Научная статья на тему 'Разработка программ профессиональной переподготовки педагогических работников с учетом требований образовательных стандартов'

Разработка программ профессиональной переподготовки педагогических работников с учетом требований образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1574
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / NEW PROFESSIONAL EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL RETRAINING / ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAM / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сопин В. И.

В статье раскрыты научные подходы и даны рекомендации по разработке дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки педагогических работников, не имеющих педагогического образования, на основе нового профессионального и образовательного стандартов педагога профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сопин В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of programs of teachers´ vocational retraining based on educational standards requirements

The article deals with scientific approaches and recommendations for designing additional professional programs of professional retraining of teachers who do not have pedagogical education, based on new teacher´s professional and educational standards of vocational education

Текст научной работы на тему «Разработка программ профессиональной переподготовки педагогических работников с учетом требований образовательных стандартов»

В. И. Сопин

(Санкт-Петербурге)

Разработка программ профессиональной переподготовки

педагогических работников с учетом требований образовательных стандартов

В статье раскрыты научные подходы и даны рекомендации по разработке дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки педагогических работников, не имеющих педагогического образования, на основе нового профессионального и образовательного стандартов педагога профессионального образования.

Важное место в системе непрерывного педагогического образования занимает подсистема дополнительного профессионального образования (ДПО] педагогических работников, осуществляемая посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки] педагогических кадров, разрабатываемых образовательной организацией дополнительного профессионального образования.

В связи с подготовкой к внедрению с 1 января 2017 года в профессиональных образовательных организациях профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и применением в системе высшего педагогического образования новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО] по уровням бакалавриата и магистратуры одной из актуальных и востребованных проблем стала разработка дополнительных профессиональных программ (ДПП) повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников с учетом требований этих документов.

Применение профессиональных стандартов в сфере образования, в том числе при разработке дополнительных профессиональных программ, предусмотрено утвержденными Правительством РФ «Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [1], что предполагает их использование:

а] разработчиками при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации

работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б] образовательными организациями при разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ;

в] при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Особенностью системы дополнительного профессионального педагогического образования является то, что к освоению дополнительных профессиональных программ (ДПП] допускаются не только лица, имеющие среднее профессиональное и (или] высшее педагогическое образование или его получающие, но и лица, не имеющие педагогического образования, но принятые в образовательные организации и работающие в них.

Лица без профессионального педагогического образования - это действующие педагоги, имеющие высшее, среднее или профессиональное образование (техническое, экономическое, математическое и др.] и работающие в образовательных организациях разного типа, уровня и профиля.

Преподаватели и мастера производственного обучения составляют основной кадровый потенциал профессиональных образовательных организаций. И именно среди них имеется еще значительное число лиц, которые трудоустроены на преподавательскую работу, но при этом не имеют педагогического образования.

Требования к уровню профессионального образования и обучения, к практическому опыту педагога, представленные в утвержденном и вводимом в действие с 1 января 2017 года профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее профстандарт), указывают на то, что при отсутствии педагогического (среднего или высшего) образования преподаватели и мастера производственного обучения должны получить его в системе дополнительного профессионального образования в области профессионального образования и (или) профессионального обучения на курсах профессиональной переподготовки [2].

При этом могут пройти обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и получить базовое педагогическое образование в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) лица, не имеющие педагогического образования, если они имеют не только среднее или высшее (непедагогическое) образование, а также лица, имеющие начальное профессиональное образование, поскольку согласно части 1 статьи 108 Федерального закона № 273-Ф3 образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного закона, приравниваются к уровням образования, установленным ФЗ № 273, в том числе начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих [3].

Поэтому профессиональная образовательная организация, привлекая на работу лицо с начальным профессиональным образованием, средним или высшим непедагогическим образованием, имеет право и обязана отправить его на обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки.

Педагогические работники профессиональных образовательных организаций имеют право на дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в три года (ранее было 1 раз в 5 лет).

Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-Ф3 установлено, что создание условий и организация ДПО работников от-

носится к компетенции образовательной организации, то есть организация и оплата обучения по ДПП педагогических работников входит в компетенцию работодателя (директора образовательной организации).

Кроме того, в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО для собственных нужд также определяет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников осуществляется работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором [3].

Поскольку базовой основой высшего педагогического профессионального образования является уровень бакалавриата, то для его получения в соответствии с утвержденным новым федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (далее - ФГОС ВО) в очной форме требуется 4 года, а в очно-заочной или заочной формах - 4 г. 6 мес. - 5 лет.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, как известно, срок освоения дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки установлен не менее 250 часов [4]. Изучить весь объем содержания высшего педагогического образования в условиях ДПО, конечно, не представляется возможным ни в очной, ни в заочной формах. При этом надо учитывать тот факт, что педагогические работники без педагогического образования - это действующие, работающие в образовательной организации педагоги, и они не могут быть направлены на длительные по времени курсы переподготовки, то есть освобождены от образовательного процесса на длительный период.

В этом и заключается основное противоречие между тем, что установлено выше названным приказом Минобрнауки России, предусматривающим, что содержание программы профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов, то есть профстандарта, и требований соответствующих федеральных государственных образова-

тельных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ, то есть адекватных ФГОС ВО по направлению 44.03.04, а результаты обучения по программе профессиональной переподготовки также должны определяться на основе профессиональных компетенций, соответствующих этому же ФГОС ВО, и между ограниченным объемом учебного времени на профессиональную переподготовку лиц, не имеющих педагогического образования.

Поэтому ключевым вопросом в профессиональной переподготовке лиц без педагогического образования является вопрос о содержании такой переподготовки.

В соответствии с утвержденным «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», являющимся обязательным для всех образовательных организаций дополнительного профессионального образования, установлены следующие основные требования к структуре и содержанию разрабатываемых дополнительных профессиональных программ [4]:

1] структура дополнительной профессиональной программы должна включать цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей], организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей], иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации;

2] в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. А в структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или] уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или] перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы;

3] содержание реализуемой дополнительной программы и (или] отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей], практик, стажировок] должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения;

4] содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

При этом программа профессиональной переподготовки должна учитывать не только требования профессиональных стандартов, но и требования соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или] высшего образования к результатам освоения образовательных программ. А результаты обучения по программе профессиональной переподготовки должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов.

Утвержденные ранее приказом Минобр-науки России федеральные государственные требования определяют цели, структуру дополнительных профессиональных программ, а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

Структура дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки, например, должна предусматривать наличие и изучение следующих частей и учебных разделов [5]:

I. Базовая часть.

1. Учебный раздел Р1. «Нормативно-правовой».

1.1. Обязательная (базовая] составляющая.

1.2. Вариативная составляющая.

2. Учебный раздел Р2. «Психолого-педагогический».

2.1. Обязательная (базовая] составляю-

щая.

2.2. Вариативная составляющая.

II. Профильная часть.

3. Учебный раздел Р3. «Предметная деятельность».

3.1. Обязательная (базовая] составляющая.

3.2. Вариативная составляющая.

III. Государственная (итоговая) аттестация.

Как видно из этой структуры, каждый раздел базовой и профильной частей дополнительной профессиональной образовательной программы должен включать в себя обязательную (базовую] и вариативную составляющие. Вариативная составляющая учебного раздела устанавливается образовательной организацией ДПО в целях расширения и (или] углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательной части учебного раздела.

Каждый учебный раздел (блок] ДПП профессиональной переподготовки может состоять из образовательных дисциплин и их модулей, адекватных формируемым трудовым функциям и трудовым действиям профессионального стандарта. Модуль, в свою очередь, состоит из модульных элементов, которые представляют собой тематику (темы] изучаемого содержательного модуля. А модульные элементы включают в себя модульные единицы, являющиеся содержательными единицами изучаемых тем, в процессе освоения которых формируются теоретические знания и практические умения и соответствующие им общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Освоение дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки педагогических работников завершается обязательной государственной (итоговой] аттестацией, форма и требования к которой установлены методическими рекомендациями Минобрнау-ки России [6].

К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, завершивших освоение дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки, установлены следующие общие требования, а именно: они должны обладать следующими профессиональными компетенциями [5]:

1] следовать в организации образователь-

ного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;

3) организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

4) проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятель-ностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, средств и технологий;

5) планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

При разработке дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки педагогических работников, не имеющих педагогического образования, необходимо установить соответствие базовой (обязательной) и вариативной составляющих отобранного содержания профессиональной переподготовки с учетом требований профессионального стандарта и ФГОС ВО, и прежде всего общепрофессиональных и профессиональных компетенций ФГОС ВО.

В профессиональном стандарте, например, у преподавателя профессиональной образовательной организации выделена следующая основная, специфическая только для него обобщенная функция и составляющие ее три основные трудовые функции:

1. Обобщенная трудовая функция - «Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО), ориентированным на соответствующий уровень квалификации» и ее трудовые функции:

1.1. Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО.

1.2. Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации.

1.3. Разработка программно-методическо-

го обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей] программ профессионального обучения, СПО.

Кроме этого в профессиональном стандарте обозначены еще две обобщенные трудовые функции и их трудовые функции, которые являются общими для профессиональной деятельности как преподавателя, так и мастера производственного обучения, а именно:

2. Обобщенная трудовая функция (ОТФ2] -«Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса] обучающихся по программам СПО» и ее трудовые функции:

2.1. Содержание педагогических условий для развития группы (курса] обучающихся по программам СПО.

2.2. Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии.

3. Обобщенная трудовая функция (ОТФ3] -«Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями]» и ее трудовые функции:

3.1. Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей] по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора.

3.2. Проведение практикоориентирован-ных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями].

Следовательно, для определения требований, которым должен соответствовать педагогический работник, не имеющий педагогического образования, после завершения курса профессиональной переподготовки в системе ДПО, надо выделить и сопоставить трудовые функции, которые заданы в профессиональном стандарте с профессиональными компетенциями во ФГОС ВО, которые должны быть сформированы в рамках этих трудовых функций.

Во ФГОС ВО по направлению 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям], установлено, что у будущих педагогов, усвоивших основную образовательную программу высшего образования по уровню бакалавриата, должны быть сформированы общекультурные (ОК-1 - ОК-9], общепрофессиональные (ОПК-1 - ОПК-10] и профессиональные (ПК-1

- ПК-36] компетенции по соответствующим видам профессиональной деятельности, на которые (который] ориентирована программа, в частности:

1] в учебно-профессиональной деятельности (ПК-1 - ПК-10];

2] в научно-исследовательской деятельности (ПК-11 - ПК-14];

3] в образовательно-проектировочной деятельности (ПК-15 - ПК-23];

4] в информационно-технологической деятельности (ПК-24 - ПК-30];

5] в обучении по профессии (ПК-31 -ПК-36].

Содержание обучения должно определяться совокупностью предусмотренных во ФГОС ВО формируемых в процессе учебы общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, выражаемых в получаемых знаниях и умениях.

Таким образом, при разработке ДПП необходимо соотнести выделенные во ФГОС ВО и предусмотренные для формирования компетенции педагога с предметным содержанием рабочей программы, сумев выделить, какие компетенции формируются в рамках трудовых функций и действий того или иного модуля рабочей программы с конкретными темами и их содержанием теоретического и практического обучения.

Одним из возможных путей устранения указанного выше противоречия может быть интеграция содержания ДПП профессиональной переподготовки и интенсификация процесса обучения, то есть разработка интегра-тивной ДПП профессиональной переподготовки педагогических кадров без педагогического образования и использование интенсивных технологий обучения, позволяющих сократить объем содержания и соответственно срок освоения программы профессиональной переподготовки.

Поэтому важными принципами разработки дополнительных профессиональных программ и реализации профессиональной переподготовки педагогических работников профессиональных образовательных организаций, не имеющих педагогического образования, являются принципы интеграции содержания профессиональной переподготовки, модульности построения ДПП и интенсификации образовательного процесса.

Проектирование и структурирование содержания образования на интегративной ос-

нове слушателей ДПО, не имеющих педагогического образования, позволяет сократить объем содержания образования и сделать его более емким и информативным, что очень необходимо при профессиональной переподготовке лиц, не имеющих педагогического образования.

Интегрированная ДПП профессиональной переподготовки педагогических работников без педагогического образования - это программа профессиональной переподготовки, направленная на получение указанными лицами базового профессионального педагогического образования, которая по содержанию и результатам ее освоения в значительной мере соответствует требованиям профессионального стандарта и ФГОС ВО по уровню бакалавриата.

По результатам успешного освоения такой интегрированной ДПП слушателям будет выдан диплом о профессиональной переподготовке.

Построение такой интегрированной ДПП при этом должно быть вариативно-модульным.

Вариативно-модульное построение ДПП позволит оперативно отбирать, заменять и создавать конкретные модули и рабочие программы с учетом предшествующего и достигнутого уровня образования путем зачета основных учебных модулей, индивидуализировать и интенсифицировать образовательный процесс слушателей.

В основе отбора и интеграции содержания ДПП профессиональной переподготовки лежат трудовые функции и необходимые для их реализации знания и умения, излагаемые в профессиональном стандарте, и профессиональные компетенции, прописанные в ФГОС ВО бакалавров, как результаты освоения интегрированной ДПП.

При разработке ДПП профессиональной переподготовки возникает необходимость сопоставить соответствующие ФГОС ВО и профессиональный стандарт на предмет соответствия зафиксированных в нём требований к результатам переподготовки в виде сформированных у слушателей компетенций, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных, с описанием квалификации в профессиональном стандарте в виде выбранных для освоения обобщенных трудовых функций (ОТФ), трудовых функций (ТФ) по каждой ОТФ и их трудовых действий.

Интегрированная ДПП профессиональной переподготовки должна иметь практикоори-ентированный, деятельностный характер, то есть в ней соотношение теоретического и практического обучения будет увеличено в сторону практики. Однако это не исключает наличия в ней базовой фундаментальной составляющей психолого-педагогического, ди-дактико-методического и нормативно-правового содержания педагогического профессионального образования, что установлено также нормативно-правовыми требованиями.

Разработка и реализация интегрированных вариативно-модульных ДПП профессиональной переподготовки позволит осуществить для лиц, не имеющих педагогического образования, принцип непрерывности повышения их профессионального уровня путем соединения формальных форм ДПО - профессиональной переподготовки и дальнейшего повышения своей квалификации и неформальных форм, реализуемых в профессиональной образовательной организации, то есть создать и осуществить индивидуальную траекторию (маршрут) развития своего профессионализма педагогической деятельности.

Исходя из установленных и перечисленных выше требований, можно сформулировать следующие основные положения совершенствования содержания и разработки дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки педагогических работников, не имеющих педагогического образования, в системе дополнительного профессионального образования с учетом требований новых профессионального стандарта и ФГОС ВО.

1. В основу отбора содержания и разработки ДПП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников должен быть положен про-фессиолого-компетентностный подход, предусматривающий формулировку основных образовательных дисциплин (модулей) программы, исходя и на основе обобщенных трудовых и трудовых функций и видов трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте, а результаты освоения программы - на основе сформулированных общепрофессиональных и профессиональных компетенций в ФГОС ВО, адекватных соответствующим трудовым функциям и трудовым действиям.

2. При разработке ДПП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников без педагогического образования должен быть использован и реализован также интегративно-модуль-ный подход, заключающийся в необходимости интеграции содержания профессиональной переподготовки (знаний и умений], представленных в профессиональном стандарте, выделении из них базовых (инвариантных] и вариативных модулей образовательной программы, установлении как общих, так и специфических модулей для переподготовки преподавателей и (или] мастеров производственного обучения.

3. При разработке и реализации ДПП профессиональной переподготовки и повышения квалификации должен быть использован еще и персонифицированный, личностно-дея-тельностный подход, предусматривающий адресную направленность образовательного процесса на конкретного слушателя, его потребности, ориентирующий на учет личностных особенностей и профессиональных интересов контингента слушателей, на создание для них индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий, определяющий и усиливающий практикоориентированную направленность содержания образовательных программ путем выделения в нём не только блока теоретического, но и практического обучения, направленного на решение профес-

сиональных задач и формирование профессиональных умений, характерных для соответствующих видов трудовых действий, изложенных в профессиональном стандарте, и получения образовательных результатов в виде профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВО.

Особенностью ДПП профессиональной переподготовки лиц без педагогического образования является ее практикоориентирован-ная направленность.

Деятельностный аспект содержания ДПП выражается в том, что образовательные модули имеют не только теоретическую, но и практическую составляющую, направленную на освоение тех или иных трудовых функций профессиональной практической деятельности путем решения практико-направленных задач, включающих освоение видов трудовых действий, из которых состоит данная трудовая функция.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенность деятельностного подхода при разработке ДПП заключается в том, что предметом (содержанием] обучения являются трудовые функции и трудовые действия, то есть соблюдение трудовой функциональ-но-деятельностной направленности образовательного процесса, а результатом их формирования - профессиональные компетенции, адекватные этим видам трудовых функций и действий, то есть в логике педагогической деятельности.

Литература

1. Постановление Правительства Российской федерации от 22 января 2013 г. № 23 в ред. от 23 сентября 2014 г. «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/...

2. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 8 октября 2015 г. № 608н) [Электронный ресурс]. URL: http://www. spbgik.ru/...

3. Разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования (письмо зам. министра Минобрнау-ки России А.А. Климова от 25.08.2015 № АК-2453/06) [Электронный ресурс]. URL: http://www.urfu.ru/...

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс]. URL: http://dogm.mos.ru/...

5. Приказ Минобрнауки России № 10 от 15 января 2013 г. «Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников» [Электронный ресурс]. URL: httpy/минобрнауки.рф/...

6. Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ : письмо Минобрнауки России «О направлении методических рекомендаций по итоговой аттестации слушателей» от 30 марта 2015 г. № АК-821/06 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dop-edu.ru/...

7. Читаева О. Б. Интеграция профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования. - М., 2006. - 151 с.

8. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. министром образования и науки РФ Д.В. Ливановым 22 января 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gasu.ru/univer/science/UMU/metod_sovet/DL-1/

9. Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов : письмо заместителя министра Минобр-науки России В.Ш. Каганова от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipdpo.ru/...

10. Методические рекомендации по актуализации действующих Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым 22 января 2015 г. № ДЛ-2/05вн) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.