Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКИ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКИ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИКА / ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА / ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / ТАКСИСНЫЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Архипова Ирина Викторовна, Тряпицына Инна Юрьевна

В статье рассматриваются отдельные аспекты преподавания практической и теоретической грамматики в языковом вузе. Изучение практических и теоретических вопросов грамматики, включающих различные разделы морфологии и синтаксиса, является необходимой базой и доминантой успешного иноязычного образования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью системного изучения грамматики как средства обучению иноязычной коммуникации с целью формирования и развития грамматической и коммуникативной компетенций. Объектом рассмотрения данной статьи является изучение некоторых грамматических, в частности, таксисных структур немецкого языка в курсе практической грамматики с целью их дальнейшего осмысления на занятиях по теоретической грамматике, а также при проведении спецкурсов по функциональной грамматике. Предметом рассмотрения является обучение языковым средствам репрезентации таксиснохронологических значений при изучении синтаксиса простого и сложного предложений. При изучении семантики и формальных средств языковой репрезентации таксисно-хронологических значений в немецком языке с целью обучения их корректному употреблению и теоретическому осмыслению, учитывается их синтагматическое употребление в речи (письменной, устной), а также их вариативность и синкретичность, реализуемые на уровне простого и сложного предложений. При преподавании грамматических аспектов немецкой практической грамматики важное значение имеют как ее морфологические, так и ее синтаксические разделы. В приоритете находится изучение глагольных грамматических категорий, в частности, категории таксиса, а также системное рассмотрение синтаксиса предложения (простого и сложного). Комплексное и системное изучение немецкой грамматики, в том числе, тех ее аспектов, которые связаны с осмыслением, корректным выбором и употреблением средств языковой репрезентации таксисно-хронологических значений на уровне простого и сложного предложений, является самостоятельным разделом в курсе практической грамматики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF STUDYING PRACTICAL AND THEORETICAL RAMMAR IN THE LANGUAGE UNIVERSITY

The article discusses some aspects of teaching practical and theoretical grammar in the language university. The study of practical and theoretical grammar issues, including various sections of morphology and syntax, is a necessary basis and dominant of successful foreign language education. The relevance of the research is due to the need for systematic study of grammar as a means of teaching foreign language communication in order to form and develop grammatical and communicative competencies. The object of this article is the study of some grammatical, in particular, taxis structures of the German language in the course of practical grammar in order to further comprehend them in classrooms on theoretical grammar, as well as during special courses on functional grammar. The subject of consideration is teaching the language means of representing taxis-chronological values when studying the syntax of simple and complex sentences. When studying the semantics and formal means of linguistic representation of taxis-chronological values in German in order to teach their correct use and theoretical understanding, their syntagmatic use in speech (written, oral), as well as variability and syncretism, implemented at the level of simple and complex sentences, are taken into account. When teaching the grammatical aspects of German practical grammar, both its morphological and its syntactic sections are important. The priority is the study of verbal grammatical categories, in particular, the category of taxis, as well as a systematic consideration of the syntax of the sentence (simple and complex). A comprehensive and systematic study of German grammar, including those aspects that are associated with comprehension, the correct choice and use of the means of linguistic representation of taxis-chronological meanings at the level of simple and complex sentences, is an independent section in the course of practical grammar.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКИ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 49-54. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 12. P. 49-54.

Научная статья УДК 37.02

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-12-49-54

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКИ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

1 2 Ирина Викторовна Архипова , Инна Юрьевна Тряпицына

1,2 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

1 irarch@yandex.ru

2 silberbiber@ngs.ru

Аннотация В статье рассматриваются отдельные аспекты преподавания практической и теоретической грамматики в языковом вузе. Изучение практических и теоретических вопросов грамматики, включающих различные разделы морфологии и синтаксиса, является необходимой базой и доминантой успешного иноязычного образования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью системного изучения грамматики как средства обучению иноязычной коммуникации с целью формирования и развития грамматической и коммуникативной компетенций. Объектом рассмотрения данной статьи является изучение некоторых грамматических, в частности, таксисных структур немецкого языка в курсе практической грамматики с целью их дальнейшего осмысления на занятиях по теоретической грамматике, а также при проведении спецкурсов по функциональной грамматике. Предметом рассмотрения является обучение языковым средствам репрезентации таксисно-хронологических значений при изучении синтаксиса простого и сложного предложений. При изучении семантики и формальных средств языковой репрезентации таксисно-хронологических значений в немецком языке с целью обучения их корректному употреблению и теоретическому осмыслению, учитывается их синтагматическое употребление в речи (письменной, устной), а также их вариативность и синкретичность, реализуемые на уровне простого и сложного предложений. При преподавании грамматических аспектов немецкой практической грамматики важное значение имеют как ее морфологические, так и ее синтаксические разделы. В приоритете находится изучение глагольных грамматических категорий, в частности, категории таксиса, а также системное рассмотрение синтаксиса предложения (простого и сложного). Комплексное и системное изучение немецкой грамматики, в том числе, тех ее аспектов, которые связаны с осмыслением, корректным выбором и употреблением средств языковой репрезентации таксисно-хронологических значений на уровне простого и сложного предложений, является самостоятельным разделом в курсе практической грамматики.

Ключевые слова: грамматика, практическая грамматика, теоретическая грамматика, грамматическая компетенция, коммуникативная компетенция, грамматические структуры, таксисные структуры.

Для цитирования: Архипова И.В., Тряпицына И.Ю. Аспекты изучения практической и теоретической грамматики в языковом вузе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 49-54. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-49-54

Original article

ASPECTS OF STUDYING PRACTICAL AND THEORETICAL RAMMAR IN THE LANGUAGE UNIVERSITY

12 Irina V. Arkhipova , Inna Yu. Tryapitsyna

1,2 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

1 irarch@yandex.ru

2 silberbiber@ngs.ru

© Архипова И.В., Тряпицына И.Ю., 2022

Abstract. The article discusses some aspects of teaching practical and theoretical grammar in the language university. The study of practical and theoretical grammar issues, including various sections of morphology and syntax, is a necessary basis and dominant of successful foreign language education. The relevance of the research is due to the need for systematic study of grammar as a means of teaching foreign language communication in order to form and develop grammatical and communicative competencies. The object of this article is the study of some grammatical, in particular, taxis structures of the German language in the course of practical grammar in order to further comprehend them in classrooms on theoretical grammar, as well as during special courses on functional grammar. The subject of consideration is teaching the language means of representing taxis-chronological values when studying the syntax of simple and complex sentences. When studying the semantics and formal means of linguistic representation of taxis-chronological values in German in order to teach their correct use and theoretical understanding, their syntagmatic use in speech (written, oral), as well as variability and syncretism, implemented at the level of simple and complex sentences, are taken into account. When teaching the grammatical aspects of German practical grammar, both its morphological and its syntactic sections are important. The priority is the study of verbal grammatical categories, in particular, the category of taxis, as well as a systematic consideration of the syntax of the sentence (simple and complex). A comprehensive and systematic study of German grammar, including those aspects that are associated with comprehension, the correct choice and use of the means of linguistic representation of taxis-chronological meanings at the level of simple and complex sentences, is an independent section in the course of practical grammar.

Keywords: grammar, practical grammar, theoretical grammar, grammatical competence, communicative competence, grammatical structures, taxis structures.

For citation: Arkhipova I.V., Tryapitsyna I.Yu. Aspects of studying practical and theoretical grammar in the language university. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;12:49-54. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-49-54

Введение

Вопросы, связанные с изучением грамматики, в том числе в языковом вузе, рассматриваются в ряде работ современных отечественных исследователей [Архипова, Тряпицына 2017, 2021; Деревянко, Свистунов 2020; Исмагилов 2019; Карабутова, Кобзарева, Колчинцева 2015; Сидакова 2022; Симакова 2013; Фёдорова, Попова 2019; Филипович 2014; Царенко, Шустова 2018; Якубова 2011]. Актуальность исследования данных вопросов связана с необходимостью системного изучения грамматики как средства обучению иноязычной коммуникации с целью формирования и развития лнгвистической, в частности, грамматической и коммуникативной компетенций студентов высшей школы.

Основная часть

Целью настоящего исследования рассмотрение вопроса преподавания отдельных аспектов практической и теоретической грамматики в языковом вузе. Изучение практических и теоретических вопросов грамматики, включающих разделы морфологии и синтаксиса, является необходимой базой и доминантой успешного и качественного иноязычного образования. В этой связи исследователь Н.Я. Якубова отмечает: «Доминанту качественного овладения иностранным языком, в том числе таким сложным, как немецкий язык, составляет ясное, четкое и системное обучение и изучение как практической, так и теоретический грамматики, что является обязательным условием речевой коммуникации» [Якубова 2011: 101].

Рассматривая процесс обучения грамматике иностранного языка, многие исследователи обращаются к понятию грамматической компетенции, которая дефинируется как «знание грамматических элементов языка и умению их использовать в речи» [Фёдорова, Попова 2019: 80]. Грамматическая компетенция же выступает в качестве одной из составляющих коммуникативной компетенции, которая определяется как «способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и

речи для реализации целей общения, а также способность реализовывать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения» [Антонова, Бахметьева, Хренова 2016: 139].

Обучение грамматике не должно быть просто анализом отдельных грамматических структур уровне простого или сложного предложений. Традиционное и упрощенное «восприятие» грамматики, которое нередко сводится лишь к констатации отдельных грамматических правил, говорит об «интерпретации» грамматики как некоторого самостоятельного объекта изучения и подразумевает формирование и развитие грамматической компетенции. А залогом успешного обучения является системное изучение грамматики как средства обучению иноязычной коммуникации с целью формирования и дальнейшего развития коммуникативной компетенции.

Трудности преподавания практической грамматики определяются спецификой работы со студентами первого и второго курсов языкового вуза. С одной стороны, преподавателю необходимо систематизировать и повторить ранее пройденный материал, с другой - ввести новый, более сложный. Успешное формирование лингвистической и грамматической компетенций в курсе практической грамматики осуществляется с учётом достигнутых успехов и ликвидации пробелов при постоянном совершенствовании приобретенных навыков и умений [Деревянко, Свистунов 2020: 245]. Преподавание теоретической грамматики на старших курсах языкового вуза предполагает владение основами практической грамматики, что позволяет обучающимся систематизировать полученные знания в курсе теоретической грамматики.

Объектом рассмотрения данной статьи является изучение некоторых грамматических структур и явлений в курсе практической грамматики на втором курсе языкового факультета с целью их дальнейшего теоретического осмысления на старших курсах. Предметом рассмотрения является обучение языковым средствам выражения таксисно-хронологических значений при изучении синтаксиса простого и сложного предложений немецкого языка.

При изучении практической грамматики немецкого современного языка следует уделять приоритетное внимание рассмотрению примарных глагольных грамматических категорий, в частности, категорий темпоральности и таксиса. Владение темпоральными формами и грамматическими средствами выражения темпоральных и таксисно-хронологических значений одновременности и разновременности позволяет систематизировать знания теоретических основ морфологии, а также помогает обучающимся правильно формировать речевые модели на немецком языке, что, в свою очередь, призвано обеспечить успешный «выход» в иноязычную коммуникацию.

При выборе языковых средств выражения таксисно-хронологических значений одновременности и разновременности важным представляется понимание их онтологической сущности. Под таксисно-хронологическими значениями понимается временная соотнесенность двух и более действий в рамках единого темпорального периода и безотносительно к моменту речи.

Хронологические значения одновременности и разновременности могут быть реализованы на уровне простого осложненного предложения с предложно-девербативными конструкциями или причастиями, а также на уровне сложного предложения, в частности, сложноподчиненного предложения с темпоральными придаточными, например: Er schläft im Sitzen. Beim Schlafen schnarcht er. Seit seiner Ankunft ist er hier. Er kam nach ihrer Trennung. Als er kam war sie glücklich. Wenn er reist, fühlt er sich fit und gesund. Nachdem sie weggefahren war, blieb er allein. Bevor er abgereist war, besuchte sie die Klinik и др.

Приводимые выше примеры демонстрируют, что для выражения одновременности действий возможен выбор таких лексико-грамматических форм как предложные девербативы с темпоральными предлогами in и bei, а также темпоральное придаточное с

союзом als. При актуализации хронологических значений разновременности следует употреблять предложно-девербативные конструкции с предлогами nach, seit и/ или временные придаточные с темпоральными союзами nachdem и bevor.

В этой связи следует отметить, что грамматические структуры, «ответственные» за речевую реализацию таксисно-хронологических значений одновременности и разновременности, характеризуется синкретизмом. Синкретизм в сфере таксисных структур связан с их вариативностью, что требует дополнительного разъяснения при изучении данного раздела грамматики.

Соответственно, при изучении языковых средств репрезентации таксисно-хронологических значений в немецком языке и обучении корректному употреблению грамматических структур, «ответственных» за актуализацию значений одновременности и разновременности, следует принимать во внимание следующие факторы:

- семантику языковых форм и средств выражения таксисных значений;

- синтагматику их употребления в речи (письменной, устной);

- многообразие и вариативность средств выражения таксисно-хронологических значений (на уровне простого и сложного предложений), что предполагает также глубокое и системное знание теоретических основ немецкого синтаксиса (как синтаксиса словосочетания, так и синтаксиса предложения - простого и сложного);

- грамматическую синонимию, вариативность и синкретичность синтаксических, в том числе, таксисных структур.

Заключение

При преподавании грамматических аспектов немецкой практической грамматики важное значение имеют как ее морфологические, так и ее синтаксические разделы. В приоритете находится изучение глагольных грамматических категорий, в частности, категории таксиса, а также системное рассмотрение синтаксиса предложения (простого и сложного). Комплексное и системное изучение немецкой грамматики, в том числе, тех ее аспектов, которые связаны с осмыслением, корректным выбором и употреблением средств языковой репрезентации таксисно-хронологических значений на уровне простого и сложного предложений, является самостоятельным разделом в курсе практической грамматики.

Данный раздел практической грамматики требует отдельного рассмотрения в связи с его высоким уровнем сложности. Кроме того, он направлен на детальное и углубленное изучение базовых основ темпорологии, аспектологии и теории таксиса в рамках теоретической грамматики немецкого языка, а также на спецкурсах по функциональной грамматике.

Список литературы

1. Антонова Л.А., Бахметьева И.А., Хренова Н.Ф. Проблемы отбора упражнений при коммуникативно-ориентированном обучении английской грамматике в педагогическом вузе // Язык и культура. 2016. № 4 (36). С. 135-148.

2. Архипова И.В., Тряпицына И.Ю. Обучение грамматике немецкого языка как второго иностранного на языковом факультете // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2017. № 11. С. 150-152.

3. Архипова И.В., Тряпицына И.Ю. Основные направления немецкой грамматики. Новосибирск: Изд-во «Новосибирский государственный педагогический университет», 2021. 149 с.

4. Деревянко А.А., Свистунов А.С. Обучение грамматике английского языка на первом и втором курсах языкового вуза // Филологический аспект. 2020. № 4 (60). С. 245-254.

5. Исмагилов Э.Р. К вопросу об обучении грамматике при коммуникативном подходе в обучении английскому языку // Многуровневая языковая подготовка в условиях поликультурного общества. Материалы VI международной научно-практической конференции. Казань: Изд-во: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2019. С. 18-21.

6. Карабутова Е.А., Кобзарева Л.А., Колчинцева Л.Н. Коммуникативный подход к обучению студентов вуза грамматике иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1064-1068.

7. Сидакова Н.В. Грамматика как основополагающий аспект в обучении французскому языку студентов нелингвистических специальностей // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2022. № 1. С. 134-141.

8. Симакова С.М. Обучение грамматике английского языка в неязыковом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 150-141.

9. Фёдорова Е.Н., Попова Е.М. Контроль уровня сформированности грамматической компетенции студентов-лингвистов посредством Кэмбриджского экзамена FCE // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 80-82.

10. Филипович И.И. Подходы к обучению грамматике иностранного языка // Научный вестник Южного института менеджмента. 2014. № 4. С. 84-87.

11. Царенко Н.М., Шустова С.В. Прагматические принципы коммуникативно-когнитивного направления в аспекте развития грамматической компетенции // Преподаватель XXI век. 2018. № 4. С.127-133.

12. Якубова Н.А. Роль грамматики в системе обучения немецкому языку как второму иностранному // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. № 4. С. 101-109.

References

1. Antonova L.A., Bakhmet'eva I.A., Khrenova N.F. Problemy otbora uprazhnenii pri kommunikativno-orientirovannom obuchenii angliiskoi grammatike v pedagogicheskom vuze [Problems of selecting exercises in communication-oriented teaching of English grammar in a pedagogical university]. Yazyk i kul'tura. 2016, no. 4 (36), pp. 135-148. (In Russ.).

2. Arkhipova I.V., Tryapitsyna I.Yu. Obuchenie grammatike nemetskogo yazyka kak vtorogo inostrannogo na yazykovom fakul'tete [Teaching grammar of German as a second foreign language at the Faculty of Languages]. Aktual'nye problemy filologii i metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov. 2017, no. 11, pp. 150-152. (In Russ.).

3. Arkhipova I.V., Tryapitsyna I.Yu. Osnovnye napravleniya nemetskoi grammatiki [Main directions of German grammar]. Novosibirsk, Izd-vo «Novosibirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet», 2021, 149 p. (In Russ.).

4. Derevyanko A.A., Svistunov A.S. Obuchenie grammatike angliiskogo yazyka na pervom i vtorom kursakh yazykovogo vuza [Teaching English grammar in the first and second years of a language university]. Filologicheskii aspekt. 2020, no. 4 (60), pp. 245-254. (In Russ.).

5. Ismagilov E.R. K voprosu ob obuchenii grammatike pri kommunikativnom podkhode v obuchenii angliiskomu yazyku [On the issue of teaching grammar in the communicative approach to teaching English]. Mnogurovnevaya yazykovaya podgotovka v usloviyakh polikul'turnogo obshchestva. Materialy VI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kazan', Izd-vo: Kazanskii gosudarstvennyi universitet kul'tury i iskusstv, 2019, pp. 18-21. (In Russ.).

6. Karabutova E.A., Kobzareva L.A., Kolchintseva L.N. Kommunikativnyi podkhod k obucheniyu studentov vuza grammatike inostrannogo yazyka [A communicative approach to teaching university students the grammar of a foreign language]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015, no. 1-1, pp. 10641068. (In Russ.).

7. Sidakova N.V. Grammatika kak osnovopolagayushchii aspekt v obuchenii frantsuzskomu yazyku studentov nelingvisticheskikh spetsial'nostei [Grammar as a fundamental aspect in teaching French to students of non-linguistic specialties]. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Khetagurova. 2022, no. 1, pp. 134-141. (In Russ.).

8. Simakova S.M. Obuchenie grammatike angliiskogo yazyka v neyazykovom vuze [Teaching English grammar in a non-linguistic university]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2013, no. 1 (19), pp. 150-141. (In Russ.).

9. Fedorova E.N., Popova E.M. Kontrol' urovnya sformirovannosti grammaticheskoi kompetentsii studentov-lingvistov posredstvom Kembridzhskogo ekzamena FCE [Monitoring the level of formation of the grammatical competence of linguistic students through the Cambridge FCE exam]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019, no. 4 (77), pp. 80-82. (In Russ.).

10. Filipovich I.I. Podkhody k obucheniyu grammatike inostrannogo yazyka [Approaches to teaching the grammar of a foreign language]. Nauchnyi vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta. 2014, no. 4, pp. 8487. (In Russ.).

11. Tsarenko N.M., Shustova S.V. Pragmaticheskie printsipy kommunikativno-kognitivnogo napravleniya v aspekte razvitiya grammaticheskoi kompetentsii [Pragmatic principles of the communicative-cognitive direction in the aspect of the development of grammatical competence]. Prepodavatel'XXI vek. 2018, no. 4, pp. 127-133. (In Russ.).

12. Yakubova N.A. Rol' grammatiki v sisteme obucheniya nemetskomu yazyku kak vtoromu inostrannomu [The role of grammar in the system of teaching German as a second foreign language]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2011, no. 4, pp. 101-109. (In Russ.).

Информация об авторах И.В. Архипова - кандидат филологических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет;

И.Ю. Тряпицына - старщий преподаватель, Новосибирский государственный педагогический университет.

Information about the authors I. V. Arkhipova - Ph.D. (Philology), Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University;

I. Yu. Tryapitsyna — Senior Lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 29.08.2022; одобрена после рецензирования 26.09.2022; принята к публикации 25.10.2022.

The article was submitted 29.08.2022; approved after reviewing 26.09.2022; accepted for publication 25.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.