Научная статья на тему 'Процесс формирования новой концепции внешней политики республики Беларусь'

Процесс формирования новой концепции внешней политики республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
351
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REPUBLIC OF BELARUS / FOREIGN POLICY / "MULTI-VECTOR" / RELATIONS WITH RUSSIA / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / "МНОГОВЕКТОРНОСТЬ" / ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фадеев А.

В статье автор рассказывает о выстраивании отношений Белоруссии с Европейским союзом и «стратегическом партнерстве» с Китаем. Являясь участником и членом различных межправительственных организаций, часть из которых ориентирована на открытое противостояние России, Минск пытается навязать Москве белорусскую повестку, выбить дополнительные преференции и льготы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF FORMING A NEW CONCEPT OF FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

In the article, the author talks about building relations of Belarus with the European Union and “strategic partnership” with China. As a member and member of various intergovernmental organizations, some of which are focused on open opposition to Russia, Minsk is trying to impose a Belarusian agenda on Moscow and knock out additional preferences and benefits.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования новой концепции внешней политики республики Беларусь»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 327

А. ФАДЕЕВ,

заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ e-mail: [email protected]

A. FADEEV,

Head of Department of Belarus of the Institute of CIS countries

Ключевые слова:

Республика Беларусь,

внешняя политика, «многовекторность»,

отношения с Россией

Key words:

Republic of Belarus, foreign policy, «multi-vector», relations with Russia

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В статье автор рассказывает о выстраивании отношений Белоруссии с Европейским союзом и «стратегическом партнерстве» с Китаем. Являясь участником и членом различных межправительственных организаций, часть из которых ориентирована на открытое противостояние России, Минск пытается навязать Москве белорусскую повестку, выбить дополнительные преференции и льготы.

THE PROCESS OF FORMING A NEW CONCEPT OF FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

In the article, the author talks about building relations of Belarus with the European Union and "strategic partnership" with China. As a member and member of various intergovernmental organizations, some of which are focused on open opposition to Russia, Minsk is trying to impose a Belarusian agenda on Moscow and knock out additional preferences and benefits.

Внешняя политика Республики ской действительностью, но в еще Беларусь во многом определяется ее большей мере позицией первого внутренней социально-экономиче- лица государства. Незавершенность

в складывании политических элит и отсутствие на уровне высшей власти ясных и устойчивых принципов в реализации политической программы и их идеологического обоснования сказывается на внешнеполитическом курсе страны. Отсутствие в Белоруссии массовых, сильных политических партий, в том числе оппозиционных, а также несформированность институтов влияния социума на власть при почти полной политической апатии белорусских граждан дали в руки А. Лукашенко и его окружения свободу внешнеполитического выбора.

Сам Лукашенко исходит из того, что во внешней политике Белоруссии удается поддерживать «более-менее стабильную» ситуацию, что объясняется правильным выбором приоритетов, в первую очередь «многовекторностью» внешней политики. Причем президент Республики Беларусь присвоил себе авторство идеи «многовекторной» политики, хотя никогда не был склонен публично анализировать действительные истоки и побудительные мотивы, которые привели его к такому решению. Сегодня Лукашенко предпочитает декларировать тезис о том, что «многовекторность» белорусской внешней политики «исходит из нашего места в мире, определенного господом богом, и от этого никуда не денешься» [14]. Президент Белоруссии в последнее время не устает повторять, что «для нашей страны в равной степени важно развивать сотрудничество с Востоком и Западом, не делая искусственного выбора между ними» [4].

По утверждению Лукашенко, экономика — это приоритет номер один,

а поскольку экспорт является основой белорусской экономики, то и главная задача, стоящая перед министерством иностранных дел, — способствовать всеми мерами развитию внешней торговли товарами и услугами [14]. Президент не только требует от посольств добиваться роста экспорта со всеми странами, с которыми Белоруссия сотрудничает, а их на сегодняшний день 171, но и достигнуть диверсификации экспорта в пропорции по одной трети на рынках стран Евросоюза, ЕАЭС и государств «дальней дуги».

Задача эта оказалась для внешнеполитического ведомства трудно выполнимой, а в части пропорциональной диверсификации экспорта и вообще провальной. МИД Белоруссии, правда, отчитался перед Лукашенко о росте экспорта за первое полугодие 2018 г. на 19,4%, но в то же время не смог скрыть, что в течение года происходило снижение динамики роста экспорта, достигнуть его требуемой диверсификации вообще не удалось, как и нарастить экспорт высокотехнологичных товаров, доля которых в общем экспорте белорусской продукции остается крайне низкой — 2,5% в целом и менее 1% на рынках ЕС [14].

Важнейший вопрос о гарантиях сохранения государственности и национальной безопасности в данных обстоятельствах теснейшим образом переплелся с проблемой, особо значимой лично для Лукашенко, — темой удержания власти любой ценой. В этом контексте реальная интеграция с Россией или потенциальное членство в Европейском союзе рассматривались белорусским президентом как

угроза не только собственной власти, характеризующейся предельной концентрацией и неделимостью, но и вообще утери, как минимум, политического будущего, а то и свободы.

Поскольку изначально президентство Лукашенко (а другого Белоруссия и не знала) базировалось на популизме, то и объяснение для граждан республики тех или иных решений, а, порой, и кульбитов во внешней политике укладывалось в рамки необходимости отстаивания национальных интересов, а в последние годы — исключительно защиты суверенитета и

независимости. Последние были на законодательном уровне четко закреплены как высшие ценности белорусского государства.

Более туманно и расплывчато трактуется Минском понятие «национальные интересы», которые при ближайшем рассмотрении довольно часто оказываются личными политическими и финансовыми интересами главы государства. Вот почему Лукашенко в одних случаях яростно призывает осознать необходимость отстаивания национальных интересов, а в других, казалось бы, очевидных, такой акцент не делает.

Белорусский путь построения отношений с Евросоюзом

Для большинства прозападных партий и общественных организаций Белоруссии, существующих, как правило, на западные гранты, общим местом стало видение ускоренной интеграции Белоруссии в Европейский союз, что однозначно преподносится обществу как безальтернативный и комфортный путь к экономическому и прочему процветанию, осуществлению чуть ли не вековой мечты белорусского народа. Примечательно при этом, что в Белоруссии ни одна оппозиционная партия в своих программах и политической практике не выдвигает перед руководством ЕС условий, которые действительно бы гарантировали соблюдение национальных интересов при процедуре вступления в этот союз. Например, в Европейской программе (2004 г.) польской Гражданской платформы Евросоюз призвали уважать национальный характер законов Польши о

мировоззрении, жизни человека, семье и воспитании. Ничего подобного у белорусской оппозиции выявить не удалось. На этом фоне А. Лукашенко, который всегда высказывается за отстаивание позиции Белоруссии, ее национальных интересов в переговорах о заключении Соглашения с Евросоюзом, активно навязывает такой подход в рамках Восточного партнерства, не боится действовать наперекор Евро-комиссии, выглядит в глазах граждан Белоруссии явно предпочтительнее.

Гораздо сложнее и запутаннее отношение к сближению с Евросоюзом оказалось у чиновников государственных структур и функционеров пропрезидентских общественных организаций, которых Лукашенко в последнее время совершенно дезориентировал в этом вопросе, и они едва успевают попадать в такт его новых, иногда противоречивых, заявлений. Несменяемый с 2008 г. председатель

Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь В. Андрейченко, например, высказался за диалог между ЕАЭС и Евросоюзом и расширение взаимодействия в сферах транспортно-логистического сотрудничества, таможенного оформления, технического регулирования и по линии упрощения торговли. Крайне осторожный в своих высказываниях Андрейченко, уловив стремление Лукашенко к стратегическому партнерству с КНР и одновременному превращению Белоруссии в своеобразный «мост» между Востоком и Западом [11], заявил, что Белоруссия благодаря своему географическому расположению, промышленному, транспортно-логистическому потенциалу и условиям ведения бизнеса играет роль естественного связующего звена между Европой и Азией [1].

Даже такой принципиальный сторонник активизации западного вектора, как министр иностранных дел Белоруссии В. Макей, довольно осторожно высказывается о формах, сроках и темпах интеграции с Евросоюзом. При этом Макей упирает на то, что белорусское общество еще не созрело для того, чтобы сразу стать подлинно демократическим после стольких лет проживания в «тоталитарном Советском Союзе» и прийти к пониманию важности партнерства с Западной Европой. Поэтому глава внешнеполитического ведомства Республики Беларусь предлагает руководству Евросоюза по достоинству оценить «подлинно независимую (от России) политику» его страны и укрепить ее, путем наращивания

торгово-экономических связей с Минском и создания правовой основы для сотрудничества [18]. Однако одновременно Макей призывает Брюссель к поступательному и эволюционному подходу к тем или иным трансформациям в политике Белоруссии, избегая называть сроки заключения «конкретного основополагающего документа» между Евросоюзом и Белоруссией [18].

В чем президент А. Лукашенко и прозападная оппозиция (с БНФов-ской «улеткой» Беларусь — не Раая) сходятся — так это в продвижении и укреплении в общественном сознании идеологемы о принадлежности белорусов, белорусской государственности к западноевропейской цивилизации. Минск последовательно прилагает усилия к тому, чтобы доказать, что Белоруссия — исторический центр Европы (без России). Это объективно делает более сильными аргументы в пользу воссоединения с Западной Европой «исторического члена общеевропейской семьи» Белоруссии. Отсюда и все эти потуги республиканских властей вокруг истории вхождения белорусских земель в ВКЛ, воскрешения памяти о «великих белорусах», а на деле литовских магнатах Радзивиллах, и польских деятелей — Калиновском, Костюшко и пр.

С 2005 г. в республике была развернута масштабная работа по разработке в стенах Национальной академии наук Белоруссии «Концепции истории белорусской государственности». Эти изыскания белорусских историков в 2018 г. завершились изданием пятитомной «Концепции», в которой го-

сударственность рассматривается как внутренний, накапливавшийся тысячелетиями (?!) потенциал белорусского народа. Самое примечательное, что ученые НАН ухитрились разделить «исторические» формы государственности, к которым отнесли Полоцкое и Туровское княжества, ВКЛ и Речь По-сполитую (Россия как-то затерялась в разделе «другие») и «национальные»: БНР, ССРБ, ЛитБел, БССР и РБ [23]. Целью всей этой кампании, как представляется, является искусственное конструирование методами пропаганды западноевропейской матрицы, вплетаемой в культуру и историю белорусского народа.

Белорусская «горка» внимательно изучила опыт интеграции соседней Польши в Евросоюз и кое-что из него позаимствовала. Так, например, Лукашенко в своих заявлениях, адресованных Евросоюзу, фактически повторяет концепцию, которую в свое время обнародовал премьер Польши Д. Туск. Суть ее в том, что запускается параллельный процесс, в рамках которого Польша стремится реализовывать внутри Евросоюза свои интересы и одновременно «спокойно создавать Евросоюз в Польше».

Другой важный посыл Лукашенко — Белоруссия Западу ничем не угрожает, поскольку является миролюбивой, демократической, лишенной национальных конфликтов, стабильной в социально-экономическом плане страной, «где гармонично соседствуют разные религии» [17]. Более того, Лукашенко не стесняется оттенять его утверждениями о том, что все это и отличает в лучшую сторону

его страну от бряцающей оружием, нагнетающей обстановку России, в которой «горячие головы» пытаются разжигать войну со всем миром [12]. Обоснование этого тезиса в последние годы неизменно присутствует в речах, выступлениях и интервью главы белорусского государства: от Белоруссии «должны исходить только мирные инициативы и разговоры, чтобы весь мир видел в нас настоящих миролюбивых людей, хлебнувших этого горя сполна» [12].

Министерство иностранных дел Республики Беларусь настойчиво продвигает тезис, адресованный Евросоюзу, о конструктивной политике Белоруссии, нацеленной на преодоление конфронтационных моментов в межгосударственных отношениях, о стремлении выстраивать отношения в военной сфере открыто, быть донором стабильности. Особо подчеркивается, что Минск не является источником какого-то зла, ни к кому из европейских соседей не имеет территориальных претензий [9].

В то же время фигурой умолчания является оборотная сторона — чем Евросоюз реально может угрожать Белоруссии Лукашенко. Такую опасность для своего положения и сохранения власти президент Белоруссии ощущал всегда. В силу этого можно с уверенностью утверждать, что Лукашенко ни при каких обстоятельствах не примет условия Лиссабонского договора (2009 г.), который фактически привел к утрате государствами—членами Евросоюза своего суверенитета, подчинил их решениям Брюсселя. Неприемлем в

понимании Лукашенко и метод принятия решений в Евросоюзе исходя из принципа «двойного большинства». Это, не говоря уже о соблюдении принципов демократии и прав человека, необходимости проведения либеральных реформ в экономике, на чем настаивает ЕС.

Вот почему Лукашенко никогда не ставил задачу добиваться членства Белоруссии в Евросоюзе, но последовательно пытался заключить с ЕС новое Соглашение, позволяющее республике интегрироваться в финансово-экономические структуры ЕС, получать доступ к его рынкам, финансовую помощь, современные технологии без взятия на себя обременительных политических и иных обязательств.

Президент Белоруссии, создавший фактически авторитарный режим, объективно является противником запуска процесса институциональной адаптации, а это, как известно, одно из обязательных условий вступления в Европейский союз. Никто и никогда в Минске даже не рассматривал перспективу, связанную с приведением конституции республики, законодательства, политической и финансово-экономической системы в соответствие со стандартами Евросоюза. Лукашенко также не готов в рамках интеграции с Евросоюзом отказаться от военно-технической помощи России, от атомной электростанции, способствовать переходу Белоруссии на санитарно-эпидемиологические правила, санитарно-гигиенические нормы и другие нормативы ЕС.

А. Лукашенко с самого начала своего президентства, как представляется,

уверовал в то, что в Европейском союзе всем заправляет Германия. Поэтому белорусский лидер всегда стремился к установлению тесного, прочного партнерства не с безликим ЕС, а именно с решающим его судьбы Берлином. В представлении Лукашенко Германия не только может выступать в качестве экономического и технологического локомотива для экономики Белоруссии, но и в конкретной международной обстановке оказывать заметное, выгодное Минску, влияние на Кремль.

При этом следует подчеркнуть, что надежды на сближение с Европейским союзом, которые и привели Минск к вступлению в Восточное партнерство, при том, что инициатором создания этой международной структуры была извечно враждебная России Польша, во многом определило особую, отличную от российской, позицию Минска в контексте украинского кризиса и воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Хотя А. Лукашенко, возможно, и не осознает этого, но его политика по сближению с Евросоюзом, членство в Восточном партнерстве объективно привели руководимую им Белоруссию в русло осуществления польской концепции Восточного партнерства, суть которой в создании на восточной границе Европейского союза (конкретнее Польши) буферных, прозападных государств в лице Украины и Белоруссии. Недаром помощник госсекретаря по вопросам Европы и Евразии У. Митчелл 19 октября 2018 г. заявил: «Сегодня национальный суверенитет и территориальная целостность приграничных государств, таких как Украина, Грузия и даже

Белоруссия, являются тем надежным бастионом, который защищает от российского неоимпериализма» [7].

Лукашенко все время подталкивает МИД к быстрейшему заключению Соглашения с Европейским союзом. Одной из главных причин этого является то, что надежды президента Белоруссии на финансовую, экономическую и технологическую помощь Евросоюза в обмен на демонстрацию отстраненности от России не оправдались. У Белоруссии нет ни одного масштабного проекта с Евросоюзом. Крайне ограниченная финансовая помощь ЕС представлялась Белоруссии только под программы, связанные с развитием малого бизнеса, охраной и защитой окружающей среды, с расширением сферы альтернативной энергетики.

Без оформления членства в Евросоюзе оказалось невозможным наращивать экспорт белорусской продукции в страны ЕС, избавиться от уплаты таможенных пошлин, обойти ряд других ограничений в торговле товарами

Новые подходы в

Сторонников сближения с Европейским союзом в среде правительственных чиновников Белоруссии, не говоря уже об оппозиционных функционерах, явное большинство. Настроения в белорусском социуме совершенно иные: несмотря на то, что число стремящихся в Евросоюз (прежде всего молодежи) неуклонно из года в год растет угрожающими темпами, почти две трети белорусских граждан хотят видеть Белоруссию

и услугами. Оказались тщетными и все усилия правительства Белоруссии по привлечению в экономику республики масштабных прямых инвестиций из Евросоюза. Причина — неготовность президентской администрации предоставить инвесторам из Западной Европы неограниченные права приватизации крупных и средних государственных предприятий. Во многом это объясняет и проблемы с получением передовых, современных технологий из стран Евросоюза. По большому счету ни одного суперсовременного производства или даже производственного цикла, основанного на ноу-хау, Белоруссии получить от ЕС и запустить не удалось. Все «достижения» в сфере импорта современных технологий пока свелись к размещению отдельных западноевропейских сборочных производств на территории республики с минимальной локализацией (или вообще полным отсутствием) производства узлов, агрегатов и других компонентов сборки, на что наивно надеялись в правительстве Республики Беларусь.

отношениях с Россией

в союзе с Россией и только 19% — в Европейском союзе [20].

Это вынужден учитывать президент Белоруссии, который, даже резко критикуя Россию и ее руководство, якобы ограничивающее доступ белорусских товаров на российский рынок, плодящее энергоресурсные, продовольственные, миграционные, пограничные и таможенные проблемы, как правило, подчеркивает приоритетность и ценность стратегического пар-

тнерства с восточной соседкой [13]. Что касается существующих между Белоруссией и Россией проблем, что, по утверждению президента Республики Беларусь А. Лукашенко, вал их не нарастает, и в настоящее время стороны совместно вырабатывают меры по снятию препятствий в пограничной и таможенной сфере, в области визовой политики и другие [13].

Белорусская сторона по-прежнему рассматривает Россию как дешевый энергоресурсный (газ, нефть, нефтепродукты), сырьевой (черные металлы и др.) придаток к национальной экономике, а также в качестве финансового донора. Сегодня Минск в довольно энергичной форме требует от российской стороны открыть доступ к нефтяным и газовым месторождениям и трубопроводам, отменить (уже в рамках ЕАЭС) все изъятия по импорту-экспорту энергоресурсов.

Характерно, что Лукашенко предпочитает не упоминать о ядерном «зонтике», который Россия бесплатно простерла над Белоруссией, но время от времени заявляет о роковой ошибке, которую он совершил, позволив ей вывести все ядерное оружие с территории республики в 90-е годы. К тому же у руководства Белоруссии после событий 2014 г. на Украине исчезли все иллюзии, связанные с гарантиями ядерных держав в отношении сохранения территориальной целостности, данными ими некогда той же Украине и Белоруссии, в обмен на отказ от обладания частью ядерного наследия распавшегося Союза ССР. Белорусский президент, как известно, выступил за территориальную целостность

Украины, а позже заверил украинскую сторону и лично президента Поро-шенко в том, что территория Белоруссии никогда не станет плацдармом для агрессии против Украины [3].

Украинские события и «санкции» Запада подвигли президента Белоруссии срочно вносить коррективы в политику на восточном векторе, даже в такой вид многолетнего и позитивного партнерства, как военное и военно-техническое сотрудничество с Россией. На 174-м учебном полигоне ВВС и войск ПВО в Ивацевичском районе в ходе осмотра современных образцов оружия и техники белорусского производства 5 октября 2018 г. Лукашенко впервые публично признал, что им была поставлена задача создавать в республике собственные новые образцы вооружения и военной техники, а также осваивать глубокую модернизацию уже имеющейся.

При этом белорусский лидер (явно обращаясь к России) подчеркнул: «Нам не нужны авианосцы, мы не будем вести свои самолеты к чужим берегам. Мы не собираемся воевать за тридевять земель. Нам надо защитить Беларусь. И под это надо создавать самую современную армию и соответствующее вооружение... Независимость в производстве и модернизации для любой страны — вопрос номер один. Мною была поставлена задача, чтобы мы приступили к разработке новых образцов оружия, нужных для обороны Белоруссии. И поскольку создание нового очень затратно и дорого, нам надо было из старого сделать самое современное. Для нашей Беларуси не танки главное, не самолеты, а

специальные войска. и под эти войска — силы специальных операций и прочие — мы должны создавать, в том числе, и новое оружие. Но только то, которое надо. Поэтому надо иметь самое необходимое свое оружие — стрелковое, для мобильных войск технику — то, что мы можем создавать. Нужны беспилотные летательные аппараты, высокоточное оружие (мы его создали — свою ракету)» [26].

Президент Белоруссии усомнился в том, что Россия в случае опасности придет Минску на помощь: «Не факт, что нам помогут, если вдруг что-то случится. Примеров предостаточно. Мы видим поведение некоторых тут союзников. Ну, кроме России, наверное, нам рассчитывать не на кого. И даже на Россию мы не можем на 100 процентов положиться» [26].

Лукашенко с одной стороны упрекнул Москву в том, что она взяла курс на создание собственных систем вооружений и военной техники, без учета потенциала белорусского ВПК: «К примеру, даже имея с нами самые тесные и близкие отношения, строя единое Союзного государство, тем не менее, они на КамАЗе создают транспорт для перевозки ядерных ракет» [26] (вместо продукции белорусского предприятия МЗКТ). (Ранее он критиковал руководство России за то, что у него нет «серьезного понимания» в отношении укрепления в формате ОДКБ национальных вооруженных сил Белоруссии, Казахстана и Армении [19]).

С другой — недвусмысленно предостерег Россию от вторжения на территорию Белоруссии, заявив, что указал

развернуть в РБ массовое производство стрелкового оружия, которое «в случае военного времени раздадим в каждую семью. И мы будем защищать свою территорию всеми. Ну, детей давайте выведем. Старики и даже женщины: семь миллионов человек — семь миллионов получит оружие, чтобы они могли защищаться» [26].

Что касается причин свертывания руководством республики военного и военно-технического сотрудничества с Россией, то одними из главных, помимо бедственного финансового положения, являются стремление не раздражать Запад и опасение попасть под его санкции. Так, в последнее время президент Белоруссии не требует от России поставок истребителей-бомбардировщиков последнего поколения и ЗРК С-400 «Триумф». Характерно, что План мероприятий на 2019 г., который был утвержден 24 октября 2018 г. в Минске в ходе заседания совместной коллегии министерств обороны Белоруссии и России, оказался максимально сокращенным, а главу военного ведомства России С. Шойгу А. Лукашенко вообще демонстративно не принял. Зато в начале ноября 2018 г. радушно принимал представителей аналитических центров США, которых уверил в том, что не позволит России развернуть военную базу (ВКС) на территории Белоруссии: «Мы ее не размещаем, потому что она здесь не нужна. Мы сами, по нашему замыслу, военному оборонительному плану с Россией обеспечим те функции, которые на нас возложены» [22]. Вместе с тем белорусская сторона пока не отказывается

от проведения совместных с Россией учений, но только тех, замысел которых исключительно оборонительный, что всегда подчеркивается Минском. На следующий год, например, запланировано проведение на территории России совместного оперативного учения вооруженных сил Белоруссии и России «Щит Союза — 2019» [5].

Явно затянулся процесс согласования министерствами обороны двух стран проекта Военной доктрины Союзного государства, хотя изначально считалось, что она вступит в силу в начале 2018 г. и будет увязана с реализацией Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018—2022 гг. Складывается впечатление, что государственно-политическое руководство Республики Беларусь намеренно тормозит принятие этого документа, что косвенно подтвердилось летом 2018 г., когда Минск направил в министерство обороны России дополнительные критические замечания по тексту проекта Военной доктрины [24].

Следует обратить внимание и на другой немаловажный аспект внешней политики Белоруссии. Все предшествующие годы президентства Лукашенко под публичные рассуждения о приверженности Минска идее создания Союзного государства с Россией в Белоруссии шел процесс латентного построения его антипода — этнократи-ческого государства. Начиная с 2018 г., об этом в правящем классе вдруг заговорили открыто. Министр иностранных дел Белоруссии В. Макей 31 августа 2018 г. в интервью оппозици-

онному ресурсу «TUT.BY» заявил, что не стал бы называть этническую политику правящего класса на протяжении 28 лет «мягкой белорусизацией». По убеждению Макея, в данном случае руководство республики осознано приступило к «формированию страны, национального самосознания, национальной идеи, национальной идентификации и идентичности» [9]. Макей далее задался вопросами: «А почему мы должны отказываться от своего исторического прошлого, почему мы не должны говорить о том, кого мы считаем национальным героем, почему не должны носить свою национальную одежду? Я считаю, что это нормальные вещи — говорить на национальном языке. Нормальные вещи. Я не вижу здесь ничего зазорного» [9].

Министр иностранных дел при этом умолчал о том, что в Белоруссии делаются попытки искусственного конструирования «исторического прошлого» и пантеона «национальных героев», а высшее лицо республики вопреки русофильским настроениям большинства населения всячески противопоставляет белорусскую государственность и культуру «имперским» великорусским: «мы не русские, мы белорусские» [21].

Появление уже упоминавшийся выше Концепции истории белорусской государственности напрямую связано с указанием Лукашенко отказаться на теоретическом и практическом уровне от доминирования идеи «прамежкавасщ» («промежуточности»). Суть данной идеи — белорусы традиционно жили и продолжают жить «между» странами, идеология-

ми, религиями, блоками и так далее. Отсюда основная задача: выжить любой ценой, никого не злить, не обострять ситуацию, толерантность в абсолютной своей форме. Лукашенко убежден, что именно с фактором «промежуточности» связаны все неудачные попытки создать концепт, называемый национальной идеей. Глава белорусского государства предложил подумать о «величии». [8].

В руководстве Республики Беларусь понимают опасность настроений в социуме, согласно которым для белорусов определяющим выступает принадлежность к единой с русскими и украинцами цивилизации, а не к конкретной «суверенной» территории. Поэтому Минск, упорно ищущий в прошлом свои западноевропейские цивилизационные и культурные корни, уже много лет (и вне зависимости от украинских событий) ведет

беспощадную борьбу с Русским миром, пытаясь вообще отрицать его существование. Для идеологических работников республики поворотным моментом стало указание А. Лукашенко о том, что Россию уже нельзя воспринимать в качестве «духовного и культурного оплота восточно-евразийской цивилизации» [10].

Президент Белоруссии А. Лукашенко определил и решил донести 10 октября 2018 г. через нового посла Российской Федерации в Минске М. Бабича до лидера России (перед встречей с ним в Могилеве) два главных принципа, положенных им в основание своей политики в рамках Союзного государства:

1. незыблемо одно — мы суверенная и независимая страна;

2. в XXI веке говорить об инкорпорации — включении Белоруссии в состав России, просто смешно [6].

Перспективы «стратегического партнерства» с Китаем

Особое значение А. Лукашенко все последние годы придает выстраиванию отношений с Китайской Народной Республикой. Это объясняется, прежде всего, тем, что в Минске еще с середины 90-х гг. прошлого века пристально следили за экономическими и политическими успехами Китая, а позже по достоинству оценили факт превращения КНР во вторую экономику мира.

На встречах с представителями высшего партийного руководства и правительства Китая А. Лукашенко витиевато, по-восточному пытается утвердить тезисы о «соединении развития наших

стран во имя построения сообщества единой судьбы», о превращении РБ и КНР в «железных братьев» [15].

Помимо военно-технического партнерства (например, в ракетостроении) Белоруссия пытается выстроить с Китаем сотрудничество в таких областях, как совместная боевая подготовка и военное образование [25].

10 августа 2018 г. вступило в силу (без согласования с Россией) Межправительственное соглашение о взаимном 30-дневном безвизовом режиме для владельцев обычных паспортов КНР и Республики Беларусь, о котором Лукашенко договорился в Циндао

с председателем КНР Си Цзиньпином в июне т.г. Согласно документу, китайцы могут находиться в Белоруссии без визы до 30 дней, при этом максимальный срок пребывания на территории иностранного государства не должен превышать 90 дней в год. Аналогичные правила действуют и для граждан Белоруссии.

Однако воплощению на практике идеи стратегического партнерства с Пекином, включая военно-техническое, с которой выступает глава белорусского государства, мешает колоссальное расстояние, которое разделяет маленькую, лишенную выхода к морям Белоруссию и Китай, а также почти полное отсутствие встречного интереса китайской стороны к взаимодействию в таких масштабах. Однако президент Белоруссии убеждает сограждан, что с Китаем «очень активно развивается внешнеэкономическая деятельность, у нас здесь рост на 37%, пошла сельскохозяйственная продукция» [14].

Кроме того, Лукашенко как не пытался, но так и не смог постичь принципы миропонимания и стратегии Пекина. Например, все попытки Минска предугадать, спрогнозировать политические решения китайских «партнеров» через призму неоевразийской концепции выстраивания цивилизационного пространства Запад — Восток, окончились полной неудачей.

Не способствует сближению двух стран и ориентация КНР на построение новой модели отношений с Россией, поскольку в Пекине вполне понимают, что у российского руко-

водства есть свои виды на союзную Белоруссию.

Важно и другое: Белоруссия, в отличие от единственной в мире евразийской державы — России, не имеет исторического опыта многовекового, позитивного опыта выстраивания отношений с Китаем. Здесь уместно вспомнить заключение между Россией и Китаем таких исторических договоров, как Айгунский (1858 г.), Пекинский (1860 г.), образование ими оборонительного союза против Японии в 1896 г., соглашение 1898 г. об использовании бухты Циньхуандао в интересах военно-морского флота России, учреждение Русско-Китайского банка (1895 г.), строительство КВЖД и др. По сути, у Минска нет никаких объективных оснований аргументировать выбор китайского вектора какой-либо цивилизаци-онной, исторической общностью. Белорусской элите крайне сложно, даже обладая в республике абсолютной монополией на средства массовой информации, объяснить своему населению столь явную политическую активность на очень Дальнем Востоке, усилия по сближению с в общем чуждым ему Китаем.

В окружении Лукашенко на тесное стратегическое партнерство с Китаем смотрят по-разному.

С одной стороны, белорусский авторитарный режим объективно и по всем законам геополитики тяготеет к сближению с диктаторскими и авторитарными государствами. Понятно и стремление Минска получать от одного из мировых лидеров — КНР не только финансовую, экономическую

помощь, но и военно-техническую, а также поддержку в международных организациях.

С другой — у ряда белорусских чиновников, отряженных Лукашенко на «китайский вектор», явно возникли сомнения в способности удовлетворения встречных китайских запросов за счет внутренних материально-технических, сырьевых и транзитных ресурсов Белоруссии. Надо учесть и тот факт, что поддержка белорусской стороной позиции Пекина в различных международных организациях, прежде всего в ООН, часто идет в разрез с заявленным Минском курсом на нормализацию отношений и тесное партнерство с Западом, в первую очередь с Евросоюзом. Например, перед МИДовскими чиновниками после госпереворота на Украине президент поставил ключевую задачу на перспективу — обеспечить полную нормализацию отношений и выход на заключение базового соглашения между Беларусью и Европейским союзом [16].

Это уже не говоря о формуле Лукашенко, согласно которой «Беларусь не будет выбирать между Западом и Востоком» [2], но в то же время декларирует стратегическое партнерство, «железное братство» и великую дружбу с Китаем. Даже министр иностранных дел Белоруссии В. Макей вынужден все время выкручиваться. Так, в пространном интервью Financial Times в октябре 2017 г. Макей, в частности, заявил: «Мы не хотим зависеть от кого бы то ни было — будь то Вашингтон, Брюссель или Москва. Мы всего лишь хотим проводить подлинно независимую политику» [18]. Однако о Пекине глава внешнеполитического ведомства не рискнул упомянуть, и это весьма симптоматично.

Тем не менее в этом контексте сближение, братание с китайским колоссом, стоящим на фундаменте антиевропейской государственности и совершенно иной цивилизации с вос-точноазиатским культурным кодом, в значительной степени осложняет китайское мифотворчество Минска.

Выводы

1. Вступление Республики Беларусь в Центрально-Европейскую инициативу, в программу «Восточного партнерства» Евросоюза, «стратегическое партнерство» с Китаем, нарочитое сближение с Евросоюзом и установление политических контактов с США, помимо членства в ЕАЭС и ОДКБ, свидетельствуют о стремлении Лукашенко уйти от выстраивания отношений с «имперской» Россией в одиночку. Минск, являясь участни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ком и членом различных межправительственных организаций, часть из которых ориентирована на открытое противостояние России, пытается навязать Москве белорусскую повестку, выбить дополнительные преференции и льготы.

2. Идеи президента Белоруссии А. Лукашенко о запуске между Востоком и Западом проекта нового Хельсинского процесса, о реализации республикой на международной

арене политики «многовекторности и миролюбия», выстраивании со всеми государствами дружественных и взаимовыгодных отношений в современной геополитической обстановке обречены на провал и грозят национальной катастрофой.

3. Попытки Лукашенко утвердить Минск в качестве места для международных переговоров, «направленных на осмысление новых правил мироустройства» в то время, когда (по признанию самого белорусского лидера) ни один пункт минских соглашений полностью не выполнен, выглядят довольно бесперспективными.

4. Белорусская сторона огромные усилия сегодня тратит на превращение республики в одну из узловых платформ нового Шелкового пути в Евразийском регионе, надеясь на то, что КНР инвестирует «колоссальные средства» (по выражению Лукашенко) в развитие экономики Белоруссии. Однако пока финансовые вливания Китая в развитие белорусской экономики не впечатляют.

5. Министерство иностранных дел Белоруссии открыто декларирует, что стратегическое сотрудничество с Китаем полностью соответствует целям белорусской стороны по диверсификации отношений с зарубежными партнерами (с Россией), одновременно укрепляя суверенитет, политическую

и экономическую независимость Беларуси.

6. В Белоруссии под публичные рассуждения о приверженности Минска идее создания Союзного государства медленно, но неуклонно идет процесс формирования этнократического государства, который включает в себя искусственное конструирование «исторического прошлого» и пантеона «национальных героев», противопоставляет белорусскую государственность и культуру «имперским» великорусским: «мы не русские, мы белорусские».

7. Следует признать факт свертывания руководством республики военного и военно-технического сотрудничества с Россией из-за тяжелого финансового положения и стремления не раздражать Запад, избежать попадания под его санкции.

8. Белорусская сторона по-прежнему рассматривает Россию как дешевый энергоресурсный (газ, нефть, нефтепродукты), сырьевой (черные металлы и др.) придаток к национальной экономике, а также в качестве финансового донора. Сегодня Минск в довольно энергичной форме требует от российской стороны открыть доступ к нефтяным и газовым месторождениям, трубопроводам, отменить (в рамках ЕАЭС) все изъятия по импорту-экспорту энергоресурсов.

Список литературы

1. Андрейченко отмечает ложность стереотипа о несовместимости Востока и Запада [Электронный ресурс]. URL: http://www.belta.by/politics/view/andrejchenko-otmechaet-lozhnost-stereotipa-o-nesovmestimosti-vostoka-i-zapada-320959-2018/

[Andrejchenko otmechaet lozhnost' stereotipa o nesovmestimosti Vostoka i Zapada [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.belta.by/politics/view/andrejchenko-otmechaet-lozhnost-stereotipa-o-nesovmestimosti-vostoka-i-zapada-320959-2018/]

2. Беларусь отмечает День независимости [Электронный ресурс]. URL: https://news. tut.by/economics/599238.html

[Belarus' otmechaet Den' nezavisimosti [EHlektronnyj resurs]. URL: https://news.tut. by/economics/599238.html]

3. Белорусы, которые борются против российской агрессии, — герои [Электронный ресурс]. URL: http://naviny.by/article/20170802/1501652822-belorusy-kotorye-boryutsya-protiv-rossiyskoy-agressii-geroi

[Belorusy, kotorye boryutsya protiv rossijskoj agressii, — geroi [EHlektronnyj resurs]. URL: http://naviny.by/article/20170802/1501652822-belorusy-kotorye-boryutsya-protiv-rossiyskoy-agressii-geroi]

4. Большой разговор о будущем континента [Электронный ресурс]. URL: https:// www.sb.by/articles/bolshoy-razgovor-o-budushchem-kontinenta.html

[Bol'shoj razgovor o budushchem kontinenta [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www. sb.by/articles/bolshoy-razgovor-o-budushchem-kontinenta.html]

5. В Минске состоялось заседание совместной коллегии министерств обороны Беларуси и России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mil.by/ru/news/79793/

[V Minske sostoyalos' zasedanie sovmestnoj kollegii ministerstv oborony Belarusi i Rossii [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.mil.by/ru/news/79793/]

6. Встреча с послом России в Беларуси Михаилом Бабичем [Электронный ресурс]. URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-poslom-rossii-v-belarusi-mixailom-babichem-19675/

[Vstrecha s poslom Rossii v Belarusi Mihailom Babichem [EHlektronnyj resurs]. URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-poslom-rossii-v-belarusi-mixailom-babichem-19675/]

7. Госдеп США: Белоруссия — «бастион против российского неоимпериализма» [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/20/gosdep-ssha-belorussiya-bastion-protiv-rossiyskogo-neoimperializma

[Gosdep SSHA: Belorussiya — «bastion protiv rossijskogo neoimperializma» [EHlektronnyj resurs]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/20/gosdep-ssha-belorussiya-bastion-protiv-rossiyskogo-neoimperializma]

8. Интеллектуальные доминанты [Электронный ресурс]. URL: https://www.sb.by/ articles/intellektualnye-dominanty.html

[Intellektual'nye dominanty [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.sb.by/articles/ intellektualnye-dominanty.html]

9. Интервью Министра иностранных дел Беларуси В. Макея порталу «TUT.BY» [Электронный ресурс]. URL: http://mfa.gov.by/press/smi/e1a117af9d45ecbe.html

[Interv'yu Ministra inostrannyh del Belarusi V. Makeya portalu «TUT.BY» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://mfa.gov.by/press/smi/e1a117af9d45ecbe.html]

10. Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию // Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Минск. 2003. С. 19.

[Lukashenko A.G. O sostoyanii ideologicheskoj raboty i merah po ee sovershenstvovaniyu // Materialy postoyanno dejstvuyushchego seminara rukovodyashchih rabotnikov respublikanskih i mestnyh gosudarstvennyh organov. Minsk. 2003. S. 19.]

11. Лукашенко и Путин проведут переговоры в Сочи [Электронный ресурс]. URL: https://naviny.by/new/20180822/1534925388-lukashenko-i-putin-provedut-peregovory-v-sochi

[Lukashenko i Putin provedut peregovory v Sochi [EHlektronnyj resurs]. URL: https:// naviny.by/new/20180822/1534925388-lukashenko-i-putin-provedut-peregovory-v-sochi]

12. Лукашенко обвинил российские СМИ в разжигании войны [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/04/24/lukashenko-obvinil-rossiyskie-smi-v-razzhiganii-voyny

[Lukashenko obvinil rossijskie SMI v razzhiganii vojny [EHlektronnyj resurs]. URL: https:// eadaily.com/ru/news/2018/04/24/lukashenko-obvinil-rossiyskie-smi-v-razzhiganii-voyny]

13. Лукашенко обвинил Россию в организации «мясных, молочных, сахарных баталий» [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/04/24/lukashenko-obvinil-rossiyu-v-organizacii-myasnyh-molochnyh-saharnyh-bataliy

[Lukashenko obvinil rossijskie SMI v razzhiganii vojny [EHlektronnyj resurs]. URL: https:// eadaily.com/ru/news/2018/04/24/lukashenko-obvinil-rossiyskie-smi-v-razzhiganii-voyny]

14. Лукашенко обсудил с Макеем ситуацию во внешнеэкономической деятельности и график международных встреч [Электронный ресурс]. URL: http://www.belta. by/president/view/lukashenko-obsudil-s-makeem-situatsiju-vo-vneshneekonomicheskoj-dejatelnosti-i-grafik-mezhdunarodnyh-316452-2018/

[Lukashenko obsudil s Makeem situaciyu vo vneshneehkonomicheskoj deyatel'nosti i grafik mezhdunarodnyh vstrech [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.belta.by/president/view/ lukashenko-obsudil-s-makeem-situatsiju-vo-vneshneekonomicheskoj-dejatelnosti-i-grafik-mezhdunarodnyh-316452-2018/]

15. Лукашенко: для Беларуси важно дальнейшее углубление взаимодействия с Китаем [Электронный ресурс]. URL: http://www.belta.by/president/view/lukashenko-dlja-belarusi-vazhno-dalnejshee-uglublenie-vzaimodejstvija-s-kitaem-318532-2018/

[Lukashenko: dlya Belarusi vazhno dal'nejshee uglublenie vzaimodejstviya s Kitaem [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.belta.by/president/view/lukashenko-dlja-belarusi-vazhno-dalnejshee-uglublenie-vzaimodejstvija-s-kitaem-318532-2018/]

16. Лукашенко: Мы можем себя защитить [Электронный ресурс]. URL: http://bdg. by/news/authors/lukashenko-my-mozhem-sebya-zashchitit

[Lukashenko: My mozhem sebya zashchitit' [EHlektronnyj resurs]. URL: http://bdg.by/ news/authors/lukashenko-my-mozhem-sebya-zashchitit]

17. Лукашенко: приезд в Минск высоких представителей католического духовенства — признание белорусской политики мира и согласия [Электронный ресурс]. URL:

http://www.belta.by/president/view/lukashenko-priezd-v-minsk-vysokih-predstavitelej-katolicheskogo-duhovenstva-priznanie-belorusskoj-268674-2017/

[Lukashenko: priezd v Minsk vysokih predstavitelej katolicheskogo duhovenstva — priznanie belorusskoj politiki mira i soglasiya [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. belta.by/president/view/lukashenko-priezd-v-minsk-vysokih-predstavitelej-katolicheskogo-duhovenstva-priznanie-belorusskoj-268674-2017/]

18. Макей в интервью Financial Times: Беларусь стремится проводить подлинно независимую политику [Электронный ресурс]. URL: http://www.belta.by/politics/ view/makej-v-intervjju-financial-times-belarus-stremitsja-provodit-podlinno-nezavisimuju-politiku-272790-2017/

[Makej v interv'yu Financial Times: Belarus' stremitsya provodit' podlinno nezavisimuyu politiku [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.belta.by/politics/view/makej-v-interyjju-financial-times-belarus-stremitsja-provodit-podlinno-nezavisimuju-politiku-272790-2017/]

19. Мир не стал безопаснее: Лукашенко предостерег от самоуспокоенности при реагировании на внешние и внутренние вызовы [Электронный ресурс]. URL: http://www. belta.by/president/view/mir-ne-stal-bezopasnee-lukashenko-na-zasedanii-oharakterizoval-osnovnye-vneshnie-i-vnutrennie-vyzovy-289304-2018/

[Mir ne stal bezopasnee: Lukashenko predostereg ot samouspokoennosti pri reagirovanii na vneshnie i vnutrennie vyzovy [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.belta.by/president/ view/mir-ne-stal-bezopasnee-lukashenko-na-zasedanii-oharakterizoval-osnovnye-vneshnie-i-vnutrennie-vyzovy-289304-2018/]

20. Не стоит питать иллюзий, что смена президента обязательно приведет к переменам [Электронный ресурс]. URL: http://naviny.by/article/20170813/1502608537-ne-stoit-pitat-illyuziy-chto-smena-prezidenta-obyazatelno-privedet-k

[Ne stoit pitat' illyuzij, chto smena prezidenta obyazatel'no privedet k peremenam [EHlektronnyj resurs]. URL: http://naviny.by/article/20170813/1502608537-ne-stoit-pitat-illyuziy-chto-smena-prezidenta-obyazatelno-privedet-k]

21. Несостоявшийся глава БНФ: был ли Лукашенко другом России хоть когда-нибудь? [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/11/03/ nesostoyavshiysya-glava-bnf-byl-li-lukashenko-drugom-rossii-hot-kogda-nibud

[Nesostoyavshijsya glava BNF: byl li Lukashenko drugom Rossii hot' kogda-nibud'? [EHlektronnyj resurs]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/11/03/nesostoyavshiysya-glava-bnf-byl-li-lukashenko-drugom-rossii-hot-kogda-nibud]

22. О геополитике, безопасности и сотрудничестве — Лукашенко встретился с аналитиками из США [Электронный ресурс]. URL: https://www.belta.by/president/ view/o-geopolitike-bezopasnosti-i-sotrudnichestve-lukashenko-vstretilsja-s-analitikami-iz-ssha-324496-2018/

[O geopolitike, bezopasnosti i sotrudnichestve — Lukashenko vstretilsya s analitikami iz SSHA [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.belta.by/president/view/o-geopolitike-bezopasnosti-i-sotrudnichestve-lukashenko-vstretilsja-s-analitikami-iz-ssha-324496-2018/]

23. Презентация Концепции истории белорусской государственности состоялась в пресс-центре БЕЛТА [Электронный ресурс]. URL: http://www.belta.by/society/view/

prezentatsija-kontseptsii-istorii-belorusskoj-gosudarstvennosti-sostojalas-v-press-tsentre-belta-314008-2018/

[Prezentaciya Koncepcii istorii belorusskoj gosudarstvennosti sostoyalas' v press-centre BELTA [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.belta.by/society/view/ prezentatsija-kontseptsii-istorii-belorusskoj-gosudarstvennosti-sostojalas-v-press-tsentre-belta-314008-2018/]

24. Проект Военной доктрины Союзного государства планируют утвердить в декабре [Электронный ресурс]. URL: https://www.postkomsg.com/actual_comment/219779/

[Proekt Voennoj doktriny Soyuznogo gosudarstva planiruyut utverdit' v dekabre [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.postkomsg.com/actual_comment/219779/]

25. Укрепляя международное сотрудничество [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mil.by/ru/news/77661/

[Ukreplyaya mezhdunarodnoe sotrudnichestvo [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. mil.by/ru/news/77661/]

26. Это не пиаровщина: Лукашенко объяснил потребность Беларуси в современном отечественном вооружении [Электронный ресурс]. URL: http://www.belta.by/president/ view/eto-ne-piarovschina-lukashenko-objjasnil-potrebnost-belarusi-v-sovremennom-otechestvennom-vooruzhenii-320445-2018/

[EHto ne piarovshchina: Lukashenko ob"yasnil potrebnost' Belarusi v sovremennom otechestvennom vooruzhenii [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.belta.by/president/ view/eto-ne-piarovschina-lukashenko-objjasnil-potrebnost-belarusi-v-sovremennom-otechestvennom-vooruzhenii-320445-2018/]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.