Научная статья на тему 'К вопросу об общественной опасности исламского радикализма в современном светском обществе'

К вопросу об общественной опасности исламского радикализма в современном светском обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
304
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / РЕЛИГИЯ / КОНФЛИКТ / ОБЩЕСТВО / ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кашкаров Александр Александрович, Штехбарт Александр Людвигович

В статье рассмотрены угрозы, которые возникают в связи с экспансией исламистского радикализма в сфере жизнедеятельности современного светского общества. Определены особенности проникновения радикализма в социум, основный вывод заключается в том, что возникший духовный кризис светских обществ даёт возможность для роста и культивации радикальных исламистских идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об общественной опасности исламского радикализма в современном светском обществе»

УДК 343

Кашкаров Александр Александрович

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин

Крымский юридический институт (филиал) Академии Генеральной

прокуратуры Российской Федерации

тел. +79892339777

Штехбарт Александр Людвигович

доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Крымский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации тел. +79892996000 Alexander A. Kashkarov

Candidate of Law Sciences, associate professor of criminal and legal disciplines Crimean legal institute (branch) of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation ph. +79892339777

Alexander L. Shtekhbart

associate professor of criminal trial, criminalistics and participation of the prosecutor in criminal legal proceedings Crimean legal institute (branch) of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation ph. +79892996000

К вопросу общественной опасности исламского радикализма в современном светском обществе

To the question of the public danger of Islamic radicalism in a modern secular society

Аннотация: в статье рассмотрены угрозы, которые возникают в связи с экспансией исламистского радикализма в сфере жизнедеятельности современного светского общества. Определены особенности проникновения радикализма в социум, основный вывод заключается в том, что возникший духовный кризис светских обществ даёт возможность для роста и культивации радикальных исламистских идей.

Ключевые слова: исламский радикализм, экстремизм, терроризм, преступление, религия, конфликт, общество, идеология.

Abstract: The article examines the threats that arise in connection with the expansion of Islamist radicalism in the sphere of life of contemporary secular society. The specifics of the penetration of radicalism into the society are defined, the main conclusion is that the emerging spiritual crisis of secular societies provides an opportunity for the growth and cultivation of radical Islamist ideas.

Key words: Islamic radicalism, extremism, terrorism, crime, religion, conflict, society, ideology.

Радикализм, как известно, это крайняя форма бескомпромиссной приверженности какой-либо идеи, концепции, взглядам, направленной на достижение определённой социальной, политической, религиозной цели либо комплекса целей, отмечается, что радикализм базируется на крайних, предельно агрессивных идеологиях и чрезвычайных, решительных действиях, направленных на коренное изменение всей существующей социально-экономической и политической системы [1, с. 4; 2, с. 19]. Радикализм присущ различным социальным сферам, однако, наиболее часто он встречается там, где наличествует определённая идеология. Идеологическое наполнение в большей степени присуще таким социальным сферам, как политика и религия, в некоторых случаях религия неотделима от политики и наоборот. Взаимное проникновение политики в религию и религии в политику имеет давние исторические корни, однако современному обществу и светским государствам удалось отделить религию от политики посредством правовых механизмов, закрепив постулат о том, что государственная власть отделена от религии, чего нельзя сказать о большинстве государств Ближнего Востока и Средней Азии, где государственная власть и религия выступают монолитным сплавом. Отмечая относительно устоявшийся консерватизм ислама в ближневосточных и среднеазиатских государствах, следует согласиться с мнением В.Н. Фадеева, который отмечает, что ислам как «молодая» религия ещё проходит те же этапы исторического развития, чтобы завоевать свою нишу. Также, как и в христианстве, в мусульманской религии произошёл раскол на различные течения, во многом, враждебные между собой. Возникли и крайне реакционные направления, которые пытаются вытеснить, уничтожить не только другие религии, но и традиционный ислам [3, с. 174].

Религия, в частности ислам, играет важную ключевую роль в социально-политических, социально-экономических, социально-культурных и иных процессах в государствах ближневосточного и среднеазиатского регионов. Ислам в государствах указанных регионов является традиционной, «коренной» и исконной религией, которая имеет свои политические тенденции и направления, а также политические способы и приёмы выражения и реализации. Продолжая указанный тезис, отметим, что религия, политика и государственная власть в государствах указанных регионов за многие годы научились сосуществовать, взаимодополнять и взаимодействовать друг с другом.

Чего нельзя сказать о процессах, связанных с исламизацией светских государств. В последнее время прослеживается тенденция с экспансией исламистских ценностей в государствах, где ислам не является традиционной религией, к увеличению мусульманского населения как в Европе, так и в России, что, несомненно, приводит к эскалации исламского радикализма не только в европейских государствах и России, но и во всем мире, что даёт нам основание утверждать, что современная теория криминологии, к сожалению, не успевает за интенсивно развивающимися, как количественно, так и

качественно, процессами криминализации социального пространства исламского радикализма, весьма активного проникновения их в сопредельные, не связанные до сих пор с исламом, области социальных взаимодействий.

К сожалению, характерной особенностью многих современных обществ является низкий уровень духовности и культуры населения. Благодаря действию неолибералистической идеологии, утвердившейся в западном мире на протяжении двух последних столетий, главными ценностями общественной жизни стали обновление, рост, прогресс. Они всего за пару столетий изменили характер взаимоотношений между людьми, между личностью и социумом. Навязанная западным миром глобалистическая идеология ориентирована на нивелирование ценностей локальных культур, что содействует обезличиванию и унификации, вплоть до вырождения таких культур в этнографическую массу - население. Такое навязывание чуждых социокультурных моделей представителям автохтонных, самозамкнутых культурных групп порождает культурное насилие, связанное с борьбой за собственную идентичность [4, с. 48]. Достижения демократического общества в виде западной демократии радикалы не приемлют, так как характерный для неё плюрализм мнений и наличие различных партий может привести к расколу среди мусульман. Однако иные достижения западной цивилизации исламский мир воспринимает в той мере, в какой считает это целесообразным и выгодным, т. е. до уровня, который не позволяет западному образу жизни вторгаться в духовную жизнь мусульман [5, с. 81]. Именно кризисные явления в духовной сфере современного общества являются одной из основных актуальных проблем, несущих сегодня наибольший криминогенный потенциал, который все чаще проявляется в преступлениях экстремистской направленности и терроризме [4, с. 48].

Следует подчеркнуть, что ислам не ограничивается исключительно религиозным форматом. Он выступает одновременно ключевым элементом национальной (мусульманской) идентичности людей, сплачивающим их в единое глобальное сообщество с довольно более высокой степенью солидарности, нежели другие религии. Именно такого рода сплочённость социальной среды мусульман (уммы) позволяет радикальным их представителям использовать исламские постулаты и догмы для распространения среди единоверцев-мусульман, а в некоторых случаях и среди неофитов, экстремистских и террористических идей, материализованным воплощением которых и являются многие опасные преступления. Отмечается, что и на Западе, и в России недооценили степень влияния ислама на широкие народные массы в мусульманских странах и регионах, а также потенциальные возможности этой религии как мобилизующей и интегрирующей социальной силы [6].

Вызовы религиозного экстремизма и терроризма для безопасности российского государства являются не новыми. Как показывает практика, наибольшего накала межэтнические и межконфессиональные конфликты

достигают или потенциально могут достичь на территориях со сложным этническим и конфессиональным составом, а также на территориях с преобладанием какой-либо одной национальности, но являющихся притягательными для мигрантов [7, а 4-5]. Наряду с «традиционными» очагами и территориями религиозных конфликтов и противостояния угроза религиозного радикализма все острее проявляется для Республики Крым, наиболее опасную угрозу для безопасности которой представляют национальный, политический и религиозный экстремизм и терроризм [8, а 127-137]. При этом, экстремистская и террористическая деятельность поддерживается в организационном плане и финансируется через различные «гуманитарные», «миссионерские» и «просветительские» религиозные, правозащитные, политические и иные организации и движения и их представительства. Учредителями и спонсорами таких организаций в большинстве случаев оказываются зарубежные «оппоненты» России. Именно таким путем сегодня осуществляется издание литературы и иная пропагандистская деятельность экстремистского характера, насаждение идей шовинизма, национализма и сепаратизма, провоцирование и поддержание межэтнических и межконфессионных конфликтов, создание предпосылок для массовых нарушений общественного порядка, вооруженных конфликтов и государственных переворотов [9, а 47-53]. Таким образом, наибольшую угрозу современному обществу исламский радикализм приносит своими средствами борьбы за достижения пропагандируемых целей, а именно активизацией террористической и экстремистской деятельности, которая выражается в войне с неверными.

Отмечая общественную опасность деятельности радикальных исламистов, следует также указать то обстоятельство, что с целью придания убедительности своих доводов в религиозной сфере они позволяют себе относительно фривольное, селективное толкование канонических положений Корана, что подрывает в сознании мусульман существующие догматические устои. Обращая особое внимание на данную проблему, следует указать, что она остро стоит во многих мусульманских регионах России, так как представители духовенства в большинстве являются приглашёнными имамами, которые проходили обучение не в канонической религиозной организации, а в организации, которая является адептом идей радикального ислама. Таким образом, методика аргументации радикальных исламистов основана, как правило, на подтверждении ими тех или иных выдвигаемых положений, идей, а порой и просто домыслов, той или иной цитатой, буквально вырванной, выхваченной из Корана или Сунны. Нередко они подкрепляют свои идеи трудами салафитов прошлого. Безусловно, такой подход способствует радикализации ислама в определенные, переломные этапы истории, в русле этого процесса фиксируется развитие религиозно-политического экстремизма и даже терроризма, мотивированного идеологемами радикального исламизма [10, с. 129].

Кроме того, в последнее время во многих государствах и даже отдельных регионах некоторых держав отмечается политизация

исламистского движения, создаются политические партии и общественные движения радикального исламистского толка и направленности, основная цель которых инкорпорирование исламских ценностей в современный светский социум, придание исламу статуса государственной религии, создание панисламистского государства. Такого рода радикальные организации имеют глубоко эшелонированную внутреннюю структуру, которая позволяет отдельным её структурным элементам, подразделениям действовать автономно друг от друга, каждая из существующих ячеек чётко структурированы с одной стороны, и децентрализованы - с другой. Сформированные ячейки в обязательном порядке должны руководствоваться в своей деятельности принципами конспирации. Исследователи отмечают, что распространяемый в мире радикальный ислам следует признавать политизированным сектантским движением, о политизации радикализма указывают такие признаки, как: 1) однозначно отрицательное отношение к существующей власти и стремление к власти; наличие идеологии «правильного» обустройства политической системы и идеологии строительства государства и государственных структур; 2) тактика политической борьбы; 3) политико-идейная обоснованность и развитый агитационный механизм и средства пропаганды [11, с. 53].

При осуществлении своей деятельности исламисты активно используют передовые достижения и технологии 1Т-сферы, социальных сетей, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», инструментарий средств массовой информации, институтов гражданского общества, камуфлируют свою деятельность под видом общественных организаций, профсоюзов с целью оказания давления на политические, экономические, но в большей степени религиозные, духовные элиты, осуществить экспансию радикальных исламистских взглядов в социуме. Указанный тезис даёт нам основание утверждать о высокой степени «выживаемости» радикальной исламистской идеологии в обществе, свидетельствует о его динамизме и высокой степени социальной конъюнктуры, при условии сохранения фанатичной приверженности радикальным исламистским идеям.

Определяя религиозный окрас радикального исламизма, следует отметить, что его политические идеи базируются на постулатах равенства, братства, а также националистических идеях, которые позволяют культивировать идеи единства всех мусульман и пренебрежительного отношения к неправоверным.

Популяризация идей радикального исламизма объясняется рядом обстоятельств, а именно: условиями социального неравенства, авторитаризма властей, расцвета коррупции и должностной преступности в органах публичной власти и возвращения участников боевых действий за оппозицию из Сирии, которые приобретают статус героя, а в некоторых случаях статус мученика [12, с. 66]. Вербовщики спекулируют отсутствием базовых знаний о догмах истинного ислама, фривольными трактовками Корана, наличием указанных социальных проблем, указывают, что существующая

государственная власть не в состоянии справится с указанными проблемами, реализуемая властями политика безбожна и по этой причине она нерезультативна, а обращение к «истинной» вере позволит разрешить их, достичь всеобщего благоденствия и равенства мусульман.

Отдельную угрозу представляют адепты радикального ислама, которые побывали в зонах вооруженных конфликтов и вернулись обратно в места постоянного проживания. Их опасность заключается в том, что данные лица приобрели опыт ведения боевых действий, статус воина. Статус и авторитет данных лиц достаточно высок в исламистском сообществе, что даёт возможность активно привлекать их к эмиссарской и пропагандистской деятельности, вербовочному процессу.

Мы полагаем, что классификация радикального ислама на: умеренное крыло; умеренно-радикальное крыло; радикальное крыло, которую используют некоторые исследователи [2, с. 48-50], является не верной и сомнительной, поскольку и умеренный радикальный исламизм и радикально -экстремистский исламизм по существу имеют одну общую идеологию и одну общую цель - построение исламского государства. Кроме того, думается, что существование так называемых «полулегальных» организаций с точки зрения права недопустимо. Тут следует согласиться с мнением Г.В. Волгушева, который отмечает, что нет необходимости делить вах-хабизм-салафизм в России на «умеренный» и «реформистский»: показная умеренность, проявляющаяся в распространении религиозной литературы, листовок, кинофильмов, в разъяснительной работе с населением в вопросах возрождения исламских ценностей, пропаганде нравственности и т.д. - не более чем тактический ход с целью привлечения на свою сторону верующих: идет невидимая неназойливая идеологическая обработка населения [11, с. 55].

Подводя итог сказанному, следует согласиться с мнением С.А. Семедова, что радикализм исламистских движений находится в прямой зависимости от своеобразия исламской доктрины, которое состоит в слиянии в ней сакрального и профанного интересов общины и личности, в разделении мира на область мира и область войны. Этим, нам кажется, объясняется жёсткость исламских вызовов Западу, принимающих вид столкновения цивилизаций. Любая угроза привычному образу жизни, ущемление национальной гордости, удар по этническому самосознанию воспринимаются как покушение на ислам. Это придаёт особую ожесточённость выступлениям радикальных исламистов [5, с. 86]. Особенно такого рода угрозы исламистской идентичности наиболее ярко выражаются в светских государствах, также мы полагаем, что предупреждение исламистского радикализма существенным образом повлияет на минимизацию исламистского экстремизма и терроризма.

Также в качестве вывода отметим, что существование религиозного радикализма представляет определенного рода опасность для самого ислама, так как пропагандируемое и насаждаемое насилие зарождает антагонистские

процессы и настроения, как среди самих мусульман, так и представителей других религий и конфессий.

Литература:

1. Яхьяев М.Я. Причины радикализации ислама в современном мире // Исламоведение. 2010. № 2. С. 4-14.

2. Шарипов А.К. Предупреждение преступлений, обусловленных исламским радикализмом (по материалам Республики Таджикистан): дис. ... канд. юрид. наук по специальности 12.00.08. М., 2017. С. 228.

3. Фадеев В.Н. Россия и ближневосточный экстремизм // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 172-180.

4. Игнатов А.Н. Кризис духовной сферы как фактор детерминации экстремизма, терроризма и криминального насилия в целом // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3 (41). С. 48.

5. Семедов С.А. Исламский радикализм в современном мире: сущность и причины возникновения // Социология власти. 2009. № 7. С. 77-86.

6. Воронцов С.А. Исламский радикализм как угроза национальной безопасности современной России // Философия права. 2008. № 2. С. 121129.

7. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А., Новиков Д.В. Криминологический анализ угроз экстремистского характера в Крымском федеральном округе: монография. Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2016. С. 4-5.

8. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А. Тенденции проявлений экстремизма и терроризма в Крымском федеральном округе и пути повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию им // Библиотека уголовного права и криминологии. 2016. № 2 (14). С. 127-137.

9. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А. Проблемы профилактики преступлений экстремистской и террористической направленности в Крымском федеральном округе //Мир юридической науки. 2015. № 10. С. 4753.

10. Добаев И.П. Идеологические конструкты радикального исламизма // Гуманитарий Юга России. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologicheskie-konstrukty-radikalnogo-islamizma (дата обращения: 14.03.2018).

11. Волгушев Г.В. Радикальные идеологии и исламизм: политические параметры // Kant. 2015. № 4 (17). С. 53-55.

12. Синиченко В.В., Аграфонов М.Ю. Развитие исламского радикализма в Средней Азии как одна из угроз безопасности Российской Федерации в XXI в // Известия Иркутского государственного университета. Серия: «Политология. Религиоведение». 2015. Т. 14. С. 61-68.

Literature:

1. Yakhyaev M.Ya. The reasons of radicalization of Islam in the modern world//Islamic studies. 2010. No. 2. Page 4-14.

2. Sharipov A.K. Prevention of the crimes caused by Islamic radicalism (on materials of the Republic of Tajikistan): yew. ... edging. wpud. sciences in the specialty 12.00.08. M, 2017. Page 228.

3. Fadeyev V.N. Russia and Middle Eastern extremism/Messenger of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2014. No. 7. Page 172-180.

4. Ignatov A.N. Crisis of the spiritual sphere as factor of determination of extremism, terrorism and criminal violence in general//Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2015. No. 3 (41). Page 48.

5. Semedov S.A. Islamic radicalism in the modern world: essence and causes//Sociology of the power. 2009. No. 7. Page 77-86.

6. Vorontsov S.A. Islamic radicalism as threat of national security of modern Russia//Legal philosophy. 2008. No. 2. Page 121-129.

7. Ignatov A.N., Kashkarov A.A., Novikov D.V. The criminological analysis of threats of extremist character in the Crimean federal district: monograph. Simferopol: Crimean branch of the Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2016. Page 4-5.

8. Ignatov A.N., Kashkarov A.A. Tendencies of manifestations of extremism and terrorism in the Crimean federal district and a way of increase in efficiency of activities of law enforcement agencies for counteraction by him//Library of criminal law and criminology. 2016. No. 2 (14). Page 127-137.

9. Ignatov A.N., Kashkarov A.A. Problems of prevention of crimes of extremist and terrorist orientation in the Crimean federal district//the World of jurisprudence. 2015. No. 10. Page 47-53.

10. Dobayev I. P. Ideological constructs of radical Islamism//Humanist of the South of Russia. 2015. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologicheskie-konstrukty-radikalnogo-islamizma (date of the address: 14.03.2018).

11. Volgushev G. V. Radical ideologies and Islamism: political parameters//Kant. 2015. No. 4 (17). Page 53-55.

12. Sinichenko V.V., Agrafonov M.Yu. Development of Islamic radicalism in Central Asia as one of threats to security of the Russian Federation in XXI in//News of the Irkutsk state university. Series: "Political science. Religious studies". 2015. T. 14. Page 61-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.