Научная статья на тему 'Приёмная семья для ребёнка и ребёнок для приёмной семьи'

Приёмная семья для ребёнка и ребёнок для приёмной семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
186
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ / ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ / ПОДГОТОВКА КАНДИДАТОВ В ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ПОДБОР ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ ДЛЯ РЕБЁНКА / СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лесина Елена Анатольевна

Подготовка ребёнка воспитанника детского дома к семейным формам устройства. Необходимость обучения потенциальных приёмных родителей. Программа подготовки граждан, выразивших желание принять ребёнка-сироту в семью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foster Family For The Child And The Child For The Foster Family

Preparing the child — the foster child of orphanage to the family settlements. The need to teach the potential foster parents. Training program for those who have expressed a desire to adopt an orphan a family.

Текст научной работы на тему «Приёмная семья для ребёнка и ребёнок для приёмной семьи»

Специалисты, работающие с детьми-сиро-тами, понимают, что ребёнку лучше жить в семье. Именно поэтому приоритетной сегодня признана семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем в последнее время мы часто слышим о таком пагубном явлении, как вторичное сиротство, когда приёмная семья возвращает ребёнка в сиротское учреждение. Во многом такая ситуация обусловлена отсутствием системы сопровождения замещающих семей, в результате чего родители оказываются беспомощными в решении проблем, возникающих у них в процессе воспитания приёмного ребёнка. О том, как может быть организовано сопровождение приёмной семьи на базе детского дома, предлагаемая статья.

• социальное сиротство • семейные формы устройства детей-сирот • приёмная семья • подготовка кандидатов в приёмные родители • подбор приёмной семьи для ребёнка • сопровождение приёмной семьи

Сегодня в центре внимания законодательных и исполнительных органов власти любого уровня находится такое негативное явление, как социальное сиротство. Для того чтобы деятельность, направленная на уменьшение числа детей этой категории была результативной, необходимо проанализировать контингент воспитанников детских домов и установить первопричину их попадания в сиротские учреждения. Кто-то анализирует ситуацию в масштабах страны, мы же возьмём конкретное учреждение. Наполняемость нашего детского дома — 80 человек. Возраст воспитанников от 3 до 18 лет. Кроме того, в нашем учреждении создана группа постинтернатного сопровождения для выпускников в возрасте от 18 до 23 лет.

Приёмная семья для ребёнка и ребёнок для приёмной семьи

Елена Анатольевна Лесина,

заместитель директора по социальной работе санаторного детского дома № 17, Москва

Возраст воспитанников на момент поступления в учреждение

Возраст Дошкольники с 3 до 6 лет Младшая школа с 7 до 10 лет Средняя школа с 11 до 14 лет Старшая школа с 15 до 17 лет

Кол-во воспитанников 12 38 21 9

% 15% 48% 26% 11%

Возраст воспитанников детского дома сегодня

Возраст Дошкольники Младшая школа Средняя школа Старшая школа Постин- тернат

Кол-во воспитанников 6 10 27 30 7

% 7% 12% 34% 38% 9%

Исходя из приведённых данных, мы можем говорить о том, что контингент детей в учреждении взрослеет. Причины попадания в сиротское учреждение разнообразны, но, как и ранее, биологических сирот очень мало, подавляющее большинство воспитанников попадают на государственное обеспечение при живых родителях. Также большой процент составляют дети, которые были возвращены в детский дом. Конечно, можно сказать, что 23% от общего числа не так много, но за этим числом стоят судьбы детей. Каковы же причины определения ребёнка в детский дом?

Причины, по которым дети были определены в детский дом

Причины Смерть родителей Лишение род.прав Ограничение род.прав Возврат Места заключения

Кол-во детей 7 47 5 18 4

% 9 59 6 23 5

Мы видим, что из детей, возвращённых в учреждение,70% — это дети в возрасте 12—16 лет. В переходный период гормональная перестройка в организме становится причиной эмоциональной нестабильности — перепадов настроения, демонстративности поведения, неадекватной реакции на критику и т.д. Именно в этот период наи-

более ярко проявляются негативные стороны личности, что и становится причиной возвращения детей в сиротские учреждения. При этом формулировки замещающих родителей не меняются из года в год: «Невозможно контролировать поведение подростка», «Мы не справились, не нашли общий язык с подростком», «Нам проще вернуть ребёнка, чем бороться с возникшими сложностями».

Исходя из этого, мы провели анализ мотивов замещающих родителей, т.е. какими соображениями они руководствуются, когда берут ребёнка из детского дома (профессиональные семьи при этом не рассматривались). Мотивы оказались в основном такие: невозможность по разным причинам иметь собственных детей, гибель родного ребёнка, а иногда члены семьи увидели сюжет о детях-си-ротах, которых им стало жалко. Конечно, можно понять тех людей, которые берут ребёнка из детского дома, потому что их собственный ребёнок трагически погиб. Но наша задача — сделать так, чтобы они осознали: ребёнок, принятый в семью, не будет копией их погибшего ребёнка. Поэтому мечты, которые они связывают с этим шагом, скорее всего не сбудутся. Ведь ребёнок, которого они берут на воспитание, абсолютно другой, и путь у него свой, и интересы, и задатки. И принимать ребёнка с психологическими проблемами, а также с проблемами здоровья в семью надо не для себя, а для него.

Є~

Состояние здоровья воспитанников детского дома

Кол-во 1-я группа здоровья 2-я группа здоровья 3-я группа здоровья Инвалиды 4-5 гр.

80 0 54 14 2

-е-

Кроме того, нельзя забывать о том, что наследственность воспитанников сиротских учреждений оставляет желать лучшего. И существует вероятность, что негативные задатки рано или поздно дадут о себе знать. При этом важно не бороться с ребёнком, пытаясь привести его в соответствие с созданным в мечтах образом, а помочь ему. Ведь очень часто подросток сам плохо осознаёт, что с ним происходит, и пугается своего состояния ещё больше, чем окружающие. А испуг в свою очередь провоцирует ещё более острую реакцию, которая взрослыми воспринимается как неадекватная. Из всего этого следует очевидный вывод: необходима серьёзная работа по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители. Кроме того, важно понимать, что не все воспитанника детского дома могут быть переданы на семейные формы воспитания.

Работа по помещению детей на семейные формы устройства воспитания — важная составляющая деятельности учреждения для де-тей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей. В этой ра-

боте важно прежде всего определиться с формами семейного воспитания.

Усыновление (удочерение) — в этом случае ребёнок становится членом семьи (на правах родного ребёнка), со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

Опека (дети в возрасте до14 лет) и попечительство (дети в возрасте от14 до 18 лет) — в этом случае опекун или попечитель берёт на себя обязанности по воспитанию, развитию и образованию ребёнка, а также заботится о его здоровье и имуществе. На содержание подопечного ежемесячно начисляются денежные средства исходя из установленного в регионе норматива.

Приёмная семья (профессиональная семья) и патронатное воспитание. Законные представители ребёнка — приёмные родители, па-тронатные воспитатели обязаны ребёнка воспитывать, заботиться о его здоровье, развитии, создавать условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни. Они получают заработную плату, им начисляется трудовой стаж. На содержание каждого ребёнка (питание, одежда, обувь и другие нужды)они также получают денежные средства.

Форму семейного воспитания как для граждан, выразивших желание принять ребёнка (детей) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и для самих детей (учитывая их статус, психологические особенности), следует подбирать индивидуально.

Для подготовки граждан, выразивших желание взять воспитанника сиротского учреждения в семью, разработана примерная про-грамма.Но иногда потенциальные приёмные родители отказываются проходить обучение по такой программе со словами: «Своих-то детей воспитывать не учат». При этом у них отсутствует чёткое понимание разницы между своими и приёмными детьми. Отпугивает обратившихся к нам граждан и количество часов, предусмотренных курсом обучения (36 часов — семинары и тренинги, 28 часов — индивидуальная работа и консультации, 16 часов — лекции). Благо в рамках учреждения мы можем вносить изменения в программу, индивидуально подходя к кандидатам, корректируя её под определённых людей.

Иногда в процессе подготовки потенциальные родители приходят к выводу о том, что они психологически не готовы взять ребёнка в семью. И это не так плохо, как может показаться на первый взгляд, ведь всегда лучше предотвратить ошибку, чем потом её исправлять. Нельзя забывать, что возврат ребёнка — травма не только для него, но и для приёмных родителей. В таком случае психологам необходимо помочь самой семье решить существующие проблемы и, возможно, отказаться от мысли взять ребёнка на воспитание.

Подготовка потенциальных родителей не должна ограничиваться рамками обучаемой программы. Речь идёт, конечно, не об увеличении количества занятий, так как путь к ребёнку нельзя измерить существующими нормативами. На занятиях кандидаты рассматривают общие проблемы, а принять в семью нужно конкретного ребёнка. Это то, что называется работой со случаем, ведь принимают замещающие родители не абстрактного человека, разобранного по проблемам в учебнике по психологии, а ребёнка с конкретными проблемами.

Когда родители, наблюдая за развитием своего родного ребёнка, сталкиваются с негативными проявлениями, они могут понять причины этих проявлений. Они до мелочей знают ситуацию развития ребёнка, помнят и себя в его возрасте. Когда же приёмные родители берут ребёнка из детского дома, они зачастую могут лишь прочитать медицинскую карту, причём не всегда полную (информацию иногда начинают собирать, когда ребёнок попадает в сиротское учреждение), проконсультироваться с педагогами и психологами. Однако сотрудники учреждения не всегда имеют возможность наблюдать за ребёнком при выполнении им различных социальных ролей. В детском доме главная роль ребёнка — роль воспитанника. Но наши дети обладают уникальными способностями к психодиагностике, на основе которой складывается их подход к различным лю-дям.Добиваясь намеченной цели, часто манипулируя окружающими, они демонстрируют очень разное поведение. Порой создаётся впечатление, что это разные дети. Кроме того, нельзя исключать и подражание. Ребёнок подражает поведению большинства или кому-то, выделенному из общего числа. Но опять же это не индивидуальное поведение, а общая программа, которая выгодна на данный момент и которая потом кардинально может измениться, так как будет не на кого равняться.

В идеале работа по помещению ребёнка в семью должна строиться по определённому алгоритму:

1. Подготовка потенциальных родителей — вводный курс, который даёт общие знания о проблеме (физиологические и психологические особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возможные проблемы и пути их решения; законодательная база).

Параллельно идёт подготовка детей к безболезненному принятию новой семьи. Количество часов варьируется исходя из анализа конкретного случая, как для ребёнка, так и для приёмного родителя.

2. Знакомство с ребёнком. Общение (идеально) в группе, когда приёмные родители общаются с ребёнком на территории учреждения. Хорошо, если кандидаты общаются со всеми детьми, не выделяя своего, и участвуют в волонтёрской работе. Ведь если после продолжительного общения с ребёнком потенциальные родители не забира-

ют его в семью, что происходит довольно часто, он воспринимает это как кровную обиду. Восстановить утраченное ребёнком доверие к взрослым потом бывает сложно. И другие воспитанники не остаются в стороне: «Тебя не взяли, потому что ты плохой». Такая ситуация губительна и для конкретного ребёнка, и для остальных детей, так как у них тоже появляется страх попасть в категорию отвергнутых. Общие выезды, праздники могут помочь этого избежать, ведь в таких условиях просто общаются дети и взрослые, они друг за другом наблюдают, выбирая по интересам, по духу, а не по цвету волос и другим биометрическим показателям из банка данных. Если этот период, а он не короткий, удачно прожит и с выбором (взаимным) определились, то наступает следующий этап.

3. Более близкое знакомство с ребёнком (кратковременное пребывание ребёнка у приёмных родителей, например, в выходные дни, когда во время индивидуального общения ребёнок открывается совсем с другой стороны).

В учреждении параллельно идут консультации по поводу уже конкретного ребёнка: его особенностей, проблем. Разрабатывается программа по данному случаю — перспективы развития маленького человека. Ведётся работа и с самим ребёнком, направленная на выявление особенностей его взаимоотношений с приёмными родителями и биологическими родственниками. А ведь у большинства детей, кроме лишённых родительских прав мамы с папой, ещё имеются бабушки и дедушки, дяди и тети, которые по тем или иным причинам детей не забирают, но общаются с ними, поддерживают хорошие отношения, входят в круг ближайшего окружения ребёнка. Следовательно, необходимо установить многосторонний контакт, дабы не причинить детям психологической травмы разрывом с важными для него людьми.

Это очень сложный этап — привыкание к новым, но уже важным для него людям и налаживание отношений между приёмными родителями и биологической семьёй.

4. Следующий этап помещение ребёнка в семью на долгосрочный период (на каникулы). Именно после этого принимается окончательное решение с обязательным учётом мнения ребёнка, невзирая на возраст.

При подготовке помещения детей в семьи возникает ещё одна проблема — проблема сиблингов, ведь в учреждении обычно находятся несколько человек из семьи, братья и сёстры разного возраста. Под опеку чаще всего предпочитают брать одного ребёнка. Но разделять детей — членов одной семьи — можно не всегда. А если берут двоих детей из одной семьи, то они часто создают коалицию (один ведущий, другой ведомый), и противостоят приёмным родителям, провоцируя конфликты. Очень часто возвращают двоих детей из-за одного (брата или сестры), поведение которого приёмных родителей не устраивает.

Наиболее востребованный приёмными родителями возраст — от 0 до 7 лет, реже — ученики начальной школы, т.е. до 10 лет. А как же остальные дети? Ведь процент детей среднего и старшего возраста в учреждении довольно велик. И эти дети имеют свой, часто предвзятый взгляд на приёмную семью.С ними на первый план выходит волонтёрская работа. Взрослые, состоявшиеся (даже ещё не совсем состоявшиеся) люди — наставники, друзья. Как бы их ни называли — люди, которые просто в свободное время готовы приезжать, общаться, помогать (не деньгами, советом). При этом возникают крепкие взаимосвязи, дополнительные социальные контакты. Пусть дети не уйдут в семью по собственному желанию или не найдутся взрослые, готовые взять нескольких человек, но сложится круг общения, появятся новые интересы, перспективы.

Отдельно хочется сказать о профессиональных (приёмных, патро-натных) семьях. К ним можно относиться по-разному, некоторые говорят, что неудобно зарабатывать на сиротах, с другой стороны, профессионалы лучше знают особенности нашего контингента детей, более подготовлены к решению их проблем, да и попадают к ним те дети, от которых уже все отказались. Но если даже один ребёнок станет родным в профессиональной семье — это уже очень хорошо.

Официально с начала 2012 года в учреждении, кроме услуги по подготовке граждан, выразивших желание взять воспитанника(ов) на различные формы семейного воспитания, введена услуга по сопровождению семей, взявших (ребёнка) детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание. Надеемся, что нововведение поможет полноценно подготовить граждан к приёму в семью ребёнка: ознакомить с развитием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их психологическими особенностями, юридическими тонкостями принятия детей в семью. Но не менее важно, на наш взгляд, морально подготовить будущих родителей к возможным трудностям, ведь предупреждён — значит вооружён. Кроме того, учреждение берёт на себя функции сопровождения семьи, когда ребёнок уже в ней проживает. Надеемся, что это поможет предупредить, разрешить возможные конфликты, и тем самым снизить риск возврата детей в учреждение.

Возвращаясь к заголовку, хочется сказать: механизм помещения в семью сирот устроен так, чтобы подбирать ребёнка для семьи, под требования и пожелания потенциальных родителей. Наша же работа заключается в том, чтобы подобрать нашим детям приёмных родителей, которые станут им родными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.