УДК 343.9
Гамаюнова Виолетта Петровна
Адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии
Краснодарского университета МВД России,
майор полиции
milena.555@mail .ru
Violetta P. Gamajunova
Assistant Professor, Department of criminal law
and criminology
rasnodar University of the MIA of Russia,
police major
Противостояние России со стороны внешних сил, как объективный фактор детерминации незаконной миграции
Opposition of Russia from external forces, as an objective factor of determination of illegal migration
Аннотация: В статье рассмотрена роль противостояния России со стороны внешних сил, стремящихся к мировому доминированию, как фактора детерминации незаконной миграции объективного порядка. Установлено, что стимулирование и использование процессов незаконной миграции со стороны внешних сил осуществляется как для нанесения экономического ущерба стране путем «накачивания» ее массой социально-экономически нестабильного населения, так и путем использования мигрантов для внутренней дестабилизации обстановки, разжигания экстремистских настроений или осуществления террористической деятельности.
Ключевые слова: незаконная миграция, детерминация, внешние угрозы, международное противостояние, национальная безопасность.
Summary: In article the role of opposition of Russia from the external forces seeking for world domination is considered as factor of determination of illegal migration of an objective order. It is established that stimulation and use ofprocesses of illegal migration from external forces is carried out as for causing economic damage to the country by "inflating" by her mass of social and economically unstable population, and by use of migrants for internal destabilization of a situation, kindling of extremist moods or implementation of terrorist activity.
Keywords: illegal migration, determination, external threats, international opposition, national security.
Как указано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, сегодня укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и
внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб. Усиливается противоборство в глобальном информационном пространстве, появляются новые формы противоправной деятельности, в частности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий.
При этом позиция Запада, направленная на противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов. Практика свержения легитимных политических режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает все более широкое распространение. Наряду с сохраняющимися очагами напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Южной Азии, на Корейском полуострове появляются новые «горячие точки», расширяются зоны, не контролируемые властями каких-либо государств. Территории вооруженных конфликтов становятся базой для распространения терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды, иных проявлений экстремизма. Появление террористической организации, объявившей себя «Исламским государством», и укрепление ее влияния стали результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом[1]. Указанные процессы имеют очевидную непосредственную связь с процессами незаконной миграции как регионального, так и мирового масштабов.
В современных условиях развития общественных отношений в государствах, национальным интересам которых противостоит внешняя политика США, как справедливо отмечают А.М. Воронов, А.Н. Сандугей, объективно возникает два взаимообусловленных процесса нежелательных миграций. Первый обусловлен развитием хаоса от так называемых цветных революций и представляет собой вынужденную миграцию, где выталкивающими факторами являются насильственная радикальная исламизация, фашизация общества и, наконец, открытое уничтожение отдельных социальных слоев населения. Второй, напротив, формируется на почве ускоренной враждебной трансформации социальных отношений. Анализ агрессивной наемной организации под названием «Исламское государство Ирака и Леванта» - ИГИЛ, финансируемой Саудовской Аравией и Катаром, четко координируемой Турцией под патронажем США, показал, что организация, действующая под маской ислама, фактически является его врагом. Агрессивное поведение представителей иной, как им кажется, «верной идеологии» вполне осознанно и имеет характер высокой устойчивости. Особенно это проявляется в поведении радикальных исламистов, обращенных в эту псевдорелигию идеологами ИГИЛ. Таким образом, мы столкнулись с
масштабными за всю историю современного мира потоками мигрантов из числа противников (в большинстве своем жертв) и сторонников «новых» революционных отношений, которые приводили к масштабным изменениям геополитической карты мира в конце XVIII века и начале XX столетия. С потоками беженцев в искомые страны въезда устремляются эмиссары, активные участники (боевики) и просто пособники преступных организаций, управляемых в первую очередь США, для ведения подрывной работы в очередном государстве-жертве. Цель таких планируемых миграций вполне очевидна. Во-первых, это юридическое закрепление правового статуса своих сторонников под эгидой беженцев. Во-вторых, формирование в новой социальной среде платформы для новоиспеченных «революций» или, как минимум, вербовка наемников для ведения войн в «захваченных» странах исхода[2].
Потенциал угроз такого рода внешнего противостояния национальной безопасности России через «заигрывание» с международным терроризмом и их взаимосвязь с незаконной миграцией можно наглядно проследить на примере Крыма - региона, факт вхождения которого в состав Российской Федерации во многом детерминировал ряд так называемых «крымских» угроз - отчасти новых, ранее ей не присущих и бросающих вызов системе национальной безопасности России[3]. Исследования показывают, что к «внешним» факторам, непосредственно связанным с нелегальной миграцией (нелегальными мигрантами как основной целевой аудиторией), которые могут повлиять на существенное изменение оперативной обстановки в Крыму, в первую очередь можно отнести расширение влияния ИГИЛ, проведение боевых действий государством-соседом Турцией, а также экспансию исламского капитала на территорию полуострова, в том числе в целях финансирования и деятельности лояльно настроенных масс населения, а также так называемых агентов «слипперов».
Так, расширение влияния ИГИЛ может существенно повлиять на ухудшение оперативной обстановки на территории полуострова по средствам распространения идей исламского государства (Халифата), всеобщего мусульманского братства и равенства. Распространение этих идей могут осуществляться прибывшими с территорий подконтрольных ИГИЛ муфтиями, имамами, духовными просветителями. Проведение Турцией, боевых действий против боевиков ИГИЛ может, в случае неудачи наступательных действий, привести к нивелированию государственных границ Турции. Фактическое «отсутствие» государственной границы Турции с Сирией и Ираком даст возможность беспрепятственно проникать боевикам на территорию сопредельного государства, что также может в значительной мере ухудшить обстановку в Крыму. Это может быть связано как с последующей прямой попыткой экспансии Крыма ИГИЛом, так и с массивным бесконтрольным притоком беженцев с территории Турции. Последний несет на себе реальную опасность массового проникновения на территорию Крымского федерального округа боевиков ИГИЛа и различного рода радикальных мусульманских эмиссаров-проповедников-вербовщиков. Экспансия исламского (арабского)
капитала в ближайшее время может привести к росту лоббизма бизнес-интересов исламских инвесторов среди крымских представителей органов публичной власти (особенно среди крымско-татарской элиты, представленной в органах публичной власти) и коррупционной преступности, тем более, как показывают социологические исследования, крымские представители органов публичной власти склонны к получению взяток. Всплеск коррупционной преступности в органах публичной власти Крыма может существенно повлиять на общественные настроения в крымском обществе, дезорганизовать работу органов публичной власти КФО. Успешное лоббирование бизнес-интересов исламских инвесторов со стороны представителей властей Крымского федерального округа может повлечь развертывание масштабной деятельности различного рода экстремистских и террористических организаций, в первую очередь через деятельность радикальных мусульманских эмиссаров-проповедников-вербовщиков, осуществляемую по видом создания новых и расширения деятельности существующих религиозных и миссионерских учреждений, организаций, фондов и т.д. [4]
Внешние негативные миграционные процессы и влияние их незаконных проявлений на безопасность России также в значительной мере обусловлены положением дел на Украине, прежде всего, гражданской войной на юго-востоке Украины и ростом количества беженцев из Донецкой и Луганской областей Украины, а также иных мигрантов, которые массово покидают страну по политическим и социально-экономическим мотивам.
Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта. Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России[5].
Россия является многонациональным государством, имеющим давние традиции толерантного отношения между этносами и эффективного государственно-правового регулирования межэтнических конфликтов. Соответственно процесс адаптации мигрантов может проходить более безболезненно и органично, чем во многих государствах Западной Европы, и не вызывать устойчивых стереотипов негативного отношения к «чужому», экстраполирующихся на местных представителей этнических меньшинств. Однако малоконфликтная форма интеграции мигрантов, перспективная в России с учетом ее исторических традиций, может остаться нереализованной под влиянием массированного искусственного воздействия на социальные процессы. Речь идет о пропаганде ваххабизма и разжигании противостояния между исламским и христианским населением, распространении неонацистской идеологии, стимулировании настроений ксенофобии и антисемитизма среди населения. [6]
Сегодня инициация и поддержание экстремистской и террористической деятельности в России осуществляется преимущественно из-за рубежа. Экстремистская и террористическая деятельность поддерживается в организационном плане и финансируется через различные «гуманитарные», «миссионерские» и «просветительские» религиозные, правозащитные, политические и иные организации и движения и их представительства. Учредителями и спонсорами таких организаций в большинстве случаев оказываются зарубежные «оппоненты» России. Именно таким путем сегодня осуществляется издание литературы и иная пропагандистская деятельность экстремистского характера; насаждение идей шовинизма, национализма и сепаратизма; провоцирование и поддержание межэтнических и межконфессионных конфликтов; создание предпосылок для массовых нарушений общественного порядка, вооруженных конфликтов и государственных переворотов [7].
Незаконные мигранты с самого начала оказываются в полной зависимости от транснациональной организованной преступности, сетевые элементы которой специализируются на данном виде «бизнеса». Находясь в условиях бытовой и социальной неустроенности, не имея возможности на надлежащем уровне легально обеспечить свои потребности, а в некоторых случаях не имея такого желания, вынужденные мигранты часто становятся на преступный путь. При этом они нередко организовываются по национальному принципу или по принципу землячества в различные преступные сообщества или примыкают к уже существующим, в том числе экстремистским и террористическим организациям. [8] При массовом привлечении сезонных рабочих часто не оформляются соответствующие разрешительные документы, отсутствует контроль за перемещением сезонных работников, в результате чего на территорию полуострова под видом добропорядочных сезонных рабочих могут проникнуть радикальные элементы. Лица, которые из года в год прибывают в Россию из других стран постсоветского пространства для сезонных работ, могут быть завербованы антироссийскими организациями с целью сбора информации, передачи средств для существования антироссийским активистам, а также для проведения и координации различного рода антироссийских мероприятий. В сфере трудовой миграции среди мигрантов устанавливаются тесные взаимосвязи, основанные на принципах землячества и религии. В ряде среднеазиатских странах установилась прочная тенденция к расширению влияния радикального ислама, что может привести к распространению и укоренению радикализма в среде мигрантов, которые могут влиться в ряды местных религиозных радикалов и экстремистов. [9] Также отдельно следует отметить проблему вербовки беженцев со стороны радикальных украинских и иных организаций. Психоэмоциональное состояние беженцев, вызванное вынужденным переселением, понесенными тяготами и лишениями, социальной неопределенностью, может быть использовано антироссийскими силами для формирования негативного отношения к органам публичной власти. Их неудовлетворенность и невозможность быстрого решения всех проблем,
связанных с их фактическим положением, может послужить основанием для роста общеуголовной преступности, что так же будет использовано для нагнетания антироссийских и экстремистских настроений.
Как можем видеть, внешние силы, стремящиеся ослабить экономическую и оборонную мощь России, стремятся активно использовать для этого представителей международного терроризма и криминального мира (как на локальном, так и международном уровне), действуя при этом как через отдельных их представителей при совершении различных провокаций, так и через преступные организации, используя последние в целях вмешательства в политику, экономику или при попытках дестабилизации обстановки в том или ином регионе [10]. Именно незаконные мигранты являются питательной средой и потенциальным инструментом для осуществления антироссийской деятельности внешними силами.
Таким образом, стимулирование и использование процессов незаконной миграции со стороны внешних, противостоящих России, сил может осуществляться как для нанесения экономического ущерба стране путем «накачивания» ее массой социально-экономически нестабильного населения, так и путем использования мигрантов для внутренней дестабилизации обстановки, разжигания экстремистских настроений или осуществления террористической деятельности. При этом, как совершенно верно указывают А. Князев и А. Чучаев, нельзя игнорировать прогноз, связанный с последствиями формирования в России территориальных анклавов со значительной долей этнических иммигрантов среди населения, что может привести к вмешательству государств - «поставщиков» мигрантов во внутренние дела страны их пребывания в целях защиты прав и интересов своих соотечественников[11]. Бесконтрольное засилье незаконными мигрантами различных территории нашей страны и формирование ими этнически и религиозно обособленных анклавов грозит катастрофическими последствиями для национальной безопасности России.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
2. Воронов А.М., Сандугей А.Н. Незаконная миграция - угроза национальной безопасности //Вестник Финансового университета. 2016. № 1 (91). С. 21-22.
3. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А. Тенденции проявлений экстремизма и терроризма в Крымском федеральном округе и пути повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию им // Библиотека уголовного права и криминологии. Научный журнал. 2016. № 2 (14). С. 127-137.
4. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А., Новиков Д.В. Криминологический анализ угроз экстремистского характера в Крымском федеральном округе. Монография / Крымский филиал Краснодарский университет МВД России. Симферополь, 2016. 208 с. С. 8-25; Кашкаров А.А. Социально-психологическое исследование состояния должностной преступности в органах публичной власти в Республике Крым и городе Севастополе. Краснодар: Краснодарский университет МВД России. 2015. 154 с. С. 6-39.
5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
6. Вишневецкий К.В. Социальная миграция как фактор криминализации и виктимизации населения // Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 13 марта 2015 г. / под общ. ред. С.А. Буткевича. Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. С. 13-14; Вишневецкий К.В. Особенности виктимизации этнических меньшинств // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2010. № 4. С. 23-25; Вишневецкий К.В. Терроризм. Виктимологический аспект // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 333-340.
7. Игнатов А.Н. Современные угрозы криминологической безопасности Республики Крым // В сборнике: Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к годовщине вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации. Под общей редакцией С.А. Буткевича. 2015. С. 43-48.
8. Игнатов А. Н. Латентность преступлений, совершаемых на почве ненависти // В сборнике: Противодействие ксенофобии, экстремизму и терроризму в современном обществе. Научные труды Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Игнатова А.Н.. 2012. С. 151-156.
9. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А. Проблемы профилактики преступлений экстремистской и террористической направленности в Крымском федеральном округе // Мир юридической науки. 2015. № 10. С. 47-54.
10. Игнатов А.Н. Современные угрозы криминологической безопасности Республики Крым // В сборнике: Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к годовщине вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации. Под общей редакцией С.А. Буткевича. 2015. С. 43-48.
11. Князев А., Чучаев А. Уголовно-правовое противодействие незаконной легализации мигрантов // Уголовное право. 2008. № 5. С. 35.
Literature:
1. The decree of the Russian President of 31.12.2015 No. 683 "About the Strategy of national security of the Russian Federation"//the Collection of the legislation of the Russian Federation. 04.01.2016. No. 1 (part II). Art. 212.
2. Voronov A.M., Sandugey A.N. Illegal migration - threat of national security//the Bulletin of the Financial university. 2016. No. 1 (91). Page 21-22.
3. Ignatov A.N., Kashkarov A.A. Tendencies of implications of extremism and terrorism in the Crimean federal district and a way of rising of efficiency of activities of law enforcement agencies for counteraction to it//Library of criminal law and criminology. Scientific magazine. 2016. No. 2 (14). Page 127-137.
4. Ignatov A.N., Kashkarov A.A., Novikov D.V. The criminological analysis of threats of extremist character in the Crimean federal district. Monograph / Crimean branch Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Simferopol, 2016. 208 pages of Page 8-25; Kashkarov A.A. A social and psychological research of a condition of official crime in organs of the public power in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol. Krasnodar: Krasnodar
university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2015. 154 pages of Page 6-39.
5. The decree of the Russian President of 31.12.2015 No. 683 "About the Strategy of national security of the Russian Federation"//the Collection of the legislation of the Russian Federation, 04.01.2016, N1 (part II), Art. 212.
6. Vishnevetsky K.V. Social migration as factor of criminalization and victimization of the population//Problems of a transition period: adaptation of normative legal acts of the Crimean federal district to the legislation of the Russian Federation: materials of the All-Russian scientific and practical conference, on March 13, 2015 / under a general edition of S.A. Butkevich. Simferopol: DIAYPI, 2015. Page 13-14; Vishnevetsky K.V. Features of victimization of ethnic minorities//Bulletin of the Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2010. No. 4. Page 23-25; Vishnevetsky K.V. Terrorism. Viktimologichesky aspect//Theory and practice of social development. 2013. No. 5. Page 333-340.
7. Ignatov A.N. Modern threats of criminological safety of the Republic of Crimea//In the collection: Problems of a transition period: adaptation of normative legal acts of the Crimean federal district to the legislation of the Russian Federation. Materials of the All-Russian scientific and practical conference dated for anniversary of inclusion of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol in structure of the Russian Federation. Under the general edition of S.A. Butkevich. 2015. Page 43-48.
8. Ignatov A. N. A latence of the crimes committed because of hatred//In the collection: Counteraction of a xenophobia, to extremism and terrorism in modern society. Scientific works of the International scientific and practical conference. Under the general edition of Ignatov A.N. 2012. Page 151-156.
9. Ignatov A.N., Kashkarov A.A. Problems ofprophylaxis of crimes of extremist and terrorist orientation in the Crimean federal district//the World of jurisprudence. 2015. No. 10. Page 47-54.
10. Ignatov A.N. Modern threats of criminological safety of the Republic of Crimea//In the collection: Problems of a transition period: adaptation of normative legal acts of the Crimean federal district to the legislation of the Russian Federation. Materials of the All-Russian scientific and practical conference dated for anniversary of inclusion of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol in structure of the Russian Federation. Under the general edition of S.A. Butkevich. 2015. Page 43-48.
11. Knyazev A., Chuchayev A. Criminal and legal counteraction of illegal legalization of migrants//Criminal law. 2008. No. 5. Page 35.