Научная статья на тему 'Формирование единого подхода к требованиям освоения образовательных программ по направлению "искусство народного пения"'

Формирование единого подхода к требованиям освоения образовательных программ по направлению "искусство народного пения" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSICAL ART / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ART OF FOLK SINGING / ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ / CHORAL FOLK SINGING / СОЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ / SOLO FOLK SINGING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова Т.А., Котляров М.Г.

Статья посвящена рассмотрению ряда актуальных проблем функционирования системы современного отечественного музыкального образования, одна из которых адаптация творческих специальностей образовательных организаций высшего образования творческой направленности к содержанию обновлённых образовательных стандартов в области российского высшего образования. Рассматриваются вопросы, связанные с несоответствием содержания образовательных программ трёх ступеней музыкального образования школа (дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор») колледж («Сольное и хоровое народное пение») образовательная организация высшего образования («Искусство народного пения») единому, общему стандарту, составляющему неразрывную, логичную и понятную цепь содержания педагогического процесса и методик его организации. Авторы заключают: положительные результаты от внедрения в учебный процесс как традиционных, так и инновационных продуктов учебно-методического обеспечения могут быть достигнуты только при полном соответствии последних содержанию действующих государственных образовательных стандартов и требованиям, предъявляемым к уровню сформированности у выпускников соответствующего направления подготовки оговорённого набора знаний и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMON APPROACH TO REQUIREMENTS TO THE QUALITY OF STUDENTS’ LEARNING THE “ART OF FOLK SINGING” EDUCATIONAL PROGRAM

The article considers several actual problems of today's Russian musical education system. One of them is a problem of adaptation of artistic educational programs realized by Russian educational organizations of higher education to modernized educational standards of Russian higher education system. The authors analyse some questions touched with disaccord the three degree of musical education (children' art school, college, educational organization of higher education) to common standard that is inseparable, logically correct “chain” of content of pedagogical process and methods of its organization. The authors conclude that effectiveness of including both traditional and innovative methodological units into the educational process can be reached only in case of its full accordance to actual sate educational standards, and real demands to level of the graduates' agreed set of knowledge and skills formedness.

Текст научной работы на тему «Формирование единого подхода к требованиям освоения образовательных программ по направлению "искусство народного пения"»

Библиографический список

1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: ИЧП Издательство Магистр, 1997.

2. Миляева Л.М. Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности в условиях самообучающейся организации. Современные проблемы науки и образования. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10265

3. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. Перевод с английского С.С. Орлова и др. Москва: Смысл, 2002.

4. Сторожева Ю.С. Психологические аспекты эффективности преподавания в высшей школе. Высшее образование для ХХI века: ХI Международная конференция. Ответственный редактор: Н.И. Федотова. 27 - 29 ноября, Москва: МГУ, 2014: 11 - 15.

5. Сторожева Ю.А. Эффективность учета социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студенческой молодёжи. Акмеология. 2013; №S1: 234.

References

1. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: IChP Izdatel'stvo Magistr, 1997.

2. Milyaeva L.M. Podgotovka prepodavatelej vuza k innovacionnoj deyatel'nosti v usloviyah samoobuchayuschejsya organizacii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10265

3. Rodzhers K., Frejberg D. Svoboda uchit'sya. Perevod s anglijskogo S.S. Orlova i dr. Moskva: Smysl, 2002.

4. Storozheva Yu.S. Psihologicheskie aspekty 'effektivnosti prepodavaniya v vysshej shkole. Vysshee obrazovanie dlya ХХI veka: ХI Mezhdunarodnaya konferenciya. Otvetstvennyj redaktor: N.I. Fedotova. 27 - 29 noyabrya, Moskva: MGU, 2014: 11 - 15.

5. Storozheva Yu.A. 'Effektivnost' ucheta social'no-psihologicheskih osobennostej professional'nogo samoopredeleniya studencheskoj molodezhi. Akmeologiya. 2013; №S1: 234.

Статья поступила в редакцию 20.02.18

УДК 378.09-057.875:784.4(571.17)

Kotlyarova T.A., Cand. of Cultural Studies, Professor, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia),

E-mail: kotlfolk@narod.ru

Kotlyarov M.G., senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: maxifox@narod.ru

FORMATION OF COMMON APPROACH TO REQUIREMENTS TO THE QUALITY OF STUDENTS' LEARNING THE "ART OF FOLK SINGING" EDUCATIONAL PROGRAM. The article considers several actual problems of today's Russian musical education system. One of them is a problem of adaptation of artistic educational programs realized by Russian educational organizations of higher education to modernized educational standards of Russian higher education system. The authors analyse some questions touched with disaccord the three degree of musical education (children' art school, college, educational organization of higher education) to common standard that is inseparable, logically correct "chain" of content of pedagogical process and methods of its organization. The authors conclude that effectiveness of including both traditional and innovative methodological units into the educational process can be reached only in case of its full accordance to actual sate educational standards, and real demands to level of the graduates' agreed set of knowledge and skills formedness.

Key words: musical art, musical education, federal state educational standard, art of folk singing, choral folk singing, solo folk singing, professional competence.

Т.А. Котлярова, канд. культурологии, проф. Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово,

Е-mail: kotlfolk@narod.ru

М.Г. Котляров, доц. Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово, Е-mail: maxifox@narod.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА К ТРЕБОВАНИЯМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ»

Статья посвящена рассмотрению ряда актуальных проблем функционирования системы современного отечественного музыкального образования, одна из которых - адаптация творческих специальностей образовательных организаций высшего образования творческой направленности к содержанию обновлённых образовательных стандартов в области российского высшего образования. Рассматриваются вопросы, связанные с несоответствием содержания образовательных программ трёх ступеней музыкального образования - школа (дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор») - колледж («Сольное и хоровое народное пение») - образовательная организация высшего образования («Искусство народного пения») - единому, общему стандарту, составляющему неразрывную, логичную и понятную цепь содержания педагогического процесса и методик его организации. Авторы заключают: положительные результаты от внедрения в учебный процесс как традиционных, так и инновационных продуктов учебно-методического обеспечения могут быть достигнуты только при полном соответствии последних содержанию действующих государственных образовательных стандартов и требованиям, предъявляемым к уровню сформированности у выпускников соответствующего направления подготовки оговорённого набора знаний и умений.

Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное образование, федеральный государственный образовательный стандарт, искусство народного пения, хоровое народное пение, сольное народное пение, профессиональные компетенции.

Современная социокультурная ситуация в России весьма сложна и неоднозначна. Произошедшие за последние годы политико-экономические и социальные изменения затронули все сферы жизнедеятельности нашего общества. Сильному воздействию подверглась культура и образование, во многом утратившие былую структуру и устойчивость. В реалиях современной общественной жизни России вполне очевидно, что проблема подготовки кадров в области народно-певческого искусства, сохранения и развития традиционной народной культуры, может быть реализована в полной мере лишь в рамках научно-практического существования принципиально новой образователь-

ной парадигмы. Она включает в себя специализированные и образовательные учреждения всех уровней: государственные учреждения культуры и искусства; общественные организации, ассоциации и общества. Проблемы адаптации творческих специальностей к новым рыночным условиям занимают особое место в организации новой структуры вузов культуры.

Данная проблематика в отечественной науке недостаточно разработана. Проблемы эффективности музыкального образования начали изучаться в 80-е годы двадцатого века. Исследованием данных вопросов занимался В.В. Медушевский, разработавший концепцию отечественного музыкального образования;

коллектив авторов РАМ имени Гнесиных А.Д. Алексеев, A.B. Ма-линковская, Ю.Н. Рагс предложили «Модель специалиста-музыканта»; педагоги Новосибирской консерватории А.Г. Михайленко, М.М. Берлянчик, Л.П. Робустова разрабатывали пути укрепления преемственности ступеней музыкального образования (школа - училище - вуз) [1]. Для более успешной реализации программ образования в области музыкального искусства и, в частности, по народно-хоровому направлению необходимо учитывать Федеральные требования к образовательным стандартам ВО и существующие государственные документы. В настоящее время в России принят ряд государственных документов, регламентирующих стратегию развития культурной политики. Это такие документы, как «Проект стратегии государственной культурной политики» принятый Советом Федерации Федерального собрания РФ от 24.06. 2015 № 275-СФ и «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р [2]. В данных документах констатируется что «Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала». Россия многонациональное и много конфессиональное государство, в котором взаимодействуют и взаимообогащают друг друга различные культуры. Среди поставленных целей государственной культурной политики наиболее важными для нас являются сохранение и укрепление гражданской идентичности, сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала [2].

Очевидно, концепция развития музыкальных направлений должна учитывать целостную структуру преобразования вузов в общей стратегии реформаторских инноваций. При этом следует учитывать реальное состояние самой сферы художественного творчества и те задачи, которые обусловлены современной жизнью.

Становясь объектом особого внимания на уровне общественного, федерального, регионального управления, образование и эффективность решения его проблем зависит не только и не столько от публичной критики имеющих место недостатков, сколько от своевременной выработки конструктивных практических мер по их преодолению.

Последнее десятилетие отличается различными фактами преобразований музыкальных факультетов вузов культуры. Если вспомнить структуру высшего образования, существовавшую в СССР, то можно говорить о трёх видах вузов ведущих подготовку в области музыкального образования. Это прежде всего консерватории и институты искусств, институты культуры, музыкальные факультеты в педагогических вузах. В современных условиях мы видим огромное количество вновь открываемых факультетов по подготовке музыкантов, к сожалению, не всегда в профильных учреждениях, а иногда вовсе не специализирующихся на музыкальном образовании (классические университеты и другие). Однако проблема не ограничивается только высшими учебными заведениями. Такая же ситуация в средне специальном образовании. Таким образом, можно говорить о снижении уровня музыкального образования о чём свидетельствует ряд причин. К наиболее значимым можно отнести снижение общего уровня образования из-за введения в общеобразовательных школах тестирования практически по всем предметам, слабый уровень абитуриентов по музыкальным дисциплинам (сольфеджио, музыкальная литература). Кроме того, низкий престиж будущей профессии, отсутствие познавательных и образовательных программ по все видам музыкального искусства на радио и телевидении, в средствах массовой информации. И конечно же, разрушение Советской многоуровневой системы музыкального образования, отказ от специалитета и переход на бакалавриат и магистратуру. Казалось бы, срок обучения увеличился на целый год, однако в стандартах по магистратуре практически отсутствуют компетенции, формирующие профессиональные навыки хо-ровиков-народников, да и вообще музыкантов. Данный стандарт направлен на подготовку менеджера, а не дирижёра.

Для решения поставленных целей данной статьи считаем необходимым более подробно остановиться на современном положении в народно-певческом образовании. Одним из аргументов в пользу актуализации народно-певческого образования служат вышеназванные Указы президента Российской Федерации ну и, конечно же, уникальные воспитательные возможности,

присущие традиционной народной художественной культуре, которые и в сегодняшних условиях могут быть востребованы для педагогических целей. Решение этой проблемы представляется одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности различных институтов (образовательных учреждений, внешкольных заведений, учреждений дополнительного образования и т. п.), призванных содействовать становлению и развитию личности, гуманизации современного человека. Однако, несмотря на многолетний период, в течение которого прогрессивная педагогическая мысль пытается решить вопрос оптимизации воспитательного процесса с помощью фольклора, среди специалистов до сих пор нет единства в определении не только методических путей, но и многих основополагающих понятий.

Решая проблему подготовки кадров, учебные заведения должны обеспечить такую базу знаний, которая позволила бы молодым поколениям специалистов соответствовать уровню и отдельных отраслей фольклористики, и современного состояния науки в целом. Сегодня можно говорить о том, что существующие направления подготовки специалистов пока ещё не впитали в себя достижения современной фольклористики именно с точки зрения понимания комплексности как самого явления фольклора, так и системы его взаимосвязей. К такому заключению приводит рассмотрение образовательной программы по направлению «Искусство народного пения». Такой подход к подготовке специалистов в плане его комплексности представляется узкодисциплинарным с точки зрения многогранности фольклора как феномена культуры. И узкопрофильным с точки зрения многоаспектности системы знаний, способных отразить это явление в полном объёме. Однако, это направление не может быть оценено в каком бы то ни было негативном плане. Здесь по-своему отражается первый из двух вышеназванных подходов к комплексному изучению фольклора. Но вопрос состоит в том, что с точки зрения развития и оптимизации системы фольклористических знаний в подготовке специалистов должны отразиться и те интеграционные тенденции научных знаний, которые позволяют изучать фольклор в широком комплексе его связей в искусстве, общественной жизни, культуре.

На наш взгляд, наиболее перспективный путь подготовки специалистов в области народно-певческого искусства это, во-первых, координация работы Кемеровского государственного института культуры, Кемеровского областного института усовершенствования учителей, научно-методического центра народного творчества и досуга; во-вторых, приведение учебных программ по профильным дисциплинам во всех трёх уровнях (школа - колледж - вуз) к единому, общему стандарту, составляющему неразрывную, логичную и понятную цепь содержания и методик.

Одним из направлений, по которому осуществляет подготовку Кемеровский государственный институт культуры, является направление «Искусство народного пения» профиль «Хоровое народное пение». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению «Искусство народного пения» предполагается обучение по двум профилям «Хоровое народное пение» и «Сольное народное пение». На сегодняшний день в Сибирском федеральном округе во всех вузах культуры и искусства открыты направления по подготовке хоровиков, однако практически отсутствует «Сольное народное пение».

Такое положение дел нам представляется нелогичным. Отсутствие специалистов, владеющих профессиональными компетенциями в области сольного народного пения, негативно сказывается на процессе формирования будущих абитуриентов колледжей и вузов культуры. А также не позволяет сфере дополнительного образования рассредоточить учебное время на развитие певческих навыков.

Введение такого направления, как «Сольное народное пение» в высших учебных заведениях сибирского региона, позволило бы обеспечить высокий профессиональный уровень преподавания специальных дисциплин на уровне «школа - колледж», что в свою очередь, могло бы повлиять на рост престижа традиционного искусства в целом.

Качество подготовки специалистов было и остаётся определяющим компонентом общественной оценки результатов деятельности высшей профессиональной школы. Особенности социально-экономического развития современного общества определяют потребность в разработке и внедрении систем управления качеством образования как важнейшую государственную задачу, решение которой призвано обеспечить попол-

нение ресурсного потенциала страны конкурентоспособными творческими кадрами, способными успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с приобретённой квалификацией.

В последнее десятилетие документами, характеризующими эталон качества образования, стали государственные образовательные стандарты. В системе высшего образования в настоящее время осуществляется не только дополнение, но и качественное обновление существующего комплекса государственных образовательных стандартов. В настоящее время педагоги вузов вынуждены работать по обеспечению учебно-методической документацией стандарты 3+, появившиеся во второй половине 2017 года, в летний период того же года вышли в свет обновлённые стандарты 3++. Стандарты по подготовке специалистов до перехода на бакалавриат имели логику обновления и имели чётко сформулированные критерии оценки знаний, умений и навыков (менялись не чаще чем раз в пять лет). В нынешней ситуации при постоянной смене стандартов и, естественно, изменении комплекса необходимых компетенций непонятно, чему и как обучать студентов. Для небольшого сравнения вспомним комплекс компетенций 3+ стандарта - это ОК, ОПК, ПК; в стандарте 3++ видим уже УК, ОПК, а ПК должны быть сформированы на основе «профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников (далее - иные требования, предъявляемые к выпускникам)» [3].

Для конкретизации ПК учреждение высшего образования осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускника, из реестра. При определении профессиональных компетенций организация осуществляет выбор профессиональных стандартов,

Библиографический список

соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных и размещённых на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» (http://profstandart. rosmintrud.ru). Из профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщённых трудовых функций, соответствующих профессиональной деятельности выпускников [2].

Смена стандарта влечёт за собой изменение учебного плана, рабочих учебных программ и другой регламентирующей и методической документации. Вследствие этого студент вынужден постоянно адаптироваться к новым предметам и дисциплинам, и соответственно к новым требованиям. В настоящее время возникает ещё одна проблема, связанная с утверждением нового стандарта - это невозможность разработки адаптированной образовательной программы, учебного плана и рабочих программ дисциплин, так как до сих пор ещё не разработаны и не размещены на сайте министерства образования примерные образовательные программы. Высшие учебные заведения на сегодняшний момент не могут приступить к формированию разностороннего учебно-методического обеспечения учебного процесса, отвечающего особенностям направления подготовки, по которой должна произвести набор абитуриентов 2018 года.

Подводя итоги сказанному, отметим, что в современное музыкальное образование необходимо внедрять идеи национального возрождения не только общероссийской, но и региональной культуры. Более пристальное внимание уделять профессиональным дисциплинам. Положительные результаты от внедрения в учебный процесс как традиционных, так и инновационных продуктов учебно-методического обеспечения могут быть достигнуты только при наличии полной адекватности их содержания установленным государственными образовательными стандартам и требованиям к уровню подготовленности специалистов, в частности, предусмотренному ими составу знаний и умений выпускников соответствующего направления подготовки.

1. Аракелова А.О. Отечественное образование в области музыкального искусства. Автореферат диссертации ... доктора искусствоведения. Магнитогорск, 2012.

2. Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808). Available at: http://base. garant.ru/70828330/#ixzz55v95YXxo

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.04 искусство народного пения. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/15l/l50/24/103

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 53.03.04 искусство народного пения. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/25/126

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 53.03.04 искусство народного пения. Available at: http://fgosvo.ru/news/6/1912

References

1. Arakelova A.O. Otechestvennoe obrazovanie v oblasti muzykal'nogo iskusstva. Avtoreferat dissertacii ... doktora iskusstvovedeniya. Magnitogorsk, 2012.

2. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. N 808). Available at: http://base.garant. ru/70828330/#ixzz55v95YXxo

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 53.03.04 iskusstvo narodnogo peniya. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/103

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 53.03.04 iskusstvo narodnogo peniya. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/25/126

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 53.03.04 iskusstvo narodnogo peniya. Available at: http://fgosvo.ru/news/6/1912

Статья поступила в редакцию 22.02.18

УДК 378

Kurbanova A.M., senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical

University, Head of Department of the SRD UDPO "Makhachkala Center for Improvement of Qualifications" (Makhachkala,

Russia), E-mail: tutor2014@mail.ru

Karimulaeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: almara-2010@yandex.ru

ORGANIZATION OF METHODICAL WORK TO INCREASE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS. Currently, methodological work is carried out at all levels of general and vocational education. Improving the professional competence of teachers by means of organization of methodical work on a diagnostic basis due to the need to enhance the professionalism of teachers by increasing the number of knowledge about new methodologies, techniques, technologies and skills by copying them in their activities. The teacher, skillfully and effectively possessing new techniques, techniques, technologies, has a new style of thinking, fundamentally different approach to the assessment of problems arising, the organization of their activities.

Key words: methodical work, professional competence of teacher, educational institutions, innovative potential of teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.