Научная статья на тему 'ПРОТОТИПИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ'

ПРОТОТИПИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИКА / ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА / ГРАММАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / ПРОТОТИПИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / ТЕМПОРАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ТАКСИСНЫЕ СТРУКТУРЫ / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Архипова Ирина Викторовна, Шустова Светлана Викторовна

При изучении немецкой грамматики в функциональном аспекте важным представляется рассмотрение таких функционально-семантических полей как поле темпоральности, таксиса, аспектуальности, временной локализованности и др. Прототипическими грамматическими структурами, ответственными за языковую репрезентацию идеи времени в немецком языке, являются, в первую очередь, темпоральные и таксисные структуры. В настоящей статье рассматриваются прототипические грамматические структуры с позиций функциональной грамматики и их лингводидактический потенциал. Преимущество функциональной грамматики перед традиционной (уровневой) грамматикой, изучающей единицы одного языкового уровня, связано с функционально-семантическим подходом к рассмотрению различных грамматических феноменов. Он позволяет осуществлять интегрированный анализ разноуровневых языковых средств в рамках функциональносемантических полей. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью интегрированного изучения немецкой грамматики, в частности, прототипических грамматических структур немецкого языка. В фокусе исследовательского внимания находятся темпоральные и таксисные структуры современного немецкого языка. Они являются прототипическими грамматическими структурами, ответственными за языковую репрезентацию идеи времени. Лингводидактический потенциал анализируемых грамматических конструкций связан с их применением в практике преподавания немецкого языка как иностранного в высшей школе. Данный материал может изучаться как в рамках основных курсов, так и при проведении спецкурсов, связанных с изучением функциональной грамматики, а также морфологии и синтаксиса современного немецкого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTOTYPICAL GRAMMAR STRUCTURES: LINGUODIDACTIC POTENTIAL

When studying German grammar in the functional aspect, it is important to consider such functional and semantic fields as the field of temporality, taxis, aspectuality, temporal localization, etc. Prototypical grammatical structures responsible for the linguistic representation of the idea of time in the German language are, first of all, temporal and taxic structures. This article discusses prototypical grammatical structures from the standpoint of functional grammar and their linguo-didactic potential. The advantage of functional grammar over traditional (level) grammar, which studies units of the same language level, is associated with a functional-semantic approach to the consideration of various grammatical phenomena. It allows you to carry out an integrated analysis of multi-level language tools within the framework of functional-semantic fields. The relevance of this study is due to the need for an integrated study of German grammar, in particular, the prototypical grammatical structures of the German language. The focus of research attention is on the temporal and taxis structures of the modern German language. They are the prototypical grammatical structures responsible for the linguistic representation of the idea of time. The linguodidactic potential of the analyzed grammatical constructions is associated with their application in the practice of teaching German as a foreign language in higher education. This material can be studied both within the framework of the main courses and during special courses related to the study of functional grammar, as well as the morphology and syntax of the modern German language.

Текст научной работы на тему «ПРОТОТИПИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 14. С. 90-97. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 14. P. 90-97.

Научная статья УДК 37.02

doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -14-90-97

ПРОТОТИПИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

1 2 Ирина Викторовна Архипова , Светлана Викторовна Шустова

1 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия,

irarch@yandex.ru

2

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, lanaschust@mail.ru

Аннотация. При изучении немецкой грамматики в функциональном аспекте важным представляется рассмотрение таких функционально-семантических полей как поле темпоральности, таксиса, аспектуальности, временной локализованности и др. Прототипическими грамматическими структурами, ответственными за языковую репрезентацию идеи времени в немецком языке, являются, в первую очередь, темпоральные и таксисные структуры. В настоящей статье рассматриваются прототипические грамматические структуры с позиций функциональной грамматики и их лингводидактический потенциал. Преимущество функциональной грамматики перед традиционной (уровневой) грамматикой, изучающей единицы одного языкового уровня, связано с функционально-семантическим подходом к рассмотрению различных грамматических феноменов. Он позволяет осуществлять интегрированный анализ разноуровневых языковых средств в рамках функционально-семантических полей. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью интегрированного изучения немецкой грамматики, в частности, прототипических грамматических структур немецкого языка. В фокусе исследовательского внимания находятся темпоральные и таксисные структуры современного немецкого языка. Они являются прототипическими грамматическими структурами, ответственными за языковую репрезентацию идеи времени. Лингводидактический потенциал анализируемых грамматических конструкций связан с их применением в практике преподавания немецкого языка как иностранного в высшей школе. Данный материал может изучаться как в рамках основных курсов, так и при проведении спецкурсов, связанных с изучением функциональной грамматики, а также морфологии и синтаксиса современного немецкого языка.

Ключевые слова: грамматика, обучение грамматике, функциональная грамматика, грамматические структуры, прототипические грамматические структуры, темпоральные структуры, таксисные структуры, лингводидактический потенциал.

Для цитирования: Архипова И.В., Шустова С.В. Прототипические грамматические структуры: лингводидактический потенциал // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 14. С. 90-97. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-14-90-97

© Архипова И.В., Шустова С.В., 2023

Original article

PROTOTYPICAL GRAMMAR STRUCTURES: LINGUODIDACTIC POTENTIAL

1 2 Irina V. Arkhipova , Svetlana V. Shustova

1 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, irarch@yandex.ru Perm State National Research University, Perm, Russia, lanaschust@mail.ru

Abstract. When studying German grammar in the functional aspect, it is important to consider such functional and semantic fields as the field of temporality, taxis, aspectuality, temporal localization, etc. Prototypical grammatical structures responsible for the linguistic representation of the idea of time in the German language are, first of all, temporal and taxic structures. This article discusses prototypical grammatical structures from the standpoint of functional grammar and their linguo-didactic potential. The advantage of functional grammar over traditional (level) grammar, which studies units of the same language level, is associated with a functional-semantic approach to the consideration of various grammatical phenomena. It allows you to carry out an integrated analysis of multi-level language tools within the framework of functional-semantic fields. The relevance of this study is due to the need for an integrated study of German grammar, in particular, the prototypical grammatical structures of the German language. The focus of research attention is on the temporal and taxis structures of the modern German language. They are the prototypical grammatical structures responsible for the linguistic representation of the idea of time. The linguodidactic potential of the analyzed grammatical constructions is associated with their application in the practice of teaching German as a foreign language in higher education. This material can be studied both within the framework of the main courses and during special courses related to the study of functional grammar, as well as the morphology and syntax of the modern German language.

Keywords: grammar, grammar teaching, functional grammar, grammatical structures, prototypical grammatical structures, temporal structures, taxis structures, lingvodidactic potential.

For citation: Arkhipova I.V., Shustova S.V. Prototypical grammar structures: linguodidactic potential. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;14:90-97. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2023-14-90-97

Введение

Проблемы, связанные с изучением грамматики и ее обучением в высшей школе, рассматриваются в ряде работ современных отечественных исследователей [Архипова 2008; Архипова, Тряпицына 2017, 2022; Воропаева 2017; Деревянко, Свистунов 2020; Захарова, 2016; Исмагилов 2019; Колобаев, Ольховик 2017; Карабутова, Кобзарева, Колчинцева 2015; Комарова 2015; Нестерова 2016; Сидакова 2022; Симакова 2013; Царенко, Шустова 2018; Якубова 2011]. Отдельного упоминания заслуживают работы, посвященные вопросам изучения и обучения функциональной грамматике [Антонова, Бахметьева 2016; Дмитриева 2012; Самедов 2010; Хисматулина, Пугачева 2020; Худолей 2019]. В связи с этим особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса изучения базовых грамматических структур с позиций функционально-семантического подхода.

Основная часть

Цель настоящего исследования заключается в рассмотрении прототипических грамматических структур немецкого языка в лингводидактическом аспекте. Функционально-семантический подход позволяет интегрированно изучать и анализировать различные грамматические феномены, обладающие определенным лингводидактическим потенциалом. Функциональная грамматика (в отличие от традиционной или уровневой грамматики, изучающей функции и семантику единиц одного языкового уровня), является грамматикой функционально-семантических полей, которые объединяют языковые единицы разных уровней. Функциональная грамматика делает возможным интегрировать различные языковые единицы в рамках одной категории. Как отмечает исследователь Б.А. Самедов, «принципы функциональной грамматики находят реализацию не только в лингвистической теоретической литературе, но и в практике преподавания и изучения языков». При изучении любого языка как иностранного «очень важно знать, какими средствами ... выражается семантика субъекта, семантика объекта, семантика качественности, семантика побуждения, идея будущего, идея настоящего, идея ирреальности и т. д.». По его мнению, «направление от смысла к средствам его выражения моделирует мыслительно-речевую деятельность говорящего, и естественно, что для овладения каким-то материалом изучаемого языка это направление очень важно» [Самедов 2010: 100].

При изучении немецкой грамматики в функциональном аспекте важным представляется рассмотрение таких функционально-семантических полей как поле темпоральности, таксиса, аспектуальности, временной локализованности и др. Прототипическими грамматическими структурами, ответственными за языковую репрезентацию идеи времени в немецком языке, являются, в первую очередь, темпоральные и таксисные структуры. «Идея времени - это некоторое единство, это некоторая группировка функционально-семантических полей, отражающих разные стороны понятия времени в самом широком смысле» [Самедов 2010: 98].

Владение темпоральными формами и грамматическими средствами выражения темпоральных и таксисно-хронологических значений одновременности и разновременности позволяет систематизировать знания теоретических основ морфологии и синтаксиса и призвано обеспечить успешный «выход» в иноязычную коммуникацию. При изучении средств языковой репрезентации временных (темпоральных) отношений важное значение приобретает рассмотрение немецких темпоральных форм и темпоральной лексики. К последней относятся различные наречия времени (bald, morgen и др.), способные, в частности, к модификации некоторых темпоральных значений в условиях определенного синтагматического контекста.

При изучении темпоральных форм немецкого языка важное значение имеет контекстуальная реализация синтагматических значений той или иной темпоральной формы глагола. Так, форма немецкого перфекта (Perfekt) при определенном синтагматическом окружении может изменять состав сем своего основного значения, в частности, при употреблении темпорального адвербиала bald перфект может употребляться и в футуральном значении, ср.: Hast du dich ausgeweint? Hast du dich bald ausgeweint? При употреблении того же темпорального адвербиала bald с формой презенса (Präsens), сема «настоящее» подвергается определенной модификации и презенс употребляется в футуральном значении, ср.: Bald kommt er aus Irkutsk.

При выборе языковых средств репрезентации таксисно-хронологических значений одновременности и разновременности важным представляется понимание их онтологической сущности. Под таксисными или таксисно-хронологическими значениями понимается временная сотнесенность двух и более действий (событий) в рамках единого темпорального периода и безотносительно к моменту речи. В таксисных грамматических структурах актуализируются хронологические значения одновременности, предшествования и следования. Таковыми являются полипредикативные предложения с темпоральными, кондиционально-темпоральными и др. придаточными, а также монопредикативные конструкции с предложными девербативами и причастиями. Центральными компонентами поля таксиса в современном немецком языке выступают грамматические конструкции, содержащие эксплицитные показатели таксиса одновременности и разновременности, каковыми являются темпоральные союзы и темпоральные предлоги.

Лингводидактический потенциал данных грамматических конструкций связан с их применением в практике преподавания немецкого языка как иностранного в высшей школе. Данный материал может изучаться как в рамках основных курсов по немецкой грамматике, так и при проведении спецкурсов по вопросам функциональной грамматики, немецкой морфологии и немецкого синтаксиса. Под прототипическими таксисными структурами следует понимать высказывания, актуализирующие таксисные или таксисно-хронологические значения одновременности, предшествования и следования, и содержащие эксплицитные маркеры таксисных отношений одновременности или разновременности. Прототипические таксисные значения одновременности и разновременности могут быть актуализованы в простом предложении с предложными девербативами и причастиями, а также в сложноподчиненном предложении с темпоральными и др. придаточными.

Таксисные категориальные значения одновременности и разновременности (предшествования, следования) реализуются в высказываниях с предложными девербативами и высказываниях с темпоральными придаточными. В обоих случаях таксисными маркерами выступают темпоральные предлоги и темпоральные союзы, синономичные друг другу, например: Bei seinem Besuch in Burma hat Papst Franziskus auf die Einhaltung der Menschenrechte gepocht; Bei der Rückkehr des Pfarrers, zwei Monate später, wurde die Lade zwar vorgefunden, nicht jedoch auch ihr Inhalt; Eine Woche nach einem Besuch von Bundeskanzlerin Merkel wurde das türkische Gaziantep Ziel eines Anschlags; Bis zum Eintreffen der Gäste haben die Helferinnen die Tische gedeckt und mit frischen Blumen dekoriert; Kurz vor dem Eintreffen der verständigten Polizeistreife kehrte das Auto an die Unfallstelle zurück; Seit Erscheinen des ersten Bandes vor vier Jahren haben die Autoren Veränderungen bei den Todesanzeigen beobachtet; Als sie ein paar Stunden später ihre Mails checkt, traut die Kölnerin ihren Augen nicht; Seitdem Amin Younes keine tragende Rolle mehr spielt, spielt die Eintracht wieder so wie vor seiner Verpflichtung; Nachdem die Stehplätze jedoch zu Sitzplätzen umgebaut wurden, litt auch die Stimmung; Bevor es überhaupt beim Angerufenen klingelt, hört man diese Ansage; Bis der Mond mehr seiner Geheimnisse preisgibt, dauert es hoffentlich nicht so lange (LC).

Вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что для выражения таксисных значений одновременности действий возможен выбор таких лексико-грамматических форм как предложные девербативы с темпоральным предлогом bei, а также темпоральное

придаточное с союзом als. При актуализации таксисно-хронологических значений разновременности, в частности, следования и предшествования, следует употреблять предложно-девербативные конструкции с темпоральными предлогами nach, seit, bis, vor или временные придаточные с темпоральными союзами nachdem, bevor, ehe, seit, seitdem, bis.

При языковой репрезентации таксисных категориальных значений одновременности и разновременности инвентарь языковых средств варьируется от предложных девербативов с темпоральными предлогами in, bei, mit, nach, vor, bis до темпоральных придаточных с союзами wenn, als, nachdem, seit, seitdem, ehe, bevor, bis и др. Вариативность таксисных структур, содержащих синонимичные таксисные маркеры, каковыми являются темпоральные предлоги и темпоральные союзы, требует дополнительного разъяснения при обучении данного раздела грамматики.

Заключение

Таким образом, функциональный подход к изучению грамматики делает возможным интегрированное рассмотрение разноуровневых языковых единиц как конституентов функционально-семантических полей темпоральности, таксиса, аспектуальности и др. Прототипическими грамматическими структурами, ответственными за языковую репрезентацию идеи времени в немецком языке, являются темпоральные и таксисные структуры. Лингводидактический аспект их рассмотрения связан с использованием данного грамматического материала в практике преподавания немецкого языка как иностранного в высшей школе, в том числе, в рамках таких спецкурсов как «Функциональная грамматика», «Синтаксис простого предложения», «Синтаксис сложного предложения».

Список литературы

1. Антонова Л.А., Бахметьева И.А., Хренова Н.Ф. Проблемы отбора упражнений при коммуникативно-ориентированном обучении английской грамматике в педагогическом вузе // Язык и культура. 2016. № 4 (36). С. 135-148.

2. Архипова И.В. Грамматико-лексические аспекты немецкого и русского языков: учебное пособие к спецкурсу. Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». Изд-во: НГПУ. Новосибирск, 2008. 164 с.

3. Архипова И.В., Тряпицына И.Ю. Обучение грамматике немецкого языка как второго иностранного на языковом факультете // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2017. № 11. С. 150-152.

4. Архипова И.В., Тряпицына И.Ю. Аспекты изучения практической и теоретической грамматики в языковом вузе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С.49-54.

5. Воропаева В.В. О некоторых аспектах обучения практической грамматике английского языка // Вестник научных конференций. 2017. № 1-4 (17). С. 16-18.

6. Деревянко А.А., Свистунов А.С. Обучение грамматике английского языка на первом и втором курсах языкового вуза // Филологический аспект. 2020. № 4(60). С. 245-254.

7. Дмитриева И.В. Особенности функциональной грамматики как учебной дисциплины // Иностранные языки в вузе и школе. Материалы IV региональной научно-практической конференции. Под ред. Л.М. Вардомацкого, О.Н. Кулиевой. 2012. С. 49-51.

8. Захарова Е.А. Применение результатов исследования корпусной лингвистики в обучении грамматике английского языка на продвинутом уровне // Вестник РУДН. 2016. № 2. С. 41-49.

9. Исмагилов Э.Р. К вопросу об обучении грамматике при коммуникативном подходе в обучении английскому языку // Многуровневая языковая подготовка в условиях поликультурного общества. Материалы VI международной научно-практической конференции. Казань, 2019. С. 18-21.

10. Карабутова Е.А., Кобзарева Л.А., Колчинцева Л.Н. Коммуникативный подход к обучению студентов вуза грамматике иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1064-1068.

11. Колобаев В.К., Ольховик Н.Г. Обучение грамматике английского языка в неязыковом вузе // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 30 июня 2017): в 2 ч. Стерлитамак: АМИ, 2017. Ч.2. С. 77-82.

12. Комарова Е.В. Проблема уровней владения грамматикой иностранного языка в неязыковом вузе // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 1093-1095.

13. Нестерова С.В. К проблеме обучения коммуникативной грамматике иностранного языка в вузе // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 2.С. 128-138.

14. Самедов Б.А. Основы функциональной грамматики // Вопросы филологических наук. 2010. № 3. С. 96-100.

15. Сидакова Н.В. Грамматика как основополагающий аспект в обучении французскому языку студентов нелингвистических специальностей // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2022. № 1. С. 134-141.

16. Симакова С.М. Обучение грамматике английского языка в неязыковом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 150-141.

17. Фёдорова Е.Н., Попова Е.М. Контроль уровня сформированности грамматической компетенции студентов-лингвистов посредством Кэмбриджского экзамена FCE // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 80-82.

18. Царенко Н.М., Шустова С.В. Прагматические принципы коммуникативно-когнитивного направления в аспекте развития грамматической компетенции // Преподаватель XXI век. 2018. № 4. С.127-133.

19. Хисматулина Н.В., Пугачева С.А. К вопросу о структурном и функциональном направлениях изучения грамматики // Modern Science. 2020. № 10-2. С. 436-438.

20. Худолей Н.В. Функциональный подход к преодолению трудностей в изучении английской грамматики // Совершенствование методологии познания в целях развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 268-273.

21. Якубова Н.А. Роль грамматики в системе обучения немецкому языку как второму иностранному // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. №4. С. 101-109.

22. LC - Лаборатория корпусной лингвистики Лейпцигского университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.wortschatz.uni-leipzig.de (дата обращения: 10.06. 2023).

References

1. Antonova L.A., Bakhmet'eva I.A., Khrenova N.F. Problemy otbora uprazhnenii pri kommunikativno-orientirovannom obuchenii angliiskoi grammatike v pedagogicheskom vuze [Problems of selecting exercises in communication-oriented teaching of English grammar in a pedagogical university]. Yazyk i kul'tura. 2016, no. 4 (36), pp. 135-148. (In Russ.).

2. Arkhipova I.V. Grammatiko-leksicheskie aspekty nemetskogo i russkogo yazykov [Grammar-lexical aspects of the German and Russian languages]: uchebnoe posobie k spetskursu. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, GOU VPO «Novosibirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet», Izd-vo: NGPU, Novosibirsk, 2008, 164 p. (In Russ.).

3. Arkhipova I.V., Tryapitsyna I.Yu. Obuchenie grammatike nemetskogo yazyka kak vtorogo inostrannogo na yazykovom fakul'tete [Teaching grammar of German as a second foreign language at the Faculty of Languages]. Aktual'nye problemy filologii i metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov. 2017, no. 11, pp. 150-152. (In Russ.).

4. Arkhipova I.V., Tryapitsyna I.Yu. Aspekty izucheniya prakticheskoi i teoreticheskoi grammatiki v yazykovom vuze [Aspects of studying practical and theoretical grammar in a language university]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya. 2022, no. 12, pp. 49-54. (In Russ.).

5. Voropaeva V.V. O nekotorykh aspektakh obucheniya prakticheskoi grammatike angliiskogo yazyka [On some aspects of teaching practical grammar of the English language]. Vestnik nauchnykh konferentsii. 2017, no. 1-4 (17), pp. 16-18. (In Russ.).

6. Derevyanko A.A., Svistunov A.S. Obuchenie grammatike angliiskogo yazyka na pervom i vtorom kursakh yazykovogo vuza [Teaching English grammar in the first and second years of a language university]. Filologicheskii aspekt. 2020, no. 4(60), pp. 245-254. (In Russ.).

7. Dmitrieva I.V. Osobennosti funktsional'noi grammatiki kak uchebnoi distsipliny [Features of functional grammar as an academic discipline]. Inostrannyeyazyki v vuze i shkole. Materialy IVregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2012, pp. 49-51. (In Russ.).

8. Zakharova E.A. Primenenie rezul'tatov issledovaniya korpusnoi lingvistiki v obuchenii grammatike angliiskogo yazyka na prodvinutom urovne [Application of the results of corpus linguistics research in teaching English grammar at an advanced level]. VestnikRUDN. 2016, no. 2, pp. 41-49. (In Russ.).

9. Ismagilov E.R. K voprosu ob obuchenii grammatike pri kommunikativnom podkhode v obuchenii angliiskomu yazyku [On the issue of teaching grammar in the communicative approach to teaching English]. Mnogurovnevaya yazykovaya podgotovka v usloviyakh polikul'turnogo obshchestva. Materialy VI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kazan', 2019, pp. 18-21. (In Russ.).

10. Karabutova E.A., Kobzareva L.A., Kolchintseva L.N. Kommunikativnyi podkhod k obucheniyu studentov vuza grammatike inostrannogo yazyka [A communicative approach to teaching university students the grammar of a foreign language]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. 2015, no. 1-1, pp. 1064-1068. (In Russ.).

11. Kolobaev V.K., Ol'khovik N.G. Obuchenie grammatike angliiskogo yazyka v neyazykovom vuze [Teaching English grammar in a non-linguistic university]. Sovershenstvovanie metodologii poznaniya v tselyakh razvitiya nauki: sb. st. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Samara, 30 iyunya 2017). Sterlitamak, AMI, 2017, part 2, pp. 77-82. (In Russ.).

12. Komarova E.V. Problema urovnei vladeniya grammatikoi inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze [The problem of proficiency in the grammar of a foreign language in a non-linguistic university]. Molodoi uchenyi. 2015, no. 9 (89), pp. 1093-1095. (In Russ.).

13. Kosheleva I.N. Optimizatsiya obucheniya angliiskoi grammatike: ot pravil k razumnomu osmysleniyu [Optimizing English Grammar Teaching: From Rules to Intelligent Comprehension]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018, no. 1, pp. 201-207. (In Russ.).

14. Lebedeva M.V. K voprosu o sisteme obucheniya grammatike v yazykovom vuze [To the question of the system of teaching grammar in a language university]. Sotsiosfera. 2010, no. 1, pp. 94-95. (In Russ.).

15. Nesterova S.V. K probleme obucheniya kommunikativnoi grammatike inostrannogo yazyka v vuze [On the problem of teaching communicative grammar of a foreign language at a university]. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya ipedagogiki. 2016, no. 2, pp.128-138. (In Russ.).

16. Camedov B.A. Osnovy funktsional'noi grammatiki [Fundamentals of Functional Grammar]. Voprosy filologicheskikh nauk. 2010, no. 3, pp. 96-100. (In Russ.).

17. Sidakova N.V. Grammatika kak osnovopolagayushchii aspekt v obuchenii frantsuzskomu yazyku studentov nelingvisticheskikh spetsial'nostei [Grammar as a fundamental aspect in teaching French to students of non-linguistic specialties]. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Khetagurova. 2022, no. 1, pp. 134-141. (In Russ.).

18. Simakova S.M. Obuchenie grammatike angliiskogo yazyka v neyazykovom vuze [Teaching English grammar in a non-linguistic university]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2013, no. 1 (19), pp. 150-141. (In Russ.).

19. Fedorova E.N., Popova E.M. Kontrol' urovnya sformirovannosti grammaticheskoi kompetentsii studentov-lingvistov posredstvom Kembridzhskogo ekzamena FCE [Monitoring the level of formation of the grammatical competence of linguistic students through the Cambridge FCE exam]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019, no. 4 (77), pp. 80-82. (In Russ.).

20. Filipovich I.I. Podkhody k obucheniyu grammatike inostrannogo yazyka [Approaches to teaching the grammar of a foreign language]. Nauchnyi vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta. 2014, no. 4, pp. 84-87. (In Russ.).

21. Tsarenko N.M., Shustova S.V. Pragmaticheskie printsipy kommunikativno-kognitivnogo napravleniya v aspekte razvitiya grammaticheskoi kompetentsii [Pragmatic principles of the communicative-cognitive direction in the aspect of the development of grammatical competence]. Prepodavatel'XXI vek. 2018, no. 4, pp. 127-133. (In Russ.).

22. Khismatulina N.V., Pugacheva S.A. K voprosu o strukturnom i funktsional'nom napravleniyakh izucheniya grammatiki [To the question of the structural and functional directions of the study of grammar]. Modern Science. 2020, no. 10-2, pp. 436-438. (In Russ.).

23. Khudolei N.V. Funktsional'nyi podkhod k preodoleniyu trudnostei v izuchenii angliiskoi grammatiki [A functional approach to overcoming difficulties in learning English grammar]. Sovershenstvovanie metodologii poznaniya v tselyakh razvitiya nauki. Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2019, pp. 268-273. (In Russ.).

24. Yakubova N.A. Rol' grammatiki v sisteme obucheniya nemetskomu yazyku kak vtoromu inostrannomu [The role of grammar in the system of teaching German as a second foreign language]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2011, no.4, pp. 101-109. (In Russ.).

25. LC - Laboratoriya korpusnoi lingvistiki Leiptsigskogo universiteta [LC - Corpus Linguistics Laboratory of the University of Leipzig]. (In Russ.). Available at: http://www.wortschatz.uni-leipzig.de (accessed: 10.06. 2023).

Информация об авторах И.В. Архипова - кандидат филологических наук, профессор, кафедра романо-германских языков, Новосибирский государственный педагогический университет;

С.В. Шустова — доктор филологических наук, профессор, кафедра лингвистики и перевода, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the authors I. V. Arkhipova - Ph.D. (Philology), Associate Professor, Department of Romano-Germanic Languages, Novosibirsk State Pedagogical University;

S. V. Shustova - Grand Ph.D. (Philology), Professor, Department of Linguistics and Translation, Perm State University.

Статья поступила в редакцию 14.02.2023; одобрена после рецензирования 10.03.2023; принята к публикации 20.04.2023.

The article was submitted 14.02.2023; approved after reviewing 10.03.2023; accepted for publication 20.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.