Научная статья на тему 'Формирование готовности начинающих педагогов образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности на основе требований профессионального стандарта'

Формирование готовности начинающих педагогов образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности на основе требований профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ / РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM / PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILLS / RESULT OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булат Р. Е., Строцкая Е. Е., Байчорова Х. С.

Действующие квалификационные требования к должности преподавателя (старшего преподавателя) в профессиональном стандарте не в полной мере соответствуют необходимым преподавателю (старшему преподавателю) знаниям и умениям для выполнения трудовых функций, перечисленным в том же профессиональном стандарте. Поэтому в рамках решения задачи формирования готовности начинающих педагогов образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности на основе требований профессионального стандарта авторами разработана программа профессиональной переподготовки (дополнительного профессионального образования) лиц, впервые назначенных на должности педагогических работников образовательных организаций МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булат Р. Е., Строцкая Е. Е., Байчорова Х. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF NOVICE TEACHERS OF HIGHER EDUCATION FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY BASED ON THE REQUIREMENTS OF A PROFESSIONAL STANDARD

The current qualification requirements for the position of a teacher (senior teacher) in the professional standard do not fully correspond to the knowledge and skills necessary for the teacher (senior teacher) to perform labor functions listed in the same professional standard. Therefore, in order to solve the problem of forming the readiness of novice teachers of higher education institutions for teaching activities based on the requirements of the professional standard, the authors developed a program of professional retraining (additional professional education) of persons first appointed to the positions of pedagogical workers of educational organizations of the Ministry of emergency situations of Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности начинающих педагогов образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности на основе требований профессионального стандарта»

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Р.Е. Булат, доктор педагогических наук, доцент; Е.Е. Строцкая.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Х.С. Байчорова.

Военная академия материально-технического обеспечения

Действующие квалификационные требования к должности преподавателя (старшего преподавателя) в профессиональном стандарте не в полной мере соответствуют необходимым преподавателю (старшему преподавателю) знаниям и умениям для выполнения трудовых функций, перечисленным в том же профессиональном стандарте. Поэтому в рамках решения задачи формирования готовности начинающих педагогов образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности на основе требований профессионального стандарта авторами разработана программа профессиональной переподготовки (дополнительного профессионального образования) лиц, впервые назначенных на должности педагогических работников образовательных организаций МЧС России.

Ключевые слова: программа профессиональной переподготовки, профессиональные знания и навыки, результат освоения образовательной программы, профессиональный стандарт

FORMATION OF READINESS OF NOVICE TEACHERS OF HIGHER EDUCATION FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY BASED ON THE REQUIREMENTS OF A PROFESSIONAL STANDARD

R.E. Bulat; E.E. Strotskaya.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. H.S. Baichorovа. Military Academy of Logistics

The current qualification requirements for the position of a teacher (senior teacher) in the professional standard do not fully correspond to the knowledge and skills necessary for the teacher (senior teacher) to perform labor functions listed in the same professional standard. Therefore, in order to solve the problem of forming the readiness of novice teachers of higher education institutions for teaching activities based on the requirements of the professional standard, the authors developed a program of professional retraining (additional professional education) of persons first appointed to the positions of pedagogical workers of educational organizations of the Ministry of emergency situations of Russia.

Keywords: professional training program, professional knowledge and skills, result of the development of educational programs, professional standard

В конце 2012 г. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) был дополнен статьей 195.1, в которой впервые были зафиксированы понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» [1]. Нововведения были направлены на обеспечение

взаимосвязи между профессиональной подготовкой и требованиями экономики [2]. Поэтому профессиональному стандарту предстояло стать нормативным документом, определяющим «квалификацию работника», которая необходима ему для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности (в том числе и определённой трудовой функции).

Так, например, профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [3] определил требования к образованию преподавателя (старшего преподавателя). Среди других требований необходимо выделить: «... высшее образование - специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю); дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) -профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) ...».

Более того, в требованиях к опыту практической работы при назначении на должность преподавателя профессиональный стандарт указывает: «при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) - опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)».

Таким образом, при назначении на должность преподавателя (старшего преподавателя) в руководящих документах делается акцент на соответствие профильного базового образования преподаваемому курсу. При этом к профессиональной готовности специалиста к педагогической деятельности, включающей способности к всесторонней подготовке и непосредственному проведению учебных занятий, никаких требований не предъявляется.

В результате переосмысления вышеперечисленных требований можно предположить, что их неукоснительное выполнение в кадровой практике образовательной организации высшего образования:

- позволяет специалисту с высшим образованием в области искусств стать преподавателем тепловодогазоснабжения после годового опыта работы слесарем-сантехником в общеобразовательной школе (при этом профессиональную переподготовку по тепловодогазоснабжению возможно пройти уже после назначения на должность и допуска к учебным занятиям);

- не позволяет стать преподавателем тепловодогазоснабжения опытному специалисту-практику с профильным образованием (например, проектировщику или руководителю организации по монтажу систем тепловодогазоснабжения) пока он не проработает один год лаборантом на кафедре (хотя наличие именно таких специалистов является требованием по аккредитации основных профессиональных образовательных программ по актуализированным федеральным государственным общеобразовательным стандартам третьего поколения).

Кроме того, согласно требованиям профессионального стандарта, обладающий дипломом об окончании аспирантуры «кадр высшей квалификации» не может быть назначен на должность старшего преподавателя без защиты диссертации или трёх лет научно-педагогического стажа. Другими словами, выпускник аспирантуры с базовым профильным образованием и трёхлетней целевой подготовкой, в том числе в области педагогической деятельности, по сути приравнен к кандидату с непрофильным образованием без какой-либо профессиональной подготовки в педагогической деятельности.

Вместе с тем дальнейший анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в части, необходимой для выполнения трудовых функций знаний и умений у преподавателя (старшего преподавателя), показал обязательное наличие у него педагогической подготовки, а главное - её значительное преобладание над профильной составляющей. Поэтому авторы считают, что современные требования

профессионального стандарта к должности преподавателя (старшего преподавателя) не в полной мере соответствуют его же требованиям в области наличия педагогических знаний и умений для выполнения преподавателем трудовых функций.

Разрешение этого противоречия отражено в ст. 42 Приложения к приказу МЧС России от 5 декабря 2018 г. № 570 (приказ № 570) [4]. Согласно требованиям данной статьи, с целью организации и проведения занятий с начинающими преподавателями, не имеющими специального педагогического образования, в образовательной организации высшего образования создается Школа начинающих преподавателей. Деятельность школы направлена на обучение преподавателей и других лиц, участвующих в образовательном процессе, педагогический стаж которых не превышает трёх лет. Для успешного достижения целей Школы начинающих преподавателей и в соответствии со ст. 79 Приложения к приказу № 570 [4] в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России разработана программа профессиональной переподготовки (дополнительного профессионального образования) лиц, впервые назначенных на должности педагогических работников образовательных организаций МЧС России.

Целью дополнительной профессиональной программы (ДПП) является удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации изменившимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды после назначения на должность педагогического работника образовательной организации высшего образования.

Направленность программы профессиональной переподготовки предопределила её задачи:

- получение слушателями компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности - педагогической деятельности в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании [3];

- приобретение слушателями новой квалификации - преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на седьмой уровень квалификации (включает преподавание и по другим программам в случае, если соответствующие учебные дисциплины ориентированы на подготовку не выше шестого уровня квалификации или осуществляется подготовка, не связанная непосредственно с освоением квалификации);

- формирование готовности не имеющих педагогического образования преподавателей к образовательной, методической и научной деятельности в соответствии с квалификационными характеристиками к должностям преподавателя (старшего преподавателя) [5].

В рамках разработки программы авторами были проанализированы трудовые функции преподавателя (ставшего преподавателя) в соотношении с уровнями квалификации (табл. 1).

В соответствии с требованиями руководящих документов [4, 6-8], результаты освоения разработанной программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» направлены на приобретение слушателями новой квалификации педагогических работников образовательных организаций МЧС России, требующей изменения направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) профессионального образования, полученного ранее. Поэтому для авторов было важно провести сравнительный анализ понятия «квалификация» в образовании и трудовом праве.

В образовании термин «квалификация» (от лат. qualis - свойства, качества) - это уровень подготовки выпускников образовательных организаций. Окончив образовательную организацию высшего образования, выпускник получает документ, свидетельствующий о его квалификации: бакалавр, специалист или магистр.

Таблица 1. Описание трудовых функций преподавателя (старшего преподавателя), входящих в профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Группа занятий Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

2310 код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации

Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования Н Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации 7 Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) ДПП Н/01.6 6.2

Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и (или) ДПП под руководством специалиста более высокой квалификации Н/02.6 6.2

Профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятий Н/03.7 7.1

Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) ДПП Н/04.7 7.1

В трудовых отношениях термин «квалификация» - это степень соответствия определённому уровню профессиональных требований. Как правило, каждая должность имеет свой набор квалификационных требований. Поэтому в трудовом праве квалификация работника указывает на степень его готовности к исполнению служебных обязанностей.

Для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников при разработке профессиональных стандартов применяются девять квалификационных уровней. Нормативным документом, в котором указаны требования к уровням квалификации, является приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [9].

Для определения уровня отдельного работника необходимо проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на её соответствие трудовым действиям, предусмотренным в профессиональном стандарте. После сопоставления трудовых функций следует определить обобщенные трудовые функции данного работника, так как по ним в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень.

Важно подчеркнуть, что в разработанной авторами программе результаты обучения были определены на основе квалификационных характеристик к профессиональным знаниям

и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей преподавателя (старшего преподавателя) [5] и профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [3] (табл. 2).

Таблица 2. Формируемые компетенции преподавателя (старшего преподавателя), на основе профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Вид деятельности Формируемые компетенции

Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании ПК-1: способность к преподаванию учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведению отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительного профессионального образования

ПК-2: способность к организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и (или) дополнительного профессионального образования под руководством специалиста более высокой квалификации

ПК-3*: способность к профессиональной поддержке преподавателей, контролю качества проводимых ими учебных занятий

ПК-4: способность к разработке под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) дополнительного профессионального образования

* компетенция ПК-3 формируется в соответствии с трудовой функцией Н/03.7 «Профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятий» старшего преподавателя

Таким образом, в результате освоения разработанной авторами программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы», слушателю необходимо обладать следующими компетенциями:

ПК-1: способностью к преподаванию учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведению отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительного профессионального образования (подуровень квалификации 6.2);

ПК-2: способностью к организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и (или) дополнительного профессионального образования под руководством специалиста более высокой квалификации (подуровень квалификации 6.2);

ПК-3: способностью к профессиональной поддержке преподавателей, контролю качества проводимых ими учебных занятий (подуровень квалификации 7.1);

ПК-4: способностью к разработке под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) дополнительного профессионального образования (подуровень квалификации 7.1).

Освоение дополнительной профессиональной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме междисциплинарного экзамена и выпускной аттестационной работы. При этом бесспорно, что оценка качества освоения ДПП проводится в отношении соответствия результатов освоения ДПП заявленным целям и планируемым результатам обучения.

Поэтому авторы считали принципиально важным, что основным результатом освоения образовательной программы, разработанной с учетом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация. Однако её оценка имеет особенности в сравнении с оценкой умений и знаний. В связи с этим вопросы оценки

профессиональной квалификации в разработанной авторами программе отличны от оценки результатов освоения её отдельных дисциплин.

В соответствии с методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ и ДПП с учётом соответствующих профессиональных стандартов, утверждённых министром образования и науки Российской Федерации 22 января 2015 г. (№ ДЛ-1/05вн), особенности оценки квалификации состоят в том, что:

- квалификацию необходимо оценивать в целом, при выполнении деятельности в реальных условиях или максимально приближенных к ним, то есть оценка квалификации имеет интегративный (целостный) характер: сумма результатов оценивания знаний и умений не дает возможности судить о готовности их применять и не может привести к выводу о наличии квалификации;

- оценка квалификации, как правило, осуществляется в несколько этапов, так как любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить квалификацию одномоментно и за короткий период времени чаще всего невозможно;

- объективность оценки квалификации может быть достигнута за счет её проведения независимыми экспертами на основании чётко сформулированных (диагностичных) показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности, а также стандартизации условий и процедуры оценки [8].

При этом известно, что оценка квалификации по итогам освоения профессиональных образовательных программ может проводиться:

- единовременно или по накопительной схеме, в несколько этапов, следующих друг за другом с различными временными промежутками;

- в рамках промежуточной и (или) итоговой аттестации.

Кроме того, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [10] позволяет образовательной организации высшего образования самостоятельно определять форму итоговой аттестации обучающихся по ДПП. Следовательно, законодательство не предусматривает ограничений на разработку содержания и организации квалификационных экзаменов по итогам ДПП.

Вместе с тем установлено, что дополнительными конкретными объектами оценки могут выступать документированные подтверждения результатов выполнения педагогической деятельности (портфолио документов). Портфолио документов не является единственной формой доказательства освоения квалификации. Поэтому портфолио не используется авторами для оценки освоения всех компетенций, а дополняет выполнение заданий на междисциплинарном экзамене.

В портфолио входят: учебно-методические разработки слушателя, результаты обсуждения пробных и открытых занятий профильной кафедрой слушателя программы, результаты контроля занятий и взаимопосещений, результаты контроля остаточных знаний у обучающихся, научная статья в области совершенствования качества профессиональной подготовки в преподаваемой области, результаты участия в научно-практических конференциях по педагогике высшего образования, а также другие составляющие.

Междисциплинарный экзамен при таком подходе, учитывающем профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», на взгляд авторов, может состоять из доклада слушателя, содержащего решение задачи совершенствования качества профессиональной подготовки по преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Таким образом, в рамках решения задачи формирования готовности начинающих педагогов образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности на основе требований профессионального стандарта, авторы пришли к следующим выводам:

- новые понятия, принятые в декабре 2012 г. [11], подразумевали, что профессиональные стандарты станут основой национальной системы квалификаций и были

направлены на обеспечение взаимосвязи между профессиональной подготовкой и требованиями экономики;

- современные требования к должности преподавателя (старшего преподавателя) в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» не в полной мере соответствуют педагогическим знаниям и умениям, необходимым преподавателям для выполнения трудовых функций;

- разрешение данного несоответствия целесообразно с помощью разработки программы профессиональной переподготовки (дополнительного профессионального образования) лиц, впервые назначенных на должности педагогических работников образовательных организаций МЧС России;

- получение слушателями компетенций в рамках программы должно соответствовать новому виду профессиональной деятельности - педагогической деятельности в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании;

- программа направлена на приобретение слушателями новой квалификации -преподавание по программам высшего образования и по ДПП, ориентированным на седьмой уровень квалификации;

- в разработанной авторами программе результаты обучения были определены на основе квалификационных характеристик к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей преподавателя (старшего преподавателя);

- оценка качества освоения ДПП проводится в отношении соответствия результатов освоения ДПП заявленным целям и планируемым результатам обучения;

- основным результатом освоения образовательной программы, разработанной с учётом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация, оценка которой отлична от оценки результатов освоения её отдельных дисциплин;

- дополнительными конкретными объектами оценки могут выступать документированные подтверждения результатов выполнения педагогической деятельности.

Литература

1. Трудовой кодекс Рос. Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 2 дек. 2019 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 03.12.2019).

2. Булат Р.Е., Чепуренко Г.П. Профессиональный стандарт как нормативная база при аттестации персонала // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 4 (34). С. 277-282.

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Минтруда России от 8 сент. 2015 г. № 608н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112416/ (дата обращения: 03.12.2019).

4. Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, а также деятельности образовательных организаций высшего образования МЧС России: приказ МЧС России от 5 дек. 2018 г. № 570. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315160/ (дата обращения: 08.12.2019).

5. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»: приказ Минздравсоцразвития Рос. Федерации от 11 янв. 2011 г. № 1н. URL: http://base.garant.ru/55170898/ (дата обращения: 08.12.2019).

6. О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов (с изм. и доп.): постановление Правительства Рос. Федерации от 22 янв. 2013 г. № 23. URL: http://base.garant.ru/70304190/ (дата обращения: 03.12.2019).

7. О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499: приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 15 нояб. 2013 г. № 1244. URL: http://base.garant.ru/70568294/ (дата обращения: 08.12.2019).

8. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учётом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки Рос. Федерации 22 янв. 2015 г. № Дл-1/05вн). URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_248740/ (дата обращения: 08.12.2019).

9. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов: приказ Минтруда России от 12 апр. 2013 г. № 148н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970 (дата обращения: 03.12.2019).

10. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.12.2019).

11. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федер. закон Рос. Федерации от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_178864/ (дата обращения: 03.12.2019).

References

1. Trudovoj kodeks Ros. Federacii: Feder. zakon Ros. Federacii ot 30 dek. 2001 g. № 197-FZ (v red. ot 2 dek. 2019 g.). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/ (data obrashcheniya: 03.12.2019).

2. Bulat R.E., Chepurenko G.P. Professional'nyj standart kak normativnaya baza pri attestacii personala // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. 2013. № 4 (34). S. 277-282.

3. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya»: prikaz Mintruda Rossii ot 8 sent. 2015 g. № 608n. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_112416/ (data obrashcheniya: 03.12.2019).

4. Ob utverzhdenii Osobennostej organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj, metodicheskoj i nauchnoj (nauchno-issledovatel'skoj) deyatel'nosti v oblasti podgotovki kadrov v interesah oborony i bezopasnosti gosudarstva, a takzhe deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya MCHS Rossii: prikaz MCHS Rossii ot 5 dek. 2018 g. № 570. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315160/ (data obrashcheniya: 08.12.2019).

5. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashchih, razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rukovoditelej i specialistov vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya»: prikaz Minzdravsocrazvitiya Ros. Federacii ot 11 yanv. 2011 g. № 1n. URL: http://base.garant.ru/ 55170898/ (data obrashcheniya: 08.12.2019).

6. O Pravilah razrabotki i utverzhdeniya professional'nyh standartov (s izm. i dop.): post. Pravitel'stva Ros. Federacii ot 22 yanv. 2013 g. № 23. URL: http://base.garant.ru/70304190/ (data obrashcheniya: 03.12.2019).

7. O vnesenii izmenenij v Poryadok organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 1 iyulya 2013 g. № 499: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros. Federacii ot 15 noyab. 2013 g. № 1244. URL: http://base.garant.ru/70568294/ (data obrashcheniya: 08.12.2019).

8. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm i dopolnitel'nyh professional'nyh programm s uchyotom sootvetstvuyushchih professional'nyh standartov (Minobrnauki Ros. Federacii 22 yanv. 2015 g. № DL-1/05vn). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_248740/ (data obrashcheniya: 08.12.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ob utverzhdenii urovnej kvalifikacii v celyah razrabotki proektov professional'nyh standartov: prikaz Mintruda Rossii ot 12 apr. 2013 g. № 148n. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970 (data obrashcheniya: 03.12.2019).

10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ (poslednyaya redakciya). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_140174/ (data obrashcheniya: 08.12.2019).

11. O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'i 11 i 73 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»: Feder. zakon Ros. Federacii ot 2 maya 2015 g. № 122-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_178864/ (data obrashcheniya: 03.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.