2018, №2 НИгйЛШШ научный журнал
УДК 331.5
Н.С. Землянухина
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского,
г. Саратов, Россия
О НЕКОТОРЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЛЬГОТ
НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются изменения в системе социально-экономических льгот населения РФ, вызванные принятием пенсионной реформы. Анализируется необходимость введения новых льгот, оценивается их эффективность, а также перспективы дальнейших изменений.
Ключевые слова: социальные, трудовые, профессиональные, коммерческие льготы, изменения, предпенсионный возраст, профессиональная ориентация.
Annotation. The article deals with the changes in the system of social and economic benefits of the population of the Russian Federation caused by the adoption of pension reform. The necessity of introduction of new benefits is analyzed, their efficiency and prospects of further changes are estimated.
Key words: social, labor, professional, commercial benefits, changes, pre-retirement age, сareer orientation.
Изменения в пенсионной системе РФ, вызвавшие широкий резонанс общественности, затронули интересы большей части населения страны. Не обсуждая плюсы и минусы принятых решений, ограничимся рассмотрением влияния пенсионной реформы на социально-экономические льготы населения, проанализируем причины и последствия их изменений, а также оценим дальнейшие перспективы.
Напомним, что под льготами мы понимаем исключения из общих правил, выражающиеся в облегчении или улучшении условий их выполнения (вплоть до полной отмены обязанности выполнения), и распространяющиеся на определенную категорию граждан, личные качества, особенности жизни и деятельности которых выступают источником социально-экономического неравенства. [1]
Как экономическая категория льгота выражает экономические отношения по обеспечению исключений из общих правил, порожденных социально-экономическим неравенством, в целях снижения издержек или извлечения дополнительной выгоды.[2]
В зависимости от того, в какой сфере возникают проблемы, вызванные социально-экономическим неравенством, льготы делятся на социальные, трудовые и профессиональные. Отметим, что нами выделяется еще одна категория - коммерческие льготы, предоставляемые хозяйствующими субъектами с целью получения дополнительной выгоды. [3]
2018, №2
научный журнал
Отметим, что после принятия в 2004 г. Закона 122-ФЗ [4] термин «льготы» изъят из законотворческой практики (вместе с термином «социальная защита») и заменен термином «государственная социальная поддержка», однако как социально-экономическая категория в теоретическом смысле, как элемент общественного сознания и проверенный годами практический инструмент решения социально-экономических проблем льготы остаются актуальными и востребованными.
Учитывая, что льготы в нашем понимании возникают там, где есть неравенство, создающее проблемы для всего общества, и за счет льгот это неравенство если не компенсируется полностью, то хотя бы сглаживается, рассмотрим, как за счет льгот государство пытается снизить остроту проблемы увеличения пенсионного возраста.
В неравное положение по сравнению с теми, кто уже вышел на пенсию по предыдущему варианту пенсионной системы попадают все работающие граждане, не достигшие пенсионного возраста и, в перспективе, претендующие на получение страховой пенсии. Это неравенство очевидно, причем можно рассчитать финансовые потери работников в связи с изменением границ пенсионного возраста, кроме того, увеличиваются границы трудоспособного возраста, е если раньше решение о работе или отказе от нее после 55/60 лет принималось индивидуально, то теперь - необходимо продолжать трудится. Поэтому пенсионная реформа привела к появлению нового понимания категории граждан предпенсионного возраста - это, в перспективе, те, кто попадает в возрастной промежуток между старым и новым пенсионным возрастом, т.е. пять лет перед выходом на пенсию (ранее к лицам предпенсионного возраста относили тех, кому до выхода на пенсию оставалось менее двух лет). Поэтому были дополнительно введены льготы, перечислим основные:
- увеличение размера пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста;
- ответственность работодателя за увольнение работников предпенсионного возраста;
- привязка налоговых льгот не к статусу пенсионера (как было ранее), а к возрасту выхода на пенсию до 31.12.18 - т.е. 55 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно.
Кроме того, правительство России рекомендовало региональные льготы, предоставляемые пенсионерам, также привязать к вышеуказанному возрасту, что и было сделано во многих регионах.
В первую очередь, изменение границ пенсионного возраста затрагивает интересы тех граждан, которые планировали стать пенсионерами в ближайшее время. Поэтому был введен поэтапный план
2018, №2
научный журнал
перехода, а для тех, кто должен был стать пенсионерам в 2019 и 2020 годах - дополнительная льгота в 0,5 года.
Всё перечисленное предназначено для сглаживания проблем, вызванных появлением пенсионной реформы, однако эффективность некоторых из предложенных льгот вызывают сомнения. Так, введение ответственности работодателей за необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста может привести не к защите указанной категории, а к разработке многочисленных способов обхода законодательства, включая заключение краткосрочных трудовых контрактов, превентивного увольнения и т.д., что может фактически усилить дискриминацию предпенсионеров.
Отдельного внимания требует вопрос повышения трудоспособности предпенсионеров. Существующая система здравоохранения направлена в первую очередь на лечение болезней, а не на их профилактику. Исключение составляет система вакцинации населения. Введение оплачиваемых работодателем дней, выделяемых на диспансеризацию работников (для лиц предпенсионного возраста - два в год) вряд ли сможет существенно повлиять на состояние их здоровья. Рыночные отношения и принципы в экономике без должного контроля со стороны государства приводят к продаже не самых полезных для здоровья продуктов питания и попыткам сбора с пациентов дополнительных средств, вплоть до мошенничества, когда пациентам ставятся необоснованные диагнозы либо оказываются фиктивные услуги. Поэтому необходима разработка механизмов улучшения здоровья, в том числе льгот, стимулирующих здоровый образ жизни. И если принятый на государственном уровне программ не достаточно для перехода к привычкам, обеспечивающим сбережение здоровья и полноценное воспроизводство рабочей силы, проблемы переходят на уровень предприятий и, в лучшем случае, решаются за счет механизмов корпоративной социальной ответственности.[5]
Если оценить перспективы изменения коммерческих льгот, предоставляемых пенсионерам, здесь, скорее всего, не произойдет пересмотра категории и перехода к льготам для лиц предпенсионного возраста, так как на самом деле большая часть коммерческих льгот ориентирована на неработающих пенсионеров в связи с их затрудненным материальным положением (кроме случая специальных вкладов для пенсионеров в банке, там малообеспеченность не важна).
Существенные изменения востребованы и в системе профориентации населения. Переход к эпохе постмодерна уже привел к тому, что перспектива выбора гарантированной на всю жизнь профессии становится во многих случаях иллюзорной [6], дополнительно к этому вызванное пенсионной реформой увеличение продолжительности трудовой жизни
2018, №2
научный журнал
обостряет противоречия в системе профориентации [7]. Поэтому предоставляемых возможностей по профориентации и переподготовке безработных, работников, попавших под угрозу сокращения, и лиц предпенсионного возраста может быть уже недостаточно. Наряду с концепцией непрерывного образования, принятой в нашем обществе, необходимо переходить к концепции непрерывной профориентации.
Проведенный анализ основан на качественном исследовании изменений в системе социально-экономических льгот населения. Практику их применения можно будет оценить только после вступления новой пенсионной системы в силу - то есть с начала 2019 года.
1. Землянухина Н.С. Социально-экономическая теория льгот: монография / Н. С. Землянухина ; под ред. П. С. Кузнецова ; Саратовский гос. технический ун-т. Саратов,
2. Землянухина Н.С. Система социально-экономических льгот населения: теория и практика: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Саратов, 2006.
3. Землянухина Н.С., Кузнецов П.С. Теория коммерческих льгот: практика применения// Экономическая наука в Саратовском университете: прошлое и современность: Материалы Международной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ "Столетие гуманитарного образования в Саратовском государственном университете: диалог времен - прошедшего, настоящего и будущего". Под редакцией О.Ю. Челноковой. 2017. С. 106-110.
4. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/12136676/ (дата обращения: 08.11.2018).
5. Землянухина Н.С. Обеспечение здоровья работников - необходимый элемент корпоративной социальной ответственности в России// Современный менеджмент: проблемы и перспективы. Сборник статей: в двух частях. 2016. С. 157-162.
6. Землянухина Н.С., Кузнецов П.С. Профориентация в эпоху постмодерна// Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 92-100.
7. Землянухина Н.С. Противоречия в системе профориентации населения// Профессиональная ориентация. 2017. № 2. С. 4-7.
Библиографический список
2006.