Научная статья на тему 'Система профессиональной ориентации населения в условиях "экономики знаний"'

Система профессиональной ориентации населения в условиях "экономики знаний" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
162
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЭКОНОМИКА ТРУДА / ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фурсов А.Л.

В статье отмечается, что существовавшая многие десятилетия практика профессионального информирования, отбора, адаптации с разной степенью успешности применялась в условиях индустриального общества, когда информация еще не рассматривалась в качестве товара. В условиях информационного общества происходит изменение характера труда отдельного человека, трансформация системы подготовки к трудовой деятельности профессиональной ориентации и образования. Рассмотрены основные отличия профориентации в условиях индустриального и постиндустриального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фурсов А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система профессиональной ориентации населения в условиях "экономики знаний"»

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

УДК 37

А. Л. Фурсов

Поволжский институт управления им. Столыпина П.А. — филиал РАНХиГС г. Саратов, Российская Федерация

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ»

Аннотация: В статье отмечается, что существовавшая многие десятилетия практика профессионального информирования, отбора, адаптации с разной степенью успешности применялась в условиях индустриального общества, когда информация еще не рассматривалась в качестве товара. В условиях информационного общества происходит изменение характера труда отдельного человека, трансформация системы подготовки к трудовой деятельности -профессиональной ориентации и образования. Рассмотрены основные отличия профориентации в условиях индустриального и постиндустриального общества.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, экономика труда, формирование кадрового состава.

Задумываясь над вопросом: «Почему современная система профориентации населения не дает прежнего эффекта?», публицисты и ученые часто называют такие причины как несовершенство правового регулирования и правоприменения в этой сфере, информационную разобщенность субъектов профориентации, коррупция и низкий уровень правосознания и, конечно же, пресловутое «проблемы перехода экономики страны на рыночные рельсы». Последняя отговорка особенно изумляет, поскольку переход произошел четверть века назад.

Как представляется, явление, обозначенное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года «Стратегия 2020», имеет более серьезные причины. «Человеческий капитал используется недостаточно эффективно, нарушена координация между рынками труда и образования, примерно каждый третий занятый не использует имеющиеся у него знания и профессиональные навыки», - говорится в документе. Не потому ли это происходит, что практика профессионального информирования, отбора, адаптации разработана в условиях индустриального общества?

Парадигма профориентации индустриального периода исходила из того, что у общества есть постоянный спрос на представителей определенной профессии, который удовлетворяется через профдиагностику ориентацией подрастающего поколения на освоение знаний, умений, навыков в конкретной профессиональной сфере. Растет количество заводов -нужно больше рабочих. Развиваются ресурсодобывающие отрасли -постоянный спрос на профессии, связанные с разведкой и освоением новых

научный журнал

месторождений природных ресурсов. Профессия была одна и на всю жизнь. Первый звонок о том что в системе профориентации «что-то пошло не так» на самом деле прозвучал задолго до смены социально-экономической формации. Информатизация и компьютеризация общества вызвала к жизни новые профессии, а старые стремительно теряли актуальность. Наборщики горячего набора все равно оказались бы невостребованными с ростом компьютеризации редакционно-издательской сферы: один оператор компьютерного набора и верстки заменял целый наборный цех с его инфраструктурой. Научно-технический прогресс привел к тому, что конструкция «образование и профессия на всю жизнь» изжила себя.

Изменились правила игры. Более того, изменились сами игроки.

Поколение Z - поколение индивидуалистов, которые стремятся самостоятельно строить свой мир, свою жизненную траекторию и готовы быстро менять ее. Их независимость на рынке труда проявляется, в частности, в том, что они смотрят на отношения с работодателями не как их родители «начальник-подчиненный», «работодатель-раб(отник)», а как «Заказчик-исполнитель». Фактически наиболее активная часть молодежи уже сейчас выбирают себе работодателя, тогда как еще их родителей-работников выбирали работодатели. Они ищут такие условия работы, которые позволят самовыражаться и самосовершенствоваться. Они мобильны, чего опять-таки не скажешь об их родителях, готовых десятилетиями терпеть унижения из-за страхов «ой, а вдруг выгонят?». Поэтому крах базовой установки системы профориентации на пожизненную работу в конкретной профессии рушит всю систему, многие субъекты которой не знают, как действовать в таких условиях. Справедливости ради надо сказать, что такой субъект как образовательные учреждения к подобному постоянному поиску способов профессионального самоопределения и самовыражения давно готов, предлагая всем желающим широкий ассортимент образовательных программ. Вот только из-за рассогласованности взаимодействий образовательной системы с работодателями на рынок труда часто попадают специалисты, которые не могут найти себе рабочее место.

Понимание того, что мир изменился, и экономика становится (кое-где уже давно стала) «экономикой знаний», привело к переосмыслению сущности системы профориентации населения как ключевого компонента стратегии непрерывного образования. Поскольку меняется спрос на профессии - должен меняться спрос на образовательные программы. Получается то самое пресловутое «образование всю жизнь». Новое определение профессиональной ориентации введено и одобрено Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Экспертной группой еврокомиссии по непрерывной профориентации, Советом Европейского союза и Всемирным банком в 2004 г.:

научный журнал

«Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи людям любого возраста и в любой момент их жизни по вопросам выбора направления обучения, профессиональной подготовки и сферы профессиональной деятельности и управления собственной карьерой»2.

Таким образом, парадигма профориентации ушла от понимания термина «профессиональная ориентация» как узкоспециализированного «professional guidance» - «ориентация на профессию» к более глобальному

"5

«career guidance» - «ориентация на карьеру» . Это позволяет объединить в единый интегрированный процесс подготовку индивида к профессиональному выбору в рамках его социального окружения, общее и профессиональное образование, непосредственное участие в этом процессе представителей бизнеса и институтов гражданского общества при организующей, координирующей и контролирующей роли органов государственного и межгосударственного управления.

Американский теоретик информационного общества Э. Тоффлер в свое время отмечал, что для индустриального общества необходим был работник - идеальный исполнитель, которого всегда можно заменить на другого идеального исполнителя (вспомним известный в советские годы принцип «Незаменимых у нас нет»). В условиях информационного общества экономическое развитие все больше зависит от обмена данными, информацией и знаниями, без которых невозможно ее дальнейшее развитие. В связи с этим, считает Тоффлер, рабочие (работники) становятся все менее взаимозаменяемыми, так как обладают подчас уникальным символьным знанием в определенной сфере4.

Таким образом, профессиональная ориентация в условиях «экономики знаний» не «подгоняет» конкретного индивида под требования конкретной профессии, а нацелена на содействие индивиду в поиске наиболее подходящей для него профессии, исходя из его личностных особенностей, склонности и мотивации, предоставляя возможности для наиболее полной его самореализации и удовлетворения от своей деятельности.

Как ни парадоксально, мысль эта перекликается с идеей испанца Хуана Уарте, который в книге «Исследование способностей к наукам» в 1575 году писал: «Для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделять уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда

2 OECD and European Commission, Career guidance: A handbook for policy makers, Organisation for Economic Cooperation and Development, Paris, 2004. p.10.

3 Watts A.G., Sultana R.G. Career guidance policies in 37 countries: Contrasts and common themes // International Journal forEducational and Vocational Guidance, - Vol. 4, - № 2-3, 2004, pp. 105-122.

4 Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ,2004. - 783с.

научный журнал

заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит»5.

Поскольку «экономика знаний» опирается на всеобщую компьютеризацию, залогом успешности системы профессиональной ориентации населения должна стать всеобщая компьютерная грамотность, особенно в группах лиц второго и третьего возраста. Это означает не только формирование базовых навыков работы на компьютере, но развитие общей информированности о возможностях практического применения информационных технологий клиентами служб занятости. Кроме того, очевидно, что обучение использованию информационно-коммуникационных технологий инвалидов, обращающихся в органы занятости за получением услуги профориентации, повысит их шансы на трудоустройство. Правда, реализации этой идеи препятствует целый ряд социально-экономических проблем, в частности, низкий уровень доходов населения, который не позволяет сделать граждан поголовно владельцами компьютеров и активными пользователями Интернета. Но это уже совсем другая проблематика.

Следствием глобализации должна стать постепенная конвергенция национальных систем занятости. Следовательно, федеральные и региональные целевые программы профориентации должны не просто учитывать новейший мировой опыт введения просвещения, консультирования, отбора, тестирования, но и ставить своей целью максимальную интеграцию в мировое профориентационное пространство с учетом национальных особенностей и интересов. И снова отметим, что для этого необходим благоприятный политический климат, а не только экономический. В условиях «войны санкций» даже система академической мобильности порой не может быть полноценно реализована, не говоря уже о трудовой мобильности на межгосударственном уровне.

Стоит отметить используемую за рубежом в системе профориентации практику так называемых «пробных программ», которые позволяют опробовать профессию со всех сторон, чтобы удостовериться в правильности выбора.

Заслуживает внимания выявление зарубежными исследователями возрастающей роли некоммерческих организаций в развитии национальной системы профориентации населения. Их роль сводится не только к оказанию услуг в сфере дополнительного профессионального образования, профессионального тестирования и консультирования, но и к активному участию в организационно-правовом регулировании и информационном обеспечении деятельности всех субъектов СПН6. Это участие проявляется, в

5 Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Мысль, 1976. - С. 106-107.

6 International Handbook of Career Guidance. James A. Athanasou ; Raoul van Es-broeck (Eds.). Series: Springer International Handbooks of Education, 2008. XXIV, 744 p. - URL: http://bookfi.org/book/1188660;

научный журнал

частности, в независимом мониторинге системы профессионального образования и рынка труда, формулировании для органов власти повестки дня в сфере профессионально-трудовых отношений, изыскания средств для финансирования научных разработок в сфере профессионального просвещения, отбора, образования и адаптации. Заметной является роль НКО в формировании и финансовом обеспечении реализации социального заказа на производство литературной и медиа-продукции, выполняющей роль профессионального информирования и просвещения. Необходимо отметить, что возрастающая роль НКО в системе профориентации населения признается и российскими исследователями: «Современное состояние российского общества, с одной стороны, не оставляет шансов на успех социальной политики «для народа, но без народа», а с другой — обеспечивает предпосылки для все более тесного, конструктивного и плодотворного взаимодействия общественности и государства в широко

п

понимаемой социальной сфере» .

Выше перечислены далеко не все аспекты, которые необходимо учесть при разработке моделей профориентации населения в условиях «экономики знаний». Однако разрабатывать их нужно было еще «вчера», чтобы не было мучительно больно адаптировать уже разработанные за рубежом модели к условиям российской ментальности и экономики.

Библиографический список

1. OECD and European Commission, Career guidance: A handbook for policy makers, Organisation for Economic Cooperation and Development, Paris, 2GG4. p.iG.

2. Watts A.G., Sultana R.G. Career guidance policies in 37 countries: Contrasts and common themes // International Journal forEducational and Vocational Guidance, - Vol. 4, - № 2-3, 2GG4, pp. iG5-i22.

3. Тоффлер Э. Третья волна. - M.: АСТ,2004. - 783с.

4. Ярошевский M.r. История психологии. - M.: Mbia^, 1976. - С. 106-iG7.

5. International Handbook of Career Guidance. James A. Athanasou ; Raoul van Es-broeck (Eds.). Series: Springer International Handbooks of Education, 2GG8. XXIV, 744 p. -URL: http://bookfi.org/book/ii8866G;

6. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем : Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Mерсияновой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Изд. 2-е, перераб. и доп. — M.: НИУ ВШЭ, 2012. — 64 с.

7 Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем : Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Мерсияновой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.