11. Квашнин К.А. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах: учебное пособие / Квашнин К.А.; Нижегор. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2014. - 100 с.
12. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. - М.: Владос, 1997. - 384 с.
13. Сальникова М.В. Темперамент как музыкально-художественный феномен: автреф. дис. ...канд. искусствоведения 17.00.02 / М.В. Сальникова. - Саратов, 2008. - 27 с.
14. Сумеркин В.В. Методика обучения игре на тромбоне: Учеб. пособие для муз. вузов / В.В. Сумеркин -Изд. 2-е, дополн. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005. - 311 с.
15. Усов А.И. Вопросы теории и практики игры на валторне: учебное пособие / А.И. Усов - 2-е изд. -Москва: Музыка, 1965. - 135 с.
16. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах: Учеб. пособие для муз. вузов и муз. училищ / А.А. Федотов. - Москва: Музыка, 1975. - 159 с.
17. Холопова В.Н. Музыкальные эмоции: учеб. пособие для муз. вузов и вузов искусств / В.Н. Холопова; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, каф. междисциплинар. специализаций музыковедов. - 2-е изд., испр. - М., 2012.
Психология
УДК 37.015.3
старший преподаватель Исмаилова Наиля Иркиновна
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Гайфуллина Наталья Геннадиевна Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
СУБЪЕКТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
Аннотация. Частой причиной обращения за консультацией к педагогу-психологу являются психическое и нравственное развития ребёнка, трудное поведение, построение детско-родительских взаимоотношений и другие проблемы воспитания и развития приёмного ребёнка. При этом многие специалисты не готовы к построению модели психолого-педагогического сопровождения замещающих родителей, обнаруживая субъективные пробелы профессиональных умений и навыков. С этой целью было проведено исследование, с использованием анкет «Типология детских характеров» и «Типология характеров родителей». В исследовании приняли участие педагоги-психологи образовательных учреждений города Елабуга Республики Татарстан. Основной задачей исследования явилось выявление характерологических типов приёмных детей и приёмных родителей, выступающие субъективными трудностями специалистов при психолого-педагогическом сопровождении процесса воспитания приёмного ребенка в замещающей семье. Выявилось, что субъективными трудностями при взаимодействии с родителями являются эпилептоидный тип, лабильный тип, истероидный тип, шизоидный тип, циклоидный тип, неустойчивый тип. Наибольшие субъективные трудности педагоги-психологи испытывают при взаимодействии с приёмными детьми злобно-забитого и лицемерного характерологических типов.
Ключевые слова: воспитание приёмного ребёнка, замещающая семья, приёмный родитель, психолого-педагогическое сопровождение.
Annotation. A common reason for seeking advice from a pedagogical psychologist is the child's mental and moral development, difficult behavior, building parent-child relationships and other problems of raising and developing a foster child. However, many experts are not ready to build a model of psychological and pedagogical support of foster parents, revealing the subjective gaps of professional skills. To this end, a study was conducted using the questionnaires "Typology of children's characters" and "Typology of the characters of parents." The study involved psychologists and educational institutions of the city of Elabuga of the Republic of Tatarstan. The main objective of the study was to identify the characterological types of foster children and foster parents, which are the subjective difficulties of specialists in the psychological and pedagogical support of the process of raising a foster child in a foster family. It turned out that subjective difficulties in interacting with parents are the epileptoid type, the labile type, the hysteroid type, the schizoid type, the cycloid type, and the unstable type. Teachers-psychologists experience the greatest subjective difficulties when interacting with foster children of maliciously-clogged and hypocritical characterological types.
Keywords: foster child education, substitute family, foster parent, psychological and pedagogical support.
Введение. Для успешного функционирования замещающей семьи недостаточно только придания ей определённого правового статуса. Особое значение приобретает психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи на всех этапах её развития [3].
Обзор теоретических и практических исследований показывает, что частыми причинами обращений приёмными родителями за консультацией к педагогу-психологу становятся: проблемы физического, психического и нравственного развития ребенка, принятого на воспитание; сопровождение процесса социализации ребенка; сопровождение процесса развития семьи на всех стадиях ее образования и динамики становления; сопровождение процесса идентификации членов семьи, осознания своих социальных ролей, своей значимости и персональности; сопровождение процесса формирования и укрепления воспитательного ресурса семьи; сопровождение процесса принятия замещающей семьи и ее членов социальным окружением [1], [4]. Можно предположить, что воспитательная деятельность приёмных родителей сопровождается дополнительными психологическими трудностями, вследствие чего родительская адаптация к новому члену семьи - приёмному ребенку, который является носителем уникального, порой трагического опыта развития и
воспитания в кровной семье, осложняется. Возможно, что такая ситуация приводит родителей на консультацию к педагогу-психологу образовательного учреждения, которое посещает их приёмный ребёнок [2], [5].
Актуальность исследования выявления субъективных трудностей специалистов при психолого-педагогическом сопровождении замещающих семей вызвана тем, что специалисты подвержены эмоциональному выгоранию вследствие специфики профессиональной деятельности.
Целью исследования стало выявление психологических типов приёмных родителей и детей, с которыми педагоги-психологи испытывают субъективные трудности при оказании профессиональной помощи.
В исследовании приняли участие педагоги-психологи образовательных учреждений и центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Шанс» города Елабуга Республики Татарстан. Всего приняло участие 29 человек, все были слушателями «Школы приёмных родителей» Елабужского института Казанского федерального университета. Средний возраст респондентов составил 40 лет.
Для выявления психологических типов были разработаны анкеты «Типология характеров родителей» и «Типология детских характеров», составленные на основе типов акцентуации характера и психопатии А.Е. Личко и классификации типов детских характеров П.Ф. Лесгафта.
Анкета «Типология характеров родителей», содержит 11 типов: гипертимный тип, циклоидный тип, лабильный тип, астеноневротический тип, сензитивный тип, психастенический тип, шизоидный тип, эпилептоидный тип, истероидный тип, неустойчивый тип, конформный тип. Педагогам-психологам было предложено оценить каждый тип характера от 0 до 10 баллов по степени трудности психолого-педагогического сопровождения.
Анкета «Типология детских характеров» содержит 7 типов: лицемерный тип, честолюбивый тип, добродушный тип, мягко-забитый тип, злостно-забитый тип, угнетенный тип, нормальный тип. Педагогам-психологам было предложено оценить каждый тип детского характера от 0 до 10 баллов по степени трудности психолого-педагогического сопровождения.
А также, каждому респонденту предлагалось оценить себя и определить собственный психологический тип по анкете «Типология характеров родителей». В результате, респонденты были разделены на две выборки: педагоги-психологи с сильным типом нервной системы и педагоги-психологи со слабым типом нервной системы. Это необходимо было сделать для выявления различных субъективных трудностей при психолого-педагогическом сопровождении замещающих семей. К сильному типу отнеслись 7 человек, к слабому типу 22 человека.
Эмпирические данные исследования были обработаны количественным и качественным методами: ранжирование, среднее значение, t-критерий Стьюдента, анализ и интерпретация результатов исследования. Расчеты были произведены в программе Microsoft Excel, 2010.
Изложение основного материала статьи. Проранжировав степень трудностей педагогов-психологов с сильным типом нервной системы по взаимодействию с различными типами родителей, получили следующие ранги: 1 ранг - лабильный тип; 2 ранг - истероидный тип; 3 ранг - эпилептоидный тип; 4 ранг - астено-невротический тип; 5 ранг - шизоидный тип; 6,5 ранг - конформный тип и неустойчивый тип; 8 ранг -циклоидный тип; 9 ранг - психастенический тип; 10 ранг - гипертимный тип; 11 ранг - сензитивный тип.
Также, проранжировав степень трудностей педагогов-психологов со слабым типом нервной системы по взаимодействию с различными типами родителей, получили такие ранги: 1 ранг - эпилептоидный тип; 2 ранг - лабильный тип; 3 ранг - циклоидный тип; 4 ранг - шизоидный тип; 5 ранг - истероидный тип; 6 ранг -неустойчивый тип; 7 ранг - конформный тип; 8 ранг - гипертимный тип; 9 ранг - астено-невротический тип; 10 ранг - психастенический тип; 11 ранг - сензитивный тип.
Наибольшую степень трудностей педагоги-психологи испытывают с типами родителей, занявшие 1, 2, 3 ранги.
В результате ранжирования мы наблюдаем, что педагоги-психологи независимо от типа нервной системы испытывают трудности с эпилептоидным и лабильным типами характеров родителей. Возможно, трудности связаны с тем, что лабильный тип подвержен сиюминутному и непредсказуемому перепаду настроения, влияющему на его мысли и поведение. Эпилептоидный тип родителя сложен тем, что он ригиден, деспотичен, трудно идёт на компромисс и призвать такой тип к сотрудничеству достаточно сложно. В этих случаях, педагогу-психологу приходиться подстраиваться под настроение родителя, изменять тактику взаимодействия, что ведёт к чрезмерным энергозатратам.
Отличие по результатам ранжирования состоит в том, что педагогам-психологам с сильным типом нервной системы характерны трудности по взаимодействию с родителем истероидного типа, а у педагогов-психологов со слабым типом нервной системы - с циклоидным типом характера родителей. Стремление истероидных родителей казаться больше, чем есть на самом деле, их нежелание брать на себя ответственность и склонность к манипулированию затрудняет оказание психологической помощи и вызывает у педагога-психолога с сильным типом нервной системы лишнее напряжение. Педагогам-психологам со слабым типом нервной системы сложно взаимодействовать с родителями циклоидного типа, склонными к переходу к совершенно противоположным по мироощущению состояний, которые приводят к конфликтам и неприятностям.
Проверив статистические различия по t-критерию Стьюдента между двумя выборками педагогов-психологов по субъективным трудностям взаимодействия с каждым из типов характера родителей, обнаружили отсутствие различий. Значит, наше предположение о том, что педагоги-психологи с сильным и слабым типами нервной системы по-разному воспринимают трудности, оказалось недостоверным. Поэтому, приводим анализ субъективных трудностей по общей выборке.
Проранжировав степень трудностей педагогов-психологов по взаимодействию с различными типами родителей, получили следующие ранги: 1 ранг - эпилептоидный тип; 2 ранг - лабильный тип; 3 ранг -истероидный тип; 4 ранг - шизоидный тип; 5 ранг - циклоидный тип; 6 ранг - неустойчивый тип; 7 ранг -астено-невротический тип; 8 ранг - конформный тип; 9 ранг - гипертимный тип; 10 ранг - психастенический тип; 11 ранг - сензитивный тип.
Применив по t-критерий Стьюдента и сравнив каждый психологический тип родителя, нашли статистические различия субъективных трудностей (таблица 1). Это позволило нам сформировать группу типов родителей, кого наиболее сложно сопровождать.
Таблица 1
Статистические различия между психотипами родителей, выступающие субъективными трудностями для педагогов-психологов
Психотип Ср. знач. Психотип Ср. знач. Вероятность различий между психотипами (р)
эпилептоидный 6,65 гипертимный 4,83 0,003
сензитивный 3,74 0,0001
психастенический 4,26 0,0001
астено-невротический 5,34 0,03
лабильный 6,48 гипертимный 4,83 0,009
сензитивный 3,74 0,0001
психастенический 4,26 0,0002
истероидный 6,09 гипертимный 4,83 0,047
сензитивный 3,74 0,001
психастенический 4,26 0,002
Проанализировав различия между психотипами родителей по уровню субъективных трудностей относительно первых трёх типов, занявших 1, 2, 3 ранги, выявили, что в группу типов с кем трудно педагогам-психологам взаимодействовать входят эпилептоидный тип, лабильный тип, истероидный тип, шизоидный тип, циклоидный тип, неустойчивый тип. Сгруппировав перечисленные типы, выделили основные характерологические проявления, являющиеся субъективными трудностями при психолого-педагогическом сопровождении родителей. Так, например, эпилептоидный и шизоидный типы имеют проблемы в анализе эмоционального состояния другого человека; истероидный и неустойчивый типы склонны принимать инфантильную позицию при решении трудных жизненных ситуаций; циклоидный и лабильный типы подвержены перепадам настроения.
Теперь рассмотрим субъективные трудности педагогов-психологов при взаимодействии с детьми в зависимости от характерологических типов.
Проранжировав по степени трудностей типологию детских характеров педагогов-психологов по взаимодействию с различными типами детей, получили следующие ранги: 1 ранг - злостно-забитый тип; 2 ранг - лицемерный тип; 3 ранг - мягко-забитый тип; 4 ранг - честолюбивый тип; 5 ранг - угнетённый тип; 6 ранг - добродушный тип; 7 ранг - нормальный тип.
Наибольшую степень трудностей педагоги-психологи испытывают с типами детей, занявшие 1, 2, 3 ранги.
В результате ранжирования мы наблюдаем, что педагоги-психологи испытывают трудности при психолого-педагогическом сопровождении детей, являющимися обладателями злостно-забитого, лицемерного и мягко-забитого типов.
Возможно, это связано с тем, что злостно-забитый тип ребёнка проявляет во взаимодействии с окружающими неуравновешенность с преобладанием отрицательных эмоций, трудно подчиняется требованиям, стремится к перемене впечатлений без учёта интереса других, склонен к насилию и жестокости, вымещая агрессию по типу проекции на более слабых и беззащитных. Таким характерологическим типом чаще всего обладают безнадзорные дети, которые испытывали унижение и насилие в семье. При этом интерес ребёнка преимущественно сосредоточен на материальной составляющей (одежда, питание, деньги и т.п.) и им мало ценится доброжелательное отношение. В этой связи, взаимодействие с таким ребёнком затруднено, приходится подстраиваться и менять тактику взаимодействия.
Лицемерный характерологический тип также представляет субъективную трудность для педагога-психолога из-за того, что ребёнок этого типа старается более легким способом достигнуть личных выгод и избегнуть деятельности, связанной с усердием и терпением. Способ его деятельности всегда бывает практически-опытный: такие дети стараются хитростью и лаской обойти все затруднения, не особенно огорчаясь неудачей. Отношение к истине только внешнее, заучены одни общие нравственные правила и шаблоны.
Ребёнок мягко-забитого типа, также выступает субъективной трудностью для педагога-психолога, так как он безвольный и неинициативный, не желает преодолевать трудности в обучении, пассивно и безучастно относится ко всему окружающему. Вследствие отсутствия у него мотивации к любой продуктивной деятельности, не вызывает у педагога-психолога ответного интереса и эмоционального отклика.
Таблица 2
Статистические различия между типами детей, выступающие субъективными трудностями для
педагогов-психологов
Тип Ср. знач. Тип Ср. знач. Вероятность различий между психотипами (р)
злобно-забитый 6,39 честолюбивый 4,57 0,01
добродушный 3,22 0,0001
мягко-забитый 5,13 0,047
нормальный 2,74 0,0001
лицемерный 5,48 добродушный 3,22 0,004
нормальный 2,74 0,001
мягко-забитый 5,13 добродушный 3,22 0,009
злобно-забитый 6,39 0,047
нормальный 2,74 0,003
Применив ^критерий Стьюдента и сравнив каждый психологический тип ребёнка, нашли статистические различия субъективных трудностей (таблица 2). Это позволило нам сформировать группу типов детей, которым наиболее сложно оказывать психолого-педагогическую помощь.
Таким образом, статистические различия показали, что субъективными трудностями для педагогов-психологов при взаимодействии с приёмными детьми оказались злобно-забитый и лицемерный характерологические типы.
Выводы. Изучив типологию педагогов-психологов на предмет типа нервной системы по силе/слабости, выявив субъективные трудности при психолого-педагогическом сопровождении приёмных родителей и детей, резюмируем:
• педагоги-психологи вне зависимости от их типа нервной системы (сильный и слабый тип) имеют одинаковые трудности при оказании психолого-педагогической помощи приёмным родителям и детям;
• субъективными трудностями при взаимодействии с родителями являются эпилептоидный тип, лабильный тип, истероидный тип, шизоидный тип, циклоидный тип, неустойчивый тип;
• наибольшие субъективные трудности педагоги-психологи испытывают при взаимодействии с приёмными детьми злобно-забитого и лицемерного характерологических типов.
Литература:
1. Керемли Н.Н, Мишанина В.И. Особенности работы педагога-психолога с подростками, имеющими трудности в общении / Н.Н. Керемли, В.И. Мишанина // Международный журнал экспериментального образования, Изд-во: Издательский Дом «Академия Естествознания». - 2015. № 12-4. С. 560.
2. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности / Л.В. Мардахаев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 13. - С. 173-178.
3. Морозова А.С., Кондратьева Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение приемных семей в службе сопровождения замещающих семей Еравнинского района Республики Бурятия / А.С. Морозова, Е.В. Кондратьева // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы V международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию социальной работы в России. -2016. - С. 215-216.
4. Попова И.Н. Актуальные проблемы профессионального сопровождения замещающей семейной заботы / И.Н. Попова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. -№ 26. - С. 107-111.
5. Филиппов М.Н. Трудности и ошибки в консультационной деятельности педагога-психолога в образовательной организации и пути их преодоления / М.Н. Филиппов // Актуальные проблемы психологического сопровождения профессиональной и учебно-профессиональной деятельности: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 128-133.
Психология
УДК 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Льдокова Галия Михайловна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студентка факультета психологии и педагогики Сибгаева Лилия Ринасовна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования типов семейного воспитания и поведения подростков «группы риска». Выборку составили подростки в возрасте 14-15 лет в количестве 50 человек (23 мальчика и 27 девочек) и 18 родителей (опекунов) подростков «группы риска». При исследовании использованы надежные и валидные методики. Результаты исследования могут быть применены в коррекционной и профилактической работе психолога со школьниками «группы риска» для предупреждения нежелательных последствий асоциального поведения.
Ключевые слова: подростки, асоциальное поведение, семейные отношения.
Anmtation. The article presents the results of an empirical study of the types of family education and behavior of adolescents at risk. The sample consisted of adolescents aged 14-15 years in the amount of 50 people (23 boys and 27 girls) and 18 parents (guardians) of adolescents at risk. The study used reliable and valid methods. The results of the study can be applied in the correctional and preventive work of a psychologist with schoolchildren of the «risk group» to prevent undesirable consequences of asocial behavior.
Keywords: adolescents, antisocial behavior, family relationships.
Введение. Дети «группы риска» - это головная боль школы, школьного педагога-психолога и родителей. Дети «группы риска» - это так называемые «трудные дети», педагогически запущенные, которые открыто заявляют о нежелании учиться, проявляют неуважение к учителям и взрослым людям в целом, ведут асоциальный образ жизни, как правило, с низкой успеваемостью. Дети «группы риска» это вполне здоровые и полноценные дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении. Эти маленькие нарушители общественного порядка в основном склонны к отклоняющемуся (девиантному) поведению.
Проблема отклоняющегося поведения, прежде всего, касается подростков. Подростковый период - один из сложных периодов перехода от детства к отрочеству и взрослой жизни, характеризующийся изменениями. как на биологическом уровне, так и в социально-психологическом аспекте. В этот период интенсивно формируется личность подростка. Подростковый период - это фундамент формирования характера и поведения ребенка.
Отклоняющееся поведение усложняет жизнь подростка, появляются трудности в семье, школе, нарушаются отношения со сверстниками и родителями; у подростков наблюдается дезадаптация в усвоении тех или иных социальных ролей, норм и правил социальных институтов. Подростки с отклоняющимся