Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая и правовая подготовка граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью'

Психолого-педагогическая и правовая подготовка граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети-сироты и дети / оставшиеся без попечения родителей / приёмная семья семейное устройство детей-сирот / «Школа приёмных родителей»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лариса Васильевна Ладохина

Сегодня в России, как и во всём мире, всё больше осознаётся важность и ценность семьи — естественной среды, необходимой для полноценного развития и воспитания ребёнка. В связи с этим в Республике Коми активно пропагандируется устройство де тей, оставшихся без попечения родителей, в семью, развивается система профес сионального сопровождения замещающих семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая и правовая подготовка граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью»



Сегодня в России, как и во всём мире, всё больше осознаётся важность и ценность семьи — естественной среды, необходимой для полноценного развития и воспитания ребёнка. В связи с этим в Республике Коми активно пропагандируется устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, развивается система профессионального сопровождения замещающих семей.

• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей • приёмная семья • семейное устройство детей-сирот • «Школа приёмных родителей»

В настоящее время в Республике Коми активно пропагандируется устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, развивается система профессионального сопровождения замещающих семей. Анализируя статистические данные по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, за последние три года (см. табл.), можно заметить, что с 2008 года в Республике Коми наблюдается устойчивое увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных семьях.

Несмотря на позитивную динамику семейного устройства детей-сирот, в республике имеют место случаи отмены решений о передаче ребёнка в семью по причине отсутствия взаимопонимания с ребёнком или возникновения в приёмной семье неблагоприятных условий для его содержания, воспитания и образования. Сложившаяся ситуация обусловливает изменение подходов к работе с замещающими семьями, переход от контрольно-административного принципа работы к профессиональной деятельности, предполагающей сотрудничество и поддержку замещающих семей.

Психолого-педагогическая и правовая подготовка граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью

Лариса Васильевна Ладохина,

директор ГУ Республики Коми «Республиканский центр социальной помощи семье и детям»

О

Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания.

Конвенция ООН о правах ребёнка

О

Л.В. Ладохина. Психолого-педагогическая и правовая подготовка граждан...

Таблица

2008 2009 на 01.09.2010 г.

Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5946 5429 5273

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных семьях 400 470 504

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в опекунских семьях 3267 3119 3017

Число приёмных семей 167 202 222

Число опекунских семей 2813 2702 2624

Уже на этапе подбора граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью от специалистов требуется большая осторожность, максимум ответственности, психологическая зоркость и педагогическая мудрость для исключения трагических последствий в судьбе ребёнка и принимающей семьи. Одним из важнейших путей снижения риска возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в принимающих семьях, является не только изучение психологического, эмоционального, социального положения потенциальных замещающих родителей и их подготовки к приёму ребёнка, но и установление отношений сотрудничества специалистов с будущими замещающими семьями.

В связи с этим специалисты ГУ РК «Республиканский центр социальной помощи семье и детям» в 2008 году разработали программу «Школа приёмных родителей». Она направлена на формирование у кандидатов в приёмные родители осознанного отношения к приёму детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Реализация программы предусматривает поэтапную работу с гражданами, желающими принять детей-сирот в свою семью.

На подготовительном этапе происходит знакомство с семьёй, в процессе беседы специалист получает объективную информацию о членах семьи и её ближайшего социального окружения, выясняет, какие чувства возникают у всех членов семьи по поводу будущих изменений, а также рассказывает об основных требованиях к кандидату. Как правило, после этого семья самостоятельно делает вывод о перспективах дальнейшего сотрудничества со специалистами. Этап обучения содержит блоки психолого-педагогической и правовой подготовки, а также включает использование методик для определения особенностей семьи и личностных качеств будущих приёмных родителей. Основная задача этого эта-

-о-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

па — повышение социально-правовой и психолого-педагогической компетентности кандидатов. Программа подготовки предусматривает обсуждение следующих тем: развитие семьи как системы; возрастные особенности детей; психологические особенности развития ребёнка-сироты и ребёнка, оставшегося без попечения родителей; правовые основы замещающей семьи; способы преодоления трудностей при воспитании ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

После завершения курса обучающих занятий кандидатам выдаётся заключение по результатам психолого-педагогического консультирования, отражающее наличие у них личностных качеств, необходимых для воспитания ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и рекомендации по подбору ребёнка. Кроме того, определяется степень удовлетворённости кандидатов качеством подготовки, а также готовности к сотрудничеству со специалистами учреждения.

Сотрудники центра осуществляют деятельность по подготовке граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, на республиканском уровне, т.е. к ним обращаются кандидаты в замещающие родители в случае недостаточности у органов опеки по месту жительства организационных и кадровых возможностей. Для большинства кандидатов в силу удалённости и труднодоступности районов проживания программа обучения реализуется в ускоренной форме, тем самым обеспечивая индивидуальный подход к каждой семье. Участникам программы в качестве домашнего задания предоставляется теоретический материал по определённой теме, что обеспечивает более глубокое его осмысление. На следующей встрече прочитанный материал обсуждается и выполняется ряд практических заданий. Занятия проводятся с недельным перерывом. Это необходимо для того, чтобы претенденты в приёмные родители смогли осознать те изменения, которые с ними происходят во время встреч и после них.

Сегодня уже можно говорить о первых результатах реализации программы. За полтора года участниками программы «Школа приёмных родителей» стали 42 семьи, из них 3 семьи после первых консультаций по рекомендации психолога отложили решение принять ребёнка по причине незрелости мотивов или незавершённых внутрисемейных и личностных проблем, но продолжают сотрудничать со специалистами центра. Это значит, что специалистам удалось предотвратить неблагоприятное развитие событий как для ребёнка, так и для семьи. Остальные семьи, прошедшие подготовку по программе, имеют позитивную мотивацию родительства, ресурсы и готовность к принятию ребёнка. Они продолжают сотрудничать со специалистами учреждения на этапе адаптации, и за прошедшее время в этих семьях не возникало кризисных ситуаций, угрожающих отказом от ребёнка.

О

Л.В. Ладохина. Психолого-педагогическая и правовая подготовка граждан...

В связи с тем, что 90% замещающих семей, прошедших обучение, проживают в отдалённых от центра населённых пунктах и не имеют возможности регулярно встречаться со специалистами, наиболее оптимальными формами сотрудничества с замещающими семьями становятся телефонное консультирование и выездная работа. За период реализации программы совместно со специалистами отделов опеки по месту жительства было проведено 12 выездных тре-нинговых занятий, направленных на коррекцию детско-родитель-ских отношений, формирование адекватной родительской позиции по вопросам взаимодействия с приёмным ребёнком. В данных мероприятиях приняли участие 192 замещающих родителя.

На современном этапе развития системы семейного устройства детей-сирот большинство принимающих семей при выборе ребёнка руководствуются, главным образом, собственными предпочтениями. Поэтому замещающие родители не всегда могут справиться с такими проблемами ребёнка, как ослабленное здоровье, отставание в развитии и др. В связи с этим сегодня особую актуальность приобретают вопросы поиска и обучения семей, готовых воспитывать таких детей, которые не имеют, на первый взгляд, шансов обрести семью. Эти семьи нуждаются не только в специальной подготовке, профессиональной поддержке процесса воспитания «особого» ребёнка, но и в дружелюбной среде для поддержания собственных сил.

Для организации процесса подготовки и сопровождения замещающих семей необходимы, прежде всего, кадровые ресурсы. Поэтому сотрудники ГУ РК «Республиканский центр социальной помощи семье и детям» систематически повышают свой профессиональный уровень на семинарах и курсах повышения квалификации, а также организуют обучение для специалистов государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, предоставляющих услуги замещающим семьям. Но для того чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, находили свои семьи, необходимы усилия не только специалистов учреждений образования и здравоохранения, общественных организаций, но и представителей всех уровней власти.

В связи с тем, что 90% замещающих семей, прошедших обучение, проживают в отдалённых от центра населённых пунктах и не имеют возможности регулярно встречаться со специалистами, наиболее оптимальными формами сотрудничества с замещающими семьями становятся телефонное консультирование и выездная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.