Таким образом, формирование и поддержание мотивации к изучению английского языка у студентов является одной из важнейших задач высшей школы. Успешность освоения учебной программы и уровень профессиональной подготовки выпускников вуза непосредственно зависят от должной мотивации к
Библиографический список
обучению. Исследование мотивации студентов и наиболее распространенных причин её недостатка - залог эффективности программ высшего образования и формирования высокого уровня профессиональной компетентности обучающихся.
1. Киселёва Н.И. Передовая архитектура и технологии обучения: пространство возможностей и ограничений. Архитектура цифровой трансформации иноязычного образования в оптике когнитивных технологий профессионального обучения английскому языку в неязыковом вузе. Москва, 2022.
2. Гусева Н.В. Балльно-рейтинговая система как эффективное средство педагогической диагностики при обучении иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 151 - 153.
3. Мельничук М.В., Васьбиева Д.Г. Определение взаимосвязи критериев эффективности обучения иностранному языку студентов в вузе и их эмоционального интеллекта. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 8: 2633 - 2641.
4. Бобровницкая О.С. Совместная работа над глоссарием как способ овладения профессионально ориентированной лексикой студентами финансово-экономических специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 186 - 189.
5. Гагарина С.Н., Садовникова A.C. Мотивация студентов к обучению в вузе. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; Т. 5-1 (56): 186 - 190.
References
1. Kiseleva N.I. Peredovaya arhitektura i tehnologii obucheniya: prostranstvo vozmozhnostej i ogranichenij. Arhitekíura cifrovoj transformadiinoyazychnogo obrazovaniya v optike kognitivnyh tehnologij professional'nogo obucheniya anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze. Moskva, 2022.
2. Guseva N.V. Ball'no-rejtingovaya sistema kak 'effektivnoe sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki pri obuchenii inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 151 - 153.
3. Mel'nichuk M.V., Vas'bieva D.G. Opredelenie vzaimosvyazi kriteriev 'effektivnosti obucheniya inostrannomu yazyku studentov v vuze i ih 'emocional'nogo intellekta. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 14, № 8: 2633 - 2641.
4. Bobrovnickaya O.S. Sovmestnaya rabota nad glossariem kak sposob ovladeniya professional'no orientirovannoj leksikoj studentami finansovo-'ekonomicheskih special'nostej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 186 - 189.
5. Gagarina S.N., Sadovnikova A.S. Motivaciya studentov k obucheniyu v vuze. Mezhdunarodnyjzhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021; T. 5-1 (56): 186 - 190.
Статья поступила в редакцию 26.05.22
УДК 37 (1174)
Wang Keling, senior teacher, Department of Piano, Jiangsu Second Pedagogical Institute, China, Jiangsu Province; postgraduate, Moscow State Institute
of Culture (Khimki, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF AESTHETIC TASTE OF STUDENTS AT THE INITIAL STAGE IN THE CLASSES OF INSTRUMENTALISTS. The article reveals a problem of development of the aesthetic taste of students at the initial stage in the classes of instrumentalists. The relevance of the research is stated. Its object, subject, purpose and tasks are concretized. It is proved that the effectiveness of the formation of aesthetic taste largely determines on one's relation to perception, visual-figurative thinking, sensory experience, empathy, value orientations. The pedagogical conditions for the productive use of pedagogical demonstration in the classes of beginner instrumentalists are determined. The following effective methods for the formation of aesthetic taste in classes of instrumentalists at the initial stage of education are revealed: pedagogical demonstration, synthesis of arts, programming, game component, which determine the functioning of the visual-figurative dominant, accessibility and strength of knowledge assimilation. Finally, conclusions and recommendations are made.
Key words: aesthetic taste, student instrumentalists, initial stage of education, formation, classes.
Ван Калин, ст. преп., Цзянсуский второй педагогический институт, г. Нанкин; аспирант, Московский государственный институт культуры,
г. Химки, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В КЛАССАХ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ
В статье раскрывается проблема формирования эстетического вкуса обучающихся на начальном этапе в классах инструменталистов. Излагается актуальность исследования. Конкретизируются его объект, предмет цель и задачи. Доказывается, что эффективность формирования эстетического вкуса во многом определяет его детерминантность по отношению к восприятию, наглядно-образному мышлению, чувственному опыту, сопереживанию, ценностным ориентирам. Определяются педагогические условия продуктивного применения педагогического показа в классах начинающих инструменталистов. Выявляются следующие действенные методы формирования эстетического вкуса в классах инструменталистов на начальном этапе обучения: педагогический показ, синтез искусств, программность, игровой компонент, которые обусловливают функционирование наглядно-образной доминанты, доступность и прочность усвоения знаний. В заключение делаются выводы и даются рекомендации.
Ключевые слова: эстетический вкус, обучающиеся инструменталисты, начальный этап обучения, формирование, классы.
Воспитание эстетического вкуса в русле музыкально-образовательного процесса остается ключевой задачей в классах инструменталистов, требующей своего разрешения. Эстетический вкус тесно связан с эстетическими интересами, способностями, ценностными ориентирами, творческим отношением, мировоззрением в целом. Он является определяющим в выборе средств художественной выразительности, оценке музыкально-образного содержания сочинений, осмыслении стиля композитора, эпохи создания произведений искусства. Эстетический вкус во многом детерминирует активность мотивационного поля, взаимодействует с ассоциативным мышлением, психофизиологической природой детей, что является важным фактором, обеспечивающим успешность процесса обучения в классах инструменталистов на начальном этапе. Вместе с тем в настоящее время эклектика и стремление к легковесному, примитивному «разъедают» эстетическое сознание начинающих исполнителей. Авторитарная педагогика «делай как я» со стороны учителей и родителей не добавляет оптимизма. Неподготовленный начальный этап обучения, на котором не учитываются» индивидуальные и возрастные психологические, физиологические, художественно-творческие и социально-культурные особенности начинающих исполнителей, обрекает музыкально-образовательный
процесс на неудачу. Поэтому сегодня становится актуальным теоретическое осмысление эстетического воспитания, поиск оптимальных технологий, позволяющих успешно осуществлять процесс формирования эстетического вкуса обучающихся на начальном этапе в классах инструменталистов.
Объект исследования: эстетико-воспитательный процесс в классах инструменталистов системы начального музыкального образования.
Предмет исследования: формирование эстетического вкуса обучающихся инструменталистов на начальном этапе.
Цель исследования: теоретико-методическое обоснование формирования эстетического вкуса обучающихся на начальном этапе в классах инструменталистов.
Задачи исследования:
1. Анализ современной исполнительской практики детей в классах инструменталистов.
2. Поиск педагогических условий, определяющих эффективность формирования эстетического вкуса обучающихся на начальном этапе в классах инструменталистов.
3. Определение методических подходов, обеспечивающих формирование эстетического вкуса обучающихся-инструменталистов на начальном этапе.
Начиняющим исполнителям крайне важно научиться правильно делать «первые шаги»: смотреть и видеть; слушать и слышать; пробовать мыслить и понимать; погружаться и ориентироваться в пространственно-временных координатах; выбирать и основываться на высоких ценностных ориентирах; воспринимать и сопереживать; чувствовать и познавать; познавать и оценивать.
Начальный этап обучения инструменталистов - в достаточной степени опасный и сложный как для педагогов, так и для их подопечных. Дети младшего школьного возраста часто воспринимают информацию, в том числе художественно-образное содержание музыкальных произведений, в искаженном, гипертрофированном виде. При этом непонятное становится недоступным, а недоступное, в свою очередь, - неинтересным. По такому пути часто происходит отторжение детей от художественно-ценностных начал. Их эстетическое сознание «отталкивает» художественно наполненное или воспринимает его в примитивной, «облегченной» форме. Значимость разрешения подобной проблемной ситуации трудно переоценить. Неслучайно И.П. Лукшин замечал: «Эстетический вкус служит одной из основ формирования эстетического и художественного восприятия. В то же время только благодаря эстетическому восприятию возможно развитие эстетического вкуса» [1, с. 39]. Не только глубина художественно-образного содержания может «пугать» эстетическое сознание ребенка, его может «приводить в стопор» сложность самого процесса восприятия.
Так кто же виноват, когда ребенок отворачивается, выражая нежелание слушать предлагаемое по программе музыкальное произведение? Почему дети боятся без подготовки воспринимать незнакомые сочинения? Стоит ли включать не до конца понятный музыкальный материал в репертуарные программы начинающих инструменталистов? Перечисленные вопросы ждут своего решения.
Разбушевавшаяся пандемия, охватившая многие страны и континенты, включая Россию и Китай, не пощадила и подрастающее поколение. «Сенсорная атрофия», всевозможные фобии, торможение чувственного и мысленного восприятия, тактильно-моторная деструкция детей в значительной степени усугубили проблему их художественного восприятия в классах инструменталистов на начальном этапе.
Доминантность наглядно-образного мышления как бы подсказывает путь к сердцу ребенка, определяет средства доставки знания в эстетическое сознание начинающих исполнителей-инструменталистов. Игровой компонент, взаимодействие музыки со словом, различными видами искусства (живопись, графика, элементы, театрализации, хореографии, поэзия), программность музыкальных сочинений могут в значительной степени обеспечить успешное применение дидактических принципов: наглядность, доступность, прочность усвоения знаний. В данном случае уместно вспомнить классическую педагогическую формулу: чувствовать - мыслить - действовать - мыслить - чувствовать, которая на начальном этапе обучения может наполняться конкретным содержанием с учетом индивидуально-творческой природы отдельно взятого подопечного.
О многогранности художественно-образного содержания сочинений справедливо замечала В.Н. Холопова, которая обращала внимание на значимость всей модальной структуры музыкального искусства и необходимость принимать во внимание этот факт в работе с детьми в музыкальных школах. В частности, она подчеркивала: «Но следует считать, что нотный текст не фиксирует в себе всей выразительно-смысловой стороны музыки так, как она ощущалась самим композитором. Поэтому параллельно с нотной записью сочинения все время живут слуховые представления о его звучании, передаваемые из поколения в поколение музыкантами-исполнителями.
На протяжении многих веков всегда существовала связь музыки со словом: в песнях, романсах, операх, кантатах, ораториях, в инструментальных сочинениях со словесной программой или названием.
Но смысл музыки, ни в коем случае не может сводиться к его смысловым объяснениям. О главном, что необходимо музыке, она говорит своим собственным языком - звучанием мелодий, ритмов, гармоний, тембров» [2, с. 7-8].
О детерминантности эстетического вкуса, восприятия, музыкального мышления говорили многие маститые ученые: М.П Арановский, О.А. Блок, Л.Л. Боч-карев, В.И. Петрушин, А.Н. Сохор, К.В. Тарасова, А.В. Торопова, ПМ. Цыпин, а также ряд молодых исследователей. О.А. Блок высказывался о том, что эстетический вкус связан с глубиной эстетического восприятия, эмпатией, осмыслением и дифференцированной оценкой явлений и объектов искусства, культуры, окружающего мира в целом. Эстетический вкус характеризуется избирательностью и базируется на широком спектре эстетических эмоций, интеллекта, знания и умения видеть не только прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, гармоничное и дисгармоничное. Он во многом олицетворяет способность воспринимать общее и детализированное, типологическое и специфическое, распространенное и эксклюзивное. Эстетический вкус всегда включает в себя оценку, которая основывается на ценностных ориентирах» [3, с. 18].
В частности, Н.Ф. Лазарева отмечала: «В программах общего музыкального развития отсутствует системный подход в области формирования музыкально-образного мышления и реализации современных средств и технологий в сфере младшего школьного музыкального образования. Понимание, интерпретация и оценка звучащей музыки, эстетический вкус в целом предполагают оперирова-
ние образами, возникающими в процессе восприятия, что указывает на образную природу музыкального мышления» [4, с. 3, 5].
Постепенное, системное расширение информационного поля, формирование ценностных ориентиров, укрепление базы знаний, обогащение опыта восприятия детей - важные педагогические условия, обеспечивающие успешность начального этапа обучения в классах инструменталистов.
Одним из действенных методов обучения начинающих обучающихся-ин-струменталистов является педагогический показ. Его значимость трудно переоценить. С одной стороны, он олицетворяет принцип наглядности, с другой - может заключать в себе предмет мотивации, нового знания, творческой активности. Педагогический показ предусматривает словесно-объяснительную часть, а также поисково-творческий компонент, базирующийся на диалоговой основе. При этом использование формы обучения «урок-дуэт», например, в классах фортепиано, баяна, скрипки, гитары видится как наиболее оптимальное, перспективное.
Вместе с тем педагогический показ бывает навязчивым, «довлеющим» над эстетическим сознанием ребенка, лишающим его права выбора, осмысления, поиска, жажды открытия и т. п. Подобная педагогическая политика может спровоцировать рождение нитевидных решений, когда неосознанные, необдуманные исполнительские действия-движения учеников превращаются в «правило», которое затем повсеместно применяется в «похожих» музыкально-содержательных условиях. При этом трафаретным становится, например, legato и staccato, mf и mp. Такой вариант событий может развиваться по худшему сценарию, когда авторитарная педагогика полностью «съедает» голос, мнение, мысль, любую активность начинающего исполнителя, лишая его возможности самопроявления и самореализации, самопознания и самосознания, в конечном счете, быть искренним. Худший итог в данном случае - рождение «проторительных концепций» (термин О.Ф. Шульпякова), которые являют собой плод однобокой, субъект-объектной авторитарной педагогики, в которой нет места субъект-субъектным отношениям, волеизъявлению подопечных.
Я.В. Флиер подчеркивал, говоря об К.Н. Игумнове, очарованный его педагогическим мастерством: «Наиболее характерным в его педагогике было то, что он, досконально изучая с учеником то или иное произведение, никогда не навязывал молодому пианисту единственно возможного решения» [5, с. 260].
Педагогический показ должен отвечать определенным требованиям, которые могут определять эффективность обучения инструменталистов на начальном этапе: корреляция с исполнительскими, индивидуально-творческими возможностями исполнителей; целостный или детализированный характер показа музыкального материала, отвечающий целям и задачам обучения; акцент внимания на движении музыкальной мысли в рамках фразировки, интонирования, динамического развертывания; демонстрация различного темпового обеспечения, позволяющая раскрывать ту или иную грань художественно-образного содержания сочинений; вариативный подход, обеспечивающий разнообразное использование выразительных средств, включая исполнительские приемы, штрихи, артикуляцию, виды туше; игра в оптимальных аппликатурных режимах; детализированный показ звукообразования, звукоиз-влечения, звуковедения, снятия звука; обеспечение возможности пробовать, осмыслять, представлять, а также искать, находить и «не сдаваться» трудностям; создание мотивационного поля, атмосферы творческой активности, положительных эмоций.
Неслучайно Л.Е. Слуцкая указывала: «Очень важно, чтобы неизбежный профессиональный тренинг, работа над преодолением технических трудностей, отработкой ремесленных навыков, без чего невозможно стать настоящим профессионалом, не убила в человеке любви к музыке, чтобы всю его жизнь с ним оставалось ощущение, что играть «приятно», радостно, желанно» [6, с. 58-59].
Атмосфера доверия, толерантность, творческое взаимодействие, наставничество, «союз молодости и зрелости», благоприятный морально-психологический климат - то, что может определять перспективность формирования эстетического вкуса «маленьких» исполнителей-инструменталистов на начальном этапе обучения.
Особое внимание в данный период обучения инструменталистов необходимо уделять сенсорно-тактильным и моторно-двигательным аспектам исполнительства. Хорошая ориентация на клавиатурах, грифе, а также независимые, скоординированные, целенаправленные, художественно оправданные, рациональные и выразительные исполнительские действия-движения - важные слагаемые, определяющие успех начинающего исполнителя. Неслучайно, придавая большое значение технологической стороне исполнения, О.Ф. Шульпяков подчеркивал мысль о целесообразности психомоторного единства как залоге осмысленной, управляемой и выразительной игры [7]. При этом самоконтроль на слуховом и двигательном уровнях представляет для начинающего исполнителя-инструменталиста не только нечто желаемое, но и необходимое условие стабильного художественно-творческого исполнения, базирующегося на развивающемся эстетическом вкусе.
На основе изложенного выше следует сделать заключение. Формирование эстетического вкуса обучающихся на начальном этапе в классах инструменталистов представляет актуальную проблему, требующую своего разрешения. «Маленьким» исполнителям важно научиться смотреть и видеть; слушать и слышать; пробовать мыслить и понимать; погружаться и ориентироваться в пространственно-временных координатах; выбирать и основываться на высоких ценност-
ных ориентирах; воспринимать и сопереживать; чувствовать и познавать; познавать и оценивать. Эффективность формирования эстетического вкуса во многом определяет его детерминантность по отношению к восприятию, наглядно-образному мышлению, чувственному опыту, сопереживанию, ценностным ориентирам. Действенными методами формирования эстетического вкуса в классах инструменталистов на начальном этапе обучения являются: педагогический показ, синтез искусств, программность, игровой компонент, которые обусловливают функционирование наглядно-образной доминанты, доступность и прочность усвоения знаний. Педагогический показ должен отвечать нижеперечисленным требованиям: корреляция с исполнительскими, индивидуально-творческими возможностями исполнителей; целостный или детализированный характер показа музыкального материала; акцент внимания на движении музыкальной мысли в рамках фразировки, интонирования, динамического развертывания; демонстрация различного темпового обеспечения, позволяющая раскрывать ту или иную
Библиографический список
грань художественно-образного содержания сочинений; вариативный подход, обеспечивающий разнообразное использование выразительных средств, включая исполнительские приемы, штрихи, артикуляцию, виды туше; игра в оптимальных аппликатурных режимах; детализированный показ звукообразования, звуко-извлечения, звуковедения, снятия звука; обеспечение возможности пробовать, осмыслять, представлять, а также искать, находить и «не сдаваться» трудностям; создание мотивационного поля, атмосферы творческой активности, положительных эмоций. Особое внимание на начальном этапе обучения инструменталистов необходимо уделять сенсорно-тактильным и моторно-двигательным аспектам, которые обеспечивают грамотное исполнение и стилистически точное отношение к нему, что обусловливает наличие адекватного эстетического вкуса. Формирование эстетического вкуса являет собой перспективу дальнейших исследований, призванных расширить ресурс современной педагогики музыкально-инструментального исполнительства.
1. Лукшин И.П. Социальная типология эстетического вкуса. Восприятие музыки. Москва: Музыка, 1980: 38 - 53.
2. Холопова В.Н. Музыкальное содержание: учебник для детских музыкальных школ. Москва: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018: 24 - 46.
3. Блок О.А. К вопросу о формировании эстетического вкуса обучающихся музыкантов в классах инструменталистов. Музыка и время. 2020; Выпуск 9: 16 - 21.
4. Лазарева Н.Ф. Развитие музыкально-образного мышления детей младшего школьного возраста в контексте освоения ими пространственно-временных координат. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2022.
5. Флиер Я.В. Статьи. Воспоминания. Интервью. Москва: Советский композитор, 1983.
6. Слуцкая Л.Е. Педагог-музыкант в отечественной системе профессионального музыкального образования: история и современность: монография. Москва: МГК им. Чайковского, 2010.
7. Шульпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. Санкт-Петербург: Композитор, 2005. References
1. Lukshin I.P. Social'naya tipologiya 'esteticheskogo vkusa. Vospriyatie muzyki. Moskva: Muzyka, 1980: 38 - 53.
2. Holopova V.N. Muzykal'noe soderzhanie: uchebnik dlya detskih muzykal'nyh shkol. Moskva: FGBNU «IHOiK RAO», 2018: 24 - 46.
3. Blok O.A. K voprosu o formirovanii 'esteticheskogo vkusa obuchayuschihsya muzykantov v klassah instrumentalistov. Muzyka i vremya. 2020; Vypusk 9: 16 - 21.
4. Lazareva N.F. Razvitie muzykal'no-obraznogo myshleniya detej mladshego shkol'nogo vozrasta v kontekste osvoeniya imi prostranstvenno-vremennyh koordinat. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2022.
5. Flier Ya.V. Stat'i. Vospominaniya. Interv'yu. Moskva: Sovetskij kompozitor, 1983.
6. Sluckaya L.E. Pedagog-muzykantvotechestvennojsistemeprofessional'nogomuzykal'nogoobrazovaniya: istoriya isovremennost': monografiya. Moskva: MGK im. Chajkovskogo, 2010.
7. Shul'pyakov O.F. Rabota nad hudozhestvennym proizvedeniem i formirovanie muzykal'nogo myshleniya ispolnitelya. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2005.
Статья поступила в редакцию 30.05.22
УДК 37.022
Kotlyarova T.A., Cand. of Cultural Studies, Professor, Head of Department of Folk Choral Singing, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia),
E-mail: [email protected]
Vasilenko A.V., senior teacher, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
METHODS OF WORKING WITH A' CAPPELLA SCORES IN AN EDUCATIONAL AND CREATIVE TEAM. The article deals with topical issues related to folk singing education, which is currently undergoing significant changes at the level of searching for new techniques and methods of teaching and mastering professional competencies. One of the most important tasks in the educational process is mastering the skill of singing a' cappella, which is also crucial in singing with accompaniment. Mastering the skill of a' cappella in a folk singing group contributes to the development of the basics of correct intonation, the formation of a sense of harmony, the skills of artistic (expressive) intonation, without which the professional activity of a specialist in the field of folk singing is unthinkable. The main attention in the article is devoted to the study of the methodology of learning a' cappella scores in an educational and creative team. The main teaching techniques are identified and described, and attention is focused on the development of new approaches and techniques for the introduction of style scores into the educational process.
Key words: musical art, musical education, folk singing education, methods of work, a' cappella.
Т.А. Котлярова, канд. культурологии, проф., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
А.В. Василенко, ст. преп., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПАРТИТУРАМИ A'CAPPELLA В УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с народно-певческим образованием, которое в настоящее время переживает значительные изменения на уровне поиска новых приемов и методов обучения и овладения профессиональными компетенциями. Одной из наиболее важных задач в образовательном процессе является овладение навыком пения a'cappella, который является определяющим также и в пении с сопровождением. Овладение навыком a'cappella в народно-певческом коллективе способствует выработке основ правильного интонирования, формирования ладового чувства, навыков художественного (выразительного) интонирования, без которого немыслима профессиональная деятельность специалиста в сфере народно-певческого искусства. Основное внимание в статье отводится изучению вопроса методики разучивания партитур a'cappella в учебно-творческом коллективе. Выявляются и описываются основные приемы обучения, и акцентируется внимание на разработке новых подходов и методик по внедрению стилевых партитур в учебный процесс.
Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное образование, народно-певческое образование, методика работы, а'cappella.
В настоящее время одним из самых влиятельных процессов в мировой общественности является процесс глобализации, затронувший все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию и культуру. Как следствие процесса глобализации - утрата духовных целостностей, единства нации, потеря национальной идентичности, накопленной народом в процессе исторического развития. Музыкальное образование и воспитание здесь являют-
ся приоритетным направлением, которое отвечает за распространение наиболее значимых артефактов, передаваемых из поколения в поколение. Хоровое творчество исторически сложилось как проявление глубинных истоков народного быта и традиции. Обучение ансамблевому исполнению произведений являлось неотъемлемой частью традиционного воспитания. В свете последних указов президента РФ и Правительства возрождению и сохранению традиционной культу-