А.в. Фадеев,
заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ e-mail: [email protected]
А. FADEEv,
Head of the department of Belarus, cis Institute.
Ключевые слова:
ритуал перевыборов, подавление радикальной оппозиции, основной соперник А. Лукашенко, фактор Украины
Keywords:
ritual of re-election, suppression of radical opposition, main opponent of a. Lukashenko, ukrainian factor
интрига президентских выборов
в белоруссии
В статье автор рассказывает об особенностях предвыборной кампании 2015 г. в Белоруссии, в частности о тактике команды А. Лукашенко и оппозиционеров, а также раскрывает влияние предвыборной гонки на отношения Белоруссии со странами Запада, Россией и Китаем.
intrigue of the presidential elections in belarus
The author reveals specifics of the pre-election campaign in 2015 in Belarus, particularly the tactics of a. Lukashenko's team and the opposition's style of action. it also covers the influence of campaign on relations of Belarus with the West, Russia and china.
16 октября 2015 г. были обнародованы официальные результаты выборов президента Республики Беларусь. Согласно сообщению Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, в них победил Александр Лукашенко, набрав 83,5% голосов. За
представителя одной из оппозиционных структур (движение «Говори правду!») Т. Короткевич проголосовали 4,4% избирателей, за С. Гайдуке-вича (ЛДПБ) — 3,3%, за Н. Улаховича (ППБ) - 1,7% [1].
«Технические кандидаты» С. Гай-дукевич и Н. Улахович поспешили
поздравить А. Лукашенко с убедительной победой. Т. Короткевич на пресс-конференции заявила, что не признает результаты выборов, считая, что за ее предвыборную программу («мирные перемены в Беларуси») отдали голоса не менее 20% избирателей.
В досрочном голосовании, процесс которого фактически не контролируется иностранными наблюдателями, приняло участие рекордное для республики число избирателей — 36,05%. 6,3% избирателей проголосовали против всех кандидатов [1]. Центризбирком удивил и цифрой явки избирателей на участки голосования: она, учитывая унылую и серенькую предвыборную возню кандидатов на фоне предрешенной заранее победы Лукашенко, была просто фантастической - 87,2% [1].
На торжественной церемонии вступления в должность переизбранный в очередной раз президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подчеркнул, что «народ пришел тихо и показал, кто в доме хозяин». В речи сквозило настойчивое стремление А. Лукашенко провести идею сплоченной белорусской нации, живущей в спокойной и безопасной стране. Глава государства постоянно возвращался к идее отстаивания независимости Белоруссии, этого «клочка нашей земли». Третий посыл — социальное государство, которое строится для народа.
Акцент был сделан и на том, что реформы Белоруссии не нужны, пос-
кольку в противном случае надо сломать политический строй, государственное устройство страны, разделить, разрезать государственную народную собственность и раздать.
Не мог А. Лукашенко обойти и тему «цветной революции», констатировав, что ставка на государственный переворот и «цветную революцию» в Белоруссии провальная.
Александр Лукашенко заявил, что отношения с Западом нужно начать с чистого листа. Белоруссия открыта для бизнеса и дружественных отношений с ЕС и США [2].
Руководство Евросоюза сразу после выборов по разным каналам дало понять Минску, что готово изменить отношения с Белоруссией и смягчить санкции (в «санкционном» списке ЕС — 175 физических и 19 юридических лиц РБ).
Госдеп США, напротив, в своем коммюнике заявил, что разочарован выборами в Белоруссии, которые в значительной степени не соответствовали международным обязательствам, а также обязательствам о проведении свободного и честного голосования. В документе также отмечено, что доклады наблюдателей свидетельствуют о серьезных проблемах с подсчетом голосов, подведением итогов выборов, а также составом избирательных комиссий. Кроме того, Республика Беларусь нуждается в фундаментальной реформе несовершенной правовой базы, регулирующей проведение выборов [3].
Особенности тактики команды А. Лукашенко в президентской кампании - 2015
Государственно-политическое руководство Республики Беларусь дважды переносило выборы на более ранние сроки. В силу кризисного состояния экономики и финансовой системы, а также по соображениям, диктуемых предвыборными технологиями, окончательно дата голосования была передвинута на 11 октября 2015 г. На заседании палаты представителей Национального собрания такое решение приобрело законодательную силу 30 июня, а уже 17 июля Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов прекратила регистрацию инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты.
В нынешней, пятой, избирательной кампании выразили стремление участвовать 15 претендентов. Центризбирком по формальным основаниям отказал в регистрации сразу семерым соискателям.
К сбору подписей в свою поддержку (необходимо было собрать не менее 100 тыс.) были допущены А. Лукашенко, С. Гайдукевич (глава ЛДПБ), В. Терещенко (пенсионер-предприниматель), Ж. Романовская (специалист по рекламе из г. Бреста), Н. Улахович (председатель Белорусской патриотической партии (БПП) и общества «Белорусское казачество»). Последние четверо - сторонники действующего президента и «независимой, процветающей Беларуси».
Центризбирком также дал разрешение собирать подписи избирателей
и трем представителям лагеря оппозиции: С. Калякину (председатель белорусской партии левых «Справедливый мир»), Т. Короткевич (активистка общественного движения «Говори правду!») и А. Лебедько (председатель Объединенной гражданской партии). В этом ЦИК, как представляется, руководствовался установкой президента, который в интервью представителям независимых СМИ РБ, в частности, заявил, что не против оппозиционных кандидатов: «Я ни в коем случае не торможу этот процесс. Пускай собирают подписи где хотят, пусть идут и покажут, чего они стоят... Уж слишком далеки они от народа» [4].
Однако места сбора подписей избирателей в форме пикетирования были максимально ограничены в соответствии с постановлением Центризбиркома РБ от 1 июля 2015 г. № 18 [5]. Кроме того, многих избирателей, собиравшихся поддержать оппозиционеров, в условиях авторитарного режима остановило требование указывать сведения о себе, включая паспортные данные [5]. Но самое главное — отсутствие массовой поддержки избирателями функционеров оппозиции, что привело к катастрофическому провалу С. Калякина и А. Лебедько. Оба отказались сдавать подписные листы в ЦИК, что говорит об исключительно низких результатах. А. Лебедько, правда, заявил, что собрал 52 тыс. подписей [6], но проверить
это невозможно. Т. Короткевич сдала в ЦИК минимальные 105 тыс. подписей в свою поддержку (для сравнения, например, в поддержку кандидата Лукашенко поставили свои подписи 1 млн 753 тыс. 380 граждан РБ [7]).
Выступая в конце июня в палате представителей, председатель Центризбиркома Л. Ермошина подчеркнула, что на президентских выборах — 2015 будет использоваться такое новшество, как финансирование предвыборных кампаний кандидатов за счет их фондов (до 105 тыс. долл.) [8]. В то же время А. Лукашенко всячески подчеркивает отличие белорусских выборов от украинских: «В результате «прогрессивного» украинского закона в Верховной раде представлены все крупные олигархические группировки, потому что выборы там проходят за деньги. В Беларуси, пока я Президент, этого не будет... » [9].
В целом А. Лукашенко, закрепив несколько лет назад конституционную норму, дающую только лично ему полное право выдвигать свою кандидатуру на высший пост государства любое количество раз, рассматривает свое президентство как пожизненное. О преемнике Лукашенко не помышляет, о чем он открыто заявил 2 апреля 2015 г. по Белорусскому телевидению в своем интервью медиахолдингу «Блумберг».
При полном отсутствии контрэлиты в Белоруссии, для формирования которой за все 20 лет правления А. Лукашенко условий так и не создано, и при апатии электората, отличающегося крайне низкой политической культурой, президентские выборы
окончательно превратились в постановочный процесс, фактически в ритуал перевыборов с заранее известным результатом — очередной «изящной» победой Александра Лукашенко.
Поведение властной вертикали в пятой избирательной кампании разительно отличалось от предшествующих. Обычно Администрация Президента довольно вяло начинала предвыборную борьбу за год-полтора до намеченной даты выборов главы государства. На сей раз Александр Лукашенко фактически начал активнейшим образом готовиться к очередным выборам сразу после подведения итогов выборов в 2010 г. Поводом послужили массовая акция протеста оппозиционных сил, которую они начали 19 декабря 2010 г. на площади Независимости Минска через полчаса после закрытия участков голосования, и попытка Николая Статкевича создать альтернативное правительство.
А. Лукашенко для себя, как представляется, оперативно сделал вывод о необходимости принятия немедленных решительных мер с целью полного подавления радикальной оппозиции и недопущения подобного сценария в 2015 г. Правоохранительным органам было дано соответствующее указание и 639 функционеров оппозиции были задержаны и большинство осуждены. Среди них шесть бывших кандидатов в президенты — Н. Статкевич, В. Нек-ляев, В. Рымашевский, А. Михалевич, Г. Костусев и А. Санников.
Стоит обратить внимание на то, что республиканские власти постарались осудить экс-кандидатов и других известных активистов оппозиции
по уголовным статьям, обвинению в организации и участию в массовых беспорядках и погромах, что не только делало невозможным для них выдвижение своих кандидатур на высший пост государства, в Национальное собрание и другие представительные органы в будущем, но и лишало статуса политзаключенного. Это дало результат, на который рассчитывала президентская администрация: из всех перечисленных выше экс-кандидатов в президенты только Статкевич попытался в обход законов выдвинуть свою кандидатуру на выборах — 2015.
Еще до выборов 2010 г. власти Белоруссии завершили процесс полной маргинализации оппозиционных партий и общественных организаций, а также их активистов (в обеих палатах Национального собрания РБ, например, нет ни одного представителя оппозиции). Теперь, с конца 2010 г., президентская администрация пошла по пути объявления нелегитимными, опасными для общества действия оппозиции. Развернулась кампания признания преступниками и изоляции кандидатов от оппозиции и их сторонников, многие из которых оказались в колониях и тюрьмах, где, по свидетельству ряда оппозиционеров (Михалевич, Некляев, Санников, Кобец, Радина), к ним применялись пытки [10—14].
Кроме этого, властная вертикаль стала практиковать метод «выдавливания» функционеров оппозиционных структур за пределы Белоруссии. В этих целях использовалось прямое запугивание, создание вокруг оппозиционеров атмосферы неуверенности и
страха, а также поля проблем. К процессу персональной травли опасных претендентов на власть от оппозиции правящий класс подключил официальные средства массовой информации. Такой метод оказался достаточно эффективным: экс-кандидат Алесь Михалевич тайно сбежал из республики и получил политическое убежище в Чехии (23 марта 2011 г.), другой экс-кандидат А. Санников также покинул территорию РБ после досрочного освобождения из колонии (14 апреля 2012 г.), получив статус политического беженца в Соединенном Королевстве, а главный редактор оппозиционного интернет-портала «Хартия-97» Наталья Радина эмигрировала в Литву. Вынуждены были уехать из Белоруссии и другие менее известные представители оппозиции.
В адрес всех политических партий и общественных организаций оппозиции посыпались угрозы. Министр юстиции Республики Беларусь Виктор Голованов прямо заявил: «Если партия или общественное объединение принимали решение об участии в массовых беспорядках, то мы будем ставить вопрос об их ликвидации» [15].
Александр Лукашенко, выступая 19 февраля 2015 г. перед высшим командным составом ВС РБ, подчеркнул, что важные общественно-политические процессы в Белоруссии традиционно сопровождаются активизацией попыток «пятой колонны» и ее зарубежных покровителей раскачать общественно-политическую ситуацию.
Такое поведение властей изначально поставило перед оппозиционными структурами необходимость выбора:
или полностью отказаться от реальной борьбы их представителей за высшие посты в государстве и за контроль над госаппаратом, или подвергнуться процедуре ликвидации. Кроме того, подписанный президентом А. Лукашенко 4 ноября 2013 г. Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений» максимально упростил порядок ликвидации общественных объединений, политических партий, их союзов и организационных структур [16]. В этих условиях все официально признанные оппозиционные партии предпочли не рисковать, а продолжать искусно имитировать бурную политическую деятельность с целью получения зарубежных грантов, т. е. заниматься тем, к чему вполне привыкли за годы президентства А. Лукашенко.
В то же время авторитарный лидер А. Лукашенко, учитывая исключительно слабую поддержку, оказываемую партиям оппозиции со стороны белорусского общества, особенно на местном уровне, их крайне ограниченные ресурсы и размытую идеологию, пока решил не прибегать к радикальным мерам. Однако и ни один из существующих в республике оргкомитетов по созданию и формализации оппозиционных партий (БСДП «Народная Грамада», партии «Белорусская христианская демократия» и др.) за пять последних лет добиться официальной регистрации своих партийных организаций в Министерстве юстиции РБ не смог. К тому же правящий режим
по-прежнему нуждается в нескольких декоративных оппозиционных структурах, непопулярных, отличающихся низкой политической активностью и не угрожающих его монополии на всех уровнях властной вертикали, а также не способных рекрутировать своих представителей в бюрократическое номенклатурное руководство.
Республиканские власти отвергли все проекты по изменению избирательного законодательства, что могло повысить конкуренцию, сделать выборы прозрачными и т. п. Наоборот, на выборах 2015 г. президентская администрация решила лишить всех альтернативных А. Лукашенко кандидатов источников государственного финансирования расходов на предвыборные материалы, листовки и плакаты, а также другие нужды (транспорт, связь и т. п.). Все расходы теперь должны были производиться за счет личного фонда кандидата в президенты [17].
Это сделано, естественно, в интересах исключительно действующего президента, в руках которого весь оптимизированный перед выборами комплекс республиканских СМИ, государственный бюджет, золотовалютный резерв и мощный аппарат пропаганды, включая издательства и типографии. Президент в еще большей степени усилил и упростил контроль за средствами массовой информации, инициировав в 2013 г. создание двух печатных медиахолдингов: один на базе подчинения редакции газеты президентской администрации «Советская Белоруссия» (в основном объединил русскоязычные и смешан-
ные издания), а другой — в рамках издательского дома «Звязда» (бело-русскоязычная общественно-политическая и литературно-художественная пресса).
Что касается результатов голосования, то А. Лукашенко решил не искушать судьбу и оставить проверенную в предыдущих избирательных кампаниях пенсионерку Л. Ермошину на посту председателя Центральной избирательной комиссии. Л. Ермоши-на, которая возглавляет ЦИК почти 20 лет, в республике совершенно не контролируемая общественностью политическая фигура, пользующаяся полным доверием Лукашенко. Последний, обращаясь к ней, дал директиву: «Вы за них (выборы), как обычно, отвечаете. Кого надо, вы привлекайте для организации и проведения этих выборов, но человек и орган, который отвечает за выборы, за их проведение и за объявление результатов, должен быть один» [18]. Л. Ермошина была как бы авансом награждена президентом орденом Почета в 2014 г.
Александр Лукашенко, несмотря на сложную финансовую обстановку в республике, пообещал: «Людей, которые будут заняты выборами, мы должны поддержать, заплатить им за эту работу... Основную нагрузку перенесем на государственные органы... А людям, которые будут привлечены на выборы, мы, конечно, должны заплатить достойно. Хотим качества — надо платить» [18].
Лейтмотивом избирательной кампании команды Лукашенко стали защита интересов и создание нормальных условий жизни «простого
человека» [19]. Однако впервые перед выборами — 2015 действующий президент не стал повышать заработную плату бюджетникам, что ранее он проделывал неоднократно. При этом А. Лукашенко были учтены негативные последствия подобной политики в период предшествующей президентской кампании 2010 г., когда искусственное повышение зарплат привело к обвалу курса национальной валюты и другим кризисным явлениям в экономике и социальной сфере республики. Глава государства вынужден был неоднократно перед выборами этого года объяснять избирателям, почему он не может пойти на такой популярный и ожидаемый электоратом шаг в столь сложной для населения республики финансово-экономической ситуации. Например, на совещании во Дворце независимости с руководителями различного уровня, на которых была возложена организация выборов президента, Александр Лукашенко не только подчеркнул, что предстоящие выборы станут экзаменом для всех органов власти, но и заявил: «Мы не будем под выборы накручивать заработные платы» [19].
С другой стороны, А. Лукашенко, явно озабоченный сохранением симпатий избирателей, пообещал сдержать рост цен на товары и услуги, что «в наших руках» [19]. При этом он довольно туманно выразил намерение «как-то административно воздействовать на инфляцию» и детально ознакомиться с положением дел с ценами — вплоть до расклада по отдельным товарам [20]. Сделать это президентской администрации не
удалось: по официальным данным, только за январь-август 2015 г. цены на потребительском рынке выросли на 8% [20].
При этом А. Лукашенко все время требовал от правительства принятия мер, направленных на стабилизацию работы хозяйственного комплекса, которая влияет на состояние всех сфер жизнедеятельности государства.
Не останавливался А. Лукашенко и перед принятием кадровых решений, вплоть до перетряски состава правительства и смены премьер-министра. 27 декабря 2014 г. Лукашенко провел ряд новых назначений в правительстве. Председатель Совета министров РБ М. Мясникович, который не справился с задачей роста ВВП и кризисом в хозяйственном комплексе, был отправлен в отставку (возглавил с 15 января 2015 г. Совет Республики НС). Вместо Мясниковича был назначен А. Кобяков, бывший глава администрации А. Лукашенко. В помощь новому руководителю президентской администрации А. Косинцу Лукашен-
ко назначил заместителя — бывшего министра экономики Н. Снопкова. П. Каллаура (бывшего председателя правления ОАО «Белвнешэко-номбанк») он поставил руководить Национальным банком РБ, В. Матю-шевского назначил первым заместителем премьер-министра, Н. Кочано-ву — заместителем премьер-министра, С. Наливайко — министром по налогам и сборам, В. Вовка — министром промышленности, В. Зиновского — министром экономики, А. Гаева — председателем Государственного комитета по имуществу. Были сделаны и другие перестановки в правительстве. Еще никогда в истории Республики Беларусь президент не производил одновременно столь значительных кадровых изменений в составе правительства, в его экономическом блоке.
Любые потрясения в экономике, по мнению Лукашенко, — это вызовы и угрозы для национальной безопасности: «Будет у нас нормально в экономике — никакие потрясения нам не страшны» [21].
Ситуация в лагере оппозиции
Структуры белорусской оппозиции подошли к президентским выборам — 2015, как никогда, ослабленными и разрозненными. Сказался, прежде всего, процесс многообразного «прессования» властью лидеров и активистов оппозиционных партий и организаций в течение почти пяти лет. Повлияло и резкое сокращение финансирования белорусской оппозиции Западом, который скепти-
чески стал относиться к возможностям оппозиции бороться за власть и сегодня предпочел играть большую политическую игру с действующим президентом.
Обращает на себя внимание тот факт, что большинство как зарегистрированных оппозиционных партий и общественных организаций, так и не зарегистрированных своих лидеров для участия в президентской гонке
не выставили. Лидер движения «За свабоду!» А. Милинкевич заявил о своем неучастии в выборах, 8 апреля 2015 г. вслед за ним лидер гражданской кампании «Говори правду!», кандидат в президенты РБ на выборах 2010 г. В. Некляев также заявил о выходе из оппозиционных структур.
У оппозиции не было никаких шансов раскачать обстановку в ходе выборов, поскольку завоеванием доверия масс она похвастаться не может, немногочисленные радикалы давно нейтрализованы спецслужбами, активисты рассеяны и взяты на учет, а остальные запуганы и подавлены властями.
Никакого реального серьезного плана действий по овладению властью оппозиция не выработала. С другой стороны, трагические, кровавые страницы киевского «майдана» образца
2014 г. решительно оттолкнули тех белорусских избирателей, которые еще не сделали свой выбор, от кандидатов оппозиции, большая часть из которых поддержала госпереворот на Украине. А. Лукашенко умело использовал фантом «майдана», ужасов гражданской войны на Украине, противопоставив им стабильность, спокойствие и мирную (хотя и небогатую) жизнь, которые несет гражданам Белоруссии его политика. Все это очень значительно увеличило симпатии электората к кандидату в президенты Лукашенко и одновременно уменьшило шансы выдвиженцев от оппозиции. Поэтому глава белорусского государства с полным правом выразил убеждение, что «они не готовы сегодня взять власть в Беларуси и удержать страну, оппозиционеры во власть не лезут, и слава Богу» [22].
Попытки сближения с Западом и фактор Украины
А. Лукашенко перед выборами предпринял все усилия, чтобы представить западному сообществу свой режим в качестве гаранта независимости и суверенитета Республики Беларусь. Например, в интервью ТВ-каналу ВВС и газете The Independent А. Лукашенко прямо заявил, что его главным достижением за годы президентства является «спасение независимости» Беларуси от «процессов присоединения» к России и Польше [23].
29 января 2015 г. в Минске во Дворце независимости президент РБ провел пресс-конференцию, в ходе которой невольно раскрыл свои опасения по
поводу угрозы суверенитету и территориальной целостности Белоруссии со стороны России: «Некоторые люди считают белорусскую землю частью российской территории — «свядомыя», и отдельные не то приехавшие, не то долго живущие здесь, считающие, что белорусская земля — это часть, ну, как они говорят сейчас, Русского мира и чуть ли не России, — забудьте. Белоруссия — это современное и независимое государство. Мы свои земли никому не отдадим» [24]. В адрес руководства России прозвучал и другой пассаж: «Беларусь не намерена воевать с Западом в угоду кому-то» [24].
А. Лукашенко взял курс на фактический отказ от реализации пяти намеченных ранее крупных совместных проектов с Россией. 16 марта 2015 г. при назначении нового генерального директора Минского завода колесных тягачей (Летова) Лукашенко поставил задачу сохранить это предприятие в собственности белорусского государства [25]. Ранее МЗКТ был включен в список пяти белорусско-российских пилотных интеграционных проектов, акционировать это предприятие планировал ГК «Ростехнологии».
А. Лукашенко, выступая перед депутатами палаты представителей Национального собрания РБ, заявил, что наряду с продолжением сотрудничества с Россией Белоруссия будет стремиться к нормализации отношений со странами Евросоюза и США: «Почему мы не должны сотрудничать с ними? Отношения с ними у нас несколько другие. Но мы должны их выстраивать. Пусть никто не напрягается ни у нас, ни в России по поводу того, что Беларусь будет настойчиво идти к нормализации отношений с ЕС и США» [26].
Государственный переворот в Киеве, приведший к гражданской войне и глубокому кризису на Украине, а также воссоединение Крыма и Севастополя с Россией наложили свой отпечаток не только на внешнюю политику РБ, но и на ход предвыборной кампании.
Республиканское руководство было убеждено, что экспорта «цветной революции» с территории Украины удастся избежать благодаря особым отношениям президента с правящим в Киеве режимом, что неизбежно будет
учитывать Запад. Белорусский лидер заявил: «Если у кого-то в голове есть такая шальная мысль, что в Беларуси возможен или будет «майдан», чем раньше вы это из головы выбросите, тем будет лучше. Никогда в Беларуси «майдана» не будет. Есть отдельные отморозки. Но на это и есть власть, чтобы нейтрализовать их и не допустить стрельбы друг в друга. Воевать внутри Беларуси никому не будет позволено» [27].
А. Лукашенко явно рассчитывал на то, что Евросоюз отменит санкции против Белоруссии, вычеркнет его из «черного списка» и признает предстоящие выборы главы государства легитимными в знак благодарности за особую позицию Минска по украинскому вопросу, за формальное непризнание воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, за отсутствие позитива в белорусско-российских отношениях.
С целью снятия последних претензий Запада А. Лукашенко 22 августа 2015 г. своим указом о помиловании освободил из мест лишения свободы последнюю группу политзаключенных — экс-кандидата в президенты Н. Статкевича и еще пятерых осужденных ранее оппозиционеров (Дедок, Олиневич, Васькович, Прокопенко, Рубцов).
Такая политика А. Лукашенко стала приносить ожидаемые им плоды. Уже спустя два дня после решения белорусского президента об освобождении Статкевича и других политзаключенных министр иностранных дел Литвы Л. Линкявичюс, например, призвал менять политику
Евросоюза в отношении Белоруссии. Линкявичус, в частности, заявил: «Это большой шаг. Мы должны его адекватно оценить и корректировать свое отношение к Белоруссии» [28]. Выступая на пленарной сессии Евро-парламента в Страсбурге 9 сентября 2015 г., Ф. Могерини настаивала на изменении позиции по отношению к Минску. Она, в частности, заявила: «Мы хотим двигаться в направлении улучшения отношений с Беларусью. подход к Беларуси должен быть реалистичным, а не только ограниченным нашей политикой в области санкций» [29]. По мнению Могерини, после освобождения белорусскими властями политзаключенных, появилось окно возможностей, которые не следует
упустить: «Вопрос в том, как сделать это наиболее разумным, позитивным и продуктивным образом. Я верю, что каков бы ни был ответ ЕС, он будет сопровождаться шагами по активизации сотрудничества» [29].
Поскольку Евросоюз не спешил определяться по этому вопросу, то А. Лукашенко в предвыборный период приложил усилия к тому, чтобы не потерять поддержку со стороны двух мощных держав — России и КНР. В этих целях президент РБ активно прибегал к декларированию верности партнерству с этими странами и отсутствия намерения развернуться на Запад. Насколько ему поверили в Москве и Пекине, остается только догадываться.
Список литературы
1. Сообщение Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов об итогах выборов Президента Республики Беларусь в 2015 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.rec.gov.by/sites/default/ files/pdf/Elections-PRB2015-Soob3.pdf
[1. Soobshhenie Central'noj komissii Respubliki Belarus' po vyboram i provedeniju respublikanskih referendumov ob itogah vyborov Prezidenta Respubliki Belarus' v 2015 godu [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.rec.gov.by/sites/default/ffles/pdf/Elections-PRB2015-Soob3.pdf]
2. Никитин Е., Кононович Е. Лукашенко вступил в должность Президента Беларуси [Электронный ресурс]. URL: http://www.sb.by/prezident-belarusi/news/lukashenko-vstupil-v-dolzhnost-prezidenta-belarusi.html
[2. Nikitin E, Kononovich E. Lukashenko vstupil v dolzhnost' Prezidenta Belarusi [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.sb.by/prezident-belarusi/news/lukashenko-vstupil-v-dolzhnost-prezidenta-belarusi.html]
3. Госдеп разочарован выборами в Белоруссии [Электронный ресурс]. URL: http:// www.stoletie.ru/lenta/gosdep_razocharovan_vyborami_v_belorussii_278.htm
[3. Gosdep razocharovan vyborami v Belorussii [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. stoletie.ru/lenta/gosdep_razocharovan_vyborami_v_belorussii_278.htm]
4. Интервью А.Г. Лукашенко негосударственным СМИ // Советская Белоруссия. 201S. S авг.
[4. Interv'ju A.G. Lukashenko negosudarstvennym SMI // Sovetskaja Belorussija. 201S. S avg.]
5. Постановление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов [Электронный ресурс]. URL: http://www.rec. gov.by/sites/default/files/pdf/Elections-PRB201S-Post18.pdf
[S. Postanovlenie Central'noj komissii Respubliki Belarus' po vyboram i provedeniju respublikanskih referendumov [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.rec.gov.by/sites/ default/files/pdf/Elections-PRB201S-Post18.pdf]
6. ОГП будет собирать подписи за отставку правительства и главы ЦИК [Электронный ресурс]. URL: http://naviny.by/rubrics/elections/2015/8/24/ic_articles_б23_189584/ print
[б. OGP budet sobirat' podpisi za otstavku pravitel'stva i glavy CIK [Jelektronnyj resurs]. URL: http://naviny.by/rubrics/elections/2015/8/24/ic_articles_б23_189584/print]
7. Сведения о количестве подписей избирателей в подписных листах по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://www.rec.gov.by/sites/default/files/pdf/Elections-PRB201S-Elect7.pdf
[7. Svedenija o kolichestve podpisej izbiratelej v podpisnyh listah po vydvizheniju kandidatov v Prezidenty Respubliki Belarus' [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.rec.gov.by/sites/ default/files/pdf/Elections-PRB201S-Elect7.pdf]
8. Выборы^^: Какими они будут по версии Ермошиной // http://vybory.ej.by/ cec/2015/06/30/vybory-2015-kakimi-oni-budut-po-versii-ermoshinoy.html.
[8. Vybory-201S: Kakimi oni budut po versii Ermoshinoj // http://vybory.ej.by/ cec/2015/06/30/vybory-2015-kakimi-oni-budut-po-versii-ermoshinoy.html.]
9. Интервью независимым СМИ РБ // Советская Белоруссия. 201S. S авг.
[9. Interv'ju nezavisimym SMI RB // Sovetskaja Belorussija. 201S. S avg.]
10. Алесь Михалевич: В СИЗО КГБ Беларуси применяют пытки // Немецкая волна 2011. 28 февр.
[10. Ales' Mihalevich: V SIZO KGB Belarusi primenjajut pytki // Nemeckaja volna 2011. 28 fevr.]
11. Алесь Михалевич разорвал соглашение с КГБ и будет обращаться в Комитет против пыток ООН // Белорусы и рынок. 2011. 28 февр.
[11. Ales' Mihalevich razorval soglashenie s KGB i budet obrashhat'sja v Komitet protiv pytok OON // Belorusy i rynok. 2011. 28 fevr.]
12. Владимир Некляев : Пытки называли «условиями содержания» // Белорусский партизан. 2011. S июня.
[12. Vladimir Nekljaev: Pytki nazyvali «uslovijami soderzhanija» // Belorusskij partizan. 2011. S ijunja.]
13. Владимир Кобец рассказал, как его заставляли работать на КГБ // Naviny.by. 2011. 19 сент.
[13. Vladimir Kobec rasskazal, kak ego zastavljali rabotat' na KGB // Naviny.by. 2011. 19 sent.]
14. Радина Н. Пытки в «Штази» и КГБ // Хартия'97, 2013. 8 февр.
[14. Radina N. Pytki v «Shtazi» i KGB // Hartija'97, 2013. 8 fevr.]
15. Партии, которые провоцировали беспорядки в Минске, могут ликвидировать // РИА Новости. 2010. 21 дек.
[15. Partii, kotorye provocirovali besporjadki v Minske, mogut likvidirovat' // RIA Novosti. 2010. 21 dek.]
16. Поправки в законодательство об общественных объединениях и политических партиях, а также республиканских и местных собраниях вступят в силу в 2014 году [Электронный ресурс]. URL: https://kadrovik.by/news/show/11025
[16. Popravki v zakonodatel'stvo ob obshhestvennyh ob#edinenijah i politicheskih partijah, a takzhe respublikanskih i mestnyh sobranijah vstupjat v silu v 2014 godu [Jelektronnyj resurs]. URL: https://kadrovik.by/news/show/11025]
17. Лидия Ермошина: «Мы проводим выборы для своей страны» // Беларуская думка. 2015. 19 янв.
[17. Lidija Ermoshina: «My provodim vybory dlja svoej strany» // Belaruskaja dumka. 2015. 19 janv.]
18. Лукашенко: предстоящие избирательные кампании в Беларуси должны стать демонстрацией истинной демократии [Электронный ресурс]. URL: http://www.belta. by/president/view/lukashenko-predstojaschie-izbiratelnye-kampanii-v-belarusi-dolzhny-stat-demonstratsiej-istinnoj-demokrat-31691-2013
[18. Lukashenko: predstojashhie izbiratel'nye kampanii v Belarusi dolzhny stat' demonstraciej istinnoj demokratii [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.belta.by/ president/view/lukashenko-predstojaschie-izbiratelnye-kampanii-v-belarusi-dolzhny-stat-demonstratsiej-istinnoj-demokrat-31691-2013]
19. Круглый стол «Итоги выборов президента Белоруссии» [Электронный ресурс]. URL: http://www.materik.ru/country/detail.php?ID=21590
[19. Kruglyj stol «Itogi vyborov prezidenta Belorussii» [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.materik.ru/country/detail.php?ID=21590]
20. Лукашенко намерен детально изучить ситуацию с ценами на потребительском рынке [Электронный ресурс]. URL: http://www.belta.by/president/view/lukashenko-nameren-detalno-izuchit-situatsiju-s-tsenami-na-potrebitelskom-rynke-161841-2015
[20. Lukashenko nameren detal'no izuchit' situaciju s cenami na potrebitel'skom rynke [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.belta.by/president/view/lukashenko-nameren-detalno-izuchit-situatsiju-s-tsenami-na-potrebitelskom-rynke-161841-2015]
21. Лукашенко: Мы ни с кем играться не будем, если кто-то захочет здесь Майдан [Электронный ресурс]. URL: http://charter97.org/ru/news/2015/2/19/140179
[21. Lukashenko: My ni s kem igrat'sja ne budem, esli kto-to zahochet zdes' Majdan [Jelektronnyj resurs]. URL: http://charter97.org/ru/news/2015/2/19/140179]
22. Телеканал «Беларусь-1» // 2015. 2 апр.
[22. Telekanal «Belarus'-1» // 2015. 2 apr.]
23. Интервью А. Лукашенко ТВ-каналу BBC и газете The Independent. 20 октября 2012.
[23. Interv'ju A. Lukashenko TV-kanalu BBC i gazete The Independent. 20 oktjabrja 2012.]
24. Пресс-конференция Александра Лукашенко // БЕЛТА. 2015. 29 янв.
[24. Press-konferencija Aleksandra Lukashenko // BELTA. 2015. 29 janv.]
25. Президент Беларуси принял кадровые решения // БЕЛТА. 2015. 16 марта
[25. Prezident Belarusi prinjal kadrovye reshenija // BELTA. 2015. 16 marta]
26. Лукашенко: сильная социальная политика, забота о человеке остаются высшими целями государства // БЕЛТА. 2015. 15 янв.
[26. Lukashenko: sil'naja social'naja politika, zabota o cheloveke ostajutsja vysshimi celjami gosudarstva // BELTA. 2015. 15 janv.]
27. Лукашенко: В Беларуси «Майдана» никогда не будет [Электронный ресурс]. URL: http://postovoi.com/world_news/24430-lukashenko-v-belarusi-maydana-nikogda-ne-budet.html.
[27. Lukashenko: V Belarusi «Majdana» nikogda ne budet [Jelektronnyj resurs]. URL: http://postovoi.com/world_news/24430-lukashenko-v-belarusi-maydana-nikogda-ne-budet. html.]
28. Глава МИД Литвы предлагает корректировать политику в отношении Минска [Электронный ресурс]. URL: http://nn.by/?c=ar&i=155151&lang=ru
[28. Glava MID Litvy predlagaet korrektirovat' politiku v otnoshenii Minska [Jelektronnyj resurs]. URL: http://nn.by/?c=ar&i=155151&lang=ru]
29. Могерини: ЕС не должен говорить с Белоруссией только на языке санкций [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20150909/1240589750.html
[29. Mogerini: ES ne dolzhen govorit' s Belorussiej tol'ko na jazyke sankcij [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ria.ru/world/20150909/1240589750.html]