Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПОСЛЕДСТВИЯМ РАЗРЫВА С КРОВНОЙ СЕМЬЕЙ)'

ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПОСЛЕДСТВИЯМ РАЗРЫВА С КРОВНОЙ СЕМЬЕЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова Наиля Иркиновна, Хасанова Альфия Радифовна

В статье рассматривается актуальный вопрос готовности будущих родителей принять факт привязанности приёмного ребенка к кровной семье и биологическим родителям, осознание своих возможностей оказать помощь ребёнку в процессе переживания им горя, формированию реалистичных представлений о последствиях депривации ребёнка в связи с потерей семьи. Авторы приводят опыт деятельности «Школы приёмных родителей», где кандидаты, желающие принять на воспитание ребенка, проходят теоретическую, интерактивную и практическую подготовку. Также представлены результаты исследования и фрагменты программы практико-ориентированных занятий с замещающими родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмаилова Наиля Иркиновна, Хасанова Альфия Радифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS AND RESULT OF SCHOOL EDUCATION OF FOSTER PARENTS (USING EXAMPLE OF ORGANIZATION OF CLASSES ON CONSEQUENCES OF RUPTURE WITH BLOOD FAMILY)

The article deals with the topical issue of the readiness of future parents to accept the fact of the adopted child's attachment to the blood family and biological parents, the awareness of their abilities to help the child in the process of experiencing grief, the formation of realistic ideas about the consequences of the child's deprivation due to the loss of family. The author cites the experience of the "School of Foster Parents", where candidates who want to adopt a child, undergo theoretical, interactive and practical training. The results of the study and fragments of the program of practice-oriented classes with substitute parents are also presented.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПОСЛЕДСТВИЯМ РАЗРЫВА С КРОВНОЙ СЕМЬЕЙ)»

грегорианскому, а не юлианскому календарю». Ребята найдут намек в тексте на праздник в названии улицы, на которой живет цирюльник, - Вознесенский проспект.

Выход на мифопоэтический контекст позволит интерпретировать фантастику. Обратимся к экранизации, эпизоду, когда выпускают на волю птиц из клеток (50:11 - 52:27). «Какой обычай нашел отражение в этом эпизоде? Как вы думаете, что он означает? Как это связано с образом Ковалева и событиями повести?». Примерный ответ: «В фильме показан старинный обычай, соотносимый с праздником Благовещения: люди выпускают на волю птиц из клеток. Эта традиция связана с верой людей в то, что, птицы, истосковавшись по воле, полетят прямо к Богу и попросят у него за своих спасителей, даровавших им свободу. Душа Ковалева тоже, как птица в клетке, только она сам майор это не осознает».

Обращаемся к финалу повести и экранизации, которые расходятся, предлагаем вопросы для обсуждения: «В чем отличие трактовки финала в фильме Ролана Быкова? Что происходит с майором Ковалевым после возвращения носа в повести? Меняется ли его отношение к жизни? Трагичен ли конец фильма? Почему? Является ли смерть спасением для героя? Почему?». Примерный ответ обучающихся: «В повести Н.В. Гоголя герой после «возвращения» носа продолжает прежнюю праздную, бездуховную жизнь. В фильме же майор Ковалев женится, получает орден Владимира 3 степени, становится статским советником, занимает вице-губернаторское место, но затем умирает в праздник Благовещения от переизбытка чувств. Старуха на кладбище говорит: «Хорошо умирать в праздник, не каждому так повезет». Режиссер, таким образом, дает возможность герою очистить душу от мирских грехов. Смертью героя утверждается мысль о том, что стремление к чинам и наградам закрывают от человека истинную ценность жизни, утверждают ложную свободу. Смерть становится избавлением души от грехов. Финал не является трагичным, несмотря на смерть героя».

В конце урока возвращаемся к вопросу: «Можно ли сказать, что исчезновение носа в повести - это шанс для спасения героя или это происки темных сил?». При ответе на этот вопрос уже можно будет утверждать, что утрата носа была испытанием для героя, и совмещение события с религиозным праздником Благовещения и временем Великого Поста наталкивает на мысль о том, что первый приход героя в собор не случаен. Нос ведь именно в собор «привел», но майор Ковалев поддался своим слабостям, страхам и стал искать выхода вовне, тогда, как необходимо было подумать о душе, вернуть себя себе. Не зря, нос как исчез, так и вернулся, сам по себе. Но у Гоголя этот финал нельзя назвать счастливым, перерождения героя не состоялось.

Таким образом, экранизация Ролана Быкова в основном следует сюжету повести Н.В. Гоголя, но имеет важное отличие, связанное с финалом произведения. Режиссер утверждает смертью героя мысль о том, что стремление к чинам и наградам закрывают от человека истинную ценность жизни, утверждают ложную свободу.

В конце урока можно обсудить, удалось ли режиссеру воплотить на экране абсурдную логику сновидения повести? Близка ли экранизация стилистике Н.В. Гоголя?

Выводы. Таким образом, урок с использованием приема сравнения с кинематографической версией не только позволяет формировать умение интерпретации других видов искусств, но и способствует внимательному прочтению самого литературного текста, обращению к деталям, особенности воплощения авторской точки зрения через образы-символы, композиционные приемы, художественный метод и т.д.

Литература:

1. Гоголь Н.В. Петербургские повести (сборник). - М.: Азбука. 2018. - 68с.

2. Дементьев Д.В. Благовещение Пресвятой Богородицы. - М.: Сретенский монастырь, 2009. - 448 с.

3. Дорофеева М.Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьника: дис. ... кад. пед. наук: 13.00.02 / Дорофеева Марина Георгиевна. - Санкт-Петербург, 2000. - 109 с.

4. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Электронный ресурс] / Таллин: Ээсти Раамат, 1973. -Режим доступа: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/LOTMAN/kinoestetika.txt

5. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроке литературы: пособие. - М.: Просвещение, 1971. - С. 166-211

6. Прессман Л.П. Кинофильм-экранизация на уроках литературы // Литература в школе. - 1964. - №1. - С. 44-45.

7. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/07/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.doc

8. Субботин Д.И. Методика изучения прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы: дис. ... кад. пед. наук: 13.00.02 / Субботин Дмитрий Игоревич. - М., 2004. - С. 15-30

9. Усов Ю.Н Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. -Таллин: Министерство просвещения, 1980. - 125 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://fgos.ru/

11. Ядровская Е.Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5-11 классы): монография. - Санкт-Петербург: Книжный Дом, 2012. - 184 с.

Педагогика

УДК 374.3

старший преподаватель Исмаилова Наиля Иркиновна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат биологических наук, доцент Хасанова Альфия Радифовна Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны)

ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПОСЛЕДСТВИЯМ РАЗРЫВА С КРОВНОЙ СЕМЬЕЙ)

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос готовности будущих родителей принять факт привязанности приёмного ребенка к кровной семье и биологическим родителям, осознание своих возможностей оказать помощь ребёнку в процессе переживания им горя, формированию реалистичных представлений о последствиях депривации ребёнка в связи с потерей семьи. Авторы приводят опыт деятельности «Школы приёмных родителей», где кандидаты, желающие принять на воспитание ребенка, проходят теоретическую, интерактивную и практическую подготовку. Также представлены результаты исследования и фрагменты программы практико-ориентированных занятий с замещающими родителями. Ключевые слова: приёмные родители, замещающая семья, практические занятия.

Annotation. The article deals with the topical issue of the readiness of future parents to accept the fact of the adopted child's attachment to the blood family and biological parents, the awareness of their abilities to help the child in the process of experiencing grief, the formation of realistic ideas about the consequences of the child's deprivation due to the loss of family. The author cites the experience of the "School of Foster Parents", where candidates who want to adopt a child, undergo theoretical, interactive and practical training. The results of the study and fragments of the program of practice-oriented classes with substitute parents are also presented.

Keywords: foster parents, a substitute family, practical classes

Введение. Согласно статистическим данным Министерства социальной политики, начиная с 2016 года и по 2020 год количество детей, переданных замещающим родителям под опеку и в приёмные семьи увеличилось на 3%. На наш взгляд, это связано с изменениями в представлениях общества о том, где должны расти и воспитываться дети, растущие без попечения родителей. На смену представлений о том, что дети-сироты должны жить и воспитываться в государственных учреждениях, пришло представление о передачи детей в замещающие семьи (опекунские, приемные, семьи-усыновителей). Воспитание в замещающей семье в отличие от воспитания в государственных учреждениях наиболее эффективно, так как отличается непрерывностью, продолжительностью, устойчивостью, возможностью обеспечения индивидуального подхода, безопасности, защищенности ребенка, удовлетворения потребности в более тесных эмоциональных отношениях, привязанности [3].

Многие родители не готовы принять тот факт, что их будущий ребёнок имеет кровных родственников и потому главной задачей специалистов «Школы приёмных родителей» является предотвращение отказа замещающих родителей от приёмного ребёнка, что влечёт впоследствии за собой вторичное сиротство, шок, потрясение. За последние 2 года в детские социальные учреждения из приемных семей вернулись около 30 тысяч детей. Подобные действия со стороны взрослых психологи называют «гуманитарным ударом» по детям, что наносит непоправимый ущерб личностному развитию детей. Происходят эти тяжелые жизненные ситуации по разным причинам, чаще всего из-за непосильности обязанностей, взятых на себя приемными родителями, их неподготовленности к крутому повороту в своей жизни, к тем дополнительным трудностям и заботам, которые неизбежно входят в их дом вместе с новым приемным членом семьи [2].

В этой связи актуальным является вопрос о готовности будущих родителей принять факт привязанности приёмного ребенка к кровной семье и биологическим родителям, осознание своих возможностей оказать помощь ребёнку в процессе переживания им горя, формированию реалистичных представлений о последствиях депривации ребёнка в связи с потерей семьи.

Изложение основного материала статьи. На кафедре психологии Елабужского института Казанского федерального университета вот уже четвертый год осуществляет свою деятельность «Школа приёмных родителей», где кандидаты, желающие принять на воспитание ребенка, проходят теоретическую и практическую подготовку.

Анализ вопросов по воспитанию и развитию детей после принятия их в замещающие семьи показал, что будущие приёмные родители не знают проблем и трудностей детей-сирот, с которыми они могут столкнуться в процессе их проживания в семье. Установлен ряд проблем, вызывающих наибольшие трудности: потребности развития приемного ребенка, мотивация приёмных родителей, половое воспитание и преодоление трудного поведения приёмного ребенка, предотвращение риска жестокого обращения с ребенком в своей семье; сотрудничество с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка; потребность в привязанности, как основа благополучного развития ребенка; адаптация в приёмной семье. А также нередко важной проблемой становится информационная изолированность приёмных семей, боязнь и замалчивание семейных трудностей [1].

Среди этого ряда проблем наибольшие трудности вызывают вопросы последствия от разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения родителей. В «Школе приёмных родителей» организация обучения по этой теме включает следующие занятия: роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка; причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи; последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

В процессе организации занятий в «Школе приёмных родителей» важным является учёт личности каждого кандидата в приёмные родители и для этого в начале занятий проводится индивидуальная консультация с кандидатом, где обсуждаются мотивация принятия ребёнка в семью, типичные трудности, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания, развития и социализации приемных детей. Далее большинство занятий проходит в практико-ориентированном формате формате и интерактивном сотрудничестве всех слушателей группы.

На протяжении двух месяцев со 60 слушателями (30 - мужчин, 30 - женщин) «Школы приёмных родителей» было проведено исследование, связанное с лишениями или ограничениями ими возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Для этого была использована методика «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф. В результате исследования был выделены составляющие психологического благополучия: положительное отношение к себе (самопринятие и самоценность), личностный рост, самореализация, осмысленность жизни и наличие целей; умение создавать и поддерживать доверительные, близкие отношения, умение справляться с повседневными делами, изменять условия жизни в соответствие со своими потребностями, автономность, понимаемая как независимость от мнений и оценок социума. Для математической обработки полученных данных использовался статистический пакет Latent Trait Models, при помощи которого получили параметры достоверной информативности пунктов изучаемого данных.

Результаты сравнительного анализа параметров психологического благополучия у слушателей «Школы

приёмного родителя»

№ Параметры психологического благополучия Мужчины Женщины

1 Положительное отношение к себе 12 19

р<0,01

2 Личностный рост 21 19

-

3 Самореализация 21 14

р<0,01

4 Осмысленность жизни и наличие целей 16 18

-

5 Умение создавать и поддерживать доверительные, близкие отношения 14 22

р<0,01

6 Умение справляться с повседневными делами 15 17

-

7 Изменять условия жизни в соответствие со своими потребностями 25 | 16

р<0,01

8 Автономность 13 21

р<0,01

В результате мы видим, что мужчины и женщины достоверно различаются по параметру «Положительное отношение к себе», причем у женщин оно выше. Это может означать, что у женщин ярко выражено интегральное чувство за собственное «Я», выше вера в свои силы, способности и энергию, высокий интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей заинтересованности для других.

Параметр «Самореализация» достоверно выше у мужчин, что говорит об их высоком осознании собственных задатков, потенциала, таланта и последующем воплощении их в каком-нибудь выбранном виде деятельности.

Параметр «Умение создавать и поддерживать доверительные, близкие отношения» достоверно выше у женщин, свидетельствующий о том, что они быстрее ориентируются в социальной обстановке и в окружающих, склонны находить совместные решения и компромиссы при разногласиях и спорах, не боятся быть полностью открытыми, обнажая слабые места.

Достоверно выше параметр «Изменять условия жизни в соответствие со своими потребностями» у мужчин, что говорит об их умении контролировать ситуацию, определять и правильно расставлять жизненные приоритеты, анализировать происходящее и найти то, что имеет первостепенное значение.

Параметр «Автономность» является показателем личностного здоровья и психической устойчивости, а также индикатором позитивного направления личностного развития. Высокое наличие этого параметра у мужчин помогает им преодолеть неблагоприятные условия собственного развития, даёт возможность выбирать и нести ответственность за сделанный выбор.

По проведённому исследованию можно сделать выводы о том, что кандидаты в приёмные родители качественно различаются по параметрам психологического благополучия.

Исходя из этого для будущих родителей была составлена программа практико-ориентированных занятий, направленная на осознание ресурсов и возможностей к воспитанию и социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей. Основной упор в программе занятий делается на осознание замещающими родителями последствий от разрыва с кровной семьей для ребёнка и как следствие снижение или отсутствие психологического благополучия приёмного ребенка. На занятиях практикуется использование триады фасилитирующих условий: безусловное позитивное принятие, конгруэнтность, эмпатическое понимание. Соблюдение триады условий создает атмосферу поддержки для слушателей, так как многие из них не могут иметь кровных детей, имеют тяжелый опыт медицинского лечения, хирургических вмешательствах, попыток ЭКО. Другими словами, большинство участников обучения «Школы приёмных родителей» те, которые имеют повышенный уровень тревоги, страха, печали, гнева. Таким образом, триада фасилитирующих условий запускает механизм проекции и люди, пережившие травматический стресс, утрату надежд, планов на будущее и получившие поддержку, смогут принять чувства и эмоции ребёнка, оказать помощь и поддержать его в тяжелый для него период. Оценить триаду условий на практике позволяет упражнение «Заступник». Для этого каждый слушатель выбирает карточку с именем другого слушателя, «заступником» которого он становится. Обязанностью «заступника» является защита и поддержка своего «подопечного», причем слушатели до конца занятия не догадываются, кому «досталось» его имя, кто его «заступник». Поддержка своего «подопечного» незаметно для других может проявляться через советы и рекомендации на важные вопросы, похвалу, высказывание и проявление эмоций положительного спектра (радость, восхищение, гордость и т.п.).

Одним из базовых упражнений на занятиях стало «Незаконченные предложения», который позволяет проследить отношение к приемному ребенку и приёмных родителей к себе, как к родителю. Выяснилось, что большинство будущих родителей тверды в собственных возможностях реализовывать намеченное, предполагают возможные проблемы в будущем, но готовы решать их. Меньшинство замещающих родителей всё-таки боятся возможных трудностей, боятся навредить, а воспитание будущего ребёнка они воспринимают как тяжелую повинность, которая может пошатнуть в семье любовь, понимание и доверие.

Упражнение «Лотерея» является отличным способом выступить в роли наставника и попробовать применить «рецепт» оказания помощи ребёнку переживающему горе и страдание в связи с потерей семьи. Каждому слушателю предлагается написать обращение к другому слушателю, в котором кратко обозначена проблемная ситуация. Например: «Какие слова и фразы подобрать, чтобы ребёнок знал, что я переживаю вместе с ним», «Как сказать ребёнку, что я не его родная мать», «Что делать, если ребёнок постоянно рассматривает фотографии своих кровных родителей» и т.п. Все обращения складываются в конверт и методом случайного распределения раздаются участникам.

Упражнение с незаконченным смыслом «Никто из вас не знает, что я.». Направлено на демонстрацию открытости, повышение доверия друг другу; выявление скрытых ресурсов. Слушатели сидят в кругу и, тот, кому бросили небольшую мягкую игрушку, завершает предложение «никто из вас не знает, что я.». Важно, чтобы игрушка побывала у всех участников упражнения.

Упражнение-визуализация «Встреча с с собой» позволит погрузиться в образ внутреннего ребенка и оживить переживания, связанных с детством. Во время упражнения слушатели лежат на ковриках и слушают тихую, спокойную музыку. Ведущий читает текст: «События детства оказывают значительное влияние на наше «сегодня» и потому обратимся сейчас к своим детским переживаниям и отправимся в увлекательное путешествие в жизни - путь к самому себе. Вспомните какой яркой индивидуальностью Вы обладали в детстве (изобретательность, креативность и упорство и т.п.). Вспомните, как искренне Вы были рады любви и заботе, а доверчивость и открытость чувствам порой делали Вас ранимым и уязвимым. Раненый ребёнок может быть излишне агрессивным, упрямым, а может быть пассивным, равнодушным или пугливым. Он может быть критичен, насмешлив, завистлив, стремится обвинять и испытывает боль одиночества. Проживите эти чувства вновь и найдите путь к счастливому ребёнку, которое лежит через исцеление. Найдите внутренние ресурсы исцеления и поделитесь с другими участниками.

Выводы. Таким образом, специалисты «Школы приёмных родителей», осуществляющие подготовку кандидатов в усыновители, опекуны и приёмные родители, не только обучают, но и выстраивают отношения с людьми, имеющим глубокий опыт душевной боли, отчаяния из-за долгих и неудачных попыток родить своего, кровного ребёнка.

Одним из факторов, влияющим на психологическую подготовку кандидатов в приёмные родители, является понимание и усвоения ими программы «Школы приёмных родителей». На понимание и заинтересованность эффективно освоить содержание программы влияют организация для слушателей персональных психологических консультаций, практико-ориентированный формат и интерактивные методы проведения занятий.

Литература:

1. Гайфуллина Н.Г. Мотивация принятия ребёнка и семейные функции будущих приёмных родителей / Н.Г. Гайфуллина, Н.И. Исмаилова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 68. - Ч. 1. - С. 323-326.

2. Пешкова Н.А. Опыт деятельности "школы приемных родителей" в Тульской области: психологический аспект / Н.А. Пешкова // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: Материалы международной научно-практической конференции, Тула, 21-22 октября 2015 года / Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Тула: Тульский полиграфист, 2015. - С. 102-105.

3. Шифельбейн Е.В. Школа приемных родителей как этап формирования замещающей семьи в сфере профилактики социального сиротства / Е.В. Шифельбейн // Актуальные проблемы психологии личности: сборник науч. трудов кафедры психологии образования Института психологии, Екатеринбург, 09 декабря 2013 года / сост. Н.Н. Васягина. - Екатеринбург: б.и., 2013. - С. 88-91.

Педагогика

УДК 37.012.3

соискатель кандидата педагогических наук Кириленко Антон Владимирович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье охарактеризовано использование опыта зарубежной педагогики в процессе подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды. Осуществлен анализ научно-педагогической литературы, посвященной изучению отдельных аспектов указанной проблемы. Определена роль зарубежного опыта в повышении уровня профессиональной подготовки будущих учителей начального образования в ВУЗах Российской Федерации.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка, магистр, образовательные стандарты, профессиональная деятельность, высшее учебное заведение, инклюзивная образовательная среда.

Anmtation. The article describes the use of the experience of foreign pedagogy in the process of preparing future primary school teachers for professional activity in an inclusive educational environment. The analysis of scientific and pedagogical literature devoted to the study of certain aspects of this problem is carried out. The role of foreign experience in improving the level of professional training of future teachers of primary education in higher education institutions of the Russian Federation is determined.

Keywords: higher education, professional training, master's degree, educational standards, professional activity, higher education institution, inclusive educational environment.

Введение. На современном этапе инновационного развития образования в Российской Федерации среди приоритетных направлений государственной политики определены качественно новые требования к личности учителя, его профессиональной деятельности. Среди них - реализация учителем основных принципов государственной политики в области образования в Российской Федерации, а именно: приоритет образования, его демократизация, гуманизация и гуманитаризация, равный доступ граждан к получению образования, целостность, многокультурность, изменяющийся и открытый характер системы образования, неделимый характер обучения и воспитания. Это требует высокого уровня образованности, культуры, квалификации учителей, профессиональная деятельность которых является основой трансформации российского общества как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Именно поэтому возникает необходимость внедрения идей интеграционного и личностного инклюзивного образования в практику работы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. Однако на сегодняшний день остро встала проблема неготовности учителей начальных классов к работе с детьми, которые имеют особые образовательные потребности, имеет место брак профессиональных компетенций учителей начальных классов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей начальных классов. В этом ракурсе особого значения приобретает проблема формирования готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.