Научная статья на тему 'ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БЕЛОРУССИИ (1992–2017 гг.): МАЛОЕ ГОСУДАРСТВО НА ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗЛОМЕ'

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БЕЛОРУССИИ (1992–2017 гг.): МАЛОЕ ГОСУДАРСТВО НА ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗЛОМЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1781
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
белорусско-российские отношения / Союзное государство / отношения между ЕС и Белоруссией / украинский кризис / Belarusian – Russian relations / the Union State / EU – Belarusian relations / Ukrainian crisis

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зиновьев Василий Павлович, Троицкий Евгений Флорентьевич

В статье рассматривается постсоветская история внешней политики Белоруссии сквозь призму эволюции ее отношений с Россией. Цель исследования – определить, какая из внешнеполитических стратегий, опробованных Белоруссией на практике, в наибольшей степени соответствует национальным интересам страны. Научная значимость работы заключается в применении концептуального аппарата, разработанного теорией международных отношений для объяснения внешней политики «малых государств», к анализу внешней политики Белоруссии как малой страны, оказавшейся косвенно вовлеченной в конфликт между Россией и ЕС. Практическая значимость материала – в попытке оценить последствия внешней политики Минска для будущего российско-белорусских отношений. Методологически исследование опирается на неореалистическую теорию международных отношений. Использованы политико-описательный метод, наблюдение, анализ документов и политического дискурса. В результате исследования авторы выделяют три периода постсоветской истории российско-белорусских отношений. В 1991–1993 гг. Белоруссия стремилась к военно-политическому нейтралитету. В 1994 г. основой ее внешней политики стал военно-политический союз и экономическая интеграция с Россией. При всех проблемах и противоречиях этот курс проводился до 2014 г. В 2014–2017 гг., в условиях резкого обострения отношений между Россией и Западом, Белоруссия перешла к политике лавирования между РФ и ЕС. Признавая, что эта стратегия приносит Минску тактические дивиденды, авторы приходят к выводу, что она не соответствует долгосрочным национальным интересам страны и чревата рисками для белорусской государственности. Проведенное исследование позволяет предположить, что в международных ситуациях повышенного риска стратегический выбор малых стран может отклоняться в сторону более рискованного внешнеполитического поведения. Авторы прогнозируют нарастание отчужденности и обострение противоречий в российско-белорусских отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOREIGN POLICY OF BELARUS (1992–2017): A SMALL STATE AT THE GEOSTRATEGIC BREAK

The paper focuses on the post-Soviet history of Belarusian foreign policy through the lens of its relations with Russia. It aims at finding out which of the foreign policy strategies tested by Belarus has been the most adequate to its national interests. The paper’s significance consists in the application of the concepts developed by the international relations theory with the purpose of explaining the foreign policies of “small states” to the analysis of the foreign policy of Belarus as a small state indirectly involved in the conflict between Russia and the EU. The authors evaluate the consequences of Minsk foreign policy for the future relations between Russia and Belarus. The research employs the neorealist theory of international relations and uses the methods of political description, observation, analysis of documents and political discourse. The authors distinguish three periods of the post-Soviet Russian – Belarusian relations. In 1991–1993, Belarus sought a military-political neutrality. After 1994, the foreign policy of Belarus was founded on the military-political alliance and economic integration with Russia. Despite all the problems and contradictions, this policy was pursued until 2014. In 2014–2017, with the sharp deterioration in relations between Russia and the West, Belarus shifted to the policy of manoeuvring between Russia and the EU. Although this policy brings tactical gains to Belarus, the authors argue that it does not contribute to the long-term national interests of the country and is fraught with serious risks for Belarusian statehood. The research suggests a hypothesis that in higher-risk national situations the strategic choice of small states can deviate to riskier foreign policy patterns. The authors predict the increased estrangement between Russia and Belarus and exacerbated contradictions in bilateral relations.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БЕЛОРУССИИ (1992–2017 гг.): МАЛОЕ ГОСУДАРСТВО НА ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗЛОМЕ»

УДК 327.3 UDC

DOI: 10.17223/18572685/50/8

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БЕЛОРУССИИ (1992-2017 гг.): МАЛОЕ ГОСУДАРСТВО НА ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗЛОМЕ*

В.П. Зиновьев1, Е.Ф. Троицкий2

Томский государственный университет

Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина 36 1E-mail: vpz@tsu.ru 2E-mail: eft@rambler.ru

Авторское резюме

В статье рассматривается постсоветская история внешней политики Белоруссии сквозь призму эволюции ее отношений с Россией. Цель исследования - определить, какая из внешнеполитических стратегий, опробованных Белоруссией на практике, в наибольшей степени соответствует национальным интересам страны. Научная значимость работы заключается в применении концептуального аппарата, разработанного теорией международных отношений для объяснения внешней политики «малых государств», к анализу внешней политики Белоруссии как малой страны, оказавшейся косвенно вовлеченной в конфликт между Россией и ЕС. Практическая значимость материала - в попытке оценить последствия внешней политики Минска для будущего российско-белорусских отношений. Методологически исследование опирается на неореалистическую теорию международных отношений. Использованы политико-описательный метод, наблюдение, анализ документов и политического дискурса. В результате исследования авторы выделяют три периода постсоветской истории российско-белорусских отношений. В 1991-1993 гг. Белоруссия стремилась к военно-политическому нейтралитету. В 1994 г. основой ее внешней политики стал военно-политический союз и экономическая интеграция с Россией. При всех проблемах и противоречиях этот курс проводился до 2014 г. В 2014-2017 гг., в условиях резкого обострения отношений между Россией и Западом, Белоруссия перешла к политике лавирования между РФ и ЕС. Признавая, что эта стратегия приносит Мин-

* Результаты были получены в рамках выполнения государственного задания Мин-обрнауки России, проект № 33.1687.2017/4.6.

ску тактические дивиденды, авторы приходят к выводу, что она не соответствует долгосрочным национальным интересам страны и чревата рисками для белорусской государственности. Проведенное исследование позволяет предположить, что в международных ситуациях повышенного риска стратегический выбор малых стран может отклоняться в сторону более рискованного внешнеполитического поведения. Авторы прогнозируют нарастание отчужденности и обострение противоречий в российско-белорусских отношениях.

Ключевые слова: белорусско-российские отношения, Союзное государство, отношения между ЕС и Белоруссией, украинский кризис.

THE FOREIGN POLICY OF BELARUS (1992-2017): A SMALL STATE AT THE GEOSTRATEGIC BREAK*

V.P. Zinovyev1, E.F. Troitskiy2

Tomsk State University 36 Lenin Avenue, Tomsk, 634050, Russia *E-mail: vpz@tsu.ru *E-mail: eft@rambler.ru

Abstract

The paper focuses on the post-Soviet history of Belarusian foreign policy through the lens of its relations with Russia. It aims at finding out which of the foreign policy strategies tested by Belarus has been the most adequate to its national interests. The paper's significance consists in the application of the concepts developed by the international relations theory with the purpose of explaining the foreign policies of "small states" to the analysis of the foreign policy of Belarus as a small state indirectly involved in the conflict between Russia and the EU. The authors evaluate the consequences of Minsk foreign policy for the future relations between Russia and Belarus. The research employs the neorealist theory of international relations and uses the methods of political description, observation, analysis of documents and political discourse. The authors distinguish three periods of the post-Soviet Russian - Belarusian relations. In 1991-1993, Belarus sought a military-political neutrality. After 1994, the foreign policy of Belarus was founded on the military-political alliance and economic

* The results were obtained under the Government Contract of the Ministry of Education and Science of Russia, Project Nr. 33.1687.2017 / 4.6.

integration with Russia. Despite all the problems and contradictions, this policy was pursued until 2014. In 2014-2017, with the sharp deterioration in relations between Russia and the West, Belarus shifted to the policy of manoeuvring between Russia and the EU. Although this policy brings tactical gains to Belarus, the authors argue that it does not contribute to the long-term national interests of the country and is fraught with serious risks for Belarusian statehood. The research suggests a hypothesis that in higher-risk national situations the strategic choice of small states can deviate to riskier foreign policy patterns. The authors predict the increased estrangement between Russia and Belarus and exacerbated contradictions in bilateral relations.

Keywords: Belarusian - Russian relations, the Union State, EU - Belarusian relations, Ukrainian crisis.

Белоруссия - малое европейское государство с населением 9,5 млн чел., не имеющее выхода к морю и располагающее очень ограниченной природно-ресурсной базой. Ее соседи, Россия и Европейский союз, несоизмеримо превосходят Белоруссию по экономическим, политическим и военно-силовым параметрам; третий сосед, Украина, переживает затяжной политический и социально-экономический кризис. Внешние условия формирования и развития белорусской государственности, таким образом, объективно ограничивают Минск в возможностях реализации автономного внешнеполитического курса.

Как показывает внешнеполитическая практика, малые страны выбирают, как правило, одну из трех внешнеполитических стратегий: стремятся к нейтралитету, становятся «младшими партнерами» великих держав либо пытаются уравновесить влияние крупных держав, вступая в альянс с другими малыми и средними странами (The National Security 1997: 180-182). За четверть века независимости Белоруссия предпринимала попытки реализации каждой из этих стратегий. Внешняя политика республики является предметом ожесточенной дискуссии ученых, публицистов, политиков, которые пытаются выяснить, соответствует ли объявленная многовекторность национальным интересам этой страны (Шарапо 2006; Многовекторность 2016; Баранчик 2017).

Данная статья - это краткий очерк современной истории внешней политики Белоруссии и попытка определить, какая из внешнеполитических линий, проверенных Минском на практике, наиболее соответствует национальным интересам Белоруссии.

Безусловно, краеугольный камень внешней политики Белоруссии -отношения с Россией. Особые отношения диктуются не только общей историей и этническим родством народов, но и совпадением многих политических и экономических интересов. Белоруссия глубоко интег-

рирована в российскую экономику через прямые связи с регионами, создание совместных предприятий,эксплуатацию транспортных коммуникаций. Более половины внешнеторгового оборота страны (по итогам 2015 г., 39 % экспорта и 57 % импорта) приходится на РФ (CIA 2017). Стороны заинтересованы друг в друге и в сфере безопасности: России важно иметь доступ к стратегическому пространству Белоруссии, а Белоруссии - опираться на российскую военную мощь и политическую поддержку.

Историю взаимоотношений независимой Белоруссии и России можно разделить на три периода: 1) декабрь 1991 г. - конец 1993 г.; 2) 1994-2013 гг.; 3) с 2014 г. до настоящего времени. В первый период, когда у власти в Белоруссии находились либералы-реформаторы, Минск рассчитывал на присоединение к Европейскому союзу. Этой политике соответствовало сближение с Литвой. В октябре 1991 г. была подписана белорусско-литовская Декларация о принципах добрососедских отношений, обязывавшая стороны соблюдать права этнических меньшинств, а в марте 1993 г. - Соглашение о свободной торговле. В русле этой политики лежали действия председателя Верховного Совета С.С. Шушкевича, направленные на роспуск СССР и создание СНГ, на присоединение Белоруссии к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Шушкевич весьма неохотно шел на военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ, подчеркивая стремление страны к нейтральному статусу. В конце 1993 г. Верховный Совет, преодолевая сопротивление националистов и либералов, проголосовал за присоединение к Договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., положив конец нейтралистским устремлениям белорусской либеральной элиты. Непопулярность внешней политики Шушкевича стала одной из причин смещения его в январе 1994 г. с поста председателя Верховного Совета.

Внешняя политика Белоруссии кардинально изменилась с избранием в июле 1994 г. А.Г. Лукашенко главой государства. Началось сближение позиций Белоруссии и России во внешней политике. В то же время произошло резкое охлаждение отношений Минска с западными странами и евроатлантическими структурами.

6 января 1995 г. было заключено российско-белорусское Соглашение о таможенном союзе, в феврале 1995 г. - Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве на 10 лет с последующим автоматическим продлением (Договор 1995). В мае 1995 г. состоялось торжественное открытие свободного движения через российско-белорусскую границу. 2 апреля 1996 г. был заключен Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, нацеленный на

политическую и экономическую интеграцию двух стран. Были созданы межгосударственные структуры: Высший Совет в составе глав государств, Исполнительный комитет, Парламентское собрание Сообщества (Договор 1996).

2 апреля 1997 г. был подписан Договор о создании Союза Белоруссии и России. 23 мая того же года был принят Устав Союза Белоруссии и России, который вводил понятия гражданства Союза, предусматривал формирование бюджета, введение единой валюты, судебной системы. Сформированные ранее межгосударственные органы Сообщества стали органами Союза (Устав 1997).

8 декабря 1999 г. организационно-правовая форма российско-белорусской интеграции вновь претерпела изменения: был подписан Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России. Были созданы Высший государственный совет Союзного государства, Совет министров и Парламентское собрание. Постоянный комитет Союзного государства, возглавляемый государственным секретарем, является рабочим органом Совета министров Союзного государства. Окончательно структуру и статус высших органов власти Союзного государства должен был установить конституционный акт, ссылка на который содержится в тексте договора (Договор 1999). Содержание конституционного акта стало предметом длительных дискуссий. Белоруссия предлагала создать союз государств на равноправной основе, российские предложения предусматривали передачу Белоруссией части суверенитета на наднациональный уровень. В итоге вопрос о принятии конституционного акта был фактически снят с повестки дня.

В 2000-е гг. стало очевидным, что российско-белорусская интеграция, достигнув на первых этапах реальных результатов, зашла в тупик. Тупиковость ситуации является результатом существования в Белоруссии и России различных экономических моделей и отсутствия у белорусского руководства реальной мотивации к отказу от суверенитета. В экономической сфере, несмотря на взаимозависимость экономик двух стран, так и не удалось ввести единую валюту. Трижды - в начале 2004 г., в начале 2007 г. и в июне 2010 г. - в российско-белорусских отношениях возникали «газовые кризисы»: «Газпром», требуя повышения цены на продаваемый Белоруссии газ и контроля над ее газотранспортной системой, прекращал поставки газа стране. По соглашению, подписанному в начале 2007 г., цена на газ для Белоруссии возросла с 46 долл. за тысячу кубометров до 100 долл., а с 2011 г. приравнивалась к ценам, установленным для европейских импортеров (Yafimava, Stern 2007). С 2007 г. Россия ввела пошлину на нефть, экспортируемую в Белоруссию, что лишило Минск

доходов, получаемых от реэкспорта российской нефти. «Газпром», постепенно выкупая акции «Белтрансгаза», стал в 2011 г. единственным владельцем белорусской газотранспортной компании, заплатив за нее в итоге 5 млрд долл.

Меньше противоречий было выявлено и больше результатов достигнуто при сотрудничестве в военной сфере. Белоруссия сохранила боеспособные, хорошо оснащенные войска. Они насчитывают около 50 тыс. военнослужащих. В Белоруссии - в Барановичах и Вилейке -действуют российские военные объекты. В 2001 г. была принята единая Военная доктрина Союзного государства, которую в 2016 г. было решено обновить с учетом современных реалий. Белорусский оборонно-промышленный комплекс фактически функционирует как часть российского ОПК. В то же время Белоруссия, будучи членом Организации Договора о коллективной безопасности, категорически исключает возможность отправки своих военнослужащих за пределы национальной территории, что противоречит ее обязательствам в рамках ОДКБ (Закон 2005).

ЕС и США отреагировали на углубление российско-белорусского сотрудничества политикой санкционного давления на Минск, мотивируемого обвинениями Белоруссии в нарушении прав человека и непризнанием легитимности президента и парламента. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Белоруссией и Евросоюзом, подписанное в 1995 г., не вступило в силу. В феврале 1997 г. Совет министров ЕС, не признав итоги референдума в Белоруссии о расширении полномочий президента, решил прекратить все виды помощи стране (за исключением гуманитарной) и сохранить лишь программы регионального и демократического развития, т. е. фактически стал поддерживать оппозицию. В Евросоюзе был введен запрет на выдачу виз белорусскому руководству. В июне 2007 г. ЕС вывел Белоруссию из-под действия Генерализованной системы преференций - недискриминационного торгового режима (European Commission 2007). Белоруссию, единственную из европейских стран, не приняли в Совет Европы.

Администрация США ввела в 2004 г. запрет на выдачу виз белорусскому руководству и финансовые санкции в отношении лиц, причастных к нарушениям прав человека и организации «нелегитимных» выборов в Белоруссии, названной госсекретарем США К. Райс «последней диктатурой в Европе» (Rice 2005). В конце 2007 г. американские власти заморозили счета белорусской государственной нефтяной компании «Белнефтехим». В знак протеста Белоруссия отозвала в марте 2008 г. посла из Вашингтона и настояла на отъезде американского посла из Минска.

Глубокий кризис в российско-американских и российско-европей-

ских отношениях, разразившийся в 2014 г. вследствие неконституционной смены власти и вооруженного конфликта на Украине, оказал существенное влияние на внешнюю политику Белоруссии. Ее президент, давно и небезосновательно неудовлетворенный состоянием отношений с Россией, увидел в сложившейся ситуации возможность «разморозить» отношения с Западом и извлечь из всплеска напряженности в Европе политические и финансовые дивиденды. Минск не только не признал российский суверенитет над Крымом, но и занял позицию в отношении конфликта в Донбассе, колеблющуюся между подчеркнутым нейтралитетом и солидарностью с «ведущими войну за независимость» киевскими властями (Лукашенко 2017). Был налажен масштабный реэкспорт в Россию «санкционных» товаров из ЕС. Минск публично заявил, что не видит необходимости открывать в Белоруссии вторую российскую военную базу - после того, как вопрос был, по-видимому, уже согласован (Лукашенко 2015). В конце 2016 г., на фоне введенных Россией ограничений на импорт белорусской молочной продукции и очередного «газового кризиса», из Минска прозвучали заявления о возможности выхода из Евразийского экономического союза. Последовавший за этим публичный обмен инвективами между белорусским президентом и российским премьер-министром вышел за рамки не только дипломатии, но и элементарных приличий.

Конечно, Россия и Белоруссия по-прежнему остаются союзниками, скрепленными многоуровневой взаимозависимостью и структурами Союзного государства, ОДКБ и ЕАЭС, а динамика двусторонних отношений и раньше напоминала колебания маятника, хотя и не столь широкой амплитуды. Однако за 2014-2016 гг. двусторонние отношения во многом утратили доверительность и предсказуемость. Показательно появление множества новых раздражителей - от выдачи Минском Азербайджану российского гражданина, обвиненного в Баку в незаконном посещении Нагорного Карабаха, до восстановления Россией пограничного контроля с Белоруссией, предпринятого в качестве реакции на введение Минском безвизового въезда для граждан ряда европейских государств.

Новые веяния в белорусской политике не остались незамеченными на Западе. ЕС и США значительно ослабили санкции в отношении Минска, а выборы 2015 г., принесшие А.Г. Лукашенко пятый президентский срок, вызвали на удивление вялую критику в Брюсселе и Вашингтоне. Евросоюз признал, что Белоруссия играет «конструктивную роль» в регионе (EEAS 2016). Было возобновлено взаимодействие между Белоруссией и Международным валютным фондом. Моментом славы для А.Г. Лукашенко стал вынужденный визит в Минск в феврале 2015 г. «грандов» европейской политики А. Меркель и Ф. Олланда

для заключения договоренностей о «замораживании» конфликта в Донбассе.

В 1994-2013 гг. белорусское руководство добилось весомого внешнеполитического результата: белорусская государственность с ее самобытным социально-экономическим устройством развивалась благодаря тесному сотрудничеству с Россией, а не через конфликт с ней. При этом Минск искусно избегал фундаментальных уступок РФ, что позволило Белоруссии стать одним из немногих малых государств, обладающих значительным пространством внешнеполитического маневра. В 2014-2016 гг. Белоруссия стала склоняться к политике лавирования между Россией и ЕС и уравновешивания российского влияния через тактические альянсы с Украиной и - в рамках ЕАЭС и ОДКБ - с Казахстаном.

На наш взгляд, тактические выгоды, получаемые Минском от лавирования между Москвой и Брюсселем, вряд ли перевешивают ущерб, который наносится при этом российско-белорусским отношениям. Складывается впечатление, что белорусское руководство недооценивает глубину геостратегического разлома, пролегающего между Россией и ЕС вследствие украинского кризиса и санкционной войны. Дальнейшее балансирование на краю этого разлома чревато серьезными угрозами самой белорусской государственности, успешному становлению и развитию которой в значительной степени способствует своеобразное, но несомненное внешнеполитическое мастерство первого и пока единственного президента Белоруссии. Видимо, он полагает, что путь В. Януковича ему не уготован, а судьба Украины его не пугает.

ЛИТЕРАТУРА

Баранчик 2017 - БаранчикЮ. Внешняя политика Беларуси: системный кризис. URL: https://regnum.ru/news/2237938.htmL (дата обращения: 19.07.2017).

Договор 1995 - Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 г. URL: http://www.beLrus.ru/Law/act/dokumentyi_opredeLyayuchie_osnov/dogovor_o_ druzhbe_dobrososedstveJ_sotrudnech.htmL (дата обращения: 19.07.2017).

Договор 1996 - Договор об образовании Сообщества России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. URL: http://www.beLrus.ru/Law/act/dokuiTientyi_oprede-Lyayuchie_osnov/dogovor_ob_obrazovanii_ soobschestva_rossii_i_.htmL (дата обращения: 19.07.2017).

Договор 1999 - Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. URL: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5 (дата обращения: 19.07.2017).

Закон 2005 - Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь». URL: http://laws.newsby.org/documents/laws/law0361. htm (дата обращения: 19.07.2017).

Лукашенко 2015 - Лукашенко А.Г. Речи о размещении российской военной авиабазы на территории Беларуси не велось. URL: http://www.belta.by/presi-dent/view/lukashenko-rechi-o-razmeschenii-rossijskoj-aviabazy-na-territorii-belarusi-ne-velos-165419-2015 (дата обращения: 19.07.2017).

Лукашенко 2017 - Лукашенко А.Г. Братская Украина ведет войну за независимость. URL: https://zn.ua/WORLD/bratskaya-ukraina-vedet-voynu-za-nezavisimost-lukashenko-237170_.html (дата обращения: 19.07.2017).

Многовекторность 2016 - Многовекторность во внешней политике Республики Беларусь: материалы международных круглых столов / Под ред. А.В. Русаковича. Минск: Изд. Центр БГУ, 2016.

Устав 1997 - Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. URL: http://www.hrights.ru/text/belorus/souz_d/Chapter3.htm (дата обращения: 19.07.2017).

Шарапо 2006 - Шарапо А.В. Внешняя политика Республики Беларусь на современном этапе // Весшк Беларускага дзяржаунага ушвератэта. Сер. 3. 2006. № 3. С. 15-22.

CIA 2017 - CIA World Factbook 2017. URL: https://www.cia.gov/library/pub-lications/the-world-factbook/ (дата обращения: 19.07.2017).

EEAS 2016 - European External Action Service. EU - Belarus Relations, Factsheet. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homep-age/4014/eu-belarus-relations-fact-sheet_en (дата обращения: 19.07.2017).

European Commission 2007 - European Commission. Press Release, 18.06.2007. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-07-844_en.htm (дата обращения: 19.07.2017).

The National Security 1997 - The National Security of Small States in a Changing World. L.: Frank Cass, 1997.

Rice 2005 - Rice: Belarus is «last dictatorship» in Central Europe. URL: https:// www.euractiv.com/section/med-south/news/rice-belarus-is-last-dictatorship-in-central-europe (дата обращения: 19.07.2017).

Yafimava, Stern 2007 - Yafimava K., Stern J. The 2007 Russia - Belarus Gas Agreement. URL: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/up-loads/2011/01/Jan2007-The2007Russia-BelarusGasAgreement-KatjaYafima-vaandJonathanStern-.pdf (дата обращения: 19.07.2017).

REFERENCES

Baranchik, Yu. (2017) Vneshnyayapolitika Belarusi:sistemniycrisis [The Foreign

Policy of Belarus: A Systems Crisis]. [Online] Available from: https://regnum.ru/ news/2237938.html (Accessed: 19th July 2017).

Russian Federation and the Republic of Belarus. (1995) Dogovor o druzhbe, dobrososedstve i sotrudnichestve mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Respublikoy Belarus ot 21 fevralya 1995 g. [Treaty on Friendship, Good Neighbourhood and Cooperation between the Russian Federation and the Republic of Belarus of February 21, 1995]. [Online] Available from: http://www.belrus.ru/law/act/ dokumentyi_opredelyayuchie_osnov/dogovor_o_druzhbe_dobrososedstve_i_ sotrudnech.html (Accessed: 19th July 2017).

Russian Federation and the Republic of Belarus. (1996) Dogovor ob obrazovanii Soobshchestva Rossii i Belarusi ot 2 aprelya 1996 g. [Treaty on Establishing the Community of Russia and Belarus of April 2, 1996]. [Online] Available from: http://www.belrus.ru/law/act/dokumentyi_opredelyayuchie_osnov/dogovor_ ob_obrazovanii_soobschestva_rossii_i_.html (Accessed: 19th July 2017).

Russian Federation and the Republic of Belarus. (1999) Dogovor o sozdanii Soyuznogo gosudarstva ot 8 dekabrya 1999 g. [Treaty on Establishing the Union State of December 8, 1999]. [Online] Available from: http://www.soyuz.by/ about/docs/dogovor5 (Accessed: 19th July 2017).

The Republic of Belarus. (2005) Zakon Respubliki Belarus ot 14 noyabrya 2005g. № 60-Z "Ob utverzhdenii osnovnyh napravleniy vnutrnney i vneshney politiki Respubliki Belarus" [Law № 60-Z of the Republic of Belarus of November 14, 2005 On Approving the Basic Directions of Domestic and Foreign Policies of the Republic of Belarus]. [Online] Available from: http://laws.newsby.org/ documents/laws/law0361.htm (Accessed: 19th July 2017).

Lukashenko, A.G. (2015) Rechi o razmeshchenii rossiyskoy voennoy aviabazy na territorii Belarusi ne velos [Deployment of the Russian military base in Belarus was not discussed]. [Online] Available from: http://www.belta.by/ president/view/lukashenko-rechi-o-razmeschenii-rossijskoj-aviabazy-na-territorii-belarusi-ne-velos-165419-2015 (Accessed: 19th July 2017).

Lukashenko, A.G. (2017) Bratskaya Ukraina vedyot voynu za nezavisimost [Fraternal Ukraine wages a war of independence]. [Online] Available from: https://zn.ua/WORLD/bratskaya-ukraina-vedet-voynu-za-nezavisimost-lukashenko-237170_.html (Accessed: 19th July 2017).

Rusakivich, A.V. (ed.) (2016) Mnogovektornost vo vneshney politike Respubliki Belarus [Multiple Vectors in the Foreign Policy of Belarus]. Minsk: Belarus State University.

Russian Federation and the Republic of Belarus. (1997) Ustav Soyuza Belarusi i Rossii ot 23 maya 1997g. [Charter of the Union of Belarus and Russia of May 23, 1997]. [Online] Available from: http://www.hrights.ru/text/belorus/souz_d/ Chapter3.htm (Accessed: 19th July 2017).

Sharapo, A.V. (2006) Vneshnyaya politika Respubliki Belarus na sovremen-nom etape [The present-day foreign policy of the Republic of Belarus]. Vesnik

Belaruskaga dzyarzhaynaga yniversiteta - Journal of Belarus State University. 3. рp. 15-22.

CIA. (2017) CIA World Factbook 2017. [Online] Available from: https://www. cia.gov/library/publications/the-world-factbook (Accessed: 19th July 2017).

EEAS. (2016) European External Action Service. EU - Belarus Relations, Factsheet. [Online] Available from: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/4014/eu-belarus-relations-fact-sheet_en (Accessed: 19th July 2017).

European Commission 2007 - European Commission. Press Release, 18.06. 2007. [Online] Available from: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-07-844_en.htm (Accessed: 19th July 2017).

Inbar, E. & Sheffer, G. (eds) (1997) The National Security of Small States in a Changing World. London: Frank Cass.

Euractive.com. (2005) Rice: Belarus is "last dictatorship" in Central Europe. [Online] Available from: https://www.euractiv.com/section/med-south/news/ rice-belarus-is-last-dictatorship-in-central-europe (Accessed: 19th July 2017).

Yafimava, K. & Stern, J. (2007) The 2007 Russia - Belarus Gas Agreement. [Online] Available from: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2011/01/Jan2007-The2007Russia-BelarusGasAgreement-KatjaYafimavaandJonathanStern-.pdf (Accessed: 19th July 2017).

Зиновьев Василий Павлович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории исторического факультета Томского государственного университета (Россия).

Zinovyev Vasiliy - Tomsk State University (Russia).

E-mail: vpz@tsu.ru

Троицкий Евгений Флорентьевич - доктор исторических наук, профессор кафедры мировой политики Томского государственного университета (Россия).

Troitskiy Evgeny - Tomsk State University (Russia).

E-mail: eft@ramb1er.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.