Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕБЁНКА И СЕМЕЙНЫЕ ФУНКЦИИ БУДУЩИХ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ'

МОТИВАЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕБЁНКА И СЕМЕЙНЫЕ ФУНКЦИИ БУДУЩИХ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
284
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНДИДАТ В ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / ВОСПИТАНИЕ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ОЖИДАНИЯ / CANDIDATE FOR FOSTER PARENTS / FAMILY FUNCTIONS / FOSTER CARE / SUBSTITUTE FAMILY / EXPECTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайфуллина Наталья Геннадиевна, Исмаилова Наиля Иркиновна

В статье приведены результаты исследования слушателей «Школы приёмных родителей» в Елабужском институте Казанского федерального университета. Описана степень удовлетворённости семейными функциями и мотивация выбора приёмного ребёнка будущими родителями, принявших решение о взятии его в семью. В результате корреляционного анализа были выявлены значимые взаимосвязи между семейными функциями и мотивами принятия будущего приёмного ребёнка в семью. У кандидатов в приёмные родители наблюдается положительные намерения взятия ребёнка в семью, в котором они видят ресурс для развития и семьи и удовлетворения себя в роли родителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайфуллина Наталья Геннадиевна, Исмаилова Наиля Иркиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD ACCEPTANCE MOTIVATION AND FAMILY FUNCTIONS OF FUTURE FOSTER PARENTS

The article presents the results of a study of students of the "School of foster parents" at the Elabuga Institute of Kazan Federal University. The degree of satisfaction with family functions and the motivation for choosing an adopted child by future parents who have decided to take him into the family are described. The correlation analysis revealed significant relationships between family functions and the motives for adopting a future adopted child into the family. Candidates for foster parents have positive intentions of taking the child to the family, in which they see a resource for development and the family and satisfaction of themselves in the role of the parent.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕБЁНКА И СЕМЕЙНЫЕ ФУНКЦИИ БУДУЩИХ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»

Психология

УДК 37.015.3

старший преподаватель Гайфуллина Наталья Геннадиевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Исмаилова Наиля Иркиновна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

МОТИВАЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕБЁНКА И СЕМЕЙНЫЕ ФУНКЦИИ БУДУЩИХ ПРИЁМНЫХ

РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье приведены результаты исследования слушателей «Школы приёмных родителей» в Елабужском институте Казанского федерального университета. Описана степень удовлетворённости семейными функциями и мотивация выбора приёмного ребёнка будущими родителями, принявших решение о взятии его в семью. В результате корреляционного анализа были выявлены значимые взаимосвязи между семейными функциями и мотивами принятия будущего приёмного ребёнка в семью. У кандидатов в приёмные родители наблюдается положительные намерения взятия ребёнка в семью, в котором они видят ресурс для развития и семьи и удовлетворения себя в роли родителя.

Ключевые слова: кандидат в приёмные родители, функции семьи, воспитание приёмного ребёнка, замещающая семья, ожидания.

Annotation. The article presents the results of a study of students of the "School of foster parents" at the Elabuga Institute of Kazan Federal University. The degree of satisfaction with family functions and the motivation for choosing an adopted child by future parents who have decided to take him into the family are described. The correlation analysis revealed significant relationships between family functions and the motives for adopting a future adopted child into the family. Candidates for foster parents have positive intentions of taking the child to the family, in which they see a resource for development and the family and satisfaction of themselves in the role of the parent.

Keywords: candidate for foster parents, family functions, foster care, substitute family, expectations.

Введение. Роль семьи в развитии и формировании ребёнка несоизмерима значима по сравнению с другими социальными институтами. Социально-психологическая значимость сиротства отражается на дальнейшем психическом развитии ребёнка и влияет на формирование у него социального поведения и деятельности, первого опыта межличностных отношений, основы жизненной позиции. Без этих социально-психологических новообразований ребёнку трудно стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность [3]. Анализ отечественного и мирового опыта со всей очевидностью показывает, что эффективность социализации и гарантии достойного будущего приёмного ребёнка, воспитывающегося в семье, гораздо выше, чем у помещенного в детский дом.

Образ нуклеарной семьи в социально-общественном представлении включает в себя родителей и детей, так как зачастую дети являются индикатором смысла, развития, успешности семьи, удовлетворяя потребности в родительстве. Желание кандидатов стать родителями приёмного ребёнка полимотивировано и возникает при неудовлетворенности каких-либо семейных функций [1], [2].

Семья и её функции являются одними из важных явлений современного общества. Выполняя репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую и другие функции, членам семьи передаётся социально-исторический опыт эмоциональных и деловых взаимоотношений, формируется ролевое поведение, осуществляется потребность в безопасности, привязанности и т.п. [4].

Актуальность исследования взаимосвязи функций семьи и мотивацией взять приёмного ребёнка на воспитание вызвана тем, что в современной психолого-педагогической науке существует ряд проблемных вопросов в работе с приёмными семьями. Зачастую будущие родители оказываются неподготовленными к ответственности за развитие и воспитание ребёнка, реальность расходится с ожиданиями, страдают дети, подвергаются наказаниям или унижениям, возвращаются обратно в интернатные учреждения. Одной из причин такой ситуации является нарушение функций семьи или жизнедеятельности, отвечающей за удовлетворение членами семьи своих потребностей.

Целью исследования стало выявление взаимосвязей мотивов принятия ребёнка в семью с семейными функциями у кандидатов в приёмные родители. Исследование было проведено в Елабужском институте Казанского федерального университета, в котором с 2018 года реализуется программа подготовки кандидатов в замещающие родители в «Школе приёмного родителя». В исследовании приняло участие 30 слушателей школы в феврале-марте 2020 года. Средний возраст респондентов составил 37 лет.

Для выявления мотивов принятия ребенка в семью была использована методика В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина «Мотивация выбора приёмного ребёнка». Данный опросник выявляет следующие мотивы: отсутствие детей в семье; быть не хуже, чем другие; ребёнок как продолжатель традиций; желание вырвать ребенка из государственной системы воспитания; заполнение образовавшейся бреши после потери собственного ребенка; заполнение образовавшейся пустоты после того, как собственные дети выросли; желание помочь хотя бы одному ребенку; надежда на помощь в старости; решение за счет приёмных детей материальных проблем; желание воздействовать на отношения с кем либо из членов семьи; желание исправить собственный неудачный родительский опыт.

Для исследования степени удовлетворённости семейных функций нами была разработана анкета «Функции семьи». Респондентам предлагалось оценить от 0 до 10 степень удовлетворенности каждой семейной функции (0 - низкая удовлетворенность; 10 - высокая удовлетворенность) в настоящий момент и когда они станут приёмными родителями. Оценивались следующие функции семьи: репродуктивная функция; воспитательная функция; обучающая функция; коммуникативная функция; эмоциональная функция; духовно-психотерапевтическая функция; развлекательно-рекреативная функция; сексуально-эротическая функция; хозяйственно-бытовая функция; экономическая функция; статусная функция; функция первичного социального контроля; функция социализации; защитная функция; функция объединения усилий.

Эмпирические данные исследования по результатам теста-опросника «Мотивация выбора приёмного ребёнка» и анкеты «Функции семьи» были обработаны количественным и качественным методами:

ранжирование, среднее значение, коэффициент корреляции Пирсона, анализ и интерпретация результатов исследования. Расчеты были произведены в программе Microsoft Excel, 2010.

Изложение основного материала статьи. Проранжировав мотивы принятия будущего приёмного ребёнка в семью, получили следующие ранги: 1 ранг - мотив «желание вырвать ребенка из государственной системы воспитания»; 2 ранг - «отсутствие детей»; 3 ранг - «ребёнок как продолжатель традиций»; 4 ранг -«желание помочь хотя бы одному ребенку»; 5 ранг - «надежда на помощь в старости»; 6 ранг - «решение за счет приёмных детей материальных проблем»; 7 ранг - «быть не хуже, чем другие»; 8 ранг - «желание воздействовать на отношения с кем либо из членов семьи»; 9,5 ранг - «заполнение образовавшейся пустоты после того, как собственные дети выросли» и «желание исправить собственный неудачный родительский опыт»; 11 ранг - «заполнение образовавшейся бреши после потери собственного ребенка». Наиболее важными мотивами являются те, которые заняли 1, 2, 3 ранги. Кандидаты в приёмные родители испытывают жалость к детям, воспитывающимся в в детских домах, считают, что им не хватает домашнего комфорта, семейной теплоты и заботы, убеждены в том, что даже самый благоприятный коллектив детского дома никогда не заменит ребенку теплоту семейного очага. Также у будущих родителей обострена потребность быть нужным ребёнку, заботиться о нём, даря любовь и нежность. В то же время, будущие родители мечтают о достойном наследнике, способным стать продолжателем его семейных традиций, жизненных принципов и реализовать в жизни то, что не удалось достичь им.

Таким образом, у кандидатов в приёмные родители преобладают морально-нравственные мотивы, связанные с желанием «вкладывать» в будущего ребёнка семейные ценности.

Результаты средних значений по каждой семейной функции были проранжированы по двум шкалам: степень удовлетворённости в настоящий момент и степень удовлетворённости в будущем, когда кандидаты в приёмные родители возьмут на воспитание ребёнка. Ранжирование функций семьи по степени удовлетворённости в настоящее время (min. ранг принимает наибольшую степень удовлетворённости): 1 ранг

- «защитная функция»; 2 ранг - «функция объединения усилий»; 3 ранг - «хозяйственно-бытовая функция»; 4 ранг - «обучающая функция»; 5 ранг - «экономическая функция»; 6 ранг - «функция социализации»; 7 ранг

- «развлекательно-рекреативная функция»; 8,5 ранг - «воспитательная функция» и «духовно-психотерапевтическая функция»; 10 ранг - «функция первичного социального контроля»; 11 ранг -«эмоциональная функция»; 12 ранг - «коммуникативная функция»; 13 ранг - «сексуально-эротическая функция»; 14 ранг - «статусная функция»; 15 ранг - «репродуктивная функция».

По мнению респондентов степень удовлетворённости семейных функций в будущем будет следующая (min. ранг принимает наибольшую степень удовлетворённости): 1 ранг - «хозяйственно-бытовая функция» 2 ранг -«защитная функция»; 3 ранг - функция объединения усилий»; 4 ранг - «развлекательно-рекреативная функция; 5 ранг - «духовно-психотерапевтическая функция»; 6 ранг - «экономическая функция»; 7 ранг -«обучающая функция»; 8 ранг - «воспитательная функция»; 9 ранг - «сексуально-эротическая функция»; 11 ранг - «коммуникативная функция», «эмоциональная функция» и «функция социализации»; 13 ранг -«функция первичного социального контроля»; 14 ранг - «репродуктивная функция»; 15 ранг - «статусная функция».

В настоящее время респонденты испытывают наибольшую степень удовлетворённости в том, что способны защитить себя и членов своей семьи в физическом, экономическом и психологическом планах, так как оценивают свою семью крепкой, сплоченной, материально-обеспеченной. В наименьшей степени удовлетворены возможностью зачать и родить ребёнка, социальным статусом и сексуально-эротическими потребностями.

По представлению слушателей степень удовлетворённости в семейных функциях в будущем значительно не изменится после появления приёмного ребёнка. Удовлетворённость дополнится отдыхом и организацией совместного досуга семьи, духовным взаимообогащением.

Таким образом, взятие приёмного ребёнка в семью, по мнению респондентов, благотворно повлияет на общие семейные ценности, возникнет необходимость уделять друг другу больше внимания, учитывать интересы каждого члена семьи.

Корреляционный анализ между каждым мотивом принятия ребёнка в семью и семейными функциями описываем с двух позиций: 1. связь мотива и удовлетворение семейными функциями в настоящее время, когда ребёнка ещё нет в семье; 2. связь мотива и удовлетворение семейными функциями в будущее время, когда ребёнок уже будет взят в семью.

Были выявлены значимые взаимосвязи между мотивом «отсутствие детей» и удовлетворением функциями семьи в настоящее время: «коммуникативная функция» (r=0,51, p<0,01); «функция первичного социального контроля» (r=0,48, p<0,01); «эмоциональная функция» (r=0,43, p<0,05); «экономическая функция» (r=0,46, p<0,05). Чем больше кандидаты в приёмные родители испытывают потребность в ребёнке в настоящее время, тем больше компенсация в разнообразии внутрисемейных отношений посредством взаимного культурного и духовного обогащения, тем чаще они следят за социальными нормами своих членов семьи, тем больше они эмоционально поддерживают своих родных и близких и обеспечивают им психологическую защиту, а в случае возникновения финансовых трудностей оказывают друг другу материальную поддержку.

Также были выявлены значимые взаимосвязи между мотивом «отсутствие детей» и удовлетворением функциями семьи в будущее время, когда ребёнок уже будет взят в семью: «репродуктивная функция» (r=0,86, p<0,001); «коммуникативная функция» (r=0,75, p<0,001); «эмоциональная функция» (r=0,76, p<0,001); «функция первичного социального контроля» (r=0,64, p<0,001); «функция социализации» (r=0,66, p<0,001); «сексуально-эротическая функция» (r=0,53, p<0,01); «экономическая функция» (r=0,53, p<0,01). Мы наблюдаем усиление семейных функций: коммуникативной, эмоциональной, экономической, функции первичного социального контроля. А также появились новые сильные связи: социализации и сексуально-эротическая. То есть, чем выше кандидат в приёмные родители испытывает потребность в ребёнке, тем выше ожидания в удовлетворении сексуальных потребностей и появится высокая удовлетворённость в воспитании ребёнка.

Мотив «быть не хуже, чем другие» имеет слабую взаимосвязь с «сексуально-эротической функцией» в будущем, когда ребёнок уже будет в семье (r=0,37, p<0,05). Как только появится приёмный ребёнок в семье, то повысятся ожидания родителей в улучшении интимных отношений.

Мотив «продолжатель традиций» взаимосвязан в настоящем с семейными функциями: «эмоциональная функция» (г=0,6, р<0,001); «духовно-психотерапевтическая функция» (г=0,59, р<0,001); «развлекательно-рекреативная функция» (г=0,79, р<0,001); «сексуально-эротическая функция» (г=0,8, р<0,001); «репродуктивная функция» (г=0,49, р<0,01); «воспитательная функция» (г=0,49, р<0,01); «функция социализации» (г=0,55, р<0,01); «защитная функция» (г=0,48, р<0,01); «функция объединения усилий» (г=0,51, р<0,01); «хозяйственно-бытовая функция» (г=0,40, р<0,05); «функция социального контроля» (г=0,38, р<0,05). Чем выше у кандидатов в приёмные родители потребность в том, что ребёнок станет носителем семейных ценностей и сможет реализовать их жизненные принципы, тем самым многие семейные функции приобретают значимость.

В то же время будущие ожидания от удовлетворённости мотивом «продолжатель традиций», когда приёмный ребёнок будет воспитываться в семье, взаимосвязан с семейными функциями: «развлекательно-рекреативная функция» (г=0,65, р<0,001); «воспитательная функция» (г=0,47, р<0,01); «обучающая функция» (г=0,37, р<0,05); «защитная функция» (г=0,44, р<0,05). Воспитание приёмного ребёнка как носителя семейных традиций обеспечит родителям удовлетворение в совместном отдыхе и досуге, родительской любви и ответных чувствах ребёнка, в обучении и развитии будущего ребёнка и обеспечение его защиты.

В настоящее время, мотив «заполнение образовавшейся пустоты, после того, как собственные дети выросли» связан в семейными функциями: «репродуктивная функция» (г=0,56, р<0,01); «воспитательная функция» (г=0,49, р<0,01); «обучающая функция» (г=0,46, р<0,05); «сексуально-эротическая функция» (г=0,4, р<0,05). Чем больше ощущение пустоты в доме из-за отсутствия детей, тем более обостряется желание иметь ребёнка, воспитывать и обучать его, повысить интимную чувствительность в супружеских отношениях.

Мотив «желание помочь хотя бы одному ребёнку» в настоящее время имеет значимую взаимосвязь с «эмоциональной функцией» (г=0,5, р<0,01). Чем выше у кандидата в приёмные родители потребность дать любовь и заботу ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, тем более выше ощущается тепло и взаимопонимание в семье. В ожидании появления ребёнка в семье этот мотив имеет связи: с «эмоциональной функцией» (г=0,49, р<0,01); с «сексуально-эротической функцией» (г=0,54, р<0,01); с «репродуктивной функцией» (г=0,37, р<0,05). То есть высокая потребность в оказании помощи ребёнку повысит удовлетворённость в партнёрских взаимоотношениях и в заботе о физическом и психическом здоровье воспитанника.

Были выявлены значимые взаимосвязи между мотивом «надежда на помощь в старости» и удовлетворением функциями семьи в настоящее время: с «развлекательно-рекреативной функцией» (г=0,69, р<0,001); с «духовно-психотерапевтической функцией» (г=0,51, р<0,01); с «сексуально-эротической функцией» (г=0,б2, р<0,001); с «обучающей функцией» (г=0,41, р<0,05). Чем больше кандидатов в приёмные родители заботит вопрос о благополучии в старости, тем больше испытывают степень удовлетворения в совместной организации досуга, в духовном и платоническом взаимообогащении, желании воспитывать. Также были выявлены значимые взаимосвязи между мотивом «надежда на помощь в старости» и удовлетворением функциями семьи в будущее время, когда ребёнок уже будет взят в семью: «развлекательно-рекреативная функция» (г=0,56, р<0,01); «воспитательная функция» (г=0,39, р<0,05). Будущие приёмные родители считают, что направив усилие на воспитание и благополучие членов семьи удовлетворит в будущем их потребность в заботе о них со стороны детей.

Мотив «решение за счёт приёмных детей материальных проблем» отрицательно взаимосвязан в настоящем с «коммуникативной функцией» (г=-0,39, р<0,05). Мотив решить материальные проблемы за счёт приёмного ребёнка, является показателем нарушения внутрисемейных коммуникативных связей. Также были выявлены значимые отрицательные взаимосвязи между этим же мотивом и удовлетворением функциями семьи в будущее время: с «воспитательная функция» (г=-0,38, р<0,05); «обучающая функция» (г=-0,38, р<0,05); «функция социализации» (г=-0,37, р<0,05). Желание улучшить благосостояние семьи за счёт приёмного ребёнка приведёт ухудшению воспитания, обучения и социализации подрастающего поколения в семье.

В настоящее время, мотив «желание воздействовать на отношения с кем-либо из членов семьи» связан в семейными функциями: «функция первичного социального контроля» (г=0,56, р<0,01); «эмоциональная функция» (г=0,43, р<0,05). Чем выше желание кандидатов в приёмные родителей укрепить собственный брак, тем более развита потребность морально регламентировать поведение членов своей семьи и устанавливать с ними близкий эмоциональный контакт. Данный мотив в будущем, когда приёмный ребёнок уже будет в семье, связан с такими семейными функциями как: «функция первичного социального контроля» (г=0,51, р<0,01); «функция социализации» (г=0,48, р<0,01); «репродуктивная функция» (г=0,52, р<0,01); «воспитательная функция» (г=0,4, р<0,05); «коммуникативная функция» (г=0,45, р<0,05); «эмоциональная функция» (г=0,45, р<0,05); «сексуально-эротическая функция» (г=0,43, р<0,05). То есть, желание стабилизировать супружеские отношения за счёт взятия ребёнка в семью повысит ответственность супругов перед семьей, улучшит общение, внесёт эмоциональную стабильность, повысит удовлетворённость в сексуальных отношениях.

Выводы. Сопоставление значимости мотивов принятия будущего приёмного ребёнка в семью (по результатам ранжирования) и их взаимосвязи с семейными функциями, показало:

1. мотив «желание вырвать ребенка из государственной системы воспитания», занявший ранг 1 не имеет значимых связей с семейными функциями. Считаем, что данный мотив является социально одобряемым, поэтому кандидаты в приёмные родители присвоили ему высший ранг, что подтверждает отсутствие значимых связей с семейными функциями. Возможно, есть желание повысить собственный социальный статус через одобрение со стороны окружающих;

2. мотив «отсутствие детей» занявший ранг 2, имеет значимые связи с семейными функциями. Кандидаты в приёмные родители с появлением ребёнка в семье ожидают повышения эмоционального благополучия в семье, улучшения материального благосостояния, удовлетворения сексуальных потребностей и появления высокой удовлетворённости при воспитании ребёнка;

3. мотив «продолжатель традиций» занял 3 ранг и взаимосвязан с 11 семейными функциями из 15 имеющихся. С появлением приёмного ребёнка будущие приёмные родители ожидают развития семьи, улучшения функционирования семьи в удовлетворении потребности в совместном отдыхе и досуге, родительской любви, в обучении и развитии будущего ребёнка и обеспечение его защиты.

Таким образом, у кандидатов в приёмные родители наблюдается положительные намерения взятия ребёнка в семью. В ребёнке они видят ресурс для развития и семьи и удовлетворения себя в роли родителя.

Литература:

1. Басина Н.И. Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи (анализ понятийного дискурса) / Н.И. Басина // Мир науки. - 2018. - Т. 6. № 6. - С. 6.

2. Галагузова Ю.Н. Семья как психолого-педагогический феномен: основные тенденции развития / Ю.Н. Галагузова, Н.И. Мазурчук // Педагогическое образование в России. - 2019. - С. 81-84.

3. Корж Е.М., Данилова С.С. Социально-психологические особенности семей, принявших решение о взятии ребенка в семью / Е.М. Корж, С.М. Данилова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2019. - С. 54-60.

4. Свиридов А.Н. Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства / А.Н. Свиридов // Научно-методический журнал «Концепт». - 2014. - С. 31-35.

Психология

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Гулевич Татьяна Михайловна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); преподаватель высшей квалификационной категории, заслуженный деятель искусств ПМР Мемей Валентин Иванович

Приднестровский государственный институт искусств имени А.Г. Рубинштейна (г. Тирасполь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ

ИНСТРУМЕНТАХ

Аннотация. Важной искусствоведческой проблемой, решение которой более чем значимо для живой музыкально-педагогической и исполнительской практики, является процесс формирования и развития мастерства музыканта - духовика. Авторы статьи обращают внимание на важнейшие аспекты, связанные с фундаментальными основами процесса обучения игре на духовых инструментах, в частности психологии и психофизиологии деятельности будущего музыканта. Колоссальные возможности психологических аспектов музыкального исполнительства в состоянии придать необходимый импульс развитию методики обучения игре на духовых инструментах.

Ключевые слова: духовые инструменты, психология, педагогика, теория и практика исполнительства, индивидуальные особенности.

Annotation. An important problem of art criticism, the solution of which is more than significant for the live music-pedagogical and performing practice, is the process of formation and development of the skill of the musician - spiritualist. The authors of the article pay attention to the most important aspects related to the fundamental foundations of the process of learning to play wind instruments, in particular, the psychology and psychophysiology of the future musician's activity. The enormous potential of psychological aspects of musical performance can give the necessary impetus to the development of methods of teaching wind instruments.

Keywords: wind instruments, psychology, pedagogy, theory and practice of performance, individual characteristics.

Введение. Эволюция преобразований, происходящих в сфере культуры и искусства, настоятельно диктует необходимость обеспечения высокого качества подготовки будущих специалистов.

Очень важно коренным образом пересмотреть методологические и организационно - практические аспекты обучения игре на духовых инструментах с учетом потребностей социально-культурной сферы, выявив устаревшие и малоэффективные подходы, принципы обучения, исполнительские методы и приемы.

На сегодняшний день стержневым компонентом педагогики исполнительства является создание таких условий, которые будут способствовать самоактуализации и самореализации выпускников - духовиков в новом, для них, социальном и культурном пространстве.

Принимая данную позицию, мы считаем, что педагогам необходимо более интенсивно использовать на уроках всемирно признанные достижения отечественной науки в области психологии, физиологии движений в качестве основы для разработки новой методики обучения игре на духовых инструментах, т.е. вооружить студента методическими навыками, которые помогут ему стать компетентным специалистом.

Независимо от того, на каком уровне обучается студент (начальном, среднем или высшем), на протяжении всей исполнительской деятельности преподавателям необходимо четко придерживаться главных принципов дидактики:

- последовательности и систематичности,

- доступности (учет индивидуальных особенностей обучающихся),

- сознательности, активности и самостоятельности студентов в обучении,

- научности,

- интегративного подхода,

- педагогически целесообразно и четко организовать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки использования этих знаний на практике.

Данный постулат обуславливает насущную необходимость в поиске новых подходов к созданию современной музыкально-образовательной модели, соответствующей международным критериям качества образования.

Весьма примечателен и тот факт, что знание педагогами теории потребностей и мотивации позволит сформировать у студентов - духовиков профессиональные исполнительские и социальные компетенции, осознанное отношение к состоянию своего профессионального мастерства.

Достаточно напомнить, что оптимальные возможности выхода из проблемной ситуации заключаются в пересмотре концептуальных научных основ образовательного процесса и разработке инновационной методики обучения с учетом зон ближайшего и актуального развития студентов, обучающихся исполнительскому мастерству игры на духовых инструментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.