JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 340
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-253-258 NIION: 2015-0066-6/22-571 MOSURED: 77/27-011-2022-06-770
Владимир Иванович Червонюк
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,
Аннотация. Получившая широкое распространение в законотворческой практике ряда зарубежных стран процедура так называемого «нулевого чтения» - право допарламентского рассмотрения некоторых публичных законопроектов - является своего рода пропедевтической стадией законодательного процесса. В конституционно-правовом смысле «нулевое чтение» - это применяемое в законотворческой практике предварительное, до внесения законопроекта в парламент (или одну из его палат) или до проведения первого чтения его (законопроекта) обсуждение как парламентскими структурами, так и иными органами публичной власти или организациями гражданского общества солидарно с парламентариями, учеными-юристами, представителями экспертного сообщества в целях определения социальной необходимости, приемлемой для общества и государства структуры представленных в законопроекте интересов и средств их обеспечения (баланса интересов), своевременности и целесообразности принятия данного закона.
В сложившихся формах «нулевое чтение», проводимое Общественной палатой Российской Федерации (обозначаемое общественной экспертизой законопроектов), не обусловлено соответствующими процедурами, в определенной мере ограничивает доступ граждан к информации о деятельности публичных органов власти, порождая обоснованные сомнения в публичности дискуссии по законопроектам. В этой связи высказан ряд предложений.
Ключевые слова: согласование несовпадающих интересов, законодательная конструкция «нулевых чтений», «параллельный парламент», внепроцессуальное рассмотрение законопроекта
Для цитирования: Червонюк В. И. Процедура «нулевого чтения» как конституционная форма согласования интересов в публично-правовом дискурсе // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 253-258. https://doi. 0^10.24412/2414-3995-2022-6-253-258.
Vladimir I. Chervonyuk
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,
Abstract. The procedure of the so-called «zero reading», which has become widespread in the legislative practice of a number of foreign countries - the right of pre-parliamentary consideration of some public bills - is a kind of propaedeutic stage of the legislative process. In the constitutional and legal sense, «zero reading» is a preliminary discussion of it (the bill) by both parliamentary structures and other public authorities or civil society organizations in solidarity with parliamentarians, legal scholars, and representatives of the expert community, applied in lawmaking practice, before submitting a bill to parliament or one of its chambers, in order to determine the social need, acceptable to society and the state structure of the interests represented in the bill and the means to ensure them (balance of interests), the timeliness and expediency of the adoption of this law.
In the current forms, the «zero reading» conducted by the Public Chamber of the Russian Federation (designated by the public examination of draft laws) is not conditioned by the relevant procedures, to a certain extent restricts citizens' access to information about the activities of public authorities, giving rise to reasonable doubts about the publicity of the discussion on draft laws. In this regard, a number of proposals have been made.
© HepBOHMK B. H., 2022
Процедура «нулевого чтения» как конституционная форма согласования интересов в публично-правовом дискурсе
Original article
The procedure of «zero reading» as a constitutional form ofcoordination of interests in public legal discourse
Keywords: coordination of conflicting interests, legislative construction of «zero readings», «parallel parliament», nonprocedural consideration of the bill
For citation: Chervonyuk V I. The procedure of «zero reading» as a constitutional form of coordination of interests in public legal discourse. Bulletin of economic security. 2022;(6):253-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-253-258.
Введение: история и современное состояние проблемы
В отечественной практике «нулевое чтение» приобрело различные формы. Первоначально практика «нулевого чтения» получает развитие в начале 2000-х гг. в бюджетном процессе, когда Правительство до официального внесения проекта закона о бюджете инициировало предварительное концептуальное согласование позиций по вопросам законопроекта о государственном бюджете с Государственной Думой Федерального Собрания. Равным образом это касалось и более широких сфер законодательствования. Хотя понятно, что наиболее острое столкновение интересов разных социальных сил (финансово-промышленных групп, региональных элит, интересов представителей крупных корпораций и др.) в парламенте происходили при принятии главного финансового документа страны - федерального бюджета. Так, считается, что главное обсуждение проекта федерального бюджета на 2005 г. проходило в 2004 г. и проводилось в режиме «нулевого чтения».
Само действо (неюридическая процедура) проводилось, как правило, в стенах Государственной Думы и предполагало собой дозаконодательное и внепроцессу-альное рассмотрение законопроекта, подлежащего рассмотрению в палатах Федерального Собрания.
Необходимость солидаризации позиций Правительства Российской Федерации и парламента по наиболее острым проблемам законодательного регулирования получила особенную форму реализации в Государственной Думе четвертого созыва. При этом такие согласования предполагали обязательное участие в «нулевых чтениях» членов Правительства РФ по предмету обсуждаемого законопроекта. Встречи Правительства и главным образом членов парламентской партии «Единая Россия» стали обозначать «нулевым чтением». При этом подобные чтения проводились в основном по резонансным законопроектам, которые требовали концептуального согласования по ключевым проблемам социального и экономического развития страны. При этом одновременно с применяемой на практике новой формой законотворчества в парламентской среде поставленные вопросы о том, каким образом на практике будет реализовываться новелла, многие ли депутаты будут иметь возможность соучастия в «нулевых чтениях», будет ли предоставлена представителям оппозиции возможность участия в этой работе, как распределятся обязанности внутри самой крупной партии в связи с проведением «нулевых чтений» и пр., оставались нерешенными.
Примечательно то обстоятельство, что в Государственной Думе третьего созыва при проведении консультаций с Правительством по проектам законов в
режиме «нулевого чтения», к диалогу приглашались парламентарии не менее чем от четырех депутатских объединений, входящих в центристскую коалицию, других депутатских групп и объединений. В Государственной Думе четвертого созыва технологии законотворчества заметно изменились - состав участников «нулевого чтения» стал более избирательным; на этом этапе в «нулевом чтении» принимает участие в основном лояльная правительству часть Государственной Думы, притом что «большая часть заседаний по «нулевому чтению» законопроектов проходит в закрытом режиме» [1].
Перемещение центра тяжести в сторону одной политической силы, пусть даже и занимающей центристские позиции, значительно уменьшило репрезентативность (и легитимность) результатов «нулевых чтений». Одновременно с этим «нулевые чтения» утрачивают возможность приобретения статуса парламентской процедуры.
С учреждением Общественной палаты Российской Федерации, которая по замыслу архитекторов данного института должна была приобрести статус своего рода «параллельного парламента» [2], появилась возможность придать «нулевым чтениям» новый импульс к развитию. Несмотря на то, что «учет разнообразных потребностей и интересов граждан при проведении государственной политики, согласованное выражение этих интересов в законодательстве и правоприменительной практике» законодательно были признаны важнейшей задачей Общественной палаты [3], к ее осуществлению данная институция приступает далеко не сразу. Но, уже начиная с 2013-2014 гг., проведение «нулевых чтений» организуются исключительно под эгидой Общественной палаты Российской Федерации, которые проводятся периодически и получают название общественной экспертизы. Известно, что в 2014 г. Общественной палатой РФ было проведено «нулевых чтений» по 24 законопроектам [4].
Примечательно, что на уровне субъектов Федерации обсуждение наиболее значимых законопроектов посредством процедуры «нулевых чтений» осуществляют региональные легислатуры.
Несмотря на то обстоятельство, что подобного рода обсуждения способны существенно повлиять на позицию субъектов законодательствования (не только на палаты Федерального Собрания, принимающие законы или на законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ), до настоящего времени каких-либо общих стандартов в данном вопросе не выработано. Как это вытекает из анализа сложившейся парламентской практики, «нулевое чтение» не охватывается стадиями законодательного процесса, или
законодательной деятельности, не является предметом регулирования в парламентском праве, его результаты нормативного значения не приобретают. Возникает вопрос о допустимости конституционности «нулевых чтений» с точки зрения доктрины и практики законодатель-ствования.
«Нулевое чтение» в механизме законодательствования
Получившую распространение в ряде зарубежных стран процедуру так называемого «нулевого чтения» стали обозначать своего рода пропедевтической стадией законодательного процесса. При этом внедрение в практику законотворчества западных стран такой процедуры, прежде всего, отвечало требованию рационализации законодательного процесса и необходимости солидаризации относительно ключевых аспектов разрабатываемого закона позиций самых разных политических сил. Тем самым в разрабатываемый закон как бы изначально закладывали основы механизма его реализации (в материально-правовом понимании), базирующегося на выработке более или менее общего согласия или компромисса в главном вопросе - вопросе закрепления в законе баланса интересов. Обобщенно говоря, «нулевые чтения» ориентированы главным образом относительно принятия законов, отвечающих требованию социальной адекватности [о социальной адекватности закона как общесоциальном, или сущностно-правовом свойстве качества закона и ее слагаемых см.: 5, с. 31-32; 6, с. 471-561] - важнейшему условию их (законов) конституционности и, что немаловажно, реализуемости в общественной практике.
Суть «нулевого чтения» состоит в том, что законопроект, подлежащий рассмотрению в парламенте, предварительно подлежит оценке парламентских и правительственных (в странах с президентской формой правления - президентских) структур. Цель такого обсуждения - разрешение наиболее острых проблемных ситуаций, которые связаны с характером самого законопроекта, связанное с этим согласование интересов, подлежащих юридическому оформлению. Понятно, что такому обсуждению в первую очередь подлежат правительственные законодательные инициативы; правительство в данном случае оказывается самой заинтересованной стороной. В случае достижения поставленных перед «нулевым» чтением целей, инициатор законодательной инициативы получает уверенность в том, что представляемый им законопроект не «увязнет» в парламентских обсуждениях.
Применительно к российской парламентской практике можно сказать, что так называемое «нулевое чтение» - это процедура предварительной консультации Правительства РФ с Государственной Думой еще до официального внесения им того или иного законопроекта, направленная на предварительное концептуальное согласование позиций Правительства и нижней палаты Парламента по вопросам законопроекта, который Правительство планирует внести на рассмотрение
нижней палаты. Но такой вывод без оговорок применим для оценки «нулевых чтений» на этапе их проведения в Государственной Думе с участием Правительства РФ. В последующий период «нулевые чтения», как отмечалось, проводятся под эгидой Общественной палаты РФ, при том, что в обсуждении могут принимать участие члены Правительства, парламентарии, представители общественности, члены Общественной палаты.
Соответственно, в конституционно-правовом смысле «нулевое чтение» - это применяемое в законотворческой практике предварительное, до внесения законопроекта в парламент (одну из его палат) или до проведения первого чтения, его (законопроекта) обсуждение как парламентскими структурами, так и иными органами публичной власти или организациями гражданского общества солидарно с парламентариями, учеными-юристами, представителями экспертного сообщества в целях определения социальной необходимости, приемлемой для общества и государства структуры представленных в законопроекте интересов и средств их обеспечения (баланса интересов), своевременности и целесообразности принятия данного закона.
«Нулевые чтения» в практике Общественной палаты Российской Федерации: технологии
По уже сложившемуся обыкновению все законы, которые затрагивают как в экономическом, так и в социальном плане интересы граждан, гарантии их прав и свобод, целесообразно подвергать предварительному (до внесения законопроекта в парламент) публичному обсуждению по процедуре нулевых чтений. Изучение проблемы указывает на то, что кроме уже ранее упомянутых обсуждений проектов законов о бюджете на соответствующий период, объектом «нулевых чтений, которые с 2013 г. проводятся в Общественной палате Российской Федерации, становятся именно резонансные законопроекты.
Так, 27 августа 2015 г. на сайте Общественной палаты было организовано обсуждение вызвавшего резкую критику правозащитного сообщества законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О полиции», существенно расширяющих полномочия сотрудников полиции [7]. 3 сентября 2015 г. в Общественной палате обсудили законопроект, предполагавший легализацию «овербукинга» для авиакомпаний - продажи большего количества билетов, чем предусмотрено пассажирских мест в салоне самолета, что существенно ущемляет права потребителей [8]. 28 февраля 2016 г. комиссия Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов, по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО совместно с Общественным советом при Минтруде России инициировали «нулевое чтение» проекта федерального закона «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» [9]. Учитывая большой резонанс, которые вызвали предпо-
лагаемые изменения в законодательстве о некоммерческих организациях Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и оргкомитет Общероссийского гражданского форума 5 апреля 2016 г. обратились в Общественную палату с предложением провести «нулевые чтения» законопроекта, уточняющего понятие «политическая деятельность» [10]. 30 июня 2016 г. было проведено «нулевое чтение» законопроекта «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», по результатам которого было представлено концептуальное понимание необходимости принятия единого основополагающего федерального закона, регулирующего вопросы транспортного развития территорий, организации дорожного движения и оперативного управления ими, а также устанавливающего компетенцию органов публичной власти в данной сфере. В целом же, по данным секретариата Общественной палаты РФ, в 2016 г. были проведены 58 «нулевых чтений» законопроектов.
Принципиально важным было обсуждение в Общественной палате РФ 22 мая 2017 г. проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнителях общественно полезных услуг» (вступил в силу с 1 января 2017 г.), предполагавшего упрощение выдачи заключений о соответствии качества оказываемых услуг, необходимых некоммерческим организациям для получения статуса «исполнителя общественно полезных услуг» (суть упрощения: делегирование права выдачи соответствующих заключений некоммерческим организациям региональным органам власти (на тот момент таким правом наделялись исключительно федеральные органы власти) [11]. С участием членов президиума Совета общественных палат России, представителей органов государственной власти, внебюджетных фондов, Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, профсоюзных организаций, негосударственных пенсионных фондов, научных и экспертных организаций 9 июля 2018 г. Общественная палата РФ провела «нулевые чтения» по законопроекту о повышении возраста выхода на пенсию, внесенный в Государственную Думу Правительством РФ и подлежащий обсуждению в палате в первом чтении 19 июля 2018 г. [12].
26 ноября 2021 г. в Общественной палате РФ состоялись «нулевые чтения» проектов федеральных законов, предусматривавших введение QR-кодов для посещения общественных мест, а также для проезда на железнодорожном и авиатранспорте [13]. 13 октября 2021 г. в Общественной палате РФ были проведены «нулевые чтения» проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», который ранее (30 сентября 2021 г.) был внесен Правительством РФ в Государственную Думу [14].
Заключение: законодательная конструкция «нулевых чтений» в Федеральном законе об Общественной палате РФ
Учредители данной парламентской процедуры, первоначально отстаивая выдвинутую «Единой Россией» идею «подробно прописать порядок такого рода законотворчества», зафиксировать «нулевое чтение» «как обычную регламентную норму», в последующем признали нецелесообразным юридическое оформление данной процедуры, аргументируя это тем, что «нулевые чтения» физически невозможно регламентировать потому, что способы консультаций слишком разнообразны» (А. Жуков). При этом особо подчеркивалась полезность этого парламентского действа: «должно стать меньше открытых дискуссий в самой Государственной Думе».
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что собственно «нулевое чтение» как инструмент парламентской деятельности представители «Единой России» рассматривают как средство легитимации интересов, подлежащих законодательному признанию. В указанном смысле «нулевые чтения» рассматриваются и как средство согласования позиций «Единой России» и Правительства относительно таких интересов и отстаивания ее (правовой позиции) в споре с другими фракциями (А. Жуков).
Отмечается, что имели место случаи, когда Правительством РФ предлагалась парламентской партии совместная разработка концепций ряда проектов законов, в частности, об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, о введении нового механизма взимания НДС - через специальные счета, о консолидированной финансовой отчетности предприятий, о корректировке списка лицензируемых видов деятельности в то время, как некоторые из них уже готовы к вынесению на заседание правительства, что, по крайней мере, означало, что концепции таких актов уже утверждены. По-видимому, здесь нельзя усматривать некий «злой умысел»; можно предположить, что перед внесением законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Правительство и проверяет обоснованность собственной позиции по законопроекту и одновременно ставит своей целью получение поддержки самой крупной парламентской партии, исключая тем самым отрицательное решение по законопроекту по результатам его первого чтения.
Вопрос в том, больше пользы в «нулевых чтениях», проводимых Общественной палатой РФ, в отличие от ранее проводимых палатами Федерального Собрания (главным образом Государственной Думой), все же не имеет однозначного ответа в контексте современной практики законодательствования. Определить вклад Общественной палаты в совершенствование качества принимаемых парламентом федеральных законов можно лишь самым общим образом. Судя по стабильной пропорции вносимых изменений в уже принятые законы (8 из 10), качество принимаемых законов остается на прежнем, мягко сказать, невысоком, уровне.
Стремление на региональном уровне институционализировать общественные палаты таким образом, чтобы они наделялись правом региональной законодательной инициативы, соответственно, правом внесения в региональные легислатуры законопроектов - заведомо неудачный проект, противоречащий природе общественных палат, даже имея в виду то обстоятельство, что их статус определенностью не отличается, а место в структуре институтов гражданского общества общественные палаты фактически так и не заняли. Информационная деятельность явно преобладает над практическими делами. Симптоматично то обстоятельство, что если проведение «нулевых чтений» на федеральном уровне осуществляется в последнее десятилетие в Общественной палате РФ, то в субъектах Федерации «нулевые чтения», в частности, региональных проектов законов о бюджете проводятся в законодательных (представительных) органах государственной власти. Это, к примеру, обсуждение по процедуре «нулевых чтений» проектов законов о бюджете субъекта Федерации на 2022 г. в Законодательном собрании Санкт-Петербурга [15], в Верховном Совете Хакассии [16], в Законодательном собрании Вологодской области [17]. А, кроме того, в последнее время функции общественных палат отчасти подменяются структурами Общероссийского народного фронта.
Не вполне удачным представляется и резервирование за Общественной палатой РФ статуса Экономического и социального совета, функционирующего не только во Франции, но и в целом ряде стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки [18; 19]. При этом следует иметь в виду, что правом законодательной инициативы во Франции наделен ограниченный круг лиц и органов: премьер-министр и члены парламента (1-е предлож. ч. 1 ст. 39 Конституции Франции), при том, что члены парламента наделены правом вносить законодательные предложения.
Не отменяя уже устоявшейся практики, целесообразно проведение «нулевых чтений» оставить в ведении Общественной палаты. Однако принципиально должен измениться характер таких чтений: оценку законопроекта Общественная палата РФ должна давать в форме заключения общественной экспертизы. При этом формулировку ст. 19 Федерального закона «Об общественной палате РФ» о том, что заключения общественной палаты РФ по всем проектам нормативных актов законодательного и подзаконного характера носят всего лишь рекомендательный характер следует изменить, ре-дакционно представив ее следующим образом: заключения общественной палаты на проекты федеральных законов, принятые по результатам их предварительного рассмотрения, должны учитываться в законодательной деятельности. Соответствующее положение следует закрепить и в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В этой же связи Федеральный закон об общественной палате РФ следует дополнить ст. 19.1 «Порядок (процедуры) предварительного рас-
смотрения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов». Отмеченные новеллы в полной мере отвечают цели общественной палаты РФ, определенной ст. 2 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»: ее «основная цель состоит в обеспечении согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации» [3]. В этой связи структура общественной палаты РФ не отвечает достижению данной цели и должна быть приведена в соответствие с необходимостью ее (цели) достижения.
Список источников
1. Любимов А. П. «Нулевое чтение» законопроектов как инструмент согласования интересов // Представительная власть - XXI век : законодательство, комментарии, проблемы. 2005. Вып. № 1 (61). С. 3-4.
2. Червонюк В. И. Общественная палата в контексте социогуманитарной идеи права // В сборнике : Общественная палата и ее роль в формировании гражданского общества : Международная научно-практическая конференция. М., 2006. С. 111-118.
3. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 15. Ст. 1277.
4. pravda.ru>news/sotiety/1264366-palata/
5. Гойман В. И. Действие права. Методологический анализ : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. 42 с.
6. Червонюк В. И. Идея права и право в идеях : в 2-х т. Т. I. Теория, философия и методология права / В. И. Червонюк [Текст] : монография. М. : Юстицин-форм, 2021. Раздел VI. Качество закона: методология оценки, механизмы обеспечения качества правового закона.
7. krispotupchik.livejoumal.com>646730.html.
8. solidarnost.org>news/Legalizatsiyu_overbukin ga...i...
9. ASI.org.ru>news/2022/03/01/nulevye-chteniya/.
10. president-sovet.ru>.news/v.nulevye.politi cheskaya...
11. ASI.org.ru>news.. .obshhestvenno-poleznyh-uslug...
12. expert.ru>2018/07/10/narod...pensii-nulevoe-с^ете/.
13. ASI.org.ru>event/2021/11...zakonoproektov...qr-kodov/.
14. oprf.ru>news/nulevye-chteniya-zakonoproekta-o...goda.
15. zaks.ru>new/archive/view/216618.
16. vskhakasia.rmnpecc-цешрШовостю.. .o-byud zhete-khakasii-na...
17. 35media.ru>paper--rech/2021...Idut-nulevie-chteniya...
18. Конституционное право зарубежных стран : учебник : в 2 ч. Ч. II. Иностранное конституционное право / В. И. Червонюк, И. В. Калинский, А. Ю. Мелехова, И. С. Назарова [под общ. ред. В. И. Червонюка]. 3-е изд. доп. М., 2018. 548 с.
19. Конституционное право зарубежных стран : учебно-методическое пособие / В. И. Червонюк, И. В. Калинский, А. Ю. Мелехова, И. С. Назарова [под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. В. И. Червонюка]. М., 2018. 680 с.
References
1. Lyubimov A. P. «Zero reading» of draft laws as a tool for coordinating interests // Representative power -XXI century : legislation, comments, problems. 2005. Issue № 1 (61). P. 3-4.
2. Chervonyuk V I. Public Chamber in the context of the socio-humanitarian idea of law // In the collection : The Public Chamber and its role in the formation of civil society : International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2006. Р. 111-118.
3. Federal Law № 32-FZ of April 4, 2005 «On the Public Chamber of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2005. № 15. Art.1277.
4. pravda.ru>news/society/1264366-palata/.
5. Goyman V. I. The action of law. Methodological analysis : abstract. dis. ...Dr. yurid. sciences. M., 1992. 42 p.
6. Chervonyuk V I. The idea of law and law in ideas : in 2 vols. T. I. Theory, Philosophy and methodology of law / V I. Chervonyuk [Text] : monograph. M. : Justicinform, 2021. Section VI. The quality of the law: assessment methodology, mechanisms for ensuring the quality of the legal law.
7. krispotupchik.livejournal.com>646730.html.
8. solidarnost.org>news/Legalizatsiyu_overbukin ga...i...
9. ASI.org.ru>news/2022/03/01/nulevye-chteniya/.
10. president-sovet.ru>.. .news/v.. .nulevye.. .politi cheskaya...
11. ASI.org.ru>news.. .obshhestvenno-poleznyh-uslug...
12. expert.ru>2018/07/10/narod...pensii-nulevoe-chtenie/.
13. ASI.org.ru>event/2021/11...zakonoproektov...qr-kodov/.
14. oprf.ru>news/nulevye-chteniya-zakonoproekta-
0.goda.
15. zaks.ru>new/archive/view/216618.
16. vskhakasia.ru>npecc-^HTp>HoBOCTH>...o-byudzhete-khakasii-na...
17. 35media.ru>paper--rech/2021...Idut-nulevie-chteniya...
18. Constitutional law of foreign countries : textbook : in 2 h. Part II. Foreign constitutional law / V. I. Chervonyuk,
1. V. Kalinskiy, A. Yu. Melekhova, I. S. Nazarova [under the general editorship of V. I. Chervonyuk]. 3rd ed. supplement. M., 2018. 548 p.
19. Constitutional law of foreign countries : an educational and methodological manual / V. I. Chervonyuk, I. V Kalinsky, A. Yu. Melekhova, I. S. Nazarova [under the general ed. of the doctor. jurid. V. I. Chervonyuk]. M., 2018. 680 p.
Информация об авторе
В. И. Червонюк - профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор.
Information about the author V. I. Chervonyuk - Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor.
Статья поступила в редакцию 18.08.2022; одобрена после рецензирования 28.09.2022; принята к публикации 29.11.2022.
The article was submitted 18.08.2022; approved after reviewing 28.09.2022; accepted for publication 29.11.2022.