УДК 377
СИСТЕМНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА - ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСПЫТАНИЯ
МЕТАЛЛОВ»)
Т. Н. Милютина, К.В. Мальцева, Федеральное казенное предприятие «Нижнетагильский институт испытания
металлов», г. Нижний Тагил
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации профориентационной работы в системе подготовки кадров на Федеральном казенном предприятии «Нижнетагильский институт испытания металлов». В содержании статьи отражены основные направления, результаты и перспективы организации этой работы.
Ключевые слова: профориентация, подготовка кадров, инженерное образование, социальное партнерство.
Основой эффективного и качественного обеспечения организаций и предприятий кадрами необходимых профессий и квалификаций является профориентационная работа среди учащихся средних общеобразовательных школ, которые в современных условиях воспроизводства рабочей силы являются основным источником пополнения трудовых ресурсов промышленных производств.
В условиях многоотраслевого хозяйства выпускнику школы непросто представить себе потребность производства в кадрах тех или иных профессий, реальные возможности трудоустройства или продолжения учебы, специфику различных профессий, а также правильно оценить свои наклонности и способности. В настоящее время существует более 40 тыс. профессий и ежегодно еще «рождается» более 500 новых, причем естественное отмирание старых профессий происходит медленнее, чем возникают новые. В то же время результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что производительность труда работников, которые по своим качествам соответствуют требованиям профессии, в среднем на 20-40 % выше, чем у тех, кто таким требованиям не соответствует, а около 40 % работников, меняющих место работы, - это те, кто избрал ее не по способностям. Поэтому организа-
ция профессиональной ориентации молодежи является важным условием повышения эффективности деятельности организаций и предприятий.
Многообразие выбора профессий и специализаций, возможности для образования и обучения, новые экономические условия жизни - вот лишь небольшая часть тех причин, побуждающих людей уделять все более пристальное внимание вопросам собственной профессиональной жизни и карьеры.
Под профессиональной ориентацией нами понимается система научно-обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [1].
Выбор профессии является важным этапом в жизни каждого школьника и насколько этот выбор сделан правильно зависит от четкой систематизированной организации профориентационной работы при взаимодействии образовательных учреждений и предприятий, выступающих в роли работодателей. В этом отношении важным является организация социального партнерства между предприятием, профессиональными учебными заведениями и школой, поскольку школа ориентирует подрастающее поколение на выбор профессии, вуз формирует профессиональные компетенции специалиста, а предприятие заинтересовано в развитии кадрового потенциала. Для такого партнерства есть вполне определенная основа. Школа, вузы и предприятия видят ее во взаимодействии по вопросам профориентации молодежи. Так, социальная функция школы заключается в формировании всесторонне развитой личности, обладающей социальными компетенциями, способной найти и реализовать себя в обществе. Достичь этого без системы профориентацион-ной работы представляется невозможным. Высшие профессиональные учебные заведения и промышленные предприятия также заинтересованы в том, чтобы возрастало количество профессионально ориентированных молодых людей, осознанно сделавших выбор профессии. Это необходимо для повышения профессионального уровня студентов как будущих выпускников вузов, начинающих работать в производственной сфере и формирования их профессиональных компетенций [2, с. 73].
Успешность развития кадрового потенциала на Федеральном казенном предприятии «Нижнетагильский институт испытания металлов» напрямую зависит от системной организации профориентационной работы, которая является одним из направлений деятельности учебного центра дополнительного профессионального образования и осуществляется в рамках системы подготовки кадров. Необходимость организации профориентационной работы обусловлена потребностью привлечения школьников к получению востребованных инженерных специальностей и в дальнейшем приходе на работу на предприятие.
Традиционно профориентационная работа со школьниками была организована в виде встреч с учащимися выпускных классов, проведения дней открытых дверей, экскурсий на предприятие. Однако в связи с резким сни-
жением интереса к инженерным специальностям ученики выпускных классов предпочитали выбирать направления своей будущей профессиональной деятельности в юриспруденции, экономической сфере, менеджменте. В такой ситуации, когда не предвидится приток инженерных кадров, оказались практически все промышленные предприятия региона. Следовательно, необходимо было искать пути решения этой проблемы и пытаться заинтересовать школьников в получении инженерных профессий.
Так в 2013 г. наше предприятие выступило с инициативой реализации проекта «Инженер XXI века», направленного на пропаганду инженерного образования в Горнозаводском управленческом округе и презентацию предприятий региона как социальных партнеров образовательных учреждений. В состав Горнозаводского управленческого округа кроме г. Нижний Тагил входят 12 муниципальных образований. Участниками проекта стали школьники старших классов, образовательные учреждения и предприятия Горнозаводского управленческого округа. Трехстороннее взаимодействие участников проекта позволяет усилить мотивационную составляющую образовательного процесса в области изучения физики как базовой науки для получения инженерного образования, внедрить новые эффективные формы социального партнерства, привлечь педагогические коллективы школ, учащихся и их родителей, руководителей кадровых служб предприятий, педагогов высшей школы к активной работе по профессиональной ориентации школьников и приведению образовательных интересов учащихся в соответствие с потребностями рынка труда.
Организаторами проекта являются Горнозаводской управленческий округ, Совет глав муниципальных образований Горнозаводского управленческого округа, Нижнетагильское представительство ассоциации выпускников УПИ-УрГУ-УрФУ, управление образования администрации г. Нижний Тагил, Горнозаводское отделение Свердловского Областного Союза промышленников и предпринимателей, Нижнетагильский технологический институт (филиал) Уральского федерального университета. Схема проекта представлена на рис. 1.
В рамках реализации проекта проводятся олимпиады по физике городского и окружного уровней, конкурсы научно-исследовательских проектов по физике, научно-интеллектуальные игры, конкурсы с участием предприятий по организации профориентационной работы с образовательными учреждениями, создана рубрика «Инженер XXI века» в газете «Тагильский рабочий».
Рис. 1. Схема проекта «Инженер XXI века»
Для совершенствования организации профориентационной работы от Нижнетагильского института испытания металлов были созданы районные профориентационные центры на базе общеобразовательных школ в территориально разделенных районах г. Нижний Тагил. Профориентационные центры созданы для организационного, научно-методического и информационно-технологического обеспечения системы профориентации и оказания профори-ентационной поддержки учащимся в ходе выбора профессии и сферы будущей профессиональной деятельности. К работе профориентационного центра привлекаются учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, профессорско-преподавательский состав Нижнетагильского технологического института (филиала) Уральского федерального университета, ведущие специалисты института испытания металлов.
В ходе реализации проекта «Инженер XXI века» ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов» выступил с инициативой создания на базе профориентационных центров классов инженерно-технической направленности, способствующих профессионально-ценностной мотивации и осознанному выбору инженерной профессии в соответствии со способностями и склонностями учащихся. Направленность обучения характеризуется спецификой образовательной программы с уклоном на освоение знаний, умений и навыков, необходимых в рамках высшего профессионального инженерного образования. Класс инженерно-технической направленности ориентирован
на подготовку учащихся к поступлению в Нижнетагильский технологический институт для получения инженерных специальностей.
В рамках подготовки инженерных кадров и организации профориента-ционной работы на предприятии совместно с Городской станцией юных техников создан центр научно-технического творчества молодежи для учащихся 8-11 классов школ города. В деятельности центра выделено четыре направления с учетом потребности предприятия в кадрах: радиоэлектроника, техническое моделирование, робототехника, компьютерные технологии и программы. В каждом из перечисленных направлений определен перечень профессий, наиболее востребованных на предприятии. Для каждого направления подготовки созданы одноименные лаборатории центра, предназначенные для проведения занятий со школьниками. Лаборатории центра оснащены современным учебным, технологическим и демонстрационным оборудованием. Кроме того, в центре научно-технического творчества молодежи создана техническая лаборатория, в которой представлен станочный парк, дающий возможность ребятам изготавливать различные заготовки и модели изделий. В содержании обучения каждой лаборатории представлены основы использования компьютерных технологий, инженерной графики и программирования, знакомство с конструкторскими программами, которые необходимы для проектирования разного рода изделий. Схема подготовки кадров на базе центра научно-технического творчества представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема подготовки кадров на базе центра научно-технического
творчества молодежи
В результате обучения в этих лабораториях школьники имеют возможность получить целевое направление на профессии среднего или высшего профессионального образования, востребованные на предприятии. Для учащихся 10-11 классов на базе центра научно-технического творчества молодежи организована довузовская подготовка школьников для поступления в Нижнетагильский технологический институт на инженерные специальности.
Таким образом, существующая на предприятии система организации профориентационной работы в рамках подготовки кадров позволяет поднять престиж инженерных специальностей в городе, привлечь школьников к профессиям ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов» и, таким образом, обеспечить качественную подготовку молодых специалистов.
Библиографический список
1. Электронный ресурс http://edu.ru
2. Беляевских, А. Н. Формирование профессиональных компетенций через профориентацию в системе «вуз-школа» // Успехи современного естествознания. - № 10. - 2013. - С. 73-74.
3. Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. -2013. - N 1. - С. 32-40. - ISSN 2078-9661
4. Фурсов, А. Л. Системный подход к профессиональной ориентации в регионе / Н.С. Землянухина, А.Л. Фурсов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3-2. С. 372-378. ISSN 1994-2540