УДК 37.047
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А. Л. Фурсов
ПИУ им. Столыпина П.А. - филиал РАНХИГС, Саратов, Россия
Аннотация. Исследование системы профессиональной ориентации населения
- Саратовской области показывает, что составляющие ее субъекты связаны между собою слабо, следовательно, результативность с точки зрения реализации конечной цели системы -
> низкая. Внешнее воздействие на работу системы путем нормативного регулирования и использования административных механизмов осуществляется лишь в отношении отдельных элементов. Системная работа по профориентации в Саратовской области сводится преимущественно к профессиональному просвещению, профессиональной диагностике, профессиональному консультированию.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, система профориентации, трудовые ресурсы.
< Abstract: А study of the system of professional orientation of the population of the Saratov region shows tliat its component entities are connected among themselves weak, therefore the Performance from the point of view of realization of the ultimate goal of the system is low.
- External influence on the system through regulatory and administrative arrangements is made only in respect of the individual elements. System career counseling in the Saratov region is reduced
> mainly to professional education, professional diagnosis, professional advice.
i Key words: professional orientation, vocational guidance, human resources..
Рассмотрение системы профориентации населения (СПН) как комплекса взаимосвязанных и обусловленных социально-экономической и политической ситуацией действий, реализуемого через социальные взаимодействия отдельных индивидов, социальных групп и социальных институтов, способствующего профессиональной ориентации индивида, неизбежно приводит к необходимости анализа такого комплекса методами системного подхода. Это подразумевает рассмотрение СПН как совокупности взаимосвязанных компонентов, имеющей вход (ресурсы), выход (цель), связь с внешней средой и обратную связь.
Трудовые ресурсы на входе СПН в результате применения информационных и материальных ресурсов приобретают на выходе новые качества (свойства) в соответствии с поставленной целью. Цель СПН - оптимальное сочетание личностных желаний и общественных потребностей в сфере профессионально-трудовой деятельности. Из научной и общественно-политической публицистики следует, что цель пока не достигнута. Это признается, в частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года «Стратегия 2020»: «человеческий капитал используется недостаточно эффективно, нарушена координация между рынками труда и образования, примерно каждый третий занятый не использует имеющиеся у него знания и профессиональные навыки» [1].
Почему воздействие в СПН на объект (трудовые ресурсы) со стороны субъектов СПН не дает ожидаемого результата? Чтобы это понять, рассмотрим детально субъекты СПН, влияющие на профессиональный выбор трудовых ресурсов.
Заслуживает внимания предложенный Л.Н. Захаровой перечень ключевых субъектов системы профориентации, включающий в себя семью, школы, учреждения профессионального образования, органы власти и бизнес-структуры как потенциальных работодателей [2].
Эту классификацию А.И. Минажетдинова логически обоснованно дополняет такими субъектами, как средства массовой информации, общественные организации [3], армия, правоохранительные организации, медицинские учреждения, религиозные организации [4]. В то же время предложенные Минажет-диновой такие субъекты как армия и правоохранительные организации подведомственны органам власти, общественные и религиозные организации, по сути, представляют один и тот же институт некоммерческих организаций, а медицинские учреждения относятся к институту работодателей.
К субъектам представляется необходимым отнести и такие институты гражданского общества, как учреждения и организации культуры, некоммерческие организации и представителей политических движений и партий, которые также влияют на профессиональный выбор.
Кроме того, к субъектам относится и сам индивид, который является не пассивным поглоти-
телем информации, а активным ее преобразователем, строящий собственную линию поведения в процессе профессионального выбора.
Обоснованность таких предположений о перечне субъектов СПН была проверена путем проведения опроса экспертов, представляющих в основном научно -педагогическую общественность России (интернет-опрос проводился средствами Google, количество экспертов 103, в том числе 11 - эксперты из Саратовской области, представлявшие вузы, органы власти и средства массовой информации).
Перечисленные субъекты профориентации обладают различными и противоречивыми целями, по-разному реализуют стоящие перед ними задачи, руководствуются различной нормативно-правовой базой.
С одной стороны, в процессе профессионального выбора индивид и семья должны ориентироваться на желания, способности, интересы конкретной социализирующейся личности, а с другой, они вынуждены руководствоваться текущим состоянием рынка труда, вследствие чего профессия выбирается не «по призванию», а «по расчету». Ситуация порой становится абсурдной: семья определяет вуз, а, следовательно, будущую профессиональную траекторию ребенка, исходя из того, по какому предмету ЕГЭ сдать проще, и где он более востребован [5]. Очевидно, что гуманитарные направления и специальности при таком раскладе выигрывают, а инженерно-технические - проигрывают [6]. Кроме того, недостаточно регламентировано само участие института семьи во взаимодействии с другими субъектами системы профориентации [7].
С одной стороны, институт общего образования должен в соответствии с нормативными документами и социальным заказом заниматься профессиональным информированием как начальным этапом профориентации, с другой, качество этого информирования определяется субъективным подходом педагогов, которые так же подвержены влиянию общеустоявшихся взглядов на «выгодные» и «модные» профессии, как и семья.
С одной стороны, институт профессионального образования должен руководствоваться спросом на рабочую силу со стороны работодателей и экономики в целом, а с другой, в условиях коммерциализации образования вынужден учитывать спрос на обучение «модным» профессиям в ущерб интересам работодателей и экономики в целом.
С одной стороны, органы власти, исходя из устоявшегося представления о их роли в социально-трудовых отношениях, должны выступать одновременно законодателем, защитником прав граждан и организаций, работодателем, посредником и арбитром в трудовых спорах, с другой, устоявшееся представление о том, что «рынок сам все отрегулирует», и недостаточная проработанность нормативной базы в отношении государственного управления профориентацией не позволяют государству в полной мере реализовать свои задачи.
С одной стороны, бизнес-структуры, работодатели заинтересованы в качественном профессиональном отборе работников, с другой стороны, у них мало возможностей влияния на процесс профессионального обучения и профориентации.
С одной стороны, СМИ должны играть ключевую роль в профессиональном просвещении, с другой, в условиях рынка они публикуют только оплачиваемую информацию, а платить за профпросвеще-ние и информирование никто из субъектов СПН не спешит.
Указанные противоречия порождают проблему определения рейтинга влияния каждого субъекта на профессиональный выбор. Такой рейтинг был составлен на основе упоминавшегося опроса экспертов, а также по итогам дополнительного исследования среди саратовской молодежи (опрошено 82 респондента, возраст от 14 до 20 лет).
Экспертам были заданы вопросы: В какой степени перечисленные институты влияют сегодня на профессиональную ориентацию личности, и в какой должны влиять? Была установлена градация «решающим образом», «значительно», «незначительно». Молодежи был задан вопрос, позволяющий определить роль каждого института в его профессиональном выборе. Результат представлен в таблице.
Как следует из таблицы, эксперты полагают (столбец 1), что на первом месте среди субъектов СПН в рейтинге влияния на профессиональный выбор должна находиться система общего и профессионального образования, второе место занимает семья, третье - бизнес-структуры и иные работодатели. В действительности же на первом месте в рейтинге влияния на профессиональный выбор находятся СМИ, на втором - семья, третье место занимает сфера культуры, представленная преимущественно так называемым шоу-бизнесом.
ISSN 2078-9661 • Гуманитарный научный журнал №2, 2015
33
Таблица. Роль субъектов СПН, имеющих решающее значение в профессиональном выборе (%)
Субъект СПН Роль Роль Роль
субъекта - субъекта - субъекта -
идеал реал реал (моло-
(взрослые) (взрослые) дежь)
Индивид - - -
Семья 29 32 13
Общее образование (школы, лицеи) 34 8 4
Профессиональное образование 50 9 2
Органы власти 10 5 10
Бизнес-структуры, работодатели 21 17 -
СМИ 7 25 26
Сфера культуры 7 2 19
НКО 3 2 -
Политические партии 2 1 -
Неочевидна роль саратовских работодателей в региональной системе профессиональной ориентации. С одной стороны, заметную активность в сотрудничестве с учреждениями высшего профессионального образования проявляют предприятия производственной, строительной и банковской сфер. С другой, нельзя не признать, что сотрудничество вузов с работодателями по организации целевого приема не носит систематического централизованного характера, решения о выборе партнеров принимается вузами и предприятиями самостоятельно, роль государственных органов занятости при этом не очевидна.
В открытой части вопросов эксперты отмечали, что работа по профориентации в Саратовской области сводится преимущественно к профессиональному просвещению, профессиональной диагностике, профессиональному консультированию. Профессиональным образованием и профессиональным совершенствованием занимаются соответствующие государственные и частные учреждения и взаимодействие их с работодателями и государственными органами занятости специальными нормативными актами практически не регламентируется.
Важную роль в профессиональной ориентации, тестировании, профадаптации играют учреждения профессионального образования, действующие на территории региона. В то же время они напрямую не координируют свою деятельность с органами занятости, что негативно отражается на эффективности системы профориентации населения региона.
Таким образом, низкая результативность взаимодействий субъектов системы профориентации населения приводит к низкой результативности системы в целом.
Библиографический список
1. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf . - С. 215.
2. Захарова Л.Н. Формирование комплексной системы управления социально-профессиональной ориентацией молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2010. - № 4 (14). - С. 218-222.
3. Минажетдинова А.И. Современные формы и субъекты профессиональной ориентации довузовской молодежи // Российский рынок труда глазами молодых ученых: Сборник статей по материалам Круглого стола 9 октября 2010 г. / под ред. Р.П.Колосовой — М.: МАКС Пресс, 2011. - С. 46.
4. Минажетдинова А.И. Формы и субъекты довузовской профессиональной ориентации // Труд и социальные отношения. - 2011. - № 1 (79). - С. 36-41.
5. Землянухина Н.С., Кузнецов П.С. Влияние изменений ЕГЭ на профориентацию школьников. // Профессиональная ориентация. - 2015. - № 2. - С. 36-42.
6. Исакова Т.М., Землянухина Н.С. Инженерное образование в условиях становления инновационной экономики в России // Инновационная деятельность. 2012. № 21. С. 26b-33a.
7. Саенко, Л. В. Конституционно-правовые основы охраны и защиты семьи в Российской Федерации // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Саратовский юридический институт МВД Российской Федерации. Саратов, 2006. С 7