Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ'

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАРУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Великая З.О., Тимофеева Т.Б.

В специальную школу-интернат поступают инвалиды детства по зрению, психологическая поддержка, психологическое сопровождение необходимо для данной категории обучающихся, воспитанников. Авторы раскрывают процесс формирования психологической культуры в условиях специальной школы-интерната для слепых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Великая З.О., Тимофеева Т.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ»

кации работников отрасли образования. С.А. Боя-шова - Научная библиотека диссертаций и авторефератов httph:// www. dissercat. com

3. Выготский, Л.С. Психология развития человека. [Текст] // Л.С. Выготский - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006.-1136 с., ил.

4. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. [Текст] // В.М. Лизинский -М.: Центр «Педагогический поиск», 2004-160 с.

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

Великая З.О.,

педагог-психолог, Тимофеева Т.Б.,

зам. директора по КР государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской

области «Новочеркасская специальная школа-интернат №33»

АННОТАЦИЯ

В специальную школу-интернат поступают инвалиды детства по зрению, психологическая поддержка, психологическое сопровождение необходимо для данной категории обучающихся, воспитанников. Авторы раскрывают процесс формирования психологической культуры в условиях специальной школы-интерната для слепых детей.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, нарушение зрительного восприятия, коррекционно-развивающие занятия.

The process offormation ofpsychological culture in terms of a special boarding school for blind children

Velikaj Z.O., educational psychologist, Timofeeva T. B., Deputy Director for CU state government educational institution of Rostov region "Novocherkassk special boarding school №33

ABSTRACT

In a special boarding school do disabled children visually impaired, psychological support, psychological support is necessary for this category of students and pupils. The authors reveal the process of formation of psychological culture in terms of a special boarding school for blind children.

Key words: psychological-pedagogical support, the violation of visual perception, correctional and developmental activities.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников с нарушением зрительного восприятия как организованная психолого-педагогическая поддержка включает в себя комплекс действий, методик, мероприятий, реализующих формирование психологической культуры и психологической безопасности участников образовательного процесса.

Психологическая культура обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Гармоничное функционирование проявляется в:

1 - преобладающем хорошем самочувствии;

2 - глубоком понимании и принятии себя;

3 - позитивных гармонизирующих ориентаци-ях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;

Учитывая, что в специальную школу-интернат поступают инвалиды детства по зрению психологическая поддержка, психологическое сопровождение необходимо для данной категории обучающихся, воспитанников. Психологическое сопровождение строится с учетом общей и возрастной психологии, особенностей психологического развития детей с нарушением зрительного

восприятия, определяются пути развития процессов компенсации, поиска потенциальных возможностей формирования позитивной личности [1, с. 250]. Цель: Создание оптимальных условий обеспечивающих коррекцию и развитие механизмов компенсации каждого обучающегося, и на этой основе решение проблемы социализации незрячего в современное общество.

Задачи:

1 .Развитие личности учащегося с учетом психофизических и возрастных особенностей.

2.Профилактика нежелательных негативных тенденций.

Психологическое сопровождение ведется в следующих направлениях:

1.Диагностико-консультативное.

2.Развивающе-коррекццционное.

3.Социализация-профориентация.

4.Просветительская работа.

5.Экспертная работа.

6.Организационно -методическая работа.

Каждому человеку жизненно необходимо

чтобы его принимали и понимали, а ведь для этого необходимо понимать самого себя [3, с. 257]. Поэтому в школе-интернате разработана и проводится поэтапная работа по формированию психологи-

ческой культуры воспитанников на основе самопознания. Данная работа направлена на успешную адаптацию и социализацию незрячего ребенка в современное общество.

Начальное звено - это первая ступень системы формирования психологической культуры воспитанников. С воспитанниками 1 класса проводятся коррекционно-развивающие занятия по программе «Развитие интеллекта и навыков общения у ребенка посредством групповых игр». Данная программа получила гриф «Допущено министерством общего и профессионального образования Ростовской области» (протокол № 26 от 12.09.2005 и приказ № 205 от 16.09.2006).

ЦЕЛЬ: Использование в обучении собственной активности ребенка в коллективной игре.

Во 2, 3 и 4 классах начальной школы идет систематическая коррекционно-развивающая работа, как индивидуальная, так и групповая.

Серьезным испытанием для воспитанников является переход из начальной школы в среднее звено. В конце каждого учебного года проводится школьный ПМПк на повестке дня, которого стоит вопрос о готовности обучения воспитанников 4 класса в среднем звене. Педагоги-предметники знакомятся с психофизическими особенностями развития, сильными и слабыми сторонами, диагнозами воспитанников. В 5 классе проводятся кор-рекционно-развивающие занятия по программе «Азбука психологии».

ЦЕЛЬ: Развитие у обучающихся представления о человеческой психике, о себе, интереса к самопознанию.

В подростковом возрасте происходит становление личности, формируется адекватное отношение к своему статусу, оцениваются свои возможности и способности, свой потенциал [2, с. 260]. В 10 классе проводится профориентационный курс «В поисках своего признания».

ЦЕЛЬ: Повышение у старшеклассников уровня психологической компетентности за счет вооружения соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия.

В 11 - 12 классах проводится курс «Этика и психология семейной жизни».

ЦЕЛЬ: Побуждение потребности в самосовершенствовании, выработке адекватной самооценки. Формирование нравственной мировоззренческой позиции [4, с. 201]. Первые уроки ребенок получает в семье, но не во всех семьях общечеловеческие ценности прививаются детям. На занятиях по «Этике и психологии семейной жизни» наряду с моральными нормами воспитанники усваивают планирование семьи, распределение «ролей» в семье, планирование бюджета и т.п.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате являются:

• психологическое обучение направленное на формирование психологической культуры и психологической безопасности участников образовательного процесса;

• деловые игры на проектирование будущей деятельности;

• игровые технологии, в которых реализуются потребности в самостоятельном принятии решения.

В младшем школьном возрасте используются игровые методы и приемы, поисковые ситуации.

С воспитанниками среднего и старшего звена - тренинги, деловые и ролевые игры, самотестирование.

С педагогами проводятся обучающие семинары, тренинги, групповые и индивидуальные консультации по проблемам.

Однако, работая с семьями наших воспитанников, изучив социальный паспорт каждой семьи, в процессе наблюдения были выявлены случаи жестокого обращения с детьми в семье. Это стало отправной точкой для создания системной долговременной программы «Защитим детей от насилия!», цель которой:

• формирование в педагогическом коллективе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям;

• повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях;

• повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;

• обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств.

Составлен план мероприятий по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми. Для обеспечения психологической безопасности всех участников образовательного процесса в начале и в конце года проводится диагностирование воспитанников, анкетирование специалистов, анкетирование воспитанников и педагогов по изучению климата в коллективе, степени безопасности, конфликтности, защищенности.

В начале года на заседании психолого-медико-педагогического консилиума выявлена «группа риска». Разработан и утвержден перспективный план работы с обучающимися «группы риска» на 2014-2015 учебный год.

На каждого обучающегося входящего в «группу риска» разработана и утверждена воспи-тательно-коррекционная программа.

Педагогом-психологом и социальным педагогом разработаны и ведутся:

- индивидуальная карта психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с отклоняющимся поведением;

- карта изучения и индивидуального сопровождения «трудного» подростка;

- социальный паспорт учащегося;

- комплексная индивидуальная программа психолого-медико-социального сопровождения детей девиантного поведения;

- медицинская карта на обучающегося «группы риска»;

- карта наблюдений;

-диагностическая карта обучающегося, в которую входят аффективно-эмоциональная сфера,

особенности личности, морально-волевая сфера, общение, познавательная сфера.

- тестирование для родителей;

- анкетирование обучающихся;

- педагогическая справка на обучающегося «группы риска» (еженедельно), в которую входят взаимоотношения, проявления, пути коррекции;

- таблица занятости обучающихся «группы риска» во внеурочное время;

- взаимодействие всех специалистов и школьных структур в коррекционной работе с обучающимися «группы риска».

Профилактическая работа в школе-интернате ведется в следующих направлениях:

- профилактика суицида у детей и подростков;

- профилактика употребления ПАВ;

- профилактика самовольных уходов;

- профилактика насилия и жестокого обращения.

Коррекционные занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.

Групповые занятия проводятся регулярно в форме тренинга, викторины, ролевой игры.

Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю в форме беседы, «составления контракта»,

решения поисковых ситуаций. Динамика отслеживает путем анкетирования.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников с нарушением зрительного восприятия эффективно, так как в тесном взаимодействии находятся все участники образовательного процесса. При слаженном взаимодействии всех структур психолого-педагогическое сопровождение носит продуктивный характер.

Самовольных уходов воспитанников в 2015 текущем году нет. Преступлений, правонарушений, совершенных воспитанниками школы-интерната в 2015, текущем году нет. На учете в ПДН воспитанники не состоят. Выпускники школы-интернаты получают такой же, как и в массовой школе, документ об уровне образования государственного образца - аттестат о среднем (полном) общем образовании и могут на общих основаниях поступать в учреждения среднего и высшего профессионального образования по доступным им специальностям или работать в отраслях народного хозяйства по их физическим возможностям (таблица 1, рисунок 1А).

Социальная интеграция незрячего подростка в современное общество

Таблица!

Специаль БОСТЬ Годы

200^ 2006 2007 200Ё 200? 2010 2011 2012 2013 2014 201:з

Всего выпускнвко Е 5 4 б 4 3 2 3 3 4 4 : 5 9 9 9 9 7 7 7 7 7 7

журналист 1

психолог 1

юрист 1 1 1 2

массажист 1 1 1 1 3 3 2 1 1

историк 1

инженер 1 1 1 2

экономист 1 1

раоотвик культуры 1 1

музыкант 2 3

социальный раоотвик 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

программист 1 1 1

бухгалтер 1

швейное дело 1 1

другое 4 3 3

УПП вое 1 1 1 2 4 1

В % отношении с с: и о4 о о ЧЭ ю ■л сэ о н Щ Щ ■л о н о О < о н сэ о н о о о о о о < о о сэ о н о о о о о о < о о еэ О о н о о

Динамика социальной интеграции незрячего подростка в современное общество

Рисунок 1А

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология Текст. / Г.С. Абрамова. М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 704 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980.-335 с.

3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. - 301 с.

4. Азбука нравственности. 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.