Научная статья на тему 'Развитие ресурсов личности подростков в процессе психопрофилактики отклоняющегося поведения в условиях детского дома'

Развитие ресурсов личности подростков в процессе психопрофилактики отклоняющегося поведения в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1320
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНО-СООБРАЗНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / СИНЕРГЕТИКА / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / "I AM-CONCEPT" / CONFORMABLE TO AGE EDUCATIONAL SPACE / DEVIANT BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL PRECAUTION / ADOLESCENCE / DEVELOPMENT TASKS / SOCIAL ENGINEERING / SELF-REALIZATION / EXPERIMENTATION / SYNERGETICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Луговская Т. В.

Приведены практические материалы по организации процесса психопрофилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях детского дома. Показаны методы деятельности педагога-психолога. Психопрофилактика основывается на построении возрастно-сообразного образовательного пространства, обеспечивающего подростку возможности напряженной личностно осмысленной, социально значимой жизни и меняющего его отношение к отклоняющемуся поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Луговская Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of teenagers" personality in the process of psychological prevention of aberration behavior in boarding school

The author presents practical materials of the process of psychological prevention of aberration behavior in the conditions of boarding school. Practice material on the organization of the process of psychological precaution of teenagers" deviant behavior in boarding schools is provided. Working methods of teacher-psychologist are shown. Psychological precaution is based on creating of conformable to age educational space providing teenager with the opportunity to lead meaningful, sociable life and changing his attitude toward deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Развитие ресурсов личности подростков в процессе психопрофилактики отклоняющегося поведения в условиях детского дома»

— Психология —

УДК 159.97 Т. В. Луговская

развитие ресурсов личности подростков в процессе психопрофилактики отклоняющегося поведения в условиях детского дома

Приведены практические материалы по организации процесса психопрофилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях детского дома. Показаны методы деятельности педагога-психолога. Психопрофилактика основывается на построении возрастно-сообразного образовательного пространства, обеспечивающего подростку возможности напряженной личностно осмысленной, социально значимой жизни и меняющего его отношение к отклоняющемуся поведению.

Ключевые слова: возрастно-сообразное образовательное пространство, отклоняющееся поведение, психопрофилактика, подростковый возраст, задачи развития, социальное проектирование, самореализация, экспериментирование, синергетика, «Я-концепция».

Актуальность создания новой системы психологической профилактики отклоняющегося поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, обусловлена рядом взаимосвязанных причин и факторов.

Во-первых, кризис, охвативший в последние годы все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди подростков и молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что вызывает различные поведенческие отклонения, рост алкоголизма, токсикомании, сексуальных девиаций, вандализма. Это привело к обострению проблем, связанных с профилактикой отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Такого рода общественная неустойчивость особенно опасна для детей и подростков, внутренняя сфера которых еще не сформировалась в гармонический и устоявшийся «ансамбль» [1]. Вследствие этого деструктуризация социальных структур может восприниматься подростками из группы риска как норма жизни. При этом современная социально-экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «зону риска». Одним из самых злободневных вопросов является криминализация детей и подростков и увеличение количества подростков с отклоняющимся поведением. В связи с этим данная проблема вызывает закономерный

ЛУГОВСКАЯ Татьяна Владимировна - к. филос. н., доцент Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета.

E-mail: tatianalugovskay@mail.ru

интерес педагогов, психологов, широких кругов общественности.

Во-вторых, на фоне экономической и социальной депривации темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы роста правонарушений в других возрастных группах. При этом большинство нарушивших закон подростков оказываются воспитанниками детских домов и интернатов, детьми, оставшимися без попечения родителей (почти в 90% случаев несовершеннолетние правонарушители являются социальными сиротами). У несовершеннолетних воспитанников интернатов и детских домов наблюдаются особенно ярко выраженные отклонения в поведении. Эти дети, оставшиеся без родительской любви и ласки в раннем детстве, одно из самых «больных» мест нашего современного общества. Именно воспитанники детских домов регулярно «пополняют» преступный мир: 40% из них склонны к совершению преступлений, 40% - уже совершили их, 10% склонны к суициду и только 10% имеют позитивную мотивацию на будущую жизнь. Высокая частота совершения преступлений воспитанниками детских домов и интернатов свидетельствует о том, что система внесемейного воспитания не выполняет свои функции по формированию правопослушных граждан. Традиционные подходы к организации профилактики отклоняющегося поведения детей-сирот сегодня не удовлетворяют изменившееся общество и оказываются неэффективными. Вся система помощи данной категории детей требует качественных изменений, совершенствования и форм, и методов, и технологий работы с детьми, оказавшимися вне семьи. Необходимо принципиально менять подходы и к организации профилактической работы с подростками «группы риска», так как многолетняя борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дала положительных результатов и еще более обострила обстановку.

В-третьих, несмотря на то, что в мире существует огромное количество различных профилактических программ отклоняющегося поведения, потребность в них полностью не удовлетворена. Это обусловлено постоянными изменениями в политической, экономической, социальной сферах. Нельзя не учитывать изменения человечества в целом и каждого индивида в отдельности. На сегодняшний день существует дефицит знания в области психолого-педагогического взаимодействия с детьми, склонными к отклоняющемуся поведению, недостаточна научно-методическая база для выбора стратегии действий и поведения психолога и педагога.

В связи с этим актуальной остается проблема создания эффективной системы профилактики и предупреждения отклоняющегося поведения подростков.

Проведенный нами анализ современной психологопедагогической литературы показывает, что существует неоднозначное видение места и роли профилактической работы. Мы рассматриваем психопрофилактику как системообразующий вид деятельности педагога-психолога в детском доме, направленный на предупреждение отклоняющегося поведения и возможного неблагополучия в развитии ребенка, создание условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей.

Рассмотрение психопрофилактики как системообразующего элемента деятельности педагога-психолога детского дома не исключает и других видов работ. В контексте психопрофилактической работы они выступают как структурные элементы и средства психопрофилактики, что изменяет их направленность. В частности:

• психодиагностическая работа направлена на обеспечение информацией об особенностях развития ребенка в условиях детского дома. На ее основе формулируются гипотезы о причинах возможных и явных проблем в поведении, выбираются способы и конкретное содержание профилактической работы;

• консультирование направлено на совместное (с подростками, педагогами) обсуждение и прояснение возможных причин отклоняющегося поведения, личных трудностей определенного ребенка или группы детей с целью своевременного предупреждения или преодоления неблагоприятных тенденций в поведении, обеспечение психологического благополучия в развитии;

• просвещение направляется на своевременное и адресное распространение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в поведении, в освоении деятельности, в общении детей и т.д.

Поиск методологических основ в обосновании процесса профилактики отклоняющегося поведения у подростков и проведенный в этом русле анализ неудач предыдущих и нынешних реформ в образовании позволяет сделать вывод об «исчерпаемости» классического подхода. Профилактические программы, построенные в рамках данного подхода, зачастую воспринимаются не как

образовательные, развивающие, увеличивающие детские ресурсы, а в основном, как предупреждающие об ужасах отклоняющегося поведения. Опыт нашей работы показал неэффективность подобного подхода - подростки не принимают подобную информацию, преподносимую взрослыми, на веру. Самые активные пытаются ее проверить. Таким образом, программы из профилактических быстро превращаются в провоцирующие.

Теоретический поиск в этом направлении сосредоточил наше внимание на вычленении методологической базы, которая открывает перспективы организации профилактики отклоняющегося поведения в контексте гуманистического знания. В соответствии с этим базовыми основаниями системы психопрофилактики являются следующие положения.

1. Идеи Л.С. Выготского [2] и Д.Б. Эльконина [3] о культурно-историческом развитии человека, смысл которых заключается в том, что источником развития ребенка является его общественная среда. Специфика возраста определяется той деятельностью, которую осваивает ребенок, и теми психическими новообразованиями, которыми характеризуется его развитие.

Концептуальным основанием профилактики отклоняющегося поведения является понимание центрального новообразования подросткового возраста как детерминанты задач возрастного развития, ведущей деятельности как среды и результата его освоения и психологической стратегии как способа предложения ребенку культурных форм изучения центрального новообразования.

Центральное новообразование подросткового возраста - это появляющееся в отрочестве чувство взрослости, проба своих сил в социальной, интеллектуальной, личностной и межличностной сферах, поиск подростком меры своей взрослости. Взрослея и выходя из-под опеки взрослых, подростки часто оказываются неподготовленными к новым условиям. Подобная неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», а затем и в более тяжелых формах отклоняющегося поведения. Поэтому освоение подростками чувства взрослости в культурных формах - предмет, вокруг которого мы строим профилактическую работу.

В современной психологии существует несколько подходов к определению ведущей деятельности подростка. Развивая идею ее общественной направленности, К.Н. Поливанова привносит идею авторской направленности продуктной деятельности подростка и говорит о ведущей его деятельности как о социальном проектировании и экспериментировании [4].

Разделяя мнение К.Н. Поливановой о социальном проектировании как ведущей деятельности подростка, мы под социальным проектированием понимаем:

- социально значимую деятельность, имеющую социальный эффект;

- деятельность, результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «про-

дукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

- деятельность, задуманную, продуманную и осуществленную подростком;

- деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

- деятельность, через которую формируются компетентности подростка.

Таким образом, процесс профилактики выстраивается нами как освоение подростком социального проектирования, как освоение подростком новой культурной формы реализации задач взросления.

2. Положения антропологического подхода, разрабатываемого в русле психологии и педагогики [5, 6, 7 и др.]. В русле этого подхода в решении проблем профилактики отклоняющегося поведения у подростков мы направляем свои усилия, прежде всего, на поиск путей по оказанию ребенку помощи в развитии его «самости» через запуск психологических механизмов саморегуляции его поведения, каким бы деформированным и противоречивым ни был его внутренний мир [6].

Поэтому в основе системы психопрофилактики отклоняющегося поведения лежит установка на изменение отношения подростка к нему, в то время как большинство существующих программ ориентируются на изменение поведения в тех или иных ситуациях. Принципиальное различие, которое мы видим в этих подходах, заключается в том, что, работая над изменением поведения, мы неизбежно приходим к так называемой «ситуационной обусловленности» - поведение и поведенческие реакции являются откликом на сложившуюся ситуацию. Изменяя отношение к той или иной проблеме в процессе профилактики, мы предоставляем подростку возможность осознанно формировать ситуации и организовывать собственное жизненное пространство, являясь в этом процессе активным субъектом, подлинным творцом и автором своей жизни.

3. Синергетический подход и его основные положения. Синергетика - наука о внутренних закономерностях развития сложноорганизованных систем, каковыми являются как профилактическая работа, так и сам подросток. Поэтому, выстраивая тенденцию развития профилактической работы, мы основываемся на следующих положениях синергетики.

В профилактической работе нужно говорить не об управляемом, а о направляемом развитии, при котором наши воздействия способны лишь обеспечить желаемые тенденции в поведении, преодолеть возможные кризисы в поведении подростков группы риска. Согласно М.Р. Би-тяновой, успешность профессиональных действий психолога в большинстве случаев не может напрямую измеряться в каких-либо единицах реальных изменений в поведении ребенка [7]. Кроме того, проводимые в рамках

психопрофилактики мероприятия могут далеко не сразу привести к реальным изменениям, а на состоянии поведения отдельных детей не сказаться вообще.

В профилактической работе главное не прессинг, а малые, но правильно организованные резонансные воздействия на сложные системы, которые оказываются чрезвычайно эффективными.

В свете вышеотмеченных концептуальных положений психопрофилактика моделируется нами как психологическое пространство социального проектирования, которое предоставляет ребенку возможность осваивать деятельность, имеющую для него личностный смысл. Этот подход отражает специфику подросткового возраста как период поиска смыслов, позволяет строить содержание профилактики как освоение деятельности. Мы предоставляем культурные формы реализации задач возрастного развития и освоения тех потребностей, которые детерминируют процесс взросления.

Ключевой замысел системы психопрофилактики отклоняющегося поведения подростков основывается на построении возрастно-сообразного образовательного пространства, обеспечивающего ему возможности напряженной личностно осмысленной, социально значимой жизни. При таком подходе собственно профилактическая работа нами рассматривается как дополнительная, обеспечивающая страховку от риска в определенных социальных условиях.

Разрабатывая систему профилактики отклоняющегося поведения подростков, мы исходили из представлений о том, что можно строить специальную, целевым образом ориентированную профилактику именно как профилактику отклоняющегося поведения и одновременно можно так обустраивать образовательный процесс в детском доме (без специально сформулированных целей), что само это устройство обеспечит детям необходимые социальные компетентности и такой образ жизни, который несовместим с отклоняющимся поведением. Для этого в детском доме должна быть создана специальная политика в области профилактики отклоняющегося поведения и специальное образование в этой же области.

Под политикой в области профилактики отклоняющегося поведения мы понимаем наличие программ, направленных на формирование гражданской позиции, повышение самооценки воспитанников, повышение их социальной и конфликтной компетентности, программ, предоставляющих возможности для самореализации.

Под образованием в области профилактики отклоняющегося поведения мы подразумеваем информационные программы, содержащие материалы о самом явлении этого поведения в его конкретных формах, его правовых и юридических аспектах и программы о здоровом образе жизни.

Разрабатывая систему психопрофилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях детского дома, мы использовали следующие принципы:

1) ситуационной адекватности профилактической деятельности - означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической, социально-психологической и правовой ситуации в крае, в городе, в детском доме;

2) полимодальности и максимальной дифференциации - предполагает гибкое применение в профилактической деятельности различных подходов и методов, а не центрирование только на одном методе или подходе;

3) стратегической целостности, определяющий единую стратегию профилактической деятельности, обуславливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции. Подход к профилактике должен быть стратегически целостным. Как правило, разовые, нерегулярные мероприятия не дают стойкого профилактического эффекта. Целесообразно осуществлять данную работу по отдельному плану образовательного учреждения, в котором отражены специальные мероприятия, проводимые определенными службами;

4) многоаспектности, который предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности: личностного, поведенческого, средового. Личностный аспект - это система воздействий, направленных на позитивное развитие ресурсов личности. Поведенческий аспект - целенаправленное формирование у подростков прочных навыков и стратегий адаптивного поведения. Средовой аспект - формирование систем социальной поддержки (т.е. системы социальных институтов, направленных на профилактическую и реабилитационную активность);

5) индивидуальной ответственности личности за себя как члена общества. Ответственное поведение по отношению к себе и другим является важной составной частью процесса формирования члена общества. Программа содержит мероприятия, рассчитанные на то, чтобы помочь подросткам осознать, что они являются важной частью общества и что социально ответственное поведение означает отказ от различных форм отклоняющегося поведения и стремление достичь высокого уровня здоровья, как своего личного, так и общества в целом;

6) индивидуального подхода в процессе профилактики отклоняющегося поведения может быть оптимально реализован, если учитывать индивидуальнотипологические особенности детей, которые во многом предопределяют формирование их склонности к тем или иным формам отклоняющегося поведения и реакциям на различные эмоционально и социально возбуждающие воздействия.

В соответствии с принципом полимодальности и максимальной дифференциации разрабатываемая нами система психопрофилактики отклоняющегося поведения базируется на различных, наиболее перспективных на сегодняшний день моделях профилактики отклоняющегося поведения, сфокусированных на понимании профилактики как превенции, учитывающей, прежде всего,

психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу отклоняющегося поведения.

В основе психопрофилактики лежат следующие модели:

• аффективного обучения [8]. В ней внимание фокусируется на коррекции определенных личностных дефицитов, предрасполагающих к появлению отклоняющегося поведения. Профилактический смысл программ аффективного обучения состоит в том, чтобы научить подростков регулировать эмоциональное состояние, переходить из одной модальности в другую, не прибегая к формам деструктивного поведения.

• альтернативной деятельности [9], предполагает вовлечение подростков в альтернативную отклоняющемуся поведению деятельность. Программы базируются на том положении, что уменьшению распространения отклоняющегося поведения способствует значимая деятельность, альтернативная отклоняющемуся поведению.

• психосоциальной компетентности [10]. С позиций психосоциального подхода отклоняющееся поведение происходит как ответ на необходимость справиться с трудными ситуациями и как ответ на средовые социальные сигналы. Модель носит конструктивный характер, направлена на формирование позитивных установок и эффективных поведенческих навыков в противоположность информационно-просветительской модели, которая основана на запугивании, разрушении спонтанных социальных установок.

• социальное проектирование - новая образовательная модель, разработанная К.Н. Поливановой и др. [11],

- включает в себя комплекс знаний, направленных на развитие личности, правовой культуры и механизмов сотрудничества с государственными и общественными органами и организациями. Его цель состоит в подготовке подростка к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в правовом, гражданском обществе. При этом формируются новые взаимоотношения взрослого и подростка, в основе которых лежит принцип равенства, уважения чужих прав и свобод, с одной стороны, и формирование активной гражданской позиции, - с другой.

Цель психопрофилактики - создание психологических условий, направленных на предупреждение отклоняющегося поведения у подростков путем предоставления им возможностей для реализации возрастных задач развития в социально и культурно приемлемой форме.

В задачи психопрофилактики входят:

1. Информирование в области феномена отклоняющегося поведения (его формы, виды, признаки, правовые и юридические аспекты);

2. Мотивирование подростков на осознание и развитие имеющихся у них позитивных личностных ресурсов;

3. Организация деятельности, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом. Поощрение участия подростка во всех видах позитивной активности;

4. Развитие стратегий и навыков правоприемлемого поведения, психосоциальной компетентности и активной жизненной и гражданской позиции.

В качестве результатов профилактической работы рассматривается, прежде всего, увеличение доли протек-тивных факторов (факторов защиты от риска возникновения отклоняющегося поведения), таких как:

• Информационная компетентность в области психологических, социальных, физиологических и юридических проявлений и последствий отклоняющегося поведения;

• Позитивная «Я-концепция», способность воспринимать свои чувства, потребности и мысли как основу для выбора поведения, повышения самооценки, определения значимых ценностей и уменьшение неадекватных психологических защит;

• Психологическая устойчивость личности к стрессовым ситуациям и негативному социальному давлению; навыки противодействия асоциальной среде; внутрилич-ностные и межличностные - жизненные навыки, позволяющие справляться с возникающими сложными ситуациями;

• Сформированность базовых поведенческих стратегий (умение разрешать проблемы, искать и находить социальную поддержку), обеспечивающих улучшение коммуникации и способствующих безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту.

Конечный результат - готовность личности к ответственной и осознанной жизни и деятельности в правовом гражданском обществе.

Разработанная нами система профилактики отклоняющегося поведения подростков состоит из двух блоков.

1. Непрямая профилактика (представляет собой основную часть в системе профилактики) направлена на всех подростков. Цель - создание условий для увеличения личностных ресурсов ребенка. Содержанием этого блока является работа, направленная:

• на формирование самостоятельности, инициативы, ответственности, автономности как альтернативы отклоняющемуся поведению;

• на развитие эмоциональной сферы ребенка, расширение диапазона эмоциональных переживаний, повышение компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояний других людей, что является основой коммуникативной компетентности;

• на становление социальной компетентности ребенка, позволяющей эффективно действовать в жизненных ситуациях разного типа, продуктивно разрешать трудности, уметь обнаруживать дефицит собственного ресурса и находить варианты его восполнения, - это все то, что позволяет человеку быть успешным во взаимодействии с разными людьми и проблемами;

• на формирование ценности здорового и правомерного образа жизни.

Подобные условия можно создавать посредством организации психологической и образовательной среды, обеспечивающей адекватное проживание возраста и стабильное положительное самочувствие, среды, чувствительной к детскому ресурсу, способной вовремя включать поддерживающие, компенсирующие механизмы, с одной стороны, а с другой, - развивающей, стимулирующей среды, где был бы постоянно востребован детский ресурс. Подобная среда создается нами через организацию детско-взрослых сообществ. Известно, что желание, а затем и потребность прибегнуть к формам отклоняющегося поведения появляется там, где возникают проблемы самочувствия, самореализации, самовыражения. Мы исходим из утверждения, что если подросток занят, вовлечен в такие формы деятельности, которые позволяют почувствовать себя эффективным, успешным, причем через созидательную деятельность, то у него нет потребности прибегать к суррогатным способам получения острых форм самочувствия.

Формы организации непрямой профилактики отклоняющегося поведения подростков:

• Исследовательские работы совместно со взрослыми;

• Самостоятельные творческие работы;

• Социальное проектирование и реализация собственных проектов;

• Клубные объединения.

2. Прямая профилактика (занимает существенно меньшее место по сравнению с первым блоком) направлена на подростков, имеющих склонность к отклоняющемуся поведению. Включение вариантов прямой профилактики строго сообразны специфике подросткового возрастного периода и имеют четкую адресную направленность в соответствии с имеющейся склонностью к какому-либо виду отклоняющегося поведения (аддик-ции, аутодеструкции, делинквентное поведение, сексуальные девиации и т.д.).

Цель - создание условий для предупреждения появления отклоняющегося поведения у подростков, имеющих к нему склонность. Содержанием этого блока является работа, направленная:

• на становление информационной компетентности в области психологических, физиологических, юридических аспектов различных форм отклоняющегося поведения;

• на формирование навыков и умений использовать альтернативные психоактивным веществам способы получения удовольствия и радости;

• на развитие навыков нейтрализации искушений, защиты своего персонального пространства, избегания ситуаций, связанных с риском отклоняющегося поведения;

• на предоставление возможности, альтернативной отклоняющемуся поведению деятельности, которая вызывает сильные позитивные эмоции и предполагает преодоление препятствий различного рода;

• на культивирование идеи независимости, автономности, в которой зависимость от психоактивных веществ, от асоциальных групп обсуждается как отрицательный идентификационный признак.

Условия для организации прямой профилактики создаются нами через организацию таких форм деятельности, как:

• информационные программы для педагогов и подростков;

• индивидуальное и групповое консультирование подростков;

• тренинговые группы для подростков;

• молодежное волонтерское движение;

• сотрудничество с общественными и гражданско-правовыми организациями города (МВД, центр психического здоровья, молодежный центр, ЛПИ и т.д.).

Процедурные формы психологического сопровождения профилактики отклоняющегося поведения у подростков:

- личностные и проективные психодиагностические методики;

- индивидуальная и групповая рефлексия;

- психогимнастические процедуры;

- методы саморегуляции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ведение дневников участниками тренинговых групп;

- упражнения, моделирующие ситуации в детском доме, их конфликтные варианты, в том числе имитирующие ситуации с насильственным предложением прибегнуть к каким-либо формам отклоняющегося поведения;

- ролевые игры со скрытым мотивом, обратной связью;

- дискуссии;

- мозговой штурм;

- медитации, работа с воображением;

- мини-лекции по специальным вопросам;

- психодрама;

- элементы индивидуальной и групповой психотерапии;

- личностный тренинг;

- организация и использование массовых мероприятий (дискотеки, праздники и т.д.);

- круглые столы;

- супервизия;

- почта доверия;

- телефон доверия;

- работа дипломатической миссии;

- работа агитбригад;

- акции, рейды;

- конкурсы;

- презентации;

- фотосессии;

- беседы, встречи;

- просмотр и обсуждение видеофильмов;

- экскурсии;

- экспедиции;

- сплавы;

- походы;

- освещение своей деятельности в средствах массовой информации;

- разработка и распространение наглядных материалов (закладок, буклетов, брошюр);

- пропаганда здорового образа жизни;

- монтаж видеофильмов.

Диагностическое сопровождение системы профилактики включает в себя:

1. Анализ педагогической и социальной ситуации (ситуации распространенности различных форм отклоняющегося поведения) в детском доме, школах города, где обучаются воспитанники, городе, крае;

2. Определение социально-психологических установок подростков по отношению к различным формам отклоняющегося поведения;

3. Диагностика актуального риска возникновения отклоняющегося поведения у подростков путем выявления психологических предпосылок, факторов риска данного поведения у подростков.

При подготовке диагностических материалов, которые могут дать информацию о вероятной склонности к отклоняющемуся поведению, мы выбрали тесты, позволяющие диагностировать проявление тех индивидуальных свойств, которые с наибольшей вероятностью могут определять нейропсихическую предрасположенность к формированию отклоняющегося поведения.

Общей целью этих тестовых методик является выявление индивидуально-типологических особенностей обследуемых, в том числе наличие тех или иных акцентуаций характера. Сравнивая результаты, полученные после проведения всех диагностических методик, можно определить детей, у которых имеется повышенная склонность к возникновению и устойчивому формированию отклоняющегося поведения.

Это такие диагностические методики, как:

- «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан,

- «Характерологический опросник» К. Леонгарда-Г. Шмишека,

- опросник А.М. Русалова (диагностика темперамента),

- «Шкала склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла,

Вспомогательные диагностические методики:

- тест «Склонность к зависимому поведению»,

- тест сексуальной аутоидентификации,

- опросник «Группа риска наркозависимости»,

- тест «Суицидальное поведение подростков»,

- тест «Социальная компетентность»,

- анкета для подростков «Подросток «группы риска» в социуме»,

- анкета для педагогов «Курение и молодежь»,

- анкета для педагогов «Выявление зависимости у подростка»,

- анкета для подростков «Как я бросил курить»,

- анкета «Определение актуальности профилактики употребления психоактивных веществ»,

- анкета изучения мнения подростков по проблеме зависимости от психоактивных веществ.

Эффективность профилактической работы напрямую зависит от компетентности как психолога, так и педагога. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с подростками «группы риска», должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти -любовь, ответственность, забота и профессионализм.

Л и т е р а т у р а

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 4. Детская психология. Педология подростка. - М.: Педагогика, 1984.

- 432 с.

3. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития - М.: Тривола, 1994. - 168 с.

4. Поливанова К.Н. Психологический анализ процессов возрастного развития // Вопросы психологии. - 1994. - № 1.

- С. 15-18.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

6. Цукерман ГА. Психология саморазвития: Задача для подростков и педагогов. - М.: Интерпракс, 1994. - 156 с.

7. Битянова М.Р Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис, 2002. - 298 с.

8. Сирота Н.А. Руководство по профилактике злоупотреблений психоактивными веществами в студенческой среде. - М.: Социальный проект, 2003. - 320 с.

9. Программы реабилитации детей с девиантным поведением / Сост. О.Н. Усанова. - М.: Эврика, 2003. - 304 с.

10. Шульга Т.И., Слот Н.В., Спаниярд Х.К. Методика работы с детьми «группы риска». - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 128 с.

11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников.

- М.: Генезис, 2005. - 205 с.

Т. V. Lugovskaya

Development of teenagers’ personality in the process of psychological prevention of aberration behavior in boarding school

The author presents practical materials of the process of psychological prevention of aberration behavior in the conditions of boarding school. Practice material on the organization of the process of psychological precaution of teenagers’ deviant behavior in boarding schools is provided. Working methods of teacher-psychologist are shown. Psychological precaution is based on creating of conformable to age educational space providing teenager with the opportunity to lead meaningful, sociable life and changing his attitude toward deviant behavior.

Key words: conformable to age educational space, deviant behavior, psychological precaution, adolescence, development tasks, social engineering, self-realization, experimentation, synergetics, “I am-concept”.

УДК 159.922 С.М. Колкова

проблема позитивного изменения личности студентов - будущих психологов

Создана модель формирования безусловного самопринятия личности. На её основе разработан тренинг развития безусловного самопринятия студентов-психологов. На основании применения различных критериев оценки достоверности полученных результатов установлен переход студентов с уровня условного самопринятия на безусловный уровень.

Ключевые слова: личность, безусловное самопринятие, гуманистические качества, принятие других, конгруэнтность, эмпатия, истинные эмоции, защитные формы реагирования, субличность.

КОЛКОВА Светлана Михайловна - к. психол. н., доцент Института психологии, педагогики и управления образованием ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева».

E-mail: kolkova_svetlana@mail.ru

Работа с клиентом предполагает наличие у самого психолога комплекса гуманистических качеств, отсутствие каждого из которых делает невозможным эффективное выполнение им профессиональной деятельности. К. Роджерс выделял три основные психотерапевтические установки в качестве необходимых и достаточных условий любого позитивного изменения личности человека в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.