Научная статья на тему 'Профориентация в эпоху постмодерна'

Профориентация в эпоху постмодерна Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
445
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРН / СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИЯ / ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СТИХИЙНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Землянухина Надежда Сергеевна, Кузнецов Павел Сергеевич

В статье рассматриваются специфические особенности профориентации в эпоху постмодерна. Показано, что логичная и эффективная советская модель профориентации не применима. Приведены и обоснованы примеры несостоятельности монопрофессионализма (банковская сфера, высшее профессиональное образование, игровой бизнес). Предложено понятие первичной и вторичной, а также стихийной профориентации. Сформулированы важнейшие требования к первичной профориентации. Выделены клиенты вторичной профориентации, приведен пример успешной стихийной вторичной профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career orientation in the postmodern era

The article deals with the specific features of career guidance in the postmodern era. It is shown that a logical and effective Soviet model of vocational guidance is not applicable. Examples of insolvency of monoprofessionalism (banking, higher professional education, gaming business) are presented and justified. The concept of primary and secondary, as well as spontaneous career guidance, is proposed. The most important requirements for primary vocational guidance are formulated. Clients of secondary vocational guidance are singled out, an example of successful spontaneous secondary vocational guidance is given.

Текст научной работы на тему «Профориентация в эпоху постмодерна»

научный журнал

Н.С. Землянухина, П.С. Кузнецов

Саратовский национальный исследовательский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА

Аннотация: В статье рассматриваются специфические особенности профориентации в эпоху постмодерна. Показано, что логичная и эффективная советская модель профориентации не применима. Приведены и обоснованы примеры несостоятельности монопрофессионализма (банковская сфера, высшее профессиональное образование, игровой бизнес). Предложено понятие первичной и вторичной, а также стихийной профориентации. Сформулированы важнейшие требования к первичной профориентации. Выделены клиенты вторичной профориентации, приведен пример успешной стихийной вторичной профориентации.

Ключевые слова: постмодерн, советская модель профориентации, профессионализация, основная профессия, первичная и вторичная профориентация, стихийная профориентация.

Одной из отличительных особенностей постиндустриального общества является кардинальное изменение, и даже утрата, привычных ценностей и социальных стереотипов. Так одной из важнейших ценностей во все эпохи существования человека была профессионализация, обеспечивавшая не только существование, но и развитие общества. Овладение нужной людям профессией и в обыденной жизни, и в многочисленных специфических обстоятельствах, обеспечивало человеку и членам его семьи материальный достаток и уважение. Однако выбор профессии всегда был непростым, часто внешне и внутренне конфликтным делом. Сделать правильный выбор помогала профориентация - комплекс мероприятий по информированию о конкретной профессии, ее особенностях и преимуществах, возможность лично поучаствовать и оценить свои силы и, главное, интерес и удовлетворенность от занятия данным видом деятельности [1, с.42]. Профориентация существовала всегда, менялись лишь ее формы.

В СССР профориентация являлась важнейшим государственным делом, она проводилась комплексно в детском, подростковом и юношеском возрасте и завершалась переходом к профессиональному обучению. Советское государство всесторонне поддерживало профориентационную работу с подрастающим поколением и материально, и организационно, и идеологически. Практически во всех населенных пунктах функционировали дворцы пионеров, в которых

научный журнал

наряду с культурными и спортивными секциями работало большое количество разнообразных кружков профессиональной направленности от народных промыслов до ракетостроения. Родители охотно приводили своих детей в такие кружки, понимая их пользу в сравнении с другими видами времяпрепровождения. Любой заинтересовавшийся подросток мог самостоятельно записаться, а если его что-то не устраивало, перестать посещать кружок без каких-либо последствий. Умело организованная работа технического кружка позволяла ребенку не просто понять, увидеть, как именно устроено или работает какое-либо устройство, а самому его сделать. Дети интровертированной направленности также не оставались без внимания - для них в магазинах продавались специальные недорогие конструкторы, издавались журналы (Юный техник, Техника-молодежи и др.), что позволяло самостоятельно приобщиться к элементам будущей профессии. Собрать своими руками летающий планер, крутящийся электродвигатель, говорящий радиоприемник (немногие взрослые способны это сделать) - это восторг, радость творца, искреннее уважение и самоуважение, настоящая профессиональная гордость.

Кружки по интересам создавались и при школах, домоуправлениях, производственных предприятиях. Для детей и их родителей подобная профориентация была совершенно бесплатна, следовательно, максимально доступна. Все оплачивало советское государство, государственные предприятия - помещения и коммунальные услуги, оборудование и материалы, зарплату воспитателей. Создавались и функционировали даже такие сложные и затратные профориентирующие объекты как детская железная дорога, автомобильная дорога.

Подобная профориентационная структура резко контрастировала с потребительской, коммерческой, чисто развлекательной структурой развитых стран Запада - Диснейлендами, аквапарками, фитнес-центрами. В результате по уровню образования, эрудиции советские школьники не уступали, а во многом превосходили своих западных сверстников. Советская система профориентации в полной мере решала главную задачу при выборе профессии - позволяла каждому подростку без отрыва от учебы попробовать себя в различных профессиях, оценить в обстановке сотрудничества или мягкой конкуренции собственные возможности и таланты, выбрать наиболее увлекательное занятие. Пробовать себя в различных сферах деятельности можно было последовательно или одновременно неограниченное число раз.

Профориентация плавно переходила в профобразование: начальное (ПТУ), среднее (техникумы), высшее (ВУЗы). Образовательную и профессиональную стратегии можно было комбинировать соответственно личным предпочтениям и обстоятельствам: подготовка в ПТУ позволяла в максимально короткие сроки переходить от обучения к официальной

научный журнал

работе и заработку с дальнейшим повышением образовательного уровня в техникуме, ВУЗе и профессиональной карьеры. Государственная политика была направлена на всестороннюю поддержку повышения образования работающих граждан - льготы «производственникам» при поступлении и обучении в техникумах и ВУЗах, предоставление оплачиваемых учебных отпусков, выплата дополнительных или повышенных стипендий и др. Приветствовалась и была широко востребована и противоположная стратегия - получение высшего профобразования и только затем переход к профессиональной трудовой деятельности.

Таким образом, советская система профориентации -профобразования - профессиональной деятельности давала возможность каждому выбрать желаемую профессию; получить желаемый уровень образования, включая высшее; работать по выбранной профессии, при желании, всю жизнь; по завершении трудового стажа получить достойную трудовую пенсию и льготы.[8],[9], [10].

Постмодерн изменил саму суть профессионализации. Профессия на всю жизнь уже не возможна - профессии «стареют и умирают» быстрее, чем люди. Дело не только в ускоряющемся техническом прогрессе, новых материалах, технологиях. Ценность профессии, авторитет и даже власть ее носителей меркнут перед великим учителем, доктором, слесарем -интернетом. Перспективы дальнейшего развития IT-возможностей (порождающих и уничтожающих профессии) не только фантастичны, но и реальны в самом ближайшем времени. Управлять данным процессом сложно даже в масштабах государства, всего мира, но его можно прогнозировать и пытаться подстроить под него персональную профессиональную стратегию, что актуализирует профориентацию в почти традиционном виде[2, с.82], .

Однако современные внешне и внутриполитические реалии, причем одновременно в разных, в том числе совершенно непохожих, странах мира, затруднительно не только прогнозировать, но даже осмыслить по факту их возникновения. Влияние политических (по сути субъективных, произвольных) решений на профессии становится самым результативным, определяющим фактором. Рассмотрим несколько таких решений повлиявших на состояние массовых профессий в различных сферах народного хозяйства Российской Федерации за последние 10 лет.

В ходе продолжающегося уже несколько лет интенсивного сокращения банковской сферы, ликвидации банковских учреждений были лишены лицензий и прекратили существование почти половина банков в РФ - более 400 и процесс продолжается [3]. Каковы бы ни были причины и цели данной политики Правительства и Центрального Банка РФ, одним из последствий является ликвидация рабочих мест и сокращение многих тысяч работников. Чисто количественно, увольняемые специалисты не

научный журнал

имеют возможности продолжать работу по специальности ни в банковской сфере, ни в других профессионально близких сферах, которые также подвержены отзыву лицензий - инвестиционные, страховые, пенсионные фонды. Не происходит увеличения числа рабочих мест и в еще не лишенных лицензии банках - возросший объем работы покрывается резким ростом интенсивности труда, не согласных, по понятным причинам, практически нет. Более того, сохранение рабочих мест проблематично даже в самых крупных, «системно значимых банках» [4] - так Сбербанк уже приступил к замене операционных офисов на терминальные офисы (принимающие наличные деньги), весь персонал которых составляют охрана и технические работники. Почти все банки активно внедряют системы дистанционного обслуживания (ДБО). Уязвимость рабочего места, полное отсутствие уверенности в завтрашнем дне, невозможность трудоустроиться по специальности в случае увольнения определяют морально-психологическое состояние большинства работников банков.

Таким образом, в современных условиях банковские профессии выглядят совершенно не привлекательными, при том, что всего несколько лет назад данная сфера была одной из самых развивающихся, востребованных и престижных - высокая «белая» зарплата, соцпакет, сравнительно комфортные условия труда, карьерный рост. Молодежь охотно обучалась (и продолжает обучаться) банковским специальностям, в том числе на коммерческой основе с более высокой оплатой за обучение. Выбор банковской профессии казался удачным и был социально одобряемым, перспективы самыми благоприятными, прогнозировать современное состояние никаких оснований не было.

Еще одной сферой, где за короткий период было ликвидировано большое количество рабочих мест - лишено лицензий и закрыто более 1000 высших учебных заведений[5], было высшее профессиональное образование. С увольнением профильного министра процесс приостановлен, дальнейшие перспективы неясны. Тем не менее, количество сокращенных рабочих мест значительно, возможности трудоустройства профессорско-преподавательского состава по специальности ограничены. Часть оставшихся вузов понижены в статусе (преобразованы в филиалы), закрыты их подразделения, направления подготовки, произведены структурные изменения и сокращения персонала. Ситуация аналогична банковской сфере, только в меньших объемах.

Примером полной ликвидации отрасли может являться игровой бизнес. В 2006 году были установлены ограничения, повлекшие закрытие большинства игорных предприятий, а в 2009 году были закрыты все оставшиеся [6]. Создание четырех российских лас-вегасов (в официально

научный журнал

разрешенных игорных зонах) так и осталось декларацией. Игорный бизнес в РФ полностью прекратил свое существование. Возможно, игровая деятельность является социальным злом, и подобный запрет оправдан, но не меньшим злом является алкоголизм, табакокурение, запрета на которые пока нет. В любом случае игровой бизнес обеспечивал десятки тысяч легальных рабочих мест по всей стране с оплатой значительно выше средней, что делало его весьма привлекательным для молодежи, в том числе и по причине возможности совмещения работы с учебой. В настоящее время найти применение своим профессиональным навыкам бывшие работники данной отрасли могут только за рубежом.

Приведенные примеры показывают наиболее трудно прогнозируемые, по причине отсутствия объективных причин, массовые случаи профессиональной невостребованности ранее актуальных профессий. Политически (военнослужащие и служащие других силовых ведомств) и экономически (работники всех сфер в периоды экономических кризисов) обусловленные сокращения были всегда. Подобные сокращения во многих случаях сопровождаются государственными или отраслевыми (реформа РЖД) программами переобучения и последующего трудоустройства, различными компенсациями, то есть полученная ранее профессия все же обеспечивает важнейшие социальные гарантии. В рассматриваемых нами примерах профессиональная невостребованность оказалась личным делом большинства бывших работников.

Таким образом, традиционная профориентация обеспечивающая выбор наиболее свойственной для каждого человека трудовой деятельности и последующая профессионализация в течение всей трудовой жизни, в современных условиях не только не актуальна, но может быть даже вредна. Планирование и построение индивидуального жизненного пути с опорой на профессию может привести к экономическому и моральному краху добросовестного труженика.

Как бы противоречиво это ни казалось, в условиях постмодерна гнаться придется за двумя и более зайцами, но не обязательно делать это одновременно. Крупным базовым препятствием в этом является широкое распространение и социальное одобрение узкоспециализированных школ и классов с уклоном в одни дисциплины в ущерб другим. Недостаток базовой подготовки в школе делает труднодоступным освоение в дальнейшем целых блоков внезапно актуализировавшихся профессий [7].

Получение профессионального образования, профессиональных трудовых навыков выступает как инвестиция денег и времени и как любая инвестиция рискованна. Логичным представляется диверсификация, как профессии, так и рабочего места. Соответственно и перед профориентацией ставится совершенно другая задача - познакомиться (а

еще лучше полноценно попрактиковаться) с возможно более широким кругом профессий, специализаций, рабочих мест на предмет их приемлемости в случае необходимости. Такую профориентацию можно назвать вторичной, она может осуществляться, в том числе, стихийным образом. Вторичная профориентация включает вторую (третью и т.д.) профессию, вторую работу, второй заработок, она более быстрая и более практичная, дает быстрый результат при минимальном обучении.

Распространенным примером стихийной вторичной профориентации является подработка представителей любых профессий водителями такси. Данный вид трудовой деятельности в современных условиях требует незначительного оформления (для получения услуг диспетчеризации) и практически доступен любому автовладельцу, имеющему водительские права. Возможность подработать, когда есть время, взять попутных пассажиров, а если не понравилось, или возникли проблемы - отказаться без последствий от продолжения подобной работы - удачный современный вариант профориентации. Оставшись без работы, такой автолюбитель может спокойно заниматься ее поиском в основной профессии, других сферах, или же заняться извозом профессионально, выбрав эту работу в качестве основной.

Кардинально меняется и потребитель профориентационных услуг -это уже не только подросток, школьник, молодой человек, а любой человек, в том числе профессионально состоявшийся квалифицированный и, возможно, в настоящее время вполне успешный работник. Не следует ждать, когда грянет гром, он уже давно гремит. Пока с работой все в порядке психологически очень трудно допустить, что завтра может быть иначе, еще труднее преодолеть снобизм и элементарную лень, заставить себя учиться, осваивать еще что-то смирившись со статусом новичка, ученика, а не мэтра. Это принципиально новые задачи профориентации. Работа с возрастными клиентами, включая пенсионеров, является совершенно другим видом деятельности, имеющим очень мало общего с первичной профориентацией. Модель вторичной профориентации еще предстоит разработать, это не компания по переобучению сокращенных работников, а элемент жизненной стратегии, с которым предстоит столкнуться все большему числу работников по мере углубления постмодерна.

Выводы.

Традиционная цель профориентации (советская модель) - выбор профессии соответственно личных возможностей и интересов и подготовка к последующей профессионализации подростков и молодежи не соответствует требованиям эпохи постмодерна [11],[12].

Значимость основной профессии снижается, альтернативной (одной или нескольких) повышается, актуализируется первичная полипрофориентация [13],[14].

Молодежи не следует отказываться от общего образования (как школьного, так и вузовского) в пользу узкоспециального.

Актуализируется вторичная профориентация, как вынужденная, так и предварительная (не дожидаясь потери работы).

Клиентами вторичной профориентации являются лица среднего и старшего возраста, в том числе, пенсионеры.

Эффективна стихийная вторичная профориентация (в том числе при вторичной занятости).

Необходима разработка универсальной модели вторичной профориентации на государственном уровне [15],[16],[17],[18].

Библиографический список

1. Кузнецов П.С. Профессиональная ориентация как неотвратимо наступающая жизненная реальность // Гуманитарный научный журнал. 2015. №1. С.42-44.

2. Кузнецов П.С. Рецензия на первый выпуск журнала «Профессиональная ориентация» // Гуманитарный научный журнал. 2014. №1. С.82-84.

3. Полный список банков, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации или отзыва лицензии Банком России в период с 1991 по 2017 гг. URL: http://www.banki.ru/banks/memory/ (дата обращения: 17.03.2017)

4. Об утверждении перечня системно значимых кредитных организаций. URL: http://www.cbr.m/press/PR.aspx?file (дата обращения: 15.01.2017)

5. Рособрнадзор закрыл более тысячи вузов за два года. URL: https://ria. ru/soci ety/20160309/1387374147. html

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации.

7. Землянухина Н.С., Кузнецов П.С. Влияние изменений ЕГЭ на профориентацию школьников // Профессиональная ориентация. 2015. №2. С.36-42.

8. Землянухина Н.С. Социально-экономическая теория льгот: монография / под ред. П. С. Кузнецова ; Саратовский гос. технический ун-т. Саратов, 2006.

9. Землянухина Н.С. Система социально-экономических льгот населения: теория и практика: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Саратов, 2006

10. Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. - 2013. - N 1. - С. 32-40. - ISSN 2078-9661 (1,1 п.л.).

11. Фурсов, А. Л. Профессиональная ориентация с позиций междисиплинарного подхода: проблемы и перспективы исследования / А. Л. Фурсов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - N 8. - С. 467-471. - ISSN 1999-2300

12. Фурсов, А. Л. Системный подход к профессиональной ориентации в регионе / Н.С. Землянухина, А.Л. Фурсов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3-2. С. 372-378. (0,6 п.л., авт. 0,5). ISSN 1994-2540

13. Фурсов, А. Л. Особенности социализации молодежи в постиндустриальном обществе / А. Л. Фурсов // Молодежь в постиндустриальном обществе: Сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф., г. Саратов, 25 декабря 2012 г. - Саратов-Дюссельдорф: Изд-во Пресс-лицей, - 2013 - С. 148-154. (0, 5 п.л.). ISBN 978-5-904767-01-3

14. Фурсов, А. Л. Профориентация в условиях экономики знаний и занятости нового типа / А. Л. Фурсов // Социально-гуманитарный вестник Юга России. -2013.- N 10. - С. 146-151. - ISSN 2077-9240 (0, 5 п.л.).

15. Фурсов, А. Л. Показатели и методика оценки социально-экономической эффективности системы профориентации населения региона [Электронный ресурс] / А. Л. Фурсов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).

- 2014. - №2 (34). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/2201412/pdf_502 DOI: 10.12731/2218-7405-2014-2-12 ISBN 2218-7405

16. Фурсов, А. Л. Социально-экономическая эффективность профориентационной деятельности вуза / А. Л. Фурсов // Человек в постиндустриальном обществе: Сб. науч. тр.

- Саратов-Варна: Изд-во Пресс-лицей, 2013 - С. 142-150. ISBN 978-5-904767-02-0 (0, 5 п. л.).

17. Fursov A.L. System of indicators of social and economic efficiency of system of vocational guidance of region's population and methods of assessment // Economics. Society: Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma" (Summer-2015, Varna, Bulgaria)/ Compiling Editor Dr.Sc., Prof. E.Sibirskaya. - Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2015. - pp 60-64. ISBN 978-1-62174-087-2 (0,2 п.л.)

18. Фурсов, А.Л. Правовая регламентация системы профориентации населения и ее общественного мониторинга / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. - 2014. - N 1. - С. 55-59. - ISSN 2078-9661

N.S. Zemlyanuhina, P.S. Kuznecov Career orientation in the postmodern era

Abstract. The article deals with the specific features of career guidance in the postmodern era. It is shown that a logical and effective Soviet model of vocational guidance is not applicable. Examples of insolvency of monoprofessionalism (banking, higher professional education, gaming business) are presented and justified. The concept of primary and secondary, as well as spontaneous career guidance, is proposed. The most important requirements for primary vocational guidance are formulated. Clients of secondary vocational guidance are singled out, an example of successful spontaneous secondary vocational guidance is given. Keywords: постмодерн, советская модель профориентации, профессионализация, основная профессия, первичная и вторичная профориентация, стихийная профориентация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.