Научная статья на тему 'Организационнопедагогические условия развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей'

Организационнопедагогические условия развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
302
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ+СИРОТ / СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ+СИРОТ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ И ВОЗМЕЗДНАЯ ОПЕКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ+СИРОТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Багина Лариса Валерьевна

Концепция демографической политики Рос+ сийской Федерации на период до 2025 года предполагает создание механизма «оказа+ ния дополнительной поддержки семей, принимающих на воспитание детей, остав+ шихся без попечения родителей, пропаган+ ды различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родите+ лей, в целях формирования в обществе по+ зитивного образа семьи, имеющей несколь+ ких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родите+ лей». Особое внимание уделено развитию семейных форм устройства детей, органи+ зации подготовки и комплексного сопровож+ дения семей, принимающих на воспитание детей, лишённых родительского попечения. В предлагаемой статье на примере Алтай+ ского края рассмотрена региональная мо+ дель развития семейных форм устройства детей+сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Багина Лариса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационнопедагогические условия развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей»



О

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предполагает создание механизма ««оказания дополнительной поддержки семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, пропаганды различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей». Особое внимание уделено развитию семейных форм устройства детей, организации подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, лишённых родительского попечения. В предлагаемой статье на примере Алтайского края рассмотрена региональная модель развития семейных форм устройства детей-сирот.

• формы устройства детей-сирот • семейные формы устройства детей-сирот • замещающая семья • безвозмездная и возмездная опека • региональная модель развития семейных форм устройства детей-сирот

Послание Президента Российской Федерации 2006 года определило качественное изменение политики в сфере социального сиротства: перемещение области внимания на детей-сирот, воспитывающихся в условиях деинституционализации, и обеспечение их конституционного права жить и воспитываться в семье за счёт развития всех форм семейного устройства детей, лишённых родительского попечения.

Принятая в России на протяжении XX века стратегия помощи сиротам заключалась преимущественно в помещении их в государственные учреждения интернатного типа. В конце 2004 года число детей, лишённых родительского попечения, в стране, как отмечено в государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» 2006 года, до-

Организационно-педагогические условия развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Лариса Валерьевна Багина,

начальник отдела специального образования, семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи

-0"

стигло 734,2 тыс. человек. На протяжении последних лет сохраняется тенденция: число детей, ежегодно получающих статус «оставшихся без попечения родителей», примерно равно числу устраиваемых в семьи, в результате чего остаётся постоянной численность контингента воспитанников в учреждениях общественного воспитания.

Основные пути решения проблемы — оптимизация семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также разработка региональных моделей помощи и сопровождения, учитывающих специфику национально-культурного компонента и сложившиеся традиции.

Таким образом, существующие в нашей стране формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, можно разделить на следующие категории:

• семейные (опека или попечительство, усыновление);

• государственные (дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты различного типа);

• государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства (приёмные семьи, семейные детские дома, патронатные семьи, детские общины, приюты, социальные гостиницы);

• негосударственные (частные, церковные детские дома, приюты

и др.) [3].

Понятие «замещающая семья» лишь недавно стало актуально в нашей стране, но уже получило широкое распространение в современных работах учёных, педагогов (В.И. Жуков, Н.П. Иванова, Г.В. Левина, В.Н. Ослон, А.М. Хлебникова, Ю.В. Шумилко).

Замещающая семья — это обобщающее понятие для семейных форм устройства детей (кроме усыновления), обозначающее малую социальной группу, одним из членов которой является принятый на воспитание ребёнок, основанную на связях, регламентированных семейным законодательством, и реализующую социально ориентированные функции семьи.

Остановлюсь на характеристике форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учётом вступивших в силу изменений в семейное законодательство. С 1 сентября 2008 года несколько изменилась классификация семейных форм устройства детей. В связи с этим виды семейных форм устройства выглядят следующим образом. Основу всех форм составляет опека (или попечительство). Она может быть безвозмездной или возмездной. Безвозмездная опека (попечительство) практически не претерпела изменений. Возмездная опека (опека по договору) может осуществляться за счёт средств ребёнка, находящегося под опекой, за счёт средств третьего лица, за счёт средств субъекта Российской Федерации (приёмная семья, патронатное воспитание). Таким образом, при-

ёмная семья и патронат, существовавшие ранее в классификации как самостоятельные семейные формы, отнесены к опеке по договору.

Анализ имеющегося опыта организации семейного жизнеустройства данной категории детей позволил выделить существенные характеристики их форм жизнеустройства. Т д

э

Сравнительный анализ организации семейного жизнеустройства детей с учётом социальной поддержки замещающих семей в Алтайском крае

Акт, которым устанавливается форма устройства Законное представительство интересов ребёнка

Форма устройства 1. Усыновление

Решение суда Все права и обязанности усыновителей приравниваются к кровным родителям

Преимущества 1. Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителей. 2. Возможность изменить ребёнку дату и место рождения. 3. Законом закрепляются родственные отношения и право наследования. 4. Законом гарантируется тайна усыновления

Поддержка государства на федеральном и региональном уровнях 1. Единовременное пособие гражданам, принявшим детей на воспитание в семью. 2. Единовременное пособие гражданам, усыновившим детей (региональное законодательство). 3. Ежемесячное пособие гражданам, усыновившим детей при условии воспитания ребёнка в течение трёх лет до усыновления в семье усыновителя (региональное законодательство)

Форма устройства 2. Опека или попечительство

Безвозмездная Постановление главы администрации органа местного самоуправления Все права и обязанности по защите прав и законных интересов ребёнка передаются опекуну или попечителю

Возмездная Приёмная семья (за счёт средств бюджета субъекта РФ) Постановление органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Договор о передаче ребёнка приёмной семье Все права и обязанности по защите прав и законных интересов ребёнка передаются приёмному родителю

Патронат (за счёт средств бюджета субъекта РФ) Постановление органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Договор о передаче ребёнка на патронат Все права и обязанности по защите прав и законных интересов ребёнка передаются патронатно-му родителю

Опека или попечительство (за счёт доходов от имущества подопечного) Постановление органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно Все права и обязанности по защите прав и законных интересов ребёнка передаются опекуну или попечителю

©

э

Опека или попечительство (за счёт средств третьих лиц) Постановление органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях Все права и обязанности по защите прав и законных интересов ребёнка передаются опекуну или попечителю

Преимущества 1. Более быстрая процедура оформления по сравнению с усыновлением. 2. За ребёнком сохраняется право на все социальные выплаты и компенсации (алименты, пенсии и пр.). 3. Сохраняется право на закреплённое жильё или гарантия его предоставления. 4. Менее жёсткие требования к кандидатам в опекуны в части дохода, жилищных условий, чем к усыновителям. 5. Содействие в организации отдыха, лечения, обучения ребёнка. 6. При заключении договора о возмездной опеке опекуну выдаётся заработная плата (в случае заключения договора о передаче ребёнка в приёмную семью или патронат) или начисляется доход за счёт имущества подопечного либо за счёт третьих лиц)

Поддержка семей на федеральном и региональном уровнях 1. Единовременное пособие гражданам, принявшим детей на воспитание в семью. 2. Ежемесячное пособие на содержание ребёнка в семье опекуна или попечителя. 3. Присуждение гранта Губернатора Алтайского края. 4. Поощрение победителей краевого конкурса на лучшую приёмную семью

©

Научные исследования и общемировая практика доказали, что помещение ребёнка в семью будет успешным, если:

• ребёнок подготовлен к такому помещению;

• семья подготовлена к приёму и воспитанию такого ребёнка;

• после устройства и ребёнку, и семье оказывается необходимая помощь для предотвращения возвратов детей [5];

• комплексное сопровождение замещающей семьи осуществляется по индивидуальной программе, основанной на комплексной диагностике потребностей ребёнка и ресурсных возможностях семьи. Программа состоит из таких этапов: подготовительно-прогностический, непосредственная реабилитация ребёнка в замещающей семье, социальная адаптация приёмного ребёнка после его воспитания в семье [6].

Региональная модель развития семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае

включает в себя следующие структурные компоненты:

1. Административно-управленческие округа (9 округов) края, позволяющие обеспечивать эффективное управление процессами в специфических условиях территориально-административного устройства региона.

2. Органы опеки и попечительства (в каждом муниципальном образовании).

3. Окружные центры психолого-медико-социального сопровождения с группами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в каждом центре создаются 2 группы детей от 5 до 18 лет, с которыми ведётся подготовка к жизни в семье).

4. Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения (обеспечивает консультационно-методическое сопровождение процесса подбора, подготовки кандидатов в замещающие родители, а также сопровождение замещающего семейного устройства).

Фактически центры сопровождения в Алтайском крае работают в экспериментальном режиме, цель которого — выявить факторы и условия профилактики возвратов детей из замещающих семей.

Результаты реализации краевого проекта «Создание на базе детских домов служб психолого-педагогического сопровождения замещающих семей»:

• в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы структуры, обеспечивающие сопровождение воспитанников, переданных на воспитание в семьи граждан, а также замещающих семей, в которых они воспитываются;

• отработана практика психолого-педагогического сопровождения замещающих семей (программы психолого-социального сопровождения);

• увеличилось количество детей, переданных на воспитание в семьи граждан из детских домов. За три года из интернатных учреждений края в семьи граждан переданы более 500 детей (более 30,0% от общего числа детей, находящихся в интернатных учреждениях), из них 40,0% — в кровные семьи;

• снизилось число случаев возврата детей из замещающих семей в интернатные учреждения.

Следующий этап работы позволил провести в пилотных территориях края апробацию организации деятельности психолого-медико-социального сопровождения с учётом существующего административно-территориального деления.

Основные направления, обеспечивающие эффективность модели развития семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей:

• привлечение населения к проблеме семейного устройства детей-сирот (информирование населения о семейных формах устройства детей, возможности взять детей на воспитание в семью, повышение юридической грамотности граждан в вопросе семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представление лучшего опыта региона по данному направлению);

• работа с ресурсной семьёй (формирование банка данных о кандидатах в усыновители, опекуны или попечители, приёмные роди-

тели; поиск, оценка и отбор с выдачей заключения для органа опеки и попечительства о ресурсе семьи по итогам комплексной оценки, подготовка кандидатов в замещающие родители);

• работа с кровной семьёй (оценка ресурсности кровной семьи: диагностика условий жизни, родственных чувств к детям и т.д., реализация индивидуального маршрута, обеспечивающего возможность возврата ребёнка в кровную семью, с использованием технологий коррекции семейного неблагополучия);

• работа с ребёнком (комплексная диагностика уровня психического, физического, социального развития, реабилитация и социальная адаптация ребёнка для подготовки его к устройству на воспитание в семью, реализация программы подготовки ребёнка к жизни в замещающей семье, подбор семьи для ребёнка);

• сопровождение знакомства ребёнка и ресурсной семьи (реализация программ установления контакта, подготовки семьи и ребёнка к совместной жизни);

• комплексное сопровождение замещающих семей (реализация программ поддержки всех членов замещающей семьи, включая кровных детей, в адаптационный период, сопровождения замещающей семьи; консультирование замещающих семей по юридическим, психологическим и текущим вопросам, а также подготовки семей к уходу выросшего ребёнка из семьи);

• организация мониторинга состояния и развития ребёнка в замещающей семье.

В результате реализации данной модели развития семейного жизнеустройства детей на территории Алтайского края в 2009 году в семьи граждан передано 2544 ребёнка, лишившегося родительского попечения, что на 14% больше числа выявленных детей данной категории. В 2008 — 2009 годах показатель увеличения количества детей, переданных на воспитание в семьи граждан (в том числе кровные) из детских домов, превысил показатель 2006 года на 50% и 48% соответственно.

Проведённая работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Необходима систематическая работа по формированию положительного общественного мнения в отношении семейного жизнеустройства детей-сирот.

2. Практика работы с ресурсной и замещающей семьёй доказывает актуальность специальных программ поддержки и помощи замещающим родителям как на этапе принятия ребёнка, так и в период адаптации всей семьи вместе с приёмным ребёнком.

3. Развитие семейного жизнеустройства неизбежно ведёт к сокращению численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. В то же время увеличение числа детей рассматриваемой категории, переданных на воспитание в семьи граждан, может

О

повысить число возвратов детей на институциональное воспитание. Это подчёркивает необходимость разработки технологий психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.

4. Положительный опыт в рамках реализации проекта «Создание на базе детских домов службы по психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей» позволил создать в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, структуры, обеспечивающие сопровождение воспитанников, переданных на воспитание в семьи граждан, и замещающих семей, в которых они воспитываются; внедрить технологию психолого-педагогичсекого сопровождения замещающих семей.

5. В рамках реализации авторской модели сопровождения замещающих семей проведена реорганизация учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в центры психолого-педагогического сопровождения в регионе. Инновационная составляющая функционирования центров психолого-медико-социального сопровождения заключается в создании новой инфраструктуры, обеспечивающей сопровождение различных видов замещающих семей, разработке технологий деятельности специалистов (педагогов школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и т.д.) по оказанию действенной помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

6. Выделены и реализованы шесть основных направлений деятельности центра психолого-медико-социального сопровождения: привлечение населения к проблеме семейного устройства детей-сирот; работа с ресурсной семьёй; работа с кровной семьёй; работа с ребёнком; сопровождение знакомства ребёнка и ресурсной семьи; комплексное сопровождение замещающих семей; мониторинг состояния и развития ребёнка в замещающей семье.

Литература

1. Иванова Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина.

М.: БФРГТЗ «Слово», 2002.

2. Красницкая Г.С. Развитие семейных форм устройства детей-сирот // Детский дом. 2004. № 2. С. 5-11.

3. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М.:Дом, 1994.

4. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. М.: Издательство «Генезис», 2006.

5. Современные проблемы развития семейных форм устройства детей // http://www.usynovite.ru.

6. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учебно-методическое пособие. / Под редакцией Г.И. Климантовой.

М.: Изд-во РГСУ, 2008. С. 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.