References
1. Cheburina O.V. Formirovanie algoritmicheskogo myshleniya v obuchenii programmirovaniyu igr. Nauka iperspektivy. 2017; № 2: 75 - 79.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (kvalifikaciya (stepen') bakalavr) ot 17.01.2011 g. Moskva; № 46.
3. Sulejmanov R.R. Informacionnye i komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2017; № 5: 107 - 108.
4. Altuhova S.O., Smirnova I.N. Formirovanie algoritmicheskogo myshleniya studentov vuza v processe professional'no-pedagogicheskoj podgotovki. Uchenyezapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 2 (71): 200 - 202.
5. Utyumov E.A. Formirovanie algoritmicheskih umenij u detej doshkol'nogo vozrasta v processe obucheniya matematike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2018.
6. Hnykina A.G., Minkina T.V. Informacionnye tehnologii: uchebnoe posobie. Stavropol': Severo-Kavkazskij Federal'nyj universitet (SKFU), 2017.
Статья поступила в редакцию 20.05.22
УДК 37.022
Kotlyarova T.A., Cand. of Cultural Studies, Professor, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Kotlyarov M.G., senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
FOLK SINGING EDUCATION IN KUZBASS: PROBLEMS AND SOLUTIONS. The article considers of a number of topical problems of the functioning of the system of modern Russian music education, including folk singing. Historical retrospection shows the development of folk singing education in two directions, such as professional and traditional ones. In the twentieth century, a three-level system of music education was formed, which proved itself from the best side. This approach seems to be very promising, as it contributes to the training of competitively capable specialists due to the unity of the methodology in training, increasing the duration of training, which allows identifying the strengths and weaknesses of the student, as well as applying an individual approach in choosing methods and technologies of training. In addition, there is a search for methodology and approaches to training specialists in the field of folk singing education. Considerable attention is paid to the development of methods of stylistic execution. Consideration of the current state of music education in Kuzbass has revealed a number of problems that need to be solved not only at the federal, but also at the regional level.
Key words: traditional culture, musical art, musical education, folk singing art.
Т.А. Котлярова, канд. культурологии, проф., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
М.Г. Котляров, доц., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КУЗБАССЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИ
Статья посвящена рассмотрению ряда актуальных проблем функционирования системы современного отечественного музыкального образования, в том числе народно-певческого. Историческая ретроспекция показывает развитие народно-певческого образования в двух направлениях, таких как профессиональное и традиционное. В двадцатом веке была сформирована трехуровневая система музыкального образования, зарекомендовавшая себя с наилучшей стороны. Такой подход видится весьма перспективным, так как способствует подготовке конкурентоспособных специалистов благодаря единству методологии в обучении, увеличению продолжительности обучения, позволяющему выявить сильные и слабые стороны обучаемого, а также применять индивидуальный подход в выборе методов и технологий обучения. Кроме этого идет поиск методологии и подходов к подготовке специалистов в области народно-певческого образования. Значительное внимание уделяется разработке методики стилевого исполнения. Рассмотрение современного состояния музыкального образования Кузбасса выявило ряд проблем, требующих решения не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Ключевые слова: традиционная культура, музыкальное искусство, музыкальное образование, искусство народного пения.
Народно-певческое образование на современном этапе переживает очередное реформирование. Несмотря на то, что оно имеет более чем 55-летнюю историю, нерешенных вопросов в нем остается достаточно много как с точки зрения самой концепции, так и с позиции понимания его социального, художественного смысла, содержания, методики обучения и разработки программного обеспечения. Все это делает актуальным данное исследование. Цель, которую ставят авторы статьи, состоит в изучении истории народно-певческого образования и выявлении проблем, возникающих в современном обучении. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой ряд задач, требующих решения. В первую очередь необходимо изучить и описать саму историю вопроса, выявить существующие методики обучения и проанализировать современные тенденции в подходах к народно-певческому образованию. Теоретическая и практическая значимость видится в изучении и выявлении проблем данного вопроса в конкретном регионе - Кузбассе. Вопросы развития народно-певческого образования неоднократно поднимались на различных научно-практических конференциях. Достаточно вспомнить ежегодную конференцию «Народно-певческое образование в России», организованную ГРЦРФ и РАМ им. Гнесиных, и Всероссийский конгресс фольклористов. В рамках конференций обсуждаются актуальные вопросы в области теории и регионалистики, методики подготовки специалистов в народно-певческом образовании. Огромное значение для изучения вопросов современного состояния традиционной культуры и образования имеет работы и статьи современных ученых и практиков. Среди них особо отметим работы А.С. Каргина, В.М. Щурова, Н.В. Леоновой и, конечно, педагогов вузов, занимающихся исследованием проблем современного народно-певческого образования: М.В. Медведева, Г.В. Лобкова, ГЯ. Сысоева, О.С. Щербакова, Л.В. Демина, В.Г. Баулина и многих других. Несмотря на большое количество публикаций, отметим, что работ, посвященных подробному анализу региональных проблем образования, недостаточно. Региональное образование сегодня сталкивается с рядом вопросов, таких как введение новых стандартов (раз в 3-4 года), ведомственная разобщенность, сокращение бюджетных мест на очное обучение и полное отсутствие бюджета на заочном обучении, кадровый дефицит (удаленность от центра) и как следствие - недо-
статочно развитая сеть художественного и предпрофессионального образования в описываемом регионе.
Две тысячи двадцать второй год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия России в соответствии с подписанным 30 декабря 2021 года Указом президента РФ В.В. Путина. В документе говорится, что Год культурного наследия народов России проводится «в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ» [1]. Такое внимание к традиционной культуре должно способствовать росту интереса к культурным ценностям и формированию положительного имиджа образования по направлениям народного искусства. Реорганизации в современной системе образования должны учитывать накопленный исторический опыт и развивать его с учетов новых реалий. Это положение прописано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Национальной доктрине образования на период до 2025 г, «в которых определены основные направления обучения и воспитания детей и молодежи. В этих документах существенное место отводится исторической преемственности поколений, формированию бережного отношения к историческому и культурному наследию, необходимости сохранения единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций с учетом особенностей их функционирования в условиях многонационального государства» [2]. Как писал Ю.М. Лотман «Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества» [3].
Традиционная культура, как известно, всегда играла важную роль в воспитании и образовании детей и молодежи. Эстетические и нравственные нормы, духовные ценности передавались из поколения в поколение. Сегодня такая задача ставится перед современным обществом: сформировать морально-этический, духовный облик через воспитание на лучших образцах отечественной культуры.
В современной России фольклор выступает реальным фактором восстановления нарушенных связей поколений, исторической памяти и самосозна-
ния, включения в общественное сознание ценностей традиционной культуры. В пользу данного тезиса служит динамика современного фольклорного движения, бурно развивающегося в образовательных и художественно-творческих учреждениях.
Для выявления проблем и перспектив внедрения традиционной культуры в образовательный процесс необходимо вспомнить историю становления музыкального образования в РФ и, в частности, в области традиционного (народного) искусства. Как известно, становление профессионального музыкального образования начинается с древнерусского певческого искусства, основными центрами которого являлись монастыри и церкви, сохранявшие образцы в письменной форме. Одновременно развивается и традиционная народная культура, существовавшая в бесписьменной традиции и являющаяся частью существовавшего в то время образования. Вторая половина XV века характеризуется появлением первых профессиональных хоров певчих дьяков и конце XVI века хора патриарших певчих, деятельность которых носила как религиозный, так и светский характер. Следующий этап в развитии музыкального образования относится к XVIII веку, в этот период происходит расслоение музыкальной культуры на религиозную и светскую, вследствие чего появляются профессиональные хоры, театры, а также частные хоры, содержащиеся на средства меценатов. К концу XIX века количество таких хоров значительно возросло. XIX век - век появления профессиональных учебных заведений - консерватории в Санкт-Петербурге и Москве. Так, наиболее известен профессиональный хор Ивана Евстратовича Молчанова (1809-1881). Этот хор стал своеобразной школой руководителей народных коллективов. После смерти И.Е. Молчанова многие из его певцов стали руководителями народных хоров. Для распространения и пропаганды отечественной музыкальной культуры среди населения создаются музыкально-просветительские общества, занимающиеся концертной деятельностью. Однако необходимо отметить, что при открытии высших учебных заведений отсутствовала система среднего и начального образования. Только в 1862 году в Санкт-Петербурге благодаря инициативе М.А. Балакирева и Г Я. Ломакина открывается музыкальная школа. Необходимость в специалистах в области музыкального образования повлияла на открытие хоровых обществ в крупных городах России. Так, к началу XX века открываются народные консерватории и училища в Москве, Киеве, Казани, Саратове, Томске по инициативе ведущих деятелей музыкальной культуры С.И. Танеева, Е.Э. Линевой, Б.Л. Яворского и других. Целью этих организаций было широкое распространение музыкального образования и концертно-про-светительская деятельность. Активную концертную деятельность ведут хоровые капеллы Шереметьева, Юхова, Архангельского. Особо следует отметить вклад Евгении Эдуардовны Линёвой, теоретически обосновавшей концепцию актуализации культурного наследия на основе развития и изучения традиционной культуры. Ее теория актуальна на современном этапе, так как через приобщение к музыкальному фольклору возможно патриотическое и гражданское воспитание. Массовое музыкальное просвещение виделось ей через собирание, изучение и исполнение подлинных образцов народного искусства. Решение задачи массового музыкального просвещения она связывала с собиранием, изучением и внедрением в жизнь народно-песенного искусства. Переломным этапом в развитии музыкального образования стал советский период, характеризующийся введением всеобщего и бесплатного обучения. Послереволюционный этап развития хоровой культуры в России связан с созданием новых форм и видов хорового исполнительства, таких как ансамбли песни и пляски, и сети государственных академических народных хоров. Наряду с профессиональными коллективами активно вели свою деятельность самодеятельные коллективы, которые основной целью ставили распространение и пропаганду народного творчества. Рост интереса к традиционной культуре и народному творчеству требовал большего количества руководителей, имеющих профессиональное образование, что повлияло на реформирование системы образования. Создание трехступенчатой системы окончательно сформировалось к 1970-м годам: школа, училище, вуз в крупнейших городах Советского Союза. Данная модель хорошо себя зарекомендовала в отечественном образовании. Развитие массового советского искусства требовало увеличения педагогов и руководителей народно-певческих коллективов. Эти процессы способствовали открытию отделений в ведущих вузах страны по подготовке таких специалистов. Первые отделения были открыты в 1966 году в ГМПИ им. Гнесиных по инициативе А.А. Юрлова и в Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова под руководством Л.Л. Христиансена. В последующие годы открытие таких направлений происходило по всей стране. В Кемеровском государственном институте культуры подготовка кадров высшей квалификации начала осуществляться с открытия отделения в 1990 году по инициативе заслуженного работника культуры, профессора ГИ. Голицына. Следующее явление, оказавшее немаловажное влияние на последующее развитие системы образования, - это «молодежное фольклорное движение», основной идеей которого было возвращение к активной жизни подлинных аутентичных образцов традиционной культуры. Как показывает практика, именно это движение дало толчок дальнейшему реформированию музыкального образования в области искусства народного пения. В конце ХХ - начале XXI вв. активно начинает развиваться фольклорно-этнографическое направление в музыкальном образовании. Одновременно с изучением и сохранением образцов фольклора в научных кругах обсуждаются проблемы развития и современной интерпретации, музыкальных образцов.
Таким образом, необходимо отметить, что история народно-певческого образования имеет достаточно древнее происхождение и развивалось по двум основным направлениям: профессиональное и традиционное (народное). Исполнение произведений традиционного фольклора осуществлялось в естественной среде бытования и передавалось по традиции, профессиональные певцы представляли народную музыку преимущественно на сцене в композиторской обработке в академической манере исполнения. На современном этапе народно-певческое образование претерпевает коренные изменения, возрастает роль фольклорных ансамблей, изучающих и исполняющих традиционную музыку в подлинном виде. Эти процессы требуют от образования подготовки кадров, соответствующих новым направлениям в области искусства народного пения.
Проблемы эффективности музыкального образования начали изучаться в 80-е годы двадцатого века. Как было описано в ранее опубликованной статье «Освоение Западнорусской песенной традиции в учебном творческом коллективе», изучением проблем эффективности музыкального образования занимался В.В. Медушевский, разработавший концепцию отечественного музыкального образования; коллектив авторов РАМ имени Гнесиных А.Д. Алексеев, A.B. Ма-линковская, Ю.Н. Рагс предложил «модель специалиста-музыканта»; педагоги Новосибирской консерватории А.Г Михайленко, М.М. Берлянчик, Л.П. Робустова разрабатывали пути укрепления преемственности ступеней музыкального образования (школа - училище - вуз) [4, с. 278]. В основе многоуровневой системы лежит продолжительность процесса музыкального воспитания и образования, начинающегося в юном возрасте с музыкальной школы и заканчивающегося в зрелом возрасте в вузе. В России получила развитие трехступенчатая система: школа - училище (колледж) - вуз. Трехступенчатость коррелируется со спецификой каждого из этапов обучения. Основная цель школьного этапа - привить любовь к музыке и художественный вкус. Среднеспециальные учреждения призваны обеспечить накопление первичных профессиональных знаний и компетенций, вуз - это уровень глубокого профессионального развития и формирования научного, аналитического мышления, овладения профессиональными компетенциями, позволяющими освоить сущность профессии. В современных условиях идея уровневого образования активно обсуждается в среде ученых и практиков. Во многих учреждениях высшего образования создаются объединения разноуровневых учреждений профессионального образования в общую. Так, в РАМ им. Гнесиных такая система существует достаточно давно благодаря инициативе семьи Гнесиных, создавших в конце XIX века училище, которое в 20-е годы XX века преобразовалось в школу и музыкальный техникум. А в 1945 году открылось высшее звено - Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. В Кемеровском государственном институте культуры также существует уровневая система. При факультете музыкального искусства открыто отделение предпрофессиональной подготовки по направлению «Музыкальный фольклор». Ведется подготовка специалистов по программе бакалавриата и магистратуры. Среднее специальное образование осуществляется в областных учреждениях. Более десяти лет обсуждается вопрос объединения колледжей с вузом. Такой симбиоз, как показывает практика других вузов, способствовал бы подготовке конкурентоспособных специалистов благодаря единству методологии в обучении, увеличению продолжительности обучения, позволяющему выявить сильные и слабые стороны обучаемого, а также применять индивидуальный подход в выборе методов и технологий обучения.
В настоящее время в народно-певческом образовании происходит пересмотр подходов к обучению, большое внимание начали уделять изучению стилевых особенностей вокальных произведений. Этот подход активно разрабатывали в РАМ им. Гнесиных, Московском государственном институте культуры. Благодаря тесному сотрудничеству кафедры народного хорового пения с ведущими педагогами этих учебных заведений и в нашем вузе произошли изменения. Как отмечает Д.В. Морозов, анализируя работу народно-хорового отделения РАМ им. Гнесиных, политику подбора репертуара учебного хора формировали такие педагоги по хоровому классу, как Анна Васильевна Руднева, Нина Константиновна Мешко, Наталья Владимировна Ерохина, Людмила Васильевна Шамина, Владимир Андреевич Царегородцев и Дмитрий Викторович Морозов. Однако он подчеркивает, что именно под руководством Владимира Андреевича Царегород-цева начинает складываться стилевой подход в методике распевания и работе с партитурами. Именно в результате работы В.А. Царегородцева сформировалась методика работы, ориентированная «на три пласта народно-песенной культуры: авторскую музыку, обработки и аранжировки народных песен и духовных стихов, фольклорные произведения» [5, с. 74]. Исполнительская манера учебного коллектива напрямую должна зависеть от выбранного репертуара. Освоение стилевых партитур в КемГИК заметно активизировалось благодаря тесному сотрудничеству с педагогами РАМ им. Гнесиных В.А. Царегородцевым, Ю.Л. Колесником и Д.В. Морозовым. В соответствии с учебными программами студенты осваивают все стилевые зоны. Изучение коллективами различных стилевых зон способно кардинально расширить круг умений и навыков участников коллектива и границы используемого репертуара.
Однако необходимо отметить, что, решая проблемы качественного образования, кафедра столкнулась с рядом проблем, требующих решения на федеральном и региональном уровнях. В 2021-2022 учебном году на направление «Искусство народного пения» не было выделено контрольных цифр приема. На 2022-2023 учебный год государственное задание составляет четыре места.
При этом в настоящее время образовательную сферу искусства Кемеровской области представляют 106 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, пять областных учреждений среднего профессионального и одно федеральное высшее. Детские школы искусств работают по двум видам образовательных программ: общеразвивающей и предпрофессио-нальной. В городе Кемерово из двенадцати музыкальных школ только в трех осуществляется обучение по программе «Музыкальный фольклор», что составляет 25%. До 2013 года детские школы искусств осуществляли программы эстетической направленности (5, 7 лет). Новое в работе учреждений данного типа - деление на предпрофессиональные программы (8 лет) и общеразвива-ющие программы (4-5 лет). Предпрофессиональные программы обучения модернизированы (Дорожная карта до 2025 года). Осуществляется отбор детей с 6,5 до 9 лет на фиксированное количество мест. Отчисления детей возможны только в исключительных случаях. В ДШИ предъявляются строгие требования к образованию педагога: он должен иметь диплом об окончании профильного специалитета или магистратуры, бакалавриата. Важным моментом в образовании ребенка в ДШИ является контроль его развития, творческого роста. Его показателем является участие в конкурсных мероприятиях хотя бы со 2 класса. Лауреатства влияют на рейтинг школы, педагога, портфолио ребенка. Другим важным показателем работы является процент детей, продолживших свое обучение в учреждениях СПО (хороший показатель - около 50%). В настоящее время кафедра и факультет музыкального искусства ведут активную работу с региональными учреждениями системы музыкального образования. Несмотря на значительные результаты, достигнутые в совершенствовании музыкального
Библиографический список
образования Кузбасса, главной проблемой остается вопрос кадров и ведомственная разобщенность - учреждения, относящиеся к трем уровням системы, имеют разное подчинение: школы - муниципальные, колледжи - областное, вуз - федеральное, а также отсутствует единая региональная программа развития в области художественного образования. Ведомственная разобщенность ведет к малому проценту поступающих выпускников СПО в КемГИК. Если сегодня не решить эти проблемы, то в ближайшей перспективе область останется без квалифицированных специалистов. Кроме этого Кузбасс вошел в число регионов РФ, в которых развивается культурный кластер, требующий большого количества кадров высшей квалификации.
Таким образом, народно-певческое образование в регионе развивается по двум направлениям: в системе образования (центры и дома творчества) и культуры (ДМШ и ДШИ), реализующие программы общеразвивающего и пред-профессионального типа. Проанализировав систему начального образования, необходимо отметить, что охват детей в Кемеровской области, занимающихся по направлению «Музыкальный фольклор», крайне мал. Это отражается впоследствии на наборе в СПО и вуз. Выпускники средних специальных учреждений в 70% случаев выбирают для продолжения образования столичные вузы, что влечен отток специалистов из региона. На наш взгляд, сегодня назрела необходимость решения этих вопросов на федеральном и региональном уровнях. Для стабилизации положения в народно-певческом образовании региона требуется увеличение контрольных цифр приема на направление «Искусство» и разработка программы развития образования в области традиционного музыкального искусства на ближайшие десять лет.
1. О проведении в Российской Федерации года культурного наследия народов России. Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 г № 745. Available at: https:// edu.gov. ru/press/4582/2022-god-budet-godom-narodnogo-iskusstva-i-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii/?ysclid=l3dttnwvfq
2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Available at: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/
3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). Available at: https://www.livelib.ru/book/1003965517-besedy-o-russkoj-kulture-byt-i-traditsii-russkogo-dvoryanstva-xviii-nachalo-xix-veka-yurij-lotman
4. Котлярова Т.А., Котляров М.Г Освоение Западнорусской песенной традиции в учебном творческом коллективе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 277 - 279.
5. Морозов Д.В. Методика стилевого распевания народно-певческого коллектива в гнесинской хормейстерской школе. Вечные истоки: материалы Всероссийской научно-практических конференций в рамках фестиваля-конкурса. Москва: ПРОБЕЛ, 2000: 72 - 82.
References
1. O provedenii v Rossijskoj Federacii goda kul'turnogo naslediya narodov Rossii. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30.12.2021 g. № 745. Available at: https://edu.gov.ru/ press/4582/2022-god-budet-godom-narodnogo-iskusstva-i-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii/?ysclid=l3dttnwvfq
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Available at: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/
3. Lotman YuM. Besedy o russkoj kul'ture. Byt i tradicii russkogo dvoryanstva (XVIII - nachalo XIX veka). Available at: https://www.livelib.ru/book/1003965517-besedy-o-russkoj-kulture-byt-i-traditsii-russkogo-dvoryanstva-xviii-nachalo-xix-veka-yurij-lotman
4. Kotlyarova T.A., Kotlyarov M.G. Osvoenie Zapadnorusskoj pesennoj tradicii v uchebnom tvorcheskom kollektive. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 277 - 279.
5. Morozov D.V. Metodika stilevogo raspevaniya narodno-pevcheskogo kollektiva v gnesinskoj hormejsterskoj shkole. Vechnye istoki: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskih konferencij v ramkah festivalya-konkursa. Moskva: PROBEL, 2000: 72 - 82.
Статья поступила в редакцию 20.05.22
УДК 378
Lee N.B., senior teacher, Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Shalamova D.A., MA student, National Research University Higher School of Economics (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROJECT WORKSHOP AS A RESOURCE FOR OBTAINING PROFESSIONAL SKILLS OF FUTURE PUBLIC RELATIONS SPECIALISTS IN THE URBAN CONTEXT. The article describes intermediate results of work in the project workshop in the master's degree program "Communications in the Public Sector and NGOs", the National Research University Higher School of Economics's framework. The workshop aims to develop professional theoretical knowledge and practical skills in the field of the urban projects' communication. The article describes the process of working with a real regional client who is a cultural institution in Ufa (the future ZAMAN Museum of Modern Art). The workshop participants agreed with the customer to develop a film festival concept, which would help to increase the future museum recognition and search for its potential partners, as well as to activate local communities around cultural events held by the institution. The preparation of the concept became the ultimate goal of the applied project. Tasks, the results of which are described in the article, are to theoretically substantiate the importance of the role of film festivals in the development of the city and local communities; to formulate principles for the implementation of the concept of a film festival. The festival concept, developed on the basis of information from open sources, specialized scientific literature and interviews conducted with the future museum representatives and local residents, can be used by the client as a possible methodological guideline for organizing the cultural event. For the participants of the project workshop, the development of the concept of the film festival is a useful exercise for deepening knowledge and obtaining skills necessary for the successful work as urban projects' communicators.
Key words: communication, urban environment, project workshop, cultural institution, film festival.
Н.Б. Ли, ст. преп., ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
Д.А. Шаламоеа, магистрант, НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК РЕСУРС ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Статья посвящена описанию промежуточных результатов работы в проектной мастерской в рамках образовательной программы магистратуры «Коммуникации в государственных структурах и НКО» НИУ «Высшая школа экономики». Мастерская направлена на получение теоретических знаний и практических навыков в сфере коммуникации городских преобразований. В статье описан процесс работы с реальным региональным заказчиком в лице культурной