Научная статья на тему 'Детский дом: деятельность по развитию семейных форм устройства воспитанников'

Детский дом: деятельность по развитию семейных форм устройства воспитанников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА СИРОТСТВА В РОССИИ / ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ / НОВЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО ДОМА ПОМОЩЬ ВОСПИТАННИКАМ В ОБРЕТЕНИИ СЕМЬИ / ЗАДАЧИ / ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СОДЕЙСТВИЯ УСТРОЙСТВУ ВОСПИТАННИКОВ В СЕМЬЮ / ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДОРОГА К ДОМУ" / ПОДГОТОВКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / НА БАЗЕ ДЕТСКОГО ДОМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Елена Анатольевна, Печникова Марина Анатольевна, Новикова Кристина Геннадьевна, Огурцов Ростислав Вячеславович, Логинова Наталья Ивановна

В г. Череповец на базе детского дома № 9 создан Городской центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он стал органом, объединяющим и координирующим деятельность организаций, служб и ведомств города Череповца по вопросам содейств ия благополучному семейному устройству детей, лишённых родительского попечения и восстановления кровных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Елена Анатольевна, Печникова Марина Анатольевна, Новикова Кристина Геннадьевна, Огурцов Ростислав Вячеславович, Логинова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orphanage: activities to promote family forms of living arrangement of students

The children's home activities «Our children» to help the orphanages to get the family unit, training and support of such a replacement family. Tasks, functions, content of long term program «Way to family» Preparation and support replacement family. The activities of the City Center development of family forms of living arrangement for orphans and children left without parental care on the basis of the orphanage.

Текст научной работы на тему «Детский дом: деятельность по развитию семейных форм устройства воспитанников»



Детский дом: деятельность по развитию семейных форм устройства воспитанников

Елена Анатольевна Смирнова,

заместитель директора детского дома № 9 г. Череповца, руководитель Городского центра развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей

Марина Анатольевна Печникова,

директор детского дома № 9,

Кристина Геннадьевна Новикова,

методист по информационным технологиям Городского центра,

Ростислав Вячеславович Огурцов,

воспитатель, специалист по социальной работе Городского центра,

Наталья Ивановна Логинова,

воспитатель, специалист по социальной работе Городского центра.

Елизавета Леонидовна Глибина,

педагог-психолог Городского центра

В г. Череповец на базе детского дома № 9 создан Городской центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он стал органом, объединяющим и координирующим деятельность организаций, служб и ведомств города Череповца по вопросам содействия благополучному семейному устройству детей, лишённых родительского попечения и восстановления кровных семей.

• проблема сиротства в России • дети-сироты и дети, оставшиееся без попечения родителей • семейные формы устройства детей-сирот • новые функции детского дома — помощь воспитанникам в обретении семьи • задачи, функции и содержание деятельности службы содействия устройству воспитанников в семью • долгосрочная целевая программа «Дорога к дому» • подготовка и сопровождение приёмных семей

• деятельность Городского центра развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе детского дома

Проблемы, которые сегодня переживает наше общество (социально-экономическая нестабильность, усиление безработицы, размытость духовно-нравственных ценностей и др.), негативно сказываются на жизни людей. Одной из острейших и трудно решаемых проблем в России остаётся проблема сиротства. Несмотря на статистическое уменьшение численности детей, оставшихся без попечения родителей, семьи продолжают распадаться, дети остаются сиротами и попадают в детские дома.

В Вологодской области и в городе Череповец проблемы сиротства стоят не менее остро, чем в целом по России. В настоящее время в области — 6200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 4295 детей воспитываются в замещающих семьях, 1905 — в учреждениях (данные на 1 июня 2010 г.).

О

Ещё два года назад главной целью деятельности нашего детского дома было создание условий для социализации воспитанников. Для достижения этой цели развивалась материально-техническая база, внедрялись современные методики и программы, развивалось социальное партнёрство, открывались новые кружки, спортивные секции и т.п. Мы полагали, что тем самым можем осчастливить обездоленных детей. Но на очередном этапе развития мы поняли, что этого недостаточно и необходимо задействовать кадровый потенциал детского дома для того, чтобы помочь нашим воспитанникам найти семью, даже если это будет приёмная семья.

Опыт работы детского дома по содействию семейному устройству воспитанников

Для решения этой проблемы по инициативе Департамента образования Вологодской области в 2008 году в детском доме была создана новая структура — служба содействия устройству воспитанников в семью, подготовки и сопровождения замещающей семьи «Наши дети». Содействие семейному устройству воспитанников стало приоритетным направлением работы детского дома.

Идея создания в детском доме такой службы нашла понимание и поддержку у руководства мэрии и Управления образования города Череповца.

Для работы в службе подобрана команда специалистов-единомышленников, заинтересованных, любящих свою работу, способных проявлять индивидуальный подход, гибкость и уважение к людям. Специалист службы должен быть компетентен в каждом из направлений деятельности. Очень сложно, а порой и нецелесообразно делить должностные обязанности специалистов. В этой работе важен командный принцип, все должны быть взаимозаменяемы. Таким образом, мы можем говорить о становлении новой специальности, интегрирующей знания из социальной педагогики, психологии, социального менеджмента и т.д. Важно отметить также, что для реализации данного направления работы организовано активное взаимодействие всех служб, почти всех педагогов и специалистов детского дома.

Внедрение в детском доме нового направления по устройству детей в семьи сопряжено с большими трудностями. Прежде всего, это связано со становлением службы, деятельность которой определяется новыми для традиционного учреждения задачами, функциями, содержанием.

На этапе становления перед нами стояли две важнейшие задачи. Первая — разработка содержания и организационной структуры деятельности. Вторая — содействие тому, чтобы сотрудники детского дома осознали, что воспитание в государственном учреждении не может удовлетворить потребности ребёнка в родительском тепле и заботе.

С июля 2009 года детский дом стал соисполнителем областной долгосрочной целевой программы «Дорога к дому» на 2009 — 2012 гг., реализуемой при поддержке Правительства Вологодской области, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации. Благодаря поддержке фонда мы приобрели необходимое оборудование для информационной деятельности службы, смогли ознакомиться с опытом регионов по развитию семейных форм; пройти обучение на семинарах, конференциях различных уровней, встретиться со специалистами подобных служб Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Краснодара, Казани и других городов.

Важно отметить, что в нашем детском доме (как и в других) есть дети, которые по объективным причинам не могут быть переданы на воспитание в семьи: это воспитанники подросткового возраста, дети-инвалиды, дети старше 10 лет, не желающие жить в семье, которым комфортно в коллективе учреждения. Для проживания и воспитания этих детей в детском доме созданы условия, максимально приближенные к семейным: дети-родственники проживают в одной группе; группы укомплектованы по разновозрастному принципу (когда старшие учатся заботиться о младших, у них формируется ответственность); открытость учреждения, позволяющая обеспечить образовательную, познавательную активность детей вне стен детского дома вместе с семейными детьми; реализуется образовательная программа, направленная на формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни, гражданско-правовых знаний и умений, на подготовку к семейной жизни и к профессиональному самоопределению.

Сегодня мы уже можем говорить о достигнутых результатах. С момента открытия службы (за два года) 25 воспитанников нашли свои семьи, свой дом, трое из них вернулись к своим кровным родителям, двоих усыновили, четверо подростков переданы под опеку родственников, остальные воспитываются в приёмных семьях.

В основном, мы видим благоприятную динамику адаптации детей в семьях, оказываем им помощь и поддержку по различным вопросам и возникающим проблемам. Наши дети довольно быстро привыкают и начинают воспринимать себя членами семьи, большинство из них называют родителей мамами и папами, хотя с папами тёплые отношения не у всех складываются сразу (это объясняется тем, что воспитанники детского дома не имели опыта общения с мужчинами, а также занятостью пап на работе). Почти у всех есть уже свои домашние обязанности: кто-то кормит и гуляет с собакой, моет посуду, помогает отцу в ремонте машины, а маме в ведении домашнего хозяйства.

Можно говорить и об улучшении здоровья детей: буквально в первые недели в семье у ребёнка проходит энурез, он реже болеет простудными заболеваниями, наблюдается резкий скачок веса и роста.

Дети стали лучше учиться, у них появились новые друзья, складываются хорошие отношения в коллективе сверстников и с воспитателями. Мы рады слышать добрые слова в адрес наших детей от педагогов школ и детских садов, которые они сейчас посещают.

У многих расширяются возможности в выборе занятий по интересам, приёмные родители не жалеют времени и сил, чтобы ребёнок мог реализовать свои интересы.

Сотрудники службы — психологи, воспитатели, социальные педагоги, понимая, что проблемы возникают время от времени в каждой семье, а тем более в приёмной, всегда готовы поддержать детей и родителей: выслушать, дать совет, ответить на волнующие вопросы. Мы считаем, что у нас ещё недостаточно опыта, чтобы предусмотреть все нюансы, предположить возмож-

ные трудности, выявить «подводные камни» в буду- отрудники служ ы

щей замещающей семье. Поэтому с рождением каж- психологи, воспитате-

дой новой семьи мы что-то меняем, дополняем ли, социальные педаго-

и корректируем в своей деятельности. ги, понимая, что про-

Нам не всегда удаётся реализовать в полном объёме блемы возникают время

программу сближения, изучить особенности семьи, от времени в каждой

отношения всех её членов и окружения к приёму ре- семье, а тем более

бёнка, что затрудняет процесс сопровождения семьи. в приёмной, всегда го-

Это касается случаев, когда семья приезжает из сель- товы поддержать де-

_ф_ ской местности или из другого города тей и родителей: вы- -ф-

Конечно, не у всех всё проходит гладко. В процессе слушать, дать совет, адаптации могут возникнуть и сложности, главное, во- ответить на волную-время это увидеть и помочь семье преодолеть их. В на- щие вопросы шей практике был случай, когда у приёмного ребёнка произошёл конфликт с кровным сыном, и приёмная мама во всём обвиняла приёмную девочку. Благодаря тому, что семьи находятся на сопровождении, конкретно об этой ситуации мы узнали уже через час. Психологи службы провели ряд бесед и выявили недостаточную подготовленность мамы: она не до конца осознавала мотивы принятия ребёнка, не знала особенностей ребёнка с нарушением привязанности, неадекватно воспринимала проблемы ребёнка, у неё были завышенные ожидания в отношении девочки. С нашей точки зрения, одной из причин сложившейся ситуации было то, что семья не проходила предварительную подготовку, так как проживает в сельской местности, где нет школы приёмных родителей. Специалистам службы пришлось временно изъять ребёнка из семьи, провести терапевтическую работу с мамой, кровным и приёмным ребёнком. Совместными усилиями психолога, педагогов детского сада, специалистов отдела опеки и попечительства ситуация на данный момент нормализовалась, отношения девочки с членами семьи (особенно с мамой) стали более близкими, они стали больше понимать и принимать друг друга. Мы продолжаем поддерживать всех членов семьи, даём конкретные советы, и нас радует, что приёмная мама принимает нашу помощь.

Этот случай многому нас научил. Теперь мы более ревностно относимся к этапу подготовки кандидатов в приёмные родители, проводим краткосрочные курсы (если нет возможности длительного проживания семей в городе) и обязательно сначала временно передаём ребёнка в семью. Это позволяет предусмотреть возможные проблемы и вовремя их разрешить.

Открытие Городского центра развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе детского дома

Вопросами социального сиротства и семейного устройства детей в нашем городе занимаются различные организации и ведомства, но их деятельность разрозненна и каждая выполняет свои задачи. Нет единого подхода, единой формы оценки потенциальной замещающей семьи; отсутствует системная работа по сопровождению созданных семей, по оказанию им помощи и поддержки в трудных ситуациях.

Современная система профилактики социального сиротства и содействия семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может эффективно функционировать лишь при чёткой координации взаимодействия всех составляющих её элементов. Успех процесса взаимодействия в значительной мере обусловлен тем, в какой мере удаётся определить и чётко дифференцировать функции, сферы влияния и степень ответственности различных органов и учреждений в решении общих задач.

,,--Таким координирующим органом и должен стать Го-

Современная система

родской центр развития семейных форм жизнеуст-

профилактики социаль- ройства детей-сирот и детей, оставшихся без попече-

ного сиротства и со- ния родителей «Наши дети», открытый на базе

действия семейному ус- детского дома № 9.

троиству детеи-сирот Необходимость открытия Городского центра разви-

и детей, оставшихся тия семейных форм жизнеустройства детей-сирот

без попечения родите- и детей, оставшихся без попечения родителей, обус-

лей, может эффектив- ловлена следующими причинами:

но функционировать 1. Ведомственная ограниченность и межведомствен-

лишь при чёткой коор- ная разобщённость специалистов учреждений и ор-

динации взаимодейст- ганизаций различной принадлежности, работающих

вия всех составляющих с детьми-сиротами, кандидатами в замещающие ро-

её элементов. дители и замещающими семьями.

2. Отсутствие единых организационно-методических системных подходов в реализации взаимодействия как в деятельности самих учреждений, так и в подготовке кадров по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Возможность возникновения конфликтных ситуаций и случаев возврата детей в государственные учреждения вследствие отсутствия системы комплексного сопровождения замещающих семей.

Открытие Городского центра «Наши дети» на базе детского дома № 9 обеспечивается наличием в нашем учреждении ресурсной базы, квалифицированных специалистов, имеющих большой опыт работы с детьми-сиротами, их родственниками, замещающими родителями. Кроме того, в учреждении разработана методическая база по семейному устройству воспитанников, а материально-техническая база позволяет обеспечить потребности центра.

Цель деятельности городского центра «Наши дети»: содействие благополучному семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи

1. Управленческая:

• обеспечить межведомственное взаимодействие организаций и учреждений г.Череповца по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• организовать деятельность информационно-методической службы, службы подготовки и сопровождения семьи и ребёнка.

2. Информационно-методическая:

• привлечь внимание населения к проблеме социального сиротства; к проблеме семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• организовать обучение специалистов учреждений для детей, нуждающихся в государственной поддержке по вопросам семейного устройства воспитанников;

• создать банк данных потенциальных замещающих родителей и воспитанников государственных учреждений, являющихся кандидатами для семейного устройства.

3. Подготовки и сопровождения:

• организовать подготовку воспитанников государственных учреждений к семейной жизни (к помещению в замещающую семью; к возврату в кровную семью; к созданию выпускниками собственной семьи);

• организовать обучение и подготовку потенциальных замещающих родителей к принятию в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей; реабилитационную работу с кровными семьями по восстановлению родительских прав и возврату ребёнка в семью;

• организовать обучение и подготовку граждан, временно принимающих детей в семьи на выходные, праздничные дни и каникулы;

• обеспечить комплексное сопровождение восстановленных кровных семей, замещающих семей и выпускников детских домов, создавших собственные семьи.

Целевая группа:

• воспитанники детских домов, специализированного дома ребёнка, реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росток» г.Череповца, которые могут быть устроены в семьи граждан или возвращены в кровную семью;

• граждане, желающие принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

• приёмные родители, опекуны, попечители, испытывающие трудности во взаимоотношениях с приёмными детьми, или желающие вернуть их в государственные учреждения;

• кровные родители воспитанников, к которым они могли бы вернуться; родственники воспитанников, которые могли бы принять ребёнка в семью;

• граждане, временно принимающие детей в семьи на выходные и праздничные дни, каникулы;

• выпускники детских домов, создавшие собственные семьи.

Одним из важных направлений деятельности центра является информационное. —

Единая информационная кампания охватывает несколько целевых категорий граждан:

• Информирование и привлечение граждан, морально уже готовых взять ребёнка, но которым не хватает конкретной информации о том, куда можно обратиться за подобной помощью. Необходимо не только сообщить о том, куда идти, но и убедить будущих родителей потратить силы и время для собственной подготовки.

• Поиск и привлечение потенциальных принимающих родителей, которые, получив информацию или информационный повод, могут задуматься о принятии ребёнка в семью. Необходимо, чтобы они осознали, что заинтересованы в приобретении дополнительных конкретных знаний по этой теме, ознакомились с формами устройства детей в семьи.

• Информирование, нацеленное на изменение отношения общества (по крайней мере, местного сообщества) к принимающим родителям, усыновлённым и подопечным детям, а также к детям, находящимся в сиротских учреждениях.

В настоящее время в обществе нередко проявляется негативное отношение к детям-сиротам, приёмным семьям, недостаточно информации о положительном опыте замещающих семей, о проблеме социального сиротства, формах семейного устройства, органах

и службах, содействующих решению данной проблемы. Многие просто не знают, куда обратиться, какие требования предъявляются к кандидату в приёмные родители, какие необходимо собрать документы для принятия ребёнка в семью и т.д. Поэтому для информирования населения Вологодской области мы активно сотрудничаем со СМИ, приглашаем журналистов на различные мероприятия, даём интервью. В течение года были показаны телерепортажи и опубликованы статьи в городских газетах о деятельности службы, о жизни приёмных семей. Организовано сотрудничество с телекомпанией «Провинция». Видеосюжеты о воспитанниках детского дома постоянно демонстрируются на этом телеканале в рамках проекта «Хочу домой», реализуемого городской программой «Дорога к дому»: партнёрство во имя детей для совершенствования системы профилактики социальной беспомощности, кризиса семьи, безнадзорности и социального сиротства». Мы также распространяем буклеты с информацией о центре, возможных формах семейного устройства; на предприятиях и в учреждениях города и области проводим презентации опыта работы по семейному устройству воспитанников. Специалистами издательского центра детского дома созданы фильмы о жизни детей в детском доме, об их чувствах, мечтах найти семью, обрести родных. На городских рекламных экранах, установленных на улицах в разных районах города, транслируются информационные ролики. Для «заочного» знакомства потенциальных приёмных родителей с детьми созданы портфолио воспитанников, фото- и видеоматериалы.

В рамках методического направления нами разработаны программы: «Подготовка воспитанников к устройству в замещающую семью», «Школа приёмных родителей», «Клуб приёмных семей», «Подготовка граждан для временного приёма воспитанников»; мониторинговая программа адаптации ребёнка в семье; проект деятельности по сопровождению замещающей семьи; буклеты и брошюры методических рекомендаций для замещающих родителей.

Специалисты систематически участвуют в конкурсах, семинарах, конференциях различных уровней; в грантовых конкурсах; сами проводят сборы-семинары для замещающих родителей, обучающие и практические семинары, мастер-классы, тренинги для педагогов образовательных учреждений.

С октября 2010 года на базе центра проводятся тематические консультации и спецкурс по повышению психолого-педагогической компетентности в вопросах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для педагогов образовательных учреждений города (детских домов, детских садов и школ, которые посещают воспитанники из детских домов и из замещающих семей) по теме: «Реинтеграция воспитанников детского дома в кровные и устройство в замещающие семьи».

Самый важный критерий успешности нашей работы — оптимальный подбор семьи для воспитанника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Миссия замещающей семьи заключается в том, чтобы дать ребёнку модель близких отношений, существенно отличающуюся от тех моделей, которые он наблюдал раньше. Именно в связи с этим возрастает значение социальной, психологической и педагогической подготовки. Неподготовленность ребёнка, недостаток необходимых знаний у родителей и отсутствие доступной поддержки семьи в кризисных ситуациях часто являются причинами возврата детей в детские дома. Иногда семья выбирает ребёнка по внешним признакам и первым впечатлениям, не зная его индивидуальных особенностей. Следствием этого, как правило, становится несоответствие ребёнка ожиданиям родителей, в результате чего возникают проблемы медицинского, юридического характера, непонимание, конфликты, которые в лучшем случае заканчиваются возвратом ребёнка в детский дом.

Понимая всю важность и ответственность за благополучие семейного устройства детей, мы организуем деятельность по трём основным взаимосвязанным направлениям: подготовка воспитанников, подготовка кандидатов в замещающие родители и оказание поддержки созданным замещающим семьям.

Подготовка потенциальных приёмных родителей реализуется посредством:

• индивидуального консультирования;

• обучения в Школе приёмных родителей, включающего изучение мотивации потенциальных замещающих родителей; проработку собственных ожиданий проблем и переживаний замещающих родителей; информирование кандидатов в замещающие родители об основных психологических особенностях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; знакомство с проблемами в социальной, педагогической и медицинской сферах, с которыми они могут столкнуться, и с возможными путями их решения; информирование о реальных рисках, встречающихся в процессе воспитания ребёнка-сироты (психологических, социальных, медицинских);

• социально-психологической диагностики семьи — изучение особенностей характера, темперамента, взаимоотношений в семье, стиля воспитания детей и мотивов приёма ребёнка;

• «заочного» знакомства с детьми — просмотр фото-, видеоматериалов и портфолио воспитанников;

• совместной деятельности кандидатов в приёмные родители с воспитанниками детского дома, в ходе которой кандидаты могут сами увидеть особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их проблемы, научиться взаимодействовать с ними, совершенствовать навыки игровой совместной деятельности с ре-

бёнком, повысить уровень родительской компетентности, принять адекватное решение о возможности принятия ребёнка в семью.

По результатам собеседования, обучения и диагностики делаем заключение о том, какими ресурсами обладает семья (даётся оценка личных качеств приёмных родителей и других членов семьи, мотивов приёма ребёнка, способностей к выполнению обязанностей по воспитанию ребёнка), определяем возможные зоны риска и готовность потенциальной семьи к сотрудничеству и совместному решению возможных проблем.

После оформления пакета документов и получения кандидатами в приёмные родители направления на посещение ребёнка реализуется индивидуальная «программа сближения», которая включает:

• личное знакомство семьи с ребёнком при сопровождении специалистов (важно отметить, что первая встреча с ребёнком проходит в обстановке, когда воспитанник ещё не посвящён в ситуацию. Это важное условие соблюдается для того, чтобы ни одна из заинтересованных сторон не страдала в случае отказа от дальнейшего знакомства);

• консультирование со специалистами детского дома по особенностям воспитанника;

• организацию встреч с родственниками ребёнка;

• совместные прогулки, встречи, игры; —

• временное помещение ребёнка в семью на каникулы, выходные дни.

Проведение данных мероприятий даёт возможность детям ближе познакомиться с семьёй, получить положительный опыт общения в семье. Кандидаты в замещающие родители получают возможность ближе узнать ребёнка, определиться в принятии окончательного решения. Здесь важно иметь в виду, что, во-первых, ребёнок изначально настраивается на то, что он просто идёт в гости. На данном этапе с воспитанником не ведутся разговоры об устройстве его в семью. Во-вторых, даже кратковременный опыт общения ребёнка с семьёй полезен для него. В-третьих, такой опыт позволяет сделать более правильный выбор в интересах ребёнка и сократить число неудачных случаев устройства детей в семью.

Подготовка детей к устройству в семью осуществляется по таким направлениям:

• диагностика (медицинская, социальная, психологическая, педагогическая);

• разработка и создание банка данных о воспитанниках детского дома, которые могут быть устроены в семью, возможных формах их семейного устройства;

• разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения (по результатам комплексной диагностики) ребёнка;

• групповые занятия, направленные на формирование представлений о жизни в семье, семейных отношениях, семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи и т.п.;

• занятия по формированию нравственных, коммуникативных, трудовых, санитарно-гигиенических навыков воспитанников;

• организация контролируемого общения, совместной деятельности воспитанников с потенциальными приёмными родителями;

• «заочное» знакомство ребёнка с семьёй, желающей взять его на воспитание, сопровождение в период личного знакомства и установления контакта с потенциальными родителями, со всеми членами семьи, семейным укладом и традициями;

• занятия с психологом, направленные на снятие тревоги, опасения перед будущей семьёй;

• встречи с кандидатами в приёмные родители в стенах учреждения и вне его;

• временное помещение в семью на выходные и каникулярные дни.

Сопровождение и оказание поддержки замещающей семье.

После передачи ребёнка на воспитание в семью, взаимодействие специалистов Городского центра «Наши дети» и вновь созданной замещающей семьи продолжается согласно плану-графику. Разработана мониторинговая программа состояния и развития ребёнка в замещающей семье, проводятся диагностические обследования. Психолого-педагогическое сопровождение состоит из следующих направлений:

• диагностика психологического климата, особенностей воспитания и детско-родительских отношений в семье, выявление семейных проблем;

• психолого-педагогическое просвещение и обучение замещающих родителей (в том числе на сборах-семинарах для замещающих семей);

• консультирование;

• методическое и информационное обеспечение замещающих семей.

Мы поддерживаем постоянную связь с замещающими родителями и детьми: выезжаем в семьи, сотрудничаем с педагогами образовательных учреждений, которые посещают дети, со специалистами отделов опеки и попечительства по месту жительства семьи и т.д. Помогаем решать по запросам родителей проблемы проявления негативного поведения детей (такие, как упрямство, употребление бранных слов, случаи воровства и др.), обеспечиваем семьи методическими материалами, рекомендациями, организуем поддержку со стороны педагогов образовательных учреждений. Специалисты осуществляют социально-диспетчерскую деятельность (оказание помощи семье в поиске нужных специалистов). В рамках социально-

правового сопровождения замещающих семей проводим юридическое консультирование и оказываем помощь в решении различных социальных вопросов.

Ожидаемые результаты создания Городского центра развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Создание модели сетевого межведомственного взаимодействия

по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Создание единой базы данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кандидатов в замещающие родители, замещающих семей г.Череповца.

3. Создание системы подготовки воспитанников государственных

учреждений к передаче в семью; единой системы качественного обучения всех кандидатов в замещающие родители (г.Череповца); целенаправленной работы по реабилитации и оказанию адресной поддержки кровным семьям воспитанников, находящимся в трудной жизненной ситуации; создание системы комплексного сопровождения всех созданных замещающих и восстановленных кровных семей.

4. Создание технологии работы с выпускниками детских домов по предупреждению «наследственного сиротства», подготовке к созда- /1л нию собственной благополучной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.