ных ориентирах; воспринимать и сопереживать; чувствовать и познавать; познавать и оценивать. Эффективность формирования эстетического вкуса во многом определяет его детерминантность по отношению к восприятию, наглядно-образному мышлению, чувственному опыту, сопереживанию, ценностным ориентирам. Действенными методами формирования эстетического вкуса в классах инструменталистов на начальном этапе обучения являются: педагогический показ, синтез искусств, программность, игровой компонент, которые обусловливают функционирование наглядно-образной доминанты, доступность и прочность усвоения знаний. Педагогический показ должен отвечать нижеперечисленным требованиям: корреляция с исполнительскими, индивидуально-творческими возможностями исполнителей; целостный или детализированный характер показа музыкального материала; акцент внимания на движении музыкальной мысли в рамках фразировки, интонирования, динамического развертывания; демонстрация различного темпового обеспечения, позволяющая раскрывать ту или иную
Библиографический список
грань художественно-образного содержания сочинений; вариативный подход, обеспечивающий разнообразное использование выразительных средств, включая исполнительские приемы, штрихи, артикуляцию, виды туше; игра в оптимальных аппликатурных режимах; детализированный показ звукообразования, звуко-извлечения, звуковедения, снятия звука; обеспечение возможности пробовать, осмыслять, представлять, а также искать, находить и «не сдаваться» трудностям; создание мотивационного поля, атмосферы творческой активности, положительных эмоций. Особое внимание на начальном этапе обучения инструменталистов необходимо уделять сенсорно-тактильным и моторно-двигательным аспектам, которые обеспечивают грамотное исполнение и стилистически точное отношение к нему, что обусловливает наличие адекватного эстетического вкуса. Формирование эстетического вкуса являет собой перспективу дальнейших исследований, призванных расширить ресурс современной педагогики музыкально-инструментального исполнительства.
1. Лукшин И.П. Социальная типология эстетического вкуса. Восприятие музыки. Москва: Музыка, 1980: 38 - 53.
2. Холопова В.Н. Музыкальное содержание: учебник для детских музыкальных школ. Москва: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018: 24 - 46.
3. Блок О.А. К вопросу о формировании эстетического вкуса обучающихся музыкантов в классах инструменталистов. Музыка и время. 2020; Выпуск 9: 16 - 21.
4. Лазарева Н.Ф. Развитие музыкально-образного мышления детей младшего школьного возраста в контексте освоения ими пространственно-временных координат. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 2022.
5. Флиер Я.В. Статьи. Воспоминания. Интервью. Москва: Советский композитор, 1983.
6. Слуцкая Л.Е. Педагог-музыкант в отечественной системе профессионального музыкального образования: история и современность: монография. Москва: МГК им. Чайковского, 2010.
7. Шульпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. Санкт-Петербург: Композитор, 2005. References
1. Lukshin I.P. Social'naya tipologiya 'esteticheskogo vkusa. Vospriyatie muzyki. Moskva: Muzyka, 1980: 38 - 53.
2. Holopova V.N. Muzykal'noe soderzhanie: uchebnik dlya detskih muzykal'nyh shkol. Moskva: FGBNU «IHOiK RAO», 2018: 24 - 46.
3. Blok O.A. K voprosu o formirovanii 'esteticheskogo vkusa obuchayuschihsya muzykantov v klassah instrumentalistov. Muzyka i vremya. 2020; Vypusk 9: 16 - 21.
4. Lazareva N.F. Razvitie muzykal'no-obraznogo myshleniya detej mladshego shkol'nogo vozrasta v kontekste osvoeniya imi prostranstvenno-vremennyh koordinat. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2022.
5. Flier Ya.V. Stat'i. Vospominaniya. Interv'yu. Moskva: Sovetskij kompozitor, 1983.
6. Sluckaya L.E. Pedagog-muzykantvotechestvennojsistemeprofessional'nogomuzykal'nogoobrazovaniya: istoriya isovremennost': monografiya. Moskva: MGK im. Chajkovskogo, 2010.
7. Shul'pyakov O.F. Rabota nad hudozhestvennym proizvedeniem i formirovanie muzykal'nogo myshleniya ispolnitelya. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2005.
Статья поступила в редакцию 30.05.22
УДК 37.022
Kotlyarova T.A., Cand. of Cultural Studies, Professor, Head of Department of Folk Choral Singing, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia),
E-mail: [email protected]
Vasilenko A.V., senior teacher, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
METHODS OF WORKING WITH A' CAPPELLA SCORES IN AN EDUCATIONAL AND CREATIVE TEAM. The article deals with topical issues related to folk singing education, which is currently undergoing significant changes at the level of searching for new techniques and methods of teaching and mastering professional competencies. One of the most important tasks in the educational process is mastering the skill of singing a' cappella, which is also crucial in singing with accompaniment. Mastering the skill of a' cappella in a folk singing group contributes to the development of the basics of correct intonation, the formation of a sense of harmony, the skills of artistic (expressive) intonation, without which the professional activity of a specialist in the field of folk singing is unthinkable. The main attention in the article is devoted to the study of the methodology of learning a' cappella scores in an educational and creative team. The main teaching techniques are identified and described, and attention is focused on the development of new approaches and techniques for the introduction of style scores into the educational process.
Key words: musical art, musical education, folk singing education, methods of work, a' cappella.
Т.А. Котлярова, канд. культурологии, проф., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
А.В. Василенко, ст. преп., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПАРТИТУРАМИ A'CAPPELLA В УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с народно-певческим образованием, которое в настоящее время переживает значительные изменения на уровне поиска новых приемов и методов обучения и овладения профессиональными компетенциями. Одной из наиболее важных задач в образовательном процессе является овладение навыком пения a'cappella, который является определяющим также и в пении с сопровождением. Овладение навыком a'cappella в народно-певческом коллективе способствует выработке основ правильного интонирования, формирования ладового чувства, навыков художественного (выразительного) интонирования, без которого немыслима профессиональная деятельность специалиста в сфере народно-певческого искусства. Основное внимание в статье отводится изучению вопроса методики разучивания партитур a'cappella в учебно-творческом коллективе. Выявляются и описываются основные приемы обучения, и акцентируется внимание на разработке новых подходов и методик по внедрению стилевых партитур в учебный процесс.
Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное образование, народно-певческое образование, методика работы, а'cappella.
В настоящее время одним из самых влиятельных процессов в мировой общественности является процесс глобализации, затронувший все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию и культуру Как следствие процесса глобализации - утрата духовных целостностей, единства нации, потеря национальной идентичности, накопленной народом в процессе исторического развития. Музыкальное образование и воспитание здесь являют-
ся приоритетным направлением, которое отвечает за распространение наиболее значимых артефактов, передаваемых из поколения в поколение. Хоровое творчество исторически сложилось как проявление глубинных истоков народного быта и традиции. Обучение ансамблевому исполнению произведений являлось неотъемлемой частью традиционного воспитания. В свете последних указов президента РФ и Правительства возрождению и сохранению традиционной культу-
ры и нематериального культурного наследия отводится значительное место как в учреждениях образования, так и культуры. Последние десятилетия отмечены бурным ростом интереса к традиционному исполнительству, появляется большое количество детских, молодежных фольклорных коллективов. Эти процессы требуют от ученых и практиков разработки новых методик обучения, построенных на стилевых партитурах. Особое место в разработке методики отводится произведениям а'сареУа с обязательным изучением регионального компонента. Внимание к местным традициям, исполнительским особенностям на современном этапе становится основным направлением деятельности как педагогов учебных заведений, так и хормейстеров творческих коллективов разной ведомственной принадлежности. Все эти процессы делают актуальным изучение данной темы.
Вопросы описания методики работы с народно-певческим коллективом не новы. Первые работы появились еще в 70-е годы 20 века, авторами которых являются признанные педагоги, такие как Н.В. Калугина («Методика работы с русским народным хором», 1977 г), Л.В. Шамина («Работа с самодеятельным хоровым коллективом»,1983 г; «Школа русского народного пения», 1997 г). Однако необходимо отметить, что на современном этапе развития народно-певческого образования назрела проблема переработки существующих методик и создание принципиального нового подхода к работе с этнографическими партитурами. К анализу привлекается практический опыт современных педагогов-хормейстеров ведущих вузов нашей страны, таких как В.А. Царегородцев, В.В. Бакке, В.М. Щуров, Г Я. Сысоева, Д.В. Морозов и многих других. К числу первых попыток описания новой методики отнесем научные публикации В.М. Щурова «О роли фольклора в воспитании хормейстера-народника», Г.Я. Сысоевой «Этнокультурная среда в системе фольклористического образования», Д.В. Морозов «Современный народный хор как модель «поющего села»», Т.А. Котлярова «Освоение западнорусской певческой традиции в учебном творческом коллективе».
Несмотря на появляющиеся публикации, отметим, что работ, посвященных изучению практического опыта и методики работы по освоению партитур а'сарреУа в конкретном учебном коллективе, недостаточно. Таким образом, цель данной статьи видится в описании методики работы в учебном народно-певческом коллективе КемГИК. Эта работа представляет определенную сложность из-за описанных выше проблем. Для реализации поставленной цели необходимо решение ряда задач, таких как написание рабочей версии методики, основанной на опыте изучения стилевых партитур, выявления основных проблемных вопросов, связанных с разработкой новых подходов к освоению песенного материала.
Теоретическая и практическая значимость заключается в изучении методов и приемов работы с партитурами а'сарреУа в народно-певческом коллективе в конкретном учебном коллективе Кемеровского государственного института культуры. К анализу привлекаются работы по предмету «Хоровой класс» и «Практическое руководство хоровым коллективом КемГИК».
Для решения поставленной цели и задач необходимо описать историю становления и развития жанра а'сарреУа, который приходится на первую половину XX века. Как известно, традиционное исполнительство развивалось в устной форме бытования и исполнялось преимущественно без сопровождения. Инструментальное сопровождение использовалось только для конкретных жанров, таких как плясовые, некоторые хороводные и вечерочные песни. К 19 веку с проникновением жанра городской песни с сопровождением исполняются романсы, частушки, страдания и другие жанры. Параллельно с традиционным исполнительством развивается профессиональная школа в лоне церкви. Так, во второй половине XV в. и в XVI в. появляются первые профессиональные хоры (хор певчих дьяков, хор патриарших певчих), в деятельности которых появляется светская музыка. К XVIII веку происходит полное разделение музыкальной культуры на религиозную и светскую. Профессиональные хоры исполняли авторские произведения и обработки для хора. В развитие жанра обработки большой вклад внесли отечественные фольклористы и собирателями фольклора, такими как Е. Линева, А. Листопадов, М. Пятницкий, Н. Лопатин, В. Прокунин, Н. Пальчиков, Ю. Мельгунов и др. XX век исследователи характеризуют как расцвет изучения и собирания традиционного народного искусства. Так подготавливался «... переход от частной инициативы в собирании народных песен к организации записи народного творчества на базе научных объединений» [1]. Выходят в свет первые работы, в которых расшифровки этнографических материалов снабжены комментариями и анализом собранных первоисточников, что повлияло на создание обработок для хора а'сарреУа.
Следующий этап в развитии обработки а'сарреУа относится к советскому периоду, характеризующемуся расцветом массовой песни и созданием государственных академических народных хоров и сети учреждений клубного типа, в которых функционируют самодеятельные хоровые коллективы. Создание большого количества таких коллективов побудило композиторов и руководителей хоров к написанию обработок народных песен. Ориентация на художественную самодеятельность характеризует уровень обработки а'сарреУа и требует от авторов простоты вокально-хорового изложения.
Своеобразным толчком в развитии этого жанра стала Великая Отечественная война. Потребность русского человека в лирической песне подвигла многих советских композиторов на создание произведений на основе народных традиций. Это такие композиторы, как Е. Голубев, Н. Иванов-Радкевич, А.Г Новиков, Н. Речменский, С. Евсеев, А. Михайлов, В. Шебалин, Д. Шостакович, А. Копосов, О. Коловский, И. Полтавцева и многие другие.
60-70-е годы XX века можно охарактеризовать как период экспериментов в создании обработок, затрагивающих жанровую сферу традиционного. Большое количество профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов требовало увеличения специалистов-педагогов и руководителей народно-певческих коллективов. Толчком для развития народно-певческого направления явилось открытие направлений (специализаций) в основных вузах страны. Изначально методика работы с партитурами строилась на уже отработанных принципах классической школы. Такая ситуация сохранялась до конца 20 века. Сегодня мы говорим о создании новой методики, отвечающей нормам современного видения традиционного искусства [2]. Опишем методологию данного процесса в Кемеровском государственном институте культуры. Работа с таким материалом представляет сложность как для руководителя коллектива, так и для участников.
Это связано с рядом проблем, требующих решения. К ним отнесем:
1) недостаточный уровень музыкально-теоретической подготовки студентов (абитуриентов);
2) сложность освоения партитуры с точки зрения сохранения стилевых особенностей.
В соответствии с учебным планом изучение песенного материала подчиняется пространственно-временному делению региональных традиций и предполагает освоение стилистических особенностей партитур на региональном, локальном и узколокальном уровнях. Приступая к разбору партитуры, нужно понимать, что незнание жанровой или региональной принадлежности приводит к бессмысленной работе, а также «искажению» материала. По мнению фольклористки К.А. Мехнецовой, «именно установка на подлинность, придающая местное своеобразие произведениям фольклора, может противостоять всеобщей унификации, все еще господствующей в системе самодеятельных и профессиональных «народных хоров», из которых лишь единицы оказываются способны к сценическому «возвышению» народной песни и хореографии...» [3].
Работа с хоровыми и ансамблевыми партитурами а'сарреУа является одним из приоритетных направлений деятельности кафедры народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры. Изучение студентами кафедры различных стилевых партитур кардинально расширяет круг умений, навыков и расширяет границы используемого репертуара. Итак, изучение партитур а'сарреУа - специальный навык, входящий в основу содержания обучения по направлению «Искусство народного пения». Овладение данным навыком решает ряд учебных задач: воспитание слуха и развитие тембровых, динамических и звуковысотных представлений. Опишем этапы работы. Первый этап - это подбор репертуара, отвечающего педагогическим требованиям: индивидуальный подход от простого к сложному, принцип доступности. На начальном этапе следует использовать несложные интонационно и ритмически партитуры с устойчивой ладовой организацией, удобной тесситурой. Методические приемы, помогающие формированию навыка в работе над пением а'сарреУа в народно-певческом коллективе:
- исполнение мелодической линии на нейтральный слог Основная задача используемого метода - усвоение мелодии, концентрация и запоминание звуковысотных особенностей партии;
- дублирование партии на музыкальном инструменте (одновременно с исполнителем или с функциональной поддержкой (Т^-5)). Такой прием дает инструментальную поддержку, но при этом не лишает исполнителя самостоятельности и чистоты интонирования партии;
- исполнение с инструментом в терцовый интервал, или с игрой 2-го голоса на инструменте, данный прием несколько схож с предыдущим, но несколько сложнее в исполнении.
Важной особенностью является метод подготовленной импровизации, при котором изначально разучивается вариант напева, а затем по одному или по два добавляются (припеваются») сходные по тембру и по функциям голоса. Идеалом для этого метода является сохранение мелодико-фактурного типа партитуры и диалектных особенностей изучаемой местной традиции [4]. При разучивании таких партитур на первоначальном этапе необходимо прослушивание первоисточника и максимально точное «копирование» его. Немаловажную роль играет сохранение сценического костюма с соблюдением стилистических особенностей. Таким образом, освоение узколокальной специфики позволяет освоить музыкальную, исполнительскую лексику традиции.
Кроме сказанного выше, необходимо отметить индивидуальный подход к репертуару фольклорного ансамбля и хора. До последнего времени в кругу практиков народно-певческого направления считалось исполнение стилевых партитур в хоре невозможным. Хор исполнял авторскую музыку и обработки народных песен в так называемой «академической» манере. Достижением современной практики можно считать стремление педагогов освоить диалектное пение в учебных хоровых коллективах. Аранжировка и обработка народных песен на современном этапе также переживает реформирование, все больше появляется партитур в стилевой обработке. В этом направлении работали В. Бакке, В.А. Царегородцев, А. Федоськин, Д. Морозов. Так, в КемГИК благодаря тесному сотрудничеству с ведущими педагогами такая работа ведется и, наш взгляд, имеет уже ряд положительных моментов. Сводный хор «Оберег» и ансамбль народной музыки «Любава», участвуя в фольклорных фестивалях и конкурсах, отмечены дипломами лауреатов. В учебный процесс кафедры народного хорового пения включено большое количество обработок Владимира Андреевича Ца-
регородцева. В репертуаре ансамбля целый пласт духовных стихов и авторской музыки этого направления: «Как шел человек по дороженьке», «Багородице» на стихи Ю.В. Ждановой, «Спасителю» на стихи А.С. Пушкина и др.; южнорусские стилевые партитуры и романсы, обработанные В.А. Царегородцевым, «Неспокойный шельма-комарёк», «Заиграю, сам заплачу», «Никто меня не пожалеет». Необходимо отметить, что автор обработок, зная ладово-гармонические и диалектные особенности партитур, смог сохранить их этнографическое своеобразие. Особо отметим сложность изучения диалектных особенностей языка. Как отмечает Л.В. Шамина, «именно система диалектов способна выявить стилевое единообразие, проявляющееся в песенных жанрах. А жанр, в свою очередь, формирует исполнительскую манеру» [5, с. 28]. Обработки написаны в удобной для народно-певческого коллектива тесситуре, каждая партия выстроена логично, без больших скачков, удобная фразировка. Много партитур исполняют наши учебно-творческие коллективы, аранжированные, обработанные Ю.Л. Колесником, В.В. Бакке. Однако отметим, что, работая с этнографическими партитурами или стилевыми обработками, перед нами возникает ряд трудностей, заключающихся в синтезе традиционных исполнительских приемов и определенных канонов исполнения произведений.
Для сценического воплощения произведений а'сарреУа немаловажную роль играет использование элементов традиционной хореографии, которая не
Библиографический список
мешала бы исполнителю, а помогала и дополняла создание художественного образа произведения.
Таким образом, говоря о современных подходах и методике разучивания произведений а'сарреУа, можно сделать следующие выводы. Работу по совершенствованию навыков пения а'сарреУа следует проводить на постоянной основе, с особым подходом к выбору репертуара: усложнение вокально-технической стороны воспроизведения, использование позиционных требований, соблюдение региональных особенностей исполнения. Также нужно учитывать подготовку студента (абитуриента). В настоящее время мы вынуждены констатировать падение уровня у абитуриентов музыкально-теоретической подготовки, что влечет ряд проблем в последующем обучении. Зачастую на первый курс поступают студенты сразу после окончания музыкальной школы, то есть получив только базовое музыкальное образование, при этом зачастую открывая для себя новую специфику обучения в профессиональном учреждении. Во-вторых, помимо владения музыкально-теоретическими знаниями для успешного обучения по направлению «Искусство народного пения», необходимы специальные профессиональные умения и навыки в области традиционного музыкального искусства. Для овладения навыком а'сарреУа как обучающимся, так и для педагогам необходимо овладение современными методиками обучения. На современном этапе такая методика находится в стадии разработки.
1. Вульфиус П. К истории музыкальной фольклористики. Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы. Составитель П. Вульфиус. Москва: Музыка, 1979.
2. Морозов Д.В. Методика стилевого распевания народно-певческого коллектива в гнесинской хормейстерской школе. Проблемы и перспективы развития народно-певческого исполнительства и образования в России. К 100-летию Народной артистки СССР профессора Н.К. Мешко и 50-летию народно-певческого образования в России. По материалам Всероссийских научно-практических конференций в рамках фестиваля-конкурса «Вечные истоки». Москва: ПРОБЕЛ-2000, 2017: 72 - 82.
3. Мехнецова К.А. Проблемы освоения народных традиций в практике фольклорного ансамбля. Available at: https://onmck.ru/resources/folklore_and_ethnographic/text/ library/?ELEMENT_ID=829
4. Морозов Д.В. Методика стилевого распевания народно-певческого коллектива в гнесинской хормейстерской школе. Материалы Всероссийских научно-практических конференций в рамках фестиваля-конкурса «Вечные истоки». Москва: ПРОБЕЛ, 2000: 72 - 82.
5. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. Москва: МГФЦ «Русская песня», 1997.
References
1. Vul'fius P K istorii muzykal'noj fol'kloristiki. Russkaya mysl' o muzykal'nom folklore: materialy i dokumenty. Sostavitel' P. Vul'fius. Moskva: Muzyka, 1979.
2. Morozov D.V. Metodika stilevogo raspevaniya narodno-pevcheskogo kollektiva v gnesinskoj hormejsterskoj shkole. Problemy i perspektivy razvitiya narodno-pevcheskogo ispolnitel'stva i obrazovaniya v Rossii. K 100-letiyu Narodnoj artistki SSSR, professora N.K. Meshko i 50-letiyu narodno-pevcheskogo obrazovaniya v Rossii. Po materialam Vserossijskih nauchno-prakticheskih konferencij v ramkah festivalya-konkursa «Vechnye istoki». Moskva: PR0BeL-2000, 2017: 72 - 82.
3. Mehnecova K.A. Problemy osvoeniya narodnyh tradicij v praktike fol'klornogo ansamblya. Available at: https://onmck.ru/resources/folklore_and_ethnographic/text/ library/?ELEMENT_ID=829
4. Morozov D.V. Metodika stilevogo raspevaniya narodno-pevcheskogo kollektiva v gnesinskoj hormejsterskoj shkole. Materialy Vserossijskih nauchno-prakticheskih konferencij v ramkah festivalya-konkursa «Vechnye istoki». Moskva: PROBEL, 2000: 72 - 82.
5. Shamina L.V. Shkola russkogo narodnogo peniya. Moskva: MGFC «Russkaya pesnya», 1997.
Статья поступила в редакцию 30.05.22
УДК 37.025.7
Vinogradova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Togliatti State University (Tolyatti, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF CULTURE OF A TEACHER'S PERSONALITY IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIO-HUMANITARIAN AND TECHNOLOGICAL PROBLEMS. The relevance of the research is based on the need to form environmental competencies among specialists, which are the main characteristics in the development of teachers' culture. The educational sector needs personnel who possess knowledge about nature, the laws of the structure of life, the norms of morality as a system that ensures their preservation and dissemination. Such need is associated with the inclusion of the subject of education in the social processes of society, demonstrating the human attitude to nature-transforming activities. In the study, the author raises a problem: in the new socio-economic conditions, what is "included" in the content of the individual culture; how the humanities solve theoretical and practical issues of the ecological development of the individual acting as the main productive force of society; how in the system of higher education, at the level of the revolutionary approach, the education of humanistic principles, building a model of interaction between a man and nature takes place. The purpose of the study is to analyze the environmental competencies of university students, to substantiate the content line of education, to reorient it to the eco-humanitarian component. The novelty of the research is based on the resolution of the existing disunity in the humanities and natural science knowledge, in an attempt to form an ecological culture subsuming an ecocentric worldview, noospheric consciousness. The theoretical and methodological analysis of the study indicates the need to define environmental competencies as valuable knowledge necessary for the development of society and the individual as a whole. The obtained results draw the author's attention to the essential characteristics of a specialist manifested in the education and upbringing of a spiritually creative person in the unity of his biological, intellectual, social and emotional nature. The research opens up opportunities for designing and transforming the education system towards spiritual, moral, ethical, legal and informational values that ensure the ecological development of the individual. Developing the main directions of education of the individual's ecological culture in higher education system, the author concludes that due to the insufficiently formed theoretical and methodological base, this educational aspect remains not yet possible.
Key words: higher education, personality culture, ecological education, ecological culture, ethical consciousness, humanitarization of education, noo-spheric thinking, planetary consciousness, holistic thinking, coevolutionary approach, spirituality, moral values.
Н.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц., Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
Актуальность исследования строится на необходимости формирования у обучающихся экологических компетенций, выступающими основными характеристиками развития культуры личности педагога. Образовательный сектор нуждается в кадрах, владеющих знаниями о природе, закономерностях строения жизни, нормах нравственности и морали как системе, обеспечивающей их сохранение и распространение. Подобная потребность связана с