2008.

14. Концепция кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства (проект) / Сайт подкомитета ТПП РФ по развитию субконтракции и кластерных технологий. - URL: http://promcluster. m/index.php/about-zak-ds/140-kontseptsia-klastemoy-politiki.html, свободный.

Доржиева Елена Викторовна, кандидат экономических наук, доцент Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 26, тел./факс: (3012)217301, e-mail: elendorg@mail.ru

Dorzhieva Elena Viktorovna, candidate of economic sciences, associate professor, East-Siberian State University of Technologies and Management, 670000, Ulan-Ude, Smolin St., 26, tel/fax: (3012)217301, e-mail: elendorg@mail.ru

УДК 332.1:338.47 © Н.Ю. Сандакова

Методологические основы развития транспортных систем в регионе

В статье рассмотрены методологические вопросы, связанные с развитием транспортных систем, а также теоретические подходы к построению транспортных систем на основе многоуровневых иерархичных структур. Дана оценка данных исследований. Предложены направления совершенствования данного подхода.

Ключевые слова: инновационная транспортная система, новые подходы к организации транспортных систем региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.