УДК 340 + 331.548
ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА
А.Л. Фурсов
Аннотация: В статье предлагается создание единого общественно-государственного центра, который координирует профориентационную деятельность на уровне регионов и страны в целом. Общественный координационный совет по профессиональной ориентации населения, по мысли автора, должен включать в себя экспертов-представителей всех субъектов системы профориентации населения региона и формировать перед органами власти повестку дня в сфере профессиональной ориентации на основании постоянного социально-экономического мониторинга каждого из субъектов системы профориентации населения.
Ключевые слова: Профессиональная ориентация, профессиональная социализация, профессиональный выбор
Проводимое автором комплексное изучение системы профессиональной ориентации населения (СПН) [1,2,3] и анализ отечественного и зарубежного опыта профориентации [4], в первую очередь опыта индустриально развитых стран, выявили доминирующую роль государства как субъекта СПН. Анализ отечественного опыта профориентации [5] убеждает, что действовавшая в СССР на государственном уровне система профориентации, рассматривавшая поддержку профессионального пути гражданина с точки зрения интересов общества в целом, отвечала главному критерию социально-экономической эффективности - соответствию экономических результатов производства товаров и услуг социальным целям трудящихся и общества в целом. В то же время практический опыт построения СПН за рубежом показывает значительную роль в СПН институтов гражданского общества, участвующих в программах по реализации государственной политики в сфере профориентации («социального заказа») и одновременно реализующих собственные проекты в соответствии с потребностями работодателей-производителей товаров и услуг («заказ рынка»).
В целях исследования нами уточнено определение системы профориентации населения, под которой предлагается понимать «комплекс взаимосвязанных и обусловленных социально-экономической и политической ситуацией действий, реализуемый через социальные взаимодействия отдельных индивидов, социальных групп и социальных институтов, способствующий профессиональной ориентации индивида». Объектом в этой системе являются трудовые ресурсы на этапе профессионального выбора, служащего основой для приобретения ими суммы социокультурных и профессиональных компетенций (компетентности), характеризующей их конкурентоспособность на рынке труда, а субъектом - социальные институты, влияющие в разной степени на профессиональный выбор индивида и приобретение им компетентности: семья, общее образование (школы, лицеи), профессиональное образование, органы власти, бизнес-структуры и иные работодатели, средства массовой информации, организации и частные представители сферы культуры, некоммерческие организации, политические партии и движения.
Проведенный нами анализ отечественного и зарубежного опыта профориентации показал, что СПН в различных странах всего за 100 с небольшим лет сделала качественный рывок от бюро по психологическому консультированию и элементарному профессиональному тестированию к действующей на общенациональном уровне и, в основном, при государственной поддержке, системе, обеспечивающей наиболее полную самореализацию индивида в интересах национальной экономики. Эта система обеспечивает баланс между спросом и предложением на рынке труда, позволяет выстраивать систему профессионального образования с учетом непрерывно меняющейся социально-экономической ситуации и растущими потребностями граждан. При этом научное и организационно-правовое обеспечение СПН в рамках стратегии непрерывного образования в условиях экономики знаний строится в соответствии с новой парадигмой профориентации «career guidance» - «ориентации на карьеру», направленной на оказание помощи людям всех возрастов в выборе сферы профессиональной деятельности, профессиональной подготовке и профессиональном совершенствовании, на основе чего объединяется в единый интегрированный процесс подготовка индивида к профессиональному выбору в рамках его социального окружения, общее и профессиональное образование, непосредственное участие в этом процес-
се представителей бизнеса и некоммерческих организаций при организующей, координирующей и контролирующей роли органов государственного и межгосударственного управления
В то же время следует отметить, что попытки обеспечить механизмы взаимодействия субъектов СПН организационно-правовой регламентацией на уровне государственной политики пока только обсуждаются. С тех пор, как было принято Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» [6], во многих регионах Российской Федерации приняты региональные Концепции развития системы профессиональной ориентации, в основном цитирующие принципы «Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь» [7]. Выгодное отличие этих концепций от Постановления Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 заключается в том, что в них регламентируется с разной степенью детализации не только профориентационная деятельность органов власти и зависимых от них других субъектов СПН, но и взаимодействие министерств и ведомств с негосударственными СМИ, некоммерческими организациями, представителями работодателей из числа субъектов предпринимательской деятельности. При этом, если в Вологодской области по-прежнему ориентируются на молодежь как получателя профориентационных услуг [8], то, например, законодатели в Самарской области [9] и Красноярском крае [10] рассматривают уже развитие профориентации населения в целом.
Учитывая, что рынок труда, сфера образования и активность институтов гражданского общества в каждом регионе имеют свои отличия, было бы целесообразным говорить о разработке следующих основных направлений государственного управления профориентацией населения, которые в регионах могли бы применять с учетом местной специфики:
1. Разработка и внедрение целевых федеральных программ профориентации и развития систем профориентации в регионах с учетом региональных особенностей.
2. Создание учебной, учебно-методической и просветительской литературы о мире профессий и рынке труда для использования в работе по профессиональному просвещению.
3. Создание художественной продукции, которая с учетом требований рынка труда создавала бы в общественном сознании представление об общественно значимых профессиях.
4. Координация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества при реализации целевых федеральных и региональных программ и развитии основанных на экономическом подходе с учетом региональных особенностей систем профориентации.
5. Разработка и совершенствование способов информирования населения о деятельности государственных органов занятости в сфере профориентации, в том числе путем размещения ее в сети Интернет, расширение взаимодействия этих органов с общественностью, со средствами массовой информации, представителями творческих профессий в целях демонстрации «историй успеха» клиентов служб профориентации.
6. Формирование на федеральном и региональном уровнях прогноза потребностей экономики в специалистах со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием, соответствующая корректировка плана приема в учреждения профессионального образования на места с бюджетным финансированием.
7. Стимулирование образовательных учреждений и работодателей к использованию возможностей целевого приема, образования без отрыва от производства (заочной и дистанционной форм обучения).
8. Включение в систему рейтингов образовательных учреждений информации о карьерном росте выпускников как показателя качества полученного образования, распространение этого правила не только на учреждения в целом, но и отражение влияние на карьерный рост выпускника конкретных научно-педагогических работников, осуществлявших руководство выпускными квалификационными работами учащихся.
9. Государственная поддержка институтов гражданского общества, в первую очередь через выделение грантов негосударственным организациям, создающим и развивающим негосударственные формы профессиональной ориентации за счет собственных средств на условиях социального партнерства, а также содействующих реализации государственной политики в этих вопросах. Стимулирование инициатив отдельных граждан, в том числе представителей творческих профессий, в области профессионального информирования, просвещения, консультирования.
По поводу последнего пункта стоит отметить, что институты гражданского общества, участвуя в программах по реализации государственной политики в сфере профориентации, могут внести существенный вклад в развитие административно-правового (через субъекты, наделенные правом законодательной инициативы) и информационного обеспечения СПН. Такое направление деятельности, реали-
зуемое с использованием возможностей различных социальных практик, поможет сформировать на территории каждого региона единую профориентационную среду путем консолидации всех информационных ресурсов, в том числе путем создания регионального информационного портала в сети Интернет для выбирающих профессию и планирующих профессиональную карьеру (для всех категорий населения), организацию систематических публикаций в печатных СМИ и размещений информации в телевизионных и радиовещательных СМИ, отражающих ценность профориентации, а также формирующих профориентационную культуру.
Что касается соотнесения прогноза потребностей экономики в специалистах с планом приема в учреждения профессионального образования на места с бюджетным финансированием, то эта проблема, как представляется, давно перезрела. Российские реалии показывают, с одной стороны, признание обществом необходимости госзаказа, с другой, игнорирование законодателями мнения общественности и экспертов. Так, еще в 2007 г. экспертный опрос, проведенный юридическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова, показал, что 82,4% респондентов выступают за закрепление правовыми нормами обязанности молодого специалиста по завершении учебы отработать определенный срок по специальности или возвратить государству затраченные на его обучение деньги [11].
Представляется очевидным, что предложенные выше направления государственного регулирования системы профессиональной ориентации населения региона будут работоспособными лишь в случае наличия единого координирующего и управляющего центра. Во многих региональных концепциях развития СПН функцию управления, координации, контроля разработчики предлагают возложить на государство, в лице отдельных министерств и ведомств или путем создания в органах власти дополнительного контрольно-надзорного звена. Представляется ошибочным возложение функций контроля эффективности системы на один из его субъектов, как это зачастую происходит, и целесообразным - введение механизма общественного контроля, аналогично процедурам общественной аккредитации образовательных учреждений и общественному мониторингу деятельности органов власти через механизм общественных советов при этих органах.
Функциями общественного мониторинга системы профориентации населения представляется целесообразным наделить новый общественно-государственный орган - Общественный координационный совет по профессиональной ориентации населения (далее - Координационный совет).
Рассмотрим принцип создания и функционирования такого органа на примере Саратовской области. Координационный совет предлагается формировать совместно Общественной палатой Саратовской области, Торгово-промышленной палатой Саратовской области, областным правительством и Саратовской областной думой. Этот совет должен включать в себя экспертов-представителей всех субъектов системы профориентации населения Саратовской области. При этом формирование состава экспертов-представителей субъектов СПН должно проходить по следующему принципу:
Субъект «семья» представлен общественными организациями по защите интересов и прав семьи, представителями профильного комитета Общественной палаты Саратовской области, аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области.
Субъект «общее образование» представлен профсоюзом работников народного образования, представителями школьного самоуправления.
Субъект «профессиональное образование» представлен профсоюзом работников народного образования, представителями вузовского самоуправления, научной общественности.
Субъект «органы власти» представлен выдвиженцами Саратовской областной думы, муниципальными собраниями, министерствами области.
Субъект «СМИ» представлен как представителями средств массовой информации, так и общественными объединениями журналистского сообщества (Союз журналистов России и др.).
Субъект «Бизнес и работодатели» представлен в первую очередь Торгово-промышленной палатой Саратовской области, объединениями и ассоциациями работодателей, представителями крупных работодателей региона.
Субъект «Культура» представлен выдвиженцами творческих союзов и объединений.
Субъект «НКО» представлен общественными организациями, не относящимися прямо ни к одному из вышеперечисленных субъектов.
Субъект «Политические движения» представлен экспертами, выдвинутыми региональными отделениями зарегистрированных политических партий.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности Координационного совета должно гарантировать совету право участвовать в работе коллегий и советов органов власти, а через членов совета, наделенных правом законодательной инициативы (ТПП Саратовской области, ОП Саратовской области, де-
путаты областной думы, представители министерств и ведомств, участвующих в профориентационной работе) - формировать перед органами власти повестку дня в сфере профессиональной ориентации.
На Координационный совет предлагается возложить следующие основные функции:
- определение основных направлений профориентации на территории области с учетом региональных особенностей и прогнозов потребности в специалистах области на ближайшую перспективу;
- всестороннее изучение основных проблем профессиональной ориентации и тенденций развития кадрового потенциала региона;
- обеспечение взаимодействия всех организаций, участвующих в профориентационной работе;
- разработка и реализация планов, программ и проектов по профессиональной ориентации;
- обобщение и распространение позитивного опыта работы по реализации планов, программ и проектов по профессиональной ориентации;
- разработка предложений по совершенствованию работы по профессиональной ориентации;
- выработка согласованных позиций, решений, концепций по вопросам профессиональной ориентации, содействия профессиональному становлению молодежи;
- рассмотрение аналитических и информационных материалов по вопросам профориентации, проведение самостоятельных научных исследований;
- координация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров региональной системы профориентации;
- оценка социально-экономической эффективности региональной системы профориентации по показателям, предложенным в данном диссертационном исследовании;
- формирование предложений по взаимодействию субъектов региональной системы профориентации.
Показателями эффективности деятельности Общественного координационного совета будут являться:
- увеличение количества реализуемых методик, средств и программ профессиональной ориентации, учитывающих профессиональные интересы, потребности, возможности, состояния здоровья человека, требования рынка труда и складывающиеся социально-экономические условия;
- рост количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в учреждения профессионального образования по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда;
- увеличение доли поступивших в образовательные учреждения профессионального образования, получивших квалифицированную помощь по профессиональной ориентации, в общей численности граждан, поступивших в образовательные учреждения профессионального образования;
- сокращение доли безработной молодежи от общего количества молодежи области;
- рост уровня трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников образовательных учреждений профессионального образования в первый год после выпуска в общем количестве трудоустроенных выпускников указанной категории;
- сокращение доли выпускников образовательных учреждений профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными.
Публичное предъявление результата общественного контроля закроет пробел, существующий в отношениях субъектов СПН, позволит оперативно отслеживать и поддерживать позитивные изменения в развитии системы и своевременно принимать меры для корректировки взаимодействия субъектов системы профориентации при выявлении негативных тенденций. Основной задачей такой системы будет являться установление соответствия экономических результатов профориентационных мероприятий социальным целям индивидов и общества в целом, что способствует росту эффективности организационно-правовой поддержки государством системы профориентации населения.
Библиографический список
1. Фурсов А.Л. Системный подход к профессиональной ориентации в регионе / Н.С. Землянухина, А.Л. Фурсов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3-2. С. 372-378. (0,6 п.л., авт. 0,5).
2. Фурсов, А. Л. Показатели и методика оценки социально-экономической эффективности системы профориентации населения региона [Электронный ресурс] / А. Л. Фурсов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2014. - №2 (34). П^: ^ф^оита^ s.orgшdex.php/sisp/artide/view/2201412/pdf_502 БСЯ: 10.12731/2218-7405-2014-2-12 (0.75 п.л.)
3. Фурсов, А. Л. Профессиональная ориентация с позиций междисиплинарного подхода: проблемы и перспективы исследования / А. Л. Фурсов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8. - С. 467-471. - ISSN 1999-2300 (0.6 п.л.)
4. Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. - 2013. - № 1. - С. 32-40. - ISSN 2078-9661 (1,1 п.л.).
5. Фурсов, А. Л. Специфика профориентации в информационном обществе / А. Л. Фурсов // Человеческие ресурсы в координатах XXI века : сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., г. Саратов, 27 нояб. 2012 г. - Саратов, 2012. - С. 64-68. (0, 3 п.л.).
6. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1996. - № 10.
7. Постановление Министерства труда Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Государственного комитета по делам молодежи Республики Беларусь от 29.03.2001 N 32/66/22/91 «Об утверждении Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь» URL: http://edu.gov.by/sm.aspx?guid=72543 (Дата обращения: 01.03.2014)
8. Официальный сайт Департамента труда и занятости населения Вологодской области URL: http://www.depzan.info/New%20Folder/conc.doc (Дата обращения: 01.03.2014)
9. Концепции региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 года // ЦПО Самарской области URL: http://www.cposo.ru/rs/cppk/2013/Koncepcia do 2020.doc
10. Распоряжение Правительства Красноярского края от 27.11.2013 N 864-р «Об утверждении Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года» // Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края URL: http://www.zakon.krskstate.ru, (Дата обращения: 01.03.2014)
11. Антипьев А. Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 2 (12). с 147.
УДК 342
КОНСТИТУЦИЯ КАК НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Б.Б. Досжанов,
Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая, Алма-Ата, Республика Казахстан
Аннотация: Проанализированы идейно-идеологическое воздействие Конституции на формирование правового сознания населения страны. Рассмотрена структура правосознания в формате рассматриваемой проблемы. Отмечено, что нормативное воздействие Конституции Республики Казахстан на сознание человека, заключается в создающем наиболее благоприятные социальные условия для его правового развития, конституционном урегулировании общественных отношений. Это достигается путем нормативного закрепления политических, экономических и правовых основ формирования и совершенствования конституционного правосознания личности.
Ключевые слова: демократия, государство, гражданин, идеология. Конституция, культура норма общество, правосознание, права и свободы, плюрализм, ценность, функция, человек.
Рассматривая ценностно-идеологическое воздействие Конституции Республики Казахстан (далее РК - авт.) 1995 года на сознание людей, необходимо отметить, что оно коренным образом отличается от идеологического воздействия всех ранее действовавших казахстанских конституций. На наш взгляд, следует согласиться с мнением, что основной целью принятия Конституции и одновременно условием ее реальности, является достижение в государстве общественного согласия на основе определенных принципов и ценностей. Однако демократическое общество плюралистично по своей природе, так как в нем сосуществуют различные или даже несовместимые, конфликтующие идеи, ценности, доктрины политического, экономического, религиозного и иного характера, представляющие интересы различных социальных групп. Поэтому основная задача Конституции в процессе формирования конституционного правосознания граждан состоит не в отражении идеологии какой-либо партии или класса, социальной