ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРЕДПЕНСИОНЕРОВ
УДК 331.548
А.Л. Фурсов
Поволжский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И НОВЫЕ ГРАНИЦЫ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Обозначены социально-экономические проблемы, которые обостряет повышение границ пенсионного возраста. Рассмотрены недостатки существующих проектов вторичной профориентации и профпереподготовки предпенсионеров и предложены пути совершенствования таких программ
Ключевые слова: профессиональная ориентация, пенсионный возраст, предпенсионеры, Vocational guidance
Поэтапное повышение пенсионного возраста в России для женщин до 60 лет и для мужчин до 65 лет начнется в 2019 году и завершится в 2028 году. Соответствующий закон был подписан президентом Владимиром Путиным в октябре [1]. На время переходного периода реформы, который продлится десять лет, к гражданам предпенсионного возраста будут относиться те, кому осталось пять лет до наступления пенсионного возраста.
Какие проблемы породило это изменение законодательства, как их собирается решать государство и что нужно делать на самом деле?
Повышение границ пенсионного возраста, на наш взгляд, обостряет следующие социально-экономические проблемы:
1) Дестабилизация ситуации на рынке труда: при существующем количестве рабочих мест увеличивается количество работников: на рынок приходит молодежь, а старшее поколение не уходит с рынка.
2) Повышение рисков нарушения трудового законодательства в отношении предпенсионеров и пенсионеров. Усиление возрастной дискриминации при приеме на работу и карьерном продвижении.
3) Рост безработицы среди предпенсионеров и резкое увеличение нагрузки на бюджет: увеличивается размер пособия по безработице и количества лиц, которые будут обращаться за пособием.
Электронный
научный журнал
Очевидно, что для стабилизации ситуации на рынке труда для предпенсионеров и пенсионеров следует разрабатывать специальные программы вторичной профориентации и профессиональной переподготовки.
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству разработать специальную программу повышения квалификации предпенсионеров как одну из мер по защите интересов граждан старших возрастов на рынке труда.
Проект программы переобучения предпенсионеров был разработан Минтрудом. Согласно документу, до конца 2024 года профессиональное обучение пройдут не менее 450 тыс. предпенсионеров (то есть 75 тыс. ежегодно). Средняя стоимость одного курса обучения составит 33 тыс. руб., и все расходы возьмет на себя государство. Общий объем финансирования программы в 2018-2024 годах составит 31,6 млрд руб., из которых 30 млрд руб. расходов возьмет на себя федеральный бюджет. Таким образом, с 2019 по 2024 год на повышение квалификации предпенсионеров из федерального бюджета будет направляться ежегодно 5 млрд руб. Расходы регионов оцениваются в 263,3 млн руб. в год.
Переобучение будет занимать три месяца с отрывом от основной работы, во время переподготовки предпенсионерам будет выплачиваться стипендия в размере региональной минимальной зарплаты. Предпенсионерам планируется предоставить компетенции, позволяющие «обогатить» уже имеющиеся профессиональные навыки и найти им практическое применение. Речь идет, например, об обучении ИТ-технологиям, преподаванию, а также навыкам и знаниям, связанным с осуществлением контроля, учета и отчетности.
Экспертный совет при правительстве проанализировал проект программы Минтруда по переобучению предпенсионеров. Среди ее недостатков — отсутствие ключевого показателя эффективности и прогноза доступности рабочих мест для пожилых [2].
Эксперты предлагают выделить три группы:
- предпенсионеры, оказавшиеся без работы и ищущие ее;
- предпенсионеры, которые могут потерять или сменить работу (в том числе самостоятельно изъявившие намерение пройти переобучение);
- предпенсионеры, о предстоящем увольнении которых работодатели уведомили службу занятости.
По оценке экспертов, количество таких граждан предпенсионного возраста может достигать 1,5 млн человек ежегодно. «Эти группы должны быть в фокусе внимания разработчиков программы при формировании перечня мероприятий по ее реализации», — подчеркивается в заключении. В группе риска при реализации программы находятся прежде всего те,
2018, №2
научный журнал
кому предстоит увольнение в скором времени. В связи с этим эксперты предлагают предусмотреть меры по предупреждению и минимизации периода их нетрудоустроенности.
Кроме того, эксперты правительства считают необходимым поручить Роструду проводить мониторинг граждан, которые могут быть уволены до момента вхождения в предпенсионный возраст, но для которых можно сохранить занятость за счет повышения их квалификации.
Эксперты правительства предлагают также создать специальные площадки, в том числе на базе социальных НКО, для оказания предпенсионерам психологических, правовых, информационных услуг. Учитывая особую значимость реализации программы, необходимо определить порядок информирования граждан о возможности прохождения переобучения, отмечают авторы заключения.
Эксперты предлагают рассмотреть возможность внедрения специального образовательного сертификата для переобучения предпенсионеров. По их мнению, это упростит процедуру получения услуг и предоставит гражданам старших возрастов возможность самостоятельного выбора образовательной организации.
Успешность программы зависит в том числе от участия в ней работодателей, замечают эксперты. По их мнению, необходимо разработать порядок предоставления средств, выделяемых на переобучение, при условии сохранения работодателями рабочих мест для сотрудников-предпенсионеров не менее чем на один год после прохождения ими переобучения.
Минтруд в ответ на упрек в отсутствии ключевого показателя эффективности предложил обсуждать показатель «доля трудоустроенных граждан в течение шести месяцев из прошедших обучение, нетрудоустроенных на начало обучения». Смущает формулировка «можно обсуждать» - значит, разработчики мер сами еще не представляют, как оценивать предполагаемые мероприятия, но деньги на освоение программы уже готовят.
По поводу предложения создать специальные площадки, в том числе на базе социальных НКО, для оказания предпенсионерам психологических, правовых, информационных услуг Минтруд заметил: «Это не предмет программы, но предложение хорошее»;
Проект программы повышения квалификации предпенсионеров сейчас находится на завершающей стадии межведомственного согласования. Министерство надеется, что в течение ближайших двух недель проект будет внесен в правительство.
По сути, мы видим дублирование уже известного проекта «Университет третьего возраста», который активно работает за рубежом и сравнительно недавно начал реализовываться в России. Проблема в том,
2018, №2
научный журнал
что зарубежный опыт предполагает либо гарантию предоставления рабочего места слушателю университета, либо гарантию самозанятости слушателя. То есть человек либо устраивается куда-то на работу по окончании переобучения, либо открывает собственный бизнес. В современных российских условиях и то, и другое весьма проблематично. Человек, который всю жизнь, к примеру, работал документоведом, библиотекарем, преподавателем вуза, работником отдела кадров, то есть все время был исполнителем, не станет вдруг организатором и не пойдет открывать свое собственное дело.
Далеко не каждая новая профессия подойдет работнику, в том числе по состоянию здоровья, с учетом возрастного снижения производительности труда. Очень странно видеть рекламу образовательных программ для предпенсионеров, скажем, по web-дизайну, программированию мобильных приложений. Это, с одной стороны, отнимает хлеб у молодежи, с другой, такое обучение неприменимо к большинству предпенсионеров по целому ряду объективных причин, в том числе ограниченности доступа к технике по окончании обучения.
В условиях девальвации документов об образовании [7] очередные корочки ничего не решат. Человек с веером дипломов при этом так и остается безработным. Таким образом, предложенная Минтрудом программа не решает главной проблемы предпенсионеров -предоставление рабочих мест.
Вызывают вопросы и методы профориентирования, которые явно не являются универсальными для всех возрастов. Как отмечают исследователи, с момента вхождения Российской Федерации в Международное движение WorldSkills International (2012 г.) в регионах России осуществляется активное продвижение конкурса профессионального мастерства WorldSkills («Молодые профессионалы»). Человек в этом конкурсе рассматривается не как растущая и развивающаяся личность, определяющая в ходе профессионального выбора свою судьбу, а всего лишь как будущий работник, выступающий своего рода приложением к современным технологиям и средствам производства. Профориентация указывает ему, что нужно выбрать, «приложением» к чему именно ему предстоит стать [3]. Применительно к молодежи такие конкурсы уместны, поскольку на этапе социального старта можно примерять к себе различные профессии. Предпенсионерам примерять профессии некогда, им нужно сразу выбрать ту сферу профессиональной деятельности, где они смогут продолжить работу.
Что реально нужно сделать в этом направлении?
1. Превратить сырую нормативную базу о вторичной профориентации и переподготовке в эффективный инструмент регулирования занятости лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Опираясь на современные
исследования социально-трудовой сферы в России [3], встроить вторичную профориентацию в систему льгот [4], а саму профориентационную работу с предпенсионерами развивать с широким использованием инструментов социального партнерства[6].
2. Сама идея вторичной профориентации и профпереподготовки предполагает, что прошедший переподготовку работник получает новую профессию и новое рабочее место. Представляется очевидным, что государство должно стимулировать работодателей на создание новых рабочих мест, либо само создавать такие места по тем профессиям, по которым осуществляется профпереподготовка.
3. Предполагается, что предпенсионер примет решение о профессиональной переподготовке на основании тестов по профориентации, которые ему предложат пройти органы занятости. Но в этом случае нужно предлагать профессии в тех сферах, где высока гарантия трудоустройства. Следовательно, надо постоянно мониторить спрос и предложение на рынке труда, прогнозировать его изменение хотя бы на период до трех лет.
4. Стоит пересмотреть существующие методики профдиагностики и профтестирования, связать их с системой профессиональных стандартов. Вторичная профориентация должны быть направлена не только на выявление общей предрасположенности испытуемого к профессиям, но и на владение его комплексом компетенций, необходимых для эффективной работы в конкретных сферах.
5. Увеличение продолжительности пребывания работников на рынке труда нужно рассматривать и в системе среднего образования, как ни странно это звучит. Школьников и студентов надо готовить психологически к тому, что, во-первых, они будут дольше работать, во-вторых, должны сами заботиться о своей пенсии. В-третьих, быть готовыми уже сейчас работать на одной работе с предпенсионерами и пенсионерами.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" // Российская газета, - N 223. - 05 окт 2018
2. Эксперты назвали недостатки программы переобучения предпенсионеров. РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.rbc.ru/economics/19/11/2018/5beed1329a79470b664c26cd (дата обращения: 20.11.2018).
3. Алмазова О.В., Пряжников Н. С., Чурбанова С. М. Профориентация в системе социального волонтерства // Национальный психологический журнал. № 1 (25). - 2017. с. 45-55
4. Землянухина С.Г., Землянухина Н.С. Противоречия социально-трудовой сферы в России: формы проявления и разрешения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 4 (32). С. 133-141.
5. Землянухина Н.С. Влияние социально-экономических льгот на реализацию концепции достойного труда на региональном уровне // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 1-1. С. 87-91.
6. Землянухина Н.С., Павлова И.Д. Социальное партнерство как элемент корпоративного управления // Человеческий и производственный потенциал российской экономики перед глобальными и локальными вызовами: материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 54-58.
7. Землянухина С.Г., Землянухина Н.С. Противоречия трудовых отношений системы высшего образования // Российская экономика знаний: вклад региональных исследователей: Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием: в 2-х частях. 2017. С. 195-201.