Научная статья на тему 'Практика организации процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях центра помощи детям'

Практика организации процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях центра помощи детям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
649
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / A CONDITION OF SOCIALISATION OF CHILDREN-ORPHANS / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / A CONDITION OF SOCIALISATION CHILDREN WHO HAVE REMAINED WITHOUT CARE OF PARENTS / SOCIALISATION OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дашко К.Е.

Исследование направлено на изучение организации процесса социальной адаптации детей-сирот в условиях центра помощи детям. В работе проанализированы задачи работы центра помощи детям, мероприятия по созданию условий для гармоничного развития личности воспитанника-выпускника и его успешной интеграции в социуме. В статье представлены результаты диагностики успешности социальной адаптации детей подросткового возраста в ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF ORGANIZATION OF SOCIAL ADAPTATION PROCESS CHILDREN ORPHANS AND CHILDREN REMAINED WITHOUT PARENTAL TRAINING, IN THE CONDITIONS OF THE CENTER FOR ASSISTANCE TO CHILDREN

Research is directed on studying of the organisation of process of social adaptation of children-orphans in the conditions of the centre of the help to children. In work problems of work of the centre of the help to children, actions for creation of conditions for harmonious development of the person of the pupil-graduate and its successful integration in society are analysed. In article results of diagnostics of success of social adaptation of children of teenage age in GKUCO RO the Taganrog centre of the help are presented children № 17

Текст научной работы на тему «Практика организации процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях центра помощи детям»

методов и приемов, которые влияют на характер преподавательской деятельности. Особенно информационная культура педагога является необходимой в форме дистанционного обучения.

Уместным завершающим высказыванием к статье является цитата К.Э. Циолковского: «К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества». А ИКТ являются одним из лучших и современных способов обучения, пробуждения и развития детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глушань В.М., Бузняков А.Ю., Бузнякова Е.С. Дидактические принципы обучения в условиях возрастающей роли ИКТ в образовательном процессе//Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии/ Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 4, г. Уфа, 2017. с. 40-45

2. Сибирский В.К., Степанов В.Г. Компьютерные технологии в науке и образовании. http://www.studfiles.rU/preview/1639370/page:3/2.

3. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник для бакалавров/ Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 304 с.

4. Сохатюк Ю. В. Использование виртуальных лабораторий - фактор повышения качества и эффективности формирования профессиональных компетенций у студентов [Текст] / Ю. В. Со-хатюк // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 146-150.

5. Глушань В.М. Виртуальные лаборатории в образовательном процессе. Вестник Таган-го государственного педагогич. ин-та. Физико-математические науки. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед.ин-та имени А.П. Чехова, 2014. - № 1.

К.Е. Дашко

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Аннотация. Исследование направлено на изучение организации процесса социальной адаптации детей-сирот в условиях центра помощи детям. В работе проанализированы задачи работы центра помощи детям, мероприятия по созданию условий для гармоничного развития личности воспитанника-выпускника и его успешной интеграции в социуме. В статье представлены результаты диагностики успешности социальной адаптации детей подросткового возраста в ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 17.

Ключевые слова: социальная адаптация, социализация личности, условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

K.E. Dashko

Abstract. Research is directed on studying of the organisation of process of social adaptation of children-orphans in the conditions of the centre of the help to children. In work problems of work of the centre of the help to children, actions for creation of conditions for harmonious development of the person of the pupil-graduate and its successful integration in society are analysed. In article results of diagnostics of success of social adaptation of children of teenage age in GKUCO RO the Taganrog centre of the help are presented children № 17.

Key words: social adaptation, socialisation of the person, a condition of socialisation of children-orphans and children who have remained without care of parents.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из важнейших составляющих процесса формирования личностных качеств выпускника детского дома, обеспечивающих адекватную расстановку жизненных приоритетов и способствующих его становлению как полноправного члена общества [6, 9]. Практика показывает, что, выходя из детского дома, воспитанники попадают в сложные для них, незнакомые условия самостоятельной организации жизни и испытывают социальную дезадаптацию. Уровень их социального интеллекта зачастую довольно низок, это мешает им понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать нормам и правилам. Для таких подростков характерны низкая социальная активность, неопределенность жизненных перспектив, размытость ценностей, недостаточная ответственность за собственное поведение, потребительская позиция по отношению к другим людям и обществу в целом, что может иметь следствием нежелание учиться и работать, бродяжничество, злоупотребление алкоголем и наркотиками, попадание в криминогенные структуры. При дефици-

те внимания взрослых даже дети, воспитываемые в семьях, могут проявлять суицидальное поведение [5], еще чаще оно вследствие родительской депривации и недостаточной психолого-педагогической помощи может иметь место у воспитанников интернатных учреждений. Из-за отсутствия социально-педагогической помощи и патронажа дети, лишенные родительского попечительства, совершают около 10-12 % всех правонарушений и преступлений в стране [1].

В специальной литературе [13, 14, 15 и др.] выделяются факторы трудностей социализации детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях: социальная изоляция, ограниченность социальных контактов; родительская депривация (полная - при отсутствии проживания в родительской семье, частичная с негативным родительским влиянием - при поступлении в интернат из неблагополучных семей), организационные условия в интернате (переполненность групп воспитанников, жесткость регламентации и дисциплинирования со стороны педагогов, отсутствие приватной зоны для воспитанника, преобладание коллективной жизни над личной, частая смена воспитателей, недостаточная компетентность педагогов для работы с детьми-сиротами). Работа по социальной адаптации детей и подростков, лишенных родительского попечительства предъявляет особые требования к квалификации социальных педагогов [6, 9, 13], педагогов-психологов [3, 7, 11, 16], воспитателей детских домов и центров помощи детям [8, 14, 15].

В. С. Мухина считает, что проживание в интернатных учреждениях накладывает своеобразный отпечаток на три сферы социализации: деятельность (недостаток самостоятельности, саморегуляции, вариативности в разных жизненных условиях), общение (отсутствует общение с родителями, ограничено со сверстниками и взрослыми, деформировано общение в широком социуме), самосознание (проблемы оценивания себя, самоидентичности, учета личных перспектив) [12]. У многих воспитанников проявляется негативистическая демонстративность, аутоагрессия, несфор-мированность средств общения [4].

Представим деятельность педагогического коллектива ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 17 по организации социальной адаптации воспитанников.

Детский дом был основан в 1959 году как школа-интернат №17 г. Таганрога, в 1991 году школа-интернат была реорганизована в Детский дом №17 г. Таганрога, а впоследствии (2015 г.) -в центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Общая цель работы педагогического коллектива ГКУСО РО Таганрогского центра помощи детям № 17 - обеспечение условий, максимально приближенных к домашним, способствующих всемерному развитию личности каждого воспитанника, защите прав и законных интересов воспитанников, их социальной адаптации и интеграции современный социум.

Главные задачи работы центра:

1) создание оптимальных условий для развития каждого воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей;

2) оказание помощи в построении жизненных перспектив и профессиональном самоопределении воспитанников;

3) активизация работы по предупреждению делинквентного и девиантного поведения воспитанников центра посредством оптимизации правового просвещения и организации дополнительного образования;

4) привитие навыков здорового образа жизни, охрана и укрепление здоровья воспитанников;

5) развитие самоуправления воспитанников.

6) нравственное воспитание и повышение культуры межличностного общения воспитанников;

7) обеспечение гарантий социальной защиты (выплата алиментов, пенсий, пособий, контроль за сохранением прав собственности на жилье, имущественных прав воспитанников);

8) психолого-педагогическое сопровождение и медико-психолого-педагогическая реабилитация;

9) социальная адаптация воспитанников, предупреждение дезадаптации;

10) защита прав и интересов воспитанников (жить и воспитываться в семье, общаться с родственниками, получать патронатное воспитание и др.)

11) формирование гражданской позиции воспитанников, чувства патриотизма.

В учреждении созданы необходимые условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к условиям содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Созданы условия, приближенные к домашним.

Для организации проживания воспитанников оборудованы 8 групповых блоков-квартир, которые расположены изолированно друг от друга. В каждой группе не более 8 человек. В группы дети помещаются по семейным признакам. Категория детей разновозрастная. Групповые помещения укомплектованы по принципу квартиры, где имеется прихожая, гостиная, комната для учебных занятий, спальные помещения, оборудованы комфортные санитарно-гигиенические помеще-

ния. Учебные комнаты оборудованы необходимой мебелью для подготовки домашних заданий. Имеются компьютеры. У каждого воспитанника есть свое рабочее место. В группах для проведения семейных праздников, чаепитий, мероприятий есть вся необходимая посуда для сервировки стола и праздничного украшения группы.

В учреждении имеется библиотека с читальным залом, оборудованная компьютерами с выходом в сеть интернет. Библиотечный фонд составляет более 9578, который постоянно пополняется и обновляется. За 2015 год библиотечный фонд пополнился на 150 экземпляров справочной, научно-познавательной и художественной литературой.

Актовый зал учреждения - любимое место воспитанников, который используется для проведения праздников, конкурсов, игровых программ, дискотек, репетиций. В зал проведен интернет, что позволяет в выходные дни организовывать работу домашнего кинотеатра.

В учреждении имеется физкультурный зал, который оснащен современными тренажерами (силовые тренажеры, электронные беговые дорожки, велотренажеры) и спортивным инвентарем. На территории центра оборудована спортивная площадка, которая включает в себя футбольную, волейбольную, баскетбольную площадки, есть дорожки для езды на велосипедах и скейтбордах, турники, где воспитанники самостоятельно, а также под руководством педагогических работников могут играть в футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, заниматься легкой атлетикой, кататься на велосипедах.

В учреждении оборудован кабинет парикмахерской. В штат сотрудников введена единица профессионального мастера. Дети имеют возможность дополнительно получать элементарные навыки парикмахерского искусства.

По состоянию на 01.01.2016 в Таганрогском центре помощи детям № 17 находились 22 воспитанника, из них 6 девочек и 16 мальчиков. Проживание воспитанников организовано по принципам семейного воспитания в трех воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания по квартирному типу.

В центре создана атмосфера психологической защищенности, способствующей развитию индивидуальности каждого воспитанника, которая обеспечивается демократичностью общения педагогов и воспитанников, особой чуткостью, внимательностью педагогического коллектива к нуждам и потребностям детей. Основными направлениями воспитательной деятельности центра являются:

1. «Семья и семейное воспитание». Цель: Формирование чувства ответственности перед своей семьей и подготовка к выполнению супружеских ролей в будущем.

2. «Правовое воспитание и профилактика противоправного поведения». Цель: Формирования правового самосознания и социального поведения у воспитанников центра.

3. «Профессиональная ориентация». Цель: Подготовка воспитанников центра к профессиональному выбору и технологии активных действий на рынке труда.

4. «Социализация воспитанников и выпускников центра». Цель: Функционирование центра как открытого образовательного пространства.

5. «Саморазвитие и самовоспитание». Цель: Создание условий в центре для саморазвития и самовоспитания воспитанников.

Культурно-досуговая деятельность детей и подростков, воспитывающихся в центре, включает разнообразные мероприятия: как традиционные, связанные с календарными датами, так и разрабатываемые сотрудниками центра - интеллектуальные состязания, развивающие игры, спортивные соревнования, встреч с интересными людьми. Дети занимаются концертной деятельностью, участвуют в различных соревнованиях, выставках, посещают театры и кинотеатры города.

На воспитательных часах педагогами учреждения активно используются интерактивные методы воспитания и обучения, проводятся занятия в игровой форме, психогимнастика, релаксационные минуты, физкультминутки, упражнения на развитие познавательных процессов, беседы, тренинги, круглые столы по формированию здорового образа жизни, духовной и физической культуре.

Воспитательная система учреждения развивается посредством скоординированной деятельности специалистов центра по достижению единой цели. Каждый педагог работает в тесном контакте с администрацией, педагогом-психологом, социальным педагогом, решая поставленные цели и задачи, которые способствуют достижению результатов в интеллектуальном, психическом, физическом и нравственном развитии каждого воспитанника. Большое внимание уделяется новым формам проведения досуга, повышению творческой активности, использованию информационно-коммуникационных технологий.

На протяжении нескольких лет педагогическому коллективу удается успешно справляться с педагогической запущенностью воспитанников. Выстроена система самоподготовки, дополнительных занятий по предметам. На каждого ребенка заведена карта индивидуального комплексного сопровождения, где обобщается вся информация обследования и рекомендаций специалистов,

ставятся цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Большое значение уделяется контролю рациональности учебной нагрузки школьников, исключению учебных перегрузок, которые, как показывают исследования психологов [2, 15, 16 и др.], ведут к невротизации ученика.

В учреждении создана служба постинтернатного сопровождения, которая включает в себя объединение специалистов разного профиля, в частности, в состав службы входят директор, зам. директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, воспитатели. Участниками службы сопровождения являются также воспитанники, родственники воспитанников. Данная служба обеспечивает эффективное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка не только во время его проживания в центре, но также в постинтернатном периоде и после его выпуска в самостоятельную жизнь.

Данная служба призвана создать оптимальные условия для позитивной социализации, самореализации выпускников центра и их подготовки к выходу в самостоятельную жизнь. Служба организует правовые консультации выпускников, содействует в определении места и условий будущего проживания выпускников, оказывает нуждающимся помощь в постановке на квартирный учет, помогает устранять проблемы несвоевременных выплат причитающихся выпускникам (пенсии, алименты, пособия, дотации), проводит диагностику потребностей воспитанников в профориентационной и психологической помощи; осуществляет помощь в профессиональном самоопределении, трудоустройстве, приобретении необходимой квалификации; содействует в медицинской, психологической и социальной реабилитации.

В центре постоянно осуществляются мероприятия по созданию условий для гармоничного развития личности воспитанника-выпускника и его успешной интеграции в социуме:

- на каждого выпускника разработаны ИПС (индивидуальные программы сопровождения);

- сформирован и ведется Банк данных выпускников с предоставлением сведений в органы опеки и попечительства территории;

- выпускникам вручаются памятки о государственных и общественных организациях, в которые они могут обратиться за оказанием помощи в трудных жизненных ситуациях, а также о всех льготах и социальных гарантиях установленных для указанной категории.

Педагогическим коллективом центра реализуется программа «Мы - рядом, мы - вместе», направленная на:

- повышение выпускниками юридической грамотности (разъяснение, куда следует обращаться по той или иной проблеме; оказание помощи выпускникам в умении реализовывать свои права, мотивировать выпускников на самостоятельное решение возникающих вопросов);

- оказание консультации со стороны медицинского персонала детского дома;

- оказание помощи выпускникам в составлении ходатайства, жалобы, исковых заявлений;

- оказание помощи в получении, замене, восстановлении утраченных документов, помощь в получении жилья, отстаивании прав на закрепленное жилье, права на соответствия жилья всем нормам и требованиям;

- проведение мероприятий по трудовой адаптации, что позволяет выпускникам решить вопросы трудоустройства и быть полноправным, материально независимыми членами общества.

Основной целью работы психологической службы ЦПД №17 является адаптация и социализация личности ребенка в условиях центра. В связи с основной целью решаются следующие задачи:

- развитие личностного и интеллектуального потенциала воспитанников на каждом возрастном этапе;

- обеспечение индивидуального подхода в обучении в соответствии с интеллектуальными особенностями и возможностями воспитанников;

- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом развитии воспитанников;

- формирование у воспитанников ответственности, уверенности в себе, активной жизненной позиции без ущемления прав и свобод другой личности. Работа психолога осуществляется по следующим направлениям:

- диагностика;

- консультирование;

- коррекция;

- просветительская работа.

Кроме перечисленных выше видов деятельности в этом направлении (коррекционно-развивающем) педагогическим коллективом центра проводится следующая работа:

- тренинги с воспитанниками младшего и подросткового возраста с целью сплочения коллектива воспитанников;

- при проведении индивидуальных и групповых занятий со всеми возрастными категориями воспитанников используются современные инновационные формы работы, такие как: музыкоте-рапия, арттерапия, глинотерапия (работа с тестом), обучение навыкам релаксации, работа с позитивным мышлением;

- в кабинете психолога постоянно действует и обновляется выставка-блокнот мудрых мыслей, которая приглашает к внутреннему размышлению каждого читающего. Действует «Забор психологической разгрузки», где воспитанникам предлагается «разгрузиться» и написать все, что угодно.

В учреждении сложилась система дополнительного образования, которая является необходимым условием для личностного роста воспитанников, формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности каждого ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.

В центре работают:

• музыкальный кружок «Поющие сердечки» (руководитель Н.И. Доманская);

• вокально-инструментальный ансамбль (руководитель А. П. Апанасенко);

• театральный кружок «Таланты в каждом из нас» (руководитель А. О. Сипиева);

• творческая мастерская «Полет фантазии» (руководитель М.А. Восканян, Т.П. Ковалева);

• студия информационных технологий (руководитель Т.В. Козуб);

• секция по борьбе самбо (руководитель Ю.Г. Сухань)

Социальная адаптация в условиях детского дома - это:

- осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

- самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям;

- адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

- гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников;

- активное участие в жизни детского коллектива;

- удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

Таким образом, можно сказать, что в ЦПД № 17 проводится систематическая и целенаправленная работа для всестороннего развития воспитанников, их социальной адаптации.

Рассмотрим результаты диагностики успешности социальной адаптации детей подросткового возраста в ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 17. Мы использовали модифицированную карту социально-педагогического наблюдения (В.В. Гура) [10], отражающую основные направления становления личности в процессе её разнообразного взаимодействия с социальным окружением. Максимальные оценки в 5 баллов получают индивиды, у которых направление развития наиболее успешно, минимальное количество баллов - 1, присваивается наиболее низкому уровню развития данного направления социализации. Диагностика была проведена с воспитанниками центра в возрасте 11-18 лет, всего 20 человек (14 мальчиков и 6 девочек). В ходе диагностического исследования мы предложили педагогам, воспитателям, работающим с этими детьми, заполнить карту диагностики успешности социальной адаптации по каждому ребенку. С целью получения объективных данных в экспертной работе приняли участие 4 человека. Оценки варьровали от 1 (минимальный показатель адаптированности) до 5. Представим средние баллы оценки успешности социальной адаптации:

- выбор вида деятельности - 2,9;

- социальные контакты - 3,0;

- учебная деятельность - 2,3;

- ориентация в культуре - 3,5;

- профессиональная самореализация - 2,7;

- физическое развитие - 3,0;

- межличностные отношения - 2,4;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- материальный план - 2,1;

- ориентация в информационных технологиях - 3,6;

- творческая самореализация - 3,5.

Анализ полученных результатов по шкале «Успешность в выборе вида деятельности» позволяет сказать, что у 3 человек (15%) вид деятельности не выбран и не намечается; 2 подростка (10%) имеют смутное представление о том, чем бы можно было бы заняться после окончания обучения в школе; 11 человек (55%) имеют представление о нескольких видах деятельности, но затрудняются отдать предпочтение какому-либо одному; у 3 (15%) имеется выбранный вид деятельности, который явно предпочтителен остальным; у 1 человека (5%) имеется глубокая уверенность, что он создан для выбранного вида деятельности.

По шкале «Успешность социальных контактов» были получены следующие результаты: 7 подростков (35%) в большинстве случаев испытывают трудности в установлении контактов, у них

имеется единственный близкий человек из числа близких родственников; у 7 воспитанников (35%)существует один-два близких человека, с остальными они испытывают трудности общения; 4 подростка (20%) не испытывают трудностей общения только с людьми своего круга и уровня развития; а 2 подростка (10%) обладают высоким уровнем общительности, не испытывают проблем с коммуникацией.

Шкала «Успешность в учебной или профессиональной деятельности» педагогами была охарактеризована следующим образом: 4 ученика (20%) демонстрируют низкую способность к обучению и овладению какой-либо профессиональной деятельностью; 7 подростков (35%) обладают склонностью к некоторым конкретным наукам и конкретным видам деятельности; 7 подростков (35%) обладают способностями к гуманитарным и естественным наукам, демонстрируют способности к деятельности в какой-либо одной области; 2 человека (10%) демонстрирует способности к учению, легко обучается сложным профессиональным деятельностям; и ни у одного подростка педагоги не отметили высокую результативность обучения и способность к высококвалифицированной и интеллектуальной деятельности.

По шкале «Успешность ориентации в культуре» мы получили следующие результаты: 1 человек (5%) демонстрирует активное неприятие культуры; 3 подростка (15%) проявляют невежество и непонимание культуры; 3 человека (15%) проявляют слабый интерес к какому-то одному виду искусства; 12 человек (60%) проявляют общий интерес к культуре; и 1 воспитанник (5%), по мнению педагогов, проявляет большой интерес к культуре, свободно ориентируется в истории культуры.

По шкале «Успешность в профессиональной самореализации»: 3 человека (15%) не имеют представления о виде деятельности, которым бы хотели заниматься; 7 человек (35%) имеет смутные желания и фантазии по поводу будущего рода занятий; 5 подростков (25%) имеют некоторый опыт в деятельности, которой хотели бы заняться; 4 человека (20%) имеют реальный опыт деятельности, которая нравится; 1 подросток (5%) имеет реальные достижения в профессиональной области, которые подтверждают правильность её выбора.

«Успешность в физическом развитии» педагоги оценили так: 2 детей (10%) не следят за собственным здоровьем, имеют устойчивые вредные привычки; 4 подростка (20%) не занимаются спортом, предпочитают пассивный отдых; 6 детей (30%) под воздействием окружающих иногда занимаются спортом; 7 человека (35%) занимаются физкультурой, но несистематично, не имеют вредных привычек; 1 человек (5%) осознанно ведет здоровый образ жизни, регулярно занимается физкультурой

При оценке «Успешности в сфере межличностных отношений» были получены следующие данные: 2 воспитанника (10 %) не испытывали дружеских чувств и любви в детстве, циничны; 11 детей (55%) испытывали нежные чувства в детстве к одному из близких родственников, но не имеют близких людей в настоящем; 4 детей (20%) склонны к многочисленным поверхностным, ситуативным знакомствам, которые считают дружбой; 3 подростка (15%) имеют опыт длительной и глубокой дружбы; ни один воспитанник школы-интерната, по мнению педагогов, не считает нормой близкие дружеские отношения, а любовь высшим проявлением человеческой близости, любит - любим, имеет близких друзей.

«Успешность в материальном плане» сложно было оценить, т.к. дети находятся на обеспечении государства, поэтому не все из предложенных параметров оценки нашли свое отражение в экспертных оценках педагогов. Тем не менее, оценки распределились следующим образом: 5 подростков (25%) всегда испытывают материальные затруднения, чувство стыда из-за них и зависть к обеспеченным; 9 человек (45%) испытывают материальные затруднения, но привыкли с ними смиряться; 5 человек (25%) в результате разумной экономии имеют необходимые средства для собственных потребностей; 1 подросток (5%) имеет возможности зарабатывать достаточное количество материальных средств для удовлетворения потребностей, но недостаточно для желаний.

«Успешность ориентации в современном мире приборов и информационных технологий» была оценена педагогами следующим образом: 12 человек (60%) владеют основами современной техники, имеют мобильный телефон, имеют представление о работе с компьютером; 5 человек (25%) умеют пользоваться популярными прикладными компьютерными программами; 3 подростка (15%) свободно владеют компьютером на уровне пользователя, могут пользоваться электронной почтой и Интернетом.

По шкале «Успешность в творческой самореализации» оценки педагогов распределились так: у подростков (10%) нет никаких творческих увлечений; у 3 человек (15%) существуют поверхностные увлечения; у 4 (20%) существуют неустойчивые творческие увлечения; у 8 (40%) отмечены определенные творческие увлечения, к которым обращается время от времени; у 3 (15%) существуют области творческих увлечений, в которых успешно осуществляется творческая самореализация.

Мы посчитали средний балл по всем показателям успешности социальной адаптации вос-

питанников. Наиболее высокие результаты были получены по показателям «Ориентация в культуре», «Ориентация в современном мире приборов и информационных технологиях», «Творческая самореализация»; средние баллы по показателям «Выбор вида деятельности», «Социальные контакты», «Профессиональная самореализация», «Физическое развитие»; наиболее низкие баллы по показателям «Учебная деятельность», «Межличностные отношения», «Успешность в материальном плане».

На наш взгляд средние и низкие показатели успешности социальной адаптации воспитанников обусловлены следующим:

- в качестве основных особенностей общения детей со взрослыми в условиях центра можно назвать дефицит контактов, их эмоциональную бедность и однообразие содержания, в основном направленного на регламентацию поведения воспитанников. Причины искажения общения воспитанников со взрослыми могут быть связаны с частой сменяемостью взрослых, когда нет непрерывности отношений и опыта общения с одним человеком, в педагогической позиции персонала, когда воспитанник выступает в качестве объекта заботы, воспитания и обучения, в отличие от «событийной позиции».

Постоянная регламентация поведения воспитанников центров помощи и ограничение возможности соучастия в сложной и разнообразной деятельности взрослых, с одной стороны, обуславливают снижение социальной чувствительности у них к оттенкам поведения взрослых, с другой стороны - сдерживают проявление их социальной активности, сужают сферу реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта. В данной ситуации события жизни детей-сирот не становятся частью опыта, а остаются в памяти как формальное знание о том, «как надо делать». Этот феномен был назван А.Е. Лагутиной и О.Е. Смирновой «отчуждением своего опыта» [8];

- особенности общения воспитанников центров помощи со сверстниками, по мнению педагогов и психологов, связаны с их безусловной принадлежностью к одной и той же достаточно узкой группе сверстников, которой они не могут предпочесть какую-либо другую группу, как это может сделать ребенок из семьи;

- воспитанники центров помощи детям оказываются лишенными естественного социального окружения, а следовательно, и условий для формирования навыков позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В результате недостатка социального опыта у них не развивается умение организовывать и контролировать свои контакты, способность осознавать социальные нормы и планировать свое поведение.

Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (благополучная семья, положительные друзья, соседи и т.д.), ограниченность социальных связей воспитанников центра приводит к тому, что представление о социальных ролях формируется на основе противоречивой информации, получаемой из различные источников, и часто возникает иллюзорный «образ» роли.

Длительное пребывание в детей-сирот на полном государственном обеспечении, в искусственно благополучных условиях центра способствует формированию ложного представления о своей социальной роли как сироты. Эта роль впоследствии реализуется человеком в течение всей его жизни и проявляется в иждивенческой позиции, дети находятся на обеспечении государства, следовательно, не имеют достаточного опыта получения и распределения материальных средств.

Проблемы социальной адаптации воспитанников центов помощи детям обусловлены не только спецификой условий жизни в государственных учреждениях, но и пополнением центров за счет детей из неблагополучных семей, уже имеющих негативный социальный опыт. Своеобразная закрытость центов, ограниченность социальных связей воспитанников, их субкультурная изолированность и психологическое отчуждение в отношениях с открытым обществом в свою очередь обуславливают их особую подверженность негативным влияниям и создают благоприятные условия для распространения негативного опыта.

Подводя итоги диагностического исследования, можно сделать вывод о том, что уровень успешности социальной адаптации у почти 35% воспитанников недостаточен для самостоятельной жизни: отмечаются низкие показатели сформированности потребности в общении и достижении, успешности в учебной деятельности, в выборе вида деятельности и профессиональной самореализации. Эти воспитанники центра проявляют неготовность или нежелание продолжать учебно-профессиональную деятельность, самостоятельно ориентироваться в новых жизненных ситуациях и планировать свою жизнь, взаимодействовать с социумом, вести здоровый образ жизни. Достаточный уровень социальной адаптации наблюдался у 55,5% воспитанников центра и высокий уровень - у 9,5 % воспитанников.

Данные диагностики говорят о том, что деятельность педагогического коллектива ЦПД № 17 г. Таганрога по социальной адаптации воспитанников на основе учета индивидуальных психофизических особенностей воспитанников, использования отечественных традиций и современного опыта в области воспитания, развития гуманистических принципов, активного включения в проектную деятельность приносит положительные результаты - в целом, успешно идет процесс соци-

альной адаптации воспитанников, у большей части воспитанников достаточно высокий уровень активности и самостоятельности, ответственности за качество знаний.

В то же время, на основании результатов психолого-педагогической диагностики успешности социальной адаптированности воспитанников и наблюдений за детьми во время учебной и внеучебной деятельности, а также бесед с воспитанниками и воспитателями можно выделить ряд наиболее острых социальных, социально-педагогических и психологических проблем, затрудняющих процесс социальной адаптации воспитанников. Наиболее острыми являются такие проблемы значительной части воспитанников, как социальный инфантилизм, недостаточная готовность к жизненному самоопределению и построению перспектив будущего трудоустройства, неумение предвидеть последствия своих решений и действий, несформированность некоторых важных социально-бытовых навыков, недостаточность умений по самоорганизации досуга, недостаточность самоконтроля и самодисциплины в целом. Социальная адаптация детей-сирот, воспитывающихся в центре помощи, будет успешной при условии сформированности смысложизненных перспектив воспитанников, их профессиональных планов и намерений, обеспечения у них основных социально-бытовых умений и навыков, реализации культуры социальных контактов, принятии ценностей здорового образа жизни, формирования позитивной «Я-концепции».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Газарян А. Социальная адаптация детей-сирот: краткий обзор вопроса. 2013. [Электронный ресурс]// URL:http://www.detdom.info/news/socialnaya-adaptaciya-detey-sirot- kratkiy-obzor-voprosa (дата обращения 20.02.2012)

2. Ефремова О.И. Психологическое консультирование учителей общеобразовательной школы по проблемам реализации здоровьесберегающего потенциала образования //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № S5.- С. 31-35.

3. Ефремова О.И. Уровни и показатели готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду// Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. №1. С. 146-151.

4. Ефремова О.И., Кобышева Л.И. Педагогическая психология. М.-Берлин: «Директ-Медиа», 2017. - 172 с.

5. Ефремова О.И., Ситчихина Н.А. Психологическое сопровождение детей и подростков со склонностью к суицидальному поведению в детских оздоровительных центрах //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 12. С. 161-165.

6. Кобышева Л.И. Организация социально-педагогической деятельности студентов-волонтеров в условиях вуза //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 9.- С. 134-140

7. Кобышева Л.И. Психолого-педагогические особенности психокоррекционной работы с детьми и подростками // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/43PSMN416.pdf (дата обращения 20.02.2018)

8. Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия. Ред-сост. В.С. Мухина, М., 2001. -223 с.

9. Могутова Е.В. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2012. [Электронный ресурс]// URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/adaptaciya-detey- sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley (дата обращения 20.02.2018)

10. Молодцова Т.Д., Гура В.В, Ефремова О.И. и др. Психолого-педагогические аспекты социализации личности. Таганрог. Издательство ТГПИ. 2006. - 300 с.

11. Молодцова Т.Д., Кобышева Л.И., Шалова С.Ю. Подготовка студентов вуза к работе с дезадаптированными детьми и подростками. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 148 с.

12. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа - Вопросы психологии, 2006, №1,- с.32-39.

13. Организационная и социально-педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации. // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В. - М., 2004. - 150 с.

14. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи - Вопросы психологии , 2002., № 2. -С. 24-35.

15. Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей и подростков в образовательных учреждениях / Отв. ред. О.И. Ефремова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед ин-та, 2008. - 247 с.

16. Становление готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду на этапе вузовского образования / Отв. ред. О.И. Ефремова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед ин-та имени А.П. Чехова, 2011. - 299 с.

С.А. Донских, В.А. Кремнев, Н.А. Кремнев ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАДРОВ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ ПАО «ГАЗПРОМ»

Аннотация. Непрерывное обучение кадров, повышение их квалификации - одна из основных задач любой компании. Но в разных организациях этот процесс организован по-разному. Где-то это контактная работа преподавателей с обучающимися, в других организациях упор делается на дистанционные формы. Учитывая масштабы и структуру ПАО «Газпром» совершенно очевидно, что здесь превалирует вторая форма, специфика которой и рассматривается в данной статье.

Ключевые слова: обучение кадров, повышение квалификации, учебный центр, формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.