ISSN 1728-2667
ЕКОНОМІКА. 6(171)/2015
~ 15 ~
Bulletin of Taras Shevchenko National University of Kyiv. Economics, 2015, 6(171): 15-20 DOI: dx.doi.org/ 10.17721/1728-2667.2015/171-6/3 УДК: 332.02 JEL: R10, R11
Ю. Вертакова, д-р экон. наук, проф. Юго-Западный государственный университет, Курск, Российская Федерация,
В. Плотников, д-р экон. наук, проф. Санкт-Петербургский государственный экономический університет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, Ю. Положенцева, канд. экон. наук, доц. Юго-Западный государственный университет, Курск, Российская Федерация
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ:
РОССИЙСКАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА
Целью работы является изучение теоретических аспектов развития кластерных инициатив территориальных экономических систем и государственного управления развитием путем реализации кластерной политики, ориентированной на повышение конкурентоспособности территорий. Проведен анализ и сравнение российского и мирового опыта кластеризации региональных экономических систем. Выявлены достоинства и недостатки инструментария кластерной политики. Предложены направления совершенствования кластерной политики в России.
Ключевые слова: кластерная политика, кластерные инициативы, инструменты управления, государственное регулирование, региональная экономика.
Введение. Усиление процессов глобализации и международной конкуренции требует формирования новых подходов к регулированию социальноэкономического развития стран и их территорий. В условиях усиления глобальных интеграционных процессов и ускорения преобразования экономических систем, вызванных политическими, экономическими причинами, а также научно-техническим прогрессом, требуются новые инструменты обеспечения конкурентоспособности интегрирующихся экономических систем. Одним из таких инструментов, как показывает опыт развитых стран, является кластерная политика, способная эффективно мобилизовывать экономический потенциал и стимулировать экономический рост. Кластерная политика во многих странах выступает в качестве одной из эффективных форм структурной организации отношений во внутренней среде на общестрановом и региональном уровнях. Вследствие этого, в экономической теории и практике управления территориальным развитием кластерный подход утвердился как один из доминирующих подходов.
Тенденции расширения роли кластерной политики затронули и экономику России. Современное развитие экономического пространства регионов России требует формирования новых подходов к развитию интегрированных форм хозяйствования, учитывающих множество факторов: внутренние и внешние факторы регионализации, повышение иннновационо-инвестиционной активности регионов; развитие перспективных форм территориально-экономического интеграционного взаимодействия всех участников хозяйственной деятельности региона, усиление региональной и национальной конкурентоспособности; усиление глобализационных процессов и т.д. В этой связи все большую актуальность приобретает использование мер кластерной политики, основанных на упреждающем стимулировании пропульсивных отраслей, создании на основе кластеров "полюсов роста" в экономике региона и повышении на этой базе эффективности государственной экономической политики в целом.
Кластерная политика стала одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние 1015 лет. В политике экономического развития многих стран (Германия, Франция, Япония и др.) возрос интерес к концепции кластеров и кластерному подходу.
Кластерная политика широко распространена как в виде четко определенной системы мер государственного воздействия, так и в виде других политических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства. Основное преимущество кластерной политики, по мнению авторов, заключается в том, что она придает высокую значимость микроэкономической составляющей развития экономики, а также территориальному и социальному аспектам экономического развития. Кроме того, кластерная политика использует эффективные инструменты для стимулирования территориального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении конкурентоспособности территориальных производственных систем, росте бюджетных доходов и других положительных результатах.
На сегодняшний день особенностью процесса кластеризации экономики является активная роль государственных органов власти в выявлении кластеров, поддержании кластерных инициатив, стимулировании их развития и проведении мониторинга эффективности процессов кластеризации. Основными задачами реализации кластерной политики на территориальном уровне являются: разработка общей концепции формирования и развития кластерных структур; распределение полномочий в сфере кластерной политики; поддержка кластерных инициатив по развитию передовых отраслей территорий; создание и развитие инфраструктуры кластеров; формирование структуры и задач участников кластера и др.
Анализ теоретических подходов к формированию и реализации кластерной политики показал, что теория кластеров основана на экономической теории национальной инновационной системы, управления региональным развитием и теории экономической интеграции (Бабкин, Мошков и Новиков, 2012; Вертакова, Положенцева и Хлынин, 2014; Рисин, 2014; Arimoto, Nakajim и Okazaki, 2014; Glaeser, Kerr и Ponzetto, 2010; Hashino и Otsuka, 2013; Kerr, 2010; Porter, 1990; Vertakova и Plotnikov, 2013; Vertakova, Klevtsova и Polozhentseva, 2014; Zhenshan, Pu и Jianming, 2015 и мн. др.).
Кластерная политика: модели, этапы, цели. Интерес к концепции территориальных кластеров и кластерной политики в структуре экономического развития, как зарубежных стран, так и России особенно возрос в последнее десятилетие. Развитие кластеров формализовано в кластерной политике. Кластерная политика, © Вертакова Ю., Плотников В., Положенцева Ю., 2015
~ 16 ~
В^^ИК Київського національного університету імені Тараса Шевченка ISSN 1728-3817
как инструмент обеспечения конкурентоспособности экономического развития регионов, получила широкое распространение практически во всех странах мира. В результате сравнительного анализа кластерной политики в отдельных странах, можно сформировать две
основные модели осуществления кластерной политики: дирижистскую и либеральную (таблица 1). Основное отличие между ними состоит в различной роли, отводимой механизмам государственного регулирования и рыночной самоорганизации.
Таблица 1. Модели кластерной политики
Страны Модель кластерной политики Концепция поддержки
Япония, Республика Корея, Сингапур, Швеция, Франция, Финляндия, Словения Дирижистская Основную роль играет активная государственная (федеральная) политика развития кластеров
США, Великобритания, Австралия, Канада Либеральная Кластер рассматривается как рыночный организм. Роль центральных (федеральных) властей заключается в снятии барьеров для его естественного развития
Источник: Составлено авторами
Кластерная политика существует как в развитых, так и в развивающихся странах; она различается в зависимости от состава участников и структуры, видов производимой участниками кластеров продукции и предоставляемых услуг, от особенностей местонахождения, а также от уровня и этапа развития, на которых они находятся. На основе анализа развития кластерной политики в различных странах мира можно сделать вывод, что необходимо реализовывать "смешанную" модель кластерной политики, способную увязать интересы государства и бизнеса на основе существующей или развивающейся инфраструктуры и кооперационных связей.
При рассмотрении с процедурно-технологических позиций, кластерная политика представляет собой взаимосвязанную последовательность этапов (рисунок 1), связанных между собой, функционирующих на основе механизма кооперации, что позволяет генерировать взаимное усиление конкурентных преимуществ территорий.
Реализация кластерной политики развития экономики территорий определяет целесообразность взаимодействия различных структурных подразделений органов государственной власти и хозяйствующих субъектов - предполагаемых участников кластера. Формирование кластеров приводит к развитию конкуренции между территориями, что позволяет обеспечить привлечение дополнительных инвестиций в развивающиеся территории. Осуществление кластерной политики направлено на возможность оптимизировать развитие территорий на основе применения новых технологий, способных инициировать развитие кластерных образований под заранее определенные цели. Превалирование в экономике кластеров, а не отдельно функционирующих компаний очень важно для регионального развития, особенно в тех случаях, когда наблюдается высокая географическая концентрация предприятий взаимосвязанных отраслей. Развитие кластера как новой формы хозяйствования, экономического взаимодействия и связей позволяет достичь значимого положительного социально-экономического эффекта в регионе.
Кластерную политику целесообразно формировать применительно к группам регионов, однородных по уровню общего экономического и инвестиционного развития. Для обоснования необходимого и достаточного состава показателей, характеризующих указанные группы, нами используется метод кластерного анализа по показателям, отражающим совокупность экономических характеристик регионов (объем ВРП, наличие ос-
новных фондов, объемы производства (общие и по видам деятельности), объем розничной торговли, инвестиции, инновационная активность, численность населения и др.). Подобные расчеты были выполнены авторами для российских регионов. Это позволило произвести группировку регионов в кластеры. Регионы первого кластера характеризуются расширенным типом воспроизводства, высоким уровнем инвестиционной активности и налогового потенциала, благоприятными условиями для функционирования инвестиционного комплекса. Регионы второго кластера являются относительно успешными с умеренной инвестиционной активностью, характеризуются структурной перестройкой воспроизводства, активной экономической политикой, направленной на модернизацию экономики и достижение устойчивого экономического роста. Регионы третьего кластера характеризуются стагнацией производства и основных фондов, слабо выраженной тенденцией создания новых производств, низким налоговым и инновационным потенциалом, формирующиеся инвестиционные ресурсы незначительны и, как правило, из-за низкой инвестиционной привлекательности перетекают в другие регионы страны. Стагнирующие регионы могут произвести выход на траекторию стабильного экономического роста собственными силами. Это возможно путем осуществления инновационной модернизации промышленных отраслей, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т.д.
Реализация механизма территориального выравнивания и сглаживания пространственной поляризации невозможна без поддержки ведущих предприятий региона, структурной перестройки экономики и максимального использования природного, кадрового и производственного потенциалов. Политика пространственного развития должна быть направлена, прежде всего, на поддержку и развитие существующих экономических видов деятельности, укрепление и диверсификацию местной экономики, а также на привлечение внешних инвестиций.
Можно сделать вывод, что кластерная политика, направленная на стимулирование инвестиционной сферы, должна реализовываться с учетом специфики пространственной структуры экономики регионов.
ISSN 1728-2667
ЕКОНОМІКА. 6(171)/2015
~ 17 ~
Рис. 1. Последовательность этапов формирования кластерной политики
Источник: Составлено авторами
Инструменты формирования и развития кластеров в мировой практике. Мировой опыт использования кластерной политики применительно к управлению развитием территорий весьма многообразен. Рассматривая практику применения кластерной политики в развитых и развивающихся странах с рыночной экономикой, необходимо отметить следующий важный момент: отсутствуют единые общепринятые, универсальные подходы и схемы образования и развития промышленных кластеров территории. Каждое государство разрабатывает
собственные подходы к образованию кластеров и управлению ими и, соответственно, по-своему организует деятельность государственных органов, ответственных за реализацию национальной промышленной стратегии обеспечения конкурентоспособности территории (таблица 2). Это национальное своеобразие определяется комплексом институциональных, культурноисторических, социально-демографических, экономикоправовых, технологических и иных факторов.
Таблица 2. Реализация кластерной политики в мировой практике
Страна Государственная поддержка Бизнес Кластер
Италия Предоставление льгот на экспорт товаров. Привлечение инвестиционных ресурсов. Регулирование рынка труда, поощрение роста кадрового потенциала Концентрация малых и средних фирм в определенной местности, объединенных в различные ассоциации. Гибкое и равноправное сотрудничество предприятий Мебельно-интерьерный, пищевой, легкой промышленности и др.
Франция Целенаправленное регулирование инновационной деятельности. Стимулирование НИОКР для нужд промышленности. Бюджетные ассигнования наукоемких видов бизнеса. Снижение налога на инвестиции в НИОКР Концентрация предприятий вокруг крупной компании Парфюмерно-косметический, текстильный, пищевой, винодельческий и др.
США Развитие научно-технологического партнерства. Предоставление налоговых кредитов и льготного налогообложения компаний, осуществляющих программы НИОКР. Привлечение первоначального капитала Концентрация предприятий в одном регионе и максимальное использование природного, научного, кадрового и интеграционного потенциала Информационных технологий, киноиндустриальный, автомо-ильный, аэрокосмический
Япония Поощрение развития узкоспециализированных регионов. Привлечение из-за рубежа современных технологий Концентрация средних и мелких предприятий вокруг крупной компании Электротехнический, автомобильный и др.
Финляндия Вложение в сферу развития человеческого потенциала. Формирование уровня развития системы взаимодействия научных институтов и отраслей Взаимодействие крупных, средних и малых предприятий Химический, полиграфический, машиностроительный, элек-троборудование, мебельный
Источник: Составлено авторами
~ 18 ~
В^^ИК Київського національного університету імені Тараса Шевченка ISSN 1728-3817
Изучая опыт различных стран, проводя его систематизацию и сравнительный анализ, можно выделить два основных подхода (направления) современной политики в отношении поддержки формирования кластеров: восходящий и нисходящий. Рассмотрим их существо:
1) восходящий подход сосредотачивается на обеспечении эффективного функционирования рынка и ликвидации рыночного дефицита. Отправная точка -инициативы, порождаемые рынком, при этом правительство действует как помощник и регулятор, но не устанавливает жесткие национальные и региональные приоритеты. Этот подход тяготеет к либеральной модели кластерной политики;
2) при нисходящем подходе правительство (в процессе консультаций с отраслями промышленности и исследовательскими агентствами) устанавливает региональные и национальные приоритеты, формулирует стимулирующее видение для будущего (до формирования процесса диалога), выбирает субъектов, которые будут вовлечены в диалог. Этот подход характерен для современных скандинавских стран. Он тяготеет к ди-рижистской модели кластерной политики.
В результате выполненного авторами анализа было выявлено, что кластерная политика реализуется, преимущественно, посредством национальных и региональных кластерных программ. Также было определено, что важным элементом кластерной политики является определение источников финансирования и ответственных за реализацию данных программ организаций.
В таких странах как Франция, Испания, Норвегия, Италия, Великобритания, Австрия, США, Финляндия, Дания, процессы кластеризации получили наиболее широкое распространение. В России кластеры появились сравнительно недавно, но уже получили широкое распространение. Хорошо известны и экономически успешны фармацевтический кластер в Санкт-Петербурге, автомобилестроительные в Самарской и Калужской областях, титановый кластер в Свердловской области и др. В своем исследовании мы выделили ряд факторов, препятствующих и способствующих кластерообразованию (таблица 3). Результаты анализа опыта разработки инструментов развития кластеров представлены в таблице 4.
Таблица 3. Факторы, способствующие и препятствующие развитию кластеров
Способствующие факторы Препятствующие факторы
- Доступность факторов производства (сырье, квалифицированные кадры и др.) и мобильность в использовании местных ресурсов. - Возможности использования научно-инновационного потенциала высшей школы. - Традиции производственно-технологической кооперации. - Отсутствие механизма формирования и функционирования кластера. - Отсутствие поддержки со стороны государства. - Неадекватность образовательных и научно-исследовательских программ потребностям промышленности и рынка. - Слабые связи между высшими и средними профессиональными учреждениями, НИИ и бизнесом. - Низкое качество бизнес-климата для возникновения и развития малого и среднего бизнеса в промышленности, вспомогательных и обеспечивающих видах экономической деятельности (административные барьеры, финансовые ресурсы и др.). - Низкая конкурентоспособность большей части российских предприятий не только на мировом, но также на национальном и региональном рынках. - Краткосрочность горизонта планирования и управления развитием у большинства российских промышленных предприятий (между тем, оценки показывают, что реальные выгоды от развития кластера появляются только через 5-7 лет). - Особенности российского менталитета и психологии менеджеров.
Источник: Составлено авторами
Таблица 4. Состав комплекса инструментов поддержки и развития кластеров в различных странах
Инструменты кластерного развития
прямая финансовая поддержка налоговые льготы фонды внедрения инноваций государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков специальные институты развития и построения сетевых структур координирующие органы власти защита интеллектуальной собственности целевое финансирование научных исследований
Россия + + +
США + + + + + +
Франция + + + +
Япония + + + + + +
Швеция + + +
Великобритания + + +
Германия + + + + + +
Швейцария + +
Нидерланды + +
Австрия + + +
Австралия + + + +
Канада + + + + +
Источник: Составлено авторами
Анализ главных отраслевых направлений кластеризации экономики зарубежных стран позволяет сделать следующие выводы: национальные особенности существующей кластерной политики определяют направленность кластерных инициатив; стратегические кластерные
альтернативы определяются национальными особенностями и принятой кластерной концепцией; кластерные политики стран различаются по уровню вмешательства правительства в процесс кластеризации; для оценки целесообразности кластерной стратегии развития террито-
ISSN 1728-2667
ЕКОНОМІКА. 6(171)/2015
~ 19 ~
рии следует соотнести уровень инвестиционного потенциала и уровень инвестиционной активности.
Содержание и особенности кластерообразован ия в России. Структура экономики России существенно отличается от зарубежной, несмотря на более чем 20летний опыт трансформации социалистической модели хозяйствования путем рыночных преобразований. Поэтому прямое заимствование институтов кластерной политики, успешных в развитых стратнах, невозможно. Необходимо селективно использовать зарубежный опыт. Поэтому для разработки эффективной кластерной политики в России предлагается использовать бенчмаркинг, основанный на компаративном анализе опыта идентификации и формирования кластеров таких стран, как Франция, Испания, Норвегия, Италия, Великобритания, Австрия, США, Финляндия, Дания и др.
Бенчмаркинг позволил выявить, что в зарубежной практике методы идентификации кластеров включают в себя как количественный, так и качественный анализ. При этом количественные подходы позволяют получать более определенную информацию, пригодную для формализованной обработки. Тем не менее, преимущество отдается использованию качественных методов, включающих в себя анализ специализации, конкуренции и сотрудничества, взаимосвязанных видов деятельности, общей культуры и ценностей, анализ цепочек "продавец-покупатель", цепочек создания стоимости, экспортной ориентированности и интервьюирование.
Для повышения эффективности практической реализации региональной кластерной политики необходимо проведение идентификации и оценки уровня развития кластеров. Проведенное исследование позволило сделать вывод об отсутствии единого подхода к процессу идентификации кластеров в региональном пространстве. В российской и зарубежной практике выделяют как количественные (метод расчета коэффициента локали-
зации, концентрации; темпов роста производительности и прибыльности компаний; метод "затраты - выпуск"; использование оценки конкурентных преимуществ по модели М. Портера; оценка пространственной концентрации предприятий на основе интегральных коэффициентов; использование матрицы БКГ; многофакторный анализ и др.), так и качественные (метод интервьюирования, метод фокус-групп, кейсовая методика, составления генеалогического дерева и др.) методы.
В России кластерная политика как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности регионов только начинает внедряться. Позитивными факторами для развития кластерной политики в России являются: наличие большого опыта в формировании и развитии территориально-производственных комплексов и различных форм кооперации; высокий уровень интеллектуального потенциала; развитость технологической инфраструктуры и технологическая культура. В качестве сдерживающих факторов выступают: слабые связи между научно-исследоательскими институтами и бизнесом; низкое качество бизнесклимата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций; недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки, власти.
Проанализировав по ряду показателей параметры экономической деятельности в секторах российской экономики, мы выявили следующие потенциально успешные сферы кластерообразования (на основе расчета интегрального показателя специализации): обрабатывающие производства (1,20); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (1,04); транспорт и связь (1,32); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (1,48). Результаты более детальных расчетов по авторской методике, применительно к отраслям, представлены в таблице 5.
Таблица 5. Результаты оценки предрасположенности отраслей экономики РФ к формированию кластеров
Вид экономической деятельности Коэффициент локализации производства Коэффициент оборота Коэффициент количества предприятий Коэффициент душевого производства продукции Интегральный коэффициент
Сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность 0.152 0.086 0.050 0.159 1.0
Нефтяная и газовая промышленность, химия 0.123 0.017 0.001 1.464 0.41
Легкая промышленность 0.167 0.065 0.079 0.248 1.20
Энергетика 0.085 0.245 0.014 0.402 1.04
Строительство 0.055 0.006 0.088 0.159 0.46
Транспорт и связь 0.088 0.248 0.053 0.266 1.32
Здравоохранение и социальные услуг 0.038 0.027 0.024 0.108 0.40
Источник: Составлено авторами.
Выводы. Кластер - особая институциональная форма организации бизнеса. Опыт России и других стран мира показывает, что кластерный подход в государственной политике позволяет повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений и других организаций, итогом чего является рост конкурентоспособности на всех уровнях хозяйственной системы. Основная цель кластерной политики - повышение конкурентоспособности экономики на основе формирования и укрепления интеграционных отношений между организациями разных сфер деятельности, что позволяет более эффективно использовать научный, кадровый, производственный потенциалы территорий страны.
Нынешний уровень качества обоснования кластерных проектов в регионах России не является достаточ-
ным для их эффективной реализации. Его повышение может быть достигнуто посредством, во-первых, обобщения и распространения позитивного опыта ряда субъектов РФ (Ленинградская. Белгородская, Воронежская, Новосибирская, Самарская области и др.) и стран мира (ЕС, США, Швейцария, Австралия и др.), во-вторых, профессионализацией деятельности по разработке и реализации кластерных проектов, обеспечиваемой целевой подготовкой (в системе повышения квалификации) соответствующих кадров для бизнесструктур и государственных органов.
Механизм реализации кластерной политики позволяет обеспечить эффективную разработку и реализацию кластерных проектов. Он включает совокупность форм, методов и инструментов, инвариантными составляющими которых являются: институциональное обеспечение, в том числе институт государственно ча-
20
ВІСНИК Київського національного університету імені Тараса Шевченка ISSN 1728-3817
стного партнерства; экономико-организационное и финансовое обеспечение (стратегии, целевые программы, государственный и региональный заказы на продукцию кластеров, государственное стимулирование разработки инноваций, целевые кредиты и субсидии и др.); маркетинговое и информационное обеспечение.
Список использованых источников
1. Бабкин, А.В., Мошков, А.А., Новиков, А.О., 2012. Анализ методов и моделей оценки инновационного потенциала промыленного кластера. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия Экономии-еские науки: 4 (151). с. 84-90.
2. Вертакова, Ю.В., Положенцева, Ю.С., Хлынин, М.Ю., 2014. Формирование и развитие промышленных кластеров. Техникотехнологические проблемы сервиса: 1 (27). с. 92-99.
3. Рисин, И.Е., 2014. Региональная кластерная политика: содержание и механизм реализации. Воронеж. 112 с.
4. Arimoto, Y., Nakajim, K., Okazaki, T., 2014. Sources of productivity improvement in industrial clusters: The case of the prewar Japanese silkreeling industry. Regional Science and Urban Economics: 46, рр. 27-41.
5. Glaeser, E.L., Kerr, W.R., Ponzetto, G.A.M., 2010. Clusters of entrepreneurship. Journal of Urban Economics: 1 (67), pp. 150-168
6. Hashino, T., Otsuka, K., 2013. Cluster-based industrial development in contemporary developing countries and modern Japanese economic history. Journal of the Japanese and International Economies: 30, рр. 19-32.
7. Kerr, W.R., 2010. Breakthrough inventions and migrating clusters of innovation. Journal of Urban Economics: 67, рp. 46-60.
8. Porter, M., 1990. The Competitive Advantage of Nations. London: McMillan. 273 p.
9. Vertakova, Yu.; Plotnikov, V., 2013. Theoretical aspects of considering the dynamic characteristics of socio-economic systems in the management of regional development. Regional Research of Russia: 1 (3), pр. 89-95.
10. Vertakova, Yu.V., Klevtsova, M.G., Polozhentseva, Yu.S., 2014. The Development of Regional Cluster-oriented Policy: Russian and Foreigen Practice. SGEM Conference on Political sciences law, finance, economics and tourism (Volume 1). Bulgaria, pр. 399-407.
11. Zhenshan, Y., Pu, H., Jianming, C., 2015. Economic clusters: A bridge between economic and spatial policies in the case of Beijing. Cities: 42, рp. 171-185.
Надійшла до редколегії 16.05.15
Ю. Вертакова, д-р екон. наук, проф.
Південно-Західний державний університет, Курськ, Російська Федерація,
В. Плотніков, д-р екон. наук, проф.
Санкт-Петербурзький державний економічний університет, Санкт-Петербург, Російська Федерація, Ю. Положенцева, канд. екон. наук, доц.
Південно-Західний державний університет, Курськ, Російська Федерація
РОЗРОБКА І РЕАЛІЗАЦІЯ КЛАСТЕРНОІ ПОЛІТИКИ:
РОСІЙСЬКА І МІЖНАРОДНА ПРАКТИКА
Метою роботи є вивчення теоретичних аспектів розвитку кластерних ініціатив територіальних економічних систем і державного управління розвитком шляхом реалізації кластерної політики, орієнтованої на підвищення конкурентоспроможності територій. Проведено аналіз і порівняння російського та світового досвіду кластеризації регіональних економічних систем. Виявлено переваги і недоліки інструментарію кластерної політики. Запропоновано напрями вдосконалення кластерної політики в Росії.
Ключові слова: кластерна політика, кластерні ініціативи, інструменти управління, державне регулювання, регіональна економіка.
Yu. Vertakova, Doctor of Sciences (Economics), Professor Southwest State University, Kursk, Russian Federation,
V. Plotnikov, Doctor of Sciences (Economics), Professor
Saint-Petersburg State Economic University, Saint-Petersburg, Russian Federation,
Yu. Polozhentseva, PhD in Economics, Associate Professor Southwest State University, Kursk, Russian Federation
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF CLUSTER POLICY:
RUSSIAN AND INTERNATIONAL PRACTICE
The cluster policy is one of popular instruments of state regulation of regional development. Its main advantage - possibility of creation (on the basis of clusters) the "growth poles" in region economy. Feature of process of a clustering of economy both in Russia, and in other countries of the world, is the active role of the state in identification of clusters, maintenance of cluster initiatives, stimulation of their development and carrying out monitoring of efficiency of the clustering processes. As a result of the analysis of cluster policy in the certain countries, two main models of implementation of cluster policy are revealed: dirigisme and liberal. They differ in extent of the state intervention. The cluster policy has to be implemented taking into account specifics of spatial structure of economy of the countries and regions. Studying of experience of various countries allowed to allocate two main directions of modern cluster policy: ascending and descending. The ascending approach concentrates on ensuring effective functioning of the market and elimination of market deficiency. At the descending approach the government establishes regional and national priorities, formulates the stimulating vision for the future. The structure of economy of Russia differs from economies of other countries therefore direct loan of institutes of cluster policy is impossible. It is necessary to select the foreign experience with the use of benchmarking.
Keywords: duster policy, cluster initiatives, management tools, government regulation, regional economy.
Bulletin of Taras Shevchenko National University of Kyiv. Economics, 2015, 6(171): 20-25 DOI: dx.doi.org/ 10.17721/1728-2667.2015/171-6/4 УДК: 330.341.1:62 JEL: M2
N. Davletbayeva, PhD in Economics, Associate Professor Karaganda State Technical University, Karaganda, Kazakhstan
DIRECTIONS AND MECHANISMS OF INCREASING THE INNOVATIVE CAPACITY REGIONS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN'S FOOD INDUSTRY
The article describes the priorities and mechanisms of increasing the innovative capacity of the regions of the Republic of Kazakhstan's food industry today. It was defined system-wide problem of low innovation activity as a whole in the post-soviet space, in the regions and by the food industry to map out the direction for innovative capacity. It has been established that the main conditions of the effectiveness of regional innovation infrastructure must become integrated service delivery and focus on commercialization of innovative activity in the priority sectors of regional specialization.
Keywords: regional innovation system, innovation potential of industries in the region, the development of innovation infrastructure in the region.
Statement of the problem. Effective use of innovative capacity and development of the technology are the most important national objectives that require the adoption of new decisions, and identify national priority scientific-
technological and innovative development of the country, the transformation of high-tech industries as the main factor of economic development. to achieve this objective, it is necessary to create economic and organizational transfor-
© Davletbayeva N., 2015