УДК 338.48(038) Е.В. ДОРЖИЕВА
ББК 65.32 кандидат экономических наук, доцент Восточно-Сибирского
государственного технологического университета, г. Улан-Удэ
e-mail: elendorg@mail.ru
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ
Исследуются процессы кластеризации России и ее регионов, раскрываются основные аспекты развития специализации и кооперации малых и крупных предприятий и формирования кластеров: их сущность, роль в повышении конкурентоспособности экономики, инструменты развития.
Ключевые слова: кластеры, кластерный подход, конкурентоспособность национальной и региональной экономики.
E.V. DORZHIEVA
PhD in Economics, Associate Professor, East-Siberian State University of Technology, Ulan-Ude
e-mail: elendorg@mail.ru
CLUSTER APPROACH AS A TOOL TO IMPROVE COMPETITIVENESS OF TERRITORIES
The author studies the processes of clustering of Russia and its regions, characterizes the main aspects of the development of specialization and cooperation of small and large enterprises and the formation of clusters: their essence, their role in improving the competitiveness of the economy, development tools.
Keywords: clusters, cluster approach, competitiveness of national and regional economy.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной в соответствии с поручением Президента РФ и отвечающей императивам устойчивого развития ООН, указывается, что главная стратегическая цель страны в ближайшее десятилетие — достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу ведущей мировой державы XXI в., с привлекательными условиями жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности) [2].
В связи с поставленной целью возникает настоятельная необходимость активизации существующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики экономического развития. Решению данной проблемы будет способствовать в первую очередь рост конкурентоспособности на всех уровнях
экономики: конкурентоспособности национальной экономики, региональных систем, фирм, производимой ими продукции.
Усиление международной конкуренции и глобализация делают неэффективной традиционную промышленную политику, принуждают переходить к использованию новых инструментов и механизмов регионального развития. Конкурентоспособность и эффективность сложных систем в современной мировой экономике определяются не только конкуренцией и размерами производства, но и, прежде всего, взаимовыгодным сотрудничеством, знаниями, технологиями, квалификацией. Именно все эти факторы уникальным образом сочетаются в феномене кластера. Исследованиями установлено, что чем более конкурентоспособна экономика страны, отрасли, региона, тем больше в ней имеется кластеров и тем сильнее они взаимосвязаны.
В настоящее время кластерная теория управления экономикой становится все более актуальной и популярной. Это связано с рядом обстоятельств:
© Е.В. Доржиева, 2011
- на региональном и федеральном уровнях имеет место проблема разобщенности, несогласованности, отсутствия единой политики в развитии ряда взаимосвязанных и взаимозависимых производств;
- в контексте регионального или территориального разреза стратегии развития страны все более актуальными становятся вопросы организации межрегионального сотрудничества, региональной специализации и кооперации, поиска конкурентных преимуществ субъектов РФ;
- в ходе разработки стратегий развития отдельных регионов возникает задача определения и активизации территориальных точек роста [1].
Кластеры представляют собой группы участников того или иного рынка, объединившихся с целью эффективного использования ресурсов и специфических преимуществ в процессе совместной реализации предпринимательских проектов. Используя главным образом горизонтальные связи, специализацию и дополняя друг друга, они способны достичь более высоких результатов. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инновационной и инвестиционной деятельности на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры.
Внедрение кластерных технологий способствует росту деловой активности предпринимательских структур, улучшению инвестиционного климата региона, страны, развитию социально-экономических и информационных систем, что дает импульс более интенсивному развитию и обеспечивает экономический подъем территорий [4, с. 8].
Преимущества кластерного подхода как одного из методов повышения конкурентоспособности российской экономики становятся все более очевидными для федеральных и региональных властей. Правительство РФ рассматривает кластеры как эффективный инструмент развития территорий. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, в частности, предусмотрено:
- формирование территориально-производственных кластеров (не менее шес-ти-восьми до 2020 г.), ориентированных на высокотехнологичные производства, в при-
оритетных отраслях российской экономики с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
- формирование на слабоосвоенных территориях территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую добычу и переработку сырья, производство энергии с использованием современных технологий (механизированных, ресурсосберегающих и экологичных, нетрудоемких) [2].
Практически все региональные формирования России в течение 2002-2007 гг. разработали стратегии долгосрочного регионального социально-экономического развития, при этом формирование и развитие тех или иных кластеров зачастую фигурирует в них в качестве приоритетов. Ряд регионов приняли отдельные программы развития кластеров или создали организационные структуры по их развитию.
В настоящее время в регионах России идет активное формирование кластеров (табл.).
Распространение кластеров
в Сибирском феде ральном округе*
Субъект СФО Сущест- Форми-
вующие рующиеся
кластеры кластеры
Алтайский край 1 2
Иркутская область 1 2
Кемеровская область - 1
Красноярский край - 6
Новосибирская область 2 -
Омская область - 5
Республика Бурятия - 6
Республика Хакасия - 1
Томская область 1 2
Всего 5 25
* Составлено по: [1].
Данные таблицы показывают, что в настоящее время процесс кластеризации в Сибирском федеральном округе только начинается: в концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития субъектов Федерации, входящих в округ, предусмотрено развитие 25 кластеров.
В четырех федеральных округах из семи доля уже существующих кластеров в их общем количестве довольно значительна; в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах кластеры, способные стать точками роста региональной экономики, предстоит еще только сформировать (рис.).
Реализация кластерной политики Республики Бурятия предусматривала три основных этапа.
На первом этапе (2008-2012 гг.) в качестве приоритетных были выбраны два кластера, которые сконцентрированы на территории республики и для развития которых у республики имелись инструменты, полномочия и ресурсы — агропищевой и туристический.
На втором этапе (2013-2017 гг.) предполагается начать активизацию кластеров, которые в состоянии обеспечить более высокие темпы экономического развития, а именно транспортно-логистического, горнодобывающего и лесопромышленного.
На третьем этапе (2018-2027 гг.) необходимо активизировать наиболее сложные кластеры: машиностроительный на базе предприятий железнодорожного машиностроения и металлообработки и инновационный.
Однако в Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г., являющейся приложением к закону Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г.» от 27 декабря 2008 г. № 659-^, упоминается только о развитии кластера «Туризм» [3].
Отчасти это объясняется проблемами, возникающими в связи с применением кластерного подхода в России. В основном кластеры формируются именно по отраслям, а современное состояние, характер, темпы развития различных отраслей российской промышленности свидетельствуют о слабости внутриотраслевых связей, низкой эффективности и неэквивалентности межотраслевого обмена и перетока капитала. Это усугубляется отсутствием соответствующего практического опыта, необходимых кадров и низким уровнем развития большинства региональных экономических систем страны.
Эксперты центра стратегических разработок «Северо-Запад» выделяют следующие проблемные зоны, связанные с использованием кластерного подхода в России [5, с. 12].
В первую очередь это отсутствие оценки рынка потенциального кластера. При использовании кластерного подхода акцент должен быть сделан не на существующей системе организации производства, а на анализе рынков, на которых позиционированы предприятия того или иного территориального образования. Неточная оценка рынка или его границ приводит к ошибочным решениям и действиям региональных или муниципальных властей. Наиболее типичной ошибкой является ограничение границ кластера границами субъекта Федерации (или группы муниципальных образований), что для ряда кластеров неприемлемо. Вторая проблема — игнорирование «коммуникативной» природы кластера. В качестве третьей проблемы можно назвать абсолютизацию той или иной схемы кластера. Существует ряд схем, принадлежащих к арсеналу кластерного подхода и применяемых в исследовании и проектировании кластеров. Абсолютизация той или иной схемы приводит к снижению эффективности использования самого подхода, так как существенно ограничивает его возможности.
Наконец, наиболее очевидная проблема — отсутствие конкретных действий по развитию кластера, которые должны быть реализованы региональными органами исполнительной власти и другими заинтересованными сторонами.
Кроме того, типичной ошибкой является смена приоритетов в выборе и использовании инструментария формирования кластера: на первое место ставятся организационно-правовые инструменты, результативность кото-
30
25
20
15
10
5
0
Северо- Централь- Приволж- Южный Уральс- Сибирс- ДальнеЗападный ный ФО ский ФО ФО кий ФО кий ФО восточный
ФО ^ ФО
□ Существующие кластеры □ Формирующиеся кластеры Количество кластеров в России по федеральным округам
рых без использования других инструментов крайне низка.
Эксперты подчеркивают, что кластерный подход не является панацеей от всех бед и эффективность его использования зависит от многих факторов. Наиболее значимый из них — готовность региональных властей выстраивать плодотворное взаимодействие с бизнесом, муниципальными образованиями и, что самое сложное, с партнерами, которые находятся за пределами регионов: другими субъектами Федерации, предпринимателями, научно-исследовательскими институтами и т.д.
Мировая практика показывает, что кластеризация — не только средство достижения целей промышленной политики (повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и т.д.), но и мощный инструмент стимулирования регионального развития. В США, Канаде, Финляндии, Японии, Германии, Италии и других развитых странах кластеры стали успешной формой организации бизнес-сообществ, эффективным инструментом повышения конкурентоспособности территорий.
Однако следует учитывать, что в каждом конкретном государстве кластеры имеют свои характерные черты, специфику организации и функционирования. Кластерный подход требует полной перестройки аппарата государственного управления, изменения менталитета местных властей, тесного взаимодействия региональных администраций, бизнеса и общества. Формирование и развитие кластеров
не происходит за один день, для этого нужно время (так, Китаю для создания конкурентоспособных кластеров вокруг ориентированных на экспорт предприятий текстильной промышленности, фабрик спортивных товаров, одежды, игрушек, посуды потребовалось почти 15 лет). Роль государства при этом сводится к созданию условий для развития предпринимательства, появления новых фирм, к поощрению инноваций, улучшению инвестиционного климата и т.д.
Для выполнения данной задачи помимо организационно-правовых инструментов необходимо применять также:
- организационно-коммуникативные инструменты, предполагающие организацию деятельности ассоциации, отстаивающей интересы сектора, проводящей научно-технологические и маркетинговые исследования, и развитие коммуникативной среды (например, проведение конференций);
- инвестиционные, которые предполагают создание производственной, инженерной или любой другой инфраструктуры, необходимой для формирования кластера (например, формирование технопарков), и привлечение инвесторов к реализации определенного типа проектов [5, с. 14].
При этом необходимо учитывать особенности, имеющиеся как на региональном, так и на общегосударственном уровне, изучать условия, факторы, преимущества кластерного подхода и оценивать эффект от его внедрения.
Список использованной литературы
1. Кластерная теория развития экономики [Электронный ресурс] / Киров. ин-т переподгот. и повышения квалификации кадров АПК. Киров, 2009. URL: http://www.ipkadr.ru/news/show_news/25/.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] / М-во экон. развития РФ. М., 2008. URL: http://www.economy.gov.ru.
3. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008—2010 гг. и на период до 2017 г. [Электронный ресурс] / М-во экономики Республики Бурятия. Улан-Удэ, 2008. URL: http://egov-buryatia.ru/index.php?id=265.
4. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / под ред. Е.М. Мельниковой. Минск, 2008.
5. Трунова Н. Проблемные зоны использования кластерного подхода в России // Бюджет. 2009. № 2.
Bibliography (transliterated)
1. Klasternaya teoriya razvitiya ekonomiki [Elektronnyi resurs] / Kirov. in-t perepodgot. i povysheniya kvalifika-tsii kadrov APK. Kirov, 2009. URL: http://www.ipkadr.ru/news/show_news/25/.
2. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] / M-vo ekon. razvitiya RF. M., 2008. URL: http://www.economy.gov.ru.
3. Programma sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Buryatiya na 2008—2010 gg. i na period do 2017 g. [Elektronnyi resurs] / M-vo ekonomiki Respubliki Buryatiya. Ulan-Ude, 2008. URL: http://egov-buryatia.ru/index. php?id=265.
4. Razvitie klasterov: sushchnost', aktual'nye podkhody, zarubezhnyi opyt / pod red. E.M. Mel'nikovoi. Minsk, 2008.
5. Trunova N. Problemnye zony ispol'zovaniya klasternogo podkhoda v Rossii // Byudzhet. 2009. № 2.