Научная статья на тему 'ПРОТИВОРЕЧИЯ В НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОКАНЧИВАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОДОЛЖАЮЩИХ ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОТИВОРЕЧИЯ В НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОКАНЧИВАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОДОЛЖАЮЩИХ ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышенко Илья Геннадьевич

Автором статьи актуализированы современные проблемы образовательной политики в части определения и установления требований порядка приема разных категорий обучающихся по программам высшего образования на основе общего конкурса, приведены способы их устранения через внесение дополнительных правовых аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чернышенко Илья Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS IN THE REGULATORY REGULATION OF THE LEGAL STATUS OF PERSONS GRADUATING FROM SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS, CONTINUING THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION PROGRAMS

The author of the article actualizes modern problems of education policy in terms of defining and establishing the requirements for admission of different categories of students to higher education programs on the basis of a general competition; the ways to solve them through the introduction of additional legal aspects are given.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОРЕЧИЯ В НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОКАНЧИВАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОДОЛЖАЮЩИХ ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 4(208)

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_132 УДК 37.014.1

ПРОТИВОРЕЧИЯ В НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОКАНЧИВАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОДОЛЖАЮЩИХ ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ CONTRADICTIONS IN REGULATORY REGULATION THE LEGAL STATUS OF PERSONS GRADUATING FROM SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS, CONTINUING TO MASTER THE HIGHER EDUCATION PROGRAM

ЧЕРНЫШЕНКО Илья Геннадьевич,

студент юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ. 125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, 49. E-mail: cheig@inbox.ru;

CHERNYSHENKO Ilya Gennadievich,

student of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation. 49 Leningradsky Ave., Moscow, 125167, Russia. E-mail: cheig@inbox.ru

Краткая аннотация: автором статьи актуализированы современные проблемы образовательной политики в части определения и установления требований порядка приема разных категорий обучающихся по программам высшего образования на основе общего конкурса, приведены способы их устранения через внесение дополнительных правовых аспектов.

Abstract: the author of the article actualizes modern problems of education policy in terms of defining and establishing the requirements for admission of different categories of students to higher education programs on the basis of a general competition; the ways to solve them through the introduction of additional legal aspects are given.

Ключевые слова: высшее образование, доступность образования, непрерывное образование, СПО.

Keywords: higher education, accessibility of education, continuing education, SPE.

Дата направления статьи в редакцию: 25.03.2021

Правовые положения Конституции Российской Федерации и Закона об образовании закреплять принцип общедоступности получения высшего образования поступающими на базе средне-профессионального образования наравне с поступающими на базе среднего общего образования. Последнее означает проведение так называемого общего конкурса между указанными лицами.

За последние годы проблема надлежащей доступности в получении высшего образования лицами, окончившими получение средне-профессионального образования, приобретает массовый характер. А именно: не каждый ВУЗ готов обеспечить закрепленные академические права поступающим на ускоренный процесс обучения и индивидуальный учебный план; не все юноши, как правило, использовавшие в средне-профессиональных образовательных учреждениях право на получение отсрочки по призыву на военную службу, могут продолжить непрерывный образовательный процесс ввиду отсутствия права на повторную отсрочку в отличие от студентов, например, обучающихся по программам высшего образования: магистратуры, аспирантуры; студенты, окончившие обучение по программе средне-профессионального образования, как правило, не имеют особых прав на зачисление в ВУЗы в рамках общего конкурса наравне с лицами, поступающими на базе среднего общего образования.

Вопрос относительно соблюдения ВУЗами академических прав лиц, поступающих в их образовательное учреждение. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании допускаются академические права в виде продолжения обучения по индивидуальному учебному плану и право на ускоренное обучение, но по установленному порядку в локальном нормативно-правовом акте института. Такая воля законодателя -возложить компетенцию определения порядка перевода поступающих лиц на индивидуальный учебный план и определения сокращенного срока обучения на сами ВУЗы - кардинальная ошибка, которая вылилась в массу случаев: отсутствия в практике у многих ВУЗов возможности выработки индивидуальной программы обучения. Ведь осуществление таких прав предполагает: создание локального акта, устанавливающего порядок перевода на индивидуальный учебный план (правила перезачёта ранее освоивших дисциплин), издание таких правовых положений, которые бы закрепили иной срок обучения, отличный от общей программы бакалавриата, формирование отдельных учебных групп, в число которых вошли бы поступающие на базе средне-профессионального образования. Все эти образовательные процессы не должны быть сосредоточены в образовательной политики каждого отдельного ВУЗа, данные вопросы необходимо отразить, если не в Законе об образовании, то в Приказе Министерства науки и высшего образования о порядке приема лиц по программам высшего образования, в отдельных приказах или в приложениях к ним. Это позволит избежать неразбериху в определении порядка перевода на индивидуальный учебный план, необеспеченность исполнения таких академических прав всеми ВУЗами страны.

Вопрос относительно возможности непрерывного образовательного процесса для юношей, окончивших получение средне-профессионального образования и желающих поступать в ВУЗ. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе правом на повторную отсрочку может воспользоваться обучающийся, желающий после освоения программы бакалавриата продолжить обучение

Трудовое право; право социального обеспечения

по программе магистратуры [2]. По такому довольно недавно предоставленному праву законодатель выразил своё мнение о необходимости непрерывного образования, т.е. о получении новой ступени образования без прерывания хода образовательного процесса. Действительно, это хорошая и уместная мера, но законодатель, к сожалению, не учёл правовой статус лиц, заканчивающих обучение в средне-профессиональных образовательных учреждениях (далее - СПО). В отличие от лиц, перечисленных свыше, юноши, желающие поступить в ВУЗ после СПО, лишены права на предоставление повторной отсрочки, тем самым лишены возможности непрерывного продолжения образовательного процесса. Данная правовая ситуация объективно порождает нарушение непрерывности получения образования и неравные права категорий обучающихся -абитуриентов. Вопрос о необходимости предоставления второй отсрочки от военной службы по призыву так до сих пор не решён в пользу студентов СПО, не рассмотрен в Государственной Думе депутатами совместно с Комитетом по обороне с дополнительной проработкой влияния исхода положительного решения на комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако, исключая вопрос комплектования Вооруженных сил Российской Федерации, необходимо полноценно обеспечить равное и доступное право на повторную отсрочку для всех категорий обучающихся. Кроме этого, решить эту проблему можно наподобие с определением оснований для установления ускоренного срока обучения, например, выдающиеся способности и уровень развития абитуриента. В связи с этим было бы разумным предоставить возможность местным военным комиссариатам из общего списка призывников предоставлять по свыше указанному основанию (по подтверждающим документам -грамотам, дипломам, характеристикам с мест образовательных учреждений и др.) повторную отсрочку, что не скажется никак на комплектовании Вооруженных Сил РФ.

Вопрос относительно отсутствия особых прав в рамках общего конкурса на поступление в ВУЗы у лиц, поступающих на базе средне-профессионального образования. В соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21.08.2020 № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [3] предусмотрены особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата (право на поступление без экзаменов либо право на приравнивание результата ЕГЭ в сумме 75 и более баллов к достижению в виде олимпиады) победителям и призерам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и победителям, призёрам заключительных этапов перечневых олимпиад школьников, установленных специальным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Заметим, что все олимпиады, которые имеют отношение к получению особого права доступны только для школьников (для лиц, осваивающих программу среднего общего образования). На практике студенты СПО лишены юридического права принимать участие в заключительных этапах таких олимпиад, получить диплом призера или победителя, впоследствии предоставить его приемной комиссии ВУЗа и получить особое право. Отсутствие у свыше указанных лиц особого права - явный признак исключения общего конкурса так такого. Но следует отметить, что многие организаторы перечневых олимпиад-ВУЗы допускают студентов СПО к участию в заключительных этапах, несмотря на закрепленную информацию в положениях об олимпиадах об участии только обучающихся по программе среднего общего образования, даже какая -то часть ВУЗов готова «в обход» установленных правил все-таки предоставить возможность особого права на поступление студентам СПО, имеющим подтвержденное достижение, однако лишь немногие. Необходимо закрепить общее положение в Приказе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о предоставлении особого права на поступление по программам бакалавриата всем категориям обучающихся, а в специальном приказе по перечневым олимпиадам указать все категории обучающихся, участвующих в таких олимпиадах: лица, получающие основное общее, среднее общее и среднее профессиональное образование.

Отсюда следует, что все 3 вопроса являются краеугольным камнем правовых противоречий, ошибок законодателя в ведении образовательной политики в отношении определения правового статуса студентов СПО - будущих абитуриентов. Решение свыше указанных проблем позволит организовать проведение конкурса приема по программе высшего образования (на бакалавриат) между лицами, действительно, на принципах равных и доступных академических прав и их повсеместного исполнения, непрерывности образовательного процесса.

Библиография:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 1997, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.01.2021).

2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О воинской обязанности и военной службе» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 1997, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260 (дата обращения: 20.01.2021).

3. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 21.08.2020 № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru: Справочно-правовая система «Гарант». 1990, URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74441661 (дата обращения: 21.01.2021).

References:

1. Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 08.12.2020) "On Education in the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2021) [Electronic resource] // http://www.consultant.ru : ConsultantPlus legal Reference system. 1997, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (accessed: 20.01.2021).

2. Federal Law No. 53-FZ of 28.03.1998 (as amended on 22.12.2020) "On military duty and military service" [Electronic resource] // http://www.consultant.ru : ConsultantPlus legal Reference system. 1997, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260 (accessed: 20.01.2021).

3. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1076 dated 08/21/2020 "On approval of the Procedure for admission to higher education educational programs - bachelor's degree programs, specialty programs, Master's degree programs" [Electronic resource] // http://www.consultant.ru : Reference and legal system "Garant". 1990, URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74441661 (accessed: 01/21/2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.