Научная статья на тему 'Ключевые компетенции приёмных родителей'

Ключевые компетенции приёмных родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2994
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ / УСПЕШНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ADOPTIVE FAMILY / SUCCESSFUL ADOPTIVE FAMILIES / ADOPTIVE PARENT OCCUPATION / ADOPTIVE PARENTS’ COMPETENCES / RESPONSIBILITY / TEMPORAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горькая Жанна Владимировна, Савицкая Елена Матвеевна

В статье анализируется опыт работы с приёмными семьями Самарской области, особенности воспитания детей в приёмных семьях. Оцениваются различия «успешных» и «потенциально успешных» приёмных родителей. Выделяются критерии социальной успешности процесса воспитания приёмных детей: социальные, социально-психологические и психологические критерии. Описываются социально-психологические особенности приёмных родителей. Определяются факторы, влияющие на профессиональное здоровье приёмных родителей. Выявляются компетенции приёмных родителей, позволяющие создать благоприятную среду для социализации и адаптации приёмных детей. Выделяется перечень ключевых компетенций приёмных родителей: ролевая компетентность, управленческая компетентность, конфликтная компетентность, социальная компетентность. Делается качественный анализ содержания ключевых компетенций. Ролевая компетентность проявляется в: принятии, поощрении, поддержке и заботе о ребёнке, создании благоприятных условий для формирования морального сознания и построения позитивной картины мира, обеспечивает пространство для проявления активности и инициативности действий в установленных родителем границах. Конфликтная компетентность обеспечивает возможность находить конструктивные выходы из конфликтных, сложных и спорных жизненных ситуаций. Управленческая компетентность лежит в основе саморегуляции, управления системой семейного взаимодействия, постановки целей и задач деятельности. Социальная компетентность: обеспечивает эффективность взаимодействия с учителями, работниками социальных служб, другими приёмными родителями, определяет границы возможностей для приёмных детей общаться с людьми разного возраста и социального статуса; влияет на расширение круга общения, нахождение различных интересов и возможностей для удовлетворения потребностей и проявлений способностей всех членов семьи. Ответственность обеспечивает: готовность к решению широкого круга вопросов и проблем приёмной семьи, открытость новому опыту, поддержке самостоятельной и активной позиции ребёнка, наличии целостной временной перспективы будущей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains analysis of consulting and patronizing adoptive families in Samara Region; some peculiarities of upbringing children in adoptive families; difference between "successful" and "potentially successful" adoptive parents; adoptive parents’ competences enabling them to create a favorable environment for adopted children’s socialization and adaptation; a list of adoptive parents’ key competences: role competence, managerial competence, conflict-settling competence, social competence. The criteria for social success of the process of bringing up foster children are singled out: social, socio-psychological and psychological criteria. Socio-psychological characteristics of foster parents are described. Factors influencing the professional health of foster parents are determined. The competence of foster parents is revealed, allowing to create a favorable environment for socialization and adaptation of foster children. The list of key competencies of foster parents is singled out: role competence, managerial competence, conflict competence, social competence. A qualitative analysis of the content of key competencies is done. Role competence is manifested in: acceptance, encouragement, support and care of the child, creation of favorable conditions for the formation of moral consciousness and the construction of a positive picture of the world, provides space for the manifestation of activity and initiative of actions in the boundaries established by the parent. Conflict competence provides an opportunity to find constructive ways out of conflict, complex and controversial life situations. Managerial competence is the basis of self-regulation, management of the family interaction system, setting goals and objectives of activities. Social competence: ensures the effectiveness of interaction with teachers, social workers, other foster parents, defines the boundaries of opportunities for foster children to communicate with people of different ages and social status; Affects the expansion of the circle of communication, the finding of various interests and opportunities to meet the needs and manifestations of the abilities of all members of the family. Responsibility ensures: readiness to solve a wide range of issues and problems of the foster family, openness to new experience, support for the independent and active position of the child, the existence of an integral temporal perspective for the future life.

Текст научной работы на тему «Ключевые компетенции приёмных родителей»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

УДК376.1+376.64:159.922 (Организация воспитания и обучения, воспитание и обучение лиц, находящихся в особых социальных условиях: детей, не имеющих родителей или живущих отдельно от родителей (в других семьях, детских учреждениях). Психология. Психология отдельных видов деятельности. Психология возраста, пола. Сравнительная психология. Особенности психики. Сознание. Психическое развитие человека. Дифференциальная психология. Генетическая психология. Психология развития)

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

© 2017 Ж.В.Горькая1, Е.М.Савицкая2

Горькая Жанна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития.

E-mail: [email protected] Савицкая Елена Матвеевна, кандидат психологических наук, профессор. E-mail: [email protected]

1 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева.

Самара, Россия

2 Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 18.08.2017

Работа выполнена при поддержке гранта общественной организации «Союз женщин России» «Здоровая семья - успешная семья», №72/68-3.

В статье анализируется опыт работы с приёмными семьями Самарской области, особенности воспитания детей в приёмных семьях. Оцениваются различия «успешных» и «потенциально успешных» приёмных родителей. Выделяются критерии социальной успешности процесса воспитания приёмных детей: социальные, социально-психологические и психологические критерии. Описываются социально-психологические особенности приёмных родителей. Определяются факторы, влияющие на профессиональное здоровье приёмных родителей. Выявляются компетенции приёмных родителей, позволяющие создать благоприятную среду для социализации и адаптации приёмных детей. Выделяется перечень ключевых компетенций приёмных родителей: ролевая компетентность, управленческая компетентность, конфликтная компетентность, социальная компетентность. Делается качественный анализ содержания ключевых компетенций. Ролевая компетентность проявляется в: принятии, поощрении, поддержке и заботе о ребёнке, создании благоприятных условий для формирования морального сознания и построения позитивной картины мира, обеспечивает пространство для проявления активности и инициативности действий в установленных родителем границах. Конфликтная компетентность обеспечивает возможность находить конструктивные выходы из конфликтных, сложных и спорных жизненных ситуаций. Управленческая компетентность лежит в основе саморегуляции, управления системой семейного взаимодействия, постановки целей и задач деятельности. Социальная компетентность: обеспечивает эффективность взаимодействия с учителями, работниками социальных служб, другими приёмными родителями, определяет границы возможностей для приёмных детей общаться с людьми разного возраста и социального статуса; влияет на расширение круга общения, нахождение различных интересов и возможностей для удовлетворения потребностей и проявлений способностей всех членов семьи. Ответственность обеспечивает: готовность к решению широкого круга вопросов и проблем приёмной семьи, открытость новому опыту, поддержке самостоятельной и активной позиции ребёнка, наличии целостной временной перспективы будущей жизни.

Ключевые слова: приёмная семья, успешность процесса воспитания, компетенции приёмных родителей, воспитательная компетентность, социальная компетентность, ответственность, временная компетентность.

Актуальность исследования определяется необходимостью выявления ключевых факторов, влияющих на успешность процесса развития и социализации детей в приёмных семьях. На сегодняшний день, на фоне достаточно эффективно работающих программ подготовки родителей к приёму ребёнка [4, 5, 12, 15], практически от-

сутствуют формы последующей поддержки и сопровождения приёмных семей [2, 8, 10]. Это приводит к увеличению случаев вторичного сиротства, негативным оценкам приёмного роди-тельства, последующим проблемам в профессионализации и социализации приёмных детей.

Анализ опыта института приёмной семьи в России показывает, что, на сегодняшний день, в фокусе внимания исследователей находится ребёнок [1, 3, 5, 7, 10, 11, 15]. Хорошо изучены мотивы, психологические проблемы и ресурсы развития детей, условия успешной адаптации и социализации, описаны инструментальные требования к знаниям и умениям родителей. Но нельзя забывать, что приёмная семья - это живая система, которая трансформируется при появлении каждого нового человека. В процессе воспитания изменяется не только ребёнок. Изменяются правила, появляются новые традиции, исчезают старые иллюзии, возникают новые планы и мечты. Это достаточно долгий процесс совместной жизни, в котором много конфликтов, разочарований, сложных ситуаций и тяжелых решений. Вопрос о том, что позволяет приёмным родителям сохранять уверенность и оптимизм, сталкиваясь с трудностями и проблемами, что помогает переживать обиды и оставаться открытыми для новых эмоций и новых ситуаций, на сегодняшний день остаётся открытым.

Цель исследования: выявить ключевые компетенции приёмных родителей, обеспечивающие успешность адаптации и социализации детей.

Приёмные семьи, в которых воспитываются дети, отличаются по составу, количеству членов семьи, уровню дохода, образования, возрасту родителей и кровных детей, месту жительства. Но, не смотря на существующие глобальные различия в условиях и образе жизни, принципах и установках приёмных родителей, крайне важно понять, что объединяет «успешные семьи», какие ключевые черты и особенности лежат в основе организации взаимодействия детей и родителей.

Под «компетентностью» мы понимаем мотивированную способность, позволяющую одним людям выполнять работу лучше, чем другим. Для определения способностей и умений, связанных с воспитанием и социализацией приёмных детей, мы используем критерии, основанные на выполнении задач деятельности. Нас интересуют, прежде всего, ключевые компетенции приёмных родителей, отличающиеся многофункциональностью и позволяющие решать проблемы в разных сферах и ситуациях.

В основе определения понятия лежит концепция профессиональных компетенций Дж. Равена [14]. В таком понимании ключевые компетенции обладают максимальной ценностью, поскольку являются основой организации и исполнения деятельности. В то же время, их отличает доступность и возможность каждо-

дневного использования. Ключевые компетенции (key skills) являются базовым элементом в системе компетенций родителей, осуществляющих процесс воспитания детей [2, 4, 6, 8, 9, 12, 13, 16, 17, 18, 19].

Объект исследования: ключевые компетенции приёмных родителей. Предмет исследования: ключевые компетенции успешных приёмных родителей. Основная гипотеза исследования: успешные приёмные родители отличаются от «потенциально успешных» набором ключевых компетенций, лежащих в основе организации семейных взаимоотношений, создающих благоприятную среду для развития самосознания, индивидуальных способностей, становления активной и ответственной позиции ребёнка.

Исследование проводилось в 2015-2017 годах на территории Самарской области. В работе приняли участие 126 семей Самарской области. Возраст родителей - от 35 до 65 лет. Опыт приёмного родительства - более 5 лет. Исследование состояло из трех этапов: экспертно-диагностический этап; социально-

психологическое тестирование и анкетирование; тренинговый этап.

Методы исследования: экспертный опрос, анкетирование, наблюдение, структурированная беседа, социометрия, тесты на знание психолого-педагогических особенностей воспитания и развития детей в приёмных семьях, ситуационные кейсы на решение типичных проблем воспитания, тест стиля семейного воспитания, тест уровня субъективного контроля, методы математической статистики.

Проведение исследования. Экспертно-диаг-ностический этап. С помощью метода экспертных оценок был составлен список критериев «успешности» приёмной семьи, основанных на оценке эффективности выполнения задач деятельности. В число экспертов вошли 11 специалистов в социальной сфере, в том числе, представители социальных служб, центров «Семья», осуществляющие сопровождение приёмных семей, представители общественной организации приёмных родителей, специалисты - эксперты Самарского университета и Поволжского социально-педагогического университета.

«Успешные» семьи оценивались по социально-психологическим параметрам, учитывающим не только опыт воспитания в семье, но и последующую социализацию приёмных детей. В качестве основных критериев рассматривались: 1) Социальные критерии: а) опыт воспитания более двух приёмных детей; б) отсутствие вторич-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

ных отказов от приёмных детей; в) наличие опыта решения сложных жизненных ситуаций, возникающих в процессе воспитания приёмных детей. 2) Социально-психологические критерии: а) успешное завершение профессионального образования приёмными детьми; б) наличие положительных отзывов о работе приёмных детей в профессиональных сообществах, в которых они работают; в) наличие своих семей у приёмных детей; 3) Психологические критерии: а) высокий уровень сплочения в приёмной семье, обеспечивающий благоприятный социально-психологический климат и быстрое решение возникающих проблем и конфликтов приёмными и кровными детьми, даже без участия родителей; б) наличие позитивных и конструктивных взаимоотношений между приёмными родителями и приёмными детьми после начала ребёнком самостоятельной жизни.

На основании метода экспертных оценок, приёмные семьи были разделены на две группы: «успешные» и «потенциально успешные». Из общего списка приёмных семей была отобрана группа «успешных» приёмных родителей в количестве 60 человек. Группа «потенциально-успешных приёмных родителей» была образована из 60 приёмных матерей, в возрасте от 40 до 47 лет. Все участники исследования проживают на территории Алексеевского, Богатовского, Ки-нель-Черкасского, Нефтегорского и Приволжского районов Самарской области. Социальный статус успешных приёмных семей: полных - 53, не-

Статистический анализ полученных результатов позволяет утверждать, что «успешные семьи» лучше понимают, что социально-психологические проблемы всегда затрагивают несколько сторон. И ребёнок не является единственным источником, по вине которого возникают сложности. Умение находить предмет и выявлять причину противоречий, распределяя ответственность за её возникновение между сторонами конфликта, является отличительной особенностью «успешных» приёмных родителей.

полных - 7, в трёх из них приёмные матери являются вдовами, в двух случаях матери проживают в гражданских браках, в двух случаях родители разведены. Приёмные родители дали добровольное согласие на участие в исследовании.

Социально-психологическое тестирование и анкетирование. Анализ результатов анкетирования показывает, что очень сложной и проблемной для приёмных семей оказывается не столько первичная адаптация, сколько последующие проблемы, возникающие в процессе обучения и развития ребёнка. Оценивая результаты опроса, можно говорить о том, что многие родители готовы прилагать большие усилия и много терпения для обеспечения возможности изменения ребёнка, создания для него комфортной развивающей среды. Но не многие осознают, что изменения затронут не только ребёнка - вместе с новым членом семьи изменится система взаимоотношений, поменяются функциональные роли, появятся новые эмоции, переживания, возможно, даже традиции. Изменения в поведении кровных детей, трансформации отношений и ролей, конфликты, ненормативные кризисы, возникающие в семейных отношениях, для многих становятся неожиданностью. Анализ причин возникновения проблем в семьях, показывает, что «потенциально успешные» родители склонны «центрировать» ответственность за ошибки в воспитании и организации совместной деятельности, перенося её полностью или на ребёнка, или на себя, или на школу.

Отличительные особенности в распределении и приписывании ответственности, проявляются и в отношениях к распространенным деструктивным социальным установкам. Например, о «плохой генетике» приёмных детей, или о методе решения всех проблем - «главное, любить, как своих». Относится «как к родным», не различать и не учитывать прошлый травматический опыт приёмных детей - это значит не учитывать их потребности и особенности, не обращать внимание на уже сформированные навыки и

Таб. 1 Приписывание ответственности за возникновение ошибок в воспитании приёмного ребёнка (n=120) (Error Responsibility Attribution in Foster Child Upbringing)

Группы приёмных родителей «по вине родителей» «по вине детей» «по вине социальных служб» «по вине школьных учителей» «по другим причинам»

«Успешные» 30,82±4,68 23,80±5,12 10,55±4,54 31,5±6,42 3,33±2,35

«Потенциально успешные» 26,64±8,11** 34,14±11,72** 9,40±3,99 27,94±7,51* 2,68±1,22

Примечание: *уровень значимости р=0,05, **р=0,01, t - критерий Стьюдента

привычки, а, следовательно, обрекать процесс воспитания на неудачу.

Успешные приёмные родители учитывают, как минимум, равное влияние фактора социального окружения на становление личности ребёнка. Их ожидания отличаются меньшей амбициозностью, пониманием связи достижений текущего дня и ближайшего будущего. Они учитывают психологические особенности ребёнка и ставят задачи, находящиеся в зоне его актуального развития.

Анализ результатов показывает, что именно разочарование, выгорание и кризис ожиданий часто становятся причинами вторичных отказов, негативной оценки опыта замещающего роди-

тельства и т.д. Более того, не соответствие ожиданий и реального опыта приводит к «профессиональным болезням» приёмных родителей: эмоциональному выгоранию, деформации личностных качеств, «профессиональному старению». Результаты показывают, что среди «успешных» приёмных родителей уровень эмоционального выгорания выше, чем среди «потенциально успешных». Это можно объяснить более высокой мотивацией успешных родителей и тем, что они склонны ставить и решать более сложные для себя задачи. Результаты уровня психоэмоционального напряжения приёмных родителей представлены в таб. 2.

Таб. 2 Уровень психо-эмоционального выгорания приёмных родителей _(The Level of Foster Parents' Psycho-emotional Burnout)_

Группы «Напряжение» «Резистенция» «Истощение»

«Успешные» 61,50±8,75* 59,34±7,72** 28,92±8,65

«Потенциально успешные» 57,52±10,16* 64,55±11,68** 31,44±6,11

Примечание:*уровень значимости р=0,05, **р=0,01, t - критерий Стьюдента

Статистический анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что «потенциально успешные» приёмные родители склонны более избирательно относиться к выполнению своих обязанностей, исключая те виды деятельности, которые кажутся им не важными или не приятными. Опыт работы с успешными приёмными родителями говорит об их готовности к обмену опытом и обучению. Формат «группы встреч» приёмных родителей, на которой происходит обсуждение текущих проблем и обмен имеющимся опытом, позволяет повысить вариативность и эффективность решения сложных проблем. Ответственность, готовность и открытость новому опыту, способность к обучению - является важной компетенцией приёмных родителей.

«Ответственность» относится к ключевым личностным компетенциям приёмных родителей. Успешных приёмных родителей отличает более высокий уровень интернальности - готовность брать на себя ответственность за широкий круг вопросов и проблем, касающихся приёмных детей. Ответственность проявляется: а) в готовности включаться в решение широкого круга вопросов, касающихся семьи; б) поддержке самостоятельной и активной позиции ребёнка, наличии целостной временной перспективы будущей жизни; в) умении разделять и определять границы ответственности между участниками семьи за возникающие проблемы и решения.

Изучение особенностей межличностного взаимодействия показывает, что в успешных

семьях уровень социально-психологического благополучия выше. Это обеспечивается за счет принятия ребёнка, с одной стороны, и распределения ответственности между членами семьи, с другой. Важный результат такого построения отношений - наличие «целостной» временной перспективы жизни у приёмных детей. Целостность проявляется в способности выстраивать жизненные планы, учитывающие достижения настоящего и возможность их применения в будущем. В «потенциально успешных» семьях дети, испытывая сложности с временным планированием, не видят связи между действиями в настоящем и будущей жизнью. Более того, для большинства характерна «иллюзия нового будущего» - формирующая ожидания, что после 18 лет начнется новая жизнь - и она будет совсем другой, не похожей на настоящее. Новые друзья, новые отношения, новые возможности оцениваются как желанные и решающие все вопросы и проблемы настоящего. В таком восприятии, временная перспектива жизни воспринимается ребёнком как состоящая из проблемных «полос» или «этапов», не связанных друг с другом, а взрослое будущее становится «чудом», разрешающим все противоречия и проблемы настоящего.

Тренинговый этап. Определяя перечень ключевых компетенций приёмных родителей, мы учитывали, что компетенции проявляются в деятельности и решении задач. Поэтому для выявления различий в способах воспитания, были проведены семинары - тренинги, в ходе которых

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

участники решали ситуационные кейсы, основанные на описании наиболее типичных проблем, возникающих при воспитании детей. Исследование особенностей взаимодействия и преобладающего стиля семейного воспитания в приёмных семьях показало, что для большинства семей характерен авторитарный стиль взаимодействия с детьми. Данный факт вызывает вопросы, поскольку авторитарный стиль с его директивностью и безапелляционностью в формулировании правил и норм жизни, явно уступает демократическому стилю взаимодействия, обеспечивающему наиболее благоприятные условия для формирования самостоятельной, автономной и ответственной позиции ребёнка. Более детальный анализ особенностей построения взаимоотношений в приёмных семьях показал, что существует два айщЫ-шротивовеса» авторитарности приёмных родителей, которые, в результате, благоприятно сказываются на воспитании детей.

Первый фактор мы назвали «уверенность в завтрашнем дне». Четкие традиции авторитарной семьи, однозначность суждений и справедливость оценок родителей, наличие своей территории, позволяет приёмным детям, имеющим травматический опыт, чувствовать защищённость, спокойствие и надежность. Устойчивость внутрисемейных взаимоотношений позволяет ребёнку перестать беспокоиться и защищаться, и дает возможность осознать и принять «новую реальность», новые правила и возможности.

Второй фактор связан с распределением функциональных ролей в семейной системе. Исследование показало, что в каждой успешной приёмной семье, рядом с «авторитарным» родителем есть «посредник» или «коммуникатор» - человек, который помогает, объясняет, поддерживает, спрашивает, обнимает, и даже, иногда, выполняет вместе с ребенком неприятные или сложные задания. Очень часто в роли такого «помощника» выступают старшие или средние дети в семье. Иногда принцип разделения ролей на «жесткого - мягкого», «доброго - злого» Взрослого используют сами приёмные родители. Главным условием, в таком случае, становится не различие в способе выполнения задания, а согласие и единство семьи в главном - выборе приоритетов и целей деятельности.

Нельзя не учитывать, что для большинства приемных детей, имеющих травматический опыт, Взрослый выступает источником опасности, а не защиты. Поэтому, стабильное, обосно-

ванное, предсказуемое поведение приёмных родителей является важным условием успешной адаптации и восстановления ролевых отношений «родитель-ребёнок». Мы назвали данные способности и умения родителя «ролевой компетентностью».

Наличие «ролевой компетентности» позволяет приёмным родителям управлять семейной системой, обеспечивая стабильность, безопасность и защиту всем её членам. Но, самое главное, выступать главным «гарантом и носителем» норм и правил взаимодействия в семье. В успешных приёмных семьях родитель становится «Значимым Взрослым», мнение которого служит ориентиром не только для регуляции отношений и деятельности в приёмной семье, но и вектором построения жизненных планов ребёнка.

«Ролевая компетенция» приёмного родителя проявляется: а) в принятии, поощрении, поддержке и заботе о ребёнке; б) создании благоприятных условий для формирования морального сознания, построения картины мира, имеющей четкие жизненные критерии «хорошего и плохого», «доброго и злого», соответствующие ценностным установкам «Значимого взрослого» (приёмного родителя); в) координации деятельности всех членов семьи, создании и сохранении семейных ценностей и традиций, наличии ясных, однозначных и справедливых правил, регулирующих поведение ребёнка в семье.

Владение ролевой компетенцией является условием свободы действий приёмного ребёнка. Она формирует пространство для проявления активности и инициативности в установленных родителем границах. Правильно выстроенное взаимодействие «родитель-ребёнок», при котором Взрослый управляет ситуацией, позволяет организовать стабильную совместную деятельность, обеспечить безопасность, создать предпосылки для успеха деятельности ребёнка. Такая организация жизни позволяет восстановить доверие к значимому взрослому, а через него и доверие к миру.

Включенное и вариативное поведение, готовность выявлять и своевременно решать возникающие проблемы и противоречия, лежат в основе «конфликтной компетентности» приёмного родителя. Успешных приёмных родителей отличает большая вариативность при рассмотрении вариантов решения проблемной ситуации и большая настойчивость в поиске дополнительных ресурсов. Анализ полученных результатов показывает, что «успешные» приемные родители

больше ориентированы на сотрудничество и ком- конфликтной ситуации представлены в таб. 3. промисс. Выявленные особенности поведения в

Таб. 3 Стратегии разрешения конфликтов приёмными родителями

(Foster Parents' Conflict-sett ing Strategies)

Стратегия Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

«Успешные» 1,8±0,85** 8,5±3,25** 9,2±2,35* 7,5±2,1 5,2±2,25**

«Потенциально успешные» 7,1±2,65** 4,5±2,50** 8,1±3,45* 8,0±2,5 3,8±1,85**

Примечание:*уровень значимости р=0,05, **р=0,01, t - критерий Стьюдента

Конфликтная компетентность - способность находить конструктивные выходы из конфликтных, сложных и спорных жизненных ситуаций, проявляется в умении: а) настойчиво и вариативно действовать для выявления причин конфликта и поиска способов его разрешения; б) умении выделять приоритеты, различать эмоциональное отношение к человеку и его действиям, ориентироваться на конструктивные способы выхода из ситуации; в) учитывать мнения и использовать ресурсы всех участников для конструктивного и взаимовыгодного разрешения проблемы.

При решении сложных проблем и конфликтных ситуаций крайне важно сохранить единство и поддержку семьи. Единство в выборе приоритетов и целей деятельности во многом обеспечивается за счет наличия у успешных приёмных родителей управленческой компетентности руководителя - умения мотивировать и планировать деятельность членов семейного коллектива. В случае с приёмными детьми эта компетентность приобретает специфические черты, связанные с учетом возрастных особенностей и прошлого травматического опыта ребёнка.

Приёмные родители неизбежно сталкиваются с негативизмом и пассивным сопротивлением ребёнка в первые два года жизни. Поэтому умение преодолевать страхи, ставить цели и оказывать поддержку самостоятельному выполнению задуманного, лежит в основе педагогического мастерства приёмных родителей. Умение поддерживать и ставить цели, соответствующие возможностям ребёнка и учитывающие внутренние мотивы и желания, относится к «управленческой компетенции» руководителя. Она проявляется, прежде всего, в умении заинтересовать, создать благоприятную психологическую атмосферу и объединить членов семьи общими идеями и мечтами.

Управленческая компетентность приёмного родителя проявляется в способности: а) систематически подкреплять (поощрять) позитивные действия членов семьи, обеспечивая своевременную, каждодневную обратную связь, с анали-

зом причин удач и неудач; б) ставить цели и задачи деятельности, соответствующие индивидуальным особенностям и возможностям ребёнка; в) осуществлять анализ и коррекцию планов выполнения совместной деятельности, проводить беседы ребёнком в роли наставника («Значимого Взрослого»).

Опрос приёмных родителей показал, что в качестве желаемой цели часто используются образы «хороший человек» и «хорошее поведение». «Мы хотим, что бы ты стал хорошим человеком!» - это фраза, которая лежит в обосновании требований, предъявляемых к приёмному ребёнку. И именно она становится барьером в процессе воспитания и перевоспитания приёмных детей. Образ «хорошего человека» отличается вариативностью, многообразием, свойственным разным «хорошим людям». Поэтому представление о том, как «правильно» делать и вести себя в понимании взрослого человека и ребёнка сильно различаются. Более того, требования к «правильному и хорошему» часто не совпадают у взрослых, значимых для ребёнка. Например, учитель может считать «хорошим» пассивное, спокойное поведение ребёнка, потому что оно не мешает проведению уроков. А для родителей понимание «хорошего» поведения может проявляться в активных, инициативных, «мешающих» действиях детей, которые задают «неудобные вопросы», стремятся самостоятельно принимать решения и действовать.

Отличие «успешных» приёмных родителей при постановке целей заключается в том, что они операционализируют образ «хорошего поведения» через описание конкретных возможных действий ребёнка в реальных ситуациях настоящего времени. У «потенциально успешных» приёмных родителей образ «хорошего человека» остается образом «желаемой» будущей модели жизни. Он воспринимается как привлекательной, но оторванной от настоящего. Такой образ мотивирует, притягивает, заставляет задуматься и захотеть что-то изменить в своём поведении и жизни, но отсутствие способов достижения желаемого в ближайшем будущем, приводит к

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

снижению самооценки и повышению тревожности ребёнка.

Цели и задачи, которые успешные приёмные родители ставят перед детьми, отличаются: а) конкретностью и четкостью; б) наличием понятного способа и алгоритма действия; в) доступностью и возможностью начать что-то делать для достижения намеченного уже сейчас; г) ограниченным временем для реализации планов и получения результата; д) наглядным результатом, заметным не только ребёнку или родителям.

Правильно поставленные цели и задачи помогают ребёнку формировать навыки контроля и самоконтроля, создают предпосылки для уверенного и самостоятельного поведения. С такими целями и задачами ребёнком имеет возможность проявлять инициативу, заявлять собственное мнение, выдвигать требования, действовать самостоятельно. Наличие систематической обратной связи и поддержки со стороны взрослых, таким образом, формирует у детей такие навыки, обеспечивающие жизненный успех, как: а) собственная активность; б) целеполагание; в) жизненное планирование; г) трудолюбие и воля, как навыки систематической работы; д) личная ответственность.

Формирование активной и ответственной позиции приёмного ребёнка, построение новой жизненной перспективы, основанной на позитивной картине мира, социально-адаптивных правилах, нормах и ценностях новой семьи, не будет успешной без подкрепления в различных ситуациях социального взаимодействия. Прежде всего, при общении с соседями, учителями, работниками социальных служб и т.д. Систематически поддерживая и корректируя поведение ребёнка, успешные приёмные родители оценивают действия и результаты, полученные ребёнком. Поддерживая активность и ответственность, они обращают внимание на то, что он/она хорошо сделала сегодня, что обеспечивает новые возможности завтра. «Потенциально успешные» приёмные родители, поощряя ребёнка, часто хвалят его самого, не разделяя оценку личности ребёнка и оценку его действий. Такая обратная связь негативно влияет на активность и упорство ребёнка в достижении цели. Для того, что бы научить ребёнка взаимодействовать со взрослыми и детьми разного возраста, приёмные родители должны обладать социальной компетентностью.

Социальная компетентность приёмных родителей, умение постепенно расширять круг общения ребёнка, учить эффективно взаимодейст-

вовать с детьми разного возраста, проявляется, прежде всего: а) в умении эффективно взаимодействовать с учителями, работниками социальных служб, другими приёмными родителями;

б) обеспечении возможности для приёмных детей общаться с людьми разного возраста и социального статуса; в) расширении круга общения, нахождении различных тем, интересов и возможностей для удовлетворения потребностей, проявлений способностей и интересов всех членов семьи.

Расширение круга общения, появление новых друзей, может стать «переломным» моментом в семейных отношениях. Если ребёнку удается следовать правилам, которым его учат в семье, общаясь с друзьями и одноклассниками, если он не чувствует себя «белой вороной», то авторитет родителей и уверенность в себе становятся основой успеха не только процесса воспитания, но и жизни. Ключевые компетенции приёмных родителей являются важнейшей предпосылкой успеха воспитания и развития ребёнка в семье, закладывающей основы для формирования у приёмных детей: а) коммуникативной компетентности - навыков взаимодействия и общения с различными людьми; б) социальной компетентности;

в) активной и ответственной гражданской позиции ребёнка.

Основные выводы: 1. «Успешные» приёмные семьи могут быть оценены по параметрам выполнения задач деятельности, учитывающим не только опыт воспитания в семье, но и последующую социализацию приёмных детей. Основными критериями выполнения задач деятельности являются: 1) Социальные критерии: а) опыт воспитания более двух приёмных детей; б) отсутствие вторичных отказов от приёмных детей; в) наличие опыта решения сложных жизненных ситуаций, возникающих в процессе воспитания приёмных детей. 2) Социально-психологические критерии: а) успешное завершение профессионального образования приёмными детьми; б) наличие положительных отзывов о работе приёмного ребёнка в профессиональных сообществах, в которых они работают; в) наличие своих семей у приёмных детей; 3) Психологические критерии: а) высокий уровень сплочения в приёмной семье, обеспечивающий благоприятный социально-психологический климат и быстрое решение возникающих проблем и конфликтов, возможно, приёмными и кровными детьми, даже без участия родителей; б) наличие позитивных и конструктивных взаимоотноше-

ний между приёмными родителями и приёмны- тельной жизни. ми детьми после начала ребёнком самостоя-

Рис.1 Ключевые компетенции приёмных родителей (Adoptive Parents' Key Competences)

2. Ключевые компетенции приёмных родителей: а) ролевая компетентность - формирует пространство для проявления активности и инициативности действий ребёнка в установленных родителем границах, служит основой для становления морально-нравственного сознания; б) конфликтная компетентность - обеспечивает возможность находить конструктивные выходы из конфликтных, сложных и спорных жизненных ситуаций; в) управленческая компетентность -лежит в основе саморегуляции, управлении системой семейного взаимодействия, постановке целей и задач деятельности ребёнка; г) социальная компетентность - умение взаимодействовать с учителями, работниками социальных служб, другими приемными родителями, обеспечивая расширение круга общения приёмных детей и повышение уровня их коммуникативной компетенции; д) ответственность - готовность к решению широкого круга вопросов и проблем приёмной семьи, открытость новому опыту.

3. Ключевые компетенции, как мотивированные способности к эффективному выполнению деятельности, проявляются во взаимодействии, особенностях управления собой и организации деятельности ребёнка: 1) «Ответственность» проявляется: а) в готовности включаться в решение широкого круга вопросов, касающихся семьи; б) поддержке самостоятельной и активной позиции ребёнка, наличии целостной временной

перспективы будущей жизни; в) умении разделять и определять границы ответственности между участниками семьи за возникающие проблемы и решения. 2) «Ролевая компетенция» приёмного родителя проявляется: а) в принятии, поощрении, поддержке и заботе о ребёнке; б) в создании благоприятных условий для формирования морального сознания, построения картины мира, имеющей четкие жизненные критерии «хорошего и плохого», «доброго и злого», соответствующие ценностным установкам «Значимого взрослого» (приёмного родителя); в) координации деятельности всех членов семьи, создании и сохранении семейных ценностей и традиций, наличии ясных, однозначных и справедливых правил, регулирующих поведение ребёнка в семье. 3) Конфликтная компетентность - способность находить конструктивные выходы из конфликтных, сложных и спорных жизненных ситуаций, проявляется в умении: а) настойчиво и вариативно действовать для выявления причин конфликта и поиска способов его разрешения; б) умении выделять приоритеты, различать эмоциональные отношения к человеку и его действиям, ориентироваться на конструктивные способы выхода из ситуации; в) учитывать мнения и использовать ресурсы всех участников для конструктивного и взаимовыгодного разрешения проблемы. 4) Управленческая компетентность успешного родителя проявляется в способ-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

ности: а) систематически подкреплять (поощрять) позитивные действия членов семьи, обеспечивая своевременную, каждодневную обратную связь, с анализом причин удач и неудач; б) в постановке целей и задач деятельности, соответствующих индивидуальным особенностям и возможностям ребёнка; в) анализе и коррекции планов выполнения совместной деятельности, проведении бесед ребёнком. 5) Социальная компетентность приёмных родителей, умение постепенно расширять круг общения ребёнка,

учить эффективно взаимодействовать с детьми разного возраста, проявляется: а) в умении эффективно взаимодействовать с учителями, работниками социальных служб, другими приёмными родителями; б) обеспечении возможности для приёмных детей общаться с людьми разного возраста и социального статуса; в) расширении круга общения, нахождении различных тем, интересов и возможностей для удовлетворения потребностей и проявлений способностей и интересов всех членов семьи.

1. Акутина, С.П. Роль педагогической компетенции родителей в воспитании духовно-нравственных ценностей детей // Вестник университета Российской академии образования. М., Ун-т РАО, 2009. С. 124-126.

2. Алдашева, А.А., Махнач, А.В. Социально-психологические предпосылки изучения профессии «приёмный родитель» // Социальная психология труда: теория и практика / под ред. А.Л.Журавлева, Л.Г.Дикой. М., Ин-т психологии РАН, 2010. С. 232-251.

3. Горькая, Ж.В., Савицкая, Е.М., Аминова, В.В. Влияние социальной ситуации развития на особенности временной направленности трудных подростков // Известия Самарского научного центра РАН. (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки). Том 17. № 1-3. 2015. С. 630-634.

4. Гобова, Е.С. Профессия - родитель. Повышение компетентности родителей в воспитании детей в замещающих семьях. Серия «В фокусе ребенок - родитель - специалист». М., ООО «РПФ НИК», 2014. 156 с.

5. Курасова, Т.И. Приёмная семья: комплексное социально-педагогическое сопровождение // Социальная педагогика в России, № 1. М., Изд-во «Современное образование», 2010. С. 14-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Максименко, Е.Ю. Развитие педагогических компетенций у родителей школьников: дисс.....канд. пед. н. Пятигорск, 2012. 174 с.: http://www.pglu.ru/science/diss/?ID=5630

7. Максименко, О.П. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребёнка в семье. Семейное чтение // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста, № 5. 2016. М., Мозаика-Синтез. С. 731-736.

8. Махнач, А.В., Алдашева, А.А. Компоненты и признаки новой социономической профессии «Приёмный родитель» // Психологические проблемы современного российского общества / отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.А.Сергиенко. М., Изд-во Ин-т психологии РАН, 2012. С. 457-479.

9. Никулина, Е.С. Пути повышения родительской компетенции родителей особенных детей // Гуманитариум, № 1. 2016. Чебоксары, Изд-во Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». С. 34-35.

10. Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей (2009-2014 г.г.): http://www.familv2children.ru/upload/iile/Kriterii.pdf

11. Овчинников, А.Н. Компетентностный подход в социальном воспитании: перспективы социальной реабилитации детей-сирот // Вестник университета Российской академии образования, № 2. 2008. М., Ун-т РАО. С. 172176.

12. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей - сирот: профессиональная замещающая семья. М., Генезис, 2006. 368 с.

13. Орлова, Е.В. Профиль компетенций замещающего родителя // Образование личности, № 1. М., Центр научно-практических разработок и экспертиз в области образования, 2012. С. 72-75.

14. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. М., Когито-Центр, 2002. 396 с.

15. Сабельникова, Н.В. Приёмные дети: особенности привязанности к взрослым. Барнаул, Изд-во Алтайская академия экономики и права. 2013. 176 с.

16. Савина, Л.Ю. Особенности девиации приёмных родителей в городе Москве // Девиантология родительства. М., Московский государственный областной ун-т, 2016. С. 151-161.

17. Савицкая, Е.М., Горькая, Ж.В. Характеристика уровня субъективного контроля успешных приёмных родителей // Поволжский педагогический вестник. № 1 (10). Самара, Изд. Самарский государственный социально-педагогический ун-т, 2016. С. 97-102.

18. Трезинская, Г.Н. Повышение компетенции родителей - залог эффективности коррекционного процесса./ Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. М., ООО «Логомаг», 2015. С. 196-201.

19. Хрусталькова, Н.А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи: дисс.... докт. пед. наук Саранск, 2009, 489 с.: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-pedagogicheskoi-kompetentnosti-roditelei-professionalno-zameshchavushchei-semi

ADOPTIVE PARENTS' KEY COMPETENCES

© 2017 Z.V.Gorkaya1, E.M.Savitskaya2

Zhanna V. Gorkaya, candidate of psychological sciences, associate professor of the Chair of Developmental Psychology.

E-mail: [email protected] Elena M. Savitskaya, candidate of psychological sciences, professor.

E-mail: [email protected]

1Samara State National Research University named after S.P.Korolev. Samara, Russia 2Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia

The article contains analysis of consulting and patronizing adoptive families in Samara Region; some peculiarities of upbringing children in adoptive families; difference between "successful" and "potentially successful" adoptive parents; adoptive parents' competences enabling them to create a favorable environment for adopted children's socialization and adaptation; a list of adoptive parents' key competences: role competence, managerial competence, conflict-settling competence, social competence.

The criteria for social success of the process of bringing up foster children are singled out: social, socio-psychological and psychological criteria. Socio-psychological characteristics of foster parents are described. Factors influencing the professional health of foster parents are determined. The competence of foster parents is revealed, allowing to create a favorable environment for socialization and adaptation of foster children. The list of key competencies of foster parents is singled out: role competence, managerial competence, conflict competence, social competence. A qualitative analysis of the content of key competencies is done. Role competence is manifested in: acceptance, encouragement, support and care of the child, creation of favorable conditions for the formation of moral consciousness and the construction of a positive picture of the world, provides space for the manifestation of activity and initiative of actions in the boundaries established by the parent. Conflict competence provides an opportunity to find constructive ways out of conflict, complex and controversial life situations. Managerial competence is the basis of self-regulation, management of the family interaction system, setting goals and objectives of activities. Social competence: ensures the effectiveness of interaction with teachers, social workers, other foster parents, defines the boundaries of opportunities for foster children to communicate with people of different ages and social status; Affects the expansion of the circle of communication, the finding of various interests and opportunities to meet the needs and manifestations of the abilities of all members of the family. Responsibility ensures: readiness to solve a wide range of issues and problems of the foster family, openness to new experience, support for the independent and active position of the child, the existence of an integral temporal perspective for the future life.

Keywords: adoptive family, successful adoptive families, adoptive parent occupation, adoptive parents' competences, responsibility, temporal competence.

1. Akutina, S.P. Role pedagogicheskoy competencii roditeley v vospitanii duchovno-nravstvennych cennostey detey. (The Role of Parents' Pedagogical Competence in Forming Spiritual and Moral Values in Children). Vestnik un-ta Rossiyskoy Akademii Obrazovanya. M., RAO, 2009. S. 124-126.

2. Aldacheva, А.А. Machnach, A.V. Socialno-psychologicheskiye predposylki izucheniya professii "priyemniy roditel" (Socio-psychological Prerequisites for the Foster Parents Vocation Research). Sozialnaya psichologia truda: teoria I praktika / pod red. A.L. Zhuravleva, G.M.Dikoy: Institut psychologii RAN, 2010. S. 232-251.

3. Gorkaya, Z.V., Savichkaya, E. M., Aminova V.V. Vliyanie sochialnoy situacii razvitya na osobennosty vremennoy napravlennosty trudnich podrostkov. (Influence of the Social Situation of Development on the Problem Teenagers' Temporary Orientation Peculiarities). Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. (Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki). ^m 17. № 1-3. 2015. s. 630-634.

4. Gobova, E.S. Professiya - rodytel. Povychenie kompetentnosty roditeley v vospitanii detey v zamechauchich semiach. Seria «V fokuse rebenok - roditel - spechalist». (Vocation: Parent. Upgrading Parents' Competence in Children's Upbringing in Foster Families. Series: "Focusing on the Child-Parent-Specialist Triad"). M., ООО «RPF NIC», 2014. 156 s.

5. Curasova, T.I. Priemnaya semia: complecsnoe socialno-pedagogicheskoye soprovozhdeniye. (Foster Family: Comprehensive Social and Pedagogical Support). Socialnaya pedagogika v Rossii. № 1. M., Izd-vo «Sovremennoe obrazovanie», 2010. S. 14-18.

6. Maksimenko, E.U. Razvitie pedagogicheskich competenciy u roditeley chkolnikov. (Developing Pedagogical Competences in Schoolchildren's Parents): diss..... cand. ped. nauk. Piatigorsk, 2012. 174 с.

http://www.pglu.ru/science/diss/?ID=5630 .

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

7. Maksimenko, O.P. Formirovaniye pedagogicheskoy competencii roditeley v razvitii rechevich navikov v semie. Semeinoye chtenie.(Upgrading parents' pedagogical competence in developing child's speech skills in the family). Vospitaniye i obucheniye detey mladchego chcolnogo vozrasta, № 5. М., Mozaika-Sintez, 2016. S. 731-736.

8. Machnach, A.V. Aldacheva, А.А. Componenty I priznaki novoy socionomichescoy professii «Priyemniy roditel». (Components and Features of the New Socionomic Profession "Foster Parent"). Psichologicheskiye problemy sovremennogo rossiyskogo obchestva / otv. red. A.L.Zhuravlev, E.A.Sergienko. M., Institut psychologii RAN, 2012. S. 457-479.

9. Niculina, E.S. Puty povicheniya roditelskoy competencii roditeley osobennych detey. (Ways to Upgrade the Parental Competence of Handicapped Children's Parents). Gumanitarium, № 1. Chebocsary: Izd-vo Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interactiv plus», 2016. S. 34-35

10. Osnovniye statisticheskie dannie po voprosam zachity prav i interesov detey (2009-2014 г.г.) (Basic Statistical Data on the Children's Rights and Interests Protection): http://www.family2children.ru/upload/file/Kriterii.pdf

11. Ovchinnikov, A.N. Competentnostniy podchod v socialnom vospitanii: perspektivy socialnoy reabilitacii detey-sirot (Competence Approach in Social Education: Prospects for Orphans' Social Rehabilitation). Vestnik un-ta Rossiyskoy Akademii Obrazovanya, № 2. M., RAO, 2008. S. 172-176.

12. Oslon, V.N. Zhizneustroystvo detey-sirot: professionalnaya zamechauchaya semya. (Orphaned Children's Lifesupport: a Professional Substitute Family). M., Genezis, 2006. 368 s.

13. Orlova, E.V. Profile competenciy zamechauchego roditelya.(Foster Parent Competence Profile). Obrazovaniye lichnosty, № 1. M., Centr nauchno-practicheskych razrabotok i ecspertiz v oblasty obrazovaniya, 2012. S. 72-75.

14. Raven, D. Competentnost v sovremennom obchestve. (Competence in Modern Society). M., Cogito-centr, 2002. 396 s.

15. Sabelnicova, N.V. Priyemnye deti: osobennosty priviazannosty k vzroslum. (Foster Children: Peculiarities of Attachment to Adults). Barnaul, Izd-vo Altayskaya academia economiki i prava. 2013. 176 s.

16. Savina, L.U. Osobennosty deviacii priyemnich roditeley v gorode Moskve.(Foster Parents Deviation Peculiarities in the City of Moscow). Deviantologiya roditelstva. M., Moscowskiy gosudarstvenniy oblastnoy un-t, 2016. S. 151-161.

17. Savickaya, E.M., Gorkaya, Z.V. Caracteristica urovnia subiectivnogo controlia uspechych priyemnych roditeley. (Characteristics of Successful Foster Parents' Subjective Control Level). Povolzskiy pedagogicheskiy vestnik, № 1 (10). Samara, Izd-vo Samarskiy gosudarstvenniy socialno-pedagogicheskiy un-t, 2016. S. 97-102.

18. Trezinskaya, G.N. Povicheniye competencii roditeley - zalog effectivnosty correkcionnogo processa. (Upgrading Parents' Competences as a Correction Effectiveness Factor). Mir specialnoy pedagogicki i psichologii. Nauchno-practicheskiy almanach. M., ООО «Logomag», 2015. S. 196-201.

19. Xrustalcova, N.A. Formirovaniye pedagogicheskoy competennosty roditeley professionalno-zamechauchey semyi.(Developing Pedagogical Competence in Professional-Replacement Family Parents): diss.... dokt. ped. nauk Saransk, 2009, 489 s.: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-pedagogicheskoi-kompetentnosti-roditelei-professionalno-zameshchayushchei-semi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.