ЭКОНОМИКА
УДК 331.548, 332.1
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В РЕГИОНЕ
Н. С. Землянухина
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Саратовский государственный университет E-mail:[email protected]
А. Л. Фурсов
аспирант кафедры экономической теории и экономики труда, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]
Введение. Система профессиональной ориентации населения (СПН) считается одним из ключевых факторов формирования цивилизованного рынка труда, обеспечения рациональной занятости, создания условий для повышения качества трудовой жизни трудоспособных граждан. В статье поднимается вопрос оценки качества реализации этой системы на региональном уровне. Теоретический анализ. Выбор системного подхода для анализа вытекает из самого названия системы. СПН предложено рассматривать как совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющей вход (ресурсы), выход (цель), связь с внешней средой и обратную связь. На входе СПН находятся трудовые ресурсы, которые на выходе должны приобретать новые качества, позволяющие оптимально сочетать личностные желания и общественные потребности в сфере профессионально-трудовой деятельности. Описание исследования. Нами проведен опрос 11 экспертов, которым было предложено охарактеризовать СПН в Саратовской области по двум параметрам: степени научной, административно-правовой и информационной обеспеченности участия субъектов профориентации и характеру взаимодействия субъектов СПН между собой. Результаты. Итоги исследования показывают, что СПН Саратовской области с позиций системного подхода не является высокоэффективной, поскольку не соблюдается главный принцип системы - целостность. Составляющие ее субъекты профориентации связаны между собою слабо. Наблюдается дисбаланс в научном, административно-правовом и информационном обеспечении деятельности отдельных субъектов профориентации, следовательно, результативность СПН с точки зрения реализации конечной цели низкая. Выводы. Необходимо изучить СПН с позиций междисциплинарного подхода, чтобы создать основу для разработки целевых федеральных программ и федеральной модельной системы профориентации для реализации в субъектах Российской Федерации с учетом региональной специфики, разработать комплекс правовых и управленческих решений для координации взаимодействий субъектов СПН.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, системный подход, региональная экономика, экономика труда.
Введение
Одними из основных определяющих факторов экономического роста в любой стране и во все времена являются количество и качество трудовых ресурсов, при этом критерием качества выступает высокий профессионализм работника. Устоявшееся определение профессионализма подразумевает как достижение работником высоких производственных показателей, так и его отношение к труду и должностным обязанностям. Эти качества закладываются и
© Землянухина Н. С., Фурсов А. Л., 2013
формируются практически с рождения человека в процессе его социализации вообще и профессиональной социализации в частности, то есть в процессе взаимодействий индивидов, социальных групп, социальных институтов в социально-трудовой и профессиональной деятельности. Освоение человеком профессии подразумевает сознательный выбор им сферы трудовой деятельности через профессиональное самоопределение, тестирование и обучение. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что неправильный выбор значительной частью граждан профессий порождает высокую текучесть кадров, что в итоге ведет к высокому уровню безработицы и сохранению социальной напряженности. Однако и в случае, когда работник не спешит оставить неправильно выбранную профессию, это имеет свои негативные последствия, сказывающиеся в первую очередь на производительности труда. Таким образом, очевидна необходимость развития системы научно обоснованных мероприятий, направленных на информирование индивида о мире профессий, выработку у него определенных спецификой конкретной профессии моральных и профессиональных качеств, профессиональное развитие и профессиональную переподготовку. Эта система называется системой профессиональной ориентации (этимология вытекает из двух слов: лат. professio - род занятий и фр. опеМаНоп - установка); она считается одним из ключевых факторов формирования цивилизованного рынка труда, обеспечения рациональной занятости населения, создания условий для повышения качества трудовой жизни каждого трудоспособного гражданина.
Субъекты Российской Федерации полномочны реализовывать общегосударственную политику занятости с учетом региональной специфики, в том числе с помощью профориен-тационной составляющей. Однако анализ прессы и документов органов власти и органов местного самоуправления в Саратовской области не дает основания сделать вывод об успешном решении этой проблемы. Если в 70-е гг. XX в. энциклопедии и словари отмечали высокий потенциал саратовских вузов и научных учреждений, то в прессе трудно найти упоминания о каких-либо значимых достижениях саратовских специалистов в сфере разработки, внедрения, производства наукоемкой продукции.
Все это обусловливает необходимость анализа реального состояния системы профессиональной ориентации населения (СПН) в регионе и оценки ее эффективности. Цель нашего исследования заключается в том, чтобы с позиций системного подхода изучить функционирование СПН на примере Саратовской области и сформулировать предложения по совершенствованию профориентационной работы в регионе.
Теоретический анализ
Изучение профориентационной проблематики исследователи традиционно проводят с позиций одного из наиболее устоявшихся научных подходов - психолого-педагогического, социологического и экономического. Превалирует при этом психолого-педагогический, наиболее полно отраженный в работах Е. А. Климова [1], Н. С. Пряжникова [2] и др.; известны также работы по исследованию социологических аспектов профориентации И. С. Кона [3]. В последнее время наблюдается рост исследований профориентации с позиций экономического подхода, который связывает экономическую функцию профессиональной ориентации с обеспечением количественного и качественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы в разных регионах и воздействием на занятость и безработицу. Такой подход отражен, в частности, в работах А. М. Донецкого [4], Н. А. Крымо-вой [5]. Другое направление экономического подхода - анализ проблем экономической мотивации профессионального выбора, представленный в работах Е. В. Таракановой, Л. А. Митюрниковой, А. Н. Савиновой, М. В. Ступиной, Л. Н. Захаровой, А. И. Минажетдиновой, А. А. Авакян.
В то же время анализ опыта изучения проф-ориентационной проблематики учеными России и других стран СНГ показывает фрагментарность исследований. В этой связи заслуживают внимания работы белорусского исследователя И. В. Дементьева, который, будучи приверженцем традиций психолого-педагогического подхода, тем не менее, в своих работах приходит к выводу о необходимости системности в рассмотрении такого сложного и многообразного процесса, как профориентация [6].
Собственно, необходимость изучения системы профориентации с позиций системного подхода вытекает из самого ее названия.
Изучение любого объекта методами системного подхода подразумевает рассмотрение его как совокупности взаимосвязанных компонентов, имеющей вход (ресурсы), выход (цель), связь с внешней средой и обратную связь. В общепринятом понятии под системой понимают «совокупность элементов, взаимосвязь которых друг с другом образует определенное единство, целостность» [7]. Такая трактовка подразумевает не только правильность расположения частей, но и четкую организацию их работы на основе общей функции.
На входе СПН находятся трудовые ресурсы, которые в результате применения информационных и материальных ресурсов приобретают на выходе новые качества (свойства) в соответствии с поставленной целью.
Целью СПН, как показано выше, является оптимальное сочетание личностных желаний и
общественных потребностей в сфере профессионально-трудовой деятельности.
Связь с внешней средой и выполнение внутренних функций обеспечиваются научным, правовым, материально-техническим и административным механизмами управления. Научное управление включает в себя сбор и обработку информации о состоянии и перспективах рынка труда с одновременным мониторингом установок общественного сознания в отношении трудовой деятельности и профессионального образования, выработку программы действий. Правовое регулирование заключается в нормативном упорядочении социально-экономических отношений применительно к профессиональной социализации вообще и профессиональной ориентации как ее составной части в частности. Административное управление профориентацией подразумевает обеспечение на основе принципа обратной связи эффективного взаимодействия институтов, воздействующих на профессиональное самоопределение и становление личности.
Обратная связь, по Н. Винеру, есть обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган, характеризующее системы регулирования и управления в живой природе, обществе и технике [8]. Применительно к СПН это означает прежде всего двусторонний поток информации между звеньями системы и внешней средой. Звенья передают другим звеньям либо во внешнюю среду сведения о своих функциях, возможностях и актуальном состоянии. Получают в ответ либо управляющую информацию извне, либо данные от других звеньев, позволяющие скорректировать собственную деятельность в соответствии с общесистемными целями.
Заслуживает внимания предложенный Л. Н. Захаровой перечень ключевых субъектов системы профориентации, включающий в себя семьи, школы, учреждения профессионального образования, органы власти и бизнес-структуры [9]. В то же время, если рассматривать профессиональную ориентацию как составную часть профессиональной социализации индивидов, находящихся на этапе жизненного старта, к ее субъектам необходимо дополнительно отнести такие институты гражданского общества, как средства массовой информации, учреждения и отдельных деятелей культуры, некоммерческие организации и представителей политических движений и партий.
С этих позиций попробуем описать функционирование системы профориентации населения на примере Саратовской области.
Описание исследования
Для того чтобы проанализировать СПН региона в системно-структурном аспекте, был проведен опрос 11 экспертов, в число которых
вошли представители органов власти, учреждений общего и профессионального образования, представители СМИ и научного сообщества (социологи и экономисты). Экспертам было предложено охарактеризовать СПН в Саратовской области по двум параметрам: степени научной, административно-правовой и информационной обеспеченности участия перечисленных субъектов в процессе профориентации, а также по характеру взаимодействия субъектов СПН между собой.
В обоих случаях использовалась трехбалльная шкала. Степень обеспеченности можно было оценить как высокую (3), среднюю (2) и низкую (1). Высокой степени научной обеспеченности соответствовало наличие внедренных в практику научных разработок, средней - научная проработанность, ожидающая практического внедрения, низкой - единичные разрозненные исследования. Степень административно-правовой обеспеченности подразумевала развитость соответствующей нормативно-правовой базы, качество правотворчества и правоприменения. Под информационной обеспеченностью понималось как качество и масштабы информирования общества о деятельности субъекта в сфере СПН, так и степень информированности субъекта о состоянии рынка труда (обратная связь). Характер взаимодействия субъектов СПН между собой оценивался как высокий (3 балла), если это взаимодействие отмечалось экспертами как систематическое, средний (2 балла) - нерегулярное, но заметное, и низкий (1 балл), если оно носило случайный характер. Результаты опроса (наибольшее количество оценок) приведены в таблице.
Результаты
Анализ результатов опроса показывает, что наиболее проработанным в сфере СПН является научное, административно-правовое и информационное обеспечение деятельности органов власти и образования (как общего, так и профессионального). Контент-анализ региональных СМИ, сайтов образовательных учреждений и крупных коммерческих компаний только подтверждает неутешительный вывод: более заметной и результативной профориентационной работы, чем в Министерстве занятости, труда и миграции Саратовской области и сотрудничающих с ним Минсоцразвития и Минобразования, в регионе не отмечается. Задачи профессиональной ориентации и профессионального обучения незанятого населения в Минзанятости выполняет специально созданный для этой цели отдел профессиональной ориентации и профессионального обучения незанятого населения, осуществляя професиональное консультирование, отбор и переподготовку кадров.
Характеристика системы профессиональной ориентации населения в Саратовской области
Обеспечение участия в СПН Степень взаимодействия
е и е
Субъекты СПН Научн. ья в о з а и в о з а £ с а л в с е н фера культуры НКО ен еж и в д £ л о
Админ. ем О бр о и е ще р б о о ы г р О з и м О
Информ. б О £ С С
2
Семья 1 - 2 2 2 1 1 1 0 0
1
Общее образование (школы, лицеи) 3
2 2 - 3 3 1 2 1 0 0
2
Профессиональное образование 3
2 2 3 - 3 2 2 1 1 0
3
2
Органы власти 2 2 3 3 - 2 2 1 1 1
2
2
Бизнес-структуры 2 1 1 2 2 - 2 1 1 0
2
1
СМИ 1 1 2 2 2 2 - 1 2 0
1
1
Сфера культуры 1 1 1 1 1 1 1 - 2 0
1
1
НКО 1 0 0 1 1 1 2 2 - 1
1
Политические движения 0
0 0 0 0 1 0 0 0 1 -
0
Вторым по значению для региональной СПН субъектом являются вузы. В ходе систематически проводимых «Дней открытых дверей» они выполняют задачи профессионального просвещения, диагностики, а профессиональные апробацию и адаптацию реализуют через прохождение производственных и научных практик на базе крупных предприятий и организаций различных отраслей экономики. Многие студенты после окончания обучения трудоустраиваются на местах прохождения практик.
В то же время опросы выпускников саратовских школ показывают, что профориентационная работа в учреждениях общего образования сводится в большинстве случаев к обычному информированию о профессиях, а школьные психологи в своей работе по профессиональному тестированию ограничиваются психолого-педагогическим
подходом, не соотнося свою деятельность с социально-экономической ситуацией.
Неочевидна роль саратовских работодателей в региональной системе профессиональной ориентации. С одной стороны, заметную активность в сотрудничестве с учреждениями высшего профессионального образования проявляют предприятия производственной, строительной и банковской сфер. С другой, нельзя не признать, что сотрудничество вузов с работодателями по организации целевого приема не носит систематического централизованного характера, решения о выборе партнеров принимаются вузами и предприятиями самостоятельно, роль государственных органов занятости при этом не очевидна.
Из данных таблицы следует и контент-анализ СМИ подтверждает тот факт, что учреждения культуры (в первую очередь библиотеки) не при-
нимают заметного участия в СПН, в то время как в советский период истории библиотечная сеть была неплохим подспорьем школам в про-фпросвещении учащихся. Но и СМИ в системе профориентации играют далеко не самую главную роль, что можно связать с коммерциализацией их деятельности и игнорированием социальной значимости информации. Роль в СПН таких институтов гражданского общества, как некоммерческие организации и политические движения, исчезающее мала.
Выводы
Итоги исследования позволяют сделать вывод о том, что СПН Саратовской области с позиций системного подхода не является высокоэффективной, поскольку не соблюдается главный принцип - целостность. Составляющие ее субъекты профориентации связаны между собою слабо, следовательно, результативность с точки зрения реализации конечной цели СПН низкая. Внешнее воздействие на работу системы путем нормативного регулирования и использования административных механизмов осуществляется лишь в отношении отдельных элементов.
Повышение эффективности СПН с точки зрения соотношения поставленных целей и полученных результатов предполагает, прежде всего, наличие мощного теоретико-методологического аппарата, который будет использован для изучения каждого субъекта СПН и системы в целом. Поскольку СПН функционирует в динамично меняющихся социально-экономических и политических условиях, представляется целесообразным использование при исследовании профориентационной проблематики междисциплинарного подхода. Результаты комплексных научных исследований СПН должны стать основой для разработки целевых федеральных программ и федеральной модельной системы профориентации для реализации в субъектах Российской Федерации с учетом региональной специфики.
System Approach to the Professional Orientation in Region N. S. Zemlyanukhina
Doctor of Science, Professor, Department of Management and Marketing,
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia
E-mail: nadezhda [email protected]
Применение системного подхода для упрочнения взаимосвязи между отдельными звеньями СПН и согласованности их действий диктует необходимость разработки комплекса правовых и управленческих решений, которые позволят координировать взаимодействие всех субъектов СПН. Особое значение, на наш взгляд, имеет расширение партнерства органов власти, бизнеса и институтов гражданского общества, стимулирование инициатив отдельных граждан, в том числе деятелей и учреждений культуры в области профессионального информирования, просвещения, консультирования.
Необходимо отметить, что для оценки качества обратной связи в СПН потребуется, на наш взгляд, не только сопоставление целей и результатов, но и определение экономического эффекта профориентационной деятельности.
Список литературы
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.
2. ПряжниковН. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2002. 400 с.
3. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. 383 с.
4. Донецкий А. М., Крымова Н. А. Профориентация населения - важное условие эффективной занятости // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Экономика и управление. 2011. № 1. С. 226-228.
5. Колесникова О. А., Крымова Н. А., Барковская С. В. Системное управление профориентацией. Воронеж, 2011. 179 с.
6. Дементьев И. В. Профессиональная ориентация : анализ научных подходов // Юраванне у адукацьп. 2008. № 11. С. 56- 62.
7. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В. С. Стёпина М., 2001. Т. 3. 650 с.
8. ВинерН. Кибернетика или управление и связь в животном и машине : пер. с англ. ; 2-е изд. М., 1983. 344 с.
9. Захарова Л. Н. Формирование комплексной системы управления социально-профессиональной ориентацией молодежи // Вектор науки Тольяттинск. гос. ун-та. 2010. № 4(14). С. 218-222.
A. L. Fursov
Post-graduate Student, Department of Economic Theory and Labor Economics, Saratov State Technical University named after Gagarin Yu. A., 77, Polytechnicheskaya str., Saratov, 410054 Russia E-mail: [email protected]
Introduction. The professional orientation of the population (POP) is considered as one of the key factors in the formation of a civilized labor market, maintenance of a rational employment, creating conditions for improving the quality of working life for able-bodied citizens. The article raises a problem of the assessing quality of the realization of this system at the regional level. Theoretical analisis. selection of a systematic
approach for the analysis follows from the name of the system. POP is considered as a set of interrelated components which has resources as input, target as output, the connection with the environment and feedback. Considering of POP begins with human resources which as a result should acquire new qualities that allow them to reach optimum combination of personal desires and social needs in the field of the professional employment. Research description. We conducted a survey of 11 experts who were asked to describe the POP in the Saratov region using two parameters: the degree of scientific, administrative and informational involvement of the subjects of career counseling, and the nature of the interaction between an POP subjects. Results. The results of the study indicate that POP of the Saratov region from the system position is not highly effective because the main principle of the integrity has not been considered. Subjects of the career counseling that form it aren't bound together closely. There is an imbalance in the scientific, administrative and informational supplying in the work of individual subjects of career counseling. Therefore, the ultimate efficiency of POP is low. Conclusions. It is necessary to study POP from the standpoint of an interdisciplinary approach to create the basis of the development of principal federal programs and federal model system for career guidance for implementation in the Russian Federation with a regional focus, to develop an arrangement of legal and management solutions that will coordinate the cooperation of all subjects of POP.
Key words: vocational guidance, systematic approach, regional economics, labor economics.
References
1. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopre-deleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 2004. 304 p.
2. Prjazhnikov N. S.Metody aktivizatsiiprofessional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Methods of boosting the professional and personal self-determination]. Moscow, 2002. 400 p.
3. Kon I. S. Sotsiologiya lichnosti [Sociology of personality]. Moscow, 1967. 383 p.
4. Doneckij A. M., Krymova N. A. Proforientatsiya nasele-niya - vazhnoe uslovie effektivnoy zanyatosti [Vocational guidance of the population is an important condition of effective employment]. Vestnik Voronezhskogo gosu-darstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika i upravlenie. [Journal of Volgograd State University. Economics and Management], 2011, no. 1, pp. 226-228.
5. Kolesnikova O. A., Krymova N. A., Barkovskaja S. V Sistemnoe upravlenie proforientatsiey [System management of vocational guidance]. Voronezh, 2011. 179 p.
6. Dement'ev I. V. Professional'naya orientatsiya: analiz nauchnykh podkhodov [Professional orientation: the analysis of scientific approaches]. Kiravanne u adukacyi. [Management in Education], 2008, no. 11, pp. 56-62 (on Belarusian).
7. Novayafilosofskaya entsiklopediya [New encyclopedia of philosophy], in 4 vol., ed. by V. S. Stjopin. Moscow, 2001, vol. 3. 650 p.
8. Wiener N. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. 2nd ed., New York ; London: The M.I.T. Press and John Wiley & Sons, Inc., 1961 (Russ. ed.: Viner N. Kibernetika ili upravlenie i svyaz'v zhivotnom i mashine, per. s angl., 2-e izdanie. Moscow, 1983. 344 p.).
9. Zakharova L. N. Formirovanie kompleksnoy sistemy upravleniya sotsial'no-professional'noy orientatsiey molo-dezhi [The formation of the integrated control system of socio-professional orientation of the youth]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Vector of Science Tol'yati State University], 2010, no. 4 (14), pp. 218-222.
УДК 338.24.01
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. Ю. Тюрина
доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной экономики и управления инновациями, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]
С. А. Бондарев
аспирант кафедры прикладной экономики и управления инновациями, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]
Введение. В статье обсуждаются вопросы государственной поддержки инновационной деятельности, рассматриваются государственные институты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в инновационной сфере, нормативные правовые акты, направленные на содействие коммерциализации объектов
интеллектуальной собственности. Методы. Проводится анализ деятельности институтов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере; анализируются нормативные правовые акты, в частности федерального уровня, направленные на содействие коммерциализации объектов интеллектуальной собственности; на основе
© Тюрина В. Ю., Бондарев С. А., 2G13