ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 93 Н. СЕРГЕЕВ,
представитель Института стран СНГ в Республике Беларусь e-mail: [email protected]
А. ФАДЕЕВ,
заведующий Отделом Белоруссии Института стран СНГ e-mail: [email protected]
Ключевые слова:
президент А.Г. Лукашенко, реформа управления, авторитарно-бюрократическое государство, режим личной власти
N. SERGEEV,
Representative of the Institute of CIS countries in Belarus
A. FADEEV,
Head of Department of Belarus Of the Institute of CIS countries
Keywords:
President A. G. Lukashenko, management reform, authoritarian-bureaucratic state, regime of personal power.
ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОГО АВТОРИТАРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ
2019-2020 ГГ.
В статье предпринята попытка проанализировать изменения в режиме власти и системе управления в Республике Беларусь за четверть века пребывания на посту президента А.Г. Лукашенко. Главное внимание авторы уделили процессу становления особой формы белорусского авторитаризма в рамках идеологемы «президент -народ».
THE COMPLETION OF THE FORMATION OF PLURALISTIC AUTHORITARIANISM IN BELARUS BEFORE THE ELECTION 2019-2020
The article attempts to analyze the changes in the regime of power and the system of governance in the Republic of Belarus for a quarter of a century as President A. G. Lukashenko. The authors paid the main attention to the process of formation of a special form of Belarusian authoritarianism within the framework of the ideology «President -people».
Введение
В июле 2019 г. исполнилось четверть века, как А. Лукашенко находится у власти. За этот уже немалый срок сам Лукашенко и, соответственно, политический курс Республики Беларусь (далее — РБ) претерпели существенные изменения.
Перед первым президентом РБ стоял непростой выбор пути развития страны, формы власти, а также вариантов модернизации экономики. Самый сложный вопрос заключался в определении места и роли молодого независимого государства на постсоветском пространстве, его исторических корней и национально-культурной идентичности. Попытка А. Лукашенко выбрать «многовекторность» во внешней политике, перестать ориентироваться на Москву («лететь на одном крыле», по его выражению), привела к акцентированию своеобразия и удаленности Белоруссии от России, что объективно подвергало сомнению лидерство последней в рамках любых интеграционных конструкций с участием бывших республик Советского Союза.
Если в первые годы пребывания на посту президент Лукашенко ощущал себя «начальником государства», то в последнее время он все более входит в роль отца-основателя независимого национального государства белорусов.
Лукашенко всегда понимал приоритетность экономических проблем, стоявших перед Белоруссией, обделенной запасами минеральных и материальных ресурсов, с низким технологическим уровнем производства, качеством и конкурентоспособностью национального продукта. Однако именно Лукашенко к 1996 г. полностью «заморозил» Программу перехода к рыночной экономике, принятую в 1990 г. Верховным советом республики. Вместо этой программы стали реализовываться Основные направления социально-экономического развития РБ на 1996—2000 гг., которые ставили целью не только повышение жизненного уровня белорусских граждан, но и приближение его к уровню высокоразвитых западноевропейских государств. При этом роль государство играло доминирующую
роль в управлении экономической системой, которая осталась по сути командно-административной.
С одной стороны, белорусское общество, благодаря Лукашенко, избежало шоковой терапии, хищнической приватизации и экономического развития в русле сомнительных советов финансовых международных организаций. С другой — стратегическая цель социально-ориентированной модели белорусской экономики не достигнута до сих пор: уровень жизни населения остается крайне низким, государственный долг растет, а острейшая проблема безработицы по-прежнему решается за счет вынужденного экспорта трудовых ресурсов в соседние страны, преимущественно в Россию.
В Белоруссии за последние десять лет удалось приостановить процесс сокращения населения, однако демографические проблемы остаются достаточно острыми. За время прези-
дентства А.Г. Лукашенко население Республики Беларусь сократилось, по данным ООН, более чем на 700 тыс., и на 1 апреля 2019 г. оно составляло 9,465 млн чел. [26].
В настоящее время Республика Беларусь представляет собой жестко централизованное авторитарно-бюрократическое государство, которое полностью подчинено воле одного человека — А. Лукашенко. Такая государственная «архитектура» объектив -но способствует отделению граждан от государства, которое они воспринимают как нечто чуждое и начинают относиться к нему в лучшем случае безразлично.
Авторитарно-бюрократический режим объективно является тормозом в развитии союзнических отношений Белоруссии и России, т.к. для привыкшей к самовластию высшей бюрократии невыносимой представляется сама мысль о передаче даже малой части полномочий в союзный центр.
ЧАСТЬ I. Становление А.Г. Лукашенко как главы государства
«Ранний» А.Г. Лукашенко, в бытность его депутатом Верховного Совета Республики Беларусь, воспринимался большинством белорусских граждан как народный трибун, бескомпромиссный борец с мздоимством и произволом чиновников. Такая популярность депутата Александра Лукашенко не могла не вызывать обеспокоенность у тогдашних власть имущих, и они, рассчитывая «задушить в объятиях» излишне активного (с их точки зрения) народного избранника, предоставили
ему возможность возглавить Временную комиссию Верховного Совета Республики Беларусь для изучения деятельности коммерческих структур, которые действуют при республиканских и местных органах власти и управления (создана 4 июня 1993 г.).
Однако расчеты тогдашнего руководства Республики Беларусь не оправдались. Лукашенко не только не дал задушить себя в объятиях, но и в максимальной степени использовал открывшиеся перед ним возможности
(комиссия по борьбе с коррупцией все-таки) для раскрутки своей популярности. Борьба с мздоимством и произволом чиновничьего сословия стала в дальнейшем одним из главных положений предвыборной программы кандидата в президенты Александра Лукашенко. Это находило широкий отклик в сердцах граждан Республики Беларусь, что неудивительно. Ведь всего несколько лет назад существовало советское государство, в котором при всех привилегиях партийной номенклатуры об открытом личном обогащении высокопоставленных чиновников не могло быть и речи.
14 декабря 1993 г. А. Лукашенко выступил в Верховном Совете РБ с антикоррупционным докладом, который по настоянию большинства депутатов передавался в прямом эфире по всей республике и начинался следующими словами: «Пожалуй, впервые за время работы в нынешнем Верховном Совете приходится мне подниматься на эту высокую трибуну с такой противоречивой гаммой мыслей, чувств и эмоций. С такой опустошенностью в душе от творящегося беспредела, с тревогой за судьбу государства и его граждан. Основное чувство, которое я испытываю, как, полагаю, и абсолютное большинство соотечественников: мы все становимся заложниками какой-то чудовищной, безнравственной и беспринципной системы манипулирования и обмана людей».
В этот же день в газете «Советская Белоруссия», благодаря принципиальной позиции ее тогдашнего главного редактора Игоря Осинского, появилось пространное интервью
главы антикоррупционной комиссии Александра Лукашенко с необычайно длинным названием: «Народ нашей республики перестал удивляться перевоплощению столоначальников в коммерсантов, роскошным виллам рядовых чиновников, поездкам семей управленцев по Парижам и Багамам. Мафиозные кланы и коррумпированные группировки существуют не только в Колумбии и на Сицилии. Сегодня они зарождаются на земле Беларуси» [5].
После выступления в парламенте и интервью в СМИ Александр Лукашенко стал известен всей республике как непримиримый борец с коррупцией и произволом чиновников. При этом большинство белорусских граждан увидели в Лукашенко едва ли не былинного героя, способного навести в республике порядок и установить справедливость.
В то время в белорусском обществе было немало тех, кто полагал, что А. Лукашенко, придя к власти, направит свои усилия на построение в Белоруссии основанного на принципах народной демократии социально справедливого государства, свободного от таких язв дикого капитализма, как расслоение общества на богатых и бедных, произвола власть имущих и коррупции. При этом среди многочисленных сторонников Лукашенко было немало деятельных людей, искренне полагавших, что первый президент Республики Беларусь в своей государственной деятельности будет опираться на них и на простых граждан.
Сразу после избрания А.Г. Лукашенко активистами его избирательной
кампании был создан ряд общественных объединений и политических партий, члены которых были полны решимости помогать молодому президенту в деле созидания в Республике Беларусь социально справедливого общества. Наиболее известными из этих организаций были Белорусская патриотическая партия и Белорусское общественное объединение «Очищение».
Однако какого-либо серьезного развития эти общественно-политические движения не получили. С первых дней пребывания у власти Лукашенко позиционировал себя как верховного руководителя государства, не нуждающегося ни в каких партиях, опирающегося непосредственно на народ, с которым он ведет прямой диалог. С точки зрения Лукашенко, и само белорусское общество не испытывает потребности в политических партиях как таковых, а партийная система — это некий пережиток, разделяющий общество [39].
В ходе конституционной реформы 1996 г. в новой редакции основного закона были существенно усилены положения, связанные с прямой демократией. Так, в новой редакции Конституции РБ (ст. 37) говорится, что «непосредственное участие в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов». Кроме того, «граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях» [16].
Упомянутые конституционные положения получили дальнейшее
правовое оформление в Избирательном кодексе РБ [15] и Законе РБ «О республиканских и местных собраниях» [10].
Таким образом, в Белоруссии в юридическом смысле была сформирована система, близкая к прямому народовластию, которая при реальном функционировании могла бы стать основой весьма устойчивой политической конструкции, опирающейся на общественно активных граждан. Действительно, если бы народные референдумы и собрания граждан стали политической реальностью, то за прошедшие два десятилетия после принятия этих законов Белоруссия имела бы качественно иное, по сравнению с ныне существующим, белорусское общество. Ведь народные голосования (референдумы) и собрания граждан — это общественно-политические инструменты, способные сформировать из пассивного и по большому счету безразличного к судьбе своей страны электората общественно активных граждан, осознающих ответственность за настоящее и будущее своего государства.
Государственно-политическое устройство, сочетающее в себе институты прямой демократии, парламентаризма и президентской власти, окрестили в Белоруссии вечевой (соборной) демократией, при которой законодательная и исполнительная власти призваны строить свою деятельность, опираясь на мнение и волю сограждан.
Перспективность такого государственно-общественного института как «собрания граждан» была продемон-
стрирована осенью 1996 г. в преддверии ноябрьского конституционного референдума, изменившего государственно-политическое устройство Республики Беларусь. В то время одним из центральных вопросов, стоявших перед белорусским обществом, был вопрос государственности русского языка. Однако еще до избрания А.Г. Лукашенко президентом русофобское ядро тогдашнего Верховного Совета сумело протащить закон «О всенародном голосовании (референдуме)», запрещавший вынесение на всенародное голосование вопросов о государственном двуязычии, государственной символике и возможном союзе с Россией. Для Лукашенко эти вопросы имели принципиальное значение, т.к., помимо борьбы с коррупцией, разъедавшей государственный аппарат новоявленной Республики Беларусь, в его предвыборной президентской программе важнейшее место занимали вопросы введения государственного белорусско-русского двуязычия и создания прочных союзных отношений, вплоть до построения общего с Российской Федерацией государства.
Александр Лукашенко триумфально выиграл выборы в первую очередь благодаря этим двум вопросам, которые остро стояли в белорусском обществе и затрагивали интересы практически каждого жителя республики. Необходимо было воплотить эти ключевые положения предвыборной программы в жизнь, но для этого нужно было обойти искусственно созданные юридические рогатки. По инициативе Лукашенко в мае 1995 г. состоялся первый республиканский референдум,
на который были вынесены четыре вопроса: «Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?» («за» проголосовало 83,3%); «Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?» («за» — 75,1%); «Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?» («за» — 83,3%); «Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в действующую Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случае систематического или грубого нарушения Конституции?» («за» - 77,7%) [6].
Сразу после референдума его решения начали незамедлительно воплощаться на практике. Была прекращена политика т.н. белорусизации/деруси-фикации; учащиеся школ, средних специальных и высших учебных заведений получили право свободного выбора основного языка обучения; запятнанная пособничеством кайзеровским и гитлеровским оккупантам государственная символика (бело-красно-белый флаг и герб «Погоня», приняты в сентябре 1991 г.) была заменена на символику, созданную на основе флага и герба б. БССР; 2 апреля 1996 г. было образовано Сообщество России и Белоруссии (Сообщество Беларуси и России), положившее начало реальным белорусско-российским интеграционным процессам.
Со своей стороны, Верховный Совет РБ должен был привести законодательство (в частности, языковой закон) в соответствие с решениями референдума. Однако тогдашнее руководство Верховного Совета стало активно саботировать решения всенародного голосования, пытаясь объявить его неправомочным [36]. Председатель парламента Семен Щарецкий прямо заявил, что формулировка «русский язык имеет равный статус с белорусским» юридически ничтожна, и что единственным государственным языком в Республике Беларусь может быть только белорусский. В то же время даже оппозиционно настроенные в отношении А.Г. Лукашенко деятели вынуждены были признать, что с юридической точки зрения майский (1995 г.) референдум не вызывал каких-либо сомнений. Так, по мнению бывшего в 1995 г. судьей Конституционного суда РБ Михаила Пастухова, «нет никаких оснований считать этот референдум противоречащим нормам Конституции, и серьезных нарушений законности в этом голосовании также не было» [35].
При этом группа прозападнона-строенных депутатов во главе с Ша-рецким (в настоящее время проживает в США в качестве политического беженца) пыталась запустить процесс отрешения президента от должности, для начала которого необходимо было представить в Конституционный суд РБ письменное требование импичмента, подписанное 70 депутатами. Инициаторам отрешения удалось собрать 72 подписи, и соответствующий документ был направлен в Конститу-
ционный суд. Депутаты-отрешители вменяли А.Г. Лукашенко «издание 15-ти неконституционных указов», которые в то же время были во многом результатом неконструктивной позиции, а точнее, саботажа со стороны Верховного Совета РБ. По большому счету президент вынужден был совершать подобные «неконституционные» шаги, чтобы предотвратить разрушение системы государственного управления и скатывания Республики Беларусь в хаос, получивший впоследствии наименование «украинского варианта».
В то время чиновники государственного аппарата были в значительной степени дезориентированы. Согласно действовавшей на тот период редакции Конституции РБ (принята в марте 1994 г. Верховным Советом РБ) Белоруссия была парламентско-пре-зидентской республикой, в которой парламент и президент обладали равным политическим весом. Подобное государственное устройство не является какой-то редкостью и, как правило, не ввергает страну в глубокий политический кризис. В Белоруссии же противоречия между президентом и Верховным Советом РБ приобретали фактически непреодолимый характер. И дело совсем не в том, что Александр Лукашенко издал полтора десятка «неконституционных» указов. Юридические коллизии любой сложности, в принципе, разрешимы с помощью согласительных комиссий. Здесь же встал вопрос о геополитическом и ци-вилизационном выборе. В Верховном Совете РБ на первых ролях находились и задавали тон прозападные русофоб-
ствующие депутаты, а Лукашенко был сторонником принципиально иного пути. Именно по этой причине достижение компромисса между парламентом и президентом было в принципе невозможно.
Поэтому, чтобы предотвратить развал системы государственного управления, А.Г. Лукашенко издал специальное распоряжение, обязывающее чиновников неукоснительно исполнять указы президента [29]. После чего началась подготовка к конституционной реформе, призванной изменить государственное устройство Белоруссии с парламент-ско-президентской на президентскую республику. В этом непростом деле Лукашенко решил опереться на поддержку общества, в котором в то время он был очень популярен. При этом не только подконтрольные президенту СМИ, но и актив Лукашенко по недавней предвыборной кампании вели среди населения широкую пропагандистскую работу, разъясняя гражданам, что «антинародный Верховный Совет» всячески препятствует «народному президенту» в его работе по выводу республики из кризиса и строительству союзных отношений с Российской Федерацией.
Далее, Александр Лукашенко делает шаг, который при своем дальнейшем развитии мог бы стать базой для становления в Республике Беларусь государственно-политической системы, в которой прямое народовластие играло бы основополагающую роль. 19-20 октября 1996 г. в минском «Дворце спорта» состоялось Первое Всебело-русское народное собрание (ВНС),
в работе которого приняло участие 4740 делегатов [8]. Всебелорусское народное собрание в идеологическом смысле было представлено как продолжение традиции, идущей от Народного собрания Западной Белоруссии, принявшего в октябре 1939 г. историческое решение о воссоединении Западной Белоруссии с Белорусской ССР и Россией в рамках СССР [9].
Противники подобной формы участия граждан в определении направления развития собственного государства в качестве доводов выдвигают мнение, что участники форума определялись по спущенной сверху разнарядке и что решения собрания были заранее предопределены. Однако это не так. В то время идеологическая вертикаль еще не была сформирована, заместителей руководителей по идеологии на предприятиях, соответственно, тоже не было, и поэтому предписывать участникам предвыборных собраний, кого выбирать в качестве делегатов на Всебелорусское народное собрание, было просто некому. Делегаты на ВНС выдвигались от трудовых коллективов, профсоюзов, наиболее влиятельных общественных объединений. Делегаты всебелорусского веча были в подавляющем большинстве сторонниками Александра Лукашенко, а по-другому и быть не могло, т.к. в то время его поддерживало порядка двух третей граждан Республики Беларусь.
При этом следует подчеркнуть, что первое ВНС не было собранием всеобщего «одобрямса». Ход выдвижения делегатов на Всебелорусское народное собрание занял несколько месяцев и проходил в атмосфере общественного
подъема, который нередко сопровождался острыми прениями по самым злободневным вопросам жизни общества и государства.
Затронут был и языковой вопрос. Потерпев поражение на майском референдуме 1995 г., русофобские круги, игнорируя результаты всенародного голосования, пытались сорвать юридическое оформление государственного статуса русского языка. Апологеты дерусификации белорусского народа действовали двумя эшелонами. Первый и явный эшелон включал в себя прозападных депутатов Верховного Совета РБ, которые отказались приводить законодательство в сфере языка и образования в соответствие с итогами всенародного голосования.
Второй скрытый русофобский эшелон образовывали чиновники, внешне лояльные Лукашенко. В этом смысле показателен пример профессора от юриспруденции А.М. Абрамовича, получившего после президентских выборов пост заместителя главы Администрации президента РБ, в ведении которого находились правовые вопросы. Именно Абрамович подготовил пресловутый «Закон о языках в Белорусской ССР», который был принят 26 января 1990 г. деморализованным перестроечной вакханалией еще советским Верховным Советом, и в соответствии с которым белорусская «мова» признавалась единственным государственным языком в БССР [34].
Абрамович имел заслуги перед Александром Лукашенко. Вот что писал по этому поводу депутат Верховного Совета, член фракции БНФ (1990-1996 гг.) Сергей Наумчик: «На
первых президентских выборах... он зарегистрировал кандидатом Лукашенко, хотя мог бы этого и не делать — у Лукашенко были неправильно указаны места работы и жительства в подписных листах, к тому же у него не было при себе документов («Украли враги», — заявил он на заседании ЦИК)» [37]. Кроме того, являясь председателем Центральной комиссии по выборам, Абрамович проявил принципиальность и сумел обеспечить максимально возможную прозрачность первых президентских выборов, что свело на нет административный ресурс тогдашнего премьер-министра РБ В. Кебича, который поддерживался Москвой, и, по расчетам номенклатуры, должен был стать президентом, но проиграл во втором туре Лукашенко.
А.М. Абрамович 14 апреля 1996 г. был назначен главой Консультативно-правового совета (КПС), включавшего 19 юристов, которые должны были подготовить поправки к конституции в соответствии с результатами референдума 1995 г. [34]. Проект новой редакции конституции преобразовывал парла-ментско-президентскую республику в президентскую, а также вводил элементы прямого народовластия.
В то же время одним из ключевых положений новой редакции конституции была 17-я языковая статья. И в этом важнейшем вопросе Абрамович попытался провести антирусскую редакцию данной статьи, по его настоянию статья была изложена следующим образом: «Государственным языком является белорусский язык. Русский язык имеет равный статус с белорусским». Если в отношении белорус-
ской «мовы» с юридической точки зрения все было четко и конкретно, то «равностатусность» русского языка помещала его в поле правовой неопределенности, создавая условия для потенциального русофобского языкового реванша. Очевидно, предполагалось, что в пылу политической борьбы никто особо не обратит внимания на двусмысленность языковой статьи и второстепенность русского языка будет закреплена с помощью референдума в новой редакции конституции.
Проект новой редакции конституции был опубликован в спецвыпуске газеты Администрации президента РБ, которая вышла массовым тиражом и была доставлена в каждый почтовый ящик. Предполагалось, что эта акция будет основой для широкого общественного обсуждения. Чиновники в большинстве своем видели в этом не более, чем формальность, а вот представители общественности отнеслись к этому достаточно серьезно. От различных общественных объединений и от граждан в Консультативно-правовой совет поступило достаточно много обращений с предложениями изложить языковую статью новой редакции конституции РБ без двусмысленностей и подтекстов: «Государственными языками Республики Беларусь являются белорусский и русский». Кроме того, предлагалось уточнить официальное название современного белорусского государства на русском языке - «Республика Белоруссия».
Однако все эти обращения не возымели никакого действия, что неудивительно, учитывая политические воззрения главы данного совета
Абрамовича. Скорее всего, чиновничья интрига увенчалась бы успехом для ее организаторов, но она все же сорвалась. И причиной тому было Всебелорусское народное собрание, которое должно было утвердить выносимый на всенародное голосование окончательный вариант проекта новой редакции Конституции РБ.
Проект новой редакции конституции обсуждался, в частности, на специальном заседании Белорусского профессорского собрания. В ходе обсуждения ученые обратили внимание на то, что предлагаемая КПС формулировка не только внутренне противоречива, но и закрепляет фактически неравное положение русского языка и способна стать причиной конфликтов в обществе на языковой почве. В результате Белорусское профессорское собрание однозначно высказалось за государственный статус русского языка. 19 октября 1996 г., выступая на пленарном заседании Всебелорусского народного собрания, председатель Белорусского профессорского собрания В.А. Чердынцев предложил изложить 17-ю языковую статью новой редакции конституции РБ в следующем виде: «Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки». Предложение профессора Чердынцева было встречено бурными аплодисментами всего зала, под звуки которых Александр Лукашенко распорядился немедленно внести в проект новой редакции Конституции РБ соответствующие изменения. Вот таким образом, вопреки аппаратным интригам русофобской группировки в
окружении Лукашенко, русский язык получил государственный статус.
Главный вопрос, который выносился на обсуждение Всебелорусского народного собрания — внесение в конституцию положений, в соответствии с которыми президент становился полновластным главой государства. Это позволяло А.Г. Лукашенко практически беспрепятственно проводить тот политический курс, который он считал наиболее целесообразным. При этом резко возрастал статус Администрации президента РБ. Из президентской канцелярии она становилась политическим штабом главы государства и главным командно-распорядительным органом в стране.
Новая редакция Основного закона создавала правовые условия для фактического выстраивания в Белоруссии авторитарно-соборной системы власти. В условиях социально-экономического кризиса, в котором после развала СССР пребывала Республика Беларусь, отсутствия сколь-либо развитой партийной системы, являющейся необходимой основой для хотя бы относительно стабильного существования государства в виде парламентско-президентской республики, «соборный авторитаризм» стал временной формой государственного устройства. На том этапе развития молодой белорусской государственности такая внешне странная конструкция обеспечила стабильность общественной жизни и способствовала выходу из системного экономического кризиса.
Идея соборной государственности хоть и получила в Республике Беларусь правовое оформление в виде законов
о народном голосовании и собраниях граждан, дальнейшего развития по ряду причин иметь не могла. Бюрократия извлекла урок из первого ВНС, когда аппаратная интрига против государственности русского языка рассыпалась под «тяжестью» мнения народа. По этой причине все последующие ВНС (а их всего было пять) были уже неким подобием партийных съездов времен СССР, с отобранными участниками и заготовленными заранее резолюциями. Они предназначались для одобрения внешне- и внутриполитического курса президента, и никакого «свободного творчества масс» не предусматривалось.
Правда, в одном из пострадавших «чернобыльских» районов Гомельской области местные власти намеревались провести собрания граждан и местный референдум по вопросам, связанным с жизнью в условиях преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако республиканские власти быстро урезонили излишнюю, с их точки зрения, активность «низов», и инициатива проведения собраний и местного референдума не была поддержана. О других попытках вдохнуть полноценную жизнь в статью 37 Конституции РБ и соответствующее законодательство сведений не имеется.
После принятия на республиканском референдуме в ноябре 1996 года новой редакции конституции в течение нескольких лет в окружении Лукашенко шла скрытая борьба между приверженцами авторитарно-соборной и авторитарно-бюрократической моделей развития белорусской государственности. Сторонники первой
модели одновременно являлись также приверженцами создания Союзного государства по минскому сценарию: «вокруг белорусского ядра» и с А.Г. Лукашенко во главе. Наиболее видными представителями авторитарно-соборного крыла в окружении президента являлись И.И. Титенков1, В.П. Заме-талин2, С.А. Посохов3 и У.Р. Латыпов4.
Прозападные круги и сторонники «самостийной» Беларуси были объективно заинтересованы в авторитарно-бюрократической модели государственного устройства Республики Беларусь, т.к. она в определенных условиях позволяла толкать страну на губительный путь под названием «Беларусь — не Россия» или «Belarus — не Белая Русь». Те из окружения президента, кто продвигали авторитарно-бюрократическую модель государственного устройства, постоянно учитывали настроения самого Лукашенко, скрытно занимая антироссийскую позицию и выжидая момент обострения отношений главы государства с Кремлем. Прозапад-
ными оппозиционными политиками система сильной президентской власти также рассматривалась как наиболее оптимальная в случае потери Лукашенко кресла главы государства и замены его ставленником из лагеря противников первого лица.
В результате подковерной борьбы все упомянутые сторонники авторитарно-соборной модели государственного устройства и Союзного государства с белорусским акцентом оказались в отставке. Тон же во внешней политике стали задавать приверженцы западного «вектора», такие как министр иностранных дел В.В. Макей, во внутренней - радетели политики «государственной белорусизации», например, бывший главный редактор «Советской Белоруссии» П.И. Якубович. Впрочем, сегодня в высшем эшелоне власти хватает закоренелых и абсолютно безыдейных бюрократов, для которых единоличная форма правления Лукашенко, весьма далекая от демократии, понятна и полностью соответствует их карьерным ожиданиям.
ЧАСТЬ II. Особенности современной системы власти в РБ
В самом начале своего президентства А.Г. Лукашенко предпринял ряд шагов по формированию новой парламент-
ской структуры (вместо Верховного Совета) - Национального Собрания, бикамерального законодательного
1 Управляющий делами Президента РБ до декабря 1999 г.
2 В 1995-1997 гг. работал в Администрации президента РБ, 1997-2000 гг. заместитель премьер-министра РБ, 2000-2001 гг. первый заместитель главы Администрации президента РБ.
3 Помощник президента РБ 1994-1997 гг.
4 В 1994-2004 гг. занимал должности помощника президента РБ, министра иностранных дел РБ, государственного секретаря Совета безопасности РБ, главы Администрации президента РБ.
органа, полностью подчиненного президенту. Дополнительный контроль за деятельностью депутатского корпуса отводится верхней палате «территориального представительства» — Совету Республики, часть членов которого напрямую назначает Лукашенко, и который может отклонить любой законопроект, принятый Палатой представителей. Это в значительной степени объясняет появление в небольшой по численности населения Белоруссии двухпалатного парламента. В законотворческой практике депутаты, среди которых не было и нет представителей оппозиции, стремятся активно поддерживать политику и инициативы главы государства, избегать противостояния с президентом и правительством. Ни разу с 1996 г. депутаты не выступили с предложением о проведении республиканского референдума, всецело отдав подобное решение в руки Лукашенко, или, например, не отклонили его законодательные новации.
Формирование депутатского корпуса Национального собрания РБ, областных, городских и районных советов также происходит не по воле избирателей (свободная конкуренция кандидатов в депутаты), а находится под непосредственной опекой местных администраций, которые руководствуются указаниями Администрации президента.
При этом особое внимание уделяется формированию избирательных комиссий на местном уровне. Внешне все выглядит вполне демократично. Согласно избирательному кодексу «кандидатуры в состав комиссии выдвигаются политическими партиями,
другими общественными объединениями, а также гражданами». При этом «не менее одной трети ее состава должны составлять представители политических партий и других общественных объединений, государственные служащие не могут составлять более одной трети состава комиссии» [11].
Избирательные комиссии на местном уровне образуются совместным решением местных исполнительных и представительных органов власти в срок от 75 до 85 дней до проведения выборов (участковые комиссии — за 45 дней) из представителей политических партий, общественных объединений и граждан, проживающих на территории избирательного округа или участка. Причем выдвижение отдельных граждан осуществляется посредством сбора подписей.
Все вроде демократично, но когда в избирательные комиссии своих представителей выдвигали независимые от властей политические партии (не обязательно оппозиционные) и общественные объединения, то неизменно оказывалось, что все места в избирательных комиссиях уже заняты представителями официальных профсоюзов, провластных партий и общественных объединений.
Иногда, правда, в состав избирательных комиссий «просачивались» деятели от прозападных оппозиционных партий. На работу комиссий они никак не влияли, но для Запада создавалась картинка «роста демократии в Беларуси».
Однако создание избирательных комиссий — это важный, но только первый этап выборной компании.
Второй этап - формирование списка «проходных» кандидатов в депутаты. О существовании подобного списка, который будто бы составляется в администрации Лукашенко, известно исключительно из неофициальных источников, но все же некоторые косвенные признаки позволяют судить о его наличии. И это не только чрезмерная покладистость депутатского корпуса.
Вопреки довольно популярной среди белорусского населения идеи Русского мира, в парламенте нет ни одного депутата, который бы открыто выступал в ее поддержку. Но зато каким-то странным образом в депутатских креслах оказались две русо-фобствующие особы - председатель радикально антирусского «Таварыства беларускай мовы» («Товарищества белорусского языка») Елена Анисим и член политсовета Объединенной гражданской партии Анна Конопац-кая.
В Республике Беларусь 110 одномандатных избирательных округов, в стране нет таких заповедников русофобии, как «Галичина» на Украине, население в большинстве своем не просто положительно, а тепло относится к России, и поэтому, когда в Столбцах (небольшой городок в Минской области) вдруг избирают радикальную русофобку в парламент, то возникает вопрос относительно прозрачности избирательного процесса, по крайней мере, в этом округе.
Что касается А. Конопацкой, то она выдвигалась в депутаты по одному из минских округов и, прикрываясь либеральной демагогией (о своем
неприятии Союза с Россией она предпочитала умалчивать), теоретически могла быть избрана в депутаты. Хотя и это маловероятно.
Подобные сомнения присущи и оппозиционным экспертам, которые считают, что в случае Анисим и Коно-пацкой имело место назначение, а не избрание в парламент. Вот мнение по этому поводу директора прозападного Института политических исследований «Политическая сфера» Андрея Казакевича: «Власть по каким-то своим соображениям решила, что именно этих кандидатов надо пропустить. И этот выбор не был связан с достижениями этих людей. Во время следующих выборов у кандидатов будет понимание, что их избрание зависит только от решения сверху, а не от активности и творческого наполнения их избирательной кампании и реальной поддержки избирателей. Это не создает среду для активной политической деятельности» [33].
Г-ну Казакевичу не понятны действия властей, связанные с введением в парламент Анисим и Конопацкой. Однако они вполне объяснимы: выборы в Палату представителей Национального собрания РБ VI созыва проходили в сентябре 2016 г. в разгар военного конфликта в Донбассе, и появление в парламенте двух прозападных депутаток, вероятно, было сигналом Брюсселю, Вашингтону и Киеву, что Минск не намерен поддерживать Российскую Федерацию и будет изображать «нейтралитет».
Из сказанного следует, что в настоящее время Национальное собрание Республики Беларусь представляет
собой, скорее, не самостоятельную ветвь власти, а вспомогательное правовое подразделение Администрации президента РБ и правительства.
Добившись своей несменяемости, А. Лукашенко, который на посту президента находится уже четверть века, заложил основы авторитарного строя, что во многом определило особенности и стратегию развития республики. Стиль своего руководства Лукашенко в последние годы и не думает скрывать, жестко предупредив белорусских чиновников, что решения, которые он принимает, включая устные, должны безоговорочно исполняться [21]. В повседневную практику главы государства прочно вошли публичные «порки» нерадивых, провинившихся, с его точки зрения, управленцев, и прямые запугивания, угрозы в их адрес: «наручники и сразу в следственный изолятор» [28]. Более того, белорусский лидер открыто заявил, что фактически рассматривает всех госчиновников как чистых исполнителей своей воли, которым он отказывает в праве проявления политической инициативы — «оставьте политику президенту» [31].
С другой стороны, А. Лукашенко любит демонстрировать, что заботится и поддерживает госслужащих, поскольку они, по его убеждению, вносят большой вклад в развитие страны. Одновременно Лукашенко подчеркивает, что все высокие должностные лица напрямую зависят от президента, который лично определяет меру их ответственности, включая отдачу команды на задержание провинившегося, и никого к себе не
приближает. Похваляется Лукашенко и собственным методом борьбы с коррупцией, которая в последнее время приобрела в республике угрожающий размах: «Я кусок земли даю чиновнику построить дом или квартиру, чтобы он не воровал эти миллиарды, и они остались у государства. И если ты нарушаешь этот порядок — отвечай на всю катушку» [3].
В условиях авторитарно-бюрократического государственного устройства, когда все нити управления государством идут на самый верх и сходятся в одной точке, особый вес приобретают командные должности в Администрации президента РБ и Секретариате Совета безопасности РБ. Назначение на эти посты сопряжено не только с проверками со стороны КГБ, МВД и Совета безопасности на предмет политической лояльности и возможной связи соискателя с криминальными кругами. В кандидате на ответственный пост должно быть заинтересовано первое лицо, которому его рекомендует кто-либо из приближенных к нему (на данный момент) сановников. Причем первостепенное значение имеют не столько профессиональные качества, сколько личная непроходящая благодарность высокопоставленному патрону.
И хотя в Республике Беларусь существует «кадровый резерв президента», который комплектуется из выпускников Академии управления при Президенте РБ, однако при подборе кадров на местах действует, как правило, все тот же принцип личной преданности уже региональному покровителю. В свою очередь, все главы районных,
областных и городских администраций назначаются президентом, из чего следует, что практически вертикаль власти снизу доверху формируется на основе личного протекционизма, и ни о каком конкурсном отборе среди соискателей места госслужащего речи не идет в принципе.
Роль республиканских средств массовой информации в этих условиях, по убеждению президента, сводится к «каждодневнему и эффективному информационному сопровождению» государственной политики [2]. СМИ Лукашенко использовал за период своего длительного правления (аналога которому сейчас нет в Европе) для формирования новой генерации белорусских граждан, которые вынуждены строить свою жизнь и социальную карьеру, руководствуясь порядком и принципами, задаваемыми главой государства.
Особо следует отметить создание А. Лукашенко жесткой вертикали власти. Еще в 1995 г. президент своим указом переподчинил себе и правительству исполкомы, существенно сократив полномочия советов. Некоторое время спустя указом президента имущество парламента было переведено на баланс Управления делами президента, и в настоящее время Национальное собрание РБ по сути является структурным подразделением президентской Администрации.
По Конституции Республики Беларусь президент, являясь главой государства, занимает доминирующее положение над всеми ветвями власти. Президент вправе распускать парламент, формировать исполнительную
власть, назначать судей различного уровня, декреты и указы президента имеют силу закона и обладают первоочередностью в исполнении.
К середине первого десятилетия нашего века была окончательно выстроена идеологическая вертикаль, которая простиралась от Администрации президента РБ, где появился заместитель главы Администрации по идеологии, до исполкомов первичного уровня, государственных предприятий и предприятий с участием государственного капитала. При этом идеологические подразделения, как правило, создавались на основе информационных отделов и управлений исполкомов и предприятий. Позднее дело дошло и до крупных частных компаний.
При этом в Республике Беларусь сложилась довольно противоречивая ситуация. Идеологическая вертикаль была создана и начала свою деятельность, а государственная идеология не сформулирована до сих пор, на что неоднократно указывал и сам Лукашенко.
В настоящее время Республика Беларусь представляет собой с точки зрения государственного устройства жестко централизованную авторитарно-бюрократическую систему, в которой главными управляющими центрами являются формируемые президентом Совет безопасности (СБ) РБ и Администрация президента (АП) РБ. При этом отсутствуют какие-либо рычаги влияния белорусского общества на деятельность этих управляющих центров -система абсолютно закрытая.
В СБ РБ и АП РБ происходит формирование внешней и внутренней по-
литики страны, подготовка декретов и указов президента, а также законопроектов, которые передаются на рассмотрение (с последующим принятием) Национальному собранию РБ.
Если смотреть со стороны, то может показаться, что в Республике Беларусь существует вполне сложившаяся многопартийная система. Так, согласно данным министерства юстиции РБ, в республике официально зарегистрированы и действуют 15 политических партий [27], которые в то же время не имеют сколько-нибудь заметного влияния на белорусское общество. По данным Института социологии Национальной академии наук Белоруссии, популярность ныне существующих в республике политических партий находится на крайне низком уровне, фактически на грани статистической погрешности.
Во время проведения исследований в конце 2017 г. опрашиваемым был задан вопрос: «Если бы в белорусский парламент выборы проводились по партийным спискам, то за какую политическую партию вы проголосовали бы?». По результатам опроса большее число голосов набрала Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ), второй результат получила Республиканская партия труда и справедливости (РПТС), третий - Белорусская партия «Зеленые». Но это совсем не означает, что названные партии в действительности выступают в качестве политических лидеров общественного мнения в Республике Беларусь. Ведь за КПБ и РПТС готовы были отдать свои голоса по 2,6 процентов избирателей, за «Зеленых» - 2,3%.
Но если КПБ и РПТС все-таки являются реально действующими политическими организациями, то о какой-либо общественно заметной деятельности партии «Зеленые» говорить вообще не приходится. Надо полагать, что третье место в рейтинге политических партий «Зеленые» получили исключительно из-за названия.
Еще хуже с поддержкой в обществе обстоят дела у прозападных партий. Несмотря на постоянную всестороннюю поддержку со стороны соответствующих структур Евросоюза и США, наличия печатных и сетевых СМИ, вещающего из Польши ТВ-канала Белсат, желающих видеть в органах власти представителей подобных партий совсем немного. Так, за Объединенную гражданскую партию (ОГП) отдали свой голос 2,2% респондентов, социал-демократы получили 1,6%, самыми невостребованными оказались радикальные русофобы из т.н. Белорусского народного фронта, которые получили 0,7 % [1].
Таким образом, партийная система в Республике Беларусь за четверть века ее суверенного существования так и не вышла из зачаточного состояния. И дело здесь не только в неприятии власть имущими партийной системы, но и в практическом отсутствии в белорусском обществе потребности в партиях как таковых.
Лукашенко недавно заявил, что Беларусь является самой демократической страной мира, а ранее неоднократно утверждал, что «самый лучший критерий демократического государства - стабильная, спокойная и безопасная жизнь его граждан» [18].
Между тем Белоруссия, оставаясь по форме республикой, давно растеряла большинство черт, присущих республиканскому строю, чему способствовало сосредоточение всех неограниченных властных полномочий в руках одного лица — президента. Поэтому, стремясь подновить демократический фасад государства в контексте налаживания диалога с Западом, Лукашенко в последнее время не скупится на обещания «подкорректировать» Конституцию РБ, передав какие-то функции от президента исполнительным органам власти, правительству и парламенту [20].
Немаловажное значение А. Лукашенко придает дальнейшей консолидации бюрократического аппарата (который в республике выступает в качестве партии власти), в том числе через рекрутирование в высший эшелон управления лиц, лично преданных ему. Чиновники же, уличенные Лукашенко в нелояльности, вне зависимости от занимаемого ими положения, немедленно отправляются в отставку. Например, бывший премьер-министр, министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии от Республики Беларусь С. Сидорский, заподозренный в том, что он вел «свою игру» в Москве.
Финансовые сложности, которые переживает Белоруссия, объективно вынудили Лукашенко пойти на сокращение («оптимизацию») непомерно раздутого управленческого аппарата до 188,8 тыс. чел. [4], но курс на его усиление и сплочение вокруг президента остался неизменным. Что каса-
ется в целом реформы управления, то она свелась к утверждению приоритетной роли Администрации президента, которая превратилась в своеобразное суперминистерство с огромными полномочиями и чрезвычайно размытыми границами ответственности. В сущности, президентская Администрация сосредоточила в своих руках все основные функции и прерогативы государственного управления, одновременно поставив под жесткий контроль законодательную и судебную ветви власти.
Понятие «номенклатура» в РБ стало включать в себя и такую опцию, как направление чиновников, отработавших определенный срок в президентской Администрации, правительстве и прошедших тест на лояльность, на руководящую работу, прежде всего, в рай- и облисполкомы. Номенклатурный круговорот предполагает и обратный процесс. Лукашенко вообще сторонник того, чтобы постоянно «ператрасаць» кадры управленцев, что зачастую не оправдано никакими объективными причинами или системными принципами. Порой министр не успевает войти в курс дела, как президент его пересаживает в другое кресло. Так было, например, с В. Малашко, которого Лукашенко сначала назначил министром труда и социальной защиты, но через полтора месяца(!) решил доверить ему «наиважнейший» пост министра здравоохранения [25].
В основу своей внутренней политики А. Лукашенко, который никогда и никому не доверял, положил запугивание, насаждение страха. Этому способствуют выборочные репрессии
в отношении политических оппонентов, уголовные преследования и расправы над неугодными журналистами, чиновниками и бизнесменами. Особенно раздражают Лукашенко политики, которые не только резко критикуют его в СМИ, но и претендуют на кресло главы государства. С ними он предпочитает не вести публичные дискуссии, а расправляться быстро и беспощадно как с опасными уголовниками. Так, Александр Ко-зулин, соперничавший с Лукашенко на президентских выборах 2006 г., был приговорен к 5,5 годам лишения свободы, экс-кандидаты в президенты на выборах 2010 г. приговорены: Н. Статкевич - к шести годам лишения свободы в колонии усиленного режима, Д. Усс —к пяти с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима [38].
Уголовное преследование бизнесменов, особенно в периоды финансово-экономических кризисов, -обычная практика в Белоруссии. Из 10 предпринимателей, которые возглавили рейтинг самых богатых и влиятельных в 2013 г., через пять лет через аресты прошли трое. Еще один был под следствием ранее [23]. Часто власть такими своими действиями фактически вымогает дополнительные средства у успешных предпринимателей, а то и отбирает, национализирует их бизнес. Подвергались преследованиям, в том числе КГБ, наиболее крупные белорусские бизнесмены А. Пупейко и Ю. Чиж. А гендиректору комплекса рынков и торговых центров «Ждановичи» Е. Шигалову, арестованному в апреле 2008 г. по обвинению в
нанесении государству ущерба почти на 40 млн долл., удалось откупиться. Уже осенью 2009 г. Шигалов вышел на свободу, а в качестве отступных на него возлагалась задача частично профинансировать строительство минского ледового дворца «Чижовка-Арена» [14]. В. Шевцов - член наблюдательного совета и совладелец ЗАО «Трастбанк», председатель правления компании «Белзарубежстрой», обвиненный в присвоении денег при строительстве объектов в Венесуэле, также недолго оставался в местах лишения свободы и был освобожден после внесения выкупа [14].
В постоянном напряжении и под угрозой потери своих постов, а то и уголовного наказания функционирует в республике корпус управленцев. Перед президентскими выборами А. Лукашенко публично и демонстративно стал наводить «железный порядок» в рядах госчиновников, начав с руководителей Могилевской области и членов правительства. Он снял со своих постов председателя Могилевского областного исполкома В. Доманевского, вице-премьера М. Русого, министра сельского хозяйства Леонида Зайца и одновременно поручил возбудить уголовные дела по всей строгости закона против не обеспечивших надлежащие условия хозяйствования в агрохолдинге «Ку-паловское» - «наручники и сразу в следственный изолятор» [28].
Эпоха правления Лукашенко так и не стала временем бурного экономического расцвета и торжества «белорусского чуда». В республике происходят периодические финан-
совые потрясения, гиперинфляция и экономические кризисы. Однако А. Лукашенко был и остается в плену убеждения, что благодаря его мудрой политике в республике достигнута финансовая и экономическая стабильность, обеспечивающая переход к устойчивому хозяйственному подъему и повышению материального благосостояния населения. При этом глава белорусского государства просто одержим идеей превращения руководимой им Белоруссии в военный лагерь. Так, членам правительства республики Лукашенко неоднократно давал понять, что любой его приказ они обязаны выполнить, а для достижения поставленных президентом задач госчиновники могут переводить целые регионы «на военное положение» [24].
Приверженность Лукашенко традиционным, авторитарным методам управления, консервативность его мышления — все это привело во второй половине 90-х гг. к отказу от курса либеральных реформ. Одновременно повысились роль и полномочия госбюрократии, окончательно были свернуты законотворческие прерогативы депутатов Палаты представителей Национального собрания.
Сегодня режим Лукашенко характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках президента при вытеснении на обочину политической жизни всех выборных органов, включая Национальное собрание, которое превратилось в своеобразную демократическую декорацию. Еще одна важная черта этого режима — экстралегальность властных полномочий главы белорусского государства, что
часто выливается в открытый произвол, прикрываемый демагогией о народоправстве и заботой о сохранении суверенитета и независимости государства. Большое внимание при этом уделяется созданию у общественности впечатления о демократичности государственного строя, сопричастности граждан к принятию важнейших государственных решений через референдумы, Народные собрания и другие представительные органы республики.
Противоречие между демократическим, бутафорским фасадом и стремлением к автократическому правлению неизбежно приводит к раздвоенности в суждениях и заявлениях самого белорусского гегемона, который фактически не стеснен рамками правового поля и является единственным лицом в Белоруссии, свободным от ответственности за свои решения. Под воздействием активной и целенаправленной официальной пропаганды белорусское общество, исторически не имеющее республиканских традиций, перестало воспринимать ту грань, которая отделяет законодательно закрепленные и ограниченные правом властные полномочия президента от проявлений его полновластия в реальной политической практике. Александр Лукашенко на деле сам определяет глубину и широту своих властных полномочий, привилегий, с формализацией или вообще без фиксации их в законодательных актах. Поскольку Лукашенко является первым и единственным президентом в истории Белоруссии, то это обстоятельство помогло ему узурпировать процесс закладки норм и традиций
принятия единоличных решений на высшем уровне управления под флером демократической и парламентской атрибутики.
Довольно умело используя весь пропагандистский аппарат государства, всецело находящийся в его руках, Лукашенко тщательно и последовательно все годы пребывания во власти укреплял свой личный авторитет, утверждал в общественном сознании граждан образ основателя национального белорусского государства и мудрого народного вождя. Элементы культа личности Лукашенко, выражающиеся в распространении через республиканские СМИ представлений о нем как о непревзойденном на международной площадке политике, прозорливом и непогрешимом государственном деятеле, рачительном хозяйственнике, сегодня во многом определяют параметры формирования новой государственной идеологии.
Противоречивость режима Лукашенко создает предпосылки к конфликту внутри белорусского общества, который в любой момент может обостриться. Поэтому президент РБ особую заботу проявляет о силовых структурах и консолидации бюрократического аппарата, который в последние годы составляют безропотные исполнители воли первого лица государства, безликие и безынициативные. При этом монополию на политические решения А. Лукашенко оставляет за собой, лишая этой функции правительство: «Я политик, я должен думать о людях, а вы должны думать об экономике и финансах... Оставьте политику президенту» [31].
Одновременно осуществляется постоянный поиск внешнего врага, якобы стремящегося «наклонить» белорусского лидера, инспирировать социальный хаос и финансово-экономический кризис, лишить республику суверенитета и независимости, а граждан - безопасности, спокойной и стабильной жизни. В условиях обострения и расширения зоны конфликтов в мире, роста внешних угроз суверенитету самой Белоруссии, о чем постоянно твердит Лукашенко, в общественном сознании объективно утверждается необходимость сильной, твердой и жесткой президентской руки.
Отдельным вопросом стоит отношение «православного атеиста» Лукашенко к Русской Православной и Римско-католической церквам. В контексте перманентного отстаивания главой белорусского государства суверенитета и независимости, его стремления сплотить жителей республики на основе осознания ими принадлежности к единой белорусской нации, РПЦ объективно представляет известную угрозу, поскольку духовно окормляет паству, невзирая на границы суверенных стран, включая «суверенную Беларусь».
С другой стороны, президент РБ опасается усиления влияния Римско-католической церкви на сотни тысяч поляков, а также членов смешанных польско-белорусских семей, проживающих в Белоруссии.
Поэтому А. Лукашенко, выступая в роли идейного заклинателя, своеобразного начетника, пытается убедить граждан республики в том, что «испо-
ведуя разные религии — мы едины в вере; говоря на двух государственных языках — мы одна нация. мы — народ суверенной Беларуси» [22]. Однако духовную силу, воздействие РПЦ и РКЦ на умы и настроения прихожан Лукашенко не склонен недооценивать. Поэтому по его указанию осуществляется государственный контроль за деятельностью клира, а также последовательно проводится линия на стимулирование подготовки в духовных образовательных учреждениях на территории РБ нового поколения священнослужителей из этнических белорусов.
Лукашенко, судя по всему, снова вернулся и к мысли о создании чисто белорусской генерации высших госчиновников: «Академия управления при Президенте должна формировать национальную управленческую элиту, нацеленную на проведение социально ориентированной экономической политики в интересах народа и государства, и главное — передать им опыт и накопленные знания старших поколений» [30]. Другими словами, вместо имевших место в прошлом кампанейских этнических чисток в президентской Администрации и правительстве (как правило, перед президентскими выборами) постепенно внедряется практика целенаправленного взращивания белорусских кадров для занятия высоких управленческих кресел.
Несменяемый и на глазах дряхлеющий президент РБ в последнее время озаботился формированием государственно-национальной идеологии. Александр Лукашенко все более настойчиво требует от гуманитарного
ученого сообщества, давно впавшего в политическую апатию, разработки фундаментальных исследований по проблеме белорусской государственности и создания государства белорусов. Лукашенко при этом призывает подумать о «величии», показать вековую национально-освободительную борьбу белорусского народа за осуществление своей мечты — создание независимого государства [12]. Поставив белорусским гражданам в очередной раз задачу — сохранить суверенитет, Лукашенко призвал выполнить «подаренную нам судьбой историческую миссию», окончательно осознать свое национальное единство [22].
Такие недвусмысленные указания президента, в частности, подвигли научных сотрудников Института истории НАН РБ к срочному написанию пятитомного труда «История белорусской государственности». Поскольку изначально была поставлена цель — показать свой, независимый от России и Русской цивилизации исторический путь Белоруссии, то и вся псевдонаучная аргументация искусственно подгонялась под нее. При этом никого в правящем классе республики и идеологической вертикали не смущает то, что речь идет о вопиющей фальсификации истории, утверждении в общественном сознании псевдонаучной концепции истории Белоруссии, по которой Великое княжество Литовское и Речь Посполитая представляют собой исторические формы белорусской государственности, а БНР — ее национальную форму [17].
Улавливают и довольно энергично пытаются развивать этнократиче-
ские идеи первого лица государства в его окружении. Так, министр иностранных дел В. Макей признал, что руководство республики осознанно приступило к «формированию страны, национального самосознания, национальной идеи, национальной идентификации и идентичности» [13]. Государственный секретарь Совета безопасности РБ С. Зась на совещании у президента 12 марта 2019 г. высказался за принятие отдельной национальной программы по сохранению и информационной защите традиционных ценностей и устоев белорусского общества: «нам надо сохранять и свой суверенитет, и культурные ценности, историческое наследие и традиционные устои» [7].
В этом ключе новая редакция Закона о СМИ РБ, формально сохраняя возможность осуществления свободы выражения мнений и не устанавливая жесткой цензуры, предоставляет широкое поле для предъявления потенциальных обвинений публицистам, блогерам и журналистам в разжигании межнациональной розни,
неуважении к белорусскому народу и государству.
Весной 2019 г. президент РБ все более определенно стал говорить о возможности принятия новой Конституции (или внесения изменений в действующую) в ближайшее время [19], поскольку наступает новый этап в развитии Беларуси, характеризующийся «изменениями, которые диктует сама жизнь» [19]. Впервые в рамках Послания Национальному собранию в этом году Александр Лукашенко заговорил о преемнике, которому и будет адресована новая Конституция. Сегодня достаточно сложно прогнозировать характер изменений текста Основного закона, т.к. проектная работа только началась по указанию президента. Однако все изменения, которые вносились ранее в Конституцию республики, преимущественно были направлены на увеличение и расширение полномочий и прав несменяемого А.Г. Лукашенко, который и в 2020 г. в очередной раз намерен одержать «изящную победу» на президентских выборах.
Список литературы
1. «В пределах статистической ошибки». Институт социологии назвал рейтинг политических партий [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/ amp/s/news.tut.by/amp/economics/569360.html
[«V predelah statisticheskoj oshibki». Institut sociologii nazval rejting politicheskih partij [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.google.eom/amp/s/news.tut.by/amp/ economics/569360.html]
2. «Мир не стал безопаснее», — Лукашенко на заседании охарактеризовал основные внешние и внутренние вызовы [Электронный ресурс]. URL: http://
www.belta.by/president/view/mir-ne-stal-bezopasnee-lukashenko-na-zasedanii-oharakterizoval-osnovnye-vneshnie-i-vnutrennie-vyzovy-289304-2018/
[«Mir ne stal bezopasnee», — Lukashenko na zasedanii oharakterizoval osnovnye vneshnie i vnutrennie vyzovy [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.belta.by/president/ view/mir-ne-stal-bezopasnee-lukashenko-na-zasedanii-oharakterizoval-osnovnye-vneshnie-i-vnutrennie-vyzovy-289304-2018/]
3. «Это обычная борьба с коррупцией», — Лукашенко прокомментировал задержание Втюрина. [Электронный ресурс]. URL: https://www.belta.by/president/ view/eto-obychnaja-borba-s-korruptsiej-lukashenko-prokommentiroval-zaderzhanie-vtjurina-346930-2019/
[«Eto obychnaya bor'ba s korrupciej», — Lukashenko prokommentiroval zaderzhanie Vtyurina. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.belta.by/president/view/ eto-obychnaja-borba-s-korruptsiej-lukashenko-prokommentiroval-zaderzhanie-vtjurina-346930-2019/]
4. «Я б в чиновники пошел». Сколько белорусов работает в госуправлении и сколько они зарабатывают [Электронный ресурс]. URL: https://finance.tut.by// news554825.html
[«Ya b v chinovniki poshyol». Skol'ko belorusov rabotaet v gosupravlenii i skol'ko oni zarabatyvayut [Elektronnyj resurs]. URL: https://finance.tut.by//news554825.html]
5. Александр Лукашенко. На антикоррупционной волне [Электронный ресурс]. URL: https://naviny.by/rubrics/politic/2011/08/30/ic_articles_112_174919
[Aleksandr Lukashenko. Na antikorrupcionnoj volne [Elektronnyj resurs]. URL: https://naviny.by/rubrics/politic/2011/08/30/ic_articles_112_174919]
6. В суверенной Беларуси трижды проводили референдумы [Электронный ресурс]. URL: https://www.sb.by/articles/volya-naroda-referendum.html
[V suverennoj Belarusi trizhdy provodili referendumy [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.sb.by/articles/volya-naroda-referendum.html]
7. В Белоруссии будут отдельно защищать традиционные ценности [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/03/12/v-belorussii-budut-otdelno-zashchishchat-tradicionnye-cennosti
[V Belorussii budut otdel'no zashchishchat' tradicionnye cennosti [Elektronnyj resurs]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/03/12/v-belorussii-budut-otdelno-zashchishchat-tradicionnye-cennosti]
8. Всебелорусское народное собрание [Электронный ресурс]. URL: https:// www.belarus.by/ru/government/all-belarusian-peoples-congress
[Vsebelorusskoe narodnoe sobranie [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.belarus. by/ru/government/all-belarusian-peoples-congress]
9. Доунар Т.1. Уз'яднанне Заходняй Беларус з Беларускай ССР // Юстыцыя Беларуси 2009. № 4.
[Doynar T.I. Uz'yadnanne Zahodnyaj Belarusi z Belaruskaj SSR // YUstycyya Belarusi, 2009. № 4.]
10. Закон Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» [Электронный ресурс]. URL: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_ respublikanskih_i_mestnyh_sobraniyah.htm
[Zakon Respubliki Belarus' «O respublikanskih i mestnyh sobraniyah» [Elektronnyj resurs]. URL: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_respublikanskih_i_mestnyh_ sobraniyah.htm]
11. Избирательные комиссии в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. URL: https://www.belarus.by/ru/government/belarus-elections/election-commissions-of-the-republic-of-belarus
[Izbiratel'nye komissii v Respublike Belarus' [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. belarus.by/ru/government/belarus-elections/election-commissions-of-the-republic-of-belarus]
12. Интеллектуальные доминанты [Электронный ресурс]. URL: https://www. sb.by/articles/intellektualnye-dominanty.html
[Intellektual'nye dominanty [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.sb.by/articles/ intellektualnye-dominanty.html]
13. Интервью Министра иностранных дел Беларуси В. Макея порталу «TUT. BY». 31 августа 2018 г., г. Минск [Электронный ресурс]. URL: http://mfa.gov.by/ press/smi/e1a117af9d45ecbe.html
[Interv'yu Ministra inostrannyh del Belarusi V. Makeya portalu «TUT.BY». 31 avgusta 2018 g., g. Minsk [Elektronnyj resurs]. URL: http://mfa.gov.by/press/smi/ e1a117af9d45ecbe.html]
14. Как и за что в Белоруссии отправляют за решетку [Электронный ресурс]. URL: https://www.nv-online.info/2013/08/29/kak-i-za-chto-v-belarusi-otpravlyayut-za-reshetku-krupnyh-biznesmenov.html
[Kak i za chto v Belorussii otpravlyayut za reshyotku [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.nv-online.info/2013/08/29/kak-i-za-chto-v-belarusi-otpravlyayut-za-reshetku-krupnyh-biznesmenov.html]
15. Кодексы Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://kodeksy. by/izbiratelnyy-kodeks/statya-111
[Kodeksy Respubliki Belarus' [Elektronnyj resurs]. URL: http://kodeksy.by/ izbiratelnyy-kodeks/statya-111]
16. Конституция Республика Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http:// pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/
[Konstituciya Respublika Belarus' [Elektronnyj resurs]. URL: http://pravo.by/ pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/]
17. Криштапович Л., Козляков В. «Квазиистория под видом истории белорусской государственности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.materik.ru/ upload/iblock/3a3/3a3075f147c3973c69d2a08ff4d39fc3.pdf
[Krishtapovich L., Kozlyakov V. «Kvaziistoriya pod vidom istorii belorusskoj gosudarstvennosti» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.materik.ru/upload/iblock /3a3/3a3075f147c3973c69d2a08ff4d39fc3.pd]
18. Лукашенко назвал самый лучший критерий демократического государства [Электронный ресурс]. URL: https://gazetaby.com/post/lukashenko-nazval-samyj-luchshij-kriterij-demokraticheskogo-gosudarstva/14593/
[Lukashenko nazval samyj luchshij kriterij demokraticheskogo gosudarstva [Elektronnyj resurs]. URL: https://gazetaby.com/post/lukashenko-nazval-samyj-luchshij-kriterij-demokraticheskogo-gosudarstva/14593/]
19. Лукашенко не исключает передачи части функций от президента другим ветвям власти [Электронный ресурс]. URL: https://www.sb.by/articles/lukashenko-ne-isklyuchaet-peredachi-chasti-funktsiy-ot-prezidenta-drugim-vetvyam-vlasti.html
[Lukashenko ne isklyuchaet peredachi chasti funkcij ot prezidenta drugim vetvyam vlasti [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.sb.by/articles/lukashenko-ne-isklyuchaet-peredachi-chasti-funktsiy-ot-prezidenta-drugim-vetvyam-vlasti.html]
20. Лукашенко не исключает принятия новой конституции Белоруссии [Электронный ресурс]. URL: https://ej.by/news/politics/2019/05/31/lukashenko-ne-isklyuchaet-prinyatiya-novoy-konstitutsii-belarusi-v.html
[Lukashenko ne isklyuchaet prinyatiya novoj konstitucii Belorussii [Elektronnyj resurs]. URL: https://ej.by/news/politics/2019/05/31/lukashenko-ne-isklyuchaet-prinyatiya-novoy-konstitutsii-belarusi-v.html]
21. Лукашенко отмечает проблемные моменты с исполнительской дисциплиной и работой с обращениями граждан [Электронный ресурс]. URL: http:// www.belta.by/president/view/lukashenko-otmechaet-problemnye-momenty-s-ispolnitelskoj-distsiplinoj-i-rabotoj-s-obraschenijami-272801-2017/
[Lukashenko otmechaet problemnye momenty s ispolnitel'skoj disciplinoj i rabotoj s obrashcheniyami grazhdan [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.belta.by/president/ view/lukashenko-otmechaet-problemnye-momenty-s-ispolnitelskoj-distsiplinoj-i-rabotoj-s-obraschenijami-272801-2017/]
22. Лукашенко призвал белорусов окончательно осознать свое национальное единство [Электронный ресурс]. URL: https://www.belta.by/president/view/ lukashenko-prizval-belorusov-okonchatelno-osoznat-svoe-natsionalnoe-edinstvo-344660-2019/?utm_source=belta&utm_medium=news&utm_campaign=accent
[Lukashenko prizval belorusov okonchatel'no osoznat' svoyo nacional'noe edinstvo [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-prizval-belorusov-okonchatelno-osoznat-svoe-natsionalnoe-edinstvo-344660-2019/?utm_ source=belta&utm_medium=news&utm_campaign=accent]
23. Лукашенко справляется с кризисом [Электронный ресурс]. URL: https:// belsat.eu/ru/programs/lukashenko-spravlyaetsya-s-krizisom-arestami-biznesmenov/
[Lukashenko spravlyaetsya s krizisom [Elektronnyj resurs]. URL: https://belsat.eu/ ru/programs/lukashenko-spravlyaetsya-s-krizisom-arestami-biznesmenov/]
24. Лукашенко: граждане Белоруссии должны выполнять мой приказ [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/04/01/lukashenko-grazhdane-belorussii-dolzhny-vypolnyat-moi-prikazy
[Lukashenko: grazhdane Belorussii dolzhny vypolnyat' moj prikaz [Elektronnyj resurs]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/04/01/lukashenko-grazhdane-belorussii-dolzhny-vypolnyat-moi-prikazy]
25. Малашко на должность министра здравоохранения выбрала медицинская общественность [Электронный ресурс]. URL: https://www.belta.by/president/view/ malashko-naznachen-ministrom-zdravoohranenija-belarusi-230345-2017
[Malashko na dolzhnost' ministra zdravoohraneniya vybrala medicinskaya obshchestvennost' [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.belta.by/president/view/ malashko-naznachen-ministrom-zdravoohranenija-belarusi-230345-2017]
26. ООН: население планеты растет, но в Беларуси — сокращается и будет уменьшаться в дальнейшем [Электронный ресурс]. URL: https://neg.by/novosti/ otkrytj/oon-naselenie-planety-rastet
[OON: naselenie planety rastyot, no v Belarusi — sokrashchaetsya i budet umen'shat'sya v dal'nejshem [Elektronnyj resurs]. URL: https://neg.by/novosti/otkrytj/ oon-naselenie-planety-rastet]
27. Официальный сайт Министерства юстиции Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.gov.by/
[Oficial'nyj sajt Ministerstva yusticii Respubliki Belarus' [Elektronnyj resurs]. URL: https://minjust.gov.by/]
28. Последняя капля [Электронный ресурс]. URL: https://www.sb.by/articles/ poslednyaya-kaplya-chto-stalo-prichinoy-zhestkikh-kadrovykh-resheniy-lukashenko-v-mogilevskoy-oblast.html
[Poslednyaya kaplya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.sb.by/articles/ poslednyaya-kaplya-chto-stalo-prichinoy-zhestkikh-kadrovykh-resheniy-lukashenko-v-mogilevskoy-oblast.html]
29. Почему в 1996-м не состоялся импичмент Лукашенко? [Электронный ресурс]. URL: https://belaruspartisan.by/m/politic/354782/
[Pochemu v 1996-m ne sostoyalsya impichment Lukashenko? [Elektronnyj resurs]. URL: https://belaruspartisan.by/m/politic/354782/]
30. Президент Беларуси А. Лукашенко обратился с посланием к белорусскому народу и Национальному Собранию Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://www.embassybel.ru/news/512202fb48be.html
[Prezident Belarusi A. Lukashenko obratilsya s poslaniem k belorusskomu narodu i Nacional'nomu Sobraniyu Respubliki Belarus' [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. embassybel.ru/news/512202fb48be.html]
31. Пример Назарбаева. Готов ли Лукашенко к подобной рокировке, транзиту власти? [Электронный ресурс]. URL: https://naviny.by/ article/20190320/1553100498-primer-nazarbaeva-gotov-li-lukashenko-k-podobnoy-rokirovke-tranzitu
[Primer Nazarbaeva. Gotov li Lukashenko k podobnoj rokirovke, tranzitu vlasti? [Elektronnyj resurs]. URL: https://naviny.by/article/20190320/1553100498-primer-nazarbaeva-gotov-li-lukashenko-k-podobnoy-rokirovke-tranzitu]
32. Провал по всем направлениям: подробности жестких кадровых решений Лукашенко в Могилевской области [Электронный ресурс]. URL: https:// www.sb.by/articles/poslednyaya-kaplya-chto-stalo-prichinoy-zhestkikh-kadrovykh-resheniy-lukashenko-v-mogilevskoy-oblast.html
[Proval po vsem napravleniyam: podrobnosti zhyostkih kadrovyh reshenij Lukashenko v Mogilyovskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.sb.by/articles/ poslednyaya-kaplya-chto-stalo-prichinoy-zhestkikh-kadrovykh-resheniy-lukashenko-v-mogilevskoy-oblast.html]
33. Пустит ли Лукашенко оппозицию в парламент? [Электронный ресурс]. URL: https://udf.by/news/politic/183443-pustit-li-lukashenko-oppoziciyu-v-parlament.html
[Pustit li Lukashenko oppoziciyu v parlament? [Elektronnyj resurs]. URL: https:// udf.by/news/politic/183443-pustit-li-lukashenko-oppoziciyu-v-parlament.html]
34. Пяткевич А., Рубинчик В. Под общей ред. В. Булгакова: Палггычная гисторыя незалежнай Беларус (да 2006 г.). Издание 2. Белосток, Вильнюс: Белорусское историческое общество, Институт белорусоведения, 2011.
[Pyatkevich A., Rubinchik V. Pod obshchej red. V. Bulgakova: Palitychnaya gistoryya nezalezhnaj Belarusi (da 2006 g.). Izdanie 2. Belostok, Vil'nyus: Belorusskoe istoricheskoe obshchestvo, Institut belorusovedeniya, 2011.]
35. Развитие правовой системы Беларуси [Электронный ресурс]. URL: https:// www.yabloko.ru/Themes/Belarus/belarus-28.html
[Razvitie pravovoj sistemy Belarusi [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.yabloko. ru/Themes/Belarus/belarus-28.html]
36. Рэфэрэндум—95 пра сымболжу i мову ня быу лептымным [Электронный ресурс]. URL: https://www.svaboda.org/a/24100070.html
[Referendum-95 pra symboliku i movu nya byy legitymnym [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.svaboda.org/a/24100070.html]
37. Скончался Александр Абрамович, предшественник Ермошиной: он мог не зарегистрировать Лукашенко кандидатом в президенты в 1994 году [Электронный ресурс]. URL: https://rn.nn.by/ru/articles/221620/
[Skonchalsya Aleksandr Abramovich, predshestvennik Ermoshinoj: on mog ne zaregistrirovat' Lukashenko kandidatom v prezidenty v 1994 godu [Elektronnyj resurs]. URL: https://rn.nn.by/ra/articles/221620/]
38. Статкевич приговорен к шести годам лишения свободы, Усс — к пяти с половиной [Электронный ресурс]. URL: https://news.tut.by/politics/228414.html
[Statkevich prigovoryon k shesti godam lisheniya svobody, Uss — k pyati s polovinoj [Elektronnyj resurs]. URL: https://news.tut.by/politics/228414.html]
39. Трансформация партийной системы Беларуси [Электронный ресурс]. URL: https://www.yabloko.ru/Themes/Belarus/belarus-26.html#4
[Transformaciya partijnoj sistemy Belarusi [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. yabloko.ru/Themes/Belarus/belarus-26.html#4]