Научная статья на тему 'Современные причины и условия коррупции в Крыму'

Современные причины и условия коррупции в Крыму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
364
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КРЫМ / ЧИНОВНИК / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ФАКТОРЫ / ПРИЧИНЫ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вишневецкий Кирилл Валерьевич, Волков Дмитрий Васильевич

В данной статье на основании проведенного авторами анализа рассмотрены основные причины и условия коррупции в современном Крыму. Отмечается, что в условиях «переходного периода» реакций социума на проявления крымской действительности часто становится использование коррупции в решении личных и корпоративных задач и проблем. Существенно влияет на состояние коррупции в Крыму «деятельность» чиновников «украинской формации», как действующих, так и не имеющих официально отношения к органам власти. Внешние факторы коррупции связаны с активным вовлечением инвестиций в экономику региона и вовлечением в орбиту своих интересов представителей власти Крыма со стороны различных коммерческих структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вишневецкий Кирилл Валерьевич, Волков Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные причины и условия коррупции в Крыму»

Вишневецкий Кирилл Валерьевич

доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России Milena.555@mail.ru

Волков Дмитрий Васильевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Университета экономики и управления Milena.555@mail.ru

Kirill V. Vishnevetsky

doctor of law, professor chief of department of the criminal law and criminology Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of Russia Milena.555@mail.ru

Dmitry V. Volkov

Candidate of Law Sciences, associate professor of philosophy and social and humanitarian disciplines University of economy and management Milena.555@mail.ru

Современные причины

и УСЛОВИЯ КОРРУПЦИИ В КРЫМУ

The modern reasons and

conditions of corruption in the crimea

Аннотация. В данной статье на основании проведенного авторами анализа рассмотрены основные причины и условия коррупции в современном Крыму. Отмечается, что в условиях «переходного периода» реакций социума на проявления крымской действительности часто становится использование коррупции в решении личных и корпоративных задач и проблем. Существенно влияет на состояние коррупции в Крыму «деятельность» чиновников «украинской формации», как действующих, так и не имеющих официально отношения к органам власти. Внешние факторы коррупции связаны с активным вовлечением инвестиций в экономику региона и вовлечением в орбиту своих интересов представителей власти Крыма со стороны различных коммерческих структур.

Ключевые слова: коррупция, должностное преступление, Крым, чиновник, органы власти, факторы, причины, детерминанты, предупреждение.

Annotation. The article based on the analysis of the basic causes and conditions of corruption in modern Crimea. It is noted that in a «transitional» society reactions to the manifestations of the Crimean reality is often the use of corruption in solving personal and corporate challenges. Significantly affect the state of corruption in the Crimea «activity» officials «Ukrainian formation», both existing and not having official relations to the authorities. External factors of corruption associated with the active involvement of investments into economy of the region and the involvement of the orbit of the interests of representatives of the Crimean authorities from various commercial structures.

Keywords: corruption, malfeasance, Crimea, official authorities, factors, causes, determinants, prevention.

Исходя из диалектического представления о развитии социальных явлений в современном обществе, следует полагать, что коррупция

в ее текущем проявлении имеет свои корни воз, -

ретения характера пандемии. Здесь следует

говорить о соответствующих факторах и причи-

,

этого социального недуга [1, с. 531].

Коррупция является системой, которая подчинена действиям определенных психологических, социальных, экономических, политических и также иных закономерностей (фашэров), которые объективно существуют в обществе. Эти факторы являются различными по своей природе и происхождению, динамикой и интенсивностью возникновения, а также функциональной

нагрузке и силе воздействия. Их влияние многомерно, они тесно взаимосвязаны, а в некоторых , -

ясь, и влияют на всю систему. Основным же фактором системности коррупции является ее взаимосвязь с другими системами и обществом как метасистемой, выражающаяся, прежде всего, в ее негативном влиянии на них [2, с. 163— 164]. Принцип системности в подходе к анализу природы коррупции и способах противодействия

ей, как отмечает М.Ю. Попов, предполагает, в , -

,

,

стимулирующими коррупцию в обществе. Сложная структура каждого из элементов этой взаимосвязи позволяет в определенной мере объяснить не только природу этого явления, но и его

устойчивость. Диалектический механизм этого явления концептуально можно сформулировать следующим тезисом: любая социально-экономическая система потенциально является источником коррупционных рисков, степень которых возрастает по мере увеличения разрыва между государством и социумом, роста отчуждения человека и гражданина от управления государством. В то же время, общество, пораженное вирусом коррупции, стимулирует коррупционирование государства до

самых высших уровней управления им [3, с. 52].

, ,

, -

ментов трех уровней: человекам (индивидом), обществом и государством.

Не останавливаясь на рассмотрении общих факторов детерминации коррупции, которым в современной литературе уделено достаточно , -

вать специфические факторы коррупции, имеющие место в связи с трансформационными про,

Крым, в том числе, связанными со сложившейся

.

Следует отметить, что даже «традиционные» факторы детерминации коррупции, механизм их влияния приобретают определенную специфику в так называемый «переходный период» жизнедеятельности социума. Как указывают А. Л. Журавлев и А. В. Юревич, наша страна вписывается и в общемировые закономерности коррупции, находясь под влиянием соответствующих факторов. Так, например, уровень коррупции возрастает в период модернизации, когда политическая и экономическая активность населения

опережает институциональное оформление ее , -

нах, и принятие соответствующих решений полностью определяется произволом чиновников. Поэтому, в частности, радикальное уменьшение количества разрешительных и запретительных функций чиновников рассматривается в качестве одного из главных направлений борьбы с коррупцией [4, с. 62]. Особой актуальности данная проблема приобретает сегодня в Крыму, пере-« ».

Вхождение новых субъектов в состав Российской Федерации может послужить причиной ряда проблем, обусловленных отсутствием законодательного опыта и практики разрешения конфликтов и спорных вопросов в различных сферах, в первую очередь социально-экономической сфере (напряженность в обществе, связанная с неопределенностью ряда социальных, этнических и национальных ,

имущественных прав и пр.). Законодательные пробелы, управленческие упущения, отсутствие системных и прозрачных механизмов контроля за распределением бюджетных средств, а также кадровые просчеты в Крыму могут послужить почвой для нарастания и распространения негативных настроений среди населения полуострова [5, а 96].

Сегодня каждый гражданин Крыма находится в ситуации не только неопределенности своего положения, потерянности и непонимания того,

что с ним происходит, но и в условиях внутрен-

,

необходимостью принятия активного участия в событиях, происходящих в связи с трансформацией социальной и правовой системы из одной в другую. Такое противоречивое состояние в условиях трансформации даже в пределах одной системы приводит к таким последствиям, которые проявляются в виде дисгармонии и повышенного уровня психического и психологического напряжения, что впоследствии вызывает у индивида состояние паники, стресса, невроза и, со,

,

действиями, зачастую носящими в себе деструк-, -

ально неодобряемых (негативных) поступков. Именно такое поведение и поступки, а, соответственно и настроения получают статус - экстремальных, те. таких, которые в своем потенциале несут угрозу конструктивному развитию любой системы, не исключение и в социальной, и в политической, и в правовой сферах [6, с. 169]. Проявляется же экстремальное поведение в такой ситуации по-разному: в росте численности негативно настроенных граждан, потерявших работу или не получивших ожидаемых услуг в результате возросшего числа «переселенцев »как из России, так и из Восточной Украины; в различных реакциях населения на изменения

ценовой политики в сторону увеличения. И,

,

,

,

те же люди, что и раньше, которые, зачастую еще не в полной мере осознали новые реалии и новую правовую политику государства , поступая по уже сложившимся ранее шаблонам [6, с. 167]. Естественным является то, что в таких условиях закономерной реакций социума на проявления крымской действительности часто становится использование коррупции в решении личных и корпоративных задач и проблем. Причем, это в полной мере касается как населения, так и власти, и ее представителей.

Что касается населения в целом, то следует -

возникновения и распространения коррупции, воздействующие на массовом уровне. Признаком эпохи глубоких культурных трансформаций является кардинальное изменение как духовно-

психологического состояния духа социума в це-

,

. -тивизм, который, как известно, легко перерождается в принцип «к» разрешено» [7, с. 48].

Кризисные явления в политической сфере общества порождают новые и обостряют влияние существующих негативных факторов в социально-экономической и духовной сферах. Их криминогенный потенциал связан, прежде всего, с распространением правового нигилизма, истоки которого восходят к кризису современного общества, которое теряет такие универсальные фундаментальные составляющие правосознания, как свобода, совесть, солидарность, патриотизм, справедливость, ответственность, долг [8, с. 134].

Исследователи указывают на то, что в так называемый украинский период, в крымском социуме не только сформировался стереотип, что можно все вопросы «купить», но и выработались устойчивые социальные механизмы разрешения раз, -

, -

петенцию органов публичной власти. Социологические исследования показали, что на вопрос

«Были ли случаи, когда попав в коррупционную

,

путем дачи взятки?» лишь 23,82 % ответили « », ,

среди населения Крыма отсутствует доверие как к правоохранительным органам, так и к иным органам публичной власти. Жители Крыма считают процесс противодействия коррупции неэффективным и малодейственным, а практически каждый пятый респондент признает сообщение о факте коррупции потенциально опасным действием для себя или своих близких [9].

Относительно коррупционных проявлений со стороны представителей власти, прежде всего, следует учитывать природу коррупционного потенциала данного уровня. Данная природа определяется тем, что, с одной стороны, совокупному государственному служащему переданы в управление огромные материальные ценности, по объему многократно превышающие все, что может получить в свое распоряжение любое физическое и даже юридическое лицо (государство перераспределяет около половины ВВП общества); с другой - тем, что указанному чиновнику

доверено контролировать движение и матери,

остальной, в том числе, и в частной сфере общественной жизни. Сопротивляясь контролю, эта сфера стремится воздействовать на соответствующие органы путем подкупа, дачи взяток

и использования других материальных и нема-« » ( , -

таж и т.п.), что является для конкретного государственного служащего дополнительным побудительным мотивом к противоправному деянию [10, с. 120].

Общеизвестным является тот факт, что для создания и обеспечения деятельности органов

,

проектов в Крым направлены значительные бюджетные средства в виде инвестиций, субсидий, дотаций и пр. и, что особенно важно для экономики Крыма и России, частные инвестиции, как отечественные, так и иностранные. Это, как справедливо отмечает А.Н. Игнатов, наряду с правовой неурегулированностью многих аспектов новых экономических отношений, несет угрозу разворовывания данных средств и материальных ресурсов (в виде сырьевых, товарных и ) -

пределению и осваиванию, а первую очередь должностными лицами органов государственной власти; создает предпосылки для крупномасштабных злоупотреблений и превышений ими своих должностных полномочий в жизненно важных областях экономики и социальной сферы, ведет к их коррумпированности, а соответственно теневизации экономики Республики, к

снижению ее инвестиционной привлекательности и прочим негативным последствиям [11, с. 45-46].

Существенной особенностью деятельности органов публичной власти в Крыму является то, что подавляющее большинство должностных лиц данного региона ранее проходили службу органах публичной власти Украины и соответственно находились в иной социокультурной и этико-профессиональной парадигме, которая имела свои, отличительные от российской, направления и тенденции развития, далеко не всегда базировавшиеся на принципах профессионализма и гласности [12, с. 27]. Значительно осложняет ситуацию наличие в Крыму бывших должностных лиц органов публичной власти украинского периода, а также функционеров,

обеспечивавших работу коррупционных схем ( - ),

у дел в сложившейся ситуации. Указанные лица (« » « »; -

та соучастия уголовного права их можно назвать «профессиональными пособниками») обладают определенным авторитетом как среди населения, так и среди должностных лиц органов публичной власти Крыму, широкими финансовыми и организационными возможностями. Имеющиеся возможности и авторитет они целенаправленно используют на вовлечение должностных лиц органов публичной власти Крыма в совершение различного рода должностных преступлений [9, с. 149-150].

Бесспорно, что рассматривая факторы детерми-

,

только факторы «внртреннего» порядка в систе-- - . в сложившейся сегодня геополитической обстановке игнорировать «внешние» криминогенные факторы коррумпированности, которые существенно усугубляют внутренние коррупционные « » , -

занные с переходом из одной социальной и правовой системы в другую.

Фактором роста коррупции в Крыму может быть деятельность так называемых «бывших» должностных лиц органов публичной власти Украины, которые остались «а бортом» органов государственной власти Крыма и Севастополя. Указанными лицами может быть реализован сценарий, связанный с внедрением в органы публичной власти Крыма антироссийских агентов влияния, основной целью которых будет саботаж деятельности органов публичной власти региона,

;

негативного имиджа органов публичной власти

среди населения полуострова; распространение

,

власти Крыма и их должностных лиц [5, с. 102].

, -

ческую и оборонную мощь России, стремятся

активно использовать для этого представителей , -

рез отдельных его представителей при совершении различных провокаций, так и через пре-

,

целях вмешательства в политику, экономику или

при попытках дестабилизации обстановки в том или ином регионе. Экстремистская и террористическая деятельность поддерживается в организационном плане и финансируется через различные «^манитарные», «мигсионерские» и « », , -

ные, политические и иные организации и движения и их представительства. Учредителями и спонсорами таких организаций в большинстве случаев оказываются зарубежные «оппоненты» России [11, с. 47-48].

Особо актуальной для Крыма является, непосредственно связанная с коррупцией, проблема финансирования различных проектов, прежде всего, за счет иностранных инвестиций. Происхождение денежных средств иностранных инвесторов в Крыму, как указывает А.А. Кашакров, установить и отследить проблематично, а в не, , . Этот факт дает нам основание обосновано предполагать, что экстремистские и террористические организации могут камуфлироваться под

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,

, -

ностных лиц органов публичной власти и поли. -вести экспансию исламского капитала в Крым. В ближайшее время этот фактор может привести к росту лоббизма бизнес-интересов исламских инвесторов среди крымских представителей органов публичной власти (огабенно среди крым-

Литература:

1. . . -рупции и роль российской общественности в антикоррупционном механизме // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2011. № 11. С. 530-541.

2. . .

власти как системное явление / А.Н. Игнатов, . . // : -действия и направления оптимизации борьбы. Российская криминологическая ассоциация. 2015. С. 161-164.

3. . . , -но влияющих на противодействие хищению и

/ . . , . . // Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 22 (708). С. 7-19.

4. Журавлев А.Л. Психологические факторы

/ . . , . . // -. 2012. 1.

. 57-66.

5. . . -ния преступлений экстремистского характера в Крыму в современных условиях / АЛ. Кашкаров,

. . // : -

тремизму и терроризму в крымском федераль-

: ,

2015. С. 95-104. С. 96.

6. - . . -

// -

ско-татарской элиты, представленной в органах публичной власти) и коррупционной преступности. Также ученый указывает на проблему тесных экономических связей предпринимателей Крыма с хозяйствующими субъектами Украины, поскольку последние в связи с существенным падением потребительского рынка в Украине активно ищут возможности для реализации коммерческих проектов в Крыму, в том числе и с

-

ресурса органов публичной власти региона [9, с. 148-151; 13].

Таким образом, в условиях «переходного периода» реакций социума на проявления крымской действительности часто становится использование коррупции в решении личных и корпоративных

задач и проблем. Усложняет ситуацию «деятель» « »,

действующих, так и не имеющих официально отношения к органам власти. Внешние факторы коррупции связаны с активным вовлечением инвестиций в экономику региона и вовлечением в орбиту своих интересов представителей власти Крыма со стороны различных коммерческих структур. Кроме того, внешняя криминализация полуострова потенциально связана с деятельностью разного рода

преступных международных и транснациональных

,

влиянием на внутренние политические и социаль--

заинтересованных иностранных субъектов. Literature:

1. Teplyashin I. V. The causes of corruption and the role of the Russian public in the anti-corruption mechanism // Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2011. № 11. P. 530-541.

2. Ignatov A.N. Corruption in public authorities as a systemic phenomenon / A.N. Ignatov, A.A. Kash-karov // Corruption: state counter and directions to optimize the fight. Russian Criminological Association. 2015. P. 161-164.

3. Adamyan R.E. On the causes and conditions that negatively affect the resistance to theft and corruption / R.E. Adamyan, V.G. Gribov // Bulletin of Moscow State Linguistic University. 2014. number 22 (708). P. 7-19.

4. Zhuravlev A.L. Psychological factors of corruption / A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich // Psychology in economics and management. 2012. № 1. P. 57-66.

5. Kashkarov A.A. The main causes of crimes of an extremist nature in the Crimea in modern conditions / A.A. Kashkarov, A.N. Ignatov // In the book: Countering extremism and terrorism in the Crimean Federal District: theory and practice problems of Crimea, 2015. P. 95-104. P. 96.

6. Chudina-Schmidt N.V. Extreme behavior in the transition period // Problems of transition: the adap-

ного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации: материалы - -

ции, 13 марта 2015 г. / под общ. ред. С. А. Бутке-вича. Симферополь : ДИАЙПИ, 2015. С. 166-170.

7. Игнатов А.Н. Кризис духовной сферы как фактор детерминации экстремизма, терроризма

// -

лининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3(41). С. 48-50.

8. . . -

// -

: -

тия: сборник статей Международной научно-практической конференции (09 сентября 2015 г, г. Стерлитамак). Стерлитамак : РИЦ АМИ, 2015. С. 132-134.

9. . . .

условиях должностной преступности в органах публичной власти Крымского федерального // -нологии. 2016. № 1 (13). С. 147-151.

10. Народицкий Ю.О. Причины коррупции и си-

// -шения. 2009. № 1. С. 120-124.

11. . . -

// -

блемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-праетической конференции, 13 марта 2015 г. / под общ. ред. С.А. Буткевича. Симферополь : ДИАЙПИ, 2015. С. 43-48.

12. Кашкаров АЛ. Социально-демографическая характеристика личности преступника, совершившего должностное преступление в органах публичной власти крымского федерального

//

. 2015. 3 (29). . 26-29.

13. Кашкаров АЛ. Социально-психологическое исследование состояния должностной преступности в органах публичной власти в республике Крым и городе Севастополею. Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2015. 154 с.

tation of legal acts of the Crimean Federal District of the Russian Federation legislation: Materials of All-Russian scientific-practical conference, March 13, 2015 / under total. Ed. S.A. Boutkevitch. Simferopol: DIAYPI, 2015. P. 166-170.

7. Ignatov A.N. The crisis of the spiritual sphere as a factor in the determination of extremism, terrorism and criminal violence in general // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg State University of the Ministry of Interior of Russia. 2015. number 3 (41), P. 48-50.

8. Ignatov A.N. General characteristics of the factors of determination of criminal behavior // The new science: a modern condition and ways of development: a collection of articles of the International scientific-practical conference (September 9, 2015 g, Sterlitamak). Sterlitamak : RIC AMI, 2015. P. 132134.

9. Kashkarov A.A. Some causes and circumstances of official criminality in the public authorities of the Crimean Federal District // Library of Criminal Law and Criminology. Number 1, 2016. (13). P. 147-151.

10. Naroditsky Y.O. Causes of corruption and a system to combat it // The labor and social relations. 2009. № 1. S. 120-124.

11. Ignatov A.N. Modern security threats criminolog-ical Republic of Crimea // Problems of transition: the adaptation of legal acts of the Crimean Federal District of the Russian Federation legislation: Materials of All-Russian scientific-practical conference, March 13, 2015 / under total. Ed. SA Boutkevitch. Simferopol : DIAYPI, 2015. P. 43-48.

12. Kashkarov A.A. Socio-demographic characteristics of offender who has committed misconduct in the public authority bodies of the Crimean Federal District // Bulletin of the Krasnodar University of the MOI of Russia. 2015. number 3 (29). P. 26-29.

13. Kashkarov A.A. The socio-psychological study of the state of official criminality in public authorities in the Republic of Crimea and Sevastopol. Krasnodar: Krasnodar University of the MOI of Russia, 2015. 154 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.