:12 Г ^де
1 )
-о-
• дети-сироты • социализация • приёмная семья
Одна из основных целей государства сегодня — снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важно также создать все возможные условия для социализации детей, которые по тем или иным обстоятельствам были изъяты из биологической семьи или потеряли её в связи со смертью родных.
Важнейшую роль в овладении ребёнком социальными навыками играет семья. Именно семья, пусть и приёмная, даёт ему возможность овладеть основными формами, приёмами, способами межличностного взаимодействия. Приёмные родители в данном случае играют роль образца-эталона, взаимоотношения с ними во многом определяют эффективность во взаимодействии ребёнка с социумом в целом. Включённость ребёнка в человеческие отношения является основным условием его развития, социализации, адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни в современном мире. Увы, не все несовершеннолетние воспитанники сиротских учреждений попадают в семью. И причины этого могут быть самые разные. Одна из них, достаточно распространённая для детей подросткового возраста — отказ самого ребёнка от помещения в приёмную семью. При этом часто ребёнок в принципе согласен на семейное жизнеустройство, а отказывается от конкретных граждан, пришедших для знакомства с ним. С чем это может быть это связано? В первую очередь с сформировавшимся у детей образом «желательных» будущих родителей. Поэтому важно понять, какой образ родителей формируется у ребёнка, и соответствуют ли потенциальные родители этому образу.
В сознании ребёнка, который в раннем возрасте попадает в сиротское учреждение и какое-то время в нём находится, формируется образ, навязанный средствами массовой информации, в первую очередь теле-
Особенности формирования адекватного образа родителей у детей-сирот
Елена Анатольевна Лесина,
руководитель социальной службы ГБОУ «Санаторный детский дом № 17», Москва
:12 Г ^де
1 )
Е.А. Лесина. Особенности формирования адекватного образа родителей у детей-сирот
видением. Ведь, посмотрев только рекламу, показанную в течение дня, ребёнок начинает думать, что все родители молодые, красивые, обеспеченные (живущие как минимум в большой квартире, как максимум в своём доме, имеющие машину, отдыхающие за границей). Поэтому основное требование строится именно на таком образе. Воспитанники сиротских учреждений стремятся к обеспеченному существованию, что, по их мнению, ведёт к удовлетворению всех (достаточно больших) потребностей, без приложения собственных сил. Именно материальное благополучие является их основным критерием при выборе приёмной семьи. Для детей, проживающих в сиротских учреждениях, характерна ограниченность мотивации, её единообразие и привязанность к непосредственной жизненной ситуации.
Преобладают мотивы «сегодняшнего дня», сегодняшнего благополучия, желания сиюминутны, мотивы отдалённой перспективы оказываются слабовыраженными. Однако в учреждение «миллионеры заходят не часто», а вопрос о достатке будущих родителей детьми задаётся постоянно. И домик в Подмосковье воспринимается, как необходимость работать на грядках, а не признак достатка. Естественно, данные семьи сразу «бракуются».
Развитие детей в учреждениях обладает специфическими особенностями, в значительной степени обусловленными условиями жизни этих детей. Среда, окружающая ребёнка, в корне отличается от семейной, и как бы ни старались сотрудники создать уютную, семейную атмосферу, продемонстрировать отношения в семье с распределением социальных ролей в рамках учреждения не представляется возможным. Но можно с помощью занятий-тренингов, направленных на формирование образа родителей, скорректировать взгляды детей.
Сам «образ» понимается как отражение в сознании какого-либо объекта, предмета или события. Представление об образе взрослого является результатом обобщения образов различных значимых взрослых, с которыми у ребёнка существовали тесные позитивные отношения или которые привлекают ребёнка теми или иными качествами.
Ориентируясь на исследования А. Кудрявцевой, мы провели опрос воспитанников в возрасте от 7 до 16 лет при поступлении их в сиротское учреждение. Среди опрошенных детей были как имеющие опыт воспитания в семье (те, кто прибыл из своей биологической семьи в уже сознательном возрасте, а также те, которые были возвращены с семейных форм воспитания), так и не имеющие такого опыта. Пытаясь определить понятие «семья», дети давали такие ответы:
— перечисляли названия членов семьи (в различных комбинациях);
:12 Г ^де
1 )
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
— указывали на то, что это некое множество людей («когда все вместе»);
— «это когда есть дети»;
— «семья — это родители».
Очень редко в характеристике семьи звучали слова о связывающих членов семьи чувствах — любви и ответственности друг за друга. В основном дети говорили о том, что члены семьи «живут в одной квартире», «имеют общие деньги и общую фамилию».
На вопрос «зачем нужны родители?» дети отвечают с большим трудом. Ответы на данный вопрос зависят от наличия или отсутствия у детей опыта пребывания в семье, биологической или приёмной. Также следует обратить внимание на то, что дети-сироты, никогда не воспитывавшиеся в семье, могут дать образ семьи без детей. А некоторые дети, имевшие опыт проживания в семье, не включают родителей в рисунок семьи. Адекватное понимание роли и значения ребёнка в семье показали примерно 17% опрошенных.
Ещё одна проблема заключается в том, что в сознании ребёнка, воспитывающегося вне семьи, его реальные родители могут идеализироваться, так как идёт замещение негативных детско-родительских отношений фантазийным образом. Такая форма психологической защиты ребёнка снижает критичность его восприятия образа жизни и поведения родителей. Подобный идеализированный образ родителей (если они являются носителями модели асоциального поведения) может стать фактором девиантного поведения ребёнка в будущем.
Формирование у детей адекватного образа родителей способствует снижению тревожности, агрессивности, общей неудовлетворённости жизнью, повышению возможностей успешного подбора воспитанникам приёмной семьи, их благополучной адаптации и социализации в обществе. Программа работы с воспитанниками по данной тематике строится исходя из личных проблем каждого ребёнка, однако можно выделить несколько направлений обязательных для работы по формированию образа родителей:
1. Отношение к себе (необходимо приблизить ребёнка к адекватности восприятия себя, только таким образом в перспективе возможно воспитание адекватного понимания и восприятия других, в частности взрослых).
2. Отношение к окружающим (параллельно необходимо формировать отношение к ровесникам и взрослым — одного из важных условий как комфортного проживания в группе, успешного обучения в школе, так и налаживание отношений со значимым взрослым или взрослым, только входящим в круг его общения).
3. Конфликты (без конфликтов невозможно развитие личности, но правильный выход из конфликтных ситуаций должен быть усво-
:12 Г ^де
1 )
Е.А. Лесина. Особенности формирования адекватного образа родителей у детей-сирот
ен на уровне автоматизма, так как это является условием комфортного пребывания в учреждении, замещающей семье, школе, а впоследствии на работе и собственной семье, и говорят о высоком уровне овладения социализирующими компетенциями).
4. Семья (наиболее глубоко должны изучаться семейные роли и ценности, взаимоотношения, поведение, а также права и обязанности членов семьи — это поможет пониманию её необходимости и скорректирует взгляды на приоритеты в выборе замещающей семьи).
Общие рекомендации для проведения занятий
Работу по формированию у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлений о семье и роли родителей следует начинать как можно раньше. С самого начала попадания ребёнка в учреждение параллельно с реабилитационной работой должна вестись работа по выявлению имеющегося у ребёнка образа родителя. Ощущение ребёнка, что он обманут и никому не нужен, что он плохой — первое, с чем нужно помочь ему справиться в ситуации разлуки с родителями (биологическими или приёмными). Такие мысли провоцируют реакцию протеста и последующее подавленное депрессивное настроение. На данном этапе ребёнок отказывается рисовать семью, пытаясь избежать повторных травмирующий переживаний. В связи с этим необходимо создавать условия для возникновения эмоциональной привязанности ко взрослому, пусть это будет воспитатель или любой специалист учреждения, но именно его характерологические особенности будут положены в основу будущего положительного образа родителя.
Кроме того, необходимым условием осуществления этой работы является предоставление детям образцов внутрисемейных отношений для идентификации. Поскольку в учреждении такой образец отсутствует, необходимо использовать образы, запечатленные в литературе, фильмах, мультфильмах с последующим обсуждением.
Так как эффективность усвоения той или иной роли определяется возможностью использовать её в реальной ситуации, то в ходе работы над формированием образа родителей реальные ситуации моделируются в ролевых играх, тренингах и т.п. Нужно предоставить возможность детям побывать в роли родителей и, исходя из этого, определить их возможности, характерные особенности и важные для них самих качества. Сюжетно-ролевые игры (например «дочки-матери») с включением в них мальчиков должны быть специально подготовлены, нужно помочь в моделировании ситуации и нахождении способов их разрешения. Наличие тематических игрушек (например, животные с детенышами, куклы с разными эмоциональными выражениями лица и т.п.) и постоянная работа
:12 Г ^де
1 )
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
с ними являются важной составляющей процесса формирования образа в целом, ведь в отношениях между животными нет материальной подоплёки, но есть эмоциональная взаимосвязь. С воспитанниками старшего возраста в куклы играть уже не будешь, поэтому с ними наиболее результативными будут разъяснительные беседы; тренинги.
Образ семьи и родителей занимает важное место в сознании любого ребёнка и особенно ребёнка, оставшегося без попечения родителей. И его правильное формирование может выступать основой для дальнейшей успешной социализации и адаптации в замещающей семье и в дальнейшей жизни.