Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ": ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ": ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПЕДАГОГ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутова С.В., Несоленая О.В.

Модернизация высшего профессионального образования обоснована необходимостью повышения его качества в соответствии с потребностями нынешнего этапа политического и социально-экономического развития России. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) устанавливают достаточно жесткие квалификационные требования к профессорско-преподавательскому составу вузов. В этой связи, в качестве одной из стратегических задач ряда российских ведущих университетов (МГУ, МГИМО, ЮФУ и др.), является формирование и развитие кадрового потенциала. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», вступивший в силу 1 января 2017 года, устанавливает требования к уровню образования, трудовому стажу и профилю образования с учетом преподаваемых дисциплин. Авторы анализируют особенности применения и проблемы внедрения этого стандарта в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутова С.В., Несоленая О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARD "TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION, PROFESSIONAL EDUCATION AND FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION": FEATURES OF APPLICATION AND PROBLEMS OF INTRODUCTION IN STATE UNIVERSITIES

Modernization of higher professional education is proved by the need to increase its quality according to the requirements of a present stage of political and social and economic development of Russia. Federal state educational standards of the higher education (FSES HE) establish rather strict qualifi cation requirements to the faculty of higher education institutions. In this regard, as one of strategic problems of a number of the Russian leading universities (MSU, MGIMO, SFU, etc.), is formation and development of personnel potential. The professional standard “Teacher of Vocational Education, Professional Education and Further Professional Education” which has come into force on January 1, 2017 establishes requirements to education level, seniority and a profi le of education taking into account the taught disciplines. Authors analyze features of application and the problem of introduction of this standard in higher education institutions.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ": ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ»

профессиональный стандарт «педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: особенности применения и проблемы внедрения в государственных вузах

PROFESSIONAL STANDARD «TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION, PROFESSIONAL EDUCATION AND FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION»: FEATURES OF APPLICATION AND PROBLEMS OF INTRODUCTION IN STATE UNIVERSITIES

DOI 10.12737/article_5a461cb1 e95b03.95160565

несоленая о.в.

Преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

NESOLYONAYA O.V. Lecturer of HR Management Department, Southern Federal University, Rostov-on-Don University, Rostov-on-Don

e-mail: s.voropaeva@mail.ru e-mail: olesya-81-81@mail.ru

ПОЛУЧЕНО 17.11.17 ОДОБРЕНО 21.11.17 ОПУБЛИКОВАНО 25.12.17

УДК 331.103

БУТОВА С.В.

Канд. экон. наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

BUTOVA S.V.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, HR Management Department, Southern Federal

Аннотация

Модернизация высшего профессионального образования обоснована необходимостью повышения его качества в соответствии с потребностями нынешнего этапа политического и социально-экономического развития России. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) устанавливают достаточно жесткие квалификационные требования к профессорско-преподавательскому составу вузов. В этой связи, в качестве одной из стратегических задач ряда российских ведущих университетов (МГУ, МГИМО, ЮФУ и др.), является формирование и развитие кадрового потенциала. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», вступивший в силу 1 января 2017 г., устанавливает требования к уровню образования, трудовому стажу и профилю образования с учетом преподаваемых дисциплин. Авторы анализируют особенности применения и проблемы внедрения этого стандарта в вузах.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, квалификация должностей, педагог, трудовые функции, образовательные программы, профессиональное образование.

Abstract

Modernization of higher professional education is proved by the need to increase its quality according to the requirements of a present stage of political and social and economic development of Russia. Federal state educational standards of the higher education (FSES HE) establish rather strict qualification requirements to the faculty of higher education institutions. In this regard, as one of strategic problems of a number of the Russian leading universities (MSU, MGIMO, SFU, etc.), is formation and development of personnel potential. The professional standard "Teacher of Vocational Education, Professional Education and Further Professional Education" which has come into force on January 1,2017 establishes requirements to education level, seniority and a profile of education taking into account the taught disciplines. Authors analyze features of application and the problem of introduction of this standard in higher education institutions.

Keywords: professional standards, qualification of positions, teacher, labor functions, educational programs, professional education.

Сегодня на смену действующим нормативным документам в области регламентации требований к квалификации и трудовых функций работников (ЕКС и ЕТКС) приходят профессиональные стандарты, которые разрабатываются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 во исполнение нормы ст. 195 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 236-Ф3 закрепляет понятия «квалификация работника», «профессиональный стандарт» в ТК РФ. Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции.

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника [1].

По состоянию на 1 октября 2017 г. разработано и утверждено более тысячи профессиональных стандартов, к концу 2018 г. планируется довести их количество до 1500. Однако профессиональные стандарты имеют ограниченный жизненный цикл (3—5 лет) и подлежат регулярной актуализации. В течение 2017 г. планируется актуализировать минимум 50 профессиональных стандартов. Отметим, что профессиональные стандарты разрабатываются гражданским обществом — объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессиональ-

ного образования и других заинтересованных организаций, а утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ. С позиции сферы труда, объединений работодателей и (или) профессиональных сообществ профессиональный стандарт — это многофункциональный документ, раскрывающий цель и содержание вида профессиональной деятельности, требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника. Стандарт описывает деятельность (бизнес-процесс), обеспечивающую(ий) достижение поставленных целей (задач). При этом профессиональный стандарт не описывает требования к человеку (работнику), его должностные обязанности [9].

С 1 января 2017 г. вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее — профессиональный стандарт «Педагог»), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н. Разработчиками данного профессионального стандарта выступили такие организации, как ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО), АНО «Национальное агентство развития квалификаций», АНО «Центр развития образования и сертификации персонала Универсум» и ведущие российские вузы.

До введения указанного профессионального стандарта для образовательной организации высшего образования основным нормативным актом, предъявляющим требования к квалификации, являлся Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Именно в нем содержатся требования к квалификации педагогических работников, квалификации руководителей и иных работников образовательной организации.

Профессиональный стандарт «Педагог» затрагивает профессиональную квалификацию профессорско-преподавательского состава вузов и устанавливает требования к уровню образования, трудовому стажу и профилю образования с учетом преподаваемых дисциплин.

Необходимость внедрения профессионального стандарта в отношении профессорско-преподавательского состава связывают с переходом от традиционной педагогической системы к системе инновационного образования, от педагога — транслятора знаний к педагогу-новатору, носителю инноваций [7]. Данный профессиональный стандарт называют одним из самых сложных среди всего многообразия профессиональных стандартов, утвержденных на сегодняшний день.

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИя

профессионального стандарта «педагог» в государственных вузах

Наиболее часто руководителей образовательных учреждений волнует вопрос обязательности внедрения профессионального стандарта «Педагог» в систему управления профессорско-преподавательским составом вуза.

Согласно постановлению Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 внедрение профессиональных стандартов с 1 июля 2016 г. является обязательным для государственных органов, но уже к 2020 г. этим условиям должны будут соответствовать любые организации, вне зависимости от формы собственности или статуса работодателя [3].

В ТК РФ также установлена обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах. В соответствии с новой редакцией ст. 57 ТК РФ наименования должностей, профессий, специальностей, квалифи-

кационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов, если работник выполняет работу, связанную с предоставлением ему компенсаций, льгот или наличием ограничений [1].

Согласно трудовому законодательству Российской Федерации, педагогические работники являются льготной категорией персонала, что обусловлено наличием обязательных льгот, дополнительных дней отпуска и досрочной пенсии. Следовательно, руководители вузов обязаны руководствоваться требованиями профессионального стандарта «Педагог» при формировании кадровой политики, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда профессорско-преподавательского состава.

В случае несоблюдения требований профессиональных стандартов работодателю грозит административная ответственность и наложение штрафа на юридическое лицо в сумме от 30 до 50 тыс. руб., наложение штрафа на физическое лицо в сумме от 3 до 5 тыс. руб.

ПРОБЛЕМА РАСХОЖДЕНИя

квалификационных требований в различных стандартах

Следующая проблема внедрения профессионального стандарта «Педагог» в государственных вузах связана с расхождением квалификационных требований, предъявляемых к должностям профессорско-преподавательского состава в профессиональном стандарте, с требованиями к квалификации должностей ППС, установленным образовательными стандартами (ФГОС ВО) и квалификационными справочниками (ЕКС, ЕТКС) (см. табл. 1).

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) в профессиональных стандартах [2]. Таким образом, профессиональные стандарты являются дополнением ЕТКС и ЕКС, но в ближайшей перспективе предполагается полная замена справочников профессиональными стандартами. Для окончательного перехода университета на работу по профессиональным стандартам должны быть разработаны и утверждены профессиональные стандарты по всем должностям штатного расписания вуза в соответствии с утвержденной Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций [4]. Однако процесс разработки профессиональных стандартов по таким должностям, как ректор, проректор, декан, заведующий кафедрой, значительно затягивается.

Сравнительный анализ положений профессионального стандарта «Педагог» и Единого квалификационного справочника показал, что в отношении требований к квалификации должностей профессорско-преподавательского состава вузов произошли некоторые изменения. Так, в отличие от ЕКС, профессиональный стандарт дает более четкие направления в части развития системы повышения квалификации преподавателей университета, что, в свою очередь, позволяет системно организовать работу по подбору и планированию обучения ППС. Смягчились требования к наличию трудового стажа и ученой степени. При этом, согласно требованиям ФГОС ВО, по программам бакалавриата доля остепененных от общего числа ППС должна составлять не ме-

Таблица 1

Сравнительная характеристика профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и Единого квалификационного справочника, устанавливающих квалификационные требования к должностям ППС вуза [5, 6]

Отличительный признак ЕКС Профессиональный стандарт

1. Предмет описания Должность/профессия Вид профессиональной деятельности

2. Единица описания Должность/профессия Трудовая функция

3. Содержание и характер описания Фрагментарно описаны должностные обязанности, знания, требования к квалификации (образование, опыт работы) Системно представлена профессиональная деятельность в декомпозиции: вид профессиональной деятельности — общетрудовые функции (ОТФ) — трудовые функции (ТФ). Определены квалификационные требования, требования к знаниям и умениям работника в рамках каждой ОТФ

4. Понятийный аппарат Отсутствует Содержит определение профессионального стандарта и квалификации (ст. 195.1 ТК РФ; ст.2 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ»)

5. Требования к образованию Высшее профессиональное образование Высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура, аспирантура) — преподавание по программам высшего образования

Высшее профессиональное образование (бакалавриат) — организационно-педагогическое сопровождение обучающихся по программам высшего образования, проведение профориентационных мероприятий

6. Требования к обучению (профпереподготовке) Отсутствуют Дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитет или магистратура); профессиональная переподготовка, в случае несоответствия направленности (профиля) образования преподаваемым дисциплинам

Обязательное обучение в области охраны труда

Повышение квалификации не реже одного раза в три года

7. Требования к наличию ученой степени (звания) и опыту практической работы Ассистент Стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы Стаж работы требуется только в случае несоответствия направленности (профиля) образования преподаваемым дисциплинам

Преподаватель Стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы

Старший преподаватель Стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года Стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы

Доцент Ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента — без предъявления требований к стажу работы Ученая степень кандидата (доктора) наук и ученое звание необязательны. Стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет. При наличии ученого звания — без предъявления требований к стажу работы

Профессор Ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора — без предъявления требований к стажу работы Ученая степень (звание). Стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет

8. Особые условия допуска к работе Отсутствуют Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью; прохождение обязательных медицинских осмотров; прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности

Для руководства подготовкой аспирантов дополнительные требования к профессору — наличие публикаций в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях и (или) представления на национальных и международных конференциях результатов научно-исследовательской деятельности, соответствующей области исследований аспиранта

нее 60%, по программам магистратуры — не менее 75—85%. Смягчение требований по критерию наличия ученой степени по должности доцента и наличия любой ученой степени — по должности профессора противоречит требованиям ФГОС ВО, а также требованиям ВАК России. Соответственно, переход к профессиональному стандарту требует не только изменений локальных нормативных актов вуза (таких как Положение о конкурсе ППС, Положение об аттестации ППС и др.), но и федеральных нормативных документов [8].

ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИя ОБОБЩЕННыХ

трудовых функций

Следующий проблемный аспект внедрения профессионального стандарта в вузе состоит в применении обобщенных трудовых функций (ОТФ). Профессиональный стандарт «Педагог» состоит из десяти обобщенных трудовых функций.

К тому же данный стандарт объединяет различные уровни образования (среднее профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование), которым соответствуют разные ОТФ (см. табл. 2).

Данные табл. 2 показывают, что из десяти обобщенных трудовых функций профессионального стандарта «Педагог» на уровне высшего образования реализуется только пять ОТФ. Таким образом, главными ОТФ для вузов являются: D, Е, Н, I, J. Изменилась и сама структура должностных обязанностей профессорско-преподавательского состава в сравнении с ранее сложившейся, которая включала учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую и воспитательную работу. Внедрение ОТФ также связано с распределением учебной нагрузки по должностям ППС и необходимостью одновременного соблюдения ФГОС ВО. Так, реализация обобщенной трудовой функции «Преподавание по программам ба-

Таблица 2

Анализ применения ОТФ профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» для различных уровней образования

Код ОТФ Наименование ОТФ Применение ОТФ

СПО ВО ДПО

А Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации + +

В Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности + - -

С Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО + - -

D Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО - + -

E Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями) + + -

F Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации + - +

G Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП + - +

H Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации - + +

I Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации - + +

J Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации - + +

Количество реализуемых функций по уровням образования 6 5 6

калавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» требует седьмого уровня квалификации, которому соответствуют должности ассистента, преподавателя и старшего преподавателя. Однако для должности доцента предусмотрена ОТФ «Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» восьмого квалификационного уровня. В связи с этим ассистенты, преподаватели, в том числе и старшие, не могут проводить учебные занятия по программам специалитета. Возможно, частичный перевод не имеющих ученой степени старших преподавателей на должности доцентов, в соответствии с квалификационными требованиями профессионального стандарта «Педагог», может решить данную проблему, но вряд ли такие решения позитивно скажутся на качестве подготовки. Внедрение профессионального стандарта в этой части требует переработки должностных инструкций, положений о конкурсе ППС и ряда других локальных нормативных актов, внесения изменений в структуру индивидуального плана работы преподавателя.

Сегодня и процедура государственной аккредитации образовательных программ, и деятельность контрольно-надзорных структур основаны на проверке соответствия требований к должностям ППС, установленных Единым квалификационным справочником. В связи с этим полный переход университетов на требования профессионального стандарта «Педагог», противоречащие требованиям ЕКС, может быть связан с высоким риском получения вузом замечаний и предписаний.

Проведенный анализ показал, что процесс внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в систему управления профессорско-преподавательским составом вуза влечет за собой ряд серьезных проблем. Так, не устранены противоречия между нормами действующих нормативных и законодательных документов, что приводит к затруднениям при принятии решений об использовании норм законодательства. Следует учитывать и необходимость упорядочения и приведения в соответствие всей кадровой документации при использовании профессиональных стандартов в рамках каждого вуза, что требует дополнительных финансовых затрат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138556/

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/70291362/

3. Постановление Правительства от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями...» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71331038/

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2013/08/19/nomenklatura-site-dok.html

5. Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120902/

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/

7. Завиша Д.Ю. Педагог в современном инновационном социокультурном пространстве, его профессиональный

стандарт и выбор направлений совершенствования структуры и содержания [Текст] / Д.Ю. Завиша // Вестник ТОГИРРО. — 2015. — № 1 (31). — С. 78-82.

8. Озерникова Т.Г. Проблемы внедрения профессионального стандарта в систему управления трудовой деятельностью профессорско-преподавательского состава вузов [Электронный ресурс] // Baikal Research Journal. Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. — 2017. — № 8. — Т. 2. — URL https://elibrary.ru/ download/elibrary_29366756_90734078.pdf

9. Формирование системы профессиональных квалификаций [Текст]: словарно-справочное пособие. — М.: Перо, 2016. — 48 с.

REFERENCES

1. Federal'nyy zakon ot 03 dekabrya2012 g. № 236 «O vnesenii izmeneniy v Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii i stat'yu 1 Federal'nogo zakona «O tekhnicheskom regulirovanii» [Federal Law of December 3, 2011 № 236 "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation and Article 1 of the Federal Law" On Technical Regulation"]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138556/

2. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obra-zovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of December 29, 2012, No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://base.garant.ru/70291362/

3. Postanovlenie Pravitel'stva ot 27iyunya 2016g. № 584 «Ob oso-bennostyakh primeneniya professional'nykh standartov v chasti trebovaniy, obyazatel'nykh dlya primeneniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami Rossiyskoy Federatsii, gosudarstvennymi ili munitsipal'nymi uchrezhdeniyami, gosudarstvennymi ili munitsipal'nymi unitarnymi predpriyatiyami...» [Government Resolution No. 584 of June 27, 2016 "On the Specifics of Applying Professional Standards in Part of Requirements Mandatory for Application by the State Off-Budget Funds of the Russian Federation, State or Municipal Institutions, State or Municipal Unitary Enterprises ..."]. Available at: http: //www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71331038/

4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 8 avgusta 2013 g. № 678 «Ob utverzhdenii nomenklatury dolzhnostey pedagogicheskikh rabotnikov organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost', dolzhnostey rukovoditeley obrazovatel'nykh organizatsiy» [Decree of the Government of the Russian Federation ofAugust 8, 2013, No. 678 "On the approval of the nomenclature of the posts of pedagogical workers

of organizations engaged in educational activities, the positions of heads of educational organizations"]. Available at: https:// rg.ru/2013/08/19/nomenklatura-site-dok.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF ot 11.01.2011 № 1n «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel «Kvalifikatsi-onnye kharakteristiki dolzhnostey rukovoditeley i spetsialistov vysshegoprofessional'nogo i dopolnitel'nogoprofessional'nogo ob-razovaniya» [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 11.01.2011 № 1n "On the approval of the Single qualification reference book for positions of managers, specialists and employees, section" Qualification characteristics of posts of managers and specialists of higher professional and additional professional education"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_120902/

6. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 8 sentyabrya 2015 g. № 608n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2015 No. 608n "On the approval of the professional standard" Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_186851/

7. Zavisha D.Yu. Pedagog v sovremennom innovatsionnom sotsiokul'turnom prostranstve, ego professional'nyy standart i vybor napravleniy sovershenstvovaniya struktury i soder-zhaniya [The teacher in the modern innovative socio-cultural space, his professional standard and the choice of directions for improving the structure and content]. Vestnik TOGIRRO [Bulletin of Togirro]. 2015, I. 1 (31), pp. 78-82.

8. Ozernikova T.G., Elovenko D.A. Problemy vnedreniya professional'nogo standarta v sistemu upravleniya trudovoy deyatel'nost'yu professorsko-prepodavatel'skogo sostava vuzov [Problems of introduction of the professional standard in the system of labor activity management of the teaching staff of universities]. Baikal Research Journal elektronnyy nauchnyy zhurnal Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Baikal Research Journal an electronic scientific journal of the Baikal State University]. 2017, I. 8, V. 2. Available at: https://elibrary.ru/ download/elibrary_29366756_90734078.pdf

9. Formirovaniesistemyprofessional'nykh kvalifikatsiy [Formation of the system of professional qualifications]. Moscow, «Pero» Publ., 2016. 48 p.

Анцупов А.Я., Ковалев В.В.

СОцИАЛЬНО-ПСИХОЛОгИЧЕСКАя ОцЕНКА ПЕРСОНАЛА

М.: Проспект, 2017. 352 с.

Основное содержание работы представляет подробное описание методологического подхода к практике оценки персонала, основанного на технологии применения модульного социотеста Анцупова. Основное направление исследований — изучение всей системы и динамики взаимоотношений в малой социальной группе, выявление различных аспектов конфликтных, дружеских и других типов отношений и др.

А. Я. Анцупов, В. В. Ковалев

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ДР.

п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.