Научная статья на тему 'ПРОТОРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: АСПЕКТЫ АНАЛИЗА'

ПРОТОРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: АСПЕКТЫ АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«проторительная концепция» / класс исполнителей / музыкальное исполнительство / искусство интерпретации / обучающийся / музыкальное произведение / педагог-исполнитель / concept of “imposing” / class of performers / musical performance / art of interpretation / student / piece of music / teacher-performer

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — О.А. Блок

В статье обосновывается актуальность заявленной проблематики, связанной с «проторительной концепцией», олицетворяющей репродуктивное начало, разрушающее суть творческого процесса, связанного с освоением искусства интерпретации обучающимися-музыкантами. Определяются объект, предмет, цель и задачи исследования. Систематизируется негативный ряд, обусловленный «проторительной концепцией» в классах исполнителей. Доказывается то, что семиэлементный предмет искусства интерпретации (идея, замысел, эмоционально-чувственное прочтение, стиль, исполнительские традиции, форма и содержание) представляет не только организационную, но и целостно-художественную образовательную субстанцию, определяющую эффективность борьбы с «проторительными концепциями», качество творческого развития обучающихся исполнителей, уровень их квалификации в целом. Обращается внимание на то, что важным методом освоения искусства интерпретации в исполнительских классах является грамотный педагогический показ, комплексная модель которого включает в себя пять детерминированных уровней: мотивационно-организующий, иллюстративный, объяснительный, развивающий и эвристический (поисково-творческий). Выявляется специфика его применения. Резюмируется, что «проторительная концепция» как распространенное явление в области педагогики музыкального исполнительства предполагает продолжение исследовательской деятельности в контексте формирования сознания и бессознательного обучающихся соответствующего профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF “IMPOSING” IN STUDYING MUSIC PERFORMERS: ASPECTS OF ANALYSIS

The article substantiates the relevance of the stated problematics associated with the concept of “imposing”, personifying the reproductive principle, which destroys the essence of the creative process associated with mastering the art of interpretation by student musicians. The object, subject, task and objectives of the study are determined. The research systematizes negative features in education due to the concept of “imposing” in the classes of performers. It is proved that the seven-element subject of the art of interpretation (idea, plot, emotional and sensual reading, style, performance traditions, form and content) is not only an organizational, but also a holistic educational substance that determines the effectiveness of skipping the “imposing” effect of teaching. Attention is drawn to the fact that an important method of mastering the art of interpretation in performing classes is a competent pedagogical demonstration, the complex model of which includes five deterministic levels: motivational-organizing, illustrative, explanatory, developing and heuristic (searching and creative). The specifics of its application are revealed. It is summarized that the concept of “imposing” as a common phenomenon in the field of pedagogy of musical performance involves the continuation of research activities in the context of forming the consciousness and the unconscious in students’ learning.

Текст научной работы на тему «ПРОТОРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: АСПЕКТЫ АНАЛИЗА»

культуре и этике бизнеса в базовых учебниках Финуниверситета по английскому языку [4-7] в плане дальнейшей переориентации на наших восточных партнеров.

Практика преподавания показывает, что в неязыковом вузе целесообразно подходить к подготовке студентов по английскому языку комплексно, интегрируя, по возможности, основные компоненты содержания обучения, что в реаль-

Библиографический список

ном учебном процессе преподавателям следует быть более гибкими в выборе заданий для различных форм занятий, ориентированных на развитие навыков аудирования, диалогической речи, проведения работы в командах или письменной коммуникации, и отдавать предпочтение развитию того или иного умения с учетом уровня владения обучающимися грамматическим строем, лексикой и фонетикой.

1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. Москва: Грааль, 2017.

2. Диалог культур. Культура диалога. Человек и новые социогуманитарные ценности: коллективная монография. Москва: НЕОЛИТ, 2017.

3. Сафонова В.В. Концептуальные ориентиры при проектировании УМК по теории и методике обучения межкультурному общению на иностранном языке в высшей школе. Магия ИННО: новые измерения в лингвистике и лингводидактике: сборник научных трудов. Москва: МГИМО-Университет, 2017; Т. 2.

4. Дубинина Г.А., Драчинская И.Ф., Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н. Английский язык: Экономика и финансы: учебник. Москва, 2022; Ч. 1.

5. Дубинина Г.А., Драчинская И.Ф., Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н. Английский язык: Экономика и финансы: учебник. Москва, 2023; Ч. 2.

6. Дубинина Г.А., Драчинская И.Ф., Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н. Английский язык: Экономика и финансы: учебник. Москва, 2021; Ч. 3.

7. Дубинина Г.А., Драчинская И.Ф., Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н. Английский язык: Экономика и финансы: учебник. Москва, 2021; Ч. 4.

8. Allison J. The Business 2.0. B 1. Pre-Intermediate: Student's Book. London: Macmillan Publishers Limited, 2014.

9. Mackenzie I. English for the Financial Sector. Cambridge UP, 2012.

References

1. Ter-Minasova S.G. Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikaciya: uchebnoe posobie. Moskva: Graal', 2017.

2. Dialog kul'tur. Kul'tura dialoga. Chelovek i novye sociogumanitarnye cennosti: kollektivnaya monografiya. Moskva: NEOLIT, 2017.

3. Safonova V.V. Konceptual'nye orientiry pri proektirovanii UMK po teorii i metodike obucheniya mezhkul'turnomu obscheniyu na inostrannom yazyke v vysshej shkole. Magiya INNO: novye izmereniya v lingvistike i lingvodidaktike: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: MGIMO-Universitet, 2017; T. 2.

4. Dubinina G.A., Drachinskaya I.F., Kondrahina N.G., Petrova O.N. Anglijskij yazyk: 'Ekonomika i finansy: uchebnik. Moskva, 2022; Ch. 1.

5. Dubinina G.A., Drachinskaya I.F., Kondrahina N.G., Petrova O.N. Anglijskij yazyk: 'Ekonomika i finansy: uchebnik. Moskva, 2023; Ch. 2.

6. Dubinina G.A., Drachinskaya I.F., Kondrahina N.G., Petrova O.N. Anglijskij yazyk: 'Ekonomika i finansy: uchebnik. Moskva, 2021; Ch. 3.

7. Dubinina G.A., Drachinskaya I.F., Kondrahina N.G., Petrova O.N. Anglijskij yazyk: 'Ekonomika i finansy: uchebnik. Moskva, 2021; Ch. 4.

8. Allison J. The Business 2.0. B 1. Pre-Intermediate: Student's Book. London: Macmillan Publishers Limited, 2014.

9. Mackenzie I. English for the Financial Sector. Cambridge UP, 2012.

Статья поступила в редакцию 21.01.23

УДК 37 (1174)

Blok O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

THE CONCEPT OF "IMPOSING" IN STUDYING MUSIC PERFORMERS: ASPECTS OF ANALYSIS. The article substantiates the relevance of the stated problematics associated with the concept of "imposing", personifying the reproductive principle, which destroys the essence of the creative process associated with mastering the art of interpretation by student musicians. The object, subject, task and objectives of the study are determined. The research systematizes negative features in education due to the concept of "imposing" in the classes of performers. It is proved that the seven-element subject of the art of interpretation (idea, plot, emotional and sensual reading, style, performance traditions, form and content) is not only an organizational, but also a holistic educational substance that determines the effectiveness of skipping the "imposing" effect of teaching. Attention is drawn to the fact that an important method of mastering the art of interpretation in performing classes is a competent pedagogical demonstration, the complex model of which includes five deterministic levels: motivational-organizing, illustrative, explanatory, developing and heuristic (searching and creative). The specifics of its application are revealed. It is summarized that the concept of "imposing" as a common phenomenon in the field of pedagogy of musical performance involves the continuation of research activities in the context of forming the consciousness and the unconscious in students' learning.

Key words: concept of "imposing", class of performers, musical performance, art of interpretation, student, piece of music, teacher-performer.

О.А. Блок, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

ПРОТОРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: АСПЕКТЫ АНАЛИЗА

В статье обосновывается актуальность заявленной проблематики, связанной с «проторительной концепцией», олицетворяющей репродуктивное начало, разрушающее суть творческого процесса, связанного с освоением искусства интерпретации обучающимися-музыкантами. Определяются объект, предмет, цель и задачи исследования. Систематизируется негативный ряд, обусловленный «проторительной концепцией» в классах исполнителей. Доказывается то, что семиэлементный предмет искусства интерпретации (идея, замысел, эмоционально-чувственное прочтение, стиль, исполнительские традиции, форма и содержание) представляет не только организационную, но и целостно-художественную образовательную субстанцию, определяющую эффективность борьбы с «проторительными концепциями», качество творческого развития обучающихся исполнителей, уровень их квалификации в целом. Обращается внимание на то, что важным методом освоения искусства интерпретации в исполнительских классах является грамотный педагогический показ, комплексная модель которого включает в себя пять детерминированных уровней: мотивационно-организующий, иллюстративный, объяснительный, развивающий и эвристический (поисково-творческий). Выявляется специфика его применения. Резюмируется, что «проторительная концепция» как распространенное явление в области педагогики музыкального исполнительства предполагает продолжение исследовательской деятельности в контексте формирования сознания и бессознательного обучающихся соответствующего профиля.

Ключевые слова: «проторительная концепция», класс исполнителей, музыкальное исполнительство, искусство интерпретации, обучающийся, музыкальное произведение, педагог-исполнитель.

В настоящее время обращает на себя внимание проблема, связанная с формированием компетенции, отражающей уровень освоения искусства интерпретации обучающимися музыкантами-исполнителями. Ее многогранность, детерминантность, объемность в информационно-содержательном эквиваленте не имеет себе равных. Поэтому без данного контекста (искусства интерпретации) ключевые понятия «исполнительское мастерство», «профессиональная подготовка», «музыкально-творческое развитие исполнителей» являются не только несостоятельными, но и ущербными, «опустошенными».

Построение логико-смысловой линии любого музыкального произведения, соответствующее наполнение эмоционально-чувственным содержанием, техническое сопровождение исполнительского замысла, идея целостности традиционного и инновационного, нахождение художественно-оправданного толкования, высокий уровень его воплощения - все это звенья одной цепи, системы искусства интерпретации, выполняющей роль «тезауруса» профессиональной музыкально-творческой подготовки обучающихся-исполнителей. Действительно, творчески мыслящий, активный, грамотный с запасом знаний выпускник, обладающий опытом публичных выступлений (сольных и коллективных), способный «пере-

рабатывать» и «выдавать на-гора» качественный художественный продукт -сегодня востребован на рынке труда, может выдержать острую конкурентную борьбу

Если не готовить музыкантов-исполнителей как подлинных интерпретаторов, то на выходе получим в лучшем случае роботоподобных, а в худшем - несостоятельных во всех отношениях выпускников. «Вычеркивая» интерпретаторскую компетенцию из квалификационной характеристики будущих специалистов-профессионалов, мы обрекаем их не только на жалкое существование, но и на верное «вымирание». Подобные процессы, к сожалению, в нашей отечественной профессиональной музыкально-образовательной практике запущены. Одним из ярких примеров подобного положения вещей служит наличие «проторительных концепций» в музыкально-образовательной среде исполнительских классов. «Проторительная концепция» - до конца неосознаваемая, навязанная педагогом, извне, вопреки мнения подопечного исполнительская трактовка музыкального произведения. Она появляется там, где побеждают стереотипное мышление, трафаретные подходы и авторитарность (примат учительского начала), а также ученики, привыкшие идти по «проторенной дорожке» и действовать по определенным шаблонам. В результате подобной «удобной» педагогической политики в классах музыкантов-исполнителей разрушается суть творческого процесса, ставится под вопрос их высококачественная подготовка.

Поэтому в настоящее время становится актуальным поиск закономерностей, образовательных моделей, принципов и педагогических технологий, позволяющих избежать явление «проторительная концепция» в классе музыкантов-исполнителей.

Объект исследования: художественно-педагогический процесс в классе музыкантов-исполнителей.

Предмет исследования: «проторительная концепция» как репродуктивное начало, разрушающее суть творческого процесса, связанного с освоением искусства интерпретации обучающимися-музыкантами.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование репродуктивной природы и разрушительного воздействия «проторительной концепции», которая ставит под вопрос творческое развитие, профессиональное становление обучающихся в музыкально-исполнительских классах.

Задачи исследования:

1. Изучить репродуктивную природу «проторительной концепции» в исполнительских классах.

2. Систематизировать негативные факторы «проторительной концепции», разрушающие творческое развитие и профессиональное становление будущих музыкантов-исполнителей.

3. Выявить специфику освоения искусства интерпретации в классе музыкантов-исполнителей как противовес псевдотворческой сути «проторительной концепции».

4. Обозначить перспективы исследования заявленной проблематики.

Методы исследования:

- теоретические (анализ, сравнение, обобщение, дифференциация, синтез, систематизация, классификация, индукция, дедукция, конвергенция, дивергенция, моделирование);

- эмпирические (опрос, беседа, интервьюирование, интроспекция, экспертиза).

Проблемы, связанные с интерпретацией в музыкальном исполнительстве, «проторительной концепцией», рассматривал целый ряд исследователей: Л.Л. Бочкарев [1], Л.С. Майковская [2], А.В. Торопова [3], В.Н. Холопова [4], ПМ. Цыпин [5], О.Ф. Шульпяков [6], А.И. Щербакова [7; 8] и др.

Многие исследователи задают себе вопросы: почему возникает явление «проторительная концепция»? Причина кроется в недоверии к ученику со стороны педагога? Может быть, «прореха» учебно-творческого процесса заключается в несостоятельности самого обучающегося или в отсутствии активных субъект-субъектных отношений, сотворчества, наставничества в классе? Как разрешить сложившуюся проблемную ситуацию в области музыкально-исполнительского искусства?

Ответы на перечисленные вопросы во многом лежат в плоскости осмысления понятий «предмет интерпретации музыкального произведения», «педагогический показ» «идеальная исполнительская гипотеза-концепция», «сотворчество ученик - педагог» и др.

А.И. Щербакова обоснованно указывала относительно педагогики музыкального исполнительства: «Воспитание души», воспитание творцом, это вечная проблема творческой личности, которая является творением культуры и призвана стать ее творцом, это вечная проблема, осознаваемая нашими далекими предками, и, естественно, не потерявшая свою актуальность сегодня» [9, с. 10].

«Противоречие между восприятием и осознанием, интересом и возможностями, слушанием и слышанием, звуковой гармонией и слухом проявляется в наибольшей» степени в области академической исполнительской традиции, классической музыки» [10, с. 95].

Неслучайно О.Ф. Шульпяков подчеркивал: «Немалое число учеников играют, возможно, хорошо, но вот «поют» при этом чаще всего с чужого голоса, пользуясь плодами отнюдь не собственных познавательных усилий.

Леность малообразованной мысли - вот что нередко обнаруживаешь, когда внимательнее присмотришься к стилю и методам занятий таких исполнителей. И, похоже, что положение это многих устраивает, ибо до предела упрощает взаимоотношения между наставниками и подопечными. В самом деле, зачем ломать себе голову над сложными и во много неясными проблемами психологии музыкального творчества, над непростыми вопросами постижения художественного образа и его технического воплощения, когда под рукой всегда имеются готовые и давно апробированные решения едва ли не на все случаи жизни. Вот и получается, что педагоги частенько задают своим ученикам «задачки» с заранее заготовленными ответами. Это на первых порах действительно ускоряет обучение, но позже становится мощным тормозом на пути самодвижения личности к вершинам профессионализма. Следует признать, что в данной области наша музыкальная педагогика несет ощутимые потери, упуская реальнейшую возможность резко активизировать мыслительную деятельность учащихся и тем самым раскрепостить «атомную энергию творчества» [6, с. 15-16].

Обучающиеся исполнители часто не представляют, что конкретно входит в предмет интерпретации, какие элементы наполняют ее содержательный круг Помимо этого им необходимо четко представлять системно-последовательное освоение всех структурных составляющих предмета интерпретации. Их всего семь: идея, замысел (путь воплощения), эмоционально-чувственное «прочтение», стиль, исполнительские традиции, форма и содержание [11-14].

Построение логики исполнительской концепции (идеальной модели) в русле дедуктивного и индуктивного начал дает возможность охватить целостно все музыкальное произведение и не упустить «мелочи», детали. При этом для обучающегося могут открыться «врата» творческой свободы, горизонты собственного видения художественно-образного содержания исполняемых произведений.

Не зная и системно не воспринимая семиэлементный предмет интерпретации, не умея вычленить главное и обратить внимание на важные нюансы, обучающийся вынужден идти по предлагаемой «проторенной дорожке», относиться к предложениям педагога как к указаниям, «безоглядно» следовать за его мыслью и чувственным воображением. Таким образом, подопечный теряет свое творческое «Я», стремление к самореализации, саморазвитию, а также сползает на позиции стереотипного мышления, собственно «проторительной концепции» в целом. О пагубном влиянии стереотипного мышления, «проторительной концепции» справедливо высказывался Л.Л. Бочкарев: «Музыкант-исполнитель должен воссоздать по нотной записи образ музыкального произведения и воплотить его в конкретном звучании. Наиболее трудным оказывается процесс работы в том случае, когда исполнитель сталкивается с музыкой ему неизвестной или еще не исполнявшейся, когда формирование образа происходит лишь на основе его собственных представлений.

Именно такой случай представляет собой образец настоящего творческого процесса, без влияния «эталонов» и готовых образцов [1, с. 223-224].

Пагубность подобной педагогической ситуации состоит в том, что она берет в свой плен и обучающегося и педагога незаметно, в стадии их якобы активного проявления, в атмосфере кажущегося сотрудничества, сотворчества. При этом учитель «активно отдает» знания, передает опыт, а обучающийся их с благодарностью воспринимает, принимает и смело берет на вооружение. Парадокс заключается в том, что полученные от педагога знания, опыт не перерабатываются, обретая творческий облик, а воспринимаются как догма, прямое руководство к действию. «Заразительность» такого педагогического климата (псевдотворчество в рамках авторитарности) можно сравнить с новой вирусной инфекцией, поражающей объект за объектом все более глубже и основательнее. Молодой исполнитель не учиться мыслить, находить оригинальную идею и замысел будущей исполнительской концепции. Он не в состоянии постичь тонкости чувственного восприятия, услышать стиль сочинения как совокупность выразительных средств, отражающих своеобразие эпохи создания музыкального произведения. Ему, как допинг необходимы «педагогический совет, показ», которые дадут шанс для якобы собственного прочтения сочинения. О.Ф. Шульпяков обращал внимание на то, что «чем меньшей творческой инициативой наделен ученик, тем скорее он скатывается на дорожку «проторительной концепции», тем уютней он чувствует себя в условиях неменяющегося ритма и режима занятий. Произведение может быть выучено и в таких условиях, тем более что участие педагога здесь носит достаточно активный характер. Но ученик при этом попадает в рабскую зависимость от выработанных стереотипов. В сущности, он заложник того единственного «нитевого решения», на которое он в любых ситуациях только и может положиться. А между тем ситуации эти меняются на каждом шагу [6, с. 25-26].

Следует обратить внимание на то, что лишь целостная работа в контексте семиэлементного предмета интерпретации музыкального произведения (идея, замысел, эмоционально-чувственное прочтение, стиль, исполнительские традиции, форма и содержание) может привести обучающегося исполнителя к искомому творческому результату.

Важное место в исполнительском классе занимает педагогический показ. Он не должен быть однополярным, нести одну (единственно правильную точку зрения), только демонстрационным, убедительно-доказательным. Педагогический показ как действенный метод обучения априори заключает в себе многоэлементную систему пяти уровней:

- мотивационно-организующий;

- иллюстративный;

- объяснительный;

- развивающий;

- эвристический (поисково-творческий).

Сам педагогический показ необходимо коррелировать со степенью развития обучающихся (техническое, художественно-образное, ценностно-ориен-тационное). Он должен быть доступным, понятным, интересным и стимулирующим.

Не следует забывать, что педагогический показ способен формировать эстетический вкус, мировоззренческие позиции подопечных. Вместе с тем данный метод закладывает в себе векторы технического развития, служит примером для решения разнообразных художественно-творческих задач. Исходя из этого, он может включать демонстрацию-исполнение эпизода, фрагмента, части или целого музыкального произведения, различные варианты трактовки (например, лирические, драматические, комплексные подходы и т. д.). В рамках педагогического показа у учителя появляется возможность поставить молодого исполнителя перед выбором, «пригласить» в страну музыкальных открытий, окунуть его в «поисково-творческую тональность».

Иллюстрируемые варианты педагогического показа необходимо объяснять обучающимся, используя обширную доказательную базу, но обязательно оставлять для них воздух творческой свободы. Демонстрационная и объяснительная части - своеобразный педагогический комплекс, составляющие которого абсолютные детерминанты. Следует говорить о детерминантности всех блоков педагогического показа (мотивационно-организующем, иллюстративном, объяснительном, развивающем и эвристическом).

Если при показе педагог применяет «однолинейную тактику» - демонстрирует либо части без целого, либо целое, не вдаваясь в подробности, детали происходящего, использует один «нарочитый» вариант «прочтения» музыкального произведения, не коррелирует иллюстрацию с уровнем технического и художественно-образного развития подопечных, то тем самым постепенно обрекает себя и подопечных на сползание в «пропасть проторительных концепций». Сочетание иллюстративной и объяснительной частей педагогического показа - тоже обязательное условие продуктивного и эффективного использования педагогического показа в классах музыкантов-исполнителей.

Таким образом, следует подчеркнуть то, что лишь комплексная организация музыкально-образовательного процесса в исполнительских классах на базе

Библиографический список

грамотного педагогического показа способна обеспечить высококвалифицированную подготовку обучающихся, способных достойно решать технические и художественно-творческие задачи в рамках искусства интерпретации.

На основе изложенного выше необходимо сделать определенные выводы:

1. Освоение искусства интерпретации в исполнительских классах, борьба с «проторительными концепциями» являют собой архиактуальную проблему, требующую своего разрешения.

2. Стереотипность мышления, шаблонность действий, заторможенность восприятия, отсутствие творческого воображения, беспрекословное (рабское) следование указаниям педагога, стремление обучающихся к неосознаваемым эталонам в исполнительстве порождают негативное репродуктивное явление в процессе освоения музыкальных произведений под названием «проторительная концепция».

3. Семиэлементный предмет искусства интерпретации (идея, замысел, эмоционально-чувственное прочтение, стиль, исполнительские традиции, форма и содержание) представляет не только организационную, но и целостно-художественную образовательную субстанцию, определяющую эффективность борьбы с «проторительными концепциями», качество творческого развития обучающихся исполнителей, уровень их квалификации в целом.

4. Важным методом освоения искусства интерпретации в исполнительских классах является грамотный педагогический показ, комплексная модель которого включает в себя пять детерминированных уровней: мотивационно-организую-щий, иллюстративный, объяснительный, развивающий и эвристический (поисково-творческий).

5. Применение педагогического показа в музыкально-исполнительских классах имеет следующую специфику: мотивационно-организующая, учебная и воспитательная направленность; корреляция с уровнем развития обучающихся; вариативность, целостность и фрагментарность подачи; образцовая иллюстрация в единстве технического, художественно-образного и социально-культурного начал.

6. Педагогический показ должен обусловливать стимулирование к творческой деятельности, самоактуализации, адекватной самооценке, саморазвитию обучающихся исполнителей.

7. «Проторительная концепция» как научный феномен, распространенное явление в области педагогики музыкального исполнительства предполагает продолжение исследовательской деятельности в контексте формирования сознания и бессознательного обучающихся соответствующего профиля.

1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Классика-XXI, 2006.

2. Майковская Л.С., Карпова Л.Г Теоретические основы управления качеством музыкального образования в учреждениях художественно-эстетической направленности. Искусство и образование. 2021; № 3 (131): 78-86.

3. Торопова А.В. К вопросу о «китайском стиле» и современной китайской фортепианной музыке в учебном репертуаре исполнительского класса. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2022; № 5: 151-163.

4. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2014.

5. Цыпин Г.М. Музыкальное исполнительство и педагогика (главы из книги). Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке. 2018; № 3-4: 42-57.

6. Шульпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. Санкт-Петербург: Композитор, 2005.

7. Щербакова А.И. К проблеме оценки качества высшего профессионального музыкального образования. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2022; № 4: 7-18.

8. Щербакова А.И. Формирование творческого интеллекта музыканта как педагогическая проблема. Искусство и образование. 2022; № 4 (138): 106-112.

9. Щербакова А.И. Постижение музыкального искусства как условие духовно-нравственного обновления общества. Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке. 2022; № 1 (17): 9-16.

10. Блок О.А., Тань Юйхао. Обучающийся инструменталист как гармония в душе или дисгармония. Антропологическая дидактика и воспитание. 2022; № 6: 93-102.

11. Блок О.А. К вопросу об освоении музыкального произведения в пространстве «4D». Музыкознание. 2019; № 6: 42-47.

12. Блок О.А. Интеллектуальное развитие обучающихся музыкантов в классах инструменталистов: личностно-творческий подход. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2021; № 6: 172-181.

13. Блок О.А. Сочинительство как проявление целостного музыкально-творческого развития юных учащихся-инструменталистов. Искусство и образование. 2020; № 6 (128): 98-104.

14. Блок О.А. Музыкально-инструментальное исполнительство детей: аспекты анализа. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2018; № 2: 1. References

1. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'nojdeyatel'nosti. Moskva: Klassika-XXI, 2006.

2. Majkovskaya L.S., Karpova L.G. Teoreticheskie osnovy upravleniya kachestvom muzykal'nogo obrazovaniya v uchrezhdeniyah hudozhestvenno-'esteticheskoj napravlennosti. Iskusstvo i obrazovanie. 2021; № 3 (131): 78-86.

3. Toropova A.V. K voprosu o «kitajskom stile» i sovremennoj kitajskoj fortepiannoj muzyke v uchebnom repertuare ispolnitel'skogo klassa. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2022; № 5: 151-163.

4. Holopova V.N. Muzyka kak vid iskusstva. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2014.

5. Cypin G.M. Muzykal'noe ispolnitel'stvo i pedagogika (glavy iz knigi). Vestnik MGIM im. AG. Shnitke. 2018; № 3-4: 42-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Shul'pyakov O.F. Rabota nad hudozhestvennym proizvedeniem i formirovanie muzykal'nogo myshleniya ispolnitelya. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2005.

7. Scherbakova A.I. K probleme ocenki kachestva vysshego professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2022; № 4: 7-18.

8. Scherbakova A.I. Formirovanie tvorcheskogo intellekta muzykanta kak pedagogicheskaya problema. Iskusstvo iobrazovanie. 2022; № 4 (138): 106-112.

9. Scherbakova A.I. Postizhenie muzykal'nogo iskusstva kak uslovie duhovno-nravstvennogo obnovleniya obschestva. Vestnik MGIM im. A.G. Shnitke. 2022; № 1 (17): 9-16.

10. Blok O.A., Tan' Yujhao. Obuchayuschijsya instrumentalist kak garmoniya v dushe ili disgarmoniya. Antropologicheskaya didaktika i vospitanie. 2022; № 6: 93-102.

11. Blok O.A. K voprosu ob osvoenii muzykal'nogo proizvedeniya v prostranstve «4D». Muzykoznanie. 2019; № 6: 42-47.

12. Blok O.A. Intellektual'noe razvitie obuchayuschihsya muzykantov v klassah instrumentalistov: lichnostno-tvorcheskij podhod. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2021; № 6: 172-181.

13. Blok O.A. Sochinitel'stvo kak proyavlenie celostnogo muzykal'no-tvorcheskogo razvitiya yunyh uchaschihsya-instrumentalistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 6 (128): 98-104.

14. Blok O.A. Muzykal'no-instrumental'noe ispolnitel'stvo detej: aspekty analiza. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2018; № 2: 1.

Статья поступила в редакцию 20.01.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.