научный журнал
Н.С. Землянухина
Саратовский национальный исследовательский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского г. Саратов, Россия
ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены основные противоречия, присущие системе профориентации населения в РФ. Проанализированы разнонаправленные интересы субъектов профессиональной ориентации, реализация которых приводит к диспропорции спроса и предложения на рынке труда. Выявлены противоречия, актуализирующиеся в эпоху постмодерна.
Ключевые слова: противоречия, профессиональная ориентация, постмодерн.
Востребованность профориентационной работы в современных условиях вряд ли подвергается сомнению как научным сообществом, так и представителями бизнеса и властных структур. Для устойчивого экономического роста необходимо эффективное использование трудового потенциала страны в целом и ее регионов в частности, что подразумевает, в том числе, распределение работников по сферам деятельности в соответствии с потребностями экономики и запросами и способностями работников. Учитывая, что в условиях рыночной экономики решение о выборе профессии и места приложения своей рабочей силы каждый человек принимает сам (с учетом воздействия на него разнообразных факторов внешней среды), профориентационная работа способна снизить потери от ошибок в принятии решений и способствовать сбалансированности личных и общественных интересов.
Однако, рассматривая перспективы создания эффективной системы профориентации в условиях постиндустриального общества [1], следует учитывать, что субъекты, проводящие профориентационную работу, имеют в чем-то сходные, но во многом разнонаправленные интересы. Субъекты на рынке профориентационных услуг чрезвычайно разнообразны, к их числу относятся педагоги и психологи, школы и вузы, государственные службы (в том числе служба занятости) и частные кадровые агентства, общественные организации, средства массовой информации, предприятия и организации всех форм собственности, органы власти. Кроме того, члены семьи (в первую очередь родители) потенциального работника могут выступать как в роли субъектов, так и в роли объектов профориентации.
научный журнал
В идеале, целью профессиональной ориентации является оптимальный выбор будущей профессии. Однако критерии оптимальности зачастую понимаются по-разному. Рассмотрим основные целевые функции, свойственные как потребителям, так и поставщикам услуг по профориентации.
Начнем с рассмотрения интересов выпускников школ и их родителей. Учитывая наличие ценности высшего образования как такового (особенно явно проявившееся в эпоху постмодерна), многие родители склонны выбирать для своих детей не будущее место работы, а ориентироваться на вуз и направление подготовки, которые будут доступны для поступления, причем, в первую очередь, на бюджетные места. Поэтому ключевым фактором, определяющим профориентацию современного школьника, становятся обязательные экзамены ЕГЭ по математике и русскому языку. Необходимость получения высоких баллов по данным экзаменам для последующего зачисления в вуз вынуждает некоторую часть выпускников изменять свой профессиональный выбор в пользу специальностей с более доступными перспективами поступления [2].
Школа, которая ранее готовила детей к возможности выбора любой профессиональной деятельности, давая разностороннее образование всем, кто демонстрировал способность освоить школьную программу, теперь предлагает детям уже при приближении к старшим классам выбрать специализацию, чтобы сосредоточиться на полноценном (с точки зрения школы - углубленном) изучении только некоторых предметов. При этом заинтересованность школы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность выбирать, по каким предметам будут сдаваться итоговые испытания, а для повышения показателей школы необходимо, чтобы ученики выбрали только те дисциплины, по которым у них будут гарантировано высокие баллы.
Психологи и педагоги, проводящие профориентационную работу и находясь в рамках своих компетенций, в первую очередь акцентируют свое внимание на выявлении склонностей и способностей обучающихся, не пытаясь соотнести их, как правило, с потребностями рынка труда.
Вузы, принимающие участие в профориентационной работе, заинтересованы в наборе максимально возможного количества студентов, так как численность профессорско-преподавательского состава напрямую зависит от числа обучающихся студентов. Если вуз является достаточно престижным (что в эпоху постмодерна может более значимым, чем перспективы дальнейшего трудоустройства), сложностей с набором абитуриентов, как правило, не возникает. Но во всех остальных случаях имеет место серьезная конкуренция в сфере привлечения абитуриентов, особенно с оригиналами документов о среднем образовании.
научный журнал
Поэтому профориентация, проводимая вузами, по существу сводится к профессиональной агитации, а у некоторых вузов преобразуется в полноценную рекламную кампанию. Причем представители даже одного вуза, относящиеся к разным структурным подразделения, становятся конкурентами в борьбе за контингент.
Вопросы, связанные с возможностью трудоустройства выпускников вузов, актуализируются уже на старших курсах и, как правило, решаются самими выпускниками с использованием личной инициативы и связей, студенческих кадровых агентств, контактов с предприятиями, являющимися базами практик, и т.д.
Предприятия и организации, также являясь субъектами профориентационной системы, в первую очередь ориентированы на профотбор, так как их интересы лежат в сфере удовлетворения собственного спроса на рабочую силу, обладающую некоторыми заданными характеристиками. Поэтому неподходящим претендентам вряд ли будет оказана помощь в профориентационной сфере, в лучшем случае будет предложена другая вакансия из имеющихся на предприятии.
Государственные службы занятости осуществляют, как правило, профессиональную ориентацию безработных и высвобождаемых работников, и тут, в первую очередь, речь идет о возможности трудоустройства на территориальном рынке труда и необходимости смены выбранной ранее профессии. Обратившимся предлагаются те профессии, по которым есть вакансии, либо специальности, по которым можно пройти переподготовку. При этом склонности претендентов уже не имеют столь существенного значения.
Поэтому получается, что возможность трудоустройства рассматривается в качестве целевой функции только после того, как обозначилась ошибочность предыдущего выбора, либо произошли изменения внешней среды, учесть которые заранее не было возможности.
Средства массовой информации, как правило, пассивно участвуют в профориентационной работе, в первую очередь, реализуя свой коммерческий интерес путем размещения рекламы и информационных материалов других субъектов.
К перечисленным проблемам добавляется и всё возрастающая изменчивость в структуре востребованных специальностей.[3, с.36].
С наступлением постмодерна надеяться, что выбранная профессия сможет быть востребованной без изменений на рынке труда в течение всей жизни уже не приходится. Непрерывно появляются новые профессии, исчезают или становятся гораздо менее востребованными старые, при этом, если профессия и сохраняется, существенно изменяется необходимый для трудоустройства набор компетенций. Поэтому более востребованной становится вторичная профориентация, направленная уже
2017, №2
«Профессиональная ориентация»
научный журнал
Электронный
не на выпускников образовательных учреждений, а на взрослых людей, работников, уже имеющих профессию и квалификацию, но в одночасье оказавшихся не у дел. По некоторым неутешительным прогнозам в ближайшей перспективе значительная часть профессий может быть заменена искусственным интеллектом и роботами. Становится необходимой выработка персональной профессиональной стратегии, рассчитанной на возможность адекватно реагировать на динамичные изменения во внешней среде [4].
Поэтому актуальным является вопрос о нахождении приемлемых способов разрешения указанных противоречий, являющихся, как известно, источником развития, и создании системы профориентации, способной согласовать разнонаправленные интересы участников процесса.
1. Землянухина Н.С. Системный подход к профессиональной ориентации в регионе/Н.С. Землянухина, А.Л. Фурсов //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3-2. С. 372-378.
2. Землянухина Н.С. Влияние изменений ЕГЭ на профориентацию школьников /Н.С. Землянухина, П.С. Кузнецов//Профессиональная ориентация. 2015. № 2. С. 36-42.
3. Землянухина Н.С. Инвестиции в формирование человеческого капитала / Н.С. Землянухина //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 10. С. 35-39.
4. Землянухина Н.С. Профориентация в эпоху постмодерна / Н.С. Землянухина, П.С. Кузнецов // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 92-100.
5. Фурсов А.Л. Система профессиональной ориентации населения в условиях «экономики знаний»/ А.Л. Фурсов // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С.
Библиографический список
340-345.
; N.S. Zemlyanukhina
ч Contradictions in the system of population profession
> Abstract. The article considers the main contradictions inherent in the system of < vocational guidance of the population in the Russian Federation. The multidirectional interests of subjects of vocational guidance have been analyzed, the implementation of which leads to a disproportion in supply and demand in the labor market. Contradictions, actualizing in the era of postmodernity, are revealed. ; Keywords: contradictions, professional orientation, postmodern.