Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАССА В РАМКАХ ФГОС ООО'

РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАССА В РАМКАХ ФГОС ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАССА В РАМКАХ ФГОС ООО»

Таблица 1.

Результаты исследования мотивации школьников

Ответы Количество учащихся %

Да 14 59

Нет 8 33

Затрудняюсь ответить 2 8

Результаты данного опроса представлены в виде рисунка 2.

8%

■Да

33% Нет

59%

■ Затрудняюсь

ответить

Рисунок 2. Результаты анкетирования.

Как показывают результаты анкетирования, большинству студентов понравились новые формы работы, и они хотели бы использовать их в дальнейшем.

Существует огромное количество приемов и форм работы, позволяющие сформировать критическое мышление. В данном эксперименте были применены несколько наиболее популярных и продуктивных форм работы, к тому же необходимо было учитывать возможность их применения на занятиях по химии. Каждый из приемов позволял разнообразить учебный процесс, который за-

частую состоит из одного вида деятельности: письменного или устного.

Список литературы

1. Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2011.-223с.

2. Калашникова Н.А. Методология формирования критического мышления у студентов вузов //Вестник ВолГУ. -2010.-№8.- С.25-26.

3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.метод.пособие: КАРО;Санкт-Петербург; 2009.-144с.

РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАССА В РАМКАХ ФГОС ООО.

Закон РФ «Об образовании» и госстандарт основного общего образования предусматривают сочетание традиционных и тестовых форм и методов диагностики качества усвоения знаний и умений. Важнейшим компонентом технологии обучения является тест как инструмент измерения уровня знаний, без которого нельзя не только выявить качество исполнения стандарта, но и оптимально управлять учебным процессом, без чего нельзя добиться качественного усвоения стандарта.

Перед учителем стоит проблема: «Как научить ребят учиться? Как повысить качество урока?» Совершенствуя методику преподавания предмета (геометрия), пришли к выводу, что очень

Попова Т.Г.

ГБОУ школа №644 Санкт-Петербург

важным компонентом современной технологии обучения является тест.

В 2013-2014 учебном году в Приморском районе Санкт-Петербурга организуется опытно -экспериментальная работа образовательных учреждений в рамках сетевого эксперимента районного ОО и университета ИТМО [2] по созданию «Районной системы управления качеством образования», занимающая разработкой инновационного продукта «Модель управления качеством образования с использованием информационно-коммуникативных технологий».

Наше образовательное учреждение (ГБОУ школа №644) в данном проекте занимается разра-

боткой контрольно-измерительных материалов по геометрии. Учитывая исследования В.П. Беспаль-ко [1], примем следующие критерии диагностического описания личности по В. П. Беспалько:

1. Широта (полнота) предмета.

2. Научный уровень - характеризует содержание обучения, на основе которого описываются учебные элементы.

3. Уровень усвоения или степень овладения содержанием обучения. Различают следующие степени овладения исходной информацией: а) узнавание; б) алгоритмическая деятельность по памяти; в) эвристическая деятельность; г) творческая деятельность.

Уровень усвоения используемых нами тестов ограничивается уровнями узнавания и алгоритмическим.

4. Следующий параметр - автоматизация, то есть скорость включения испытуемого в работу и скорость ее выполнения.

Л.С. Выготский писал [3] о том, что всякое обучение должно являться источником развития. Обучение, которое ориентируется на завершенные циклы развития, оказывается бездейственным с точки зрения общего развития ребенка, оно должно опираться не на созревшие, а на созревающие функции. Поэтому разработанные нами тесты не только носят контролирующий, но и развивающий характер. Выполняя задания, ученик демонстрирует ход работы мыслительных операций, предметные знания, а также умения самостоятельно разработать задания нарастающей сложности.

Как указывает В.М. Лизинский [4, С. 65]: «основным недостатком многих современных школьников является отсутствие видимых, осознаваемых, понимаемых целей и способности пошагово, твердо, упорно проявлять волевые качества для их достижения. Одним из педагогических шагов, позволяющих двигаться в этом направлении, может быть выстраивание системы усложняющих заданий». Нами разработаны варианты заданий с учетом двух вариантов усложнения (нарастания):

1) ученику необходимо предложить как можно больше оснований при выполнении каждого задания, тем самым происходит процесс усложнения (процесс нарастания заключается в том, что чем дальше ученик продвигаемся по решению заданий, тем сложнее осуществляется поиск оснований для выполнения каждого из них);

2) ученику необходимо правильно выполнить как можно больше подпунктов каждого задания (процесс нарастания заключается в том, что каждый из представленных подпунктов построен на использовании различных знаний математики, что соответственно снижает степень выполнения решения задачи в полном объеме).

В контрольно-измерительном материале по геометрии 9 класса все задания разбиты на блоки, которые в свою очередь разбиты на структурные составляющие системы (понятия):

Блок I. Векторы на плоскости Метод координат

Блок II. Треугольник

Блок III. Правильные многоугольники. Окружность и круг

Блок IV. Движение. Начальные сведения из стереометрии

Блок IV содержит пропедевтические сведения из стереометрии, которая отсутствует в государственной итоговой аттестации. Что является дополнительным контролем пройденного материала.

Вся типология контрольно - измерительного материала разного вида. Каждый вид задания по своему намечает цели. Если некоторые подходят для выяснения обязательно знания учащегося, другие виды определялись не только знания учащегося, но и творческие знания и навыки.

Виды заданий:

1. задания закрытой формы (с множеством выбором), в которых обучающийся выбирает правильный ответ из данных;

Под тестовым заданием с выбором одного правильного ответа понимают тестовые задание закрытой формы, в котором среди предложенных ответов лишь один правильный.

При составлении тестовых заданий наиболее существенным является подбор вариантов ответов, называемых неправильными, которые расположены рядом с правильными. Считается, что эти варианты должны быть "правдоподобными".

Современная практика показывает что, чаще всего можно встретить задания с одним правильным ответов, в которых предлагается 4 или 5 возможных ответов. Например, при использовании четырех вариантов ответов вероятность угадывания правильного ответа составляет 25%, а при пяти ответах -20%.

* I : 1-111. ■ .'1.11 1:1 и I I. . I и. ...... . и-.и: ::: :п:. и.-: щ чи .1 | -и

И г а

1 5 10

2 4 Я 2-Я

3 зЛ 6 6

;

2 >]

2. задание на дополнение (открытые задания) требующее самостоятельного получения ответов;

Рис. 1 Задания открытой формы

Заданиями открытой формы называют задания без указания возможных вариантов ответа (Рис.1). Такие задания называют еще открытыми заданиями или заданиями на дополнение. Такие задания требует от учащихся самостоятельно сформулировать ответ, а не выбрать готовый.

Достоинством заданий закрытой формы можно считать то, что они не допускают возможности угадывания.

При разработке задании открытой формы полезно придерживаться следующих рекомендаций:

- добавляемое слово ставиться в конце задания;

- добавляемой слово является единственным;

- ответы не даются: учащиеся должны найти их сами.

Основной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдения основного требования к тестовым заданиям - наличие однозначного правильного ответа.

При работе с контрольно - измерительным материалом является апробация результативности. Апробацию первого варианта теста по геометрии проводили на обучающихся 10 класса. Результаты проверки показали, что обучающиеся в основном справились с заданиями тестов, хотя возникла необходимость корректировки материала по некоторым блокам.

1. Беспалько, В.П. Учебник. Теория создания и применения. [Текст] // В.П. Беспалько -М.: НИИ школьных технологий, 2006. 192 с.

2. Бояшова, С.А. Теоретические основы построения автоматизированной системы сертифи-

кации работников отрасли образования. С.А. Боя-шова - Научная библиотека диссертаций и авторефератов httph:// www. dissercat. com

3. Выготский, Л.С. Психология развития человека. [Текст] // Л.С. Выготский - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006.-1136 с., ил.

4. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. [Текст] // В.М. Лизинский -М.: Центр «Педагогический поиск», 2004-160 с.

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

Великая З.О.,

педагог-психолог, Тимофеева Т.Б.,

зам. директора по КР государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской

области «Новочеркасская специальная школа-интернат №33»

АННОТАЦИЯ

В специальную школу-интернат поступают инвалиды детства по зрению, психологическая поддержка, психологическое сопровождение необходимо для данной категории обучающихся, воспитанников. Авторы раскрывают процесс формирования психологической культуры в условиях специальной школы-интерната для слепых детей.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, нарушение зрительного восприятия, коррекционно-развивающие занятия.

The process offormation ofpsychological culture in terms of a special boarding school for blind children

Velikaj Z.O., educational psychologist, Timofeeva T. B., Deputy Director for CU state government educational institution of Rostov region "Novocherkassk special boarding school №33

ABSTRACT

In a special boarding school do disabled children visually impaired, psychological support, psychological support is necessary for this category of students and pupils. The authors reveal the process of formation of psychological culture in terms of a special boarding school for blind children.

Key words: psychological-pedagogical support, the violation of visual perception, correctional and developmental activities.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников с нарушением зрительного восприятия как организованная психолого-педагогическая поддержка включает в себя комплекс действий, методик, мероприятий, реализующих формирование психологической культуры и психологической безопасности участников образовательного процесса.

Психологическая культура обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Гармоничное функционирование проявляется в:

1 - преобладающем хорошем самочувствии;

2 - глубоком понимании и принятии себя;

3 - позитивных гармонизирующих ориентаци-ях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;

Учитывая, что в специальную школу-интернат поступают инвалиды детства по зрению психологическая поддержка, психологическое сопровождение необходимо для данной категории обучающихся, воспитанников. Психологическое сопровождение строится с учетом общей и возрастной психологии, особенностей психологического развития детей с нарушением зрительного

восприятия, определяются пути развития процессов компенсации, поиска потенциальных возможностей формирования позитивной личности [1, с. 250]. Цель: Создание оптимальных условий обеспечивающих коррекцию и развитие механизмов компенсации каждого обучающегося, и на этой основе решение проблемы социализации незрячего в современное общество.

Задачи:

1 .Развитие личности учащегося с учетом психофизических и возрастных особенностей.

2.Профилактика нежелательных негативных тенденций.

Психологическое сопровождение ведется в следующих направлениях:

1.Диагностико-консультативное.

2.Развивающе-коррекццционное.

3.Социализация-профориентация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Просветительская работа.

5.Экспертная работа.

б.Организационно -методическая работа.

Каждому человеку жизненно необходимо

чтобы его принимали и понимали, а ведь для этого необходимо понимать самого себя [3, с. 257]. Поэтому в школе-интернате разработана и проводится поэтапная работа по формированию психологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.