Научная статья на тему 'Антропологическая парадигма помощи воспитанникам санаторной школы-интерната'

Антропологическая парадигма помощи воспитанникам санаторной школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ANTHROPOLOGICAL PARADIGM / ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL AND PSYCHOLOGICAL HEALTH / АНТРОПОГЕНИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / АНТРОПОЛОГИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INDIVIDUAL SUPPORT / ANTROPOGENII / ANTROPOLOGIZACIJA / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазуренко Т.В.

В статье описан опыт реализации антропологической парадигмы помощи воспитанникам санаторной школы-интерната №18 г. Таганрога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мазуренко Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGICAL PARADIGM OF ASSISTANCE TO TRAINERS OF THE HEALTH SCHOOL-BOARDING SCHOOL

The article describes the experience of the anthropological paradigm help pupils sanatorium boarding school No. 18 g. of Taganrog

Текст научной работы на тему «Антропологическая парадигма помощи воспитанникам санаторной школы-интерната»

Т.В. Мазуренко

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПОМОЩИ ВОСПИТАННИКАМ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Аннотация. В статье описан опыт реализации антропологической парадигмы помощи воспитанникам санаторной школы-интерната №18 г. Таганрога.

Ключевые слова: антропологическая парадигма, физическое и психологическое здоровье, антропогении, социализация, антропологизация, психолого-педагогической поддержка, индивидуальное сопровождение.

T.V. Mazurenko

ANTHROPOLOGICAL PARADIGM OF ASSISTANCE TO TRAINERS OF THE HEALTH SCHOOL-BOARDING SCHOOL

Annotation. The article describes the experience of the anthropological paradigm help pupils sanatorium boarding school No. 18 g. of Taganrog.

Keywords: anthropological paradigm, the physical and psychological health, antropogenii, socialization, antropologizacija, psycho-pedagogical support, individual support.

Педагоги, психологи и родители подчеркивают, что проблемы современных детей все труднее решать, опираясь на традиционные психолого-педагогические парадигмы. В научный оборот и в жизнь введены такие словосочетания как «трудные дети», «группа риска», «новое поколение», «другая цивилизация», «особенные дети» и т.п. Исследование проблем образования и социального воспитания включает в себя, прежде всего, вопросы психолого-педагогической помощи таким детям. В теории и практике педагогического сопровождения детей идет интенсивный поиск инновационных медико-психологических, психотерапевтических и психолого-педагогических моделей помощи. Личностно-ориентированное образование обеспечивает условия для самоопределения и самореализации личности современного школьника, оно ориентировано на «обычных» учеников. Воспитание и развитие ребенка происходит на основе принципов природосообразности (Я. Ко-менский), культуросообразности (И. Песталоцци), самодеятельности (А. Дистервег).

По мнению многих исследователей человекосообразность - недостающее звено личностно-ориентированного образования, которое помогает раскрыться и адаптироваться в стремительно развивающемся мире детям из неблагополучных семей, с проблемами в развитии [6]. Все большее признание в теории и практике социального воспитания получает человекосообразная парадигма помощи, отражающая целостную природу человека, которая позволяет прокладывать индивидуальную траекторию развития и способствует поддержанию здоровья детей. Центральная гипотеза этого подхода может быть сформулирована так: человек обладает в самом себе огромными ресурсами для самоизменения, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только в том случае, если благодаря фасилитирующим психологическим установкам создается благоприятный климат.

У истоков антропологического подхода к воспитанию стоял К. Д. Ушинский [7]. Современные антропологические исследования в области образования ведутся Б.М. Бим-Бадом, В.В. Кузьминым, В.И. Максаковой, Н.М. Невзоровым, А.Н. Орловым, Л.К. Рахлевской, В.А. Сластёниным, Т.Д. Скудновой [4, 5].

Психологическое и физическое здоровье ребенка непосредственно связано с влиянием среды и образом современной жизни. Центральное место в системе нарушений психосоматического здоровья у детей занимают ситуации, когда нормальное развитие ребенка возможно скорее не благодаря, а вопреки поведению и отношению окружающих близких людей.

В число основных признаков дисфункции детско-взрослых отношений входит ухудшение условий и духовно-нравственных оснований жизни, неадекватность и нестабильность социокультурных факторов развития, неопределенность ценностных ориентаций и мировоззренческих установок человеческого окружения и т. д.

Девиация поведения, дезадаптация, нарушение физического здоровья, психологические отклонения, как правило, отмечаются у детей, которые растут в неблагоприятных семейных условиях, страдают от дефицита общения со взрослыми или от деформации отношений. В условиях экзистенциального вакуума, отсутствия человеческих отношений вырастает бездушие, черствость, агрессивность, озлобленность взрослеющего человека.

Фиксируемые нарушения физического и психологического здоровья у детей объединены под общим именем — антропогении, психологическую сущность которых представляет собой деформация субъективности ребенка.

Выделяются два типа антропогений.

1 .Прежде всего, это семейно - обусловленные переживания безродности (сиротства), нереа-лизованности (педагогической запущенности), бесперспективности (беспомощности), опустошенности (экзистенциальный вакуум).

2. «Мауглизация» как крайняя форма реагирования детей на неблагоприятную жизненную ситуацию: ценностная дезориентированность, психотравмирующие переживания, приводящие к психогенным нервно-психическим расстройствам.

По мнению исследователей, безродность, опустошенность и дезориентированность можно отнести к наиболее актуальным проблемам современного детства. При неблагоприятном течении антропогении принимают устойчивые формы нарушений психологического здоровья, в основе которых — недоразвитие, дезинтеграция или дисгармоническое развитие человеческой субъективности.

На школу-интернат ложится огромная ответственность за социализацию и воспитание личности, в том числе и семейного. Семьи, в которых воспитывались дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют не только разный воспитательный потенциал, но и разное социальное положение. Это семьи с низким образовательным и культурным уровнем, одинокие матери, много работающие и не имеющие времени на воспитание ребенка; семьи, в которых сами родители инвалиды, а также выпускники сиротских учреждений или коррекционных школ, люди, ведущие асоциальный образ жизни и др.

Педагогический коллектив школы-интерната призван часто заменить детям родителей, культивировать систему общечеловеческих ценностей, соблюдение которых станет привычкой и внутренней потребностью ребенка. Подражая родителям и педагогам, ребенок старается быть похожим на них, развивая навыки, которые становятся нормой его поведения.

Учитывая эти факторы, необходимо исключить авторитарный подход к воспитанию, реализовать антропологическую парадигму помощи воспитанникам интерната, обеспечивающую комфортную атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества.

Опишем положительный опыт реализации антропологического подхода к социальному воспитанию обучающихся в санаторной школе-интернате №18 г. Таганрога - уникального воспитательно-образовательного учреждения, которому в этом году исполняется 55 лет.

Санаторная школа-интернат №18 г. Таганрога была открыта в 1963 году в целях оказания помощи семьям в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении с малыми и затихающими формами туберкулеза.

Цель воспитательной работы школы-интерната: формирование гармонично развитой, социально активной, творческой личности, способной к самореализации.

Реализация цели предусматривала постановку следующих задач:

1. Создание условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, для воспитания здорового образа жизни.

2.Воспитание нравственных качеств, чувства гражданственности, патриотизма и приобщения к духовным ценностям своего Отечества.

3. Организация деятельности отрядных коллективов на основе ученического самоуправления, развитие у обучающихся стремления к самоанализу, самооценке, самостоятельности и инициативе.

4. Развитие дополнительного образования, ориентированного на формирование успешности ребенка, его индивидуальных способностей.

5. Совершенствование работы с родителями, поиск новых форм сотрудничества.

6. Совершенствование работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Для решения поставленных задач используются следующие формы и средства воспитательной деятельности:

1. Четкое планирование воспитательной работы в отрядах и классах;

2.Совершенствование форм и методов совместной деятельности учителей и учеников;

3.Развитие дополнительного образования в школе-интернате;

4. Работа в социуме с родителями, общественными организациями, учреждениями образования, культуры и спорта;

5. Организация четкого внутришкольного контроля, диагностика и анализ деятельности воспитателей, классных руководителей;

6. Индивидуализация и антропологизация педагогического процесса;

7. Организация службы психолого-педагогической поддержки и индивидуального сопровождения детей и подростков.

Воспитательная работа проводится по следующим направлениям:

* Гражданско-патриотическое воспитание.

-Сотрудничество с общественными организациями «Боевое братство», «Союз десантников Таганрога», ветеранами завода «Красный гидропресс».

-Реализация программы на базе школы «Начальная военная подготовка в образовательных учреждениях города Таганрога» («Союз десантников Таганрога»).

-Музейная педагогика

-Экскурсионная деятельность

-Музейный проект «История родного города: люди и события»

•Социально-профилактическая работа и правовое воспитание.

-Спортивно-оздоровительное направление.

-Формирование ЗОЖ.

-Спортивный праздник «Осенний марафон».

- Соревнования по баскетболу, футболу, дартсу, стрельбе из пневматической винтовки.

-Областная Спартакиада воспитанников детских домов и школ-интернатов.

-Декада ЗОЖ «Жить - здорово!»

-Месячник организации правильного питания.

-Медицинский лекторий для обучающихся и родителей.

Важным звеном в системе воспитательной работы школы является внеурочная деятельность. Занятость обучающихся во внеурочное время способствовала решению комплекса поставленных задач. Самые значимые из них: профилактика безнадзорности, вредных привычек, правонарушений; развитие способностей и познавательных интересов; обучение новым видам деятельности; формирование школьного коллектива.

В школе-интернате была разработана и внедрена модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы. В осуществлении внеурочной деятельности принимали участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь, педагоги дополнительного образования).

Особую роль в социальном воспитании детей играет деятельность педагогов дополнительного образования.

Система дополнительного образования включает в себя следующие направления:

- художественно-эстетическое (10 программ);

- спортивно-оздоровительное (2 программы);

- научно-техническое (1 программа);

- туристско-краеведческое (1 программа).

По результатам реализации этих программ ежегодно проводятся открытые воспитательные мероприятия.

В школе установлены давние традиции ученического самоуправления.

Самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Основными целями и задачами школьного самоуправления являются:

* становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;

* приобщение личности к общешкольным ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы;

* создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;

* развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразованной гражданской позиции школьников;

* создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

*работа по профориентации.

Социальный педагог школы интерната и педагог-психолог (Бартенева С.Э.) проводит планомерную и систематическую работу с родителями.

Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции - одна из главных задач организации работы школы-интерната и семьи. Работа педагогического коллектива школы с родительской общественностью осуществляется по следующим направлениям:

1. Информационно-просветительское: проведение родительского всеобуча, общешкольные, классные родительские собрания, индивидуальные консультации педагога- психолога, социального педагога, школьного врача по вопросам воспитания и здоровья учащихся.

2.Организационно-деятельностное: участие в заседаниях Совета профилактики, оказание помощи в подготовке школы к новому учебному году, индивидуальная работа классного руководителя с родителями (беседы, консультации).

3. Творческое: организация совместных классно-семейных праздников, экскурсий.

Антропологическая парадигма помощи воспитанникам санаторной школы-интерната №18 г. Таганрога строится на основе гуманистических принципов человекоцентрированной терапии К. Роджерса, который утверждает, что:

• каждый человек имеет собственные ресурсы для саморазвития;

• личностное самосовершенствование происходит через осознание собственного «Я»;

• все люди обладают естественной способностью к исцеляющему самовыражению [2].

Психолог подчеркивает, что у ребенка есть внутренние ресурсы для решения своих проблем. Он помогает найти некоторые "ключи" для открытия этих ресурсов, которые Т.П. Гаврилова назвала «великие открытия» К. Роджерса: [1]

1 .Безоценочно позитивное принятие ребенка таким, каков он есть;

2. Эмпатическое понимание, доверительное общение;

3. Конгруэнтность (искренность, подлинность, самоидентичность).

Натали Роджерс, дочь выдающегося психолога, сформулировала основные принципы фаси-литативной модели взаимодействия с ребенком:

1. Я буду присутствовать рядом, но не буду вмешиваться;

2. Я верю, что ты знаешь, как о себе позаботиться;

3. Но я не оставлю тебя;

4. Я буду уважать тебя и твои решения;

5. Я верю в твои способности;

6. Я буду поддерживать и вдохновлять тебя во время твоего роста;

7. Я буду делиться с тобой своими чувствами и ощущениями, но всегда буду проверять, имеет ли это для тебя значение;

8. Я буду уважать и беречь твои личностные границы;

9. Я поделюсь своей системой ценностей и своей верой с тобой для того, чтобы тебе помочь.

Система психолого-педагогической помощи в санаторной школе - интернате №18 включает следующие задачи:

1. Развить у ребенка позитивную «Я-концепцию»;

2. Научить детей ответственности за свои действия и поступки;

3. Научить самоуправлению;

4. Выработать способность к самопринятию, самопознанию, саморазвитию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Помочь обрести веру в себя;

6. Овладеть чувством самоконтроля;

7. Помочь научиться преодолевать трудности;

8. Развить личностный ресурс каждого воспитанника [3]

Опираясь на вышеперечисленные принципы взаимодействия, в соответствии с Положением о психологической службе образования Ростовской области [9] психолого-педагогическая служба школы-интерната содействует сохранению и укреплению физического здоровья, а также психическому и личностному развитию воспитанников. Целью психолого-педагогической службы школы-интерната является создание условий, компенсирующих трудности развития и обеспечивающих личностное становление, сохранение здоровья и успешную социальную адаптацию всех воспитанников.

Задачами психолого-педагогической службы школы-интерната являются:

- содействие созданию социально-психологических условий, способствующих достижению максимально возможного результата в обучении и оздоровлении воспитанников школы-интерната;

- обеспечение индивидуального подхода в лечебно-образовательном процессе на основе психологического изучения особенностей воспитанников;

- обеспечение профилактики девиантного поведения подростков, суицидов, правонарушений, а также развитие психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума;

- оказание своевременной адресной психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в интернате;

- повышение психологической компетентности всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей, сотрудников, администрации).

Основные направления деятельности психологической службы: психопрофилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

Педагог-психолог, являясь членом психолого-медико-педагогического консилиума школы-интерната, изучает личность воспитанника с целью определения реальных учебных возможностей, состояния психического здоровья и выработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы сопровождения воспитанника.

Психолого-педагогическая помощь воспитанникам санаторной школы-интерната №18 осуществляется по следующим направлениям.

1. Коррекция девиантного поведения.

На основе использования диагностических методик проводятся тренинги для подростков и их родителей по программе Г.И. Макартычевой. Программа направлена на работу с подростками с отклоняющимся поведением и включает в себя следующие разделы: тренинг личностного самопознания, тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний, тренинг самоопределения и достижения жизненных целей, тренинг «Я — хороший родитель».

2. Профилактика противоправного поведения и проявления экстремизма подростков по программе Л.Я. Хоронько.

Программа направлена на формирование личностных качеств подростков, позволяющих рационально оценивать рисковую ситуацию, принимать самостоятельные решения, исходя из необходимого комплекса правовых знаний, аргументировать собственную позицию, соблюдая права других.

3. Адаптация воспитанников школы - интерната «Я в мире» по программе Д.Ж. Арибжа-новой и Н.В. Бабич.

Программа направлена на предупреждение трудностей в обучении, воспитании и социализации воспитанников. Целью программы является адаптация воспитанников к изменяющимся условиям жизни и окружающего мира, а также к внутренним процессам развития необходимых социально и личностно-значимых качеств подростков. Она включает в себя диагностические мероприятия, тренинги, лекции и семинары, направленные на развитие у воспитанников школы-интерната позитивной адаптации к жизни путем формирования, коррекции и компенсации социально-значимых качеств личности.

4. Цикл уроков психологии «Я - подросток» для учащихся 7-9 классов по программе А.В. Микляевой.

Целью данной программы является расширение представлений подростков о себе и приобретение нового опыта взаимодействия с социумом.

5. Проведение тренинга развития толерантности по программе А. Л. Фурсановой. Тренинг направлен на формирование толерантности как качества личности и включает в

себя 11 занятий, направленных на развитие самосознания через соотнесение себя с другим человеком, восприятие другими людьми, результаты собственной деятельности, собственные внутренние ресурсы и потенциалы.

Таким образом, мы можем оказать существенную помощь детям только тогда, когда взаимодействуем с ним на глубоком личностном уровне как два равноправных и достойных уважения человеческих существа, когда мы воспринимаем ребенка как личность, способную к выбору своего собственного направления в жизни. Только в таком случае происходит по-настоящему глубокая встреча и поддержка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гаврилова Т.П., Снегирева Т.В. К итогам работы в группах К. Роджерса и Р. Сэнфорд. Сообщение I. Принципы гуманистического общения и опыт освоения их в групповом взаимодействии // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1989, N 2,- с.4-8.

2. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, N 2, - с. 48-58.

3. Роджерс Н. «Экспрессивная человекоцентрированная психотерапия». М., 2007.- 312 с.

4. Скуднова Т.Д. Человекоцентрированная модель подготовки специалистов психолого-педагогического образования. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2014. № 2. С. 168-173.

6. Скуднова Т.Д., Кобышева Л.И., Шалова С.Ю. Психолого-педагогическая антропология. М.-Берлин, 2018. -356 с.

7. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его роль в обновлении современного образования. Тезисы выступления на Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, 01 июня 2010.

8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. ПСС, т.5, М., 1998. - 776 с.

9. http://base.garant.ru/ Положение о психологической службе образования Ростовской области.

А. С. Малиева

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОТЕРПЕВШИХ ОТ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация. Статья затрагивает актуальные вопросы проблемы изучения личности потерпевших от сексуальных преступлений. Проведен анализ литературы по данной проблеме и выделены аспекты исследования личности потерпевших по делам о сексуальных преступлениях.

Ключевые слова: потерпевший, сексуальные преступления, личность, виктимное поведение.

A.S. Malieva

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL PROBLEMATICS OF STUDY OF PERSONS

OF VICTIMS OF SEXUAL CRIMES

Annotation. The article raises topical issues of studying the personality of victims of sexual crimes. The literature on this issue has been analyzed and aspects of the investigation of the poor victim's identity in sexual crime cases have been identified.

Key words: victim, sexual crimes, personality, victim behavior.

Как известно, психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего и воспитания у людей морально-волевых качеств, которые явились бы достаточной защитой от преступного посягательства. Психология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, социальной психологией и психологией личности.

Чем более значительна роль поведения потерпевшего в происхождении преступления, тем менее интенсивна антисоциальная ориентация личности преступника. В преступлениях против личности такая зависимость выступает нагляднее, потому что в психологическом механизме совершения преступления большое значение приобретают эмоции преступника, возрастающие порой до степени аффекта, так как воздействие потерпевшего воспринимается им через личную значимость.

При психологическом анализе личности потерпевшего следует иметь в виду, что около 80 % преступлений против личности совершается лицами, которые связаны с потерпевшим родственными, интимными и другими близкими отношениями, и преступление является конечной фазой конфликта, возникшего в результате этих отношений.

Детальное психологическое исследование личности потерпевшего и личности преступника необходимо для выявления причин ситуации конфликта, путей его преодоления и профилакти-рования.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Это одна из центральных фигур предварительного следствия и рассмотрения дела в суде, если речь идет о преступлении против личности: убийстве, телесном повреждении, изнасиловании, краже, грабеже, разбое, автотранспортном происшествии или хулиганстве. Преступление совершается при взаимодействии двух личностей, - людей, один из которых на стадии расследования признается обвиняемым, а другой - потерпевшим. Основное внимание, естественно, обращено на первого из них, поскольку определяется его вина, ответственность, решается его судьба. Все это может быть сделано лишь при детальном изучении личности обвиняемого, конкретных обстоятельств, которыми сопровождалось преступление. Однако эти конкретные обстоятельства, причины, условия преступления не могут быть раскрыты полностью, если во внимание не принимается личность потерпевшего. Очень часто преступные действия обвиняемого вызываются неправомерными, неосмотрительными или просто легкомысленными действиями потерпевшего. Его поведение, относящееся к объективным признакам состава преступления, может влиять на вину обвиняемого, а иногда и вообще исключать ее (необходимая оборона).

Некоторое время назад в научной литературе и на практике наблюдалась недооценка роли личности потерпевшего, так как его односторонне рассматривали как носителя только своих лич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.