Научная статья на тему 'Особенности формирования адекватного образа родителей у детей-сирот'

Особенности формирования адекватного образа родителей у детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лесина Елена Анатольевна

Образ родителей, который формируется у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под воздействием жизненных обстоятельств и средств массовой информации. Формирование адекватного образа семьи и родителей у воспитанников сиротских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лесина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of forming parents'' adequate image among the orphan''s children

Parents image, which is formed among the orphan's children and the children without parental care because of the life circumstances and SMI. Formation the adequate image of family and parents among the boarding schools 'alumnus.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования адекватного образа родителей у детей-сирот»

:12 Г ^де

1 )

-о-

• дети-сироты • социализация • приёмная семья

Одна из основных целей государства сегодня — снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важно также создать все возможные условия для социализации детей, которые по тем или иным обстоятельствам были изъяты из биологической семьи или потеряли её в связи со смертью родных.

Важнейшую роль в овладении ребёнком социальными навыками играет семья. Именно семья, пусть и приёмная, даёт ему возможность овладеть основными формами, приёмами, способами межличностного взаимодействия. Приёмные родители в данном случае играют роль образца-эталона, взаимоотношения с ними во многом определяют эффективность во взаимодействии ребёнка с социумом в целом. Включённость ребёнка в человеческие отношения является основным условием его развития, социализации, адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни в современном мире. Увы, не все несовершеннолетние воспитанники сиротских учреждений попадают в семью. И причины этого могут быть самые разные. Одна из них, достаточно распространённая для детей подросткового возраста — отказ самого ребёнка от помещения в приёмную семью. При этом часто ребёнок в принципе согласен на семейное жизнеустройство, а отказывается от конкретных граждан, пришедших для знакомства с ним. С чем это может быть это связано? В первую очередь с сформировавшимся у детей образом «желательных» будущих родителей. Поэтому важно понять, какой образ родителей формируется у ребёнка, и соответствуют ли потенциальные родители этому образу.

В сознании ребёнка, который в раннем возрасте попадает в сиротское учреждение и какое-то время в нём находится, формируется образ, навязанный средствами массовой информации, в первую очередь теле-

Особенности формирования адекватного образа родителей у детей-сирот

Елена Анатольевна Лесина,

руководитель социальной службы ГБОУ «Санаторный детский дом № 17», Москва

:12 Г ^де

1 )

Е.А. Лесина. Особенности формирования адекватного образа родителей у детей-сирот

видением. Ведь, посмотрев только рекламу, показанную в течение дня, ребёнок начинает думать, что все родители молодые, красивые, обеспеченные (живущие как минимум в большой квартире, как максимум в своём доме, имеющие машину, отдыхающие за границей). Поэтому основное требование строится именно на таком образе. Воспитанники сиротских учреждений стремятся к обеспеченному существованию, что, по их мнению, ведёт к удовлетворению всех (достаточно больших) потребностей, без приложения собственных сил. Именно материальное благополучие является их основным критерием при выборе приёмной семьи. Для детей, проживающих в сиротских учреждениях, характерна ограниченность мотивации, её единообразие и привязанность к непосредственной жизненной ситуации.

Преобладают мотивы «сегодняшнего дня», сегодняшнего благополучия, желания сиюминутны, мотивы отдалённой перспективы оказываются слабовыраженными. Однако в учреждение «миллионеры заходят не часто», а вопрос о достатке будущих родителей детьми задаётся постоянно. И домик в Подмосковье воспринимается, как необходимость работать на грядках, а не признак достатка. Естественно, данные семьи сразу «бракуются».

Развитие детей в учреждениях обладает специфическими особенностями, в значительной степени обусловленными условиями жизни этих детей. Среда, окружающая ребёнка, в корне отличается от семейной, и как бы ни старались сотрудники создать уютную, семейную атмосферу, продемонстрировать отношения в семье с распределением социальных ролей в рамках учреждения не представляется возможным. Но можно с помощью занятий-тренингов, направленных на формирование образа родителей, скорректировать взгляды детей.

Сам «образ» понимается как отражение в сознании какого-либо объекта, предмета или события. Представление об образе взрослого является результатом обобщения образов различных значимых взрослых, с которыми у ребёнка существовали тесные позитивные отношения или которые привлекают ребёнка теми или иными качествами.

Ориентируясь на исследования А. Кудрявцевой, мы провели опрос воспитанников в возрасте от 7 до 16 лет при поступлении их в сиротское учреждение. Среди опрошенных детей были как имеющие опыт воспитания в семье (те, кто прибыл из своей биологической семьи в уже сознательном возрасте, а также те, которые были возвращены с семейных форм воспитания), так и не имеющие такого опыта. Пытаясь определить понятие «семья», дети давали такие ответы:

— перечисляли названия членов семьи (в различных комбинациях);

:12 Г ^де

1 )

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

— указывали на то, что это некое множество людей («когда все вместе»);

— «это когда есть дети»;

— «семья — это родители».

Очень редко в характеристике семьи звучали слова о связывающих членов семьи чувствах — любви и ответственности друг за друга. В основном дети говорили о том, что члены семьи «живут в одной квартире», «имеют общие деньги и общую фамилию».

На вопрос «зачем нужны родители?» дети отвечают с большим трудом. Ответы на данный вопрос зависят от наличия или отсутствия у детей опыта пребывания в семье, биологической или приёмной. Также следует обратить внимание на то, что дети-сироты, никогда не воспитывавшиеся в семье, могут дать образ семьи без детей. А некоторые дети, имевшие опыт проживания в семье, не включают родителей в рисунок семьи. Адекватное понимание роли и значения ребёнка в семье показали примерно 17% опрошенных.

Ещё одна проблема заключается в том, что в сознании ребёнка, воспитывающегося вне семьи, его реальные родители могут идеализироваться, так как идёт замещение негативных детско-родительских отношений фантазийным образом. Такая форма психологической защиты ребёнка снижает критичность его восприятия образа жизни и поведения родителей. Подобный идеализированный образ родителей (если они являются носителями модели асоциального поведения) может стать фактором девиантного поведения ребёнка в будущем.

Формирование у детей адекватного образа родителей способствует снижению тревожности, агрессивности, общей неудовлетворённости жизнью, повышению возможностей успешного подбора воспитанникам приёмной семьи, их благополучной адаптации и социализации в обществе. Программа работы с воспитанниками по данной тематике строится исходя из личных проблем каждого ребёнка, однако можно выделить несколько направлений обязательных для работы по формированию образа родителей:

1. Отношение к себе (необходимо приблизить ребёнка к адекватности восприятия себя, только таким образом в перспективе возможно воспитание адекватного понимания и восприятия других, в частности взрослых).

2. Отношение к окружающим (параллельно необходимо формировать отношение к ровесникам и взрослым — одного из важных условий как комфортного проживания в группе, успешного обучения в школе, так и налаживание отношений со значимым взрослым или взрослым, только входящим в круг его общения).

3. Конфликты (без конфликтов невозможно развитие личности, но правильный выход из конфликтных ситуаций должен быть усво-

:12 Г ^де

1 )

Е.А. Лесина. Особенности формирования адекватного образа родителей у детей-сирот

ен на уровне автоматизма, так как это является условием комфортного пребывания в учреждении, замещающей семье, школе, а впоследствии на работе и собственной семье, и говорят о высоком уровне овладения социализирующими компетенциями).

4. Семья (наиболее глубоко должны изучаться семейные роли и ценности, взаимоотношения, поведение, а также права и обязанности членов семьи — это поможет пониманию её необходимости и скорректирует взгляды на приоритеты в выборе замещающей семьи).

Общие рекомендации для проведения занятий

Работу по формированию у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлений о семье и роли родителей следует начинать как можно раньше. С самого начала попадания ребёнка в учреждение параллельно с реабилитационной работой должна вестись работа по выявлению имеющегося у ребёнка образа родителя. Ощущение ребёнка, что он обманут и никому не нужен, что он плохой — первое, с чем нужно помочь ему справиться в ситуации разлуки с родителями (биологическими или приёмными). Такие мысли провоцируют реакцию протеста и последующее подавленное депрессивное настроение. На данном этапе ребёнок отказывается рисовать семью, пытаясь избежать повторных травмирующий переживаний. В связи с этим необходимо создавать условия для возникновения эмоциональной привязанности ко взрослому, пусть это будет воспитатель или любой специалист учреждения, но именно его характерологические особенности будут положены в основу будущего положительного образа родителя.

Кроме того, необходимым условием осуществления этой работы является предоставление детям образцов внутрисемейных отношений для идентификации. Поскольку в учреждении такой образец отсутствует, необходимо использовать образы, запечатленные в литературе, фильмах, мультфильмах с последующим обсуждением.

Так как эффективность усвоения той или иной роли определяется возможностью использовать её в реальной ситуации, то в ходе работы над формированием образа родителей реальные ситуации моделируются в ролевых играх, тренингах и т.п. Нужно предоставить возможность детям побывать в роли родителей и, исходя из этого, определить их возможности, характерные особенности и важные для них самих качества. Сюжетно-ролевые игры (например «дочки-матери») с включением в них мальчиков должны быть специально подготовлены, нужно помочь в моделировании ситуации и нахождении способов их разрешения. Наличие тематических игрушек (например, животные с детенышами, куклы с разными эмоциональными выражениями лица и т.п.) и постоянная работа

:12 Г ^де

1 )

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

с ними являются важной составляющей процесса формирования образа в целом, ведь в отношениях между животными нет материальной подоплёки, но есть эмоциональная взаимосвязь. С воспитанниками старшего возраста в куклы играть уже не будешь, поэтому с ними наиболее результативными будут разъяснительные беседы; тренинги.

Образ семьи и родителей занимает важное место в сознании любого ребёнка и особенно ребёнка, оставшегося без попечения родителей. И его правильное формирование может выступать основой для дальнейшей успешной социализации и адаптации в замещающей семье и в дальнейшей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.